Отчего и почему АКБ быстро разряжается даже на новом автомобиле
Бракованная магнитола, видеорегистратор и сигнализация, запитанные кустарным образом, забытый в диагностическом гнезде Bluetooth-адаптер – все это способно посадить АКБ в ноль буквально за одну ночь. Ситуация вынудит накинуть на «+» и на «–» крокодилы зарядника или же воспользоваться одной из моделей рейтинга портативных пуско-зарядных устройств. Но одного пробуждения заботы о батарее недостаточно. Необходим комплексный подход.
Старение, недозаряд и мороз: почему родной аккумулятор автомобиля быстро разряжается после 3-5 лет эксплуатации
Интенсивный разряд принято списывать на счет старой батареи, дескать, отработала положенный срок… Источник питания действительно не вечен. Даже в состоянии покоя и периодического подзаряда он будет верно служить не более 10 лет. Приближение к «кончине» трактуют просто – изделие потеряло емкость.
Что способствует старению
Объяснить с научной точки зрения, почему АКБ быстро разряжается и отчего он вообще портится, можно с помощью развернутых тезисов:
- Необратимая сульфатация пластин. Сульфат свинца, постепенно облепляя электроды, снижает их активную площадь, понижая фактический потенциал в A*h. Активизируется такое явление при хранении в разряженном состоянии или недостаточном уровне электролита в банках. Повышение плотности электролитической жидкости, увеличение ее температуры и самостоятельный разряд – способствуют протеканию этого процесса.
- Ускоренный саморазряд. Глобально к этому приводит грязь и пыль, скопленная на коробке (замыкаются токоотводы). Локально это происходит в банках по причине осыпания активной массы с пластин и разрушения перегородок между электродами. У новых АКБ процесс развивается из-за наличия металлических примесей в сепараторах, потому как металлы постоянно отщепляются и способствуют протеканию разрядных токов.
- Короткое замыкание положительных и отрицательных пластин. Происходит ввиду осыпания с них обмазки.
- Разрушение плюсовых электродов в банках. Это результат оплывания активной массы и коррозии токоотводов.
- Трещины в мастике и ее отслаивание с пластин в ходе старения.
Постоянный недозаряд
Когда двигатель жужжит, генератор питает бортовое оборудование машины и АКБ. В приоритете – магнитолы, фары, обогревы и подогревы, остаток идет на батарею. Лишь опытные водители дополняют приборную доску вольтметром. А он, уж поверьте, способен вводить в ужас. Так, в его компетенции разъяснить, почему быстро разряжается аккумулятор автомобиля даже после замены:
- На холостых цифры порядка 14,0-14,5 Вольта свойственны для ненагруженной сети. Прелесть в том, что генератор работает исправно, и батарея успешно восстанавливается.
- На ХХ с включенным светом и музыкой норма 13,7-13,8 В. К «гене» замечаний нет, лишь АКБ тока не достается.
Дальнесрочная деградация в том, что хронический недозаряд провоцирует сульфатацию. Со временем АКБ начинает быстро заряжаться, и так же интенсивно разряжаться. Мгновенный эффект иной. Аккумулятор попросту не восстанавливает емкость, а лишь тратит ее. В условиях города это чаще всего и происходит. Для зарядки нужны обороты, а где их взять в пробке.
К сведению. Энергия, затраченная стартером на вращение маховика в течение 5 секунд, восстанавливается от генератора за 20-30 минут непрерывной езды. Стрелка тахометра не должна опускаться ниже 1 500 об/мин.
Столкнуться напрямую с недозарядом можно сразу после установки новой батареи. Более емкий аналог привлекает внушительным числом A*h на этикетке. На деле мощности генератора не хватает, чтобы в привычные сроки реанимировать заряд до 100%.
Морозные дни
На морозе аккумулятор теряет емкость, отчего разряд наступает быстрее. При температуре менее -15°C потеря 1 А*ч на градус – совершенно нормальное явление. Если не ездить, источник тока сядет, а электролит замерзнет. Кристаллизация электролитической жидкости опасна тем, что корпус изделия может треснуть, а пластины – покоробиться. Исключение – AGM, в котором электролит абсорбирован.
Утечки тока: почему даже новый АКБ быстро садится при простое
Автомагнитола, ЭБУ и прочее оборудование полностью не выключается. Оно уходит в глубокий спящий режим и «кушает» электроэнергию даже при заглушенном двигателе. Кроме них есть активные потребители в виде сигнализации и блока бортового контроля. Энергия, потребляемая ими при выключенном зажигании, называется утечкой тока.
Суммарный ток расхода в состоянии покоя – не более 50 мА. Если все в кондиции, аккумулятор автомобиля не сядет в ноль за неделю, а то и месяц стоянки. Проверить утечку можно на любой машине с помощью мультиметра:
- Перевести тестер в режим измерения 10А, и подключить провода к соответствующим выводам на приборе.
- Одним щупом прикоснуться к выводу АКБ, другим – к снятой клемме.
Внимание! Работы проводятся на остановленном двигателе и выключенном бортовом оборудовании. 50 мА = 0,05 А.
Если величина превышает оговоренную, ведем поиск «прожорливой» цепи. Для этого следует поочередно вынимать предохранители и вместо них подключать амперметр. Серьезного потребителя выдаст скачок в показаниях прибора. В зоне риска проводка мультимедийной системы и сигнализации.
Магнитола
Подозревая «голову», ознакомьтесь с характеристиками прибора. Бывает, что ток покоя усилителя равен 1А. Такой аппетит обусловлен активностью выходного каскада даже в положении OFF. Явление редкое, но встречается.
На заметку. Снимите переднюю панель магнитолы и оцените ток покоя цепи. Он точно будет меньше, поскольку в таком положении проигрыватель полностью обесточивается.
Не стоит пренебрегать правилами монтажа мультимедийного центра. Типичная ошибка – скрутить желтый (управляющий) и красный (силовой) плюс. Слаботочный желтоватый провод должен присоединятся к АСС+ на замке зажигания. Тогда процессор и память устройства будут активны только после поворота ключа.
Что делать еще, если АКБ автомобиля теряет внушительный ток на питание покоя аудиосистемы и поэтому быстро разряжается за ночь? Здесь имеют место узкоспециализированные проблемы:
- Отказал выход REM на дополнительном усилителе, через который автомагнитола управляет его питанием.
- Внутри Hi-Fi устройства перемкнул один из компонентов.
- Замечен факт повышенного аппетита. Можно установить кнопку в цепь питания.
Сигнализация
Имея дело с «нештатной» сигналкой, оценить ее на наличие «глюков» – цель №1. Один из симптомов – самопроизвольное отпирание/запирание дверей. Не исключено, что работа корректна, но одна из функций неправильно подключена. К примеру, автозапуск может не до конца сработать из-за деактивированного датчика «ручника», при этом фары или ДХО включатся.
Возможны проблемы с питанием. Для их идентификации можно проверить утечку тока на заблокированном автомобиле:
- Поднять капот.
- Демонтировать одну из клемм.
- Подключить тестер в режиме амперметра (10А).
- Зажать концевик датчика положения капота.
- Поставить машину на охрану с помощью брелока.
- Снять показания.
Постороннее оборудование
Советы по грамотной запитке того же видеорегистратора пишутся исходя из опыта. Не подключайте какой-либо малозаметный прибор напрямую к «+». Подсоедините к замку зажигания и встройте в цепь предохранитель.
- Плафон освещения салона.
- Прикуриватель.
- Положительная клемма аккумулятора.
Еще один вариант – забытый в диагностическом гнезде адаптер ELM 327. Он поедает порядка 0,45 А, поскольку не дает перейти ЭБУ в спящий режим после выключения зажигания.
Глюки в штатных системах
У каждого автомобиля пакет «сюрпризов» свой. К примеру, может «коротить» моторчик стеклоподъемника. Из частных случаев – блок Bluetooth или головной орган системы полного контроля автомобиля (болячки Mitsubishi Outlander). Самопроизвольно включаемые фары – вполне распространенная жалоба. Обычно выручает дилерская услуга перепрошивки.
На заметку
Ежедневные разряды в ноль убивают АКБ. Лучше предупредить болезнь, чем мириться с тем, что аккумулятор быстро теряет заряд при езде на автомобиле. Если и наступит момент интенсивного разряда, полезно выявить его и воздержаться от еще одной прокрутки стартером.
Что делать, чтобы батарея быстро не разряжалась
- Зарядка малым током (порядка 1-2 А) предотвращает начальную сульфатацию пластин. Подключайте зарядник один раз в месяц на ночь и обычный аккумулятор отслужит 5-6 лет без проблем, а батарея AGM или EFB – и того больше.
- Ознакомьтесь с тем, как правильно хранить батарею в гаражных условиях и дома. При стоянке на морозе более суток снимайте источник питания и заносите в теплое помещение (не более +25°C).
- Регулярно чистите клеммы на автомобиле и токоотводы на источнике питания специальной щеткой для клемм аккумулятора (на фото) или простой наждачкой. Окислы вызывают недозаряд.
- С приходом холодов чаще подзаряжайте изделие до 100% нормальным током (10% от емкости).
- Содержите наружную поверхность АКБ в чистоте. Протирать можно 10% раствором нашатырного спирта и калицинированной соды, после чего вытирать насухо.
- Если батарея обслуживаемая, чистите тонкой проволокой отверстия в крышках банок. Перед зарядкой проверяйте уровень электролита. Норма: +10…15 мм от предохранительного щитка. Сопоставляйте плотность электролитической жидкости с напряжением.
- Периодически тестируйте бортовую сеть на утечки тока.
Как узнать, что АКБ почти разряжен
По нагрузке. Актуальны как методы проверки аккумулятора при покупке, так и обычное наблюдение:
- Стартер крайний раз еле крутил вал двигателя.
- При включении подогрева сидений/окон или фар выключается магнитола.
autobann.su
Разряжается аккумулятор на автомобиле за ночь: Причины и Что делать
Практически все автовладельцы сталкивались с такой неприятностью, как разряд аккумулятора в течение непродолжительного простоя машины, например за ночь. Далеко не всегда причиной подобных проблем становится батарея. На это так же может повлиять состояние автомобиля и даже погодные условия. Хотя стоит отметить, что в большинстве случаях виновата именно АКБ.
Аккумуляторные проблемы
Утечка тока
Для автомобилей, оснащённых охранными системами и другими потребителями электроэнергии, память которых не является энергонезависимой (например, аудиосистемы), самопроизвольная утечка тока – нормальное явление. К тому же незначительные потери могут возникать из-за образования токоведущих «мостиков», образовавшихся из воды и грязи между клеммами соединительных колодок.
Вопрос в том, насколько велико значение утечки. Для отечественных машин максимальный её показатель не должен превышать 0,075 – 0,08 А, для иномарок – в два раза ниже. Для наглядности: в цепи включенной лампы стоп-сигнала или указателя поворотов, мощность которой составляет 21 Вт, протекает ток ≈ 1,75 А. То есть если утечка укладывается в норму, она не способна «высосать» аккумулятор даже за несколько суток простоя.
Высокий ток утечкиИзмерение тока утечки следует производить миллиамперметром, подключенным между «плюсовой» клеммой, отсоединённой от батареи, и соответствующим (плюсовым) выводом.
Во избежание протекания чрезмерного тока через прибор в момент срабатывания электрических замков временно зашунтируйте его отрезком провода!
Коротит между пластинами
Замыкания между положительными и отрицательными пластинами происходят по таким причинам:
- Повреждение сепараторов
- Образование перемычек (дендритов) из загрязнений
- Скопление шлама на дне батареи
Замкнуть может как несколько банок, так и одна – батарея в любом случае непригодна для эксплуатации. Выявить факт замыкания внутри АКБ можно при помощи нагрузочной вилки – при подключении её добавочного сопротивления замкнутые банки «закипят», а напряжение на выводах батареи падает ниже 9 В.
Замкнутая батарея восстановлению не подлежит.
Сульфатация пластин
Во время протекания по цепи тока разряда соли, образованные в результате реакции свинца и серной кислоты – сульфаты – образуют на пластинах налёт. Частичная сульфатация – явление совершенно закономерное. При зарядке батареи происходят обратные реакции, в результате которых частицы сульфатов распадаются и происходит как восстановление материала платин и их обмазки, так и плотности электролита.
Сульфатация пластинПри глубоком же разряде сульфаты образуют настолько плотную корку, что она препятствует взаимодействию ионов с веществом пластин. В результате становятся невозможными как зарядка АКБ, так и отдача ею электроэнергии.
Иногда, пока не вся поверхность пластин покрыта сульфатной коркой, удаётся реанимировать батарею несколькими циклами «заряд/разряд». Такие тренировочные циклы можно проводить и с профилактическими целями, не дожидаясь того, чтобы аккумулятор «беспричинно» сел за один день.
Очистить пластины механическим способом нет возможности, поэтому батареи, подвергшиеся глубокому разряду, в большинстве случаев идут в утиль. Чтобы этого не происходило, не следует «выжимать» батарею при попытках запуска, подолгу вращая коленвал стартером – когда-нибудь посаженный «в ноль» аккумулятор просто «не примет» зарядку.
Низкий уровень электролита
Уровень электролита должен быть таким, чтобы между его поверхностью и верхними краями пластин было расстояние 15 – 20 мм.
Низкий уровень говорит о том, что частично выкипела вода, содержащаяся в электролите. В результате концентрация серной кислоты в таком случае возрастает, что вызывает активное корродирование пластин.
Но добавлять дистиллированную воду, не проверив плотность электролита, допускается лишь в жаркую погоду – иначе, чересчур разбавленный, он может разрушить корпус аккумулятора при наступлении морозов. Недостаточную плотность можно восстановить доливанием корректирующего раствора плотностью 1,4 г/см3, продающегося в магазинах.
Не допускайте попадания грязи через отверстия в корпусе батареи при измерении плотности и доливании электролита – она вызовет ток разряда между пластинами!
Осыпание пластин
Обмазка пластин также участвует в химических реакциях в процессах заряда/разряда и её осыпание снижает энергоотдачу батареи. Кроме того, осыпавшиеся её частицы становятся причиной утечки тока внутри источника питания.
Разрушение пластинВ результате как ёмкость, так и пусковой ток аккумулятора падают. Основные причины осыпания пластин:
- Превышение напряжения и силы тока зарядки. Напряжение не должно превышать 14,4 В, а зарядный ток должен составлять 10% от ёмкости. То есть АКБ ёмкостью 75 А/ч должна заряжаться током силой 7,5 А.
- Вибрация и удары, воспринимаемые корпусом батареи из-за плохого крепления её на автомобиле.
Пластины замене не подлежат – корпус современной батареи неразборный.
Окисление клемм
Наиболее страдают от окисления клеммы, изготовленные из сплавов железа – они наиболее подвержены коррозии. С течением времени нарушаются контакты клемм с выводами батареи и с проводами, что препятствует как полноценной зарядке аккумулятора, так и снабжение им потребителей. Для защиты клемм от окисления на их поверхность наносится тонкий слой консистентной смазки.
Свинцовые клеммы не окисляются, но со временем их «хватка» ослабевает – пластичный металл легко деформируется. Восстановить такие клеммы можно, увеличив напильником зазоры в их «замках».
Низкий показатель пускового тока
При покупке аккумулятора необходимо обращать внимание не только на его ёмкость, выраженную в ампер-часах, но и на величину пускового тока, указываемую на наклейке корпуса наряду с остальными данными. Неправильно подобранный аккумулятор, даже если он не разряжен, не позволит стартеру развить требуемую мощность при прокрутке коленвала двигателя.
Особое внимание в этом плане необходимо уделять при выборе батареи для машины с дизельным двигателем – более высокая компрессия в цилиндрах дизеля оказывает большее сопротивление прокрутке.
В холодных регионах нужно ставить аккумулятор с высоким значением пускового токаВообще, покупку новой АКБ осуществляйте в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя автомобиля. Аккумулятор, имеющий большие, чем необходимо, значения ёмкости и тока разряда, не будет заряжаться на 100% в процессе эксплуатации – просто не позволит мощность тока, вырабатываемого генератором. Постоянный «недозаряд» неизбежно сократит срок службы источника питания.
Проблемы с автомобилем
Срабатывает сигнализация
В дежурном режиме охранные системы потребляют минимум электроэнергии и не способны разрядить исправный аккумулятор. В тех же случаях, когда сигнализация без видимых причин активизируется, ресурс батареи способен значительно снизиться.
Наиболее распространённые причины частого срабатывания сигнализации:
- Неверная настройка чувствительности датчика удара. Если конструкция датчика не позволяет его «загрубить», то обратитесь к специалисту – либо он доработает схему прибора, либо подберёт менее чувствительный аналог.
- Неправильная установка и регулировка свободного хода концевых выключателей дверей, капота и крышки багажника, а также изменение зазоров между кузовными элементами. Причиной может стать и окисление контактов выключателей, а также попадание в них воды.
- Поломка электронного блока охранной системы. Впрочем, иногда сбои вызваны попаданием воды в корпус блока и достаточно просто промыть его схему спиртом.
Включенные электроприборы
Практически все штатные потребители тока полностью обесточиваются при выключении зажигания. Но устройства, установленные самостоятельно, в «обход» замка зажигания, вполне могут истощить АКБ при длительном простое. Иногда неквалифицированные автоэлектрики, не желая разбираться в схеме электропроводки, подключают таким образом и штатные потребители – например, вентилятор отопителя.
Плохо заряжает генератор
Для проверки генератора следует измерить напряжение на клеммах батареи при работающем двигателе. Исправный генератор, даже при включенных фарах и других потребителях, должен выдавать не менее 14 В. Незначительное уменьшение напряжения допускается лишь в режиме холостого хода. Если при включении фар напряжение падает ниже 12 В, то генератор подлежит ремонту.
Но неполноценное восстановление ресурса аккумулятора иногда объясняется и короткими поездками, перемежающимися длительными простоями. В таких случаях батарея попросту не успевает восстановить заряд, израсходованный на запуск двигателя. Особенно это проявляется в морозы. Иногда владелец, приехав с утра на работу, оставляет машину на целый день, а вечером уже не может её завести.
Аккумулятор может частично «садиться» и просто во время движения в условиях городского движения. Длительные простои в пробках, когда двигатель работает на холостом ходу и при этом включены все мыслимые потребители, не способствуют восполнению заряда батареи.
Износилась проводка
Ухудшение контактов в соединительных колодках жгутов проводов вследствие их окисления приводит к повышению сопротивления электрических цепей, а значит, и расходу электроэнергии.
К тому же повреждённая изоляция и грязь провоцируют утечку тока, о которой упоминалось выше. Для того, чтобы выявить «виновника» утечки, нужно измерить её значение, действуя методом исключения. Та цепь, при отключении которой потеря тока прекращается, подлежит тщательному обследованию и ремонту (или замене жгута проводов).
Природные причины
Сильные морозы
В морозы температура электролита падает, что вызывает замедление химических реакций. Электролит нормальной плотности (1,28 г/см3) не замерзает до -60оС, но при температуре -40оС уже не в состоянии обеспечить пуск мотора. Но имеется в виду именно температура электролита, а не окружающего воздуха, то есть поддержать работоспособность батареи в морозы можно следующими способами:
- Периодически прогревать двигатель в морозы во время стоянки
- Снимать батарею с авто и хранить её в тепле
Также рекомендуется перед пуском двигателя прогреть АКБ, включив на 5 минут габаритные огни. Температура электролита поднимется, что значительно «оживит» химические реакции.
Сильная влажность
Повышенная влажность способствует потере заряда АКБ из-за возможных утечек тока. В качестве мер предосторожности следует периодически обрабатывать проводку и её соединения в подкапотном пространстве специальной силиконовой водоотталкивающей смазкой.
istochnikipitaniy.ru
Почему за ночь может сесть аккумулятор в машине?
Неисправность аккумулятора — один из наиболее распространенных кошмаров автолюбителей. Ситуация, когда вечером в гараж поставили машину в рабочем состоянии, а утром все попытки завести ее оказались тщетны, не редки. АКБ не подает совершенно никаких признаков жизни. Такой «сюрприз» может преподнести совершенно новый аккумулятор в машине. Попробуем разобраться, в чем могут быть причины этой неисправности, почему садится аккумулятор за ночь.
Содержание статьи
Общие причины неполадок
Рассмотрим основные причины, почему быстро, например, за ночь, садится аккумулятор на машине. Постараемся сгруппировать главные.
Какой бы хороший и качественный аккумулятор вы ни выбрали, в некоторых ситуациях он все равно может подвести. Поэтому не нужно удивляться, что АКБ машины резко села за ночь, даже если он новый. Такой ситуации есть объяснения.
Основные из них представлены ниже:
- АКБ исчерпал положенный ему ресурс, попросту говоря — состарился;
- неполадки с генератором, в результате чего он не заражает батарею;
- неправильное подключение одного из «потребителей» энергии машины, частичные или полные неисправности в этих устройствах;
- батарея будет быстрее садиться в неблагоприятных климатических условиях, например, при крайне низких температурах;
- быстро садится аккумулятор в машине за ночь, если водитель забыл выключить фары, музыку или обогрев.
Физический износ аккумулятора
Любая вещь, и АКБ — не исключение, имеет свой срок службы и неизбежно приходит в негодность. Если раньше они были рассчитаны на то, что владелец машины может их обслуживать (следить за состоянием пластин, устанавливать уровень электролита и его плотность), то сегодня это не предусмотрено. Можно сказать, что современные батареи одноразовые, поскольку имеют закрытый корпус. Они служат в среднем от 3 до 5 лет, после чего ремонту или какому-то обновлению не подлежат. Подробнее о необслуживаемом аккумуляторе →
Поэтому, если сел аккумулятор, который отслужил свое, лучше не мучиться и купить другой. Если батарея старого образца, то можно попытаться реанимировать ее (проверить уровень и плотность электролита, довести ее до нормы с помощью дистиллированной воды). Подробный алгоритм действий можно найти во всех деталях на многочисленных форумах автолюбителей. Но следует понимать, что все подобные мероприятия — всего лишь кратковременный уход от проблемы. Поэтому единственное правильное действие в этой ситуации — приобретение нового аккумулятора взамен старого.
Отсутствие заряда от генератора
Если на машине быстро садится аккумулятор, приобретенный совсем недавно, или разрядка происходит постепенно систематически на протяжении недели, то стоит задуматься об исправности генератора. В этом случае первым действием должна стать диагностика его состояния.
Как определить, что заряд от генератора достаточный? Для этого нужно проверить его работу при помощи мультиметра. Этим прибором нужно измерить напряжение на выводах батареи при условии включенных фар, обогрева стекол, музыки и двигателя. Его значение в норме должно находиться в пределах 13-14,4 вольта. Если полученный результат отличается в меньшую сторону, значит проблема именно в недостаточном поступлении заряда к батарее от генератора.
Причины такой неполадки генератора могут быть в следующем:
- поломка регулятора напряжения;
- ослабление натяжения ремня или его обрыв;
- неисправность диодного моста.
Если АКБ постоянно разряжается по причине проблем в генераторе, недостаточного заряда от него, нужно обратиться к специалистам в автосервис для диагностики и устранения поломки.
Утечка тока
АКБ может сесть из-за утечки тока в бортовой сети машины. Установить сам факт утечки не сложно. Для этого потребуется лишь немного свободного времени, амперметр либо мультиметр. А вот определить конкретное место утечки — задача посложнее.
Причин утечки несколько, чаще всего встречаются следующие:
- повреждение изоляции;
- окисление контактов;
- неправильное подключение приборов;
- изношенность проводки.
Чтобы измерить потери тока в сети автомобиля, нужно:
- снять отрицательную клемму с батареи;
- измерить потери тока между снятой клеммой и минусовым вводом батареи, для этого необходим амперметр или мультиметр.
Замеры нужно проводить при выключенном зажигании и отключенных устройствах, потребляющих ток. При этом нужно оставить открытыми двери в салон или окна на случай, если центральный замок заблокирует их.
В пределах нормы будет показатель утечки тока от 15 до 80 мА. Большие значения указывают на неисправность электрики в машине, требуется диагностика и ремонт.
Иные причины разрядки батареи
Ошибки в работе автоэлектрика, неправильное подключение приборов в автомобиле приводят к тому, что сами устройства работают и радуют этим хозяина, а вот в электрической цепи образуется повышенная нагрузка. При этом владелец машины может столкнуться не только с тем, что аккумулятор разрядился, но и с тем, что вышли из строя другие электроприспособления.
Чем больше подключено в машине всевозможных гаджетов (магнилота, антирадар, навигатор, подсветки и др.), тем выше нагрузка на генератор. И если генератор не справляется, то часть «обязанностей» берет на себя АКБ. В таком случае она сядет довольно быстро.
Из вышесказанного следует закономерный вопрос — а может ли разрядиться аккумулятор от сигнализации? Да, может, но случается такое не часто.
Сигнализация может стать основной причиной того, что батарея садится слишком быстро, если:
- были допущены ошибки при ее установке;
- есть неисправности в самой сигналке;
- установлена система не заводской сборки, а сделанная своими руками.
Во избежание таких проблем можно рекомендовать автовладельцам не экономить, а приобретать хорошую автосигнализацию проверенного производителя. Если это условие соблюдено, то сигнализация редко становится причиной севшей батареи.
АКБ может полностью разрядиться, если оставить машину на долго и забыть выключить фары, музыку или какие-то другие электроприборы. Если это происходит не часто, паниковать не нужно. После подзарядки аккумулятор будет функционировать как обычно.
Причиной быстрой потери заряда батареей может стать мороз. Зимой она садится намного интенсивнее, чем летом. На морозе от 15°С каждый градус снижения температуры воздуха приводит к уменьшению емкости аккумулятора на 1 мАч. Если есть проблемы с зарядом, то электролит в аккумуляторе замерзает. Чтобы не допустить такой ситуации, необходимо следить за уровнем заряда АКБ и плотностью электролита.
Что делать, чтобы аккумулятор быстро не разряжался?
Чтобы проблема севшей батареи касалась автолюбителя как можно реже, нужно соблюдать следующие условия:
- Покупая автосигналиацию, нужно внимательно изучить ее характеристики. Важно понимать, сколько энергии ей потребуется. Предпочтение стоит отдавать той системе, которая максимальный период может пребывать в спящем режиме.
- При выборе магнитолы рекомендуется обратить внимание на ту, которая потребляет меньшее количество энергии.
- Следить за тем, включены ли приборы, когда в них нет потребности.
- Регулярно проводить диагностику исправности всех систем машины.
- Не допускать переохлаждения или перегревания аккумулятора.
- Покупать ту АКБ, которая лучше всего подходит для параметров конкретного автомобиля.
Говоря о мерах по продлению службы аккумулятора автомобиля, следует упомянуть о таком явлении, как сульфатация. Это явление часто приводит к сокращению жизни АКБ, уменьшая ее емкость. Развитию его способствует повышенная плотность электролита, сильные морозы или жара, а также хранение батареи в течение долгого периода без подзарядки. Поэтому, чтобы она работала как часы и как можно дольше, нужно предусмотреть такие нюансы, по возможности избегая их. И своевременно проводить обслуживание аккумулятора.
Если же ситуация застала вас врасплох, полезно будет узнать, как открыть машину, если сел аккумулятор.
auto-gl.ru
что делать в первую очередь
Аккумулятор является источником энергии для питания электрооборудования и запуска двигателя автомобиля. Исправная батарея сохраняет заряд на протяжении 2-3 месяцев.
Однако бывают случаи, когда АКБ разряжается намного быстрее. Происходит это, как правило, во время стоянки автомобиля.
Почему разряжается аккумулятор на машине
Определить причины разряда аккумулятора без специальных приборов сложно. Виновником потери напряжения может быть как оборудование электроснабжения, так и сама батарея. На нормальную работоспособность АКБ влияет несколько факторов:
- износ аккумулятора;
- выход из строя генератора;
- климатические условия;
- короткое замыкание в цепи электрооборудования.
Имеют значение и условия эксплуатации автомобиля. При запуске двигателя стартер потребляет много энергии. Для восстановления заряда требуется определенное время. При частых поездках на короткие дистанции, генератору может попросту не хватать времени для заряда батареи.
Износ и проблемы АКБ
Проверку состояния батареи необходимо выполнять на заглушенном двигателе без нагрузки (при отсоединенных клеммах). Определяют плотность электролита ареометром, нормальными показателями считаются 1,26 – 1,28 г/куб.см. Меньшие цифры свидетельствуют о неполном заряде. Во время проверки ареометром стоит обратить внимание на уровень электролита в каждой банке. Дополнять емкости следует дистиллированной водой, соблюдая меры безопасности.
Для проверки аккумулятора тестером переключатель прибора устанавливается в режим контроля постоянного напряжения 20 V. Щупы мультиметра присоединяются к плюсовой и минусовой клемме батареи. Уровень заряда источника питания приведен в таблице:
Напряжение, В | 12,8 -12,9 | 12,6 — 12,7 | 12,2 -12,3 | 11,9 — 12,0 |
% заряда | 100 | 75 | 50 | 25 |
Показания тестера 11,8 В и ниже говорят о том, что аккумулятор полностью разряжен. Его напряжения недостаточно для запуска двигателя.
Не зависимо от цифр на табло, батарею необходимо оставить в состоянии покоя, а через какое-то время провести повторный замер. Если на следующий раз показатели окажутся значительно ниже предыдущих — проблема в аккумуляторе. Потребуется обслуживание либо замена источника питания. Если данные мультиметра не изменятся в течение нескольких дней, значит, разряд происходит по другой причине.
Выход из строя генератора
Этот узел обеспечивает зарядку батареи во время работы мотора. Контроль работы генератора обеспечивается лампочкой либо амперметром на панели управления. Однако они не всегда способны предоставить полную информацию о степени заряда аккумулятора.
Проверить исправность генератора можно тестером. Переключатель прибора устанавливается в положение «20 V» постоянного тока. Двигатель запускается, после чего щупы прибора присоединяются к клеммам. Показания мультиметра должны быть не менее 14 -14,2 В.
Для полного тестирования генератора, необходимо нагрузить его по максимуму, включив все мощное электрооборудование (дальний свет, габариты, печку). Исправный генератор при этом должен выдавать 13,8 – 13,9 В.
Причиной низкого заряда зачастую оказывается слабое натяжение ремня генератора либо износ щеток. Плохой контакт или окись клемм также могут влиять на состояние зарядки.
Важно! Во время тестирования генератора клеммы должны быть подключены к аккумулятору. Показания без нагрузки будут равны «нулю».
Видео — как проверить работу автомобильного генератора:
Проверить зарядку можно и без тестера. После запуска двигателя необходимо отсоединить от АКБ одну из клемм. Если машина не заглохнет, значит, генератор работает. После необходимо включить все электрооборудование, двигатель при этом должен продолжить работу на холостом ходу. Ощутимое снижение оборотов свидетельствует о том, что устройство работает не на должном уровне.
Воздействие климатических условий и других факторов
Иногда причиной разряда становятся внешние тела. Грязная поверхность батареи может привести к саморазряду. Проникая в активную массу электролита, посторонние элементы вызывают химические реакции, в результате которых наступает разряд батареи. В жару химические реакции происходят быстрее.
Важно! При высоких температурах воздуха аккумулятор за один день теряет более одного процента емкости.
Еще одна причина, по которой батарея может разрядиться – повышенная влажность. Вода является отличным проводником тока, поэтому при попадании жидкости на элементы электрооборудования может происходить короткое замыкание в электрооборудовании, что повлечет утечку тока. Создать «коротыш» способны даже мокрые листья, набившиеся под капот вокруг контактов дворников стеклоочистителей и т.п.
Взаимодействие кислоты и щелочи при низких температурах замедляется, и на морозе батарея садится гораздо быстрее. В холодных регионах рекомендуется повышать плотность АКБ до 1,28 – 1,30 г/куб.см. путем добавления электролита. Правда, подобные действия существенно сокращают эксплуатационный срок службы.
«Коротыш» в цепи электрооборудования
Обнаружить и устранить эту проблему сложнее всего. «Коротыши» возникают и проявляются периодически. Это усложняет обнаружение и устранение поломки. При частой эксплуатации автомобиля, аккумулятор не успевает разряжаться полностью, и хозяин транспортного средства на протяжении длительного периода не подозревает о наличии неисправностей.
Электрооборудование транспортных средств состоит из однопроводной плюсовой цепи. Кузов, мотор и все металлические детали служат минусом. При соприкосновении проводников положительного и отрицательного заряда происходит короткое замыкание, в результате чего батарея «садится». Коротыши могут возникать как в проводке, так и в электроприборах автомобиля.
Обнаружить неисправность можно следующим образом. Выключив зажигание, следует снять плюсовую клемму и прикоснуться ею к плюсовому выводу батареи. Если между элементами возникнет искрение, значит, в цепи присутствует короткое замыкание. Следующий шаг – поиски утечки тока.
Как определить цепь, в которой происходит короткое замыкание
В любом автомобиле присутствует утечка тока (сигнализация, память контролера системы впрыска, магнитола, часы и т.д.). Допустимый показатель, при котором аккумулятор не будет разряжаться – 0,02 — 0,06 А. Перед измерением утечки тока необходимо выключить все электроприборы. Важно не забыть захлопнуть все двери и заблокировать концевые выключатели под капотом. Измерения утечки выполняются при выключенном зажигании в следующем порядке:
- Переключатель тестера устанавливается в режим измерения 10 Ампер.
- С аккумулятора снимается минусовый провод.
- К снятому проводу подключается один щуп прибора.
- Другой щуп тестера присоединяется к минусу АКБ.
Полярность на табло цифрового мультиметра значения не имеет.
Видео — как измерить утечку тока аккумулятора:
Если ток утечки превышает допустимую норму, следует искать цепь, в которой происходит разряд. Для этого поочередно вынимаются все предохранители и сверяются показатели прибора. Если после снятия очередного предохранителя, цифры существенно снизились — проблему нужно искать именно в той цепи.
Разобравшись в том, какие приборы защищает определенный проводник, нужно поочередно отключать их от потребления. Предохранитель следует установить на место. Снижение показателя утечки тока на табло укажет на проблемный элемент.
Совет! Для гарантированного результата желательно проверить все предохранители, так как неисправности могут присутствовать в нескольких цепях одновременно.
Для того чтобы навсегда избавиться от утечек тока во время стоянки, в цепь минусового провода от клеммы аккумулятора до кузова нужно поставить выключатель массы.
Что делать, если «сел» аккумулятор
Если заряда источника питания недостаточно для запуска двигателя, а поездку откладывать нельзя, можно попытаться завести автомобиль другими способами.
Метод «прикуривания» (использование заряда находящегося рядом транспортного средства) позволит запустить мотор со стартера. Для того чтобы «прикурить» от соседа потребуются специальные провода.
В случае их отсутствия можно позаимствовать чужой аккумулятор на 5-10 минут, а после запуска двигателя вернуть на место свой. Описанный метод позволит попутно проверить работоспособность генератора. Недостаток заключается в том, что не каждый захочет снимать батарею со своей машины.
Важно! Во время снятия/установки АКБ на заведенном двигателе важно не допустить контакта плюсовой клеммы с металлическими элементами автомобиля. В противном случае произойдет короткое замыкание.
Транспортное средство с низким зарядом элемента питания можно попробовать завести с «толкача». Для буксировки понадобится другой автомобиль и трос либо физическая помощь нескольких человек. Запуск двигателя осуществляют на второй/третьей передачи при разгоне машины 10-20 км/ч. В комплектацию старых советских автомобилей входила специальная заводная ручка (так называемый «кривой стартер»), с помощью которой можно заводить машину без посторонней помощи.
При нетрадиционном запуске двигателя необходимо на время воздержаться от использования мощных электроприборов (печки, света и т.п.). Исправный генератор восстановит нормальный заряд за 15 — 20 минут работы двигателя на средних оборотах.
Описанные способы запуска двигателя являются вынужденной мерой. Запуск двигателя с толкача может навредить транспортному средству. Поэтому, при первых признаках разряда АКБ следует незамедлительно провести комплекс мероприятий по обследованию цепи электроснабжения и устранению неисправностей.
Что показывает автомобильный тахометр и какую информацию получает водитель.
Читайте статью про выбор АКБ для автомобиля.
Предлагаем вспомнить сигналы регулировщика https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/signaly-regulirovshhika-v-kartinkax.html, чтобы не не осталось сомнений в правильности своих действий.
Видео — проверка утечек тока в автомобиле:
Может заинтересовать:
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля
Добавить свою рекламу
Как быстро избавиться от царапин на кузове авто
Добавить свою рекламу
Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев
Добавить свою рекламу
Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>
Добавить свою рекламу
voditeliauto.ru
причины и как его избежать
Почему ночью АКБ машины разряжается
Казалось бы, во время стоянки либо парковки автомобильный аккумулятор должен держать заряд. Ведь все устройства, которые питаются его энергией, выключены. Тем не менее, в какой-то момент машина перестает заводиться. И сколько не проворачивает водитель ключ в замке зажигания, в ответ доносится глухой щелчок. Это свидетельствует о том, что аккумулятор практически полностью разряжен, а оставшегося заряда хватит разве что на тусклое освещение салона.
И хорошо, если водитель столкнулся с этой проблемой в оживленном месте — он всегда может позвать на помощь других автолюбителей, которые «прикурят» севший аккумулятор. Но по закону подлости неприятности как правило подстерегают в пути, вдалеке от городов и оживленных трасс.
Тем не менее, нередки случаи, когда водитель оставляет на ночь свой автомобиль на стоянке, а утром обнаруживает, что АКБ разряжена. Произойти подобное может из-за неисправного генератора. Ведь именно он отвечает за зарядку аккумулятора.
Смотрите также: Когда менять приводные ремни
Впрочем, не всегда во всех бедах автомобилистов виноват генератор. Если с ним все в порядке, а на утро АКБ едва подает признаки жизни, хотя вчера работал исправно – значит, все дело в утечках тока. Иначе говоря, какие-то устройства паразитируют на аккумуляторной батарее.
Тщательная проверка автомобиля
Многие машины оснащены бортовым компьютером. Естественно, он потребляет энергию и в тот период времени, когда в машине никого нет. Однако ему требуется немного тока — для него достаточно и 50 миллиампер. При этом есть бортовые компьютеры, которые потребляют значительно меньше энергии. Чтобы не теряться в догадках, каждый автолюбитель может открыть руководство по обслуживанию бортового компьютера и посмотреть, сколько именно миллиампер он расходует. Но как бы оно там ни было, это устройство не способно само по себе разрядить АКБ.
Не заводится двигатель: Как узнать причину неисправности
Найти другие устройства, которые отвечают за утечку тока, поможет мультиметр. Стоит он недорого, около 20 долл. Но прежде, чем измерить им потребляемое устройствами количество тока, полностью зарядите АКБ. Затем отключите все приборы и плотно закройте двери в машине. После чего откройте дверь со стороны водителя. В некоторых автомобилях при совершении этого действия тут же включается топливный насос, который впрыскивает бензин в двигатель, чтобы тот быстрее завелся. На этот процесс расходуется более 100 миллиампер.
Также потреблять ток могут энергоемкие кабели, подключенные к прикуривателю. Как правило, это зарядные устройства от мобильного телефона, планшета, GPS-навигатора. Даже если они отключены от кабеля, штекеры продолжают потреблять несколько миллиампер тока. При этом у некоторых машин в багажнике расположен стерео-усилитель — его также рекомендуется отключить. Необходимо повыдергивать и предохранители.
Правда, стоит учесть один момент — некоторые бортовые компьютеры и противоугонные системы после вынужденного отключения требуют ввода специального кода. Обычно он указан в руководстве пользователя. Но если его там нет, водителю придется обращаться к официальному дилеру. Так что прежде чем вынимать предохранители, отвечающие за работу этих систем, необходимо узнать код, если таковой имеется.
Но чтобы докопаться до основных причин утечки тока, придется провести измерения амперметром на самом высоком диапазоне. Он должен достигать 10 либо 20 ампер. При этом не стоит заводить двигатель или включать фары, они только собьют водителя с толка, так как потребляют больше номинальной мощности. Если амперметр не фиксирует никаких утечек, то следует уменьшить диапазон до 2 ампер или 200 миллиампер. Здесь осечек быть уже не должно. Амперметр обязательно зафиксирует устройства, которые «воруют» ток. Вместе с тем, не стоит торопиться с выводами. Например, та же сигнализация и система автоматической регулировки яркости потребляют энергию в течении 20 мин. после их выключения, так что наберитесь терпения.
Смотрите также: Является ли видеорегистратор доказательством
Итак, Вам удалось узнать, какое количество тока перерасходует аккумулятор в то время, когда машина стоит на парковке. Теперь осталось выявить устройства, которые провоцируют его утечку. Для этого, опять же, начните вытаскивать один за другим предохранители. Только не спешите и запоминайте гнезда, из которых они торчат, чтобы впоследствии вернуть их на прежнее место.
Наконец, Вы выявили основные устройства, которые «крадут» ток у аккумулятора. Но на этом проверка не закончена. Скорее всего, существует еще множество причин разрядки АКБ. По отдельности они совершенно безобидны, но вот в совокупности могут напрочь «убить» аккумуляторную батарею.
Для того, чтобы выявить эти причины, потребуется создать небольшую электрическую цепь, подключив к АКБ дополнительные аккумуляторные батареи. При этом необходимо сохранить преемственность через перемычки, чтобы хомут обеспечивал хороший контакт. Впрочем, затем надо удалить этот предохранитель и использовать провода мультиметра, которые оснащены перемычкой клеммы с предохранителем. После чего потребуется отключить все устройства от цепи, по одному за раз. В завершении проверьте счетчик. Если напряжение резко падает, то, следовательно, Вы обнаружили проблему. Она может заключаться в чем угодно, но опыт подсказывает, что ее провоцируют явления, речь о которых пойдет ниже.
Поэтапный поиск утечек тока
Шаг 1
Для начала полностью зарядите АКБ. Убедитесь, что радиоприемник и источники света отключены. Также выньте из прикуривателя зарядные штекеры от мобильника, планшета, ноутбука и GPS-навигатора. Обязательно достаньте ключ из замка зажигания и закройте все двери. После чего используйте перемычки, которые необходимы для зажима. Так Вам удастся сохранить в памяти бортового компьютера все данные, в том числе и противоугонный код.
Шаг 2
Теперь Вы можете установить амперметр. Его счетчик будет фиксировать утечку тока от аккумуляторной батареи. Если показатель будет выше 600 миллиампер, то это явно перебор. Потребуется отключить паразитирующие устройства.
Шаг 3
Проверьте, есть ли свет в бардачке. Если Вы его обнаружили, то лучше выключите. Также не помешает проверить и багажный отсек — возможно, там тоже горит лампочка. Иными словами, проверьте абсолютно все источники света.
Шаг 4
Когда Вы исключили все возможные причины, дело осталось за малым — нужно использовать тестовый кабель, который подключается к блоку предохранителей. Он поможет отключить все ненужные нагрузки на цепь и определит основное устройство, которое пожирает больше всего тока.
Автосигнализации
Автосигнализация, которая была установлена вне заводских условий, может полностью разрядить АКБ под «ноль» в течение всего 2-3 дней. Так что, если таковая у Вас имеется, не игнорируйте ее. Проверьте все провода автосигнализации, проследите, куда они идут и к каким разъемам подключены. Не исключено, что специалисты, которые Вам ее подключили, решили сэкономить время и пошли путем наименьшего сопротивления, нарушив технологию ее установки и тем самым увеличив нагрузку на аккумуляторную батарею. Что же касается заводских автосигнализаций, то они более качественные. К тому же их устанавливают высококвалифицированные специалисты, которые не станут халтурить.
Магнитола
Обычный радиоприемник или МР3-плеер не способны сильно разрядить АКБ. А вот различные стереосистемы со множеством колонок, соединенные между собой проводами в палец толщиной, могут изрядно потрепать аккумуляторную батарею. Обычно при выключенном двигателе эти стереосистемы переходят в режим ожидания и потребляют всего 1-3 миллиампера. При этом нередки случаи, когда они «зависают» и не переходят в ожидающий режим, причиной чему являются неправильно установленные DIP-переключатели на усилители. В таком случае ими потребляется уже несколько сотен миллиампер.
«Волшебные» ключи
Сейчас многие модели машин комплектуются специальными дистанционными ключами. Стоит водителю приблизиться к транспортному средству, как замки откроются автоматически. Ему лишь останется забраться на водительское сидение, приложить большой палец к кнопке стартера, и двигатель заведется. При этом вставлять ключи в замок зажигания никакой нужды нет, все автоматизировано.
Бесконтактные ключи работают следующим образом. В машине установлен специальные радиоприемник. Он все время находится в поисках сигнала, который издает ключ. Как только он его фиксирует, срабатывают автоматические замки. Но проблема заключается в том, что сейчас многие пользуются такими ключами, в связи с чем радиоприемник постоянно работает в усиленном режиме, пытаясь идентифицировать нужный сигнал. Представьте себе, сколько тока он забирает у аккумуляторной батареи. А если водитель оставил на целую неделю свою машину на оживленной парковке возле какого-нибудь ТЦ или в центре города! Аккумуляторной батарее в таком случае гарантирована полная разрядка.
Не повезло в этом плане и владельцам гибридных машин. Например, Тойота Приус комплектуется бесконтактной системой запуска двигателя, которая работает от АКБ в 12 Вольт. Эта же аккумуляторная батарея питает бортовой компьютер, который в свою очередь контролирует все другие системы. Вместе с тем, стартер Тойоты Приус функционирует при помощи тяговой батареи на 280 Вольт. При этом бортовой компьютер должен быть активирован, иначе не удастся завести двигатель. Из-за этой диспропорции АКБ регулярно подвергается большому напряжению и в итоге быстро разряжается. Единственный выход – отключить эту систему и начать заводить двигатель по старинке.
www.1gai.ru
Почему быстро разряжается аккумулятор на автомобиле
Контакты Menu Menu- Главная
- Авто
- Audi
- BMW
- Cadillac
- Chevrolet
- Citroen
- Ford
- Geely
- Honda
- Hyundai
- Infiniti
- Jaguar
- Kia
- Lada
- Land Rover
- Lexus
- Mazda
- Mercedes
- Mitsubishi
avtonam.ru
Причины, что делать если быстро разряжается аккумулятор в машине
Аккумулятор играет очень важную роль в составе любого автомобиля. Если аккумуляторная батарея (АКБ) плохая, автомобиль невозможно будет завести – придется запускать мотор с «толкача» или буксира. Если еще учесть, что автомобиль с автоматической КПП заводить с буксира или «толкача» не рекомендуется. В любом случае плохой аккумулятор может стать серьезной проблемой для автовладельца.
Быстрая разрядка аккумулятора
Нередко у владельца автомобиля возникает такая проблема – с утра водитель приходит заводить автомобиль, а он не заводится, аккумулятор разрядился за ночь. Почему такое могло произойти? Причины разрядки аккумулятора бывают следующие:
- Осыпались пластины в банках аккумуляторной батареи, и АКБ требует замены;
- Недостаточно электролита в банках АКБ;
- Плотность электролита в банках не соответствует необходимому значению;
- Если клемма на ночь не снималась, есть вероятность, что какой-нибудь из потребителей сажает аккумулятор. Например, если вы забудете вечером выключить габариты, аккумулятор на утро точно будет разряжен;
- Генератор не дает достаточную зарядку, и на работающем моторе не зарядил АКБ.
Как проверить аккумуляторную батарею
Если возникли подозрения насчет исправности АКБ, ее нетрудно проверить, но будут необходимы различные приборы и приспособления. В первую очередь производим внешний осмотр – на корпусе аккумуляторной батареи не должно быть трещин и сколов, подтеков электролита и грязи. Следует знать, что разряжаться аккумулятор на машине может из-за грязи, так как она часто является проводником тока, и поэтому происходит его утечка.
Затем следует открутить пробки на банках АКБ и проверить уровень электролита – часто разряжается аккумулятор из-за «сухих» банок. Доливается до необходимого уровня дистиллированная вода. Затем следует проверить плотность – для этого необходимо иметь ариометр. Плотность для летнего и зимнего периода устанавливается разная – зимой она должна быть выше. И в завершении на АКБ проверяют напряжение вольтметром под нагрузкой и без нее. Без нагрузки напряжение на клеммах аккумуляторной батареи в идеале вольтметр должен показывать 12,7 Вольт. Нагрузку на АКБ подается нагрузочной вилкой – на хорошем заряженном аккумуляторе напряжение должно быть не менее 10,2 Вольт.
Что делать если разрядился аккумулятор в машине
Причиной быстрой разрядки АКБ могут быть плохо затянутые клеммы, или на клеммах нет хорошего контакта (есть окислы). Необходимо снять клеммы, с помощью простой воды очистить клеммы от окислов и надежно их закрепить на аккумуляторе. Чтобы исключить быструю разрядку АКБ, попробуйте на ночь отключить минусовую клемму. Но следует помнить, что в таком случае у Вашей машины будет отключена охранная сигнализация.
Если разряжается аккумулятор на автомобиле, и у Вас не получается разобраться в причине неисправности, обратитесь в наш Техцентр50 – мастера помогут Вам решить Ваши проблемы. В нашем Техцентре50 работают квалифицированные специалисты, услуги по ремонту и обслуживанию авто стоят недорого. Большой опыт работы авторемонтников позволяет находить причины поломок в короткие сроки, а качество работ всегда на высоком уровне. Приезжайте к нам, Вы останетесь довольны нашим сервисом!
techcenter50.com