Почему переднюю панель авто называют «торпедо»? — DRIVE2
Торпедо автомобиля
Мне давно было несколько любопытно почему переднюю панель автомобиля называют «торпедо»?
Казалось бы, «передняя панель» — простое и всем понятное сочетание двух хорошо известных слов. Почему бы им не ограничиться? Но от владельцев самых разных автомобилей то и дело слышно — «торпедо», «торпеда»…
Корабельная торпеда
Я всегда думал:» Интересно, что общего может быть у передней панели автомобиля с торпедой, которую выпускает подводная лодка в сторону вражеского корабля?»
Недавно наткнулся на статью, которая наконец-то разъяснила мне причину такого названия.
Оказалось все очень просто. Так же как и с широко известными словами «ксерокс» (которым называют все копировальные аппараты), «унитаз» (которым все называют некие сантехнические приспособления) и т.п.
Оказалось что в Германии в середине двадцатого века была известная фирма, специализировавшаяся на производстве автомобильных приборов. И
С той поры и прижилось в нашем языке это слово.
Правда в ходе проходящей в комментариях здесь дискуссии некоторые берутся утверждать, что вообще нет такого слова в русском языке.
Извините, несогласные друзья, но есть.
Во-первых, точно есть в русском языке такое слово «торпедо»!
Во-вторых, есть с именно таким значением:
В-третьих, есть такое слово и с таким значением даже и в украинском языке:
Какие, здесь могут быть сомнения?! Есть такое слово и с таким значением!
Кстати, в некоторых статьях об истории отечественного автомобилестроения я встречаю информацию, что что производители первых паровых советских автомобилей НАМИ-1, в техническом руководстве этого авто обозначили приборную панель именно торпедо.
Впрочем, самого руководства я не видел по-этому могу судить лишь с их слов…
Тем не менее этот термин точно существует и им успешно пользуются миллионы автолюбителей.
И еще:
К моему удивлению и удовольствию широкие массы читателей этого поста взялись в комментариях обсуждать и другие слова и термины.
Для тех, кому лень читать все комментарии к посту (тем более там много «воды») коротко об обсуждаемом.
Автомобильные термины.
Парприз. Слово «Парприз» произошло от французского «pare-brise», что в переводе означает лобовое стекло или козырек, призванный защитить водителя от ветра и дорожной пыли. Сегодня парпризом называют облицовку передней панели. Т.е. это «Торпедо», но без приборов.
Стойки стабилизатора, которые в народе называют яйцами, назвали в честь Терминатора. У него в отличии от всех мужиков «там» были стойки стабилизатора (шутка). :-)))
Контрактные запчасти.Название «контрактные», запчасти получили в те далекие времена (начало 90-х годов), когда по каким то там контрактам с Японии, некоторые фирмы, это «железо» привозили в РФ.
Бронепровода. Название бронепровода пришли в быт из армии там вся проводка была упакована в металлическую оплетку и кожуха для экранирования помех.
Джип. От GP — General Purpose. Так что правильно все внедорожники джипами называть.
Слово «машина» от древне-греческого «механикэ» — хитрость. Позднее трансформировалось в «махина», а потом уже и в «машина».
Жабо. Вообще- жабо это элемент одежды. В переводе с французского — «птичий зоб».
Ну а потом это название перекочевало и на автомобили. Жабо в авто — это пластиковая деталь, которая устанавливается между лобовым стеклом и капотом автомобиля.
Не на автомобильную тему:
Мансарда. Слово «мансарда» появилось в 17 веке в Париже. Тогда один известный на то время архитектор Франсуа Мансар (именно от его имени и получила название мансарда) приспособил чердачное помещение под жилой объект.
Болгарка (иногда называют Фортуной).Название, «болгарка», родилось в 70-х годах, когда в СССР появились первые представители данного вида инструментов, выпущенные в Болгарии заводом «Элпром-Ловеч». Назывались они «Фортуна».
:-))) Ну и на десерт:
Стасик (таракан). Существует версия, что тараканов назвали Стасиками из-за созвучности имени «Стас» с нецензурным общенародным обозначением мужчины с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Дескать, иногда вредители в квартире так сильно досаждают хозяевам, и от них так сложно избавиться, что те в сердцах обзывают их столь неблагозвучным термином. А затем, при детях, уже не могут позволить себе повторить такую гадость, и потому говорят «Стас». А будучи в хорошем расположении духа, когда насекомое уже не кажется такой большой проблемой, человек называет его и более ласково – Стасик.
www.drive2.ru
Торпедо — это… Что такое Торпедо?
Торпедо:
- Торпедо — приборная доска автомобиля.
- Торпедо — центральная консоль между передними сидениями, которая может перейти в подлокотник между передними сиденьями.
- Торпедо — автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом.[1]
- Торпедо — подводный или подземный взрывчатый снаряд.[1]
- Торпедо — рыба рода скатов.[2]
- Торпедо полевые — искусственное препятствие, служат для усиления обороны укреплений, употребляются в полевой и крепостной войне. Представляют собой чугунные ящики цилиндрической или иной формы весом около 16 кг, содержащие до 9 кг пироксилина.[3]
В скобках указаны те года, когда в названии клуба присутствовало слово «Торпедо».
Ныне существующие клубы
Расформированные и прекратившие своё существование
Ранее именовавшиеся
- Волга (футбольный клуб, Ульяновск) (1947—1957)
- Дружба (футбольный клуб, Арзамас) (1992—1999)
- Жемчужина-2 (1992—1994)
- КАМАЗ (1988—1989)
- Лада (футбольный клуб) (1970—1988)
- Металлург (футбольный клуб, Липецк) (1961—1965)
- ФК «Москва» (1997—2002, Торпедо-ЗИЛ; с 28 января 2003 по 28 мая 2004, Торпедо-Металлург)
- Ростов (футбольный клуб) (1953—1957, Торпедо Ростов-на-Дону)
- Ротор (футбольный клуб) (1948—1957)
- Спартак (футбольный клуб, Рязань) (1988—1994)
- Таганрог (футбольный клуб) (1953—2004)
- Томь (Томск) (1964—1967, 1974—1978)
- Энергия (футбольный клуб, Волжский) (1976—1977, 1980—2007)
- Окжетпес (футбольный клуб) (1968—1987)
- Волынь (футбольный клуб) (1968—1971, 1977—1988)
Хоккейные клубы
Стадионы
- Торпедо (стадион, Владимир)
- Торпедо (стадион, Димитровград)
- Торпедо (стадион, Жодино)
- Торпедо (стадион, Люберцы)
- Торпедо (стадион, Могилев)
- Торпедо (стадион, Минск)
- Торпедо — прежнее название московского стадиона имени Эдуарда Стрельцова (1959—2005).
- Торпедо (стадион, Рубцовск)
- Торпедо (стадион, Таганрог)
- Торпедо (стадион, Тольятти)
- Торпедо (дворец спорта) — Ярославль
- Торпедо (стадион, Шадринск)
Примечания
ТОРПЕДО — это… Что такое ТОРПЕДО?
Торпедо — Торпедо: Торпедо приборная доска автомобиля. Торпедо центральная консоль между передними сидениями, которая может перейти в подлокотник между передними сиденьями.[источник не указан 421 день] Торпедо … … Википедия
Торпедо НН — Полное название Футбольный клуб «Торпедо» Нижний Новгород Основан 1932 Соревнование … Википедия
ТОРПЕДО — (исп.). 1) подводный или подземный взрывчатый снаряд. 2) рыба рода скатов, замечательная электрическим свойством, электрический скат, гнюс. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОРПЕДО исп. Подводный… … Словарь иностранных слов русского языка
торпедо — сущ., кол во синонимов: 4 • общество (61) • приборная доска (1) • рыба (773) • … Словарь синонимов
«Торпедо» — (Москва) один из ведущих отечественных спортивных клубов. Его предшественником был клуб «Пролетарская кузница» (основан в 1925 в Ленинской слободе). Наибольших успехов добились футболисты клуба, который проводит «домашние» матчи в «Лужниках» и на … Москва (энциклопедия)
Торпедо-РГ — … Википедия
торпедо… — первая часть сложных слов, пишется слитно … Орфографический словарь-справочник
торпедо — невідм., ч. 1) Риба родини скатів, що має круглу форму і здатна утворювати електричні розряди. 2) тех. Автомобільна панель із приладами … Український тлумачний словник
торпедо — (лат. torpedo) 1. вој. подводна мина во вид на цигара, на сопствен погон експлодира при удар во трупот на брод или во негова близина се исфрла од воени бродови (торпилери, подморници, крстосувачи и др.) и од брегот со помош на лансирни цевки 2.… … Macedonian dictionary
торпедо — 1 іменник чоловічого роду, істота риба родини скатів торпедо 2 іменник чоловічого роду автомобільна панель із приладами техн … Орфографічний словник української мови
dic.academic.ru
Почему спортивный клуб называется «Торпедо»? | Авто-мото
Электрический скат — животное опасное. При попытке прикоснуться к нему можно получить весьма ощутимый удар электрическим током. Специальные органы, находящиеся по бокам тела ската, создают электрическое напряжение от 8 до 220 вольт. Латинское название этого ската — «torpedo», происходит от слова «окоченеть», «оцепенеть», которое описывает эффект, возникающий в руке от электрического удара.
В начале девятнадцатого века у французского слова «la torpille» было еще одно значение, восходящее к этому же латинскому корню: ошеломление, произведенное чем-либо или кем-либо. Можно даже сказать, «обалдение». Например, прозвище Эстер, героини романа О. де Бальзака «Блеск и нищета куртизанок», было «Торпиль», то есть «электрический скат». Это совсем не значило, что была она плоская и холодная, словно эта рыба. Тем более, она не отбивалась от многочисленных своих любовников электрошокером. Однако любой мужчина, хоть раз увидев ошеломительную внешность и свободное поведение этой дорогой проститутки, забывал про все и готов был ради «Торпиль» на любые затраты. На этом и строится сюжет романа.
Когда в 1908 году на Парижском автосалоне впервые были представлены изящные автомобили-кабриолеты с низкими дверцами, верхний край которых как бы продолжал линию капота, тогдашние автомобилисты именно что «обалдели». Новый дизайн впервые явно показал то, что многие конструкторы уже инстинктивно чувствовали. Автомобиль перестал быть каретой с мотором и стал самостоятельным видом транспорта.
До этого почему-то правильным считалось подчеркивать противоположное. Так, один из роскошных автомобилей начала века, «Roi-des-Belges» фирмы «Delaunay-Belleville», был похож на дорогую, выполненную в стиле барокко, открытую карету. Заоблачная цена этой машины заранее определялась ее высочайшим статусом. В этом автомобиле ездили коронованные особы Европы. Например, по специальному заказу подобный автомобиль изготовили для русского царя Николая II.
Правда, такую «карету» вместо лошадиной упряжки «тянул» мощный бензиновый мотор, который явно не гармонировал с барочным убранством кареты. Капот мотора был похож на круглый бочонок, напоминающий о другом чуде начала века, паровозе. Одним словом, «Roi-des-Belges» выглядел так, будто бы его нарочно составили из двух разных частей.
Новый же дизайн, «la torpille», выставлял мотор автомобиля, прикрытый изящным капотом, на передний план. Водитель и пассажиры размещались теперь не выше двигателя, а на одной линии с ним. В результате машина стала ниже, а значит, устойчивее на поворотах, стремительнее. Эта стремительность позиционировалась как главное достоинство нового вида транспорта, а вождение автомобиля — как занятие, достойное настоящего мужчины. Презренный кучер превращался, таким образом, в лихого героя-кавалериста.
Одним из первых автомобилей в ошеломительном стиле «la torpille» считается 45-сильный «Мерседес» производства 1908 года.
Надо сказать, что у автомобиля «Мерседес» — целых три родителя. Двое — инженеры Готтлиб Вильгельм Даймлер (Gottlieb Wilhelm Daimler) (1834−1900) и Август Вильгельм Майбах (August Wilhelm Maybach)(1846−1929). Третий — коммерсант Эмиль Еллинек (Emil Jellinek) (1853−1918). Еллинек горячо любил две вещи в жизни: автомобили и свою дочь Адриану Мануэлу Рамону Еллинек (Adriana Manuela Ramona Jellinek) (1889−1929), которую в семье ласково прозвали «Мерседес». Испанское «Mercedes» (ударение надо ставить на втором слоге) можно перевести и как «грация», и как «милосердие». Кто помнит роман «Граф Монте-Кристо», поймет, что А. Дюма-отец недаром назвал возлюбленную главного героя этим именем.
Именно Еллинек предложил дать автомобилю Даймлера и Майбаха любимое им имя «Mercedes». В то время конструкторы мало внимания уделяли тому, как их автомобиль называется. Еллинек, которого смело можно считать одним из первых в мире маркетологов, указал на важную связь между названием машины и тем, насколько охотно ее будут покупать.
«У имени моей дочери есть несомненные рекламные достоинства, которых нет у других имен. Оно экзотично и притягательно. Его легко произнести, и оно приятно на слух. Вы можете назвать свой автомобиль, как вам будет угодно, но автомобили, которые буду продавать я, будут называться Мерседес!»
Еллинек же один из первых понял, что автомобиль уже не «самобеглая коляска». Не следует маскировать под карету то, что перестало быть каретой, а становится новым, могучим и быстрым транспортным средством. Нынче вся автоиндустрия живет под лозунгом неистового Еллинека. «Мне не нужен автомобиль сегодняшнего или завтрашнего дня. Наш автомобиль должен быть автомобилем дня послезавтрашнего». Консервативный Даймлер кривился от этих дерзких слов, как от зубной боли. Но гениальному конструктору Майбаху они пришлись по душе.
«Обалденные» автомобили очаровали и покупателей. Производство псевдо-спортивных автомобилей начало разворачиваться в первую очередь в тогдашних главных автомобильных державах, Франции и Бельгии. Но при экспорте этих автомобилей в Англию возникла проблема с переводом. Не слишком разбирающиеся в тонкостях английского языка торговые агенты-франкофоны перевели французское «la torpille» на английский весьма приблизительно: не «stunning», а «torpedo». Может быть, и к лучшему. Стремительное, боевое и к тому же военно-морское слово вдохновило англичан, а за ними и весь мир на покупки.
Автомобили типа «торпедо» были очень популярны в начале ХХ века вплоть до 1930-х годов. Они имели открытый кузов без стекол, стоек и ветрового стекла в подражание гоночным автомобилям того времени и были особенно популярны у мужчин, желавших подчеркнуть свою лихость и смелость. К тому же автомобили «торпедо» были дешевле представительских «карет».
К концу 1930-х годов стиль «торпедо» постепенно вышел из моды. Зато слово это надолго запечатлелось в русском языке как название футбольной команды московского автозавода. 22 мая 1936 года состоялся дебют этой команды в первенстве футбольных клубов СССР. Название предложил известный конькобежец, первый заслуженный мастер спорта СССР, Яков Федорович Мельников (1896−1960). В самом деле, что более чем марка стремительного спортивного автомобиля подходит для названия спортивного клуба автомобилистов?
Название «Торпедо» быстро прижилось. Этому способствовал и выход на экраны 25 декабря 1938 года фильма «Вратарь». Фильм был снят по мотивам книги Льва Кассиля «Вратарь Республики». Команду, которая в книге называется «Магнето», в фильме переименовали в «Торпедо». Отчасти потому, что режиссер фильма был страстным болельщиком этой команды. Отчасти потому, что боевое слово «торпеда» лучше сочеталось с военно-патриотической направленностью фильма.
Эй, вратарь, готовься к бою,
Часовым ты поставлен у ворот!
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идет!
shkolazhizni.ru
Слово ТОРПЕДО — Что такое ТОРПЕДО?
Слово торпедо английскими буквами(транслитом) — torpedo
Слово торпедо состоит из 7 букв: д е о о п р т
Значения слова торпедо. Что такое торпедо?
Торпедо
Торпедо — тип автомобильного кузова, характеризующийся сигарообразной формой, то есть плавным (или даже прямым) переходом от боковин и ветрового стекла к капоту. Автомобили с таким типом кузова часто имеют 4 или 5 мест для сидения…
ru.wikipedia.org
«Торпедо»
«Торпедо» (Москва) один из ведущих отечественных спортивных клубов. Его предшественником был клуб «Пролетарская кузница» (основан в 1925 в Ленинской слободе).
Москва. Энциклопедический справочник. — М., 1992
Торпедо-ЗИЛ
О клубе, называвшемся в 1997—2002 годах «Торпедо-ЗИЛ», см. Москва (футбольный клуб). ФК «Торпе́до-ЗИЛ» — бывший российский футбольный клуб из Москвы, существовавший в 2005—2011 годах.
ru.wikipedia.org
Торпедо-БелАЗ
ФК «Торпедо-БелАЗ» — белорусский футбольный клуб из города Жодино. Основан в 1961 году под названием «Ракета», название «Торпедо» команда получила в 1969 году. C 1992 года участвует в высшей лиге Беларуси (кроме 1994—2001 годов).
ru.wikipedia.org
Торпедо-Питер
«Торпедо-Питер» — российский футбольный клуб из Санкт-Петербурга. Основан 22 августа 2002 года. Принимает участие в Первенстве России среди ЛФК в зоне «Северо-Запад».
ru.wikipedia.org
Торпедо-Виктория
«Торпе́до-Викто́рия» — российский футбольный клуб из Нижнего Новгорода. Основан в 1932 году. 1932—1935 — ГАЗ 1936 — Автозавод им. Молотова 1937—1962, 1972, 1989, 1995 — Торпедо 1962 — Чайка 1996 — Торпедо или Торпедо-Виктория (см. ниже)…
ru.wikipedia.org
Казцинк-Торпедо
«Казци́нк-Торпе́до» — хоккейная команда из Усть-Каменогорска (Казахстан). Клуб основан в 1955 году, до 2001 года носил название «Торпедо». С 2010 года выступает в ВХЛ. Создание хоккейной команды «Торпедо» связано с именем Николая Коняхина…
ru.wikipedia.org
Торпедо (футбольный клуб, Москва)
ФК «Торпе́до» Москва — российский футбольный клуб из города Москва. Основан в ноябре 1930 года как клуб автомобильного завода «АМО» на базе футбольной команды РДПК (Рабочий дворец «Пролетарская кузница»), которая была основана в 1924 году .
ru.wikipedia.org
Торпедо (футбольный клуб, Владимир)
ФК «Торпедо» — российский футбольный клуб из Владимира. Основан в 1959 году. Цвета чёрно-белые. Футбольная команда мастеров во Владимире была организована в 1959 году по инициативе обкома КПСС и руководства тракторного завода.
ru.wikipedia.org
Торпедо (футбольный клуб, Николаев)
«Торпедо» Николаев (укр. Футбольний клуб «Торпедо») — украинский любительский футбольный клуб из Николаева (Николаевская область). Выступает в Чемпионате Николаевской области по футболу, любительских чемпионатах Украины.
ru.wikipedia.org
Примеры употребления слова торпедо
Лучший бомбардир и победитель Чемпионата мира 2011 года присоединился к «Торпедо».
Сборная России по футболу проведет тренировку на столичном стадионе «Торпедо».
Сборная России по футболу проводит тренировку на стадионе «Торпедо» в Москве.
По данным местных СМИ, тренер может возглавить клуб Континентальной хоккейной лиги /КХЛ/ «Торпедо» /Нижний Новгород/.
Бушманов в качестве игрока выступал за московские клубы ЦСКА, «Спартак» и «Торпедо», а также самарские «Крылья Советов».
БАТЭ только после перерыва прорвал оборону «Торпедо», зато сделал это трижды.
Главный тренер «Торпедо» Петерис Скудра определился со своими помощниками.
Главный тренер московского футбольного клуба «Торпедо» Борис Игнатьев продолжит работу с командой.
Игры будут проходить на стадионах «Торпедо», «Спартак» и «Крылья Советов».
Сборная России проводит тренировку на стадионе «Торпедо» в Москве.
- торпедоносцев
- торпедоносцем
- торпедообразный
- торпедо
- торр
- торсионный
- торсион
wordhelp.ru
Торпедо (футбольный клуб, Москва) — это… Что такое Торпедо (футбольный клуб, Москва)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Торпедо.ФК «Торпе́до» Москва — российский футбольный клуб из города Москвы. Основан в ноябре 1930 года как клуб автомобильного завода «АМО» на базе футбольной команды РДПК (Рабочий дворец «Пролетарская кузница»), которая была основана в 1924 году .
История клуба
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Ранняя история
В конце 1919 года на южных окраинах Москвы, где сосредоточилось множество промышленных предприятий, на месте нынешнего выхода из метро «Автозаводская» была оборудована спортивная площадка, где жители района занимались волейболом и футболом. На ней, расширенной до размеров футбольного поля, 20 сентября 1922 года состоялась международная встреча с футбольной командой Рабочего спортивного союза Финляндии, в которой Спортивный клуб «Замоскворечье» победил 7:1. В 1924 году — в соответствии с решением VI съезда профсоюзов — Союзом металлистов создаются межрайонные объединенные спортивные клубы, среди которых и Симоновский клуб «Пролетарская кузница» (рабочий дворец «Пролетарская кузница» или РДПК), который стал центром спортивной жизни Пролетарского района. Футболисты РДПК просуществовали шесть сезонов, из которых четыре — в высшей лиге. В их активе были победы и над сильнейшими командами столичного футбола — «Металлургом», «Динамо» и «Пищевиком»
В конце 1930 года (10-15 ноября) Всесоюзной конференцией профсоюзов по физической культуре и спорту принимается решение о построении физкультурных организаций по производственному принципу. Это привело к ликвидации РДПК, так как на всех промышленных предприятиях района стали создаваться свои коллективы физкультуры, в которые перешли практически все игроки младших команд. Самую большую потерю в составе понёс РДПК в связи с организацией футбольной секции на автозаводе «АМО» при деятельном участии Василия Канаева, Сергея Троицкого, Бориса Сигачёва, Виктора Павлова, Егора Курского, Виктора Маслова, Григория Помогаева, Вячеслава Орлова, Михаила и Николая Путистиных, Анатолия Емельянова и др. Впоследствии за этот новый коллектив они выступали долгие годы.
Ноябрь 1930 года официально принято считать месяцем и годом создания «Торпедо». 1931 год — первый сезон будущих торпедовцев (а пока АМО) в высшей лиге первенства Москвы. Коллектив АМО в финальном турнире осеннего первенства был пятым, пропустив вперёд «Динамо», СКиТ (Союз Кооперации и Торговли), «Серп и молот» и ЗКП (завод «Красный пролетарий»). Руководил командой Сергей Троицкий, в роли играющего тренера был Виктор Маслов. В течение первых трёх лет за коллектив АМО (ЗИС) некоторое время выступали: Михаил Рущинский, Михаил Путистин, Константин Щегоцкий — будущие киевские динамовцы, Виктор Дубинин — будущий московский динамовец, Александр Шапошников и Михаил Сушков — впоследствии первый президент клуба «Кожаный мяч». 1936 — Первый розыгрыш Первенства страны среди клубов. Коллектив получает новое название — «Торпедо».
«Торпедо» в высшей лиге СССР (1938—1941)
Сезон 1937-го года команда завершила на шестой позиции в группе «Б». В следующем году высшую лигу расширили до 26 клубов и провели первенство в один круг. В первом сезоне среди сильнейших москвичи заняли девятое место. Выделялись инсайды Константин Рязанцев и Пётр Петров, их с тыла поддерживали полузащитники Виктор Маслов и В. Ершов. В сезоне-1938 впервые был опубликован список 55 лучших футболистов. Из «Торпедо» туда попало трое футболистов: полузащитник Иван Кочетков (под № 3), правый полусредний (инсайд) Константин Рязанцев (под № 4) и правый полузащитник Виктор Маслов (под № 5).
В чемпионате 1939 года участвовало 14 команд. Главной целью торпедовцев было остаться в классе сильнейших. Но после десяти туров клуб шёл предпоследним. Был уволен Сергей Васильевич Бухтеев, а на его место пришёл Константин Павлович Квашнин. «Торпедо» во втором круге заиграло лучше и сумело занять девятое место. Лучшими бомбардирами команды стали Пётр Петров (12 голов) и Георгий Жарков (13 голов). В следующем году автозаводцы опустились ещё ниже — на одиннадцатое место. По классу они значительно уступали другим московским командам: «Динамо», «Спартаку», ЦДКА.
После бледных результатов футбольные чиновники решили создать сборные из лучших игроков советских профсоюзов. В турнире 1941 года стартовали команды «Профсоюзы-1» и «Профсоюзы-2». Часть торпедовцев оказалась в первом (теоретически более сильном) коллективе, часть — во втором. Однако, чемпионат не был доигран из-за начала Великой Отечественной войны.
Футболисты принимали участие в эвакуации завода за пределы Москвы. Защитник Кочетков ушёл на фронт, а после войны защищал цвета ЦДКА. Константин Рязанцев перешёл в московский «Спартак». Закончил выступления ветеран В. Поляков.
Послевоенное время (1942—1953)
Первые игры в столице Советского Союза начали организовывать уже в 1942 году. Регулярно проводили первенство Москвы. Его торпедовцы выиграли в 1944 году. В том же году команда достигла крупнейшего на то время успеха в Кубке СССР — полуфинал, а Николай Ильин стал первым футболистом «Торпедо», который удостоился звания заслуженного мастера спорта.
Главным тренером клуба в послевоенные годы был Виктор Маслов. За команду начал выступать талантливый нападающий Александр Пономарёв. Москвичи завоевали бронзу, но отставание от второй команды — ЦДКА — составило 12 очков. В 1946 году команда финишировала четвёртой, а Пономарёв стал лучшим бомбардиром Чемпионата СССР, за что получил звание заслуженного мастера спорта. В обороне дебютировал Ю. Чайко. В следующем году коллектив пополнился ещё двумя сильными футболистами — крайним правым нападающим Антонином Сочневым и защитником Агустином Гомесом (баск, который остался в СССР после турне юношеской сборной Басконии в 1937 году). Надёжным вратарём был Анатолий Акимов, в середине поля выступали Павел Соломатин и Юрий Чайко. Немало забивал Пономарёв. Клуб стабильно выступал в Чемпионате СССР: пятое место в 1947 и 1948 годах, четвёртая позиция в 1949 году.
В 1947 году автозаводцы впервые в своей истории вышли в финал Кубка страны, победив тбилисское «Динамо» в четвертьфинале и ЦДКА в полуфинале. Но в решающей игре сильнее оказался «Спартак» (Москва), который выиграл финал со счётом 2:0.
Первый трофей клуб завоевал в 1949 году — был добыт Кубок Советского Союза. Команда повторила этот успех в 1952 году. Покинул «Торпедо» его капитан Александр Пономарёв, закончил карьеру последний из созвездия довоенных игроков.
1953—1959
Смена поколений и омоложение клуба продолжались — в 1953 году в «Торпедо» дебютировал 19-летний Валентин Иванов — первый из футболистов и лидеров, которые будут формировать лицо клуба в 50-е и 60-е годы. В следующем году тренеры пригласили в команду юного Эдуарда Стрельцова. Эта пара вошла в историю как первые торпедовцы, которых пригласили в сборную СССР — это произошло в 1955 году. В следующем году в коллектив влились защитник Леонид Островский и нападающий Слава Метревели, чуть позже — Геннадий Гусаров. Когда в 1957 в команду вернулся наставник Виктор Маслов, в его распоряжении был полный набор классных исполнителей. Попытка стать чемпионом наткнулась на замечательную игру московского «Динамо». Динамовцы уверенно действовали в обороне, пропустив за весь сезон лишь 15 голов. «Торпедо», для сравнения, пропустило 23 и отстало от чемпиона на 8 очков. Регулярно входили в список 33 лучших Валентин Иванов и Эдуард Стрельцов, Леонид Островский стал надёжным оплотом защиты команды.
Оптимальное количество забивных футболистов дало возможность тренерам окончательно отказаться от игры с пятью нападающими и перейти к схеме с четырьмя форвардами. В середине сезона 1958-го года досадный инцидент произошёл с Эдуардом Стрельцовым, которого в результате арестовали и посадили в тюрьму. Клуб потерял одну из ключевых фигур. Команда опустилась на 7 место. В чемпионате-1959 «Торпедо» финишировало пятым, отметившись малым количеством пропущенных голов. Окончательно сформировалась линия обороны команды: Александр Медакин — Виктор Шустиков — Леонид Островский. Первые поединки провёл полузащитник Валерий Воронин.
В Кубке два года подряд непреодолимой стеной вставал московский «Спартак» — в турнире 1957 года, разгромив в четвертьфинале «Динамо» (Тбилиси) 6:1 (5 мячей провел Стрельцов, один — Метревели), автозаводцы встретились в полуфинале со спартаковцами и уступили с минимальным счётом — 0:1. В следующем году те же клубы встретились уже в финале, и опять победил «Спартак» (Москва) 1:0.
1960-е
Эпоху шестидесятых по праву можно считать «золотым веком» автозаводцев.
Среди тактических новинок стоит выделить расстановку «Торпедо» во время атаки и способ перехода к обороне. Нападающие москвичей постоянно искали свободное пространство и двигались, что усложняло задачу их оппонентам. Схему игры команды можно было назвать 3-3-4, поскольку полностью «бразильскую» схему 4-2-4 «Торпедо» не переняло — не хватало четвёртого защитника. Команда играла с тремя чистыми защитниками, а во время обороны назад отходил Воронин, который становился четвёртым защитником (позже подобную позицию называли «передний центральный защитник», «стоппер» или «опорный полузащитник»). Команда-чемпион оказалась очень молодой — самому старшему футболисту было только 26 лет. Неизвестно было, удержат ли юные игроки самый высокий уровень игры в последующие годы.
Сезон 1961 года «Торпедо» начало в роли безусловного фаворита. Команда выиграла турнир своей подгруппы и попала в десятку лучших. На решающем отрезке игроки не выдержали нагрузок и проиграли ряд важных поединков. «Торпедо» стало вице-чемпионом, пропустив вперёд «Динамо» (Киев). Выйдя в финал Кубка СССР, автозаводцы уступили донецкому «Шахтёру» — 1:3. Лучшим голеадором стал Гусаров — 22 забитых мяча.
Перед чемпионатом-62 покинул клуб многолетний наставник, который сделал его чемпионом — Виктор Маслов. Сезон «Торпедо» провело на среднем уровне, заняв седьмое место. Тренеры не были довольны игровой формой Воронина, Медакина, Островского, Метревели и Иванова. После завершения первенства немало ведущих футболистов покинуло команду — Слава Метревели перешёл в «Динамо» (Тбилиси), Леонид Островский перебрался в Киев, а Геннадий Гусаров ушёл в московское «Динамо».
В следующем году чемпионат провели с участием 20 команд — «Торпедо» финишировало десятым. Чемпионат команда прошла неровно. В список «33 лучших» вошли три торпедовца: Воронин, Иванов и Шустиков. Все — под номером 1.
1965 — Возвращение Стрельцова и второе чемпионство
Перед сезоном 1964 года команда пополнилась большим количеством исполнителей, которые должны были заменить прежних лидеров. Неожиданно «Торпедо» снова заиграло мощно и до последнего матча боролось с тбилисским «Динамо» за чемпионство. По итогам чемпионата обе команды набрали по 46 очков и вынуждены были проводить «золотой матч» за первое место, который был сыгран на нейтральном поле — в Ташкенте. Основное время завершилось вничью 1:1, но в дополнительное время «Торпедо» пропустило 3 гола — 1:4. Блестящий сезон провел Валерий Воронин, который стал лидером сборной СССР на чемпионате Европы, проходившем в том же году — там советская команда завоевала «серебро». В 1964 году впервые был проведён опрос среди спортивных журналистов страны для определения лучшего игрока СССР — им стал торпедовец Валерий Воронин.
Чемпионат 1965 года начался с поражения в Баку от местного «Нефтчи» — 0:3. Но впоследствии игра стабилизировалась, благодаря возвращению в команду Эдуарда Стрельцова. И это поражение так и осталось единственным в первом круге — москвичи лидировали после первой половины чемпионата. Преимущество над киевскими динамовцами удалось сохранить до конца сезона — «Торпедо» во второй раз стало чемпионом! Дирижёром атак был Стрельцов, который на удивление быстро ориентировался на поле и точными передачами выводил партнёров на ударные позиции.
Благодаря победе в чемпионате москвичи стали первым советским клубом — участником Кубка европейских чемпионов. В сезоне 1966/67 уже в первом раунде Кубка жребий свёл их с двукратными обладателями этого трофея — миланским «Интером». Итальянская команда славилась невысокой результативностью и крепкой оборонительной тактикой «катеначчо», которую использовал наставник Эленио Эррера. Первая игра прошла в Милане и завершилась с минимальным преимуществом хозяев — 1:0. Матч в Москве, на Центральном стадионе имени В. И. Ленина, завершился со счетом 0:0. На эту встречу пришло рекордное количество зрителей: 105 тысяч человек.
1967—1991
В сезоне 1966 года свои последние игры за клуб провели Борис Батанов и Валентин Иванов. Команда опустилась на 6-е место. Завершили карьеру Валерий Воронин и Эдуард Стрельцов. Московский клуб стал середняком чемпионата, а самой большой звездой команды был Виктор Банников — бывший вратарь «Динамо» (Киев), который стал для обороны торпедовцев очень востребованным игроком. После 1972 года повесил бутсы на гвоздь защитник-ветеран Виктор Шустиков — последний представитель звездного поколения 1960-х гг. Он установил рекорд чемпионатов СССР по количеству проведённых игр — 427. Этот рекорд только спустя 14 лет побьёт киевский динамовец Олег Блохин.
Клубу в третий раз удалось стать чемпионом в осеннем чемпионате 1976 года (в том году было проведено два первенства — весной и осенью). Главным тренером работал многолетний нападающий команды Валентин Козьмич Иванов, а помощником был Виктор Михайлович Шустиков.
«Торпедо» воспитало неплохое поколение футболистов и на рубеже 1980—1990-х годов, когда выиграло Кубок СССР 1986 года и первый Кубок России 1993 года.
Современная история
В 1996 году собственник клуба — завод «ЗИЛ» продаёт «Торпедо» новому владельцу ОАО «Лужники», и клуб переезжает со стадиона «Торпедо» на Большую спортивную арену олимпийского комплекса Лужники. В 2000 году клуб завоевал бронзовые медали чемпионата. По итогам 2006 года клуб впервые в своей истории покинул высший дивизион отечественного футбола. В 2008 году последовал вылет из первого дивизиона ПФЛ и уход группы ведущих футболистов. В начале 2009 года появилась информация о возможном объединении «Торпедо» и футбольного клуба «Торпедо-РГ», выступавшего в зоне «Запад» Второго дивизиона. Поскольку все детали были согласованы, новый владелец «Торпедо» Александр Тукманов отзаявил свою команду из числа участников Второго дивизиона[2]. Однако в последний момент между сторонами возникли некие разногласия, и объединение двух команд сорвалось. К тому моменту все сроки на повторное внесение заявки в ПФЛ были пропущены. В 2009 году «Торпедо» уверенно выиграло Первенство России среди ЛФК (третий дивизион) в группе «А» зоны «Москва» и вернуло себе статус профессионального футбольного клуба. 7 декабря 2009 года был подписан контракт с новым главным тренером Сергеем Павловым. Однако, из-за разногласий с руководством он оставил пост, не проработав в итоге и года. 15 августа 2010 года главным тренером чёрно-белых стал Игорь Чугайнов — начинающий специалист и торпедовский воспитанник. 30 октября 2010 года «Торпедо» дома выиграло ключевой матч у ФК «Губкин» и вышло в Первенство Футбольной Национальной Лиги. В сезоне 2011-12 годов «Торпедо» заняло итоговое восьмое место. 5 апреля 2012 года Игорь Чугайнов был отстранён от руководства командой. Исполняющим обязанности главного тренера стал Михаил Белов, работавший до этого помощником Чугайнова.
Прежние названия команды
- Рабочий дворец «Пролетарская кузница» (1924—1930)
- АМО (Автомобильное московское общество) (ноябрь 1930—1932)
- ЗИС (Завод имени Сталина) (1933—1936)
- Торпедо (1936 — 31 июля 1996)
- Торпедо-Лужники (31 июля 1996 — февраль 1998)
- Торпедо (с февраля 1998)
Цвета клуба и форма
История
1924—1991
В период с 1930 по 1936 год спортивный коллектив московского автозавода выступал под эмблемами промышленного предприятия: «АМО» и «ЗИС», а также «РАТАП» (по названию профсоюза, который объединял работников автомобильной, тракторной и авиационной промышленности). Только с появлением в отечественном футболе в 1936 году слова «Торпедо» клуб получил собственный, отдельно от заводского, графический символ. Единого же цвета формы клуб ещё не имел, но преобладали оранжево-чёрные цвета.
За основу первой эмблемы была взята идея бывшего игрока футбольного коллектива РДПК и «АМО» Вячеслава Орлова — литера «Т». Так первая эмблема появилась и была утверждена в 1936 году. На ней была изображена зелёная буква «Т» на фоне гоночного автомобиля красного цвета и жёлтой велосипедной звёздочки. Эмблема символизировала принадлежность команды к автозаводу, а также олицетворяла название клуба (словом «Торпедо» называлась в те годы разновидность скоростного гоночного автомобиля) и указывала на один из выпускавшихся заводом в то время видов продукции — велосипеды.
1936 год. …А в то время я в большой дружбе был с Яковом Фёдоровичем Мельниковым, нашим знаменитейшим конькобежцем, многократным чемпионом страны, членом клуба ЗИС. А человек он какой прекрасный! Он любил заходить ко мне и частенько бывал запросто. И вот помню: возвращается он с пленума ЦК профсоюза работников автотракторной и авиационной промышленности (РАТАП), быстро входит и сразу мне: — Славка, рисуй: автомобиль, какую-нибудь шестерёнку и букву «Т». И я послушно беру лист бумаги и карандашом от руки вырисовываю, что мне подсказывает фантазия: автомобиль, конечно, типа гоночного, чтоб его обводы сами говорили о скорости; буква «Т» должна быть особенно красивой, она — центр композиции; а уж всё это обрамляет шестерёнка.[3] |
Орлов также стал автором двух основных цветов формы — чёрного и белого, с которыми сейчас и ассоциируется «Торпедо».
Не сочтите за нескромность, но и торпедовские цвета чёрно-белые — тоже моя затея. Футболка — чтобы белая, трусы — чёрные, а гетры — чёрного цвета, но обязательно с двумя белыми полосками.[3] |
В советские времена клуб «Торпедо» входил в спортивное общество «Труд», флаг которого был синего цвета. Из-за этого долгое время, кроме чёрно-белых цветов, в качестве второго комплекта формы торпедовцы использовали синие футболки. Фактически, автозаводцы выступали и под эмблемой «Труда» тоже. На эмблеме было изображено зубчатое колесо-шестерёнка, на фоне которого между двумя параллельными горизонтальными линиями была надпись «ТРУД». Некоторые матчи торпедовцы проводили в красной форме, жёлтых гетрах и с бордовой литерой «Т» на груди.
В подавляющем большинстве матчей во все времена игроки «Торпедо» выходили в форме, имеющей чёрный и белый цвета. Наиболее часто выбирали комплект формы полностью белого цвета, полностью чёрного цвета, белую футболку совместно с чёрными трусами. Реже — чёрную футболку с белыми трусами. Основным символом, наносимым на футболки автозаводцев, была сначала фигурная буква «Т», а с середины 70-х — прямая. Начиная с середины 70-х (примерно с 1974 года) заказы на изготовление спортивной амуниции от клуба «Торпедо» выполняла фирма «Adidas». На футболках стали появляться полосы, затем логотип спонсора, затем и более сложные элементы.
В 1980-х годах торпедовцы приобрели новый, современный стиль. Команда перешла на фирменную спортивную экипировку. На футболках впервые появилось слово «Торпедо». В 1986 году торпедовцы играли в белых футболках в частую вертикальную полоску чёрного цвета. Второй выбор формы этого же года представлял собой зелёные футболки с белой надписью «Торпедо». Новая эмблема была выполнена в чёрно-белых цветах. На фоне чёрного щита с белой окантовкой был изображён футбольный мяч, сверху которого полукругом было расположено название клуба — «Торпедо». Именно с этой эмблемой торпедовцы завоевали свой последний кубок СССР в 1986 году.
В 1988, 1989 и в первой половине сезона 1990 года футболки «Торпедо» носили логотип спонсора «Danieli». Гостевая футболка была зелёного цвета с серебристым отливом, трусы — в мелкую вертикальную зелёно-белую полоску. В 1990 году — зелёная футболка с белыми рукавами.
С конца 1990 по 1996 год включительно «Торпедо» экипировалось в продукцию английской фирмы «Umbro».
В конце 1990 и в 1991 году на домашних белых и гостевых зелёных футболках располагался логотип фирмы «Kodak Copiers», в качестве эмблемы была прямая литера «Т».
Начиная с еврокубковых матчей осени 1991 года и до осени 1992 года домашняя футболка была белого цвета с чёрно-синими «мазками» на рукавах. Гостевая футболка была зелёного цвета в тонкую белую вертикальную полоску сверху, переходящую к низу в чёрно-бело-зелёную «ёлочку». В центре футболки размещался логотип немецкой пивоварни «Holsten». Эмблемой оставалась прямая литера «Т».
1993—2000
Начиная с осени 1993 года, домашняя футболка была несколько видоизменена: модель осталась прежней, но на рукавах появился логотип нового спонсора — телеканала «2х2» (для внутренних соревнований), логотип «Holsten» был нанесён другим шрифтом, а эмблемой до конца сезона 1996 года стала историческая «шестерёнка». Именно в этой форме «Торпедо» осенью 1992 года победило в Кубке УЕФА «Манчестер Юнайтед», а летом 1993 года завоевало свой первый и пока единственный Кубок России. На зелёной гостевой футболке образца осени 1992 — осени 1993 годов, кроме трёх белых и трёх чёрных крупных полосок-мазков, больше никаких узоров. Гетры были либо чёрными, либо белыми. В некоторых матчах торпедовцы использовали полностью зелёный (футболки, трусы, гетры) комплект. Начиная с 1994 года, три сезона торпедовцы играли в белых футболках и чёрных трусах, либо в зелёных футболках и белых трусах. «Holsten» продолжал оставаться спонсором клуба.
В августе 1996 года команда поменяла владельца. Следствием этого стала смена названия клуба на «Торпедо-Лужники» и переезд на новую домашнюю арену — стадион «Лужники», последовавший чуть позже, в августе 1997 года. Эмблема была заменена новой, выполненной в чёрно-белых цветах, представляющей собой чёрную букву «Т» на белом фоне, вокруг которой располагалось чёрное кольцо с белой окантовкой и надписью «Футбольный клуб „Торпедо-Лужники“ Москва». При этом классический стиль буквы «Т» был изменён.
Сезоны 1997 и 1998 годов «Торпедо» провело в экипировке фирмы «Reebok». Первый домашний матч чемпионата 1997 года торпедовцы сыграли в запасном комплекте формы: синих футболках и синих трусах с извитыми полосами белого цвета. Домашний комплект остался традиционным: белая футболка с новой клубной эмблемой и полностью чёрные трусы. Но вскоре у фирмы «Reebok» был заказан новый гостевой комплект: широкая диагональная извивающаяся полоса белого цвета на чёрных трусах, несколько таких же полос на чёрной футболке.
В 1998 году надпись на эмблеме была изменена на «Футбольный клуб „Торпедо Москва“». Главная литера «Т» логотипа вновь приняла привычные, но более современные очертания. Форма клуба была выполнена в новом стиле: на фоне трёх широких горизонтальных полос чёрного цвета с переходом в серый, была изображена белая буква «Т», занимающая на футболке большую площадь. Имелся второй комплект футболок с чёрной буквой «Т». Трусы были либо чёрными с тремя опоясывающими тонкими белыми полосками либо, напротив, белыми, с тремя горизонтальными чёрными полосками. Эта форма была эксклюзивной разработкой фирмы «Reebok» совместно с российским модельером одежды Алексеем Грековым. Вместе с небольшим логотипом фирмы-производителя на правой стороне груди футболки также имели большую надпись «Reebok», располагавшуюся по центру, над литерой «Т». В ней торпедовцы играли год, а затем передали игровые комплекты команде дублёров. В этом году на футболках «Торпедо» впервые появился серый цвет.
В дальнейшем торпедовское руководство вновь сменило поставщика спортивного инвентаря. С 1999 по 2003 годы включительно им был итальянский брэнд «Diadora». На протяжении периода 1999—2007 годов домашние футболки торпедовцев были белыми, гостевые — чёрными.
В 1999 году был выбран новый вариант эмблемы, на которой изображена буква «Т» на фоне футбольного мяча, окружённая двойным обрамлением с чёрной надписью в круговом поле «Футбольный клуб „Торпедо Москва“». Интересен тот факт, что в сезоне 1999 года торпедовцы провели в чёрных футболках больше матчей, чем в белых.[источник не указан 518 дней]
2000-н.в.
В сезоне 2000 года титульным спонсором команды, при содействии тогдашнего начальника Управления делами Администрации Президента РФ и давнего болельщика команды П. П. Бородина, являлась компания «Роснефть».
С 2004 года на футболки игроков вновь вернулась фигурная литера «Т», известная как «ласточкин хвост» или просто «ласточка». Поставщиком экипировки в 2004 году была французская марка «Le Coq Sportif».
Начиная с 2005 года «Торпедо» вернулось к экипировке «Umbro».
В 2006 году руководство клуба сделало попытку введения в гардероб команды третьего комплекта формы. Для этих целей была выбрана футболка серебряного цвета. Данный вариант формы был использован всего в одном матче: 14 октября 2006 года в Нальчике против местного «Спартака».
24 июля 2007 года, в гостевом матче 24 тура в рамках Первого дивизиона ПФЛ против челнинского «КАМАЗа», «Торпедо» выступило в очередном варианте третьей формы: жёлтые с чёрными вставками футболки, чёрные с жёлтыми вставками трусы, чёрные гетры. Форма оказалась несчастливой — «Торпедо» крупно проиграло со счётом 4:0.
В 2008 году гостевым комплектом формы «Торпедо» были футболки серебряного цвета с тёмно-синими стреловидными вставками, тёмно-синие трусы и тёмно-синие гетры.
В сезоне 2009 года была возрождена историческая традиция формы времён тренера В. А. Маслова: полностью белый домашний комплект и гостевая футболка ярко-синего цвета. С середины сезона на футболках появляется логотип одного из акционеров клуба — российской аудиторско-консалтинговой фирмы «Energy Consulting». Сотрудничество продолжилось и в сезоне 2010 года.
В 2010 году, выступая в экипировке немецкого бренда «Adidas», помимо привычной полностью белой домашней формы, автозаводцы использовали также гостевую футболку серебряного цвета с чёрными трусами. И лишь однажды, в гостевом матче против воронежского «Факела» торпедовцы играли в чёрно-белой форме (белая футболка, чёрные трусы).
В 2011 году, выступая уже в ФНЛ, «Торпедо» использует полностью белую (домашнюю) форму и чёрные футболки, белые или чёрные трусы, чёрные гетры в качестве гостевого комплекта. Также на футболках, наряду с фигурной литерой «Т», нанесено слово «ТОРПЕДО». Сзади, под номером футболиста, нанесён логотип спонсора «Агент.ру». Экипировка вновь заказана у «Umbro».
9 августа 2011 года на домашний матч против команды «Сибирь» из Новосибирска автозаводцы вышли в специальных футболках, посвящённых 95-й годовщине основания Завода имени Лихачёва — основного акционера клуба. Белая футболка с зелёными вставками, в качестве эмблемы была использована традиционная «шестерёнка». На груди — логотип завода, под ним — надпись «95 лет». Сзади, над фамилией футболиста — адрес официального вебсайта клуба — www.torpedo.ru.
Экипировка и спонсоры
Стадион
Центральная спортивная арена (Западная трибуна)Стадион им. Э. А. Стрельцова, центральная спортивная арена.
Стадион «Торпедо» был построен в 1959 году и использовался в качестве тренировочного поля для одноимённой футбольной команды Завода имени Лихачёва.
Первый матч на стадионе состоялся 15 апреля 1977 года, чемпионат СССР, «Торпедо» — «Черноморец».
С 1978 по 1997 годы и с 2009 года по настоящее время — домашний стадион «Торпедо».
21 июля 1997 года стадиону «Торпедо» присвоено имя легендарного торпедовца Эдуарда Стрельцова. У главного входа на территорию спортивного комплекса знаменитому советскому нападающему открыт памятник, выполненный скульптором Александром Тарасенко. С 1997 по 2010 годы на стадионе проводил матчи ФК «Торпедо-ЗиЛ» (он же ФК «Торпедо-Металлург» и ФК «Москва»).
Достижения
В СССР
В России |
В Европе |
Рекорды
Самые крупные победы:
Самые крупные поражения:
Состав
- По состоянию на 17 ноября 2012 года[5]:
Статистика выступлений в чемпионатах страны
Выступления в чемпионате России:
Главные тренеры
Известные игроки
- Полный список игроков клуба «Торпедо» Москва, о которых есть статьи в Википедии см. здесь
СССР/Россия
dic.academic.ru
торпедо… — это… Что такое торпедо…?
Торпедо — Торпедо: Торпедо приборная доска автомобиля. Торпедо центральная консоль между передними сидениями, которая может перейти в подлокотник между передними сиденьями.[источник не указан 421 день] Торпедо … … Википедия
Торпедо НН — Полное название Футбольный клуб «Торпедо» Нижний Новгород Основан 1932 Соревнование … Википедия
ТОРПЕДО — (исп.). 1) подводный или подземный взрывчатый снаряд. 2) рыба рода скатов, замечательная электрическим свойством, электрический скат, гнюс. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОРПЕДО исп. Подводный… … Словарь иностранных слов русского языка
ТОРПЕДО — ТОРПЕДО, нескл., муж. (спец.). То же, что торпеда во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
торпедо — сущ., кол во синонимов: 4 • общество (61) • приборная доска (1) • рыба (773) • … Словарь синонимов
«Торпедо» — (Москва) один из ведущих отечественных спортивных клубов. Его предшественником был клуб «Пролетарская кузница» (основан в 1925 в Ленинской слободе). Наибольших успехов добились футболисты клуба, который проводит «домашние» матчи в «Лужниках» и на … Москва (энциклопедия)
Торпедо-РГ — … Википедия
торпедо — невідм., ч. 1) Риба родини скатів, що має круглу форму і здатна утворювати електричні розряди. 2) тех. Автомобільна панель із приладами … Український тлумачний словник
торпедо — (лат. torpedo) 1. вој. подводна мина во вид на цигара, на сопствен погон експлодира при удар во трупот на брод или во негова близина се исфрла од воени бродови (торпилери, подморници, крстосувачи и др.) и од брегот со помош на лансирни цевки 2.… … Macedonian dictionary
торпедо — 1 іменник чоловічого роду, істота риба родини скатів торпедо 2 іменник чоловічого роду автомобільна панель із приладами техн … Орфографічний словник української мови
dic.academic.ru