Ожидается ли в России ликвидация ГИБДД?
Слухи о реорганизации или вообще ликвидации ГИБДД идут в России уже не первый год. Но в марте 2017 года разговоры начались с новой силой. Сразу несколько СМИ написали о грядущих изменениях, а автомобильные эксперты стали спорить о плюсах и минусах ликвидации государственной автоинспекции. Возможный срок начала реформы ГАИ — 2018 год. Так все-таки будет ли ликвидирована ГИБДД? Что будет означать на практике прекращение деятельности автоинспекции? Кто будет исполняться обязанности инспекторов на дорогах? Давайте разберемся.
Содержание статьи:
Откуда пошли слухи о ликвидации ГИБДД?
Не секрет, что в России количество сотрудников МВД регулярно сокращается. В 2016 году президент Владимир Путин подписал указ, о сокращении максимального количества сотрудников органов внутренних дел более чем на 163 тысячи человек до 904 881 единицы. И тем не менее, если сравнивать нашу страну с другими развитыми государствами, количество человек, работающих в правоохранительных органах в России достаточно высокое.
Плохо это или хорошо — вопрос дискуссионный. Однако разговоры о дальнейшем сокращении постоянно ведутся. Один из возможных способов — это объединение, то есть слияние Патрульно-постовой службы (ППС) и Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).
О ликвидации ГИБДД в официальных документах или с высокой трибуны еще не сообщалось. Пока все разговоры о реформе — это только слухи. А обсуждение активно началось после 9 марта 2017 года, когда в Москве прошла расширенная коллегия МВД.
После этого якобы на совещании в Санкт-Петербурге было официально заявлено о грядущих изменениях, сообщил сайт «Водитель Петербурга». И ликвидация ГАИ будет проходить якобы не только в северной столице, но и по всей России.
Как говорят, нет дыма без огня, и даже если всё это так и останется слухами, не лишним будет разобраться, а что все-таки реально предлагается.
Суть реформы в России. Слияние ППС и ГИБДД
Возможная ликвидация ГИБДД на самом деле вовсе не означает прекращение работы правоохранительных органов по регулированию дорожного движения, оформлению ДТП и тд. Это всего лишь передача полномочий от автоинспекции в ППС, то есть объединение ГИБДД и Патрульно-постовой службы.
Предполагается, что помимо основной работы по пресечению административных правонарушений, сотрудники полиции (ППС) будут еще и следить за ситуацией на дорогах, то есть исполнять обязанности автоинспекторов. В таких условиях необходимость в ГИБДД отпадает сама собой и произойдет ликвидация этой структуры в системе МВД.
Если это произойдет, то часть бывших сотрудников ГИБДД сможет перейти на службу в ППС, а другая часть может быть сокращена. Такую реорганизацию можно даже назвать оптимизацией, которая происходит в последние годы в системе здравоохранения, образования и культуры России.
Кто-то может сказать, что такая реформа невозможна. А на самом деле она уже проведена в соседнем Казахстане, бывшей советской республике.
Опыт Казахстана по ликвидации ГАИ
Объединение ГИБДД и ППС происходило в Казахстане в течение 2012 и 2013 годов. Её результаты эксперты называют успешными. Новые экипажи полиции в этой стране попросту объединили: один бывший сотрудник ГИБДД ездил вместе с патрульным полицейским. Таким образом они должны были дополнять друг друга.
Естественно, что такая реформа на стадии обсуждения вызывала споры и сомнения в обществе. В теории это выглядело может быть и хорошо, а как на практике? Ведь сотрудник ППС, которому в одночасье поручили следить за дорожной ситуацией, не имеет опыта и скорее всего отличных знаний в правилах дорожного движения. В то же время сотрудник ГАИ раньше никогда не ездил на вызовы, например, по бытовым ссорам и пьяным дракам.
Однако первый опыт оказался удачным. Уже через несколько недель работы в Казахстане повысилась эффективность полиции. Сотрудники успели обслужить на 48 процентов больше вызовов. Кроме того, увеличилось количество задержанных, в том числе за распитие спиртного.
Кстати, с 2016 года подобная реформа также прорабатывается в другой бывшей советской республике — Киргизии.
Плюсы и минусы ликвидации ГИБДД в России
Слухи о возможном слиянии ДПС и ППС породили множество разговоров в автомобильной сфере и оценок экспертов. Причем многие выражают негативную оценку такой реформе. В частности, против изменений высказался координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. В интервью Рамблеру он отметил, что в случае объединения ГИБДД и ППС может резко снизиться качество оформления административных материалов.
«ППС – это люди, которые следят за общественным порядком. Они раньше так и назывались – Милиция общественной безопасности. Это – драки, мелкие кражи, распитие спиртных напитков и так далее. А на дороге совершенно иная специфика, это – другая реальность», отметил Петр Шкуматов.
Похожую мысль высказал и депутат Госдумы Ярослав Нилов. Он считает, что не каждый сотрудник полиции разбирается в правилах дорожного движения, а некоторые работники ППС даже не имеют водительского удостоверения. Депутат полагает, что обучение сотрудников полиции может привести к большим бюджетным тратам, которые «съедят» всю экономию бюджета от реорганизации.
Многие эксперты полагают, что «оставить всё как есть» гораздо разумнее, чем реформировать ГИБДД. И совсем немного находится сторонников возможной ликвидации ГАИ. Главные доводы в пользу реформы — это не только положительный опыт Казахстана, но и возможное сокращение бюджетных расходов на систему МВД. Поэтому вопрос, исчезнет ли ГИБДД в России, остается открытым.
Когда ликвидируют ГИБДД в России, в какому году?
Если слияние ДПС и ППС все же неминуемо, то в каком году произойдет ликвидация ГИБДД? По слухам это может произойти не раньше 2018 года. То есть после Чемпионата мира по футболу. Дело в том, что приезд большого количества болельщиков потребует от полиции усиленной работы, и какие-то серьезные изменения в системе МВД в данном случае будут не кстати.
www.avtobrisk.ru
Реформа ГИБДД в 2018 году
В 2018 году стартует масштабная реформа ГИБДД, в рамках которой произойдет объединение ГАИ и ППС. Соответствующее решение было одобрено в МВД, после чего оно будет рассматриваться на правительственном уровне. Нововведения расширят функции новой универсальной службы, что может принести дополнительные трудности для рядовых автомобилистов.
Коротко о главном:
Точно ли отменят ГИБДД? Да, окончательное решение было принято на расширенной коллегии МВД 9 марта 2017 года. В 2018 году ГИБДД и ППС будут объединены в единое ведомство.
Когда отменят ГИБДД в России? “то произойдет в 2018 году. Но вероятнее всего реформа состоится во второй половине года, так как вся первая будет занята подготовкой к чемпионату мира по футболу, который выпала честь принимать России.
Уволят ли всех нынешних гаишников? Точной информации, на сегодняшний день, нет. Возможно, действующим сотрудникам придется проходить переаттестацию, демонстрируя не только знания, но и свою физическую подготовку.
Будет ли скопирована новая структура с уже действующих в других странах? Нет, реформа в РФ будет уникальной. Но, по имеющейся информации, будет частично использован опыт Казахстана, где гаишники выходят в патруль вместе с патрульными, дополняя и контролируя работу друг друга.
Реформа ГИБДД: начало преобразований в 2018 году
О реформе ГИБДД в России достаточно много говорится на протяжении 3-х последних лет, обсуждалось и планировалось то, какой она должна быть. Правда большинство этих мероприятий не были публичными и проходили в закрытом режиме, за что подвергались и подвергаются жесткой критике. Власти планировали повысить эффективность работы данной структуры, при этом устранив существующие коррупционные схемы. В марте текущего года в МВД приняли окончательное решение – ГИБДД ожидает расформирование в 2018 году и объединение с ППС. Изначально чиновники планировали реализовать изменения только в Санкт-Петербурге, однако в ходе обсуждений было принято решение развернуть реформу на все регионы РФ.
Помимо реорганизации по европейскому образцу, чиновники намерены сократить бюджетные расходы. После объединения будут упразднены дублирующие руководящие должности. Кроме того, неизбежны сокращения, причем достаточно масштабные, в рядовом составе.
Основной задачей реформированной структуры станет поддержание порядка на дорогах. По сути, будет создана универсальная служба, которая будет обладать широкими полномочиями. Часть функций, которые на данный момент выполняет ГИБДД, будет передана другим организациям.
В первую очередь речь идет об экзаменах на получение водительских прав. В европейских странах в роли экзаменаторов выступают либо транспортные муниципалитеты, либо общественные организации. При этом специалисты, которые принимают экзамены, имеют профильное образование, что позволяет более качественно определить уровень знаний потенциального водителя.
Еще одна функция, которой в скором будущем лишится ГИБДД, – регистрация. На данном этапе нет необходимости привлекать высококвалифицированных офицеров к выполнению тривиальных задач по регистрации автомобиля.
Кроме того, традиционно регистрация и выдача водительских удостоверений имеют коррупционную составляющую. Поэтому реорганизация ГИБДД в 2018 году позволит сделать данные процессы более прозрачными.
Другая проблема, которую намерены решить чиновники, – катастрофическая нехватка сотрудников ППС. В результате ожидание сотрудников службы при оформлении ДТП превращается в настоящую проблему. Объединение ППС и ГИБДД позволит увеличить количество патрульных машин, что положительно отразится на безопасности дорожного движения.
Эксперты отмечают, что отсутствие общественных обсуждений данной реформы может иметь негативные последствия. В результате реформа может не только не решить существующие проблемы, но и значительно ухудшить ситуацию.
«Подковерные игры» и потенциальные риски
Длительные споры в МВД, связанные с грядущей реформой, и закрытость обсуждений свидетельствуют о затянувшемся противостоянии в середине силового ведомства. Эксперты считают, что силовиков волнует не безопасность дорожного движения, а перераспределение властных полномочий.
После реформы руководство ГИБДД перейдет в региональную полицию. При этом ожидается сокращение генеральской должности, что не вызывает особого энтузиазма среди силовиков.
Вызывает большие сомнения передача наиболее «хлебных» функций ГИБДД сторонним организациям. Данные процессы генерируют огромные теневые финансовые потоки, отказаться от которых достаточно непросто. Помимо коррупционных рисков, эксперты отмечают другие факторы, которые могут отразиться на эффективности работы реформированной дорожной службы.
Среди потенциальных угроз эксперты выделяют необдуманное сокращение рядового состава, что приведет к ухудшению ситуации на дорогах. Кроме того, вызывает опасения подготовка сотрудников будущей универсальной службы. Фактически силовикам придется в сжатые сроки пройти полную переподготовку, что может отразиться на качестве работы. В результате увеличится количество случаев, когда нарушаются права автолюбителей.
Нынешняя подготовка сотрудников ГИБДД и ППС принципиально различается. Несмотря на шквал критики в адрес инспекторов ДПС, данная категория сотрудников постоянно повышает свою квалификацию. В том числе накоплен значительный опыт в части решения сложных ситуаций на дороге. Кроме того, в отличие от представителей ППС, инспектора имеют значительную юридическую подготовку.
Часть экспертов опасается передачи функции регистрации транспортных средств общественным организациям. В результате может увеличиться количество угонов, что приведет к новым неприятностям для автомобилистов.
Чтобы реорганизация ГИБДД в 2018 году достигла поставленных целей, чиновникам стоит учитывать опыт других стран.
Реформы в Казахстане, Польше и Грузии
Подобную реформу запустили в Казахстане в 2012 году. При этом присутствовали похожие риски – недостаточная квалификация сотрудников полиции и увеличение количества штрафов.
Чтобы решить подобные проблемы, было принято решение создать комбинированные экипажи из бывших сотрудников ГИБДД и патрульных полицейских. В результате был сохранен накопленный опыт и знания действующей нормативной базы, как в сфере дорожного движения, так и при фиксации административных правонарушений.
Подобная модель доказала свою эффективность – количество ДТП значительно снизилось, при этом увеличилось число административных вызовов, которые успели обслужить представители универсальной службы.
Особенность польской реформы – плавное внедрение новых стандартов работы, что направлено на облегчение переходного процесса для немолодых сотрудников. При этом правительство предусмотрело значительные пособия для тех, кто был вынужден уволиться из состава дорожной службы.
Грузинский сценарий предполагает быструю смену состава новой службы. Фактически власти приняли решение с нуля создать новую структуру, предварительно уволив всех штатных сотрудников. Подобная модель несет в себе значительные риски, поскольку новые кадры не имеют возможности перенять опыт решения спорных ситуаций, что отражается на их авторитете среди участников дорожного движения.
Актуальность и последствия реформы
Реформа 2018 года определит, что будет с ГИБДД в ближайшей перспективе. Взвешенный подход к реформированию ГИБДД значительно улучшит ситуацию на российских дорогах, подчеркивают эксперты. Самое главное в данном процессе – использовать системный подход и избегать поспешных решений.
В первую очередь чиновникам необходимо продумать варианты обучения и переподготовки новых сотрудников универсальной службы. Простое переименование подразделений не принесет ожидаемого эффекта.Другой аспект, на который стоит обратить внимание, – кому и какие функции ГИБДД стоит передать. Чиновники должны разработать механизмы, которые снизят коррупционную составляющую. При этом стоит учитывать удобство и доступность для рядовых автомобилистов.
Несмотря на слухи об упразднении ГИБДД в 2018 году, данная структура продолжит выполнять функции после объединения с ППС. МВД уже определилось с будущим форматом реформы и переносит решение данного вопроса на правительственный уровень.
Представители реформированной универсальной службы будут следить за порядком на дорогах. При этом часть непрофильных функций, таких как регистрация и выдача прав, перейдет в другие организации.
Эксперты опасаются непродуманных сокращений рядовых сотрудников, что отразится на качестве работы новой службы. Кроме того, проблемным вопросом остается переподготовка действующих сотрудников. Потеря квалифицированных кадров может значительно ухудшить ситуацию на дорогах. Сегодня, подготовка для ППС и ГИБДД происходит совершенно по-разному, одни не смогут заменить вторых. Поэтому, проводить реформу следовало бы начинать именно с вопросов подготовки кадров. И, конечно же, необходимо учитывать не только позитивный, но и негативный опыт других государств. Так, создав совместные экипажи ГИБДД и ППС есть высокий риск вместе с улучшением ситуации на дорогах, получить ухудшение криминогенной обстановки на улице. Не следует преуменьшать роль пеших патрулей, а их будущее, в свете реформ, выглядит весьма туманным.
Отмене ГИБДД не стоит спешить радоваться – контроль с дорог никуда не пропадет, а систему взяточниства и коррупции нужно устранять другими способами, от перемены ведомств она никуда не исчезнет.
Читайте также:
Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter
2018god.net
Быть ГИБДД или не быть: чего ждать сотрудникам Госавтоинспекции?
Петр Шкуматов — координатор общества «Синие ведерки»
Я надеюсь, это шутка. Потому что если оформление дорожно-транспортных инцидентов передадут на уровень ППС, то мы получим огромное количество, просто вал — не побоюсь этого слова — беспредела в отношении водителей. Причем не сознательного, а просто из-за того, что сотрудники ППС не обладают соответствующими знаниями.
На дороге огромное количество нюансов. И люди, которые должны следить за общественной безопасностью, чтобы не пили, не курили, не били друг другу физиономии, они, конечно, не разбираются в тонкостях 12 главы кодекса и ПДД. Я напомню, что несмотря на то, что ГИБДД все ругают, иногда за дело, все-таки инспекторы ДПС постоянно повышают свою квалификацию, у них есть специальные вузы, специальные институты, где разбираются сложные случаи, нарабатывается практика для того же самого Верховного суда. И это постоянный процесс, в котором надо быть, присутствовать, быть в курсе, в потоке.
В самом ГИБДД нет ничего плохого. Когда говорят: «Давайте с ними что-то делать», возникает вопрос: «А вы подумали, зачем? Какая конечная цель? Зачем трогать то, что работает? Может быть, вместо того, чтобы трогать то, что работает, попытаться улучшить то, что работает?». Я, кстати, напомню, что ГИБДД за последние 10 лет прошла огромный путь. 10 лет назад еще камер фото- и видеофиксации у нас в стране не было. И за эти 10 лет произошла автоматизация работы ГИБДД, произошло резкое сокращение числа конфликтных ситуаций с инспекторами на дорогах. И за счет того, что они почистили свои ряды, убрали самых одиозных инспекторов, отличившихся в своей деятельности, качество личного состава тоже выросло. Поэтому сейчас говорить о том, что давайте мы ППС-никам дадим возможность стоять с полосатой палочкой и оформлять протоколы — слушайте, ну, это шаг даже не на 10 лет назад, это шаг на 20 лет назад. Ситуация меняется. У нас просто память короткая.
salt.zone
ГИБДД прекратит свое существование в 2018 году — DRIVE2
Уже со следующего года ГИБДД будет ликвидирована. Точнее сказать, слита с патрульно-постовой службой. Принятое МВД решение — проведение реформы запланировано на следующий год — ждет утверждения на правительственном уровне.
О проведении этой реформы ГИБДД портал «АвтоВзгляд» рассказывал еще три года назад, когда бывший министр финансов и нынешний председатель комитета Гражданских инициатив Алексей Кудрин подготовил документ, согласно которому гаишников следовало бы разогнать, а их коррупционные схемы передать в руки другим ведомствам.
Надо ли говорить о том, что кудринское предложение по достоинству оценил даже сам Владимир Путин? Автор предложил отобрать у гайцов полномочия по «продаже» водительских «прав» в пользу Минтранса, а кормушку по отлову нарушителей ПДД передать региональным полицейским. По его мнению, эти «бизнес-процессы» указанные ведомства и службы смогут контролировать лучше (читай — брать больше).
И вот буквально на днях информацию о перестановке мест слагаемых, где суммы будут явно меняться, подтвердили питерскому изданию «Фонтанка» сразу несколько источников в МВД. Уже со следующего года российская ГАИ может прекратить свое существование — значительную часть кадров ожидаемо сократят, а остальных переведут в ППС.
Вероятно, для скрещивания уличных полицейских с придорожными потребуются дополнительные обучения личного состава, а также реорганизация регламента, определяющего новые компетенции правоохранителей (скорее всего, именно поэтому несколько дней назад ГИБДД отказалась от ратификации нового Административного регламента, который готовила несколько лет). И те, и другие, по сути, будут вынуждены расширить круг своих обязанностей, но сомнений нет в том, что от объединения ведомств существенно снизится качество проведения и оформления различных административных процессов.
Надо сказать, что служивые и без того в ряде ситуаций не знают, как правильно толковать и следовать законодательным нормам, нарушая их с полной уверенностью в безнаказанности. Более того: пользуясь служебным положением, изящно манипулируют пунктами и статьями российских законов и подзаконных актов при «разводе» обычных граждан на деньги. А это говорит лишь об одном — коррупция в связи с готовящейся реформой только усилится.
Судите сами: например, в неудачных попытках «загрузить» водителя, скажем, за непропуск пешехода на нерегулируемой «зебре», блюститель порядка запросто найдет другую причину, чтобы создать рулевому кучу проблем. Вы вот часто ли возите с собой паспорт? А зря, ведь полицейскому достаточно упомянуть о некой недавней ориентировке на особо опасного преступника, чтобы заставить шофера проехать с ним в отделение для проверки и установки личности. А точнее для того, чтобы вы сами предложили «откупиться» от предстоящей нервотрепки и не тратили зря время. Другой вариант — поставить под сомнение подлинность водительского удостоверения.
Да что там говорить, если при желании постовой спокойно может положить в вашу машину пару патронов или сверточек с подозрительным белым порошком. Поэтому автомобилисты, услышав новость о ликвидации ГИБДД, возрадовались напрасно. То, что доселе мы называли полицейским произволом — всего лишь цветочки, впереди — еще большее беззаконие и беспредел.
www.drive2.ru
что изменится? 2018-2019 ПДД, КоАП, ГИБДД онлайн
В МВД отказались от идеи ликвидации ГИБДД, но планируют совместить два ведомства: ГАИ и ДПС. Однако вопрос этот подвешен в воздухе и оброс множеством слухов.
ГИБДД избавят от рутины
Во-первых, сотрудников полиции хотят избавить от бюрократической перегрузки. Например, планируется сократить количество выездов сотрудников ДПС на место ДТП. Рассматривать административные дела будут по минимуму, упразднят группы разбора: водителям в спорных ситуациях придется сразу обращаться в суд.
Кто заменит сотрудников? Электронные системы документооборота и камеры.
Как это планируется применить на практике? Будет внедрен электронный документооборот, и «функции ГИБДД при этих разбирательствах ограничатся только составлением этого электронного документа», как об этом поведали корреспондентам «Газеты.Ru» представители ведомства.
Всюду появится большое количество камер: именно по ним будут определяться практически все нарушения.
«Их количество уже в ближайшие годы планируется по всей стране увеличить в разы. Комплексы фиксации сейчас активно расширяют функционал, некоторые комплексы могут уже по 20 нарушений различных фиксировать, в том числе те, которые инспекторы практически никогда не фиксируют. Все будет максимально упрощено: не согласен с камерой — иди в суд. Инспекторам на дорогах оставят то, чего не могут делать камеры – ловить пьяных, гоняться за нарушителями и всякими неадекватами», — сообщает источник. При этом что делать жителям отдаленных населенных пунктов, где не то что камер, электричества порой нет, не говорится.
Грядет ли массовое сокращение сотрудников ГИБДД при таких наполеоновских планах? Нет, этого не планируется, как заверяет источник. Более того, на них (рядовых сотрудников, работающих с людьми) как раз возлагают особые надежды. Если и будут увольнять, то только «кабинетных» клерков.
Напомним, что весной 2017 года первый замминистра МВД Александр Горовой заявлял, что личный состав ДПС сократился за последние пять лет на 23%. А вот автомобилей стало на 35% больше.
Ну и как при таких противоречивых данных верить в утверждения представителей МВД, что реорганизация — это к лучшему?
Вот что отвечают на этот вопрос сами представители ведомства: «В этом и идея, чтобы при сохранении штатов, которые и так сокращены дальше некуда, убрать у сотрудников побочные функции и за счет этого, высвободив силы, которые уходят на оформление тех же копеечных аварий с поцарапанным бампером, усилить борьбу непосредственно с нарушителями, тут же их останавливать, проверять. Если все получится, то в стране появится настоящая дорожная полиция».
Как скоро внедрят инициативу?
На это могут уйти годы. Причем никакой официальной информации на сей счет нет. В ГИБДД, как утверждают в МВД, хотят идти в ногу со временем: автоматизировать процесс управления данными настолько, насколько это возможно. Вот только в ДТП попадают живые люди, а не роботы…
Что уже внедрено?
Из последних примечательных нововведений можно отметить отмену справок о ДТП. Правда, и последствия этой затеи до сих пор аукаются водителям.
В Москве планируют передать контроль по администрированию камер московским властям. Затем практику распространят и на регионы.
Также есть идея передать автошколам функции по приему экзаменов — то есть сотрудники ГИБДД принимать участия в процессе не будут. Идею поддерживают и сами автошколы.
Что же касается слияния ДПС и ГИБДД, пока это остается предположением. Однако набор новых сотрудников не проводится, а причины МВД так и не назвало. Есть догадка, что представители ведомства будут изучать оргструктуру МВД Казахастана, чтобы перенять опыт.
Руководство МВД в лице Владимира Колокольцева и Александра Горового говорило, что готово передать полномочия Госавтоинспекции органам исполнительной власти», — утверждал ранее в беседе с «Газетой.Ru» депутат Лысаков.
Но на закрытом совещании слухи о слиянии структур ГИБДД и ДПС развеял Колокольцев в присутствии президента РФ Владимира Путина. Предполагается, что на этой идее поставлен окончательный крест. Так что же будет? Реструктуризация или «апгрейд» системы? Время покажет.
Автор темы: Золотослов
www.prav-net.ru
Реформа ГИБДД в 2018 году: ликвидация или реорганизация структуры
Тотальная реформа ГИБДД! Гаишников упразднят как класс! Конец поборам на дорогах!
Такими или примерно такими лозунгами несколько последних месяцев пестрели многочисленные российские сайты и форумы, так или иначе обозревающие проблемы автотранспорта в стране. А сам вопрос уже давно муссируется на самых разных уровнях — от стихийных интернет-сообществ до Государственной Думы России.
Свершилось
Итак, масштабная реформа ГИБДД в 2018 году состоится. С 1 января вступает в силу указ Президента России под номером 652. И уже сейчас понятно, что для кого-то это свежий ветер позитивных перемен, а для кого-то — катастрофический ураган, грозящий разрушить комфортный уклад былой жизни.
Так или иначе, но ГИБДД как структура исчезнет. Основные ее задачи в новых условиях начнет решать ДПС (Дорожно-патрульная служба). Совершенно очевидно, что раздутые штаты прежней структуры ожидают мощные кадровые потрясения: тотальные увольнения уже не за горами.
Кто уйдет?
Если резюмировать информацию на начало января 2018 года, под сокращение пойдут именно те сотрудники нынешней инспекции, которые работают, что называется, «на земле». Уйдут те, кто сегодня выявляет нарушителей правил дорожного движения, фиксирует ДТП и разбирается с их участниками. Функции разбора и фиксации ДТП в нынешней их форме планируется передать страховым компаниям.
Грядущая реформа не обойдет стороной и многочисленные медицинские учреждения, находящиеся в ведомстве сегодняшней ГИБДД, а это целая отрасль со своей инфраструктурой и многочисленным персоналом. Ожидается, что все это хозяйство окажется в структуре Минздрава России.
Кто останется?
Спокойно продолжат заниматься своим делом следующие категории сотрудников:
- Экзаменующие будущих водителей на предмет получения водительского удостоверения на право управления транспортным средством.
- Выдающие государственные регистрационные знаки, а также регистрирующие и учитывающие автотранспортные средства.
- Обеспечивающие выдачу специальных сигналов для особых транспортных средств.
В абсолютных цифрах в процессе реформирования ГИБДД ожидается сокращение числа сотрудников МВД с нынешних 904871 до 894871 человек. Это уже вторая с 2016 года весьма внушительная кадровая «разгрузка» в Министерстве внутренних дел России. Тогда под сокращение попали 160000 сотрудников полиции.
Встречайте их, регионы!
В планах реформаторов есть и такой архиважный пункт: подразделения новой дорожной полиции в каждом регионе будут подчиняться только местному начальнику полиции. Небывалое по значимости решение.
Кто еще из прежней федеральной структуры может оказаться в региональном подчинении? Пока приблизительный список такой:
- Инспекция технического надзора: вероятнее всего, она перейдет в одно из существующих профильных ведомств, например, в Ространснадзор;
- Эксперты по организации дорожного движения: во всех городах России есть дорожно-транспортные службы, где найдется место для этих специалистов;
- Отделы пропаганды: в их ведении — сбор и обработка статистики по аварийности на дорогах, своевременное оповещение о возможных стихийных бедствиях в районе и другая работа с информацией. Они безболезненно приживутся и в региональных ведомствах.
Резюме
Понятно, что все это — не просто локальные тектонические сдвиги на карте Инспекции дорожного движения. 2018 год являет собой начало грозных и давно назревших перемен во всем Министерстве внутренних дел РФ. Президент нашей страны подписал соответствующие документы. Многое будет реорганизовано, кое-что реструктуризировано, а кое-кого «поделят на ноль».
Ведомственные и министерские потрясения в России — дело не новое и дикого ажиотажа у населения не вызывает. Как мы отреагируем на этот раз?
«Только б не было войны!» и «Лишь бы цены не подняли…»
Или наконец-то поверим, что правительство на стороне «простого» народа, а ремонт слегка потрескавшегося фундамента нашей государственности хотя бы на этот раз окажется не только косметическим?
la-advokat.ru
отставка главы ГИБДД может быть связана с грядущей ликвидацией ведомства
Глава ГИБДД России Виктор Нилов снят с должности указом президента. Источник RT в Госдуме полагает, что главный автоинспектор мог подать рапорт об отставке из-за грядущего упразднения ведомства. Собеседник в нижней палате парламента раскрыл и некоторые детали готовящейся реформы: ожидается, что сотрудников ДПС объединят с полицейскими. В МВД изучают опыт реализации подобных инициатив в других странах. В частности, оценивают результаты похожих преобразований в Казахстане, где функции ГАИ выполняет патрульно-постовая служба. Приведут ли нововведения к снижению смертности на дорогах — разбирался RT.
Президент России Владимир Путин в среду, 29 марта, подписал указ, освобождающий от должности главу Госавтоинспекции России Виктора Нилова. Документ был опубликован на официальном портале правовой информации.
Нилов руководил ведомством с июня 2011 года. В мае 2012-го ему было присвоено звание генерал-лейтенанта полиции. За тот период, что Нилов стоял у руля ГИБДД, показатели смертности в ДТП значительно снизились: если до 2011 года на дорогах ежегодно гибли около 30 тыс. человек, то к 2016-му число жертв дорожных инцидентов составило уже 20 тыс. человек.
Реформа или возраст?
Официальных комментариев о причинах отставки главного автоинспектора ни в администрации президента, ни в МВД РФ пока не дали.
В среду днём сам Нилов был недоступен для комментариев. Замначальника управления правового регулирования и пропаганды ГУОБДД Владимир Шевченко об отставке Нилова узнал от корреспондента RT, но отказался комментировать ситуацию. «Обратитесь в МВД — они нам отправят вопросы, и тогда мы прокомментируем», — сказал он.
- Виктор Нилов
- РИА Новости
Отставка Нилова может быть связана с грядущей радикальной реформой Госавтоинспекции, в ходе которой она будет упразднена. Функции гаишников, как и во многих странах, в России будут переданы полицейским, и ловить нарушителей ПДД начнут наряды патрульных.
Как пояснил RT источник в Госдуме, «оставление должности Ниловым не удивительно: наверняка он не захотел стать руководителем, при котором похоронили ГАИ».
Источник рассказал и о сути готовящейся реформы. «В России хотят сделать, как это устроено во всём мире — во многих европейских странах, США, Грузии или Казахстане, где за безопасностью дорожного движения следят патрульные полицейские, а не инспекторы отдельной службы», — уточнил собеседник RT в нижней палате парламента.
По его словам, один из высокопоставленных руководителей ГУОБДД России ранее был командирован в Казахстан — ознакомиться с результатами проведённой там похожей реформы.
Факт посещения представителем ГИБДД Казахстана RT подтвердил источник, близкий к руководству МВД. Он утверждает, что с рабочим визитом туда ездил заместитель начальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГУОБДД МВД России Александр Быков. «Правда, насколько мне известно, объединение служб в стране не дало ощутимых результатов, которые можно было бы назвать удачным опытом», — отметил собеседник RT.
В правительстве против существенных нововведений, связанных с работой ГИБДД, не возражают, рассказал источник RT в кабинете министров.
В пресс-службе МВД России RT не стали опровергать ни поездку Александра Быкова в Казахстан, ни рассмотрение ведомством вопроса о ликвидации ГИБДД, однако комментировать ситуацию отказались. «До принятия соответствующих решений по заданным вопросам обсуждение указанной тематики полагаем нецелесообразным», — заявили в ведомстве. В Госавтоинспекции обсуждать с RT реформу также не стали.
«Формально Нилову не продлили контракт по возрасту, — комментирует ситуацию RT первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. — Но может быть, и сыграло в этом свою роль нежелание Нилова руководить ведомством, которое, возможно, будет сливаться с ППС. Возможно, на его место поставят в итоге человека не из этой структуры: едва ли кто-то захочет из кадровых сотрудников возглавить ведомство, которое будут разрушать».
Экс-глава ГИБДД России Владимир Фёдоров полагает, что освобождение Нилова от должности связано, прежде всего, с его возрастом.
«Нилова 100% освободили в связи с возрастом. Ему уже дважды продлевали срок службы, тогда как служат до 60 лет. Ему недавно (23 марта. — RT) исполнилось 62 года. Нужно запускать более молодых», — заявил Фёдоров.
Собеседник RT отметил, что даже если увольнение Нилова связано в том числе с возможной реформой ГИБДД, то тем не менее «нужно приводить кого-то нового».
Разбирают по частям
«Разговоры о расформировании ГАИ ведутся и в верхах, и в низах», — говорит RT заместитель председателя Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Виктор Травин.
Собеседник RT отмечает, что за последнее время власти уже сделали несколько шагов для того, чтобы упразднить ГИБДД, забрав у ведомства ряд функций и полномочий.
«ГИБДД уже отдала многие функции: техосмотр проводят частные фирмы, выдачу водительских удостоверений теперь осуществляет в том числе и МФЦ, администрированием нарушений ПДД, например, правил парковки, в ряде городов занимаются местные власти, — рассказывает Травин. — Оформлением ДТП без пострадавших ГИБДД тоже не будет скоро заниматься».
Но при этом, по словам Травина, «людей у них всё равно не хватает из-за сокращения штата».
«Будет много ошибок»
Среди опрошенных RT экспертов и законодателей были и те, кто раскритиковал идею упразднения ведомства. Депутат Вячеслав Лысаков отмечает, что передача полномочий ведомства другой структуре или его упразднение могут спровоцировать рост числа жертв дорожных инцидентов.
«Передача функций ГИБДД по администрированию разных нарушений ПДД, в том числе и тех, которые фиксируются в автоматическом режиме, местным властям приведёт к банальному сбору регионами штрафов с водителей, — заявил RT Лысаков. — Если вообще упразднить ГИБДД, то мы лишимся силового пресечения нарушений — никто не будет ловить и задерживать лихачей вроде Мары Багдасарян. К тому же есть печальный опыт Украины, где после упразднения службы на дорогах начался хаос. В итоге такое решение может привести к росту погибших в ДТП на российских дорогах».
Депутат считает, что вместо ликвидации Госавтоинспекции её следует вывести из структуры МВД, создав обособленное ведомство, подчиняющееся напрямую президенту или премьеру.
Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов уверен, что обычные полицейские не знают нюансов работы инспекторов ДПС.
«Разделение полиции и ГИБДД нужно, поскольку это два не пересекающихся поля деятельности, разные специфические навыки и знания с точки зрения работы в полевых условиях, разное образование и отдельная судебная практика, — комментирует ситуацию RT Шкуматов. — Если слияние произойдёт, будет много ошибок со стороны сотрудников полиции. ГИБДД нужно не ликвидировать, а модернизировать и наделить некоторыми полномочиями, которых у неё сегодня нет. Например, у ведомства нет нормальных инструментов воздействия на владельцев дорог, которые не содержат их в надлежащем состоянии».
Ликвидация на словах
Вопрос о необходимости ликвидации ГИБДД или её кардинального реформирования поднимался и ранее. Так, расформировать ведомство и передать контроль над безопасностью дорожного движения специально созданной федеральной службе в 2009 году предлагал занимавший на тот момент должность председателя комитета Госдумы РФ по транспорту Сергей Шишкарёв. «Сейчас безопасность дорожного движения обеспечивают шесть министерств: МВД, Минтранс, МЧС, Минздравсоцразвития, Минобрнауки и Минрегион, — пояснял тогда парламентарий. — Но, несмотря на шесть нянек, дитя без глазу. Я не вижу, что ситуация на дорогах меняется: пробки, нарушения скоростного режима, взятки».
В 2010 году Институт современного развития, попечительский совет которого возглавлял президент России Дмитрий Медведев, предложил расформировать МВД, а функции ликвидируемого при этом ГАИ поделить между федеральными и региональными полицейскими структурами и гражданской службой дорожного движения.
В 2013 году президент России Владимир Путин, отвечая в ходе ежегодной пресс-конференции на вопросы журналистов о возможной ликвидации ведомства по примеру других стран, отметил, что ему известны все изъяны в работе ГИБДД, но упразднять ведомство пока не стоит.
«Ликвидировать специальную службу, которая занимается наведением порядка на дорогах, в условиях, когда на дорогах гибнут по 30 тысяч человек в год, нецелесообразно», — заявил тогда глава государства. По словам президента, «не нужно идти по пути чисто технического копирования того, что происходит в других странах. Нужно знать, что происходит в других странах, анализировать ситуацию, выявлять самые лучшие практики и внедрять их у нас».
Мировой опыт
Во многих странах не существует отдельной службы, которая ловит нарушителей ПДД, оформляет ДТП и выполняет прочие функции, которые в России сегодня возложены на Госавтоинспекцию. Например, такого обособленного ведомства нет в США, Малайзии, ряде европейских стран.
В соседних с Россией государствах за порядком на автомагистралях также следят патрульные, а не гаишники. Например, так контролируется дорожная безопасность в Грузии. После масштабной реформы правоохранительной системы в 2004 году грузинским властям удалось добиться резкого снижения коррупции, в том числе и на дорогах. Но смертность в ДТП в стране последние годы растёт.
На Украине, как и в Грузии, с лета 2015 года следить за нарушителями ПДД стала патрульная полиция, а Госавтоинспекция была ликвидирована. В итоге нововведение не лучшим образом сказалось на дорожной обстановке.
Так, летом 2016 года МВД Украины заявило о росте числа ДТП в стране. В ведомстве отмечали, что причина заключается в психологии водителей. Узнав, что больше не будет гаишников, многие автовладельцы расслабились и позволяют себе нарушать — так комментировали ситуацию украинские чиновники.
Казахстан оказался пока единственным из государств СНГ, где такая реформа принесла хоть какие-то результаты. От дорожной полиции в стране отказались в конце 2013 года. Бывшие автоинспекторы вошли в состав управлений административной полиции и стали универсальными полицейскими. С этого момента смертность на дорогах начала снижаться, пусть и не коренным образом. Если в 2013 году число погибших в ДТП резко росло и составляло 3 тыс. человек, то уже к 2014-му сократилось до 2,5 тыс., а в 2015-м — до 2,3 тыс. человек.
pravdoryb.info