Ход строительства трассы м11 – Платная автомагистраль М11 Москва — Санкт-Петербург: хроника строительства

участок от Мясного Бора до Санкт-Петербурга, 13 октября 2018 года

Профессиональная фотосъемка объектов инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, искусственные сооружения, линии электропередачи, газопроводы. Съемка с воздуха. Телефон: +79210258768.

По многочисленным просьбам нетелезрителей возвращаюсь к рассказам о ходе строительства автомагистрали М11. Фактически, осталось построить два участка. Про первый, в Московской и Тверской областях, я не так давно рассказывал. А вот со вторым сложнее. Туда так просто не попасть. Местных дорог там нет, это болота Мясного Бора, поэтому любую съемку приходится согласовывать. Если всё пойдет по плану, то о ходе строительства на участке от Мясного Бора до дороги Луга — Любань я буду рассказывать каждые две недели. Дальше, как получится. Но дальше вы и без меня справитесь, там все участки на виду.

1. Из 669 км платной автомагистрали М11 сейчас введено в эксплуатацию 412 км (61%). В этом году планируют ввести участок протяженностью 52 км в обход Завидово и Спас-Заулка в Тверской и Московской областях. Но нас, как жителей Новгородской области, больше интересует участок от Мясного Бора до Санкт-Петербурга.

Общие впечатления у меня положительные. О неоткрытии участка в этом году было известно ещё с момента начала строительства Крымского моста, поэтому здесь никаких сюрпризов нет.

А вот темпы строительства последних двух недель стали сюрпризом. Местами складывается впечатление, что участок Мясного Бора до Тосненской объездной хотят открыть уже в этом году. Правда, там съезжать некуда. На участке от Мясного Бора до Санкт-Петербурга будет всего два промежуточных съезда: первый на пересечении с «Южным полукольцом» А120, а второй в районе Славянки с выездом на Софийскую и в Колпино.

Ещё я вдруг осознал дикое однообразие этого участка. Пока строят, это не так бросается в глаза: то тут, то там торчат разного рода путепроводы и мосты. Но они исчезают после того, как их закрывает тело автомагистрали. На участке ещё есть особенность — все они низкие, нет ни одного высокого.

Какое-то разнообразие появляется на подъезде к Санкт-Петербургу. Сначала мост через Ижору (самый большой на этом участке), потом путепроводы над железнодорожным Витебским ходом, потом над Витебским проспектом, потом тоннель под железнодорожным Варшавским ходом, а потом снова плоско и неинтересного до самого выхода на КАД. А там, у выхода, главное разочарование — выезд к аэропорту «Пулково» не строят. С учетом особенностей выхода на КАД, расстояние до аэропорта увеличивается на 15 км, а время в пути перестает быть прогнозируемым.

2. Путепровод на пересечении с железной дорогой Чудово — Великий Новгород.

Строящийся участок автомагистрали М11 начинается в районе деревни Мясной Бор Новгородской области. Пункт взимания платежей и путепровод для выезда на М10 «Россия», которые были введены в эксплуатацию в июне этого года, также относятся к объектам строящегося 7 этапа М11, где генеральным подрядчиком является итало-турецкий концерн ICA («Ичташ Асталди»).

Их ввели в эксплуатацию раньше других объектов, так как без них нельзя бы было выехать на уже действующий 6 этап.

Сейчас в районе развязки в Мясном Бору ведётся строительство двух путепроводов, расположенных на основном ходу в теле автомагистрали. Первый — на пересечении с автодорогой М10 «Россия» и второй, что на фото, на пересечении с железной дорогой Чудово — Великий Новгород.

Пункт взимания платы находится на 547 км, а путепроводы на 547 и 548 км.

3. Путепровод на пересечении с железной дорогой Чудово — Великий Новгород.

Стальные элементы пролетов изготавливаются на заводах и на стройплощадку доставляются автотранспортом. Далее на сборочных стапелях — специальных строительных лесах, расположенных рядом с готовыми опорами моста, — проводится укрупнительная сборка: блоки весом по 10-11 тонн соединяют между собой в секции. Затем их поднимают кранами и устанавливают на вспомогательные опоры в положение близкое к проектному.

После того как пролетные строения будут окончательно собраны и установлены в проектное положение на основные опоры, можно будет приступать к работам по бетонированию плиты проезжей части. На соседнем путепроводе бетонирование плиты практически завершено.

Плиту проезжей части нужно будет отполировать, обустроить гидроизоляцию. Потом можно будет приступать к работам по установке ограждений, опор освещения, покраске, укреплению откосов и асфальтированию. На эти работы может уйти от 4 до 8 месяцев.

4. 548 км, вид в сторону Санкт-Петербурга

От Мясного Бора и до пересечения с дорогой Ушаки — Тарасово (район Тосненской объездной) на будущей автомагистрали уложено два слоя асфальтового покрытия. На большом количестве участков уложен третий слой из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА).

Нет асфальта только в районе строительства искусственных сооружений. В таких местах движение строительной техники осуществляется по временной дороге.

5. Зверопроход на 549 км. В этом месте автомагистраль по касательной проходит по месту, называемому «Долиной смерти».

Долина Смерти — место к северо-западу от деревни Мясной Бор Новгородской области. Обнаружить его можно по остаткам узкоколейной железной дороги военного времени. Во время Великой Отечественной войны здесь, на относительно небольшом по площади участке, погибли десятки тысяч советских, немецких и испанских солдат. В настоящее время местность вокруг сильно заболочена и дорога к Долине Смерти затруднена.

Стоит напомнить, что ещё до начала строительства тут велись поисковые работы и разминирование. На первых публикация из этого места хорошо видны белые нити, используемые при разминировании.

Снаряды из-за топкого грунта частенько не взрывались — головная боль пиротехников с обеих сторон. Вообще, опытный пиротехник по разрыву снаряда определял калибр и тип боеприпаса. Дорог практически не было, только построенные с неимоверным трудом гати.

Из воспоминаний Б.К Павлова.

На участке от Мясного Бора до пересечения с автодорогой А120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо», где будет расположен следующий выезд с пунктом взимания платежей, сейчас строится около 30 небольших мостов и путепроводов. Путепровод на фото выше предназначен для пропуска диких животных.

Разные путепроводы сейчас на разной стадии строительства, и пока ни один не введён в эксплуатацию. Несколько путепроводов практически готовы, и рабочее движение по ним можно будет открыть в течение месяца.

6. Мост через реку Полисть, 552 км.

Следующее искусственное сооружение — мост через реку Полисть на 552 км автомагистрали, как и большая часть мостов, строится из сборно-монолитных железобетонных пролетных строений. Балки пролетных строений на этом мосту уже установлены, сейчас ведутся работы по обустройству монолитной плиты проезжей части.

7. 552 км, вид в сторону Санкт-Петербурга.

На всём протяжении ведутся работы по обустройству коммуникаций. Линии связи и электрические кабели располагаются по оси автомагистрали и будут использоваться для освещения и системы автоматического управления дорожным движением (АСУДД).

8. 552 км, вид в сторону Санкт-Петербурга.

Многие жалуются, что автомагистраль М11 скучна и однообразна, при движении глазу не за что зацепиться. Строящийся участок на фоне уже открытых выглядит ещё более скучным: здесь практически нет кривых, все мосты и путепроводы низкие, нет оврагов и холмов. Поверхность участка характеризуется плоским, местами слабоволнистым рельефом с общим уклоном на север. В пределах проектируемого участка преобладают болотно-подзолистые и болотные почвы.

9. 553 км, вид в сторону Санкт-Петербурга. На некоторых участках уже установлены отбойные ограждения. Ещё две недели назад таких участков почти не было.

10. Мост через реку Глушица на 558 км. Двухпролетный из сборно-монолитных железобетонных пролетных строений. Опоры моста уже готовы к покраске, а бетонная плита набирает марочную прочность.

11. Важной частью работ является планировка откосов и благоустройство в полосе отвода. Откосы укрепляют, засыпая плодородным грунтом, после чего производят гидропосев травы. Специальную эмульсию, в составе которой семена, удобрения, вода и краситель, распыляют с помощью брандспойта, стационарно установленного на специальном автомобиле.

12. 559 км, вид в сторону Санкт-Петербурга

13. Зверопроход на 562 км.

Путепровод над проходом для диких животных на 562 км практически готов, вероятно, он будет первым, по которому откроют рабочее движение. На нём уже завершены работы по покраске и ведётся укрепление откосов.

14. Зверопроход на 572 км

Водители и пассажиры ничего не будут знать о существовании подобных путепроводов и мостов. Если мосты над реками отмечают знаками, то такие искусственные сооружения никак не выделяются. Только опытный водитель может выделить их по изменению внешнего вида отбойного ограждения.

15. Пересечение с ЛЭП 750 кВ.

Первое место, которое будет бросаться в глаза при поездке по участку автомагистрали, это пересечение с ЛЭП 750 кВ Ленинградская — Калининская АЭС.

16. Зверопроход на 564 км.

Трехпролетный путепровод из сборно-монолитных железобетонных пролетных строений. Здесь, как и на многих других путепроводах, совмещен проезд лесозаготовительной техники и проход диких животных.

Сейчас, пользуясь случаем, вдоль автомагистрали ведут активную рубку леса. Раньше попасть в этот заболоченный район было крайне затруднительно, но после ввода автомагистрали в эксплуатацию временные рабочие дороги будут разобраны, а доступа в лес снова не будет.

Функция путепровода как проезда для лесозаготовительной техники будет востребована не сильно.

17. Зверопроход на 565 км.

Стоит отметить, что на строящемся участке в работах принимает участие большое количество жителей Новгородской области. На других участках их почти не было.

18. Временная система для отвода воды с полотна проезжей части используется для защиты откосов, которые пока ещё не укреплены корневой системой травы. После того как трава окрепнет, а по краю проезжей части будет окончательно смонтирован дренаж, временные трубы уберут.

19. Зверопроход на 568 км. Ещё один кандидат на запуск рабочего движения.

20. Болото Гажьи Сопки.

Один из самых интересных и красивых участков автомагистрали. Очень жаль, что в этом районе не планируется построить площадок для отдыха. Отличное место для походов за клюквой и морошкой, наблюдением за перелетными птицами и просто созерцания.

21. Автомагистраль проходит по западному краю болота. Здесь пришлось проводить работы по выторфовке, глубина которой составляла до 7-8 метров. Торф вынимался, а на его место засыпали песок.

22. Сейчас в этом районе царит небольшой хаос, связанный со строительством дополнительных дренажных каналов в откосах насыпи автомагистрали. Дополнительные дренажные каналы будут препятствовать прямому попаданию воды с дороги в болото.

23. Мост через реку Кересть.

Мост через Кересть знаменует начало Ленинградской области. Мост совмещён с технологическим разворотом. На карте 1917 года в этом районе отмечены деревни Сенная Кересть (33 двора), Коэлякова и Ольховка (32 двора). Сейчас от деревень остались только урочища.

24. Мост через Кересть тоже небольшой: всего три пролета.

25. Река Кересть.

26. Вязка арматуры. Иногда просят сфотографировать. Не вопрос.

27. 575 км, путепровод над проездом технологического разворота.

Первый же путепровод в Ленинградской области сильно отличается от того, что строили на остальных участках М11. Здесь проектом предусмотрено устройство армогрунтовой подпорной стены. Обе стены собрали менее чем за две недели.

Новгородская область закончилась, и дальше только самые важные искусственные сооружения. Рассказать обо всех в рамках одного фоторепортажа просто невозможно.

28. На некоторых участках ведётся укладка третьего слоя из щебеночно-мастичного асфальтобетона.

29. Здесь помимо асфальтоукладчиков и катков задействовано два фидера. Задача фидеров — перемешать асфальт для достижения температурной равномерности и при необходимости немного подогореть до достижения нормативной температуры. Фидер используется как промежуточный элемент между самосвалом и асфальтоукладчиком.

30. Укладка асфальта на М11.

31. Когда катков больше трех, действо начинает походить на танец.

32. Здесь работали две группы катков. Три сразу за асфальтоукладчиками, пять занимались финишным уплотнением и ещё один кромками.

33. То случай, когда даже широкого асфальтоукладчика недостаточно.

34. Мост через реку Равань, 589 км.

35. В полосе отвода уже растёт трава. Думаю что такие работы будут проводится как и на шестом этапе, в том числе после запуска движения.

36. При строительстве дорог часто кажется, что работы ведутся крайне пассивно. Это связано с тем, что основная часть работ производится с помощью тяжелой техники. Большое количество людей сконцентрировано только на некоторых объектах и только при определенных работах.

37. Мост через реку Хутань, 590 км. Один из самых низких мостов на всей М11.

38. Пересечение с дорогой Луга — Любань.

На пересечении с дорогой Луга — Любань изначально предполагалось построить развязку с пунктом взимания платежей. Под неё вырубили лес, но работы отложили на более поздний срок. М11 введут в эксплуатацию без этой развязки. Таким образом, расстояние между развязками в Мясном Бору и на А120 составит рекордные 102 км.

Дорога Луга — Любань грунтовая. В определенные сезоны она используется при поездках из Санкт-Петербурга в Тёсово-Нетыльский.

39. Мост через реку Тигода. Ровно 600 км от Москвы.

40. Ближе к Тосно автомагистраль М11 выглядит так.

41. Мост через реку Сунья, 615 км. Чем ближе к Санкт-Петербургу, тем ниже готовность искусственных сооружений.

42. Технологический разворот на 618 км.

43. Мост через реку Суватель на 624 км.

44. Мост через реку Ушачка на 625 км.

45. Первый участок без асфальта начинается в районе Тосненской объездной. Две недели назад здесь можно было сделать отличные фотографии с высокой кучи грунта. Но сейчас её разобрали строители, которые активно ведут земляные работы.

46. Мост через реку Тосна.

47. В районе Тосненской объездной, вид в сторону Санкт-Петербурга.

48. Обычно в отсыпке полотна задействуют один бульдозер или грейдер и один грунтовый каток. Самосвалы приезжают и уезжают, быстро понять их количество невозможно.

49. Тут же ведётся разработка грунта. Задействовано четыре экскаватора и один бульдозер.

50. Участков, где требуется провести земляные работы немного, но они есть. Их общая длина не превышает пяти километров.

51. Путепровод на пересечении с дорогой Тосно — Лисино Корпус.

52. Путепровод на пересечении с дорогой Тосно — Еглизи — Поги.

Странные названия? Не стоит забывать, что испокон веков территории Ленинградской области населяли вепсы, карелы, ижора, водь и другие финно-угорские народности. На этой же дороге находится деревня Мыза. В русском языке это термин относится к Петербургскому диалекту и употребляется преимущественно в северной, западной и юго-западной частях Ленинградской области, а также в Псковской и Новгородская областях. Правда, в последней термин получил немного искаженное значение. Связано это с тем, что в Сметанинской мызе под Великим Новгородом находится психиатрическая больница. Словом мыза называют отдельно стоящую усадьбу с хозяйством или поместье. В латышском языке это муйжа (muiža), в эстонском мыис (mõis), а в финском мойсио (moisio).

53. Путепровод на пересечении с дорогой А120 «Южное полукольцо».

54. Пункт взимания платы на 648 км. Здесь будет выезд на А120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо».

55. Съезд с автомагистрали к пункту взимания платы на 648 км.

56. Путепровод на пересечении с железной дорогой Мга — Гатчина.

Три искусственных сооружения вызывают беспокойство. Первый — этот путепровод. На нём до сих пор не смонтированы балки пролетных строений. Два других — мост через Ижору, где проводятся археологические исследования, и пункт взимания платежей на основном выезде на кольцевую дорогу Санкт-Петербурга (679 км).

57. Мост через Ижору.

С северной стороны этого моста ведутся археологические исследования, а путепроводы на дорогах Ям-Ижора — Войскорово и Ям-Ижора — Фёдоровское только начали строить. Там ёще даже опор нет.

58. Путепровод над железной дорогой Санкт-Петербург — Пушкин и далее на Витебск (Витебский ход).

59. Путепровод на пересечении с Витебским проспектом, 676 км.

Еще в августе 2017 года здесь завершили работы по монтажу железобетонных балок пролетного строения. Длина путепровода — 86 метров.

54 железобетонные балки пролетного строения длиной 24 метра или 33 метра монтировались поэтапно. На период монтажа балок центрального пролета путепровода вводилось временное ограничение движения автомобильного транспорта по Витебскому проспекту от Петербургского шоссе до Пушкинской улицы. В этот период строители монтировали над проезжей частью Витебского проспекта 33-метровые балки — по 3 балки за ночь.

mikhail.krivyy.com

Трассу М-11 достроят не ранее второй половины 2019 года

Названы новые вероятные сроки строительства скоростной платной магистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург. По словам представителей компании «Магистраль двух столиц», оператора участка VIII, полностью достроить заключительный отрезок удастся не ранее второй половины 2019 года.

ГиД ранее уже писали, что в настоящее время работы на последнем, восьмом, участке приостановлены из-за проведения археологических раскопок на пути его маршрута в Ленинградской области.

В настоящее время на строительстве участков VII– VIII трудится в общей сложности около 1000 сотрудников (фото: ГК «Автодор»)

Как сообщил 23 октября представитель «Магистрали двух столиц», археологи пока не дают строителям участка VIII возобновить работы в районе моста через р. Ижору. «Даже если необходимый разрешительный документ появится в ближайшее время, большую часть работ в текущем сезоне выполнять уже будет нельзя. Поэтому ввод в эксплуатацию сдвоенного этапа (участки VII–VIII) возможен не ранее второй половины 2019 года», — приводит слова источника «ДорИнфо».

По словам специалистов «Магистрали двух столиц», на месте обнаружения археологического памятника потребуется возвести высокую насыпь — на левом берегу Ижоры. «С точки зрения технологии строительства, это достаточно сложный объект. После того как будет получено разрешение на возобновление строительных работ, только на возведение насыпи потребуется не меньше полугода», — пояснил Александр Лаврентьев, начальник отдела по контролю за организацией работ участка VIII трассы М-11 компании «Магистраль двух столиц».

Он добавил также, что в настоящее время на строительстве участков VII–VIII занято в общей сложности около 1000 сотрудников. Из них 350–400 человек — конкретно на участке VIII.

Стоит отметить, что в настоящее время полностью построены и эксплуатируются в платном режиме четыре участка федеральной автодороги М-11: головной участок — с 15-го по 58-й км — в Московской области (Москва — Солнечногорск, обход г. Химки), с 208-го по 258-й км (обход г. Торжка), с 258-го по 334-й км (обход Вышнего Волочка в Тверской области) и с 334-го по 543-й км (Тверская и Новгородская области).

Также в августе частично — на отрезке с 58-го по 97-й км (обход Солнечногорска и Клина) — было открыто движение на втором участке магистрали 58–149 км, пролегающем по территориям Московской и Тверской областей.

Скоростная магистраль М-11 Москва — Санкт-Петербург общей протяженностью 669 км пройдет по территориям Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей в обход населенных пунктов. Она станет платным дублером существующей федеральной трассы М-10 «Россия».

roads.truckandroad.ru

Платная автомагистраль М11 Москва — Санкт-Петербург. 7-8 этапы, Ленинградская область. 16 июля 2016 года

Профессиональная фотосъемка объектов инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, искусственные сооружения, линии электропередачи, газопроводы. Съемка с воздуха. Телефон: +79210258768.

На прошлых выходных, по дороге из Санкт-Петербурга, немного поснимал строительство М11. Всего три места: на пересечении с Ям-Ижорским шоссе (Пушкин — Автодорога М10 «Россия»), на пересечении c дорогой на ЛПДС «Красный Бор» и на пересечении с автодорогой Ушаки — Новолисино. Прогресс везде примерно одинаковый — построены объездные дороги, ведутся грунтовые работы и отсыпают М11 песком, местами уже есть асфальт, искусственные сооружения строить не начинали.

1. Ям-Ижорское шоссе, вид в сторону М10 и Москвы. Временный объезд уже построен, скоро движение переведут на него. После этого основной ход Ям-Ижорского шоссе закроют и приступят к строительству путепровода над автомагистралью М11.

2. Карта для тех, кто не очень хорошо знаком с южными пригородами Санкт-Петербурга.

3. Ям-Ижорское шоссе. Вид в сторону Пушкина и Санкт-Петербурга. Тут пришлось перенести несколько опор ЛЭП.

4. Пересечение с автодорогой на ЛПДС «Красный Бор». Вид в сторону М10 и Москвы.

5. Пересечение с автодорогой на ЛПДС «Красный Бор». Вид в сторону Санкт-Петербурга.

6. Пересечение с автодорогой на ЛПДС «Красный Бор». Вид в сторону Москвы.

7. В этом месте автомагистраль М11 пройдет по путепроводу над существующей автодорогой.

8. Пересечение с автодорогой Ушаки — Новолисино. Вид в сторону Москвы. Здесь движение уже переведено на временный объезд.

9. Пересечение с автодорогой Ушаки — Новолисино. Вид в сторону Санкт-Петербурга.

10. Пересечение с автодорогой Ушаки — Новолисино. Вид в сторону Москвы.

11. Пересечение с автодорогой Ушаки — Новолисино. Начали укладку асфальта.

Ссылки по теме

mikhail.krivyy.com

6 этап, два месяца до открытия

Профессиональная фотосъемка объектов инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, искусственные сооружения, линии электропередачи, газопроводы. Съемка с воздуха. Телефон: +79210258768.

До открытия шестого этапа платной автомагистрали остались считанные недели. Предполагается, что дорогу запустят в эксплуатацию уже в мае этого года, но точная дата открытия пока неизвестна. Зато известно, что 6 этап будут открывать целиком, сразу со всеми съездами и развязками.

Большая часть автомагистрали на участке от Окуловской развязки (443 км) до Мясного Бора (547 км) выглядит практически готовой. В целом на дороге не хватает только разметки, местами по оси автомагистрали не уложено асфальтовое покрытие и не смонтированы отбойные ограждения. Тем не менее, отдельные очаги низкой готовности всё ещё есть. Именно их мы и покажем в рамках этого фоторепортажа.

1. Просматривая фотографии, помните, если бы я объективно показывал состояние всего участка, то большая часть фотографий выглядела бы как именно так.

2. На развязке в районе пересечения с автодорогой Новоселицы — Папоротно основной ход автомагистрали практически полностью готов. Уложен асфальт, установлены консоли со знаками, смонтировано отбойное ограждение. Сейчас ведутся работы по съездам и на пункте взимания платежей.

3. При движении из Санкт-Петербурга по небольшой серии «горок» в районе 514 км можно понять, что дорога выходит к руслу реки Мста. Лес здесь сосновый, сухой, на песчаном основании. В этом же районе расположено большее количество карьеров, песок с которых поставляли на строительство автомагистрали.

4. На участке ХМДС («Ханты-Мансийскдорстрой», подразделение ДСК «Автобан», субподрядчик) практически всё готово. Рабочие закрывают последние разрывы в отбойном ограждении по оси автомагистрали. Здесь его нет только при подходах к искусственным сооружениям.

5. Вид в сторону Санкт-Петербурга с путепровода над автомагистралью на пересечении с грунтовой дорогой 49Н-0906 Дворищи — Кленино. Путепровод находится на 490 км. Подробнее о нём в конце фоторепортажа.

6. Основная часть автомагистрали огорожена забором от диких животных. Но в районах миграции для них построены специальные «зверопроходы», которые также могут использоваться для пропуска паводковых вод и для проезда лесохозяйственной техники.

7. На 493 км построен девятипролётный мост через реку Хубка. Сама река небольшая, но глубокий овраг и сложные грунты потрепали нервы строителям. На подходах к мосту пришлось укреплять основание дороги с помощью свайных полей.

8. Мост через Мсту станет самым запоминающимся участком всей автомагистрали. Около моста ведётся строительство двух зон отдыха, с одной из которых и сделана эта фотография.

9. Мост обрамляют две глубокие выемки. На правом берегу реки был расположен строительный городок. Сейчас его демонтировали, а площадку рекультивировали.

10. Мста славится бурным течением и в верховьях считается горной рекой. Туда можно поехать на рафтинг.

mikhail.krivyy.com

Уникальный и сложный транспортный объект М-11 – дублер федеральной трассы «Москва – Санкт-Петербург» – полностью откроет движение в ноябре 2018 года.

Возведение скоростной трассы является одним из приоритетных проектов ГК «Автодор», т.к. дорога призвана разгрузить действующую федеральную трассу М-10 «Россия», которая исчерпала свою пропускную способность, и перенаправить транспортные потоки двух столиц в обход крупных населенных пунктов.

Строительство М-11 разбито на восемь этапов, каждый из которых представляет собой самостоятельный проект. При этом последовательность реализации этих проектов определяется ГК «Автодор», исходя из соответствия пропускной способности того или иного участка федеральной трассы М-10 актуальному трафику. В настоящее время открыты два участка М-11: км 58 – км 149 в Солнечногорском и Клинском районах Московской области и участок км 258 – км 334 вокруг Вышнего Волочка.

   

Согласно проекту ГК «Автодор», седьмой и восьмой участки трассы М-11 км 543 – км 684 пройдут по границе Новгородской, Ленинградской областей и территории Петербурга. В черте города автомагистраль пройдет по территории Московского и Пушкинского районов – от дороги Кировск – Гатчина до примыкания к КАД (км 543 – км 646). В Ленобласти – через Тосненский район. На территории Новгородской области – через Новгородский и Чудовский районы.

Расчетная скорость движения по петербургскому участку составит 150 км/ч. Новгородская часть запланирована четырехполосной, на подходах к Петербургу дорога станет шестиполосной за счет двух дополнительных полос в каждую сторону. По ходу магистрали будет возведено 63 искусственных сооружения, в том числе 52 моста и путепровода, и три транспортные развязки.

Согласно комментариям члена правления ГК «Автодор» Игоря Зубарева, на завершающих седьмом и восьмом участках работы ведутся полным ходом, несмотря на отставание от графика, объект будет введен в эксплуатацию в строительный сезон 2018 года. Ранее госкомпания указывала на некоторые сложности в координации работы генподрядчика строительства – итало-турецкой компании ICA Cоnstraction, однако вызванные этим отставания уже преодолены. Сложности заключались в задержке по расчетам с субподрядчиками генподрядной организации, которая, в свою очередь, объясняла срыв сроков строительства затягиванием приемки объектов заказчиком. Сейчас строительство объекта возобновлено.


 
Трасса форсирует реку

По словам представителей генподрядчика, самыми сложными сооружениями восьмого участка стали развязка в районе КАД и мост через р. Ижору. Полный комплекс работ по сооружению представленных объектов осуществляет АО «Трест Гидромонтаж».

Развязка на пересечении с кольцевой включает в себя пять путепроводов: два через КАД, два через железнодорожные пути и один через Пулковское шоссе. Съезды должны пересечь сеть инженерных коммуникаций, включая магистральный газопровод и два пути Октябрьской железной дороги Варшавского направления.

Переправа через р. Ижору протяженностью 541 м и шириной почти 30 м представляет собой сложное инженерное сооружение даже для опытных мостостроителей. Дело в том, что в месте строительства автобана Ижора имеет «мигрирующее» русло, которое смещается на несколько метров от сезона к сезону. Высота берега обусловила применение десятиметровых опор. Переправа трижды пересекает извилистую реку в условиях сложного рельефа местности. Все это в совокупности усложнило пробивку петербургского участка трассы.

«Строительство данного участка идет в соответствии с графиком, – сообщил представитель ГК «Автодор». – Кроме того, сложные гидрогеологические и климатические условия обусловили применение при строительстве участков М-11 различных инновационных решений и технологий, а именно, были апробированы различные инновационные методы стабилизации и укрепления грунтов земляного полотна.


 
В частности, метод глубинного смешивания, метод импульсного уплотнения, технология устройства безоболочных свай из песка, щебня, цементогрунта по технологии виброзамещения, усиление оснований насыпи по буровзрывной технологии. В процессе эксплуатации в условиях интенсивного грузонапряженного движения предусмотрен мониторинг состояния конструкции и слоев дорожной одежды для оценки состояния дороги и определения межремонтных сроков».

В настоящее время на 70% выполнены работы по монтажу металлоконструкций пролетного строения моста через р. Ижору, а в пролетах 7-11 и 7-12 на 100%. На 80% закончено сооружение стоек опор. И, наконец, на 90% завершены работы по устройству фундаментов опор – свайных оснований и ростверков опор. На съезде №3 металлоконструкции смонтированы в 100%-ном объеме, ведется работа по устройству плиты проезжей части. Предстоит закончить работы по устройству ростверков опоры 2 моста через р. Ижору, по устройству стоек опор 1 и 2 этого же моста, а также работы по устройству тел опор путепроводов Войскорово — Федоровское.

«Работы на этапе не приостанавливались ни на один день, менялась только их интенсивность, поскольку необходимо было любой ценой поддержать ту высокую репутацию, которой пользуются специалисты Треста Гидромонтаж среди коллег» — отметил заместитель директора Обособленного подразделения по строительству объектов в Северо-Западном регионе АО «Трест Гидромонтаж» Дмитрий Мясоед.


www.trust-hydro.com

Строительство М11: второй этап, сентябрь 2017

Профессиональная фотосъемка объектов инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, искусственные сооружения, линии электропередачи, газопроводы. Съемка с воздуха. Телефон: +79210258768.

Продолжаем обзор этапов строительства М11. Всего их 8: первый построили, второй строят, третий отложили, четвертый строят, пятый построили, шестой, седьмой и восьмой строят. В этот раз показываю последний из строящихся этапов — второй. Начинается он в районе пункта взимания платежей на пересечении пускового (первого) этапа М11 и М10 «Россия».

1. Уширение по центру и есть место для продолжения автомагистрали в сторону Санкт-Петербург.

2. Вид в обратную сторону, работы только начались. Дальше М10. Налево — Москва, направо — пробка в Солнечногорске. К работам по путепроводу на пересечении М10 и М11 ещё не приступали.

Мне порекомендовали поснимать в районе пруда за М10, но я не сразу сообразил с какого места там заезд, а потом уже и времени не было возвращаться.

3. Путепровод через главный ход Октябрьской железной дороги. Ведется подготовка к бурению под первую сваю.

4. Вид на насыпь у будущего путепровода через главный ход. Недалеко от этого места ведётся строительство путепровода на ЦКАД, там железнодорожники дают окна по 20 минут. Здесь скорее всего будет то же самое. На главном ходу эксплуатируются «Сапсаны», которые проходят это место на скорости 200 км/ч.

5. Чуть дальше и вид в обратную сторону. Справа от строящейся автомагистрали проходит Обуховское шоссе. Вдоль него автомагистраль на разных участках в разной степени готовности. Есть участки с асфальтом, но их не много. А есть участки, где к работам вообще не приступали. И их тоже не много.

6. Ну вот как-то так это выглядит.

7. Строительство путепровода на дороге 46К-0150 Покровка — Замятино. Так и не понял, по какой причине на путепроводе столько пролетов. Больше половины путепровода находится в лесу западнее автомагистрали.

8. Вид в обратную сторону. По самой автомагистрали удалось проехать только ближе к Тверской области, остальная её часть непроходима. Постоянно приходилось выезжать на М10 «Россия» и наматывать там километры ради разворотов. Удобнее было бы снимать при движении в сторону Москвы.

9. Вид в сторону Москвы с пересечения с дорогой 46К-0170 посёлок Чайковского — Кузнецово.

10. Развязка на пересечении с А108. Эту дорогу до сих пор называют «Большим бетонном кольцом», хотя бетонных плит там уже давно нет. Эту дорогу в скором будущем планируют продублировать вторым пусковым комплексом ЦКАД.

То что на М11 называют этапами, на ЦКАД называют пусковыми комплексами. У ЦКАД пять пусковых комплексов, три из которых, первый, третий и пятый, сейчас строятся. Они у меня тоже отсняты. Правда не уверен в целесообразности публикации фотографий, им уже больше месяца. Я немного слежу за строительством ЦКАД, и там много изменений за последний месяц.

11. Завидово. Коровы и церковь Успения Пресвятой Богородицы. В этом месте автомагистраль в максимальной степени готовности.

12. Асфальт уложен в два слоя. Ведутся работы по обустройству откосов насыпи, фундаментам опор освещения, коммуникациям, дренажным каналам и т.п.

13. Хорошо видно, что все искусственные сооружения строятся за запасом под расширение проезжей части. Судя по всему, расширить можно будет с четырех до шести полос.

14. Уже трава всходит.

15. Такой участок продолжается примерно от Решетниково до моста через реку Шоша. М11 пересекает «Московское море» в одном их самых узких мест.

16. Строительство моста через реку Шоша. Технологическая насыпь на правом берегу.

17. Металлоконструкции почему-то привезли неокрашенные. На стапеле ведётся монтаж пролетных строений. Их будут надвигать с левого берега на правый.

18. Мост через Шошу — одно из самых приметных сооружений на втором этапе М11.

19. Это уже Тверская область, где-то между Редкино и Радченко. Я туда выбрался по лесной дороге, которая, скорее всего, проложена по насыпи бывшей узкоколейки. Радченко — бывший посёлок торфоразработчиков, а М11 тут проходит по торфяным картам. В этом месте много болотистых участков в низкой степени готовности.

20. Строительство путепровода на пересечении с дорогой 28Н-0770 Стариково — Редкино — Городня. На втором этапе крайние опоры путепроводов отличаются от остальных этапов. Скорее всего, это связано с перспективой расширения до шести полос.

21. Участок между Редкино и Межево местами в асфальте.

22. Строительство путепровода на пересечении с дорогой 28Н-0775 Кошелево — Межево. Он будет в теле автомагистрали.

Практически сразу за этим путепроводом второй этап М11 выходит на М10 «Россия», где и заканчивается. Там я останавливаться не стал, снимать особо нечего. Да и очень хотелось успеть на четвёртый этап к закату. Как видите, по второму этапу готовность на разных участках разная и предстоит еще большой объем работ. Я уверен практически на 100%, что к весне 2018 года этот этап не откроют. Здесь готовность ниже, чем на 7 и 8 этапах, которые перенесли на весну 2019 года.

Привязка фотографий к местности

mikhail.krivyy.com

7 и 8 этапы, 29 сентября 2017 года

Профессиональная фотосъемка объектов инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, искусственные сооружения, линии электропередачи, газопроводы. Съемка с воздуха. Телефон: +79210258768.

Не уверен, что такой формат приживется, но всё же попробую. В этот раз я записал на диктофон каждое изменение состояния 7 и 8 этапов автомагистрали М11. Получилось очень много и очень подробно. В целом, асфальт на 70-80% автомагистрали уложен в два слоя, а искусственные сооружения находятся в низкой степени готовности.

1.

Далее подробно…очень подробно, 62 фотографии. От Мясного Бора к Санкт-Петербургу.

2.

548 км: Водопропускное сооружение, сваи забиты, оголовки срезаны.

545 км: Начинается заасфальтированный участок. Асфальт в два слоя в обоих направлениях. Видно, что уложен давно.

3.

551.7 км: Мост через реку Полисть. Асфальт заканчивается перед мостом, тут должны сооружать насыпь. Со стороны Санкт-Петербурга насыпь практически отсыпана, со стороны Москвы выведена в один уровень с дорогой. Сам мост на стадии бетонирования опор, видно, что работы приостановлены.

4.

552.2 км: Сразу за мостом начинается асфальт. Уложен в два слоя.

5.

553.3 км: Асфальт заканчивается, устанавливается водопропускная труба. Дальше уложен ППС (песчано-подстилающий слой), примерно на половину торчат кабельные колодцы. Судя по высоте колодцев, предстоит ещё выводить метр насыпи. Также видно, что работы давно не ведутся.

6.

554 км: Свежеуложенный ППС (песчано-подстилающий слой), видно что недавно работали.

554.3 км: Отсыпают ППС, но не очень активно. Работает несколько самосвалов. Грейдеров, бульдозеров и грунтовых катков не наблюдается.

7.

554.7 км: Выторфовка. Вода стоит, к сооружению насыпи не приступали.

555.2 км: Начинается участок с ППС. Минимальный слой, практически под водой и так до моста через Глушицу.

8.

555.7 км: Мост через Глушицу практически не изменился. Похоже, что строительство этого моста тоже заморожено.

556.2 км: Снова асфальтовое покрытие в два слоя.

9.

558.3 км: Путепровод над проходом для диких животных. Субподрядчик — «Мостогрядня». Асфальтированный участок у моста заканчивается. Путепровод типовой, балки установлены, бетонирование пролетных строений не выполнено.

10.

558.5 км: Сразу после путепровода снова начинается асфальт. В отличие от участков «Трансстроймеханизации» тут не выпускают на асфальт, все пользуются рабочей дорогой.

11.

560.8 км: Типовой путепровод над проходом для диких животных. Ведется бетонирование откосов. Пролётные строения установлены, бетонная плита залита, с двух сторон подходит насыпь с асфальтом.

12.

Немного по другому на 7 и 8 этапах устроили защиту от проливных дождей этого года. Сделали всё просто — на обочине отсыпали плодородного слоя выше асфальта. Для отвода воды уложили красные полиэтиленовые трубы. Тут стоит упомянуть, что рекордные ливни этого лета размыли полтора десятка региональных дорог и сильно повредили откосы на М11.

562.9 км: В районе ЛЭП 750 кВ из-за водопропускной трубы пропущен небольшой участок, всё остальное в асфальте.

13.

563.9 км: Путепровод над проходом для диких животных и проездом лесозаготовительной техники. Субподрядчики — «Дорукстрой» и ООО «Макро». Опоры готовы, строители готовятся к установке балок, они лежат рядом. Работы ведутся. Путепровод не типовой, три пролета, четыре опоры.

14.

Слышны крики хищных птиц. Но того рая, который здесь был для птичников уже нет. Самый рай здесь был, когда вырубили просеку и она весной заливалась водой. Тут был зоопарк — обилие самых разных птиц в больших количествах. Сейчас тут везде асфальт и птиц стало сильно меньше.

15.

565.1 км: Путепровод над проходом для диких животных. Асфальт опять заканчивается у путепровода. Насыпи с двух сторон подняты, ведется бетонирование опор. Субподрядчики — «Дорукстрой» и ООО «Макро».

565.4 км: Снова асфальт в два слоя. Верхний слой совсем свежий.

16.

Сегодня пятница, людей практически нет. В районе одного путепровода работало несколько человек, даже самосвалов нет на служебной дороге.

17.

567.0 км: Асфальт заканчивается и начинается болото. Его даже еще не выторфовали. Воды очень много, видимо оставили участок на зиму.

18.

568.0 км: Болото «Гажьи сопки». Асфальта нет, насыпь отсыпана не целиком. Видно, что работы тут давно не ведутся.

19.

568.0 км: Болото «Гажьи сопки».

20.

570.1 км: Сразу за болотом снова начинается асфальт в два слоя.

21.

572.1 км: Асфальт заканчивается в том месте, где должна начинаться насыпь к мосту через реку Кересть. В этом месте проходит граница Ленинградской и Новгородской областей. Сам мост еще не начинали, только шпунт забили.

22.

Как началась Ленинградская область, сразу начался участок активной работы. Асфальт уложен, работают какие-то комиссии, большое количество разнообразной техники. В основном, выравнивают откосы насыпи. Что-то пересчитывают, делают вырубки асфальта. В этом месте самый большой прогресс. Прошлый раз я тут были зимой, и ничего не было. Только просека и рабочая дорога.

574.4 км: Всё опять заканчивается у искусственного сооружения. Асфальт выведен к насыпи, потом оставлен кусок метров 300-400 и потом уже на км 574.9 начинается сам путепровод. Дальше ведутся работы по насыпи, работают самосвалы, грейдер, грунтовый каток. Насыпь отсыпана с переменным успехом. Где-то ниже уровня земли, где-то выведена под путепровод.

576.9 км: Начинается подготовленный под укладку участок. Стоят два асфальтоукладчика с рабочими, распределитель асфальта, несколько катков и дальше снова начинается асфальт.

578.3 км: Заканчивается асфальт, опять искусственное сооружение. Срезают оголовки у свай. И дальше снова насыпь.

579.1 км: Небольшое болото, метров 300, насыпь вроде как есть, но она под водой. В этом месте даже рабочая дорога сужается.

579.9 км: Снова асфальт. Рабочую дорогу уже демонтировали.

582.4 км: Асфальт прерывается из-за путепровода.

584.2 км: Готовят дополнительные полосы для съезда к площадкам отдыха. Сами площадки под зоны отдыха пока не обустраивают.

23.

586.6 км: Два асфальтоукладчика, распределитель асфальта и девять катков готовятся к укладке второго слоя асфальта.

24.

588.9 км: Съезд на рабочую дорогу. Но асфальт по основному ходу продолжается.

25.

Пропущен болотистый участок.

26.

589.1 км: Сбоку на рабочей дороге построен серьезный мост через реку Равань, но проезд по нему закрыт. Субподрядчик — ООО «Континент». Работы не ведутся, опоры на полосе в сторону Санкт-Петербурга готовы, в сторону Москвы — не до конца.

589.8 км: Дальше уложен ЩПС (щебеночно-песчаная смесь) метров 300, а потом еще 400 метров ничего нет. Потом мост через реку Хутань. Работы не ведутся.

27.

Стоит отметить отношение к безопасности. Везде предупреждающие знаки, понятно по какой полосе ехать и где какая полоса закрыта. В опасных местах установлены отражающие столбики, в том числе и по оси будущей автомагистрали.

28.

590.9 км: Сразу за мостом через реку Хутань снова начинается асфальт.

Ехать по основному ходу одно удовольствие. То здесь, то там строят площадки под трансформаторные подстанции. Кабельные колодцы по оси в разной стадии готовности. Где-то есть, где-то нет. Прогресс разный.

29.

Наконец-то добираемся до дороги Луга — Любань. Тут на путепроводе готовы четыре опоры и пятая, крайняя, еще не до конца. Но работы ведутся.

30.

597.0 км: Строительство моста, насыпь с двух сторон. Активно ведутся работы по бетонированию опор. Асфальт также с двух сторон.

31.

После дороги Луга — Любань начинается секция 7.2. Не знаю, что это такое. Но видно, что работы ведутся активнее. Даже со стороны леса уже спланированы все откосы. Все готово под посадку травы и выглядит очень красиво.

32.

599.3 км: Асфальт заканчивается. По одной стороне щебень, по другой — песок. В отличии от Новгородской области кабельные колодцы здесь уже установлены, хотя асфальта еще нет. В Новгородской области наоборот.

600.0 км: Мост через реку Тигода. Субподрядчик — ООО «Континент». Тут на информационном щите впервые появляется дата окончания работ — 27 апреля 2018 года. Работы не ведутся. Забиты сваи, да и то не все.

600.2 км: По полосе на Москву асфальт, по полосе на Санкт-Петербург ЩПС, полоса готова под укладку асфальта.

600.7 км: На небольшом участке асфальта еще нет, строители готовятся к укладке водопропускной трубы.

601.5 км: Асфальт заканчивается, начинается небольшое болотце.

602.0 км: Автомагистраль превращается в нечто бесформенное и позже вообще заканчивается. Приходится переезжать на рабочую дорогу. Даже пикетных столбиков нет.

603.7 км: Тут должен быть типовой зверопроход, но еще не забито ни одной сваи. От него начинается небольшой участок в щебне. В целом дальше всё в разнобой. Что-то сделано, что-то не сделано.

607.0 км: Впервые встречается машина для устройства буронабивных свай. До этого даже ни одного копра не было.

607.6 км: Мост через реку. Информационного плаката нет, вообще не понятно что это.

Магистраль в этом месте не вырисовывается, никаких двух полос и основного хода. Рабочая дорога петляет, то слева, то справа, то по центру. Не смотря на это, на участке активно работают. Много людей и много техники. Отсыпают, уплотняют, работают геодезисты, комиссия оценивает качество уплотнения ППС.

33.

609.0 км: Идет укладка асфальта. Дальше асфальт по обеим полосам.

34.

609.5 км: Готовятся к укладке асфальта на полосе в сторону Москвы. Совсем небольшой участок.

610.9 км: Начинается песок. Работает грейдер, установлены кабельные колодцы.

35.

611.7 км: Путепровод над проходом для диких животных. Работы по нему практически завершены.

612.0 км: Снова начинается асфальт.

36.

614.3 км: Асфальт заканчивается. Активно ведутся работы по земполотну.

615.0. Опять пропущен участок из-за искусственного сооружения. Сваи забиты, ведётся заливка ростверка.

615.4 км: Начинается асфальт. Пейзажи тут унылые. Все очень однотипное, по дороге будет не за что зацепится глазу.

617.8 км: Нетиповой зверопроход. Опоры готовы, балок нет. Насыпи тоже нет.

618.7 км: Начинается асфальт. По ощущениям, асфальт уложен на 80% этапа и асфальта нет только у искусственных сооружений и на небольших болотистых участках.

622.7 км: Раскопали по оси автомагистрали, ведут работы по установке кабельных колодцев и каналов.

623.2 км: Мост с проездом для строительной техники. В районе моста, как обычно, нет асфальта.

625.7 км: Мост с большим для этих мест оврагом. Опоры готовы, балки лежат рядом. Никакого информационного щита нет. Асфальта в районе моста традиционно нет.

37.

Добираюсь до дороги Ушаки — Тарасово — Радофинниково. Путепровод на стадии забивки свай. За год здесь ничего не изменилось.

38.

Сразу за пересечением с дорогой Ушаки — Тарасово — Радофинниково начинается асфальт.

39.

628.0 км: Асфальт заканчивается у реки Тосна. Дальше только рабочая дорога. Насыпь местами есть, местами нет.

40.

634.1 км: Начинается асфальт в два слоя.

634.6 км: Интересное место. Асфальт срезали, разобрали насыпь, уложили трубу и потом всё, кроме асфальта, собрали обратно. Готовятся к асфальтированию.

645.0 км: Асфальт заканчивается, ведутся земляные работы. Высокая насыпь выводится под путепровод на пересечении с дорогой Тосно — Вырица.

41.

645.2 км: Сразу за дорогой снова асфальт.

42.

В районе обхода Тосно дорога очень похожа Тосненскую объездную на М10 «Россия».

43.

Всё заканчивается в районе деревни Новолисино. Там два путепровода, один на стадии опор, второй уже с балками. Дальше дороги нет, пришлось выехать в Тосно и по А120 добраться до строительного городка «Ичташа».

44.

В районе автодороги А120 в сторону Москвы асфальт, но время поджимало, и я туда не поехал. В сторону Санкт-Петербурга находится большая развязка с пунктом взимания платежей. На пересечении с А120 два путепровода, оба на стадии строительства опор. Работы ведутся.

45.

Общий вид развязки с пунктом взимания платежей на пересечении с автодорогой А120 (Санкт-Петербургское южное полукольцо).

46.

Чуть дальше в сторону Санкт-Петербурга путепровод на съезде с автомагистрали к пункту взимания платежей.

47.

Еще дальше строится путепровод через железную дорогу. Насыпи отсыпаны, местами даже есть ЩПС. Сам путепровод на стадии обустройства опор. Путепровод проходит над железнодорожным разъездом Стекольный. Эта железная дорога активно используется для подвоза грузов к порту Усть-Луга. Железнодорожники наверняка будут давать строителям совсем маленькие окна.

В этом районе ведутся очень масштабные работы по переносу ЛЭП. Переносят даже в районе М10. Совсем рядом с этим местом расположена подстанция «Ленинградская». Туда сходятся ЛЭП 750 кВ с Калининской и Ленинградской АЭС и целый пучок ЛЭП 330 кВ и 110 кВ.

48.

Строительство моста через реку Ижора.

49.

Строительство моста через реку Ижора.

50.

Следующий заход я сделал с дороги Ям-Ижора — Пушкин. Тут как и везде, в сторону Москвы — асфальт, в сторону Санкт-Петербурга — немного асфальта и песок.

51.

На М10 строят путепровод, он на стадии опор. С одной стороны поднята насыпь. Также активно строят два путепровода на М11, они тоже на стадии бетонирования опор. В этом месте будет пункт взимания платежей. Тут на всех объектах ведутся работы.

52.

Славянку пропустил, там и без меня есть кому сфотографировать.

53.

Интересный объект — прокол под работающей железной дорогой Санкт-Петербург — Гатчина — Луга — Псков. С горизонтальными сваями работы завершили, сейчас раскапывают сам тоннель.

54.

Прокол под работающей железной дорогой.

55.

Прокол под работающей железной дорогой.

56.

Такое впечатление, что развязки при повороте к аэропорту Пулково не планируется, хотя сама автомагистраль в асфальте.

57.

Полоса отвода под съезд к аэропорту сейчас используется для складирования техники.

58.

Вид с М11 в сторону Экспофорума.

59.

В районе выхода на КАД ведутся работы по бетонированию опор. Там сложный разветвленный путепровод над КАД, железной дорогой и Пулковским шоссе. Пролетные строения над Пулковским шоссе уже надвинули. Большая часть опор готова.

60.

Опоры съезда с М11 на КАД в сторону Мурманского шоссе.

61.

Опоры путепровода на пересечении с железной дорогой Санкт-Петербург — Гатчина.

62.

Съезд с М11 на КАД в сторону Мурманского шоссе. На заднем плане Шушары. По последней информации все работы по опорам в этом месте уже завершены.

Ссылки по теме

mikhail.krivyy.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *