Категории транспортных средств
Категория L – Мототранспортные средства
Мопеды, мотовелосипеды, мокики
Категория L1 — Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L2 — Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт
Мотоциклы, мотороллеры, трициклы
Категория L4 — Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L5 — Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Квадрициклы
Категория L6 — Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L7 — Четырехколесное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Категория М – Пассажирские транспортные средства
Автомобили легковые
Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства
Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Категория N – Грузовые автомобили
Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Категория O – Прицепы
Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн.
Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн.
Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.
Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.
Категория технического регламента | |
---|---|
A | L3-L5 |
B (легковые) | M1 |
B (грузовые) | N1 |
C | N2-N3 |
D | M2-M3 |
E | O2-O4 |
pravila.kz
Категории транспортных средств по техническому регламенту таможенного союза и ФЗ №196
В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (право на управление транспортными средствами):
Категория «A»
Категория «B» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг.
Категория «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 кг.
Категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг.
Категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг; сочлененные автобусы.
Категория «Tm» — трамваи.
Категория «Tb» — троллейбусы.
Категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы.
Подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см., и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
Подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы.
Подкатегория «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 кг.
Подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 кг.
Категория «L1» — двухколёсные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см.;
в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория «L2» — трехколёсные транспортные средства с любым расположением колёс, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см.;
в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт;
в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория «L3» — двухколёсные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см. (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория «L4» — трехколёсные транспортные средства с колёсами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория «L5» — трехколёсные транспортные средства с колёсами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория «L6» — четырехколёсные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см.;
в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория «L7» — четырехколёсные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Категория «M1» — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
Категория «M2» — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория «M3» — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.
Категория «N1» — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.
Категория «N2» — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория «N3» — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.
Категория «O1» — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т.
Категория «O2» — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
Категория «O3» — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
Категория «O4» — прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.
biletpdd.ru
Категории транспортных средств: классификация
Каждый автомобиль является уникальным по назначению, совокупным характеристикам передвижным средством. Категории транспортных средств предназначены для типизации существующего транспорта. Каждая категория открывается после обучения и проверки знаний как в теории, так и на практике. Подтверждением наличия требуемой категории ТС служит водительское удостоверение. Какие бы категории автомобилей ни были доступны автолюбителю, все они отражаются в этом своеобразном водительском паспорте.
Права на управление дорожными средствами
Чтобы урегулировать и типизировать передвижные механизмы, было принято решение разделить их по количеству условий, которые совместно являются индивидуальными признаками каждой машины. Каждому техническому регламенту самоходного устройства соответствует определённая группа — категория передвижного механизма.
Соответствие этих двух категорий приведено в прилагаемой таблице:
Категории аппаратов по водительскому удостоверению
2013 год охарактеризовался введением новых групп и подгрупп водительских удостоверений. Новые водительские права охватывают несколько больше типов управляемых механизмов, нежели предыдущие.
Конечно, водителям легче от этого не стало, некоторые категории открываются только после прохождения обучения в специализированных заведениях — автошколах. Открытые категории подразумевают автоматическое формирование соответствующих подкатегорий.
Управлять же транспортом серией M, куда входят автобусы, безрельсовые городские передвижные средства и специализированные пассажирские транспортные машины, вправе каждый водитель при любой открытой группе.
Согласно Положению о правилах выдачи водительских свидетельств, управляемые механические единицы в зависимости от видов и назначения расчленяются на следующие категории:
- серия A1 — включает мопеды и мотороллеры;
- A — мотоциклы;
- B1 — трициклы и квадроциклы, мотоциклы, оборудованные боковым прицепом, моторные коляски, иные трёхколёсные и четырёхколёсные механические дорожные единицы;
- B — легковые автомобили;
- C1 — агрегаты, предназначенные для грузовых перевозок, санкционированный вес которых варьируется от 3,5 до 7,5 тонн;
- C — устройства, предназначенные для грузовых перевозок, санкционированный вес которых превосходит 7,5 т;
- D1 — автобусы, рассчитанные на перевозку пассажиров, с числом посадочных мест не свыше 16, не считая водителя;
- D — автобусы, рассчитанные на перевозку пассажиров, с числом посадочных мест свыше 16, не считая места водителя;
- BE, C1E, CE, D1E, DE — комбинированные многозвенные транспортные аппараты с тягачом группы B, C1, C, D1 и D, какие водитель может эксплуатировать, но сами не относятся к перечисленным категориям комбинированных многозвенных единиц;
- T — включает рельсовые и безрельсовые городские передвижные средства — трамваи и троллейбусы.
Российское национальное свидетельство водителя подтверждает право управления транспортными устройствами серии A, позволяет эксплуатировать дорожные средства подгрупп A1 и B1. Данные механизмы характеризуются мотоциклетной посадкой MS и управлением мотоциклетного аналога. Не следует путать вышеуказанное с прямой посадкой AS и управлением автомобильной классификации — квадроциклы с каркасами безопасности.
В данную категорию входит группа B с подгруппой B1, не включающая агрегаты с наклонной посадкой либо управлением мотоциклетного типа. Соотносятся категории C, D, CE и DE с подгруппами C1, D1, C1E и D1E.
Российское национальное свидетельство водителя, которое разрешает эксплуатировать любой самодвижущийся дорожный механизм из вышеперечисленных групп или подгрупп, допускает эксплуатацию транспортных дорожных средств серии M. Группа либо категория ТС, которая обусловливается наличием специального удостоверения, присутствует в водительском свидетельстве.
Типизация агрегатов по назначению
Классификация передвижных средств появилась вследствие стремительно увеличивающегося автомобильного парка с появлением новых видов автотранспорта. Для удобства автомобилистов была создана система, которая позволяет унифицировать все передвижные механизмы, разделить транспортные единицы по назначению, параметрам, устройству кузова, формату двигателя, иным факторам. Подобное поможет быстро уяснить сведения о какой-либо передвижной единице.
Все дорожные механические средства имеют следующее разветвление:
- Легковой транспорт.
- Грузовой.
- Грузопассажирский.
- Автобус.
- Специальный транспорт.
Автомобили носят разное назначение, поэтому ещё имеют следующие типы — пассажирский, грузовой и специальный тип. Средства грузового типа имеют свою классификацию — общего назначения и специализированного. Первый вид характеризуется перевозкой различных грузов, за вычетом жидкой формы. Подобные машины оборудованы грузовой платформой, открывающимися одним или несколькими бортами.
Такие автомобили могут буксировать специальные прицепы, транспортировать людей, для этого на платформе устанавливаются съёмные скамейки, тенты. Поэтому грузовые машины можно причислить к агрегатам многоцелевого назначения.
Специализированный тип грузового транспорта предназначается перевозить грузы определённого вида. Таковыми являются самосвалы, цистерны, перевозка однородных грузовых контейнеров, специализированные трейлеры кассетной перевозки панелей стен, перегородок, машины перевозки скота.
Специальный тип автомашин подразумевает не собственно транспортирование, а несение особого оборудования. Это включает пожарные автомобили, автокраны стрелового типа, либо снабжённые башенно-стреловым оборудованием, очистительные устройства помывки городских улиц, передвижные ремонтные мастерские. Армейские автомобили, колёсные тягачи, многоосные шасси также причисляются к специальным.
Данная серия расширена спортивными автомобилями для тренировок и соревнований. Аппараты для грузоперевозок насчитывают семь разрядов по весовой типизации, в зависимости от веса машины и массы перевозимых тяжестей.
Пассажирские автомобили представлены такими разрядами:
- легковой транспорт;
- автобус.
Первые состоят из автомобилей, принимающие не свыше восьми пассажиров, учитывая водителя.
Подобный вид транспорта насчитывает следующие разряды:
- общего направления;
- специального — спортивные, пассажирские, универсальные, специальные, премиум.
Автобусы представлены пассажирскими самоходными аппаратами, вмещающими более восьми пассажиров. Подобные ТС разнятся объёмом двигателя, который измеряется в литрах.
Механизмы подразделяются на пять классов, имеющих свою классификацию:
- Особо малый класс.
- Малый.
- Средний.
- Большой.
- Наивысший.
Последняя группа не имеет урегулированного рабочего объёма двигателя. Каждый класс автобуса определяется его длиной.
Таковые представлены:
- особо малый класс — до 5 метров, вместительность максимум 10 пассажиров, например, РАФ-977;
- малый — 6-7,5 м, вместительность 40 человек, ПАЗ-672;
- средний — 8-9,5 м, 65 пассажиров, ЛАЗ 695Н;
- большой — 10,5-12 м, вместительность 110, Икарус 260;
- наивысший, сочленённый — более 16,5 м, 110 человек, Икарус-280.
Перечисленные характеристики добавлены показателем проходимости.
Данные факторы обусловливаются:
- Обычной проходимостью.
- Повышенной.
- Высокой.
Обычная проходимость предполагает движение по городским, загородным улицам. Повышенные характеристики обусловливают поездки не только по дорогам, но и по путям пригородного, районного значения. Высокая проходимость предназначена для передвижения по пересечённой местности, где дорог вообще нет.
Оценивающим параметром проходимости является колёсная формула автомобиля:
- 4 x 2;
- 4 x 4;
- 6 x 4;
- 6 x 6;
- 8 x 8.
Первый индекс указывает общее число колёс, без учёта запасного, второй — количество ведущих движителей.
Ведущим называется то колесо, которое получает усилие от коробки передач. Если таковыми в машине являются все колёса, агрегат носит название полноприводного, что характеризует повышенную и высокую проходимость.
Кроме представленных выше делений по категориям, существуют обособленные автомобили и комбинированные многозвенные транспортные средства. Последние характеризуются автомобилем-тягачом, прицепом и полуприцепом.
Многозвенные аппараты разветвляются на следующие типы:
- седельные;
- прицепные.
Первые состоят из тягача с присоединённым полуприцепом, последние оборудованы прицепным транспортным устройством.
Классификация агрегатов по категориям — группа L
Категории автомобилей, других транспортных механизмов выражены идентификатором Таможенного союза. Они отличны индексами — L, M, N, и O.
Данная серия объединяет мототранспортные единицы:
- L1 — мопед, мотовелосипед, мокик. Представлены двухколёсными передвижными аппаратами, скорость которых не превосходит 50 км/ч. Оборудованы бензиновым двигателем, с конструктивным параметром не мощнее 50 см3 либо электрическим до 4 кВт.
- L2 — трёхколёсное самодвижущееся устройство любого типа расположения колёс, с максимальной скоростью 50 км/ч. Оборудованы бензиновым или иным двигателем, с рабочим объёмом не мощнее 50 см3 либо электрическим до 4 кВт.
- L3 — мотоцикл, мотороллер, трицикл. Двухколёсный транспортный агрегат, скорость передвижения которого выше, чем 50 км/ч при оснащении любым двигателем, его объем свыше 50 см3.
- L4 — трёхколёсный вариант с отсутствием симметрии колёс. Скорость передвижения выше, чем 50 км/ч при оснащении любым двигателем, его объем свыше 50 см3.
- L5 — трёхколёсный вариант с наличием симметрии колёс. Скорость передвижения выше, чем 50 км/ч при оснащении любым двигателем, его объем свыше 50 см3.
- L6 — четырёхколёсный вариант транспорта. Рабочий вес достигает 350 кг, не учитывая массу аккумуляторов при наличии электрического двигателя. Максимальная скорость передвижения 50 км/ч, объём двигателя менее 51 см3 и 4,1 кВт, в зависимости от типа.
- L7 — четырёхколёсный аппарат, но с некоторым отличием от предыдущего. Вес пассажирского варианта обусловливается 400 кг, грузового — не более 550, без учёта аккумуляторных батарей, в случае электродвигателя, мощность которого достигает 15 кВт.
Перечисленные группы мототранспорта позволяют легко определить его принадлежность.
Группа M
Данная серия обозначена пассажирскими транспортными устройствами:
- M1 — легковые агрегаты для перевозки населения, насчитывающие восемь пассажирских сидений, без учёта водителя;
- M2 — автобус, троллейбус, специальный пассажирский аппарат, насчитывающий свыше 8 пассажирских сидений не считая водительского. Максимальный вес единицы не более 5 000 кг;
- M3 — пассажирское средство, насчитывающее свыше 8 пассажирских сидений не считая водительского. Максимальный вес агрегата свыше 5 000 кг.
Автобусы, как и троллейбусы, могут быть обособленной единицей либо сочленённой.
Группа N
Серия объединяет грузовые автомобили:
- N1 — средства перевозящие грузы. Максимальный вес агрегата характеризуется массой не больше, чем 3 500 кг.
- N2 — максимальный вес единицы характеризуется массой от 3 500 кг, но не больше, чем 12 000.
- N3 — технически допустимый вес устройства превышает 12 тонн.
Классификация агрегатов по категориям — группа L
Категории автомобилей, других транспортных механизмов выражены идентификатором Таможенного союза. Они отличны индексами — L, M, N, и O.
Данная серия объединяет мототранспортные единицы:
- L1 — мопед, мотовелосипед, мокик. Представлены двухколёсными передвижными аппаратами, скорость которых не превосходит 50 км/ч. Оборудованы бензиновым двигателем, с конструктивным параметром не мощнее 50 см3 либо электрическим до 4 кВт.
- L2 — трёхколёсное самодвижущееся устройство любого типа расположения колёс, с максимальной скоростью 50 км/ч. Оборудованы бензиновым или иным двигателем, с рабочим объёмом не мощнее 50 см3 либо электрическим до 4 кВт.
- L3 — мотоцикл, мотороллер, трицикл. Двухколёсный транспортный агрегат, скорость передвижения которого выше, чем 50 км/ч при оснащении любым двигателем, его объем свыше 50 см3.
- L4 — трёхколёсный вариант с отсутствием симметрии колёс. Скорость передвижения выше, чем 50 км/ч при оснащении любым двигателем, его объем свыше 50 см3.
- L5 — трёхколёсный вариант с наличием симметрии колёс. Скорость передвижения выше, чем 50 км/ч при оснащении любым двигателем, его объем свыше 50 см3.
- L6 — четырёхколёсный вариант транспорта. Рабочий вес достигает 350 кг, не учитывая массу аккумуляторов при наличии электрического двигателя. Максимальная скорость передвижения 50 км/ч, объём двигателя менее 51 см3 и 4,1 кВт, в зависимости от типа.
- L7 — четырёхколёсный аппарат, но с некоторым отличием от предыдущего. Вес пассажирского варианта обусловливается 400 кг, грузового — не более 550, без учёта аккумуляторных батарей, в случае электродвигателя, мощность которого достигает 15 кВт.
Перечисленные группы мототранспорта позволяют легко определить его принадлежность.
Группа M
Данная серия обозначена пассажирскими транспортными устройствами:
- M1 — легковые агрегаты для перевозки населения, насчитывающие восемь пассажирских сидений, без учёта водителя;
- M2 — автобус, троллейбус, специальный пассажирский аппарат, насчитывающий свыше 8 пассажирских сидений не считая водительского. Максимальный вес единицы не более 5 000 кг;
- M3 — пассажирское средство, насчитывающее свыше 8 пассажирских сидений не считая водительского. Максимальный вес агрегата свыше 5 000 кг.
Автобусы, как и троллейбусы, могут быть обособленной единицей либо сочленённой.
Группа N
Серия объединяет грузовые автомобили:
- N1 — средства перевозящие грузы. Максимальный вес агрегата характеризуется массой не больше, чем 3 500 кг.
- N2 — максимальный вес единицы характеризуется массой от 3 500 кг, но не больше, чем 12 000.
- N3 — технически допустимый вес устройства превышает 12 тонн.
Устройства для транспортировки грузов могут быть обособленной единицей либо комбинированным многозвенным аппаратом.
Группа O
Серия включает несамоходные прицепные единицы:
- O1 — буксируемые аппараты с максимальным весом 750 кг;
- O2 — буксируемые, весом от 750 до 3 500 кг;
- O3 — аппараты массой более 3,5 т, но не выше 10;
- O4 — единицы максимальным весом больше, чем 10 т.
Несамоходные буксируемые аппараты бывают универсального типа и специального, имеют одноосное устройство либо спаренное — двухосное.
Разветвление транспортных единиц на группы и подкатегории позволяет определить классификацию типа машины. Приведённая выше расшифровка является официальной, используется государственными стандартами и правилами уличного движения.
Рейтинг автора
0
Слесарь-автомеханик, стаж более 27 лет
Написано статей и ответов
25
avtoved.com
Категории транспортных средств: виды, классификация, расшифровка
С недавних пор изменилась классификация транспорта в водительских удостоверениях. Наши народные избранники были бы не сами собой, если бы не придумали способ усложнить жизнь людям. Нам ничего не остается, как принять факт и смириться.
Кроме этого, нужно разобраться в вопросе новых особенностей деления транспорта в водительских удостоверениях. Это на первый взгляд кажется сложным вопросом, но если вникнуть, то классификация транспортных средств по категориям не такая уж и мудреная, логика в этом делении есть. Привыкать к новым правилам, однозначно, стоит. Сделаем это прямо сейчас. Главная особенность нововведения – это увеличение количеста категорий, на которые подразделяются транспортные средства теперь.
Транспорт, который не требует ВУ
Сюда мы отнесем весь транспорт, на котором можно передвигаться, не имея прав, но, конечно же, со строгим соблюдением ПДД. Таким транспортом является велосипед, сигвей, моноколесо и газонокосилка. Да, стоит согласиться, что езда на газонокосилке – это занятие довольно странное, которое не находит массовости у нас в стране. Но правила есть правила, если транспортное средство может двигаться, имеет колеса и руль, оно по определению является транспортным средством и попадает под действие правил дорожного движения.
Транспортные средства категории «М»
Это новая категория, ранее не существовавшая. Она была создана для того, чтобы остановить несовершеннолетних, которые в свое время стали проблемой городов, разъезжая на мопедах, не попадающих ни под одну категорию в ранее существовавших водительских удостоверениях. Привлечь к ответственности этих юных нарушителей было крайне трудно.
С появлением новой категории транспортных средств категории «М» в нее вошли все мопеды, квадроциклы, скутеры, в случае если объем двигателя в этих транспортных средствах не превышает 50 куб. см. Теперь езда на транспортных средствах категории «М» требует водительского удостоверения с соответствующей открытой категорией. Если он отсутствует, то лицо, управляющее транспортным средством, несет ответственность за езду на ТС без ВУ в полном объеме, согласно действующему законодательству.
Стоит сделать оговорку, езда на транспортных средствах, попадающих под категорию «М» допускается, если у вас есть непросроченное ВУ с любой категорией.
Категория «А» и подкатегория «А1»
В данную категорию попадают мотоциклы (двухколесные и двухколесные с боковым прицепом) с массой менее 400 кг.
Подкатегория «А1» разрешает управлять мотоциклом, если объем его силового агрегата не более 125 см. куб., а мощностью транспортного средства не более 11 кВт. Подкатегория «А1» может быть получена, если вам исполнилось 16 лет. Категория «А» подразумевает сдачу, если вам уже есть 18 лет. Если вы успешно сдадите экзамен на категорию «А», то вы автоматически получаете отметку в водительском удостоверении «А1»
Категория «В» и подкатегория «B1»
В данную категорию входят все автомобили с массой менее 3500 кг и ограничением по пассажирским местам, их количество не должно превышать восемь мест. Категория «В» позволяет также вам управлять автомашиной, которая попадает под вышеописанные критерии в составе с автомобильным прицепом, если его масса менее 750 кг.
Подкатегория «В1» включает в себя квадрициклы, а также трициклы, при условии, что масса этих транспортных средств менее 3500 кг, а их конструкционная скорость не превышает 50 км/ч.
Стоит делать оговорку, к подкатегории «В1» в графе 12 водительского удостоверения дополнительно ставится отметка «AS», что подразумевает под собой автомобильную систему управления. Это необходимо, если у вас нет открытой категории «А» с отметкой «MS», что, соответственно, подразумевает мотоциклетную систему управления транспортным средством, которая будет иметься в вашем удостоверении при отсутствии открытой категории «В».
Стоит различать разницу между понятиями «квадрицикл» и «квадроцикл». Такие схожие понятия подразумевают под собой технику с весьма значительными конструкционными отличиями. Квадрицикл – это транспортное средство с сидениями автомобильного типа, посадка в этом транспортном средстве также автомобильная. Кроме этого, транспортное средство имеет круглый руль и педали. Квадроцикл – это разновидность мототехники, с посадкой «верхом», с рулем велосипедного типа, на котором находится акселератор.
Кроме этого, ваше водительское удостоверение нового образца может иметь пометку «АТ», она находится внизу страницы оборотной стороны водительского удостоверения. Данная пометка означает, что вы можете управлять транспортными средствами с автоматической коробкой передач, потому что сдавали экзамен на транспортном средстве именно с этим видом трансмиссии.
Если вы сдавали экзамен на автомобиле с механической коробкой передач, то вы можете управлять транспортными средствами как с механической коробкой переключения передач, так и с автоматической коробкой переключения передач.
Категория «C» и подкатегория «C1»
Категория транспортных средств включает в себя грузовой транспорт с общим весом от 3500 килограмм, также сюда включается управление грузовиком с прицепом, если последний весит менее 750 килограмм.
Подкатегория С1 дает право управления грузовиками, вес которых более 3500 кг, но менее 7500 кг. Прицеп для такого автомобиля весом менее 7500 кг не требует от водителя открытия какой-то дополнительной подкатегории в ВУ.
Категория «D» и подкатегория «D1»
Расшифровка категории транспортных средств проста. Это категория для автобусов. А автобусом в нашей стране называется транспортное средство, которое имеет более чем восемь пассажирских мест. Размер автобуса, а также его общая масса в данной категории не регламентируется никак, хочется верить, что это так и останется.
Подкатегория «D1» – рассчитана для автобусов, в котором количеством сидячих мест более 8, но менее 16, водительское место не считается.
Категория «E»
Данная категория не существует как единая. Она теперь разбита на несколько подкатегорий. Основной категорией к данной добавочной выступает та, к которой подразумевается присоединить прицеп, который требует от водителя обладания открытой подкатегорией «E». Видами категории транспортных средств, соединенных с подкатегорией «E», могут быть:
- «ВЕ» – это самая обычная легковая машина с большим прицепом (к примеру, дом на колесах). Прицеп попадает под данную категорию, если весит от 750 килограмм или тяжелее самого авто.
- «СЕ» – грузовик с утяжеленным прицепом, если автомобильный прицеп также весит более 750 килограмм.
- «С1Е» – это узкоспециализированная подкатегория для особенно утяжеленных прицепов. Ограничение подкатегории – общий вес техники не должен превышать 12 т.
- «DE» – категория для автобуса с прицепом от 750 килограмм или же автобус, который состоит из двух отделений, которые соединяются посередине между собой.
- «D1E» – редкая подкатегория для автобуса с утяжеленным прицепом массой от 750 килограмм. Подкатегория ограничивает общий вес автопоезда – не более 12 т. Такие автопоезда могут быть во владении цирков, артистов, музыкантов.
Категория «Tm» и категория «Tb»
В категорию транспортных средств попадают трамваи и троллейбусы. Для открытия данной категории от вас требуется пройти профильное обучение, также ваш возраст должен превышать 21 год. Обучение длится около 6 месяцев, проходит в специализированном учебном заведении. Категория «Tm» соответствует трамваю, категория «Tb» соответствует троллейбусу.
Категории транспортных средств для прохождения ТО
Казалось бы, на этом все, но нет, российские категории транспортных средств могут иметь еще подкатегории. Эти категории иные, они нужны не для получения водительского удостоверения, они существуют для проверяющих органов, которые отслеживают состояние ТС.
Тут категории транспортных средств распространяются не только на нашу страну, но и на территорию всего Таможенного Союза, членом которого Россия является. Мы не будем слишком заостряться на данном вопросе, потому что он касается не водителей.
Рассмотрим лишь один пример маркировки категории, на примере грузового транспорта. Грузовикам соответствует метка «N». Тут предусмотрено деление на еще три более мелкие подкатегории. «N1» – это грузовики с полной массой не более чем 3500 кг, категория «N2» — транспортные средства (грузовые), вес которых укладывается в пределы 3500 кг — 12 т. «N3» — тяжелые грузовики с весом от 12 т.
Классификация довольно сложная, радует, то, что изменение категории транспортного средства в ближайшем будущем не планируется. Хочется верить, что когда мы привыкнем к данной классификации категорий, нас не заставят учить снова новые классификации и деления!
Итоги
В конце стоит сказать, что и все реформы и изменения вызывают у населения недовольство и требует лишней путаницы, а также действий по замене документов, нужно найти во всем этом и позитивные моменты.
Самый очевидный момент – это повышение безопасности движения в современном мире, с повышающимися скоростями и растущим трафиком (особенно в крупных городах), все это можно назвать вынужденной мерой, соответствующей времени, в котором мы живем, а не просто выдумками бюрократов. Новшества всегда плохо воспринимаются, но когда очевидная польза их становится заметной, то они одобряются всеобще.
А одной истории с обезумевшими безнаказанными подростками, которые разъезжали на скутерах по тротуарам и другим местам, непредназначенным для ТС, уже достаточно, чтобы одобрить все эти нововведения. Также нужно сказать, что порядок должен быть во всем. Классификация транспортных средств по категориям — это шаг к такому порядку. Чем мельче будет классификация, тем проще будет контролировать ситуацию.
fb.ru
Категории транспортных средств A B C D E
В нашей стране транспортные средства разделены на 5 категорий, обозначенных латинскими буквами «A», «B», «C», «D», «E», а также на трамваи и троллейбусы.
Категория A
Мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства.
Категория B
Автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8 мест.
Категория C
Автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.
Категория D
Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
Категория E
Составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категории «В», «С» или «D», могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В», а разрешенная максимальная масса сцепленного состава транспортных средств не превышает 3500 кг, при управлении ими достаточно иметь водительское удостоверение с разрешающей отметкой в графе «В».
Примечание. Водителям транспортных средств категорий «А» и «В» предоставляется право на управление мотоколясками. Для управления сочлененным автобусом требуются разрешающие отметки в графах «D» и «Е» водительского удостоверения.
Возрастной ценз для сдачи экзаменов ГИБДД
К экзаменам в ГИБДД допускаются лица, достигшие к концу обучения следующего возраста:
16 лет — для управления транспортными средствами категории «А»;
18 лет — категорий «В» и «С»; с марта 1999 года к экзаменам допускаются также лица, достигшие 17 лет и прошедшие соответствующию подготовку в общеобразовательных или специальных профессиональных учреждениях (если таковая подготовка предусмотрена учебной программой), в специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлению военных комиссариатов. Водительские удостоверения эти лица получают по достижении ими 18-летнего возраста.
Устройство автомобиля
Безопасность дорожного движения
1pdd.ru
Категории транспортных средств — обзорная статья
С 2013 года, а точнее с его 5 ноября, в нашей стране был издан закон, в котором вступили в силу обновленные категории автотранспорта, а также входящие в их состав подкатегории, для управления которыми необходимо обладать специальным правом. Что это теперь за категории?
Основные категории транспортных средств.
- А-категория – это мотоциклы.
- В-категория – представлена автомобилями (не мотоциклы!), у которых максимально разрешенная масса (далее — МРМ) не превышает 3,5 тонн, а места для сидения (за исключением водительского кресла) – восьми штук. А еще в эту категорию входят вышеперечисленные автомобили, сцепленные с прицепом, МРМ которого менее 750 кило, а также массы самой машины — без нагрузки, которая, к слову, не должна превышать все те же 3,5 тонны.
- С-категория – сюда включены все транспортные средства (кроме автомобилей из D-категории) с МРМ более 3,5 тон. Кроме того данная категория включает автомобили С-категории, сцепленные с прицепом, если его МРМ менее 750 килограммов.
- D-категория – эта категория автотранспорта включает в себя средства, предназначенные для пассажирских перевозок, а также имеющие в наличии более восьми оборудованных сидячих мест (место водителя не учитывается). Также данная категория включает автомобили D-категории сцепленные с прицепом с МРМ до 750 килограммов.
- ВЕ-категория – состоит из автомобилей, перечисленные во втором пункте данной статьи, сцепленных с прицепом, МРМ которого менее 750 килограммов и веса ненагруженного автомобиля. Кроме того сюда включены машины В-категории, идущие в сцепке с прицепом, у которого МРМ более 750 кило, с одним условием – общая МРМ данного состава больше 3,5 тонн.
- СЕ-категория – состоит из автомобилей, перечисленных в третьем пункте статьи, сцепленные с прицепом, МРМ у которого более 750 килограммов.
- DE-категория – данная категория включает сочлененные автобусы, а также автотранспорт, перечисленный в четвертом пункте статьи, сцепленные с прицепом, у которого МРМ более 750 килограммов.
- Tb-категория – ее образуют троллейбусы.
- Tm-категория – подразумевает под собой трамваи.
- М-категория – включает легкие квадроциклы, мопеды.
Подкатегории транспортных средств.
- А1 – подкатегория, включающая в себя мотоциклы с движком в 125 куб.см., а предельная мощность — 11 киловатт.
- В1 – подкатегория, содержащая в себе все разнообразие квадроциклов и трициклов.
- С1 – содержит автомобили (кроме авто, включенных в D-категорию), МРМ которых находится в пределах 3,5-7,5 тонн. Сюда также включаются транспортные средства данной подкатегории, соединенные с прицепом, у которых МРМ меньше 750 килограммов.
- D1 – подкатегория, собранная из автомобилей, которые эксплуатируются с целью перевозки пассажиров и/или оснащены более чем восемью, но менее чем шестнадцатью, местами для сидения (кроме водительского). Также сюда входят автомобили данной подкатегории, соединенные с прицепом, если МРМ последнего не больше 750 килограммов.
- С1Е — представлена автомобилями подкатегории С1, идущими с прицепом, у которого МРМ более 750 килограммов, при этом данная масса не превосходит вес машины без нагрузки, а вместе с ней не переходит весовой рубеж в 12 тонн.
- D1E – включает в себя автомобили D1-категории, идущие вместе с прицепом (МРМ данного состава не должна превышать 12 тонн), использование которого не предназначено для осуществления перевозки пассажиров, либо у которого МРМ больше 750 килограммов, но меньше веса авто без нагрузки.
Право допуска к управлению автотранспортом разных категорий.
К сдаче экзамена, дающего право управления определенной категории транспортных средств, могут допускаться лица, которые:
- уже достигли установленного возраста;
- имеют на руках медицинское заключение, в котором подтверждается отсутствие противопоказаний препятствующих управлению транспортными средствами;
- прошедшие по всем установленным правилам соответствующее специальное обучение (напомню — возможность обучения при помощи самоподготовки 5 ноября 2013 года была отменена).
Прием данных экзаменов осуществляется на транспортных средствах, идущих в комплектации с автоматической или механической трансмиссией. И здесь вступили в силу следующие поправки:
- лицам, которые сдали экзамен на автомобилях с МКПП, предоставляется полное право на управление автотранспортом определенной (соответствующей сдаваемой) категории либо подкатегории, идущих с любым из видов трансмиссии;
- лицам, которые сдали экзамен на автомобилях, укомплектованных автоматической трансмиссией, дается право управления автотранспортом определенной (соответствующей сдаваемой) категории либо подкатегории только с АКПП.
Рекомендую прочитать:
autoepoch.ru
Основная классификация транспортных средств в Беларуси
Как мы уже писали раньше, при расчёте ставки утилизационного сбора, будут использовать класс транспортных средств. Данная классификация приведена в межгосударственном ГОСТе «31286-2005 Транспорт дорожный».
Раздел 5 Классификация
5.1 Классификация механических транспортных средств и прицепов
5.1.1 Категория L – механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрациклы:
5.1.1.1 Категория L1: двухколесный мопед – транспортное средство, максимальная расчетная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующаяся:
- при установке двигателя внутреннего сгорания – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- при установке электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме двигательной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
5.1.1.2 Категория L2: трехколесный мопед – транспортное средство с любым расположением колес, максимальная расчетная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
- при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
- при установке электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
5.1.1.3 Категория L3: мотоцикл – двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого при установке двигателя внутреннего сгорания превышает 50 м3 и/или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч.
5.1.1.4 Категория L4: мотоцикл с коляской – транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого при установке двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 и /или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч.
5.1.1.5 Категория L5: трицикл – транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого при установке двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 и /или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч.
5.1.1.6 Категория L6: легкий квадроцикл – четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства, максимальная расчетная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
- при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
- при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
- при установке электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
5.1.1.7 Категория L7: квадрацикл – четырехколесное транспортное средство иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг – для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (для электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
5.1.2 Категория М – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:
5.1.2.1 Категория М1: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более восьми мест для сидения.
5.1.2.2 Категория М2: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
5.1.2.3 Категория М3: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя боле восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
5.1.2.4 Транспортные средства категории М2 и М3 относятся к:
а) одному или более из трех классов (I, II, III) в соответствии с [1] и [2];
б) одному из двух классов (А, В) в соответствии с [3].
5.1.2.5 Класс I – транспортные средства, в конструкции которых предусмотрены места для стоящих пассажиров с целью свободного передвижения пассажиров по салону.
5.1.2.6 Класс II – транспортные средства, конструкция которых в основном предназначена для перевозки сидящих пассажиров и в которых предусматривается перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и /или местах, не выходящих за переделы пространства, отведенного для двух сдвоенных сидений.
5.1.2.7 Класс III – транспортные средства, конструкция которых предназначена исключительно для перевозки сидящих пассажиров.
5.1.2.8 Класс А – транспортные средства, предназначенные для перевозки стоящих пассажиров; транспортные средства этого класса оборудованы сиденьями и в них предусмотрена перевозка стоящих пассажиров.
5.1.2.9 Класс В – транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров.
5.1.3 Категория N – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:
5.1.3.1 Категория N1: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.
5.1.3.2 Категория N2: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т.
5.1.3.3 Категория N3: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т.
5.1.4 Категория О – прицепы (включая полуприцепы):
5.1.4.1 Категория О1: прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т.
5.1.4.2 Категория О2: прицепы, максимальная масса которых превышает 0,75 т, но не более 3,5 т.
5.1.4.3 Категория О3: прицепы, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не более 10 т.
5.1.4.4 Категория О4: прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.
5.1.5 Категория Т – сельскохозяйственные и лесные тракторы.
5.1.6 Категория G – транспортные средства повышенной проходимости.
Примечание – Буква G для обозначения категории транспортного средства отдельно не применяется. Обозначения категорий М и N могут быть дополнены обозначениями G. Например, транспортное средство категории N1, пригодное для движения по бездорожью, может быть обозначено как N1G.
Таблица базовых ставок и коэффициентов при расчёте утилизационного налога
Кто и куда обязан оплачивать утилизационный сбор
carshelp.by