Эксплуатация автомобилей | КамАЗ 65115
Передачи в коробке передач переключайте рычагом переключения передач (см. рис. Кабина), расположенным справа от сиденья водителя.
Переключение рычага из одного положения в другое выполняйте при выключенном сцеплении.
Педаль сцепления нажимайте резко и до конца. При выборе момента переключения передач ориентируйтесь по тахометру.
При переключении передач не доводите частоту вращения коленчатого вала до величины свыше номинальной.
Начало движения осуществляйте только с первой передачи (во избежании преждевременного выхода из строя сцепления).
Для коробки передач модели 152, 154:
Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге переключайте передачи в последовательности: 1В – 2В – 3В – 4Н – 4В – 5Н – 5В (см. рис. Схема переключения передач). В тяжелых дорожных условиях рекомендуется последовательность 1Н – 2Н – 3Н – 4Н – 4В – 5Н – 5В.
Для перехода с высшей «В» передачи на низшую «Н» и наоборот (без переключений рычага) опустите или поднимите переключатель управления делителем передач (на автомобиле с коробкой передач модели 142 без делителя это не предусмотрено), а затем нажмите и после небольшой (1с) выдержки отпустите педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установите переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажмите педаль сцепления и переключите рычаг.
Схема переключения передач в коробке модели ZF-9S109
С – пониженная передача.
Для коробок передач моделей 161 и ZF- 9S109:
Движение осуществляйте в последовательности: 1 – 2 – 3 – 4– 5 – 6 – 7– 8 (см. рис. Схема переключения передач в коробке модели 161 и Схема переключения передач в коробке модели ZF- 9S109).
Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую.
При включении высшего диапазона в демультипликаторе на щитке приборов в левом верхнем углу загорается контрольная лампочка (цвет-жёлтый).
При переводе рычага через положение «ä» срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 с для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.
Пониженная передача С (в коробке передач модели ZF- 9S109) предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.
www.remkam.ru
Переключение коробки передач КамАЗ
В зависимости от того, какая установлена на автомобиль КамАЗ коробка передач, схема переключения ее будет иметь свои особенности. Возможен простейший вариант пятискоростной коробки, эксплуатация которой очень схожа с ездой на легковом автомобиле с «механикой». Есть и более сложные случаи, с использованием демультипликатора и двойной нейтрали. Чаще же всего на КамАЗах ставятся коробки с делителем, где при стандартной схеме возможно использование двух диапазонов – высшего и низшего.Описывать работу с классической МКПП нет смысла, этому учат в любой автошколе, по крайней мере, с категории «В». Поэтому, перейдем сразу к делителю. Если кто забыл, то это двухдиапазонный допредуктор позволяющий оптимизировать работу силового агрегата согласно нагрузкам и дорожной обстановке в реальном времени. Впрочем сейчас не об этом…
Управление у него «собственное», через пневматический привод, так что на рукоятке или панели имеется специальный переключатель диапазонов для этой допкоробки. Но при первичном разгоне до 30-40 км/час он вам не потребуется, вполне применим привычный вариант-схема основной КП вплоть до третьей-четвертой скорости, а вот дальше, особенно, если приходится разгоняться под нагрузкой или на плохой дороге, придется пользоваться всем, что есть. Таким образом, последовательность может выглядеть так;
— начинаем с «классики» 1Н-2Н-3Н-4Н;
— затем чередуем 4В-5Н-5В.
На твердом покрытии лучше подойдет другая очередность:
— сначала 1В-2В-3В;
— после этого 4Н-5Н-5В.
Буквы, естественно обозначают диапазон – высший-низший соответственно.
Одновременное переключение КП-делитель происходит так. Переводим кран-переключатель делителя в положение Н, выжимаем фрикцион, переключаем основной рычаг на более высокую позицию и плавно отпускаем педаль. Точно также, происходит все при понижении, только «стартуем» с точки В-делителя и понижаем обороты.
«Ведение» главным рычагом-переключателем в таком случае ведется по стандартной траектории, так как в зависимости от положения пневмокрана на «обычных местах» находятся одни и те же передачи-скорости разных диапазонов. Что касается более сложных версий, таких как, например, ZF и 161 с демультипликаторами, то здесь варьирование диапазона происходит автоматически, во время прохождения рычагом центральной точки «О» между нейтралями. По факту, тут нет скачков «туда-сюда», как вышеописанной вариации, а имеет место последовательное изменение, обусловленное другим устройством (и предназначением) дополнительного узла. Но не забывайте, что после этого действия и загорания соответствующего индикатора, стоит выждать секунду-полторы для того, чтобы дать переключиться допредуктору. Кстати, в это время шток все равно заблокирован и чрезмерное желание сместить его до перевода муфты может стать причиной поломки.
Отдельно отметим КПП ZF-9S109, у которой помимо девяти основных положений рычага (8 вперед + задний ход), есть еще одно, обозначаемое на схемах как «С». Так вот, перевод на него используется тогда, когда начинать движение приходится в очень сложных дорожных условиях. Также «С-пониженая» пригодиться для медленного маневрирования.
КАК ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПРАВИЛЬНО
Какой бы ни была схема, нужно помнить о том, что мало знать саму схему и принцип переключения на КамАЗе. Есть некоторые нюансы, способные не просто сделать езду более комфортной и экономичной – правильное переключение коробки передач КамАЗ может продлить жизнь, как самой коробки, так и узлов с ней связанных. Начинайте движение плавно, передачу включайте уверено, достаточно быстро, но без лишних рывков. Когда переходите на следующую передачу обязательно делайте небольшую паузу в тот момент, когда рычаг проходит нейтралку, при этом, само переключение должно проходить в тот момент, когда скорость становиться оптимальной для этого.
Когда выполняете переключение коробки передач КамАЗ с повышенной на пониженную передачу старайтесь применять двойное выключение сцепления с одновременной короткой прогазовкой. Но если для верхних передач это лишь желательное действие, то при переходе со второй на первую передачу делать это нужно обязательно. Подобный способ один из лучших вариантов для того, чтобы синхронизаторы служили как можно дольше.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
КамАЗ не гоночный болид, и держать ногу на педали сцепления постоянно вроде бы не нужно, но многие водители это делают достаточно часто. А между тем, это самый простой способ сделать так, чтобы муфта сцепления КамАЗ, диски и привод изнашивались быстрее. То есть, ставьте ногу на педаль сцепления только, если действительно собрались переключаться. Между прочим, сохранность комплектующих это лишь один из положительных моментов правильного переключения, немаловажен и тот факт, что соблюдая правила, вы гарантируете работу двигателя-трансмиссии в оптимальном режиме, то есть, забываете о перерасходе топлива!
Заявки принимаются как на самом сайте интернет-магазина, так и посредством телефона и электронной почты. Кроме этого, вы можете приехать в наш головной московский офис. Оформление проводится быстро, при необходимости будет организована пересылка в любой российский регион – примерно в сотню городов доставка бесплатная! За саму покупку рассчитаться можно наличными или по безналу (работаем с физическими и юридическими лицами), предоставление отсрочки на оплату оговаривается отдельно. При оптовых заказах и для постоянных покупателей скидки и не менее приятные бонусы.
Схема переключения коробки КАМАЗ
14.1702026 Вилка переключения второй и третьей передач в сборе
14.1702031 Вилка переключения 4-й и 5-й передач в сборе
14.1702206 Опора рычага в сборе
258253 Шплинт
Шплинт -проволок а Шплинт -проволок а
Шплинт проволока Шплинт проволока
1 14.1702005-10 Механизм переключения передач в сборе
2 14.1702010 Механизм переключения передач в сборе
3 14.1702200-10 Опора рычага переключения передач в сборе
4 1/21647/21 Гайка М10х1,25-6Н
5 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
6 14.1702122 Прокладка фланца верхней крышки
7 14.1702221-10 Шток рычага
8 1/61008/11 Гайка М8х1,25-6Н
9 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
10 1/05196/01 Шайба плоская 8х17
11 14.1702240 Крышка опоры рычага
12 14.1702238 Прокладка уплотнительная крышки опоры рычага
13 14.1702246 Кольцо защитное
14 14.1702213 Сухарь опоры штока
15 14.1701234 Кольцо уплотнительное
16 864234 Кольцо уплотнительное
17 14.1702210 Опора штока
18 14.1702236 Пружина
19 1/35435/21 Шпилька М8х1,25х16х25
20 870352 Болт установочный М10х1,25-6gх45
21 870764 Штифт 3,6х5
22 1/07910/11 Гайка М10х1,25-6Н
23 14.1702209-10 Опора рычага переключения передач
24 14.1702222-10 Рычаг переключения передач
25 870856 Шайба замковая 12,3
26 870026 Болт М12х1,25-6gх45
27 870812 Шпонка сегментная 5х10х25
28 14.1702013 Крышка коробки передач верхняя в сборе
29 14.1702015 Крышка коробки передач верхняя
30 1/43285/01 Заглушка чашечная 16
31 14.1702090 Втулка шариков замка штока
32 14.1702022 Втулка
33 853889 Пробка транспортная
34 870024 Болт М10х1,25-6gх40
35 1/03389/26 Штифт цилиндрический 10х25
36 1/35465/21 Шпилька М10х1,25х20х30
37 1/26386/01 Шайба плоская 10,6х18х2
38 1/13070/21 Болт М10х1,25-6gх40
39 14.1702100 Шарик
40 14.1702106 Пружина стопорного шарика
41 14.1702088 Стакан стопорного шарика механизма переключения
42 14.1702170 Сапун коробки передач в сборе
43 14.1702171 Корпус сапуна
44 14.1702173 Сетка сапуна
45 14.1702172 Колпак
46 14.1702025 Винт установочный
47 14.1702024 Вилка переключения 1-й передачи и передачи заднего хода
48 14.1702027 Вилка переключения 2-й и 3-й передач
49 14.1702029 Сухарь вилки переключения второй и третьей передач
50 14.1702033 Вилка переключения 4-ой и 5-ой передачи
51 14.1702035 Сухарь вилки переключения 4-й и 5-й передач
52 14.1702028 Головка штока вилки переключения второй и третьей передач
53 14.1702053 Головка штока вилки переключения первой передачи и заднего хода
54 14.1702074 Шток вилки переключения четвертой и пятой передач
55 14.1702064 Шток вилки переключения второй и третьей передач
56 1/43289/01 Заглушка 25
57 14.1702060 Шток вилки переключения первой передачи и заднего хода
58 870760 Штифт 5х19,5
59 864723 Шарик Б IV 9,525Н
60 14.1702129 Предохранитель включения первой передачи и заднего хода
61 14.1702127 Пружина предохранителя включения первой передачи и заднего хода
62 14.1702132 Стакан пружины предохранителя включения первой передачи и заднего хода
63 1/12880/21 Болт М10х1,25-6gх60
64 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
65 1/26386/01 Шайба плоская 10,6х18х2
66 14.1702014 Прокладка верхней крышки коробки передач
67 870024 Болт М10х1,25-6gх40
68 14.1702184 Штифт установочный
69 1/13070/21 Болт М10х1,25-6gх40
www.kspecmash.ru
Коробка переключения передач КПП Камаз ZF 16
_______________________________________________________________________________
Коробка переключения передач КПП Камаз ZF 16
Шестнадцатиступенчатая коробка передач КПП ZF 16s151 Камаз устанавливается на шасси, самосвалы, магистральные автомобили Камаз-6350, 6450, 6520, 65221, 65225, 5460 тяжелого семейства.
Коробка передач ZF-16 состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора.
Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача — зубчатой муфтой. Высшая передача — повышающая.
Демультипликатор КПП ZF 16s151 планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Делитель передач КПП ZF-16 Камаз-6520 — механический, состоит из двух пар цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое. Масса коробки передач составляет 290 кг. Максимальный крутящий момент 1850 Н/м.
Рис. 1. Схема присоединения пневматического управления КПП ZF 16 Камаз-6520 для делителя и демультипликатора
1 — бачок сцепления; 2 — педаль сцепления; 3 — рычаг переключения передач; 4 — датчик заднего хода; 5 — клапан включения демультипликатора; б — датчик нейтрали; 7 — датчик включения низшего диапазона демультипликатора; 8 — цилиндр переключения демультипликатора; 9 — датчик первой передачи; 10 — воздухораспределитель делителя; 11 — датчик включения низшего диапазона делителя; 12 — датчик включения высшей передачи; 13 — к рабочему цилиндру сцепления; 14 — клапан включения делителя; 15 — главный цилиндр сцепления.
Коробка передач ZF-16s151 состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача — зубчатой муфтой.
Демультипликатор КПП ZF 16 Камаз-6520 — планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Делитель передач КПП ZF-16 Камаз — механический, состоит из одной пары цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое.
Включение передач КПП ZF 16s151 производится механически, через двойное включение. Оно делится на 5 находящихся рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4 или 5-6 находится нейтральное положение рычага.
Пружинные фиксаторы КПП ZF 16 Камаз-6520 постоянно прижимают рычаг к нейтральному положению. Пневматическое переключение демультипликатора происходит автоматически при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключателя пневматического крана, установленного в рукоятке рычага переключения передач, в одном из положений.
Передача в делителе КПП ZF 16 Камаз переключается после нажатия на педаль сцепления. Смотря по условиям использования транспортного средства, можно на любой передаче пользоваться делителем.
Сервоусилитель КПП ZF 16 Камаз состоит из управляющего блока и двухпозиционного цилиндра. Включение передач в коробке передач производится как было описано выше, только с пневматическом усилением. Преимущество: снижение усилия переключения передач.
Длительное включение передач с высокой ручной силой способствует повышенному износу синхронизаторов.
Коробка передач Камаз КПП ZF-16 в зависимости от модели автомобиля может быть укомплектована коробкой отбора мощности.
Неполадки при смене положений демультипликатора (например, дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот) могут иметь следующие причины:
— повреждение в пневматической системе.
— Включающий клапан или включающий цилиндр демультипликатора с дефектами (конденсат или загрязнения).
Продолжение движения возможно лишь тогда, когда включен низший диапазон демультипликатора (1-4 передачи).
Если прямая передача демультипликатора остается включенной, то можно буксировать автомобиль.
Эксплуатация автомобиля Камаз с КПП ZF при низкой температуре:
Коробка передач ZF-16 Камаз заполняется маслом согласно химмотологической карте. Коробка передач может работать при внешней температуре до -30°С. Необходимо учитывать следующие пункты:
— при внешней температуре до -20°С — после запуска двигателя необходим период для прогрева коробки передач. Прогрев трансмиссионного масла должен проводится с частичной (неполной) нагрузкой при низком числе оборотов.
— при внешней температуре до -30°С — перед запуском двигателя необходимо прогреть коробку передач теплым воздухом. Также надо обратить внимание на то, что температура в коробке передач не должна превышать 150°С.
Чтобы гарантировать продолжительную службу и работоспособность синхронизаторов, необходимо безупречное функционирование сцепления.
Работа сцепления должна проверяться следующим образом:
— На холостых оборотах двигателя выжать сцепление;
— Не более чем через 20 сек. медленно включить заднюю передачу).
Если будет замечен «скрежет» зубчатых муфт, то необходимо отрегулировать сцепление или произвести его проверку.
Прежде чем делитель КПП ZF-16 Камаз будет включен через выключающий клапан, сцепление должно быть полностью разомкнуто.
В случае неправильной установки выключающего клапана существует угроза разрушения синхронизатора при переключении передач делителя.
Проверка сцепления автомобиля Камаз для КПП ZF-16
— Отрегулировать сцепление
— Установить регулировочный винт на педаль сцепления так, чтобы клапан открывался и закрывался на участке.
— В положении сцепление полностью разомкнуто. В этом положении педали зазор между клапаном и упорным винтом должен быть не менее 1 мм.
Обслуживание пневматической установки КПП ZF 16
В каждой пневматической установке образуется конденсационная влага. Чтобы конденсат и ржавчина не попадали из ресивера в клапаны и пневмоцилиндры, необходим регулярный техосмотр пневматической системы. Ресивера необходимо обезвоживать еженедельно, а зимой ежедневно.
Вместе с ресиверами влагу нужно удалять также и из фильтров с помощью водоотделителя, если он не работает автоматически.
Комплектация КПП ZF 16
Обозначение КПП — ZF 16s151
Номер спецификации — 1341.002.073/1341.002.074
Фланец – торцевые шлицы 1297.333.110
Крышка заднего подшипника первичного вала, картер сцепления, рычаг и вилка (если не серийные) — 1315.302.136 крышка, 1315.368.025 вилка, 1316.301.064 картер
Первичный вал КП (шлицы) и вторичный вал — 1315.302.153 SAE10C 2» 1315.304.131
Крышка заднего подшипника вторичного вала в сборе и деталь — 1315.231.004, 1315.301.220
Примечание – стандартное исполнение.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
avtotehtrans.ru
Устройство коробки передач КамАЗ и схема переключения скоростейAutoRemka
В управлении грузовыми авто нет ничего сложного и справиться с этим может любой автолюбитель. Но знания о том, как правильно переключать передачи на КамАЗе, точно будут не лишними. Да и разобраться в самом устройстве трансмиссии тоже будет полезно.
Итак, поговорим более подробно о том, что представляет собой коробка передач КамАЗ (схема переключения). Почти все грузовики данной марки имеют механическую коробку из пяти ступеней. Процесс смены скоростей происходит при помощи педали сцепления и рычага.
Трансмиссия КамАЗа может работать в 2-х основных режимах, называемых первичным и вторичным. И для их смены применяется специальный рычаг. Его положение следует переключать в зависимости от того, загружен ли наш транспорт. То есть если вы едете с грузом, то данный рычаг должен быть поднят.
Любое движение всегда рекомендуется начинать с активации пониженной скорости. И все переключения передач производить только в том случае, если педаль сцепления выжата до конца. Переключать скорости на КамАЗе можно в несколько этапов. Это зависит от того, нужен ли вам стандартный разгон, либо же вы начинаете движение вперед в сложных дорожных условиях. Стандартный старт такой: разгоняем движок примерно до 7 тыс. оборотов, а вторую передачу активируем тогда, когда на тахометре будет цифра в 3 тыс. оборотов. Правильное переключение передачи позволит не только продлить срок работы движка и других деталей грузовика, но и способствует экономии топлива.
Теперь о том, как менять скорость при различных условиях. Производитель говорит нам о том, что если машина идет на подъем в гору, то следует активировать повышенные передачи. При смене первой скорости на вторую сцепление выжимаем по два раза. Попутно помним о необходимости удерживать педаль газа, чтобы коленвал авто работал исправно.
Помните, что при подъеме не следует сбавлять обороты движка менее чем в 2000. В противном случае КамАЗовский движок может попросту заглохнуть из-за перегрева. Вот такая вот у него неприятная особенность.
Первичный режим помечается буквой «Н», а вторичный «В». Запомните или запишите следующую стандартную схему переключения: 1В, 2В, ЗВ, 4Н, 4В и последние 5Н и 5В.
Вообще, изначально инженеры создали два режима не из желания усложнить жизнь автомобилистам, а для того, чтобы снизить нагрузку на движок. При режиме повышенной передачи всегда стоит ездить тем, кто серьезно нагрузил прицеп КамАЗа. Также при этом следует следить, чтобы коленвал вращался на оборотах в 2,6 тыс.
При движении грузового авто с крутого спуска не стоит глушить мотор. Если мы это сделаем, то есть риск блокировки рулевого колеса. Также не рекомендуется на спуске отключать вспомогательное торможение и выживать до отказа педаль сцепления. Кстати, благодаря улучшенной коробке передач на последних моделях КамАЗа в разы снижена нагрузка на ведущие детали. А это значит, что даже в сложных условиях и при спусках движок не будет изнашиваться сильнее.
Стоит упомянуть о том, как правильно эксплуатировать КамАЗ на скользкой трассе. Главное правило – всегда оставлять немного хода в запас. Остановку нужно производить дополнительной системой силового агрегата тормоза. Учитываем также тот момент, что при экстренном торможении у КамАЗа блокируются прицепные колеса. Если про это забыть, то можно угодить в серьезный занос на скользкой дороге.
К вопросу о том, можно ли тормозить движком. В принципе, в этом нет ничего опасного. Но вот только это способствует тому, что движок начнет сильнее изнашиваться.
Расскажем о том, как поступать в случае, если грузовое авто угодило в занос. Для начала следует держать сцепление включенным. Если КамАЗ уже сильно несет, то прокручиваем руль в ту сторону, в которую идет занос.
autoremka.ru
Коробка передач КамАЗ: устройство и принципы работы
Установленная коробка передач КамАЗ напрямую влияет на удобство переключения передач автомобиля. При этом даже человеку, владеющему всей теоретической информацией об использовании КПП Камаз, может быть достаточно сложно с ходу разобраться в том, как ее использовать для переключения скоростей транспортного средства.
Вернуться к оглавлениюУстройство коробки передач
В случае КамАЗа чаще всего устанавливаются КПП двух основных типов: с пятью (модель 14) и десятью (15) ступенями. Первый вариант коробок передач чаще применяется на автомобилях, эксплуатируемых индивидуально, тогда как коробки с 10 скоростями лучше подходят для грузовиков, функционирующих в составе автопоездов. При этом устройство 10-ступенчатой КПП включает в себя обычную коробку с пятью ступенями и редуктор-делитель. Делитель, применяемый в сочетании с пятиступенчатой КПП, обеспечивает возможность использования десяти передних и двух задних передач.
С выпуском грузовых автомобилей, способных перевозить больший вес груза, инженеры Камского автозавода выпустили новую модель коробки — 152. Основными отличиями и новшествами новой КПП являются:
- усиленный синхронизатор КПП КамАЗ;
- усиленные шлицы, их крепление удалено;
- шестерни КПП КамАЗ крепятся новым способом;
- большая высота зубцов.
Управление делителем в обновленной модели осуществляет пневмосистема. Обслуживание этой системы, также как и ремонт или замену различных деталей, таких как фланец КПП, следует доверять профессионалам, владеющим соответствующими знаниями и навыками, а также необходимым оборудованием.
Устройство 5-ступенчатой КПП КамАЗ 152 включает в себя следующие основные узлы и компоненты.
- Картер, содержащий в себе первичный вал КамАЗ, являющийся ведущим, вторичный (ведомый) и промежуточный валы, укомплектованные подшипниками и шестернями, такими как подшипник первичного вала.
- Блок шестерней, обеспечивающих задний ход.
- Верхняя крышка КПП КамАЗ.
- Сборный механизм переключения передач.
- Делитель, закрепленный на картере спереди.
Вернуться к оглавлениюОснащенная делителем коробка передач на КамАЗе обладает целым рядом преимуществ, к которым относятся снижение частоты переключения скоростей, повышенная тяга и облегченное управление грузовиком.
Замена смазки
Для заливки масла в трансмиссию КамАЗ используется горловина, выполненная на правой картерной стенке и заткнутая пробкой, содержащей в себе масляный щуп. Снизу в картере предусмотрена специальная подушка, в которую вкручена пробка для стока, оснащенная магнитом, позволяющим отлавливать частицы металла, которые может содержать в себе трансмиссионное смазочное вещество. Кроме того, по обеим сторонам картера выполнены лючки для монтажа коробок отбора мощности.
На задней стенке также имеется кулиса, в которую вращающаяся шестерня забрасывает смазку. Далее масло посредством высверленного в стенке отверстия проникает в заднюю крышку, закрывающую вторичный вал КамАЗ, смазывая червячную пару, приводящую в действие спидометр.
Рассмотрим, как правильно подготовиться к замене смазки в трансмиссии КамАЗ. Сначала скручивают крышку заливной горловины, после чего снимают две заглушки для слива, расположенные внизу картера. В случае если в КПП используется делитель, следует удалить крышку из его картера. Перед началом слива следует завести мотор, чтобы вязкость масла снизилась за счет прогрева.
Расположенные на сливных заглушках магниты, улавливающие частицы металла, также тщательно очищаются.
Вернуться к оглавлениюПринципы работы КПП КамАЗ
В большинстве эксплуатируемых на текущий момент автомобилей КамАЗ используются механические КПП, имеющие лишь пять скоростей. Переключение передач в таких коробках происходит посредством привычного способа: необходимо вжать сцепление и сместить рычаг в соответствующую позицию. При этом следует учитывать, что КамАЗ является большегрузным грузовиком, поэтому перемещение рычага между передачами должно производиться поэтапно.
Привычный режим функционирования трансмиссии дизельного КамАЗа — пониженный или повышенный («Н» или «В»). Данный вариации разработаны специально для того, чтобы переключение скоростей минимально нагружало двигатель как полностью нагруженного, так и порожнего автомобиля.
На многих моделях грузовиков при переключении между указанными режимами рычаг КПП не требуется. Водитель просто поднимает или опускает специальный переключатель повышенной передачи делителя и ненадолго выжимает педаль сцепления. Переключение осуществляется в автоматическом режиме: опущенный рычажок означает движение грузовика в облегченном режиме, а поднятый — в усиленном, то есть автомобиль полностью нагружен.
Разобраться, как переключать передачи на КамАЗе, сравнительно просто. Скорости с первой по пятую переключаются при помощи соответствующего рычага, находящегося справа от водительского сиденья. В частности, при разгоне используется такая схема переключения передач КамАЗ: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B, а в случае сложных дорожных условий (забитости автотрассы) — 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.
Важно также иметь в виду, что схема коробки передач КамАЗ предусматривает возможность переключения скоростей только при отключенном сцеплении. В частности, чтобы переключиться с нижней передачи на верхнюю или наоборот, следует переместить переключатель в нужную позицию, и лишь затем выжать сцепление. Примерно через секунду педаль нужно отпустить — лишь после этого включится требуемая главная передача. При этом сцепление желательно выжимать как можно резче и до упора.
Вернуться к оглавлениюПрактические советы
Существует несколько рекомендаций по эксплуатации КПП КамАЗ для обеспечения максимально экономичного режима работы двигателя.
Условия трассы | Что следует делать |
В случае разгона по ровной горизонтальной трассе. | Нужно следить, чтобы частота вращения коленвала не превышала 2300 об/мин в отношении промежуточных скоростей. При последующих переключениях скоростей частоты должны падать до 2000 об/мин. |
При быстром движении по скоростной магистрали. | Следует активировать повышенную передачу. При этом вал КПП не должен иметь частоту вращения более 2200 об/мин. |
В случае плохих дорожных условий или подъема вверх. | Частота вращения должна соответствовать номинальному значению, а в результате переключений — снижаться до 2000 об/мин. |
При разгоне автомобиля под уклоном вниз по хорошему дорожному покрытию. | Нужно следить, чтобы частота, с которой вращается вал, не превышала 2000 об/мин. |
Поломки и неисправности коробок передач на КамАЗов в большинстве случаев провоцируются износом элементов и запчастей, таких как зубья шестерен, подшипники валов и компоненты привода. В таких случаях ремонт подразумевает замену поврежденных деталей. Многие неполадки КПП (самопроизвольно отключаются и с трудом включаются скорости, первичный вал делителя не дает активировать передачи и т. д.) связаны с нарушением регулировки приводных механизмов и рычага переключения скоростей, зазора клапана активации делителя и т. д.
Для решения некоторых проблем достаточно выполнить несложную регулировку соответствующих узлов и компонентов.
kranigruz.ru
Описание схемы переключения коробки передач на Камазе: фото и
Разбираем схему переключения передач на Камазе
Содержание:
Схема переключения передач Камаз напрямую зависима от установленной коробки передач на автомобиле. Но порой даже при полном знании всех теоретических данных в управлении КПП Камаз, очень сложно сориентироваться так сразу в использовании и переключении скоростей.
В этой статье мы подробно расскажем, как работает коробка передачи и какая её структура.
Как работает КПП
Схема для переключения передач Камаз несложная. Для начала изучим несколько простых правил. Переключать скорость (1, 2, 3, 4, 5) на Камазе нужно с помощью рычага для переключения нужных передач. Этот рычаг находится с правой стороны, рядом с местом водителя. Для того, чтобы разогнать машину, вам пригодится вот такая схема: 1В — 2В — ЗВ — 4Н — 4В — 5Н — 5В, а если вы находитесь в сложных дорожных условиях (забитая траса), то вам пригодится следующий вариант: 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.
Запомните, что переключать нужные передачи необходимо только при полностью выключенном (выкл) сцеплении. Например, для переключения верхней передачи В на нижнюю Н (или наоборот), опустите вниз или поднимите вверх переключатель КПП (в зависимости от ситуации), выжмите сцепление, подождите около 1 секунды и отпустите, и только теперь она включится.
Совет: педаль сцепления необходимо переставлять резко и выжимать только до конца. Выбирать момент, когда переключения необходимых передач будет наилучшим, нужно ориентируясь на показатели тахометра.
Несколько советов по использованию коробки Камаз. Придерживаясь этих советов, ваш двигатель всегда будет работать в экономичном режиме.
- Если вы разгоняетесь на горизонтальной (ровной) дороге. Двигатель: частота вращения коленчатого вала, в таком случае, не должна быть выше 2300 мин-1 (касательно промежуточных передач). А дальнейшие переключения нужных позиций в КПП должны снижать частоты до 2000 мин-1.
- Если вы движетесь с большой скоростью на скоростной автомагистрали. Вы должны переключиться на верхнюю передачу КПП Камаз. Но вращения частот свыше 2200 мин-1 считается очень расточительным.
- Если вы находитесь в сложных дорожных условиях или поднимаетесь вверх. Вам надо довести частоту вращения до необходимой (номинальной) величины. А последующие переключения должны снижать показатели до 2000 мин-1.
- Если вы разгоняетесь под уклоном и на дороге ровное хорошее покрытие. В таких случаях частота вращения любых переходов не должна быть выше 2000 мин-1.
Какая структура КПП
В основном, на Камаз устанавливают коробки двух типов: 5 ступенчатые (14 модель) и 10 ступенчатая (15 модель). Первый тип устанавливают на одиночные автомобили Камаз, а коробка второго типа больше подходит для работы в автопоездах. К тому же, 10-ступенчатая состоит из обычной 5-ступенчатой. Плюс, оснащенная редуктором-делителем. Структура КПП делителя позволяет (конечно же, в сочетания с 5-ступенчатой коробкой) контролировать десять передач переднего хода и две заднего.
Преимущества коробок, которые оснащены делителем:
- Уменьшается частота переключения.
- Повышения тяги автомобиля.
- Более лёгкое управление.
Для автомобилей Камаз с большой грузоподъёмности были модернизированы предыдущие коробки. И в свет вышла новая модель КПП 152. Чем она отличается?
- Усилены синхронизаторы.
- Использовано новое крепление шестерёнок.
- Введено в систему 4 градуса для утонения зубьев. Это позволяет избежать «выбивания» четвёртой и пятой передачи.
- Усилены шлицы.
- Улучшенная схема управления делителем.
- Удалено шлицевое крепление.
- Увеличена высота зубьев.
В новой модели делителем управляет пневматическая система. Обслужить такую систему может только профессионал и работник СТО. Так как данная процедура требует определённых навыков и знаний.
«МПП»
Вы сможете просмотреть как нужно переключать КПП в Камазе во всех подробностях.
http://avtozam.com
legkoe-delo.ru
Коробка КАМАЗ
На большинстве старых моделей камских автомобилей предусмотрена установка лишь одной, максимум двух вариаций коробки переключения передач. Другое дело сравнительно недавние модели авто, которые разрабатывались с таким расчетом, чтобы в зависимости от модификации и потребностей на них можно было бы устанавливать разные (порой очень) КПП. Для примера мы решили взять КамАЗ-65115, и рассказать о том, какие узлы подходят для этого автомобиля, и чем каждая из возможных коробка передач КамАЗ 65115 отличается…ВАРИАНТ №1 – МОДЕЛЬ 142
Механическая, пятиступенчатая, имеет упрощенное устройство и принцип переключения. Управление осуществляется при помощи обычного качающегося рычага.
ВАРИАНТ №2 – МОДЕЛЬ 152
По большей части ее конструкция повторяет 142-ю модель, но с одним существенным отличием. В ее передней части смонтирован дополнительный двухступенчатый редуктор шестеренчатого типа – делитель. Благодаря этому «обыкновенная» пятиступенчатая коробка КамАЗ превратилась в 10-тиступенчатую без конструкционных изменений основной части.
Переключение коробки проводится рычагом, а делитель включается при помощи дополнительного переключателя на основном рычаге.
ВАРИАНТ №3 – МОДЕЛЬ 161
Планетарный демультипликатор, который устанавливают после основного четырехскоростного редуктора, делает из этой коробки 8-миступенчатую КПП. Оригинальная опора рычага содержит в себе не только рычаг управления и шток, но и специальный механизм-предохранитель (защита от случайного включения задней передачи), а также пневмоклапаны переключения демультипликатора.
ВАРИАНТ №4 – МОДЕЛЬ ZF 9S109
Конечно, это не коробка КамАЗ в полном смысле, ведь ее делает германская компания «ZAHNRADFABRIK», но так как она тоже используется на 65115-ых (и не только), то не вспомнить о ней нельзя. Хотя вспоминать-то и особо нечего – от 161-й родной коробки она отличается тем, что имеет дополнительную передачу (пониженную).
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Чтобы любая основная коробка передач, допкоробка (делитель или мультипликатор) либо коробка отбора мощности КамАЗ работали без перебоев, требуется полное соблюдение требований по эксплуатации и обслуживанию. Но даже в этом случае время и форс-мажоры могут послужить причиной выхода из строя комплектующий, и менять их нужно только на равноценные, а лучше более качественные. Спецмаш предлагает вам именно качественные запчасти для автомобилей КамАЗ, причем по весьма доступной цене. И то, и другое – гарантируем!
Схема коробки КАМАЗ 142.1700101-10
1 14.1601008-20 Картер сцепления с крышками в сборе
3 14.1601180 Муфта выключения сцепления в сборе
5 14.1601230 Шланг смазки муфты выключения сцепления
7 14.1701010 Картер коробки передач в сборе
9 142.1701025 Вал первичный в сборе
13 14.1701039 Крышка подшипника первичного вала в сборе
15 14.1701047 Вал промежуточный коробки передач в сборе
21 14.1701086 Шайба упорная блока шестерен заднего хода в сборе
23 142.1701100 Вал вторичный коробки передач в сборе
25 141.1701201 Крышка заднего подшипника вторичного вала
29 14.1701440 Указатель уровня масла в коробке передач в сборе
31 14.1702005-10 Механизм переключения передач в сборе
35 33.1111910 Гвоздь нарезной
37 14.1601188 Пружина муфты выключения сцепления
39 14.1601203 Вилка выключения сцепления
41 14.1601215 Вал вилки выключения сцепления
43 14.1601217 Рычаг вала вилки выключения сцепления
45 14.1701020 Крышка люка привода отбора мощности коробки передач
47 14.1701021-01 Прокладка крышки люка привода отбора мощности коробки передач
49 14.1701034 Кольцо стопорное
51 14.1701035 Прокладка регулировочная
55 14.1701042 Прокладка крышки первичного вала
57 14.1701060 Шайба упорная
59 14.1701068 Крышка переднего подшипника промежуточного вала
61 14.1701069 Прокладка
63 14.1701074 Крышка заднего подшипника промежуточного вала
65 14.1701075 Прокладка крышки заднего подшипника промежуточного вала
67 14.1701076 Планка стопорная болтов упорной шайбы
69 14.1701078 Стакан заднего подшипника промежуточного вала
71 14.1701082 Блок шестерен заднего хода
73 14.1701084 Втулка промежуточная подшипников блока зубчатых колес
75 14.1701092 Ось блока шестерен заднего хода
77 14.1701203 Прокладка крышки подшипника
79 14.1701240 Крышка
80 141.1701242 Втулка распорная
81 14.1702014 Прокладка верхней крышки коробки передач
83 15.1770034 Прокладка картера делителя передач
89 14.3904020 Табличка заводская коробки передач
95 864009 Масленка 2.3.45 Ц6хр. ГОСТ 19853-74
97 50412АК Подшипник шариковый радиальный однорядный с канавкой на наружном кольце ГОСТ 520-89
98 53610К Подшипник роликовый радиальный сферический двухрядный ГОСТ 520-89
99 14.1701243 Пружина тарельчатая НД 70х40х4х1,5 ГОСТ 3057-90
101 1/59703/21 Болт М10х1,25-6gх16
119 1/21641/11 Гайка М16х1,5-6Н
121 1/26386/01 Шайба плоская 10,6х18х2
123 1/05200/01 Шайба плоская 12х22х3
123 1/05200/01 Шайба плоская 12х22х3
125 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
131 1/43290/07 Заглушка чашечная
135 870024 Болт М10х1,25-6gх40
137 870510 Гайка специальная М39х2-6Н
139 870632 Шайба уплотнительная 30х42х2
143 870813 Шпонка сегментная 6х9х22
145 870851 Шайба замковая 10
145 870851 Шайба замковая 10
147 870862 Шайба 11 стопорная
149 64907К Подшипник роликовый радиальный с длинными цилиндрическими роликами без колец
Схема коробки КАМАЗ 141.1700101-10
1 4308-1601008 Картер сцепления в сборе
1 4308-1601008-10 Картер сцепления
7 14.1701010 Картер коробки передач в сборе
9 141.1701025-30 Вал первичный коробки передач в сборе
13 14.1701039-60 Крышка подшипника первичного вала в сборе
15 141.1701047 Вал промежуточный в сборе
21 14.1701086 Шайба упорная блока шестерен заднего хода в сборе
23 141.1701100-20 Вал вторичный коробки передач в сборе
25 14.1701200 Крышка заднего подшипника вторичного вала в сборе
29 14.1701440 Указатель уровня масла в коробке передач в сборе
31 14.1702010 Механизм переключения передач в сборе
33 142.1702200 Опора рычага переключения передач
45 14.1701020 Крышка люка привода отбора мощности коробки передач
47 14.1701021-01 Прокладка крышки люка привода отбора мощности коробки передач
49 14.1701034 Кольцо стопорное
51 14.1701035 Прокладка регулировочная
55 14.1701042 Прокладка крышки первичного вала
57 14.1701060 Шайба упорная
59 14.1701068 Крышка переднего подшипника промежуточного вала
61 14.1701069 Прокладка
63 14.1701074 Крышка заднего подшипника промежуточного вала
65 14.1701075 Прокладка крышки заднего подшипника промежуточного вала
67 14.1701076 Планка стопорная болтов упорной шайбы
69 14.1701078 Стакан заднего подшипника промежуточного вала
71 14.1701082 Блок шестерен заднего хода
73 14.1701084 Втулка промежуточная подшипников блока зубчатых колес
75 14.1701092 Ось блока шестерен заднего хода
77 14.1701203 Прокладка крышки подшипника
79 141.1701240-50 Фланец крепления кардана к вторичному валу коробки передач
84 141.1701242-50 Пружина тарельчатая
85 4308.1701501 Втулка
86 14.1702014 Прокладка верхней крышки коробки передач
87 14.1702122 Прокладка фланца верхней крышки
91 14.3802033 Червяк привода спидометра
92 14.3904020 Табличка заводская коробки передач
97 45104951000900 Подшипник 6-50412Ш1 шариковый радиальный однорядный с канавкой на наружном кольце
98 45104957000110 Подшипник 6-53610Ш1 роликовый радиальный сферический двухрядный
101 1/59703/21 Болт М10х1,25-6gх16
117 121647/21 Гайка М10х1,25-6Н
119 1/21641/11 Гайка М16х1,5-6Н
121 1/26386/01 Шайба плоская 10,6х18х2
131 1/43290/07 Заглушка чашечная
137 870510 Гайка специальная М39х2-6Н
139 870632 Шайба уплотнительная 30х42х2
145 870851 Шайба замковая 10
145 870851 Шайба замковая 10
147 870862 Шайба 11 стопорная
152 33.1111910 Гвоздь нарезной
155 4625321821 Подшипник 64907К роликовый радиальный с длинными цилиндрическими роликами без колец
www.kspecmash.ru