что означает, от чего зависит, как узнать, проверить, рассчитать, повысить для полиса
Стоимость полиса обязательного страхования может быть разной, так как зависит от многих факторов. Один из них – класс водителя, определяющийся периодом безаварийной езды. В первый год за рулем он одинаков у всех. А дальше зависит от самого автомобилиста.
Читайте в этой статье
Что означает класс водителя
Класс – это индивидуальный показатель каждого автомобилиста, привязанный к человеку, а не его транспортному средству. Он демонстрирует:
- число обращений страхователя в компанию, которое зафиксировано за период действия полиса;
- количество аварий за тот же срок, в которых он признан виновным;
- водительский стаж и отчасти возраст автомобилиста.
То есть классность зависит от того, насколько хорошо водитель управляет ТС, его дисциплинированности. Чем выше показатель, тем меньше вероятность стать зачинщиком аварии. Автостраховщику выгодно иметь дело с таким клиентом. Ведь он пополнил бюджет компании, так как приобрел у нее полис. А лишаться дохода из-за необходимости платить возмещение не заставил. И компания поощряет автомобилиста тем, что в следующем периоде продает ему ОСАГО дешевле.
Класс водителя непосредственно связан с критерием, на основании которого и рассчитывается цена полиса в каждом периоде. Это коэффициент бонус-малус. Высокий личный показатель автомобилиста означает длительное время безаварийной езды, низкий КБМ и меньшую стоимость страховки.
Рекомендуем прочитать о коэффициенте безаварийности ОСАГО. Вы узнаете о том, что означает коэффициент безаварийности ОСАГО, как влияет на стоимость страховки, расчете КБМ.От чего зависит
Уровень автомобилиста устанавливается в соответствии с несколькими критериями:
- Общим водительским стажем. В первый год за рулем все равны для страховщика вне зависимости от возраста. Автомобилистам присваивается 3-й уровень. Чем большее количество лет человек водит машину, тем он выше год от года. Это при условии, что страховщику не приходится по его вине платить возмещение.
- Стажем езды без ДТП, в которых автомобилист является виновным. Из-за этого критерия у нескольких водителей, которые за рулем одинаковое количество лет, классность может быть разной.
- Количеством аварий за время действия полиса, в которых автомобилист признавался виновным. Если ДТП и выплат из бюджета страховщика не было, в следующем периоде уровень повысится на единицу. После одной аварии он станет ниже на 1 — 6 значений (это зависит от изначальной величины показателя во время срока действия предыдущего ОСАГО). Два ДТП могут уменьшить класс на 4 — 10. Три и более приведут к понижению показателя на 5 — 12 единиц.
Собственно, классность в большей степени зависит от самого человека. Соблюдение правил, хороший уровень вождения помогут повысить ее, сэкономив на оплате страховки. В меньшей степени показатель зависит от случайностей, которые встречаются на дороге.
Такие критерии, как тип автомобиля, мощность двигателя, возраст ТС, на него вовсе не влияют. Срок действия полиса, число вписанных в документ водителей, количество аварий, где автомобилист был потерпевшим, тоже не уменьшают и не увеличивают показатель.
Минимальный класс водителя для ОСАГО
Худший индивидуальный показатель автомобилиста обозначается литерой М. Но чтобы получить его, нужно очень «постараться». Например, за первый год вождения стать виновным в 2-х ДТП и вынудить свою страховую платить такое же количество возмещений. Или после 10 лет стажа безаварийной езды стать зачинщиком 4-х и более происшествий, в результате которых фирма столько же раз компенсирует ущерб потерпевшим.
Минимальный класс делает коэффициент бонус-малус и стоимость ОСАГО максимально возможными. Но он никогда не присваивается без причины. И начинающий водитель на первом году за рулем получает не М, а 3-й уровень, то есть более высокий (на 4 единицы).
Как узнать, проверить или рассчитать свой класс для полиса
Страховщик при расчете стоимости ОСАГО не всегда верно определяет показатель. Иногда намеренно, чтобы получить большую страховую премию, в других случаях по ошибке. Поэтому автомобилистам стоит знать свой уровень и проверять, учтен ли он в определении стоимости полиса. Если водитель за рулем первый год, это проще всего. У него будет 3-й класс. Дальше все зависит от того, каким был предыдущий период действия страховки. Проще установить свой уровень по таблице:
Показатель в предыдущем сроке | Выплат не было | 1 выплата | 2 выплаты | 3 выплаты | 4 и более выплат |
М | 0 | М | М | М | М |
0 | 1 | М | М | М | М |
1 | 2 | М | М | М | М |
2 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Число, указанное на пересечении столбца и строки, и будет показателем на срок действия следующего полиса.
В большинстве случаев нет необходимости рассчитывать класс самостоятельно. Ведь он вносится в электронную базу страховой компании, а также АИС РСА. Чтобы узнать его, нужно зайти на сайт организации, найти соответствующий раздел и ввести в открывшиеся рамки информацию о водителе.
Обычно требуются личные данные, а также номера прав и полиса, период и дата окончания действия последнего. Калькулятор выдаст КБМ автомобилиста, по которому легко определить его индивидуальный уровень:
Бонус-малус | Класс водителя |
2,45 | М |
2,3 | 0 |
1,55 | 1 |
1,4 | 2 |
1 | 3 |
0,95 | 4 |
0,9 | 5 |
0,85 | 6 |
0,8 | 7 |
0,75 | 8 |
0,7 | 9 |
0,65 | 10 |
0,6 | 11 |
0,55 | 12 |
0,5 | 13 |
Есть и другие сайты, где можно рассчитать показатель. Это, например, ОСАГООнлайн.Инфо и КаскОметр.
Как повысить классность для ОСАГО
Улучшение, то есть возрастание личного показателя автомобилиста, приведет к снижению стоимости следующего ОСАГО на 5%. Поэтому водителю выгодно повышать его по соображениям экономии. Сделать это можно, если избегать аварий, то есть соблюдать правила дорожного движения.
Но иногда дисциплинированность, аккуратная езда не помогают. И оформляя полис после окончания действия прежней страховки, автомобилист обнаруживает, что цена подозрительно высока. В этом случае стоит проверить, какой водительский класс (значит, и КБМ) фигурирует в базе фирмы. Если показатель неверный, его следует восстановить. Для этого нужно:
- зайти в АИС РСА, найти и распечатать информацию о текущем классе автомобилиста и страховых случаях либо их отсутствии;
- написать заявление в страховую компанию;
- обратиться с тем же в РСА;
- отправить заявление о неверном расчете стоимости страховки в Банк России;
- если все это не дало нужного результата, подать в суд.
В Законе об ОСАГО на это счет есть пункт 6 статьи 9:
Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
При сомнениях относительно цены нового полиса нужно учитывать количество вписанных в него водителей. Возможно, она выросла не потому, что у одного из них неверно определили класс. А из-за второго автомобилиста, который стал виновником аварии на той же машине. В результате его классность снизилась, а КБМ вырос. Но более высокий коэффициент бонус-малус и берется в расчет при установлении платы за ОСАГО.
Класс водителя сохраняется и при смене страховщика. Поэтому контролировать показатель следует на протяжении всего водительского стажа. Ведь это не только экономия денег на страховке, но прежде всего сохранение здоровья и жизни.
Полезное видео
О том, как узнать свой КБМ на сайте РСА, смотрите в этом видео:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:
+8 (800) 500-27-29
Это быстро и бесплатно!
Похожие статьи
-
Коэффициент безаварийности ОСАГО: как узнать…
Немаловажным при оформлении страховки является коэффициент безаварийности ОСАГО. Узнать его можно самостоятельно, рассчитав года опыта вождения и количество совершенных ДТП. Проверить понижающий коэффициент (КБМ) можно и у страховщика. -
Правила страхования ОСАГО: какие новые для…
Знать правила страхования ОСАГО — значит, быть уверенным в верном составлении договора для получения полиса. Какие новые правила введены для обязательного страхования автомобиля?
avto-urist.online
Класс страхования ОСАГО — как определить: 3 основных способа
Содержание статьи
Что такое коэффициент Бонус-Малус?
При оформлении страхового полиса автовладельцы уплачивают определённую сумму за оказание услуг по страхованию. Данная цифра не берётся с потолка: существуют специальные правила расчёта страховой премии. Они утверждены федеральными законами и указаниями Банка России.
При подсчёте используются различные коэффициенты. Один из них – коэффициент Бонус-Малуc (далее – КБМ). Критерий для его определения – это наличие или отсутствие страховых возмещений после дорожно-транспортных происшествий, которые произошли ранее. Данный показатель является очень важным и существенно влияет на расходы страхователя.
Правила расчёта КБМ
Как правильно рассчитать КБМ ОСАГО? Инструкцию для этого содержит Указание Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У. Коэффициент зависит от класса страхования, а также от количества страховых возмещений за прошедший период.
Считая количество страховых возмещений, принимаем все возмещения по одному случаю ДТП за одно.
Одно дорожно-транспортное происшествие может повлечь далеко не одно страховое возмещение. Их может быть несколько, что зависит от числа пострадавших по вине водителя лиц.
Коэффициент для водителя-новичка будет равен 1. В дальнейшем при заключении или продлении договора ОСАГО данная цифра будет постепенно уменьшаться, если по вине водителя ДТП не происходило. Если же зафиксированы факты ДТП с участием страхователя, то коэффициент будет расти. Максимальное его значение — 2,45.
Если по вине водителя произошло ДТП, то не стоит на следующий год бежать в другую страховую компанию. Данный факт всё равно выяснится, когда сотрудники будут проверять сведения о водителе по базе РСА.
Как КБМ влияет на стоимость полиса ОСАГО?
Рассчитать стоимость полиса ОСАГО можно только строго по инструкции, используя базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов. Базовые ставки определяются категорией транспортного средства. Установленная ставка домножается на коэффициенты страховых тарифов. Их достаточно много, и зависят они от различных показателей: возраста и стажа водителя, количества допущенных к управлению водителей, территории, где транспортное средство будет преимущественно использоваться, и, конечно же, от того, попадал ли ранее конкретный водитель в аварии. В последнем случае имеется в виду КБМ.
Как влияет на цену полиса именно этот коэффициент? Для новичка он равен 1, т. е. вычисленная на основании других показателей сумма не меняется. В дальнейшем всё будет зависеть от самого владельца автомобиля. При отсутствии ДТП коэффициент снижается вплоть до 0,5, то есть законопослушному и аккуратному водителю при оформлении полиса будет предоставляться скидка 50%. А вот произошедшие по вине автовладельца ДТП приведут к росту коэффициента, который со временем может увеличить страховую премию в 2,45 раза.
Как узнать свой коэффициент?
Для водителя очень важно знать свой КБМ, чтобы избежать обмана при подсчёте страховой премии. Это нужно также для того, чтобы спланировать свои финансовые расходы. Существует несколько способов, с помощью которых можно узнать свой КБМ.
Способ 1. Проверка КБМ по базе РСА. Для этого нужно зайти на сайт РСА. Далее потребуется заполнить определённые поля с данными:
- фамилия, имя, отчество водителя;
- дата его рождения;
- сведения о водительском удостоверении;
- дата заключения договора ОСАГО.
Информационная система даст ответ на запрос практически сразу.
Способ 2. Узнать коэффициент можно также при оформлении полиса обязательного страхования. В документе указывается класс страхования на начало страхового периода и соответствующий ему КБМ. Обязательно нужно сопоставить данную цифру с действовавшей ранее. Если у вас не случалось ДТП, а цифра осталось той же или повысилась, есть повод насторожиться.
Способ 3. Самостоятельное определение коэффициента. С этой цели обращаемся к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У, а именно к приложению 2. Данное указание несложно найти в Интернете, и по таблице вычислить свой коэффициент. Последовательность действий такова:
- В страховом полисе смотрим свой класс страхования на начало страхового периода (год).
- Ищем столбец, где указано число страховых возмещений за год, и, исходя из этого, определяем класс страхования на конец года.
- Возвращаемся к первому столбцу и ищем ныне действующий класс страхования. Цифра, указанная напротив него, — это и есть ваш новый КБМ (на следующий год).
Классы страхования
В статье уже затрагивалось понятие «класс страхования ОСАГО» — что это? Классность устанавливается по наличию или отсутствию страховых случаев в период страхования. Сам по себе класс на стоимость полиса не влияет, но именно по нему определяется значение КБМ. Знать свой класс страхования нужно для вычисления КБМ.
Как узнать класс водителя ОСАГО? Определяется класс на начало годового срока страхования. Всего их 15, самый низший — класс М, самый высокий — 13. Новичку присваивается класс 3, затем он может повышаться или понижаться. Это зависит от фактов ДТП.
Стандарт для новичка — 3 класс страхования. Низшие классы: М, 0, 1, 2. Высшие: от 4 до 13 класса. Чтобы достичь минимального КБМ, нужно 10 лет безаварийного водительского стажа.
При благополучной картине каждый год водителю присваивают новый класс — на единицу выше. Если же ДТП присутствуют в истории водителя, его класс понижается (на одну или несколько единиц). Если страховая компания за период осуществит более 3 страховых возмещений, то класс снижается до самого низшего (М) при любой исходной ситуации.
Можно ли восстановить коэффициент?
Что делать, если ДТП всё-таки произошло и КБМ повысился? Можно ли восстановить прежний и как много времени это займёт?
КБМ определяется каждый год при заключении договора страхования. Класс водителя определяется на начало годового срока и в конце года. Это означает, что прежний коэффициент восстановить можно. Однако при наличии даже одной аварии для этого потребуется время (2 года и более). Это объясняется тем, что понижение класса происходит достаточно резко (как правило, на 2 и более класса за одно ДТП). Повышение же носит постепенный характер: плюс один класс за каждый год без аварий. Здесь можно отметить закономерность: чем больше опыт водителя, по вине которого произошло ДТП, тем более длительным будет период, за который класс восстановится до прежнего.
Заключение
Каждый водитель должен иметь представление о том, что такое коэффициент Бонус-Малус и уметь его определять. Как видно из названия коэффициента, он может по-разному влиять на стоимость страхового полиса, как увеличивая её, так и уменьшая. Конкретные показатели зависят от водительской истории, от того, случались ДТП или нет. С понятием КБМ связано ещё одно — класс страхования. Что такое «класс страхования ОСАГО», как определить его? Он зависит от наличия страховых возмещений в результате ДТП. При отсутствии ДТП класс каждый год повышается, при наличии — снижается. Сам по себе класс страхования на цену полиса ОСАГО не влияет, но по нему в страховой компании определяют КБМ. Чем ниже класс, тем выше КБМ, и наоборот. После случившегося ДТП восстановить свой прежний, более высокий класс, вполне реально за несколько лет (при условии отсутствия аварий). Таким образом, КБМ является поощрением для законопослушных и аккуратных водителей.
Я люблю хорошие автомобили. И моя работа отвечает моим интересам. Работаю юристом в автосалоне. Делюсь с Вами своими знаниями на этом сайте.
Оценка статьи:
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
autoizakon.ru
Коэффициент классности водителя при расчете стоимости ОСАГО —
- Подробности
- Категория: Автострахование
Как известно, при расчете стоимости страхования ОСАГО один из коэффициентов зависит от аварийности езды собственника автомобиля. Отъездил год без аварий – следующая страховка обойдется на 5% дешевле. Максимальная скидка по данному коэффициенту – 50 %. Оказался виновником аварии с выплатой пострадавшему – класс понижается, страховка становится дороже. Выяснить, как изменяется класс водителя в зависимости от текущего класса и количества страховых случаев, можно из нижеприведенной таблицы.
Первоначально каждый водитель, впервые приобретающий полис ОСАГО, получает третий класс. Затем, в зависимости от количества аварий, в которых он являлся виновником, класс увеличивается или уменьшается. Сумма ущерба значения не имеет.
Уменьшается класс – страховка дорожает. Причем не на год, а на срок до 14 лет, т.е. в каждый последующий год Вы будете платить за полис ОСАГО больше.
Как сэкономить на ОСАГО?
Как избежать ухудшения класса, чтобы не переплачивать? Очень просто – не пользоваться страховыми выплатами в случае мелких ДТП. Договоритесь с пострадавшим, что возместите ему ущерб сразу деньгами (в случае легкого повреждения лакокрасочного покрытия, например), обязательно под расписку.
Люди соглашаются на такие условия, поскольку при схеме прямого возмещения убытков ходить по страховым компаниям и терять время предстоит именно пострадавшему. Плюс непонятно, какую сумму ущерба насчитает эксперт. Ведь расчет происходит с учетом износа, т.е. на новую деталь денег не хватит.
Стоит или не стоит покупать открытые полисы ОСАГО
Есть один большой минус у полисов с указанием списка допущенных к управлению лиц: при страховом случае коэффициент классности ОСАГО ухудшается у всех. Это же правило можно отнести и к плюсам: если за год ДТП не было, класс увеличится у всех водителей.
В случае покупки полиса ОСАГО без ограничений класс увеличивается или уменьшается только у владельца автомобиля.
voprosov-net.ru
Таблица классов страхователя (КБМ) | Автомир
Чтобы рассчитать Класс страхователя, воспользуйтесь следующими подсказками:
1. Закон ОСАГО был введен в июне 2003 года. Следовательно, если Вы ежегодно, начиная с июня 2003 года, страховали свой автомобиль,то страхование после июня 2009 года является для Вас седьмым годом, Ваш Класс страхователя — 9-ый, КБМ=0,7 (т.е. скидка — 30%).
2. Если в период с июня 2003 года по ноябрь 2007 года вы приобрели новый автомобиль, первым годом страхования для Вас будет считаться год приобретения нового автомобиля.
3. С ноября 2007 года Класс страхователя больше не «привязан» к автомобилю, он присваевается исключительно каждому водителю, даже если он не имеет пока авто, а лишь только вписан в какую-либо страховку.
Уважаемые страхователи! При заключении договора ОСАГО поинтересуйтесь у своего страховщика, какой Вы имеете класс или КБМ, чтобы в дальнейшем у Вас не возникло проблем с расчетом очередного страхового взноса. Для расчета стоимости страховки воспользуйтесь нашим калькулятором ОСАГО, который был разработан с учетом изменений законодательства от 25 марта 2009 года и рассчитывает класс страхователя автоматически, с учетом страховых выплат. Или, лучше всего, рассчитайте свою страховую премию сами (вручную) по приведенной на нашем сайте схеме расчета.
Таблица коэффициентов страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства) в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
Важно! Класс при страховании впервые — 3!
Класс на начало срока страхования | Коэффициент (КБМ) | Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев по вине страхователя | ||||
0 страховых выплат | 1 страховая выплата | 2 страховые выплаты | 3 страховые выплаты | 4 страховые выплаты | ||
М | 2,45 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 1,55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
osagovrn.ru
О классе в ОСАГО: что это, как определяется?
Когда происходит продление полиса ОСАГО, как правило, страховые агенты узнают у автовладельца, были ли ДТП в истекшем периоде. Всем известно, при отсутствии аварий за год эксплуатации автомобиля владельцу полагается скидка. Но не всем известна методика ее расчета. А ведь эти знания могут помочь сэкономить до 40%.
Очевидно, что страховым компаниям намного выгоднее сотрудничать с физическими лицами, которые имеют большой опыт вождения, а значит, ведут себя на дороге более безопасно. Для стимуляции водителей к аккуратной езде страховые компании внедрили показатель Кбм, что означает коэффициент бонус-малус. Он играет важную роль в тарификации ОСАГО. Выражается такой коэффициент в виде 5% скидки.
Нужно понимать, что при расчетах учитываются исключительно те ДТП, в которых владелец был виновником, то есть имели место страховые выплаты. Поскольку полис ОСАГО подразумевает страхование не имущества, а ответственности, то все остальные ДТП, даже зарегистрированные государственными органами, страховая компания не учитывает.
Если же полис оказался убыточным, чаще всего предусматриваются санкции, которые увеличивают стоимость страховки. Этим и объясняется название коэффициента. Ведь за безаварийную езду владелец транспорта получает «бонус», а за ДТП – «малус».
Что такое класс ОСАГО?
Коэффициент бонус-малус (Кбм) и класс ОСАГО связаны, поскольку для каждого класса предусмотрен свой показатель. Тарификация страховки предусматривает присвоение третьего класса, если автовладелец впервые обращается для оформления полиса. Для данного класса по ОСАГО Кбм составляет 1. Следовательно, клиент не получает никаких штрафов или скидок по понятным причинам, а значит, этот класс можно считать начальным уровнем. Если такой водитель не участвует в ДТП в течение года, то на следующий период он повысит свой класс до 4, получив скидку. В этом случае Кбм будет равен 0,95. Если ДТП все-таки произойдет, класс понизится до 1, а значит, страховка будет стоить дороже.
Нужно отметить и отдельный класс М. Если водитель получает такой статус, это говорит о его опасной манере вождения, что повышает тарификацию более чем вдвое. Как вернуть себе «статус-кво»? Следует 5 лет ездить без участия в ДТП.
Как узнать свой Кбм?
Получить эту информацию можно, конечно же, в страховой компании, с которой заключен договор. Подав письменное заявление, компания в пятидневный срок предоставит справку по форме №4. В этом документе указываются коэффициенты всех водителей, имеющих право вождения транспортного средства.
Как рассчитывается стоимость полиса, учитывая класс ОСАГО?
Формула выглядит таким образом:
Стоимость электронного полиса ОСАГО = базовая ставка х Ков х Кбм х Кт.
Ков – возраст и стаж. Если возраст водителя составляет менее 22 лет, тогда при стаже вождения до 3 лет коэффициент равняется 1,8, старше 3 лет – 1,6. При возрасте водителя старше 22 лет коэффициент уменьшается: до 3 лет – 1,7, свыше 3 лет – 1. Конечно, такая классификация является слишком обобщающей. Опираясь на статистические данные, можно вывести более подробный вариант. Поэтому идет утверждение более расширенной схемы и по возрасту, и по стажу вождения, что позволит более корректно осуществлять тарификацию.
Кт — коэффициент территории, который определяется местностью, где зарегистрировано ТС. Этот параметр учитывает риски, ведь, например, в Москве вероятность возникновения ДТП намного выше, к примеру, чем в Самаре.
Другие записи по теме
blog.osago-kasko-online.ru
КБМ ОСАГО — таблица, классы, узнать, от чего зависит, заявление о восстановлении
При оформлении полиса ОСАГО для водителей с отличными данными качества вождения действуют скидки. Формируются они за каждый безаварийный год и называются коэффициентом «бонус-малус».
В отношении начисления такого коэффициента на стоимость полиса существуют свои законы и правила, поэтому эту скидку страховщики не могут применять, как им заблагорассудиться.
Поэтому не только каждому страховщику, но и водителю следует знать, каким образом формируется такой коэффициент, от чего он зависит, каким бывает, каким образом применяется и что влияет на его снижение или увеличение.
Что это такое
КБМ по полису ОСАГО – это коэффициент «Бонус-Малус», который считается скидкой при покупке или продлении сроков договора обязательного страхования автогражданской ответственности.
Этот показатель является не единственным, который, так или иначе, влияет на общую стоимость полиса.
Формируется он всегда по показателям аварийности, а потому может влиять на стоимость страхового продукта, как в сторону понижения, так и в сторону повышения.Каждому КБМ всегда будет соответствовать определенный класс водителя.
Такой коэффициент бонус малус узнать можно из единой базы данных – АИС РСА (Автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков).
Если информации в единой базе по водителю пока нет, тогда допускается применение коэффициента, равного 1. Начало берет применение КБМ с 2003 года.
Для специалистов страховых компаний существуют свои понятия, которыми они оперируют при расчетах, и которые определяют несколько видов КБМ:
- Водительский – это такой коэффициент, который определяется в отношении каждого водителя в отдельности, который имеет право водить автотранспортное средство на момент страхования.
- Собственника – вид коэффициента собственника, которому принадлежит транспортное средство.
- Расчетный – применяется при исчислениях окончательного размера премии по уже заключенному страховому соглашению ОСАГО.
Существует также понятие максимального или минимального КБМ. Другими словами, максимальная скидка или минимальный ее порог.
Также после минимального значения скидки обязательно следует «нулевое» значение КБМ, а затем, удорожание. Это все очень хорошо видно в таблице классов и коэффициентов, которая будет приведена ниже.
Как закреплено в законодательстве
Статья 30 Закона «Об обязательном автостраховании» регулирует действия страховщиков. Все страховые компании при заключении того или иного страхового соглашения, обязаны вносить данные по водителям в АИС РСА, причем по предыдущим опытам страхования клиентов. Даже если страховая история формировалась в других компаниях.
Непосредственно статьи, которые регулируют применение КБМ – это подпункт «б» п. 2 ст. 9 закона «Об ОСАГО» (№ 40 от 25.04.02г., побывавшем в последней редакции 28.11.15г.). Где говорится о правилах использования и расчетов такого коэффициента.
Классы КБМ по ОСАГО
Класс страхователя – это коэффициент, который присваивается за каждый безаварийный год. Закон об обязательном автостраховании был издан в 2003 году.
Если водитель за это время ни разу не попал в аварию и постоянно страховался, это обозначает, что ему полагается хорошая скидка при покупке следующего страхового полиса ОСАГО.
К примеру, если период вождения водителем автомобиля определяется за 12 лет как безаварийные годы, тогда ему присваивается класс 12.
В данном примере двенадцать лет начинают свой отсчет с момента принятия закона об ОСАГО, то есть – с 2003 года. Такой класс определяет по специальной таблице значений коэффициентов «бонус-малус», что ему присваивается КБМ – 0,55, что соответствует 45-процентногй скидке.
Таблица
При исчислении коэффициента «Бонус-Малус» всегда должна использоваться специальная таблица, где КБМ стоит в графах уже по отношению к классности водителя.
Можно таким образом понять, где минимальный, а где максимальный КБМ по ОСАГО, каким должен быть КБМ для конкретного водителя, у которого есть свой класс.
Можно по таблице определить наличие или отсутствие страховых выплат, которые производились по вине водителя – участника ДТП.
Также таблица дает понять в процентном соотношении, какова скидка или подорожание будет применяться для водителя с конкретным КБМ.
Для примера можно рассмотреть следующую ситуацию, которая наглядно показывает, каким образом использовать табличные данные при определении КБМ и начислении стоимости на будущий полис:
- К примеру, водителю присваивался класс – 5, который соответствует КБМ – 0,9.
- При попадании в аварию один раз в году, когда действует этот полис, на следующий водителю присвоится уже 3 класс, который будет соответствовать КБМ – 1.
- Когда аварий в году не было, тогда при продлении или покупке у другого страховщика полиса автогражданки водителю присвоится уже 6 класс, соответствующий КБМ – 0,85.
В графе подорожаний/скидок указывается процентное соотношение того, насколько покупка полиса обойдется дешевле или дороже.
Если у шофера коэффициент оказался равным 1,55, то ему придется заплатить за полис ОСАГО на 55% больше, чем при других обстоятельствах, складывающихся в отношении его классности.
И, напротив, если водитель имеет КБМ равный 0,7, тогда он сможет при покупке полиса ОСАГО воспользоваться 30-процентной скидкой.
Все скидки или удорожания начисляются строго от первоначальной (базовой) стоимости полиса, которая, в свою очередь, является тарифом, установленным Центральным российским Банком – на каждый год свой.
От чего зависит
Прежде всего, на коэффициент влияет безаварийность, которая исследуется из года в год по каждому водителю. Присвоение коэффициента всегда осуществляется по предыдущему полису (договору страхования) ОСАГО, но только тому, который уже закончился более года назад.
Те полисы или договорные сроки, действия которых ограничились менее 12-ти месяцев, не будут засчитываться. На этот случай существует так называемый «дежурный» коэффициент, который одинаков для всех водителей и равен он единице.
Такой коэффициент будет присваиваться тем водителям, чьи полисы или договора имели срок действия менее года или были иные причины, почему нельзя было определить КБМ.
Также на КБМ будет влиять классность водительского опыта. Причем, рассматриваться будет отдельно собственник авто и водители, которые допущены к вождению данного автотранспортного средства.
Класс присваивается водителю только один раз в году, пока действует полис, когда требуется произвести компании выплаты страховки по вине водителя. В этом случае коэффициент повлияет на уменьшение страховой премии.
Для ее увеличения придется заключить новый договор и не попадать в аварию. Скидка в виде КБМ может сохраняться при продлении, как в своей страховой компании, так и при продлении полиса путем заключения договора с другой компанией.
Где указывается в полисе
По закону нет никаких особых требований в отношении того, куда именно вписывать показатели КБМ по водителям или собственнику авто. Это могут сделать сами страхователи, основываясь на внутренних приказах руководства компании.
Обычно такие приказы регламентируют местоположение записи примененного в расчетах стоимости полиса ОСАГО КБМ напротив фамилия и имени собственника автомобиля, на которого выписан полис.
Также вписывается этот показатель напротив каждого водителя, который вписан в полис. Иногда такая запись встречается также в графе «Особые отметки», что, по мнению большинства правовых специалистов, является наиболее правильным.
Правила применения
В процессе применения КБМ имеются свои особенности, которые распространяются на разные виды ОСАГО – ограниченный или неограниченный.
К ограниченному обязательному автострахованию относятся те договорные условия, которые предусматривают некоторые ограничения к количеству водителей, имеющих право управлять автомобилем, подлежащим страхованию.
Соответственно, к неограниченному страхованию относятся те условия соглашения, которые не предусматривают никаких ограничений в количестве водителей, вписываемых в полис.
Так, особенностями применения КБМ при ограниченном обязательном автостраховании являются следующие моменты:
- Коэффициент будет определен на основе той информации, которая относится к каждому водителю в отдельности.
- В стоимость самого полиса будет входить также и расчетный вид коэффициента, найденный по плохим показателям того или иного водителя. Но в базе РСА за шофером будет сохранен его класс.
- Скидка предоставляется не автотранспортному средству, а шоферу, поэтому если собственник автомобиля будет меняться или автотранспортное средство поменяется у собственника – то КБМ будет сохранен.
- Повышающий КБМ в отношении расчетов по следующему году будет применяться для тех водителей, которые оказались виновниками ДТП. Для них стоимость продления полиса окажется немного дороже из-за повышающего коэффициента.
- Если по полису не производилось в прошлом году никаких страховых выплат (другими словами, не было аварий на счету водителя), тогда на будущий год страховщик обязан применить коэффициент понижающий стоимость продления страхового договора.
В том случае, когда страховщик при заключении соглашения с клиентом предложил условия неограниченного допуска водителей к управлению автотранспортным средством, особенности применения КБМ будут следующими:
- Класс будет присвоен только собственнику автомобиля.
- Определение коэффициента по последнему договору, который утратил свою силу действия, должно происходить в случаях, если:
- он был таким же – неограниченным в количестве водителей, вписываемых в полис;
- предоставленные для оформления нового полиса ОСАГО данные по собственнику и автомобилю один в один совпадают со старым договором;
- на случай изменения сведений о владельце автомобиля или самом авто будет применен КБМ = 1.
Кроме этого, стоит выделить и общие существенные правила, действующие на любой вид страхового договора:
- При досрочном расторжении соглашения со страховщиком по инициативе страхователя скидка не будет применяться по данному сроку действия договора, который прерван. Все договора заключаются на один год, КБМ рассчитывается за 12 месяцев, поэтому все сроки, которые являются меньшими, чем 12 месяцев действия полиса ОСАГО, не будут рассматриваться для нахождения коэффициента.
- При досрочно прекращенном договоре будет применяться коэффициент, равняющийся тем показателям, которые применялись в предыдущем соглашении, предшествующем прерванному договору.
- Количество выплат, произведенных потерпевшим, не считается по отдельности для определения КБМ водителя-виновника аварии. Один страховой случай – это одна страховая выплата, от которой осуществляется дальнейшее определение КБМ. Неважно, скольким людям страховщик заплатил.
Проверить каждому водителю или страховому агенту КБМ водителя сегодня можно практически на любом сайте страховщиков.
Для проверки следует заранее подготовить фамилия и имя водителя, дата его рождения, номер и серию удостоверения вождения. И тогда база данных КБМ по ОСАГО выдаст за считанные секунды нужную информацию.
Система позволяет также получить информацию следующего порядка:
- узнать КБМ через специальный идентификатор запроса;
- возможность получения информации, как по физическим, так и юридическим лицам;
- проверить полис на КБМ можно без какого-то ограничения численности водителей, фигурирующих по нему;
- по водителю можно узнать данные полиса и КБМ предыдущего страхования, а также и убытки, их количество.
Случаи, когда КБМ применять нельзя или можно использовать его, но только исключительно равным единице, относятся к следующим ситуациям:
- в период транзитного страхования, когда водителю приходится проследовать к пункту техосмотра или к месту регистрации к территориальному отделению ГИБДД;
- в процессе оформления страховки тех автомобилей, которые состоят на регистрационном учете в другой стране.
Возможные причины снижения
Расчет стоимости полиса с КБМ производится по простой схеме – показатель коэффициента умножаются на базовый тариф полиса. Поэтому, чем будет выше КБМ, тем окажется дороже полис.
Чтобы существенно снизить стоимость данного страхового продукта, можно вооружиться следующими подсказками:
- Просто не попадать в аварию в течение нескольких лет подряд.
- Регистрировать (вписывать) в полис только тех водителей, которые являются настоящими профессионалами и имеют опыт вождения автотранспортных средств без ДТП.
- Учесть территориальный коэффициент и оформлять полис на друга или родственника по генеральной доверенности, которые живут в регионе, где территориальный страховой коэффициент будет поменьше.
- Заключение страховых договоров на несколько лет. Такое допускается законодательством при заключении многолетних или долгосрочных договоров по ОСАГО, которые действуют, как правило, не более 3 или 5 лет. К таким договорам «бонус-малус» не применяется, что говорит о покупке полиса за стандартную цену.
- Последней вероятной причиной снижения может стать обнуление коэффициента, когда водитель вовсе целый год не страховался и не ездил на авто. то при покупке полиса к нему могут применить коэффициент, равный 1.
Куда обращаться, если неверный
Для того чтобы узнать, правильный ли КБМ использует страховая компания в отношении водителя, или нет, можно в РСА по базе или же обратившись к страховщику, у которого был приобретен ранее страховой полис.
Также используется в ходу делопроизводства, так называемая, справка безаварийности, которую также выдает РСА. Бесплатно обращаться в страховую по данному вопросу можно только когда договор страхования действительно закончился.
Сведения по водителю и его КБМ страховщик обязан предоставить в течение 5 дней, после обращения. По правилам письменное заявление с просьбой предоставить сведение насчет КБМ водителя, следует подавать за 5 дней до истечения срока действия страхового полиса ОСАГО.
При неправильном использовании КБМ водитель может действовать по следующему алгоритму:
- Все-таки заключить соглашение со страховой компанией по тому коэффициенту, который на данный момент выдала база РСА, и который оказался неверным.
- Далее подается претензия в Союз автостраховщиков, чтобы вам выдали правильный КБМ и пересчитали его.
- Для подачи претензии следует подготовить следующие документы, которые прилагаются к претенциозному заявлению:
- заполненный бланк для обращения в РСА по вопросам КБМ, который можно скачать на их сайте;
- сканы или копии не только заявления, но и всех удостоверений тех водителей, которые вписаны были в предыдущий полис ОСАГО;
- сканы или бумажные копии прошлого и настоящего полисов;
- после пришедшего ответа из РСА, собственник авто пишет заявление в свою страховую компанию с просьбой произвести перерасчет КБМ с внесением верных данных в единую базу АИС РСА;
- после перерасчетов и внесения правильных показателей КБМ по владельцу авто и водителям, вписанным в полис, страховщик уже может заключить новый страховой договор со страхователем и вернуть все излишне уплаченные суммы при покупке полиса.
Практика показывает, что страховщики отдают большее предпочтение той информации, которая предоставлена из АИС РСА, нежели из предыдущего места страхования.
Неправильные показатели коэффициента особенно остро ощущаются водителями, когда нет скидок, а полис выходит даже дороже.
Такое возможно тогда, когда обнуляется КБМ по ОСАГО при внесенных каких-либо изменениях в связке «водитель-автомобиль».
Это ситуации, когда водитель сменил фамилию, продал машину (а значит, сменился владелец) или изменились те или иные параметры регистрационных данных автомобиля, за год водитель не был вписан ни в один страховой полис и т.д. Искусственно обнулять историю страхователя нельзя, за это страховым компаниям грозят штрафы.
Заявление в РСА о восстановлении
Коэффициент должен сохраняться за водителем (как правило, имеется в виду владелец автотранспорта) на годичный период, который определяется сразу после того, как закончится срок действия полиса ОСАГО.
Если за весь год водитель так и не застраховался по обязательному страхованию и не ездил на машине, тогда его КБМ обнулится. Однако в этом случае обнуление коэффициента не исчисляется цифровым показателем «0».
Под обнуленным коэффициентом понимается его показатель, равный единице. После годичного перерыва в вождении автомобиля, водитель может восстановить свой коэффициент, для чего он должен в РСА написать соответствующее заявление:
К этому документу обязательно прилагаются копии водительских прав, которые делаются с обеих сторон удостоверения.
Если страховой договор не предусматривал ограниченность в количестве шоферов, вписываемых в полис обязательного страхования, тогда еще потребуется приложить и копию гражданского паспорта собственника машины.
Заявление на перерасчет
Все заявления для перерасчетов КБМ РСА рекомендует, прежде всего, направлять непосредственно той стразовой компании, которая допускала ошибку.
В этом случае заявитель просит страховщика внести корректное значение по его коэффициенту в базу РСА. Тем более что в эту базу все сведения заносятся строго страховщиками.
Каждый водитель, скорее всего, желает иметь у себя минимальный КБМ по ОСАГО, который дает возможность приобретать страховые полисы с 50% скидкой.
Чем меньше коэффициент, тем дешевле можно будет купить полис ОСАГО. Обычно такой показатель соответствует 13 классу вождения.
На практике это выглядит так, что водитель не должен попадать в аварию на протяжении 10 лет своего опыта вождения автомобиля. Поэтому самые положительные результаты перерасчета КБМ, конечно же, будут зависеть от аккуратности вождения и отсутствия аварий за год.
Сколько действует после окончания договора
После окончания сроков страхового договора КБМ в своем действенном состоянии может продержаться по закону только год. После этого его значимость и показатели обнуляются, и восстановлению они будут подлежать только после обращения в страховую компанию или в РСА самим водителем.
Если еж водителю не нужно ничего восстанавливать или он сам просто того не хочет, тогда к стоимости полиса при новой покупке будет применен коэффициент – 1.
Коэффициент безаварийности «бонус-малус» может действовать как на понижение стоимости полиса ОСАГО, так и на его повышение.
Применять его законодательно стали с целью – простимулировать всех водителей в России, чтобы они стремились заработать скидку на покупку следующего полиса, если будут ездить год без попадания в какие-либо ДТП.
Разобраться в схеме действия такого бонуса не сложно, главное изучить все нормы и правила его начисления и использования в тех или иных случаях.
Видео: ОСАГО. Проверка КБМ. Расчет скидки за безубыточное вождение.
provodim24.ru