Кaрбюрaтoр СОЛЕКС: устрoйствo, принцип рaбoты, ремoнт
В процессе развития автомобилестроения были сконструированы карбюраторы марки «Солекс», которые вытеснили устаревшие модели. «Солекс» отличался тем, что с его использованием совершалась более точная подача топлива, а следовательно развивалась большая мощность.
Устройство
Карбюраторы марки «Солекс» производятся для установки на 1.5-литровые моторы автомобилей марки «ВАЗ».
Карбюратор Солекс.
Отличия СОЛЕКС от ДААЗ:
- наличие оснащены электромагнитным клапаном, который регулирует подачу топлива на холостом ходу
- наличие системы подогрева топливовоздушной смеси, которая связана шлангами с системой охлаждения мотора.
Карбюратор состоит из крышки и корпуса, который включает в себя:
Устройство Солекс.
- поплавковую камеру
- систему пуска
- систему холостого хода с ЭМ клапаном
- главной дозирующей системы
- переходной системы
- эконостата
- экономайзера с ускорительным насосом.
Принцип работы
Топливо подается в поплавковую камеру, куда также поступает и воздух. Оба вещества поступают через специальные жиклеры. Происходит смесь данной массы. Далее топливная смесь, проходя сквозь диффузоры, поступает в мотор. Привод дроссельных заслонок приводится в действие благодаря механическому усилию на педаль газа. В своей конструкции карбюратор предусматривает регулировку качества и количества топливовоздушной смеси.
Регулировка карбюраторов СОЛЕКС
Процесс настройки включает в себя несколько составляющих.
Корректировку уровня топлива производим в следующей последовательности:
- прогревание двигателя на протяжении 5 минут
- глушение двигателя
- съём шланга подачи бензина
- откручивание винтов крепления крышки
- отсоединение тросов подсоса
- горизонтальное поднятие крышки
- измерение расстояний от поверхности топлива до крышки. Нормативные значения составляют 24,0+1,0 мм. Если размеры иные — проводится корректировка с помощью поджимания язычков поплавков.
- сборка карбюратора в обратном порядке.
Настройка холостого хода проводится в таком порядке:
- выставление уровня, прогревание и глушение силового агрегата
- закручивание винта качества до упора и дальнейший его отворот на 5-6 оборотов
- запуск двигателя и отключение подсоса
- при помощи винта количества регулируются обороты. Оптимальное количество оборотов для стабильной работы мотора составляет от 500 до 1200 об/мин.
- закручиваем винт качества до появления нестабильной работы двигателя
- откручиваем винт качества до возвращения устойчивой работы агрегата.
При осуществлении калибровки карбюратора могут возникнуть определенные проблемы, которые укажут на наличие определенных неисправностей автомобиля.
Ситуация, при которой двигатель не реагирует на различные действия с винтом регулирования количества топлива, свидетельствует о том, что в канал холостого хода поступает слишком много бензина. Причинами могут выступать:
- несоответствие размеров жиклера холостого хода
- неправильная установка электромагнитного клапана
- искажение посадочного мета жиклера или самого жиклера холостого хода
Нестабильная работа в режиме холостого хода может указывать на следующие неисправности:
- неправильная работа экономайзера принудительного холостого хода
- загрязнение деталей карбюратора
- несоответствие уровня топлива.
Решением данной проблемы является выполнение одного из ниже предложенных действий:
- обнаружение и устранение проблемы
- откручивание винта качества до установки стабильного режима работы и стабилизации числа оборотов коленчатого вала, далее доводка числа оборотов да 850 при помощи винта количества.
Чистка карбюратора СОЛЕКС
Необходимость в чистке карбюратора возникает при неустойчивом холостом ходе, при повышении количества потребляемого автомобилем топлива и пр. Положительного эффекта в устранении поломок можно добиться с помощью безразборной прочистки. Для этого необходимо провести следующие действия:
Регулировка и чистка карбюратора Солекс.
- приобретение аэрозоля-очистителя карбюратора
- снятие корпуса воздушного фильтра двигателя
- выворачивание электромагнитного клапана карбюратора
- обработка первой и второй камер карбюратора, отверстий каналов воздушных жиклеров главных дозирующих систем
- распыление чистящей жидкости в отверстие от электромагнитного клапана
- распыление аэрозоля ту сторону карбюратора, на которой размещены рычаг привода воздушной заслонки, привод дроссельной заслонки первой камеры и пр
- ожидание 2-3 минут
- запуск двигателя и вытягивание рычага подсоса
- в процессе работы двигателя на повышенных оборотах обрабатываем аэрозолем обе камеры карбюратора, в отверстия воздушных каналов главных дозирующих систем и отверстие электромагнитного клапана
- для достижения максимального эффекта повторяем весь процесс несколько раз.
Тюнинг
Модернизация производится для того, чтобы повысить эффективность работы и для увеличения мощности всего силового агрегата. Существуют такие варианты тюнинга:
Замена иглы клапана и установка нового уровня в поплавковой камере. При выполнении данного действия можно обеспечить более установившуюся работу карбюратора. Не стоит забывать и о предотвращении появления переобеднённой топливной смеси на режимах с высокой мощностью. При использовании резиновой запорной иглы можно достичь стабильное поддерживание определенного уровня оборотов.
Схема разборки карбюратора Солекс.
Дроссельное распиливание. Необходимо совершить правильный подбор сечений отверстий ДЗ, а именно немного меньших, чем оптимальных. При совершении данного действия уменьшается выброс СО2, расход бензина уменьшается примерно на 2%. Также изменениям подвергнется и режим холостого хода — будет осуществляться более равномерное разделение топливовоздушной смеси по цилиндрам.
Полировка диффузоров. Данная процедура призвана уменьшить аэродинамические потери и увеличить скорость потока.
Также существует вариант самостоятельной модернизации карбюратора СОЛЕКС. Его суть заключается в сглаживании углов, расточке и шлифовке поверхностей. Операцию проводит в следующей последовательности:
- демонтируем и разбираем карбюратор
- отделяем верхнюю часть карбюратора от корпуса, чистим его, промываем и продуваем сжатым воздухом
- вынимаем ось дроссельной заслонки и стачиваем её
- проводим разборку и чистку нижней части карбюратора
- вынимаем заслонки с осями
- осуществляем закругление оси воздушной заслонки
- проводим сборку дроссельного механизма и стачиваем все острые углы и неровности
- проводим установку трубок ускорительного насоса в обе камеры
- при помощи наждачной бумаги сглаживаем неровности смесительной камеры.
avtodvigateli.com
Карбюратор Солекс ? — DRIVE2
Всем привет решил написать статью про карбюратор Solex ( Солекс ) большинство людей даже не знают зачем он нужен, а тем более как работает и самое главное » Сколько СТОИТ » ? . Итак начнем :
Все переднеприводные карбюраторные Вазы всегда выпускались с карбюраторами типа Солекс. Солекс (Solex) насколько я помню это тип карбюраторов, бренд от фирмы Solex. Если Вы посмотрите на свой карбрюатор то скорее всего найдете там что-то типа — ДААЗ 2103-1107010 ДААЗ это Димитровградский автоагрегатный завод, которые производит карбюраторы по лицензии фирмы Solex
Цифры это модификация карбюратора.
В общем своем, все карбюраторы имеют одно строение и мало чем различаются.
Устройство Карбюратора Фото 1 :
1. Блок подогрева карбюратора; 2. Дроссельная заслонка первой камеры; 3. Патрубок для отсоса партерных газов; 4. Рычаг привода ускорительного насоса; 5. Кулачок привода ускорительного насоса: 6. Диафрагма ускорительного насоса; 7. Топливный жиклер экономайзера мощностных режимов; 8. Корпус насоса; 9. Диафрагма экономайзера мощностных режимов; 10. Запорный электромагнитный клапан; 11. Топливный жиклер холостого хода; 12. Крышка карбюратора; 13. Главный воздушный жиклер первой камеры; 14. Воздушная заслонка: 15. Распылители ускорительного насоса с клапаном подачи топлива; 16. Диафрагма пускового устройства; 17. Регулировочный винт пускового устройства; 18. Регулировочный винт количества смеси холостого хода: 19. Рычаг блокировки второй камеры; 20. Патрубок для подачи разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания; 21. Регулировочный винт качества смеси холостого хода; 22. Сектор управления дроссельными заслонками: 23. Рычаг привода дроссельных заслонок; 24. Регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры: 25. Рычаг управления воздушной заслонкой: 26. Шток пускового устройства; 27. Электрический провод концевого выключателя экономайзера принудительного хо- лостого хода: 28. Рычаг воздушной заслонки: 29. Главный воздушный жиклер второй камеры; 30. Эмульсионная трубка; 31. Распылитель главной дозирующей системы второй камеры: 32. Патрубок подачи топлива: 33. Патрубок слива топлива в бак; 34. Топливный фильтр; 35. Игольчатый клапан; 36. Дроссельная заслонка второй камеры: 37. Рычаг дроссельной заслонки второй камеры; 38. Главный топливный жиклер второй камеры; 39. Рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры: 40. Поплавок.
Схема работы карбюратора Фото 2 :
1. Регулировочный винт пускового устройства: 2. Диафрагма пускового устройства; 3. Шток пускового устройства: 4. Запорный электромагнитный клапан; 5. Топливный жиклер холостого хода: 6. Главный воздушный жиклер первой камеры: 7. Воздушный жиклер холостого хода; 8. Проточный канал холостого хода: 9. Воздушная заслонка: 10. Распылитель главной дозирующей системы первой камеры: 11. Распылители ускорительного насоса: 12. Распылитель главной дозирующей системы второй камеры: 13. Впрыскивающая трубка эконостата: 14. Главный воздушный жиклер второй камеры: 15. Воздушный жиклер переходной смсгемы второй камеры: 16. Крышка карбюратора: 17. Отверстие балансировки поплавковой камеры; 18. Игольчатый клапан: 19. Калиброванное отверстие перепуска топлива в бак: 20. Патрубок слива топлива в бак; 21. Топливный фильтр: 22. Патрубок подачи топлива: 23. Диафрагма экономайзера мощностных режимов: 24. Воздушный канал экономайзера мощностных режимов: 25. Топливный жиклер экономайзера мощностных режимов: 26. Шариковый клапан экономайзера мощностных режимов: 27. Поплавок; 28. Топливный канал экономайзера мощностных режимов; 29. Топливный жиклер эконостата с трубкой: 30. Топливный жиклер переходной системы второй камеры с трубкой: 31. Эмульсионная трубка второй камеры: 32. Главный топливный жиклер второй камеры: 33. Корпус карбюратора: 34. Выходные отверстия переходной системы второй камеры; 35. Дроссельная заслонка второй камеры: 36. Воздушный канал пускового устройства; 37. Отверстие воздушного канала холостого хода: 38. Дроссельная заслонка первой камеры; 39. Щель переходной системы первой камеры; 40. Регулировочный винт качества смеси холостого хода: 41. Блок подогрева карбюратора; 42. Патрубок для отсоса картерных газов: 43. Патрубок для подачи разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания; 44. Главный топливный жиклер первой камеры; 45. Эмульсионная трубка первой камеры: 46. Эмульсионный канал холостого хода; 47. Шариковый клапан ускорительного насоса: 48. Диафрагма ускорительного насоса; 49. Рычаг привода ускорительного насоса: 50. Тяга рукоятки привода воздушной заслонки; 51. Кронштейн крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки: 52. Регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 53. Рычаг привода дроссельных заслонок: 54. Рычаг управления воздушной заслонкой: 55. Шариковый клапан подачи топлива ускорительного насоса: 56. Кулачок привода ускорительного насоса: 57. 1.Работа карбюратора при максимальной мощности двигателя; 58. 11.Работа пускового устройства; 59. III.Работа карбюратора на холостом ходу двигателя; 60. IV.Работа карбюратора при переходе на средние нагрузки двигателя: 61. V.Работа ускорительного насоса.
САМОЕ ГЛАВНОЕ !
Как это все работает:
Главная дозирующая система запитывается из поплавковой камеры, в которую топливо поступает через игольчатый клапан 18. Через главные топливные жиклеры 44 и 32 топливо поступает в эмульсионные колодцы. При достаточных разрежениях в распылителях главных дозирующих систем топливо смешивается в эмульсионных колодцах с воздухом, поступающим через главные воздушные жиклеры 6 и 14, ив виде эмульсии всасывается в диффузоры смесительных камер. На режиме дросселирования работает только главная дозирующая система первой камеры. Вторая камера начинает открываться и работать, когда дроссельная заслонка первой камеры откроется более чем на две трети.
Система холостого хода обеспечивает необходимый состав горючей смеси на холостом ходу. При этом дроссельные заслонки 38 и 35 закрыты. Топливо из эмульсионного колодца главной дозирующей системы поднимается по топливному каналу, проходит топливный жиклер 5, смешивается с воздухом из воздушного жиклера 7 и проточного канала и далее поступает под винт 40 качества смеси и в задроссельное пространство.
Переходная система первой камеры обеспечивает плавный переход работы двигателя с холостого хода на режимы дросселирования. В момент открытия дроссельной заслонки первой камеры щель 39 переходной системы попадает под разрежение. Из нее также будет поступать эмульсия, обеспечивая плавный переход.
Переходная система второй камеры, обеспечивает плавный переход работы двигателя в момент начала открытия дроссельной заслонки второй камеры. В этот момент отверстия 34 попадают под разрежение; топливо из поплавковой камеры через жиклер 30 поднимается по трубке вверх, из воздушного жиклера 15 подмешивается воздух, и эмульсия по эмульсионному каналу поступает через выходные отверстия под дроссельную заслонку.
Эконостат обогащает горючую смесь при полностью открытых дроссельных заслонках на скоростных режимах, близких к максимальным. При открытых дроссельных заслонках значительно возрастает разрежение в смесительных камерах и трубке 13 эконостата. Топливо из поплавковой камеры поступает через жиклер 29 эконостата и впрыскивающую трубку 13 во вторую смесительную камеру.
Экономайзер мощностных режимов предотвращает изменение степени обогащения смеси за счет пульсации разрежения под дроссельной заслонкой, особенно при уменьшении частоты вращения коленчатого вала, когда возрастает пульсация и уменьшается разрежение. Шариковый клапан 26 экономайзера закрыт, пока диафрагма 23 удерживается разрежением под дроссельной заслонкой. При значительном открытии дроссельной заслонки 38 разрежение несколько снижается, и пружина диафрагмы открывает клапан. Топливо проходит через клапан, жиклер 25 экономайзера, добавляется к топливу, проходящему через главный топливный жиклер 44, и выравнивает обогащение смеси.
Ускорительный насос диафрагменного типа с приводом от кулачка на оси дроссельной заслонки первой камеры. При резком открытии дроссельной заслонки кулачок нажимает на рычаг 49 л через пружину в толкателе действует на диафрагму 48, преодолевая сопротивление возвратной пружины. Диафрагма подает топливо через шариковый клапан подачи и впрыскивает его через распылители 11 в смесительные камеры. При обратном ходе диафрагмы под действием возвратной пружины из поплавковой камеры засасывается топливо через обратный шариковый клапан 47 в рабочую полость ускорительного насоса
Пусковое устройство обеспечивает приготовление богатой горючей смеси при запуске холодного двигателя. При повороте рычага 54 управления воздушной заслонкой за тягу 50 против часовой стрелки приоткрывается дроссельная заслонка 38 первой камеры наружной кромкой за регулировочный винт 52. Одновременно расширяющийся паз рычага 54 освобождает штифт рычага воздушной заслонки, и она за счет возвратной пружины будет удерживаться полностью закрытой. Ось воздушной заслонки смещена, поэтому воздушная заслонка после запуска двигателя может приоткрываться потоком воздуха, растягивая пружину, чем обеспечивает обеднение смеси.
Разрежение из задроссельного пространства воздействует на диафрагму 2 и может за шток 3 приоткрывать воздушную заслонку. Регулировочный винт 1 позволяет регулировать величину приоткрывания заслонки.
Экономайзер принудительного холостого хода отключает систему холостого хода на принудительном холостом ходу (во время торможения автомобиля двигателем, при движении под уклон, при переключении передач), исключая выбросы окиси углерода в атмосферу.
Экономайзер включает в себя концевой выключатель, установленный на регулировочном винте 18 количества смеси холостого хода, электромагнитный запорный клапан 10, электронный блок управления и электрические провода присоединения приборов.
На принудительном холостом ходу, если частота вращения начинает возрастать, то напряжение на обмотку электромагнитного запорного клапана 4 подается до тех пор электронным блоком управления, пока частота вращения коленчатого вала не превысит 2100 об/мин, хотя концевой выключатель и замкнут на «массу». При более высокой частоте вращения электронный блок управления выключает питание на электромагнитный запорный клапан, в результате прекращается подача топлива в систему холостого хода.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя на принудительном холостом ходу до 1900 об/мин вновь начинает подаваться питание электронным блоком управления на обмотку клапана, и он открывает подачу топлива через жиклер холостого хода, двигатель постепенно выходит на режим холостого хода, хотя концевой выключатель и замкнут на «массу».
Я думаю теперь все стало понятно что такое карбюратор Солекс ? как ? зачем ? и что ?
Средняя цена карбюратора Солекс в Украине от 860 грн . Ну можно найти и дешевле )
www.drive2.ru
Карбюратор солекс. Принцип работы, неисправности и их устранение.
Карбюратор солекс не имеет принципиальных отличий от других устройств подобного типа. Рассмотрим конструктивные особенности.
Карбюратором называют устройство для приготовления смеси топлива с воздухом необходимой для работы мотора. Процесс частичного испарения бензина и перемешивания его с воздухом именуется карбюрацией потому это устройство назвали именно так.
Виды смесей
- Нормальная (масса бензина к воздуху в соотношении 1/15) топливо в такой пропорции с воздухом сгорает без остатка. Мотор, работающий на такой смеси, показывает хорошую экономичность и выдает достаточную мощность.
- Обедненная (масса бензина и воздуха в соотношении меньшем 1\15, но не менее 1/17). Двигателя работающий на такой смеси наиболее экономичен, но не развевает максимальной мощности.
- Бедная (бензин с воздухом в пропорции меньше 1/17 по массе). По причине малой отдаваемой мощности двигатель работает на такой смеси неустойчиво и не экономично. Смесь в пропорции менее 1/19 не воспламеняется от искры поэтому мотор на ней работать не может.
- Обогащенная (бензин с воздухом в пропорции большей 1/15, но меньшей 1/13). Двигатель работая на этой смеси расходует много топлива, но выдает максимальную мощность.
- Богатая (соотношение бензин / воздух более 1/13). Недостаток кислорода не допускает сгорания топлива без остатка. Работа мотора на ней не экономична, осложнена перебоями и не допускает достижения максимальной мощности.
- Переобогащенная (содержание бензина в воздух больше чем 1:5). Не поджигается от искры из-за недостатка кислорода. Двигателя на ней работать не может.
Режимы работы двигателя
- Пуск холодного двигателя. В этом режиме распыленное топливо частично оседает на внутренней поверхности впускного коллектора, испарившееся же попав в цилиндр, частично конденсируется на его стенках. Поэтому для надежного пуска необходима переобогащенная смесь.
- Холостой ход. Частота вращения коленвала в этом режиме невысока, а дроссельные заслонки практически полностью закрыты, поэтому вентиляция камер сгорания не так хороша как при работе на более высоких оборотах. Из-за чего к моменту воспламенения смесь сильно разбавлена продуктами горения. Потому для бесперебойной работы требуется обогащенная смесь.
- Режим частичных нагрузок. Когда от мотора не требуется полной отдачи мощности. Открытие заслонок не максимальное, но вентиляция цилиндров достаточно хорошая. Для нормальной работы достаточно обедненной смеси. По отношению выдаваемой мощности к расходу горючего является наилучшим.
- Режим полной нагрузки. Когда от мотора нужна почти полная отдача мощности. Происходит на высоких оборотах при полностью открытых дроссельных заслонках. Требует обогащенною смесь, имеющую высокую скорость сгорания.
- Режим резкого увеличения нагрузки. Двигатель работает в этом режиме, к примеру, при разгоне машины. Требует обогащенную смесь. Из-за инертности образования смеси для более плавного перехода на режим необходимо вспомогательное краткосрочное обогащение смеси.
Системы из которых состоит карбюратор
- Сбалансированная поплавковая камера. Предназначена для точного поддержания заданного уровня топлива, что обеспечивает постоянство давления бензина, поступающего через калиброванные отверстия (жиклеры) в дозирующие системы. Ее пространство выше уровня топлива соединяется с горловиной, в которую поступает воздушный поток. Это выравнивает давление воздуха, поступающего в карбюратор, и в поплавковой камере для уменьшения влияния загрязнения воздушного фильтра на обогащение смеси. Устройство поддержания постоянного уровня топлива состоит из поплавков и клапана.
- Система холостого хода и переходных режимов. Работает при закрытых или немного приоткрытых дроссельных заслонках на малых оборотах двигателя то есть тогда когда главная дозирующая система работать из-за малого разрежения не может.
- Ускорительный насос. Впрыскивает топливо при резком открытии дроссельной заслонки для переобогащенная смеси с целью более плавного перехода на режим резкого увеличения нагрузки. Устройство имеет механический привод от дроссельной заслонки.
- Система пуска. Пуск двигателя происходит при небольшой частоте вращения коленвала и невысокой температуре поэтому чтобы запуск был стабильным нужна переобогащенная смесь. Для ее приготовления закрывается воздушная заслонка и приоткрывается дроссельная. После того как двигатель запустился частота вращения коленвала увеличивается; теперь чтобы двигатель не заглох от переобогащения смеси нужно приоткрыть воздушную заслонку это делается посредством тяги за счет усилия диафрагмы под воздействием разряжения в главной дозирующей системе.
- Экономайзер мощностных режимов. Устройство обогащает смесь в режиме полной нагрузки для развития двигателем максимальной мощности. На «солексе» имеет пневматический привод. При не полностью открытой дроссельной заслонке разряжение под ней через канал воздействует на диафрагму и та, сжимая пружину, отводит толкатель от шарика клапана. При полностью открытой заслонке разряжение падает и перестает удерживать пружину сжатой и она через толкатель открывает шариковый клапан, который добавляет топливо в смесительную камеру, минуя главную дозирующую систему.
- Эконостат. Берет горючее через жиклер из поплавковой камеры и подает в выходное отверстие распылителя, расположенное в зоне низкого разряжения, поэтому он работает только на больших оборотах при полностью открытой дроссельной заслонке когда двигателю требуется обогащение смеси для достижения максимальной мощности.
Часто встречающиеся проблемы и их устранение
Карбюратор солекс, устанавливающийся на автомобилях семейства ВАЗ, старый добрый ДААЗ-2108, в процессе работы может приобрести неисправности с такими проявлениями:
- Двигатель глохнет на холостом ходу или работает с нестабильной частотой вращения коленвала. Такая неисправность нередко бывает вызвана засорением топливного жиклера холостого хода, который мы видим когда выворачиваем электроклапан. Увидеть соринку обычно не удается поэтому жиклер нужно вынуть из клапана и просто продуть воздухом. Иногда эта неисправность бывает вызвана выходом из строя блока управления клапаном. Проверить его можно, подав на разъем клапана, питание при помощи отрезка провода. Если холостые обороты восстановятся, то блок управления ― неисправен.
- «Провал» при резком нажатии педали акселератора. Устройство неисправности обычно заключается либо в разрыве диафрагмы ускорительного насоса, либо в засорении его распылителей.
- Большой расход топлива в сочетании с неустойчивым холостым ходом часто бывает из-за переполнения поплавковой камеры вследствие негерметичности игольчатого клапана. Устройство клапана бывает двух видов: с притертой иглой и с резиновым запорным наконечником. Самый простой способ решения проблемы подходящий для клапана, имеющего любое устройство ― это его замена новым (они взаимозаменяемы).
autolirika.ru
Конструкция и устройство карбюратора Солекс
Конструкция.
Основные системы и принцип работы карбюратора Изучаем карбюратор Солекс, принцип и настройкаКарбюраторы «Солекс», как и любые другие карбюраторы, представляют собой устройства для точного дозирования топлива в потоке воздуха, образования из топлива и воздуха горючей смеси и регулирования её подачи в цилиндры двигателя.
- Общее устройство карбюратора «Солекс»
- 1 — камеры карбюратора
- 2 — дроссельные заслонки
- 3 — первичная камера
- 4 — вторичная камера
- 5 — диффузоры
- 6 — поплавковая камера
- 7 — крышка корпуса
- 8 — корпус.
Имеет два расположенных рядом вертикальных канала 1 для прохода воздуха, в нижней части каждого из которых установлена поворотная дроссельная заслонка 2. Каждый из этих каналов называют «камерой» карбюратора. Поскольку таких камер две, а привод дроссельных заслонок устроен так, что, по мере нажатия на педаль акселератора, сначала открывается одна, а затем другая заслонка, карбюраторы этого типа называют двухкамерными, с последовательным включением камер. Камера, в которой дроссельная заслонка открывается раньше другой, называется первичной 3, другая — вторичной 4.
В средней части каждого из главных воздушных каналов имеются конусообразные сужения — диффузоры 5, посредством которых создаётся разрежение, необходимое для подсасывания топлива из находящейся в корпусе карбюратора специальной ёмкости — поплавковой камеры 6.Необходимый для нормальной работы карбюратора уровень топлива в поплавковой камере поддерживается постоянным (точнее, почти постоянным, о чём речь ниже) при помощи механизма с поплавком и запорной иглой.
Состоит из двух основных частей:
верхней — крышки 7 корпуса с фланцем, шпильками крепления воздушного фильтра и топливными штуцерами; нижней — корпуса 8, в котором размещены диффузоры 5, поплавковая камера 6 и дроссельные заслонки 2 с механизмом их привода. Крышка крепится к корпусу пятью винтами через тонкую картонню прокладку.
- Корпус карбюратора «Солекс» (вид сверху)
- 1 — отверстие подвода топливовоздушной эмульсии к каналам системы холостого хода
- 2 — отверстие эмульсионного колодца главной дозирующей системы первичной камеры
- 3 — отверстие корпуса распылителей ускорительного насоса со всасывающим клапаном
- 4 — глухое неиспользуемое отверстие
- 5 — канал подвода воздуха в систему холостого хода из диффузорного пространства первичной камеры
- 6 — топливозаборное отверстие ускорительного насоса
- 7 — левое (по ходу движения) отверстие соединительного канала секций поплавковой камеры
- 8 — уплотнительное кольцо
- 9 — топливозаборный канал системы холостого хода
- 10 — отверстие подвода топливовоздушной эмульсии к каналам переходной системы вторичной камеры
- 11 — отверстие эмульсионного колодца главной дозирующей системы вторичной камеры
- 12 — правое (по ходу движения) отверстие соединительного канала секций поплавковой камеры
- 13 — контактный датчик закрытого положения дроссельной заслонки
- 14 — отверстие подвода разрежения к пусковому устройству
- 15 — колодка электрического разъёма датчика закрытого положения дроссельной заслонки
- 16 — выемка для подвода топливовоздушной эмульсии из крышки в каналы системы холостого хода корпуса карбюратора.
- Крышка карбюратора «Солекс» (вид снизу)
- 1 — штуцер перепуска топлива
- 2 — топливоподводящий штуцер
- 3 — отверстие подвода топлива к топливному жиклёру системы холостого хода
- 4 — воздушный жиклёр системы холостого хода
- 5 — электромагнитный клапан топливного жиклёра системы холостого хода
- 6 — отверстие подвода топливовоздушной эмульсии к каналам системы холостого хода в корпусе карбюратора
- 7 — отверстие подвода воздуха к воздушным жиклёрам главных дозирующих систем
- 8 — отверстие подвода разрежения к пусковому устройству
- 9 — топливный жиклёр переходной системы вторичной камеры с топливозаборной трубкой
- 10 — топливный жиклёр эконостата с топливозаборной трубкой
- 11 — распылительэконостата
- 12 — отверстие подвода топливовоздушной эмульсии к каналам переходной системы вторичной камеры
- 13 — пробка сетчатого фильтра
- 14 — ось держателя поплавков
- 15 — держатель с поплавками.
- Карбюратор «Солекс» (вид сверху)
- 1 — распылитель эконостата
- 2 — воздушный жиклёр переходной системы вторичной камеры
- 3 — заглушки канала эконостата
- 4,7 — балансировочные отверстия
- 5 — отверстия подвода воздуха к главным воздушным жиклёрам
- 6 — заглушки канала системы холостого хода.
- Карбюратор «Солекс» (вид снизу)
- 1 — штуцер системы вентиляции картера
- 2 — выемка у входного отверстия системы холостого хода
- 3 — отверстие подвода разрежения к пусковому устройству
- 4 — демпфирующее отверстие подвода разрежения к пусковому устройству
- 5 — демпфирующее отверстие подвода разрежения к пневмоэкономайзеру
- 6 — выемка вывода картерных газов в задроссельное пространство
- 7 — дроссельная заслонка первичной камеры
- 8 — дроссельная заслонка вторичной камеры.
vazclub.com
Audi 100 AAR 2.3 Inspired › Бортжурнал › Устройство карбюратора простыми словами (на прим. Солекс)
Осторожно, длиннопост 🙂 Много букф и много картинок.
Это преамбула ко второй части рассказа о том, как с карбюраторной системой на Audi 100 2.3 можно добиться практически схожих динамических характеристик родной системы впрыска.
Наверное, проще чем карбюратор, системы подачи топлива в природе просто нет, и учитывая это, наверняка найдутся люди, которым он еще кажется темной лошадкой. И прежде чем приступить к публикации моей второй части, хотелось бы рассказать максимально простым языком как работают все основные системы.
Аналогичным образом устроены и работают практически все карбюраторы, есть только небольшие различия в конструкциях. В этом посте я расскажу на примере карб. солекс, обладающим наиболее простой конструкцией.
Солекс — семейство карбюраторов имеющих практически одинаковую конструкцию всех систем, но отличающихся параметрами дозирующих элементов, а также некоторыми конструктивными особенностями.
Солексы в основном ставились на ВАЗ2108/09/099, ВАЗ-классику, Нивы-Тайги и некоторые другие.
Как и абсолютное большинство карбюраторов, он имеет 2 камеры, принцип работы которых установлен в соотношении 70 на 30. Грубо говоря, 70 процентов нажатия педали — двигатель работает только на первой камере, и при нажатии педали более чем на 70% — открывается вторая камера. У карба есть несколько систем, отвечающих за работу на разных режимах работы двигателя.
ОСНОВА НОМЕР ОДИН! Главный принцип. Бедная и богатая смесь.
Для полного сгорания 1 кг топлива требуется 15 кг воздуха.
Топливовоздушная смесь в такой пропорции называется нормальной. Режим работы двигателя на этой смеси имеет удовлетворительные показатели по экономичности и развиваемой мощности.
Незначительное увеличение количества воздуха в топливовоздушной смеси по сравнению с его нормальным содержанием (но не более 17 кг) приводит к обеднению смеси. На обедненной смеси двигатель работает в наиболее экономичном режиме, т.е. расход топлива на единицу развиваемой мощности минимален. Полную мощность на такой смеси двигатель не разовьет.
При избытке воздуха (17 кг и более) образуется бедная смесь. Двигатель на такой смеси работает неустойчиво, при этом расход топлива на единицу вырабатываемой мощности возрастает. На переобедненной смеси, содержащей более 19 кг воздуха на 1 кг топлива, работа двигателя невозможна, так как смесь не воспламеняется от искры.
Небольшой недостаток воздуха в топливовоздушной смеси по сравнению с нормальным (от 15 до 13 кг) способствует образованию обогащенной смеси. Такая смесь позволяет двигателю развивать максимальную мощность при несколько повышенном расходе топлива.
Если воздуха в смеси меньше 13 кг на 1 кг топлива, смесь богатая. Из-за недостатка кислорода топливо сгорает не полностью. Двигатель на богатой смеси работает в неэкономичном режиме, с перебоями и при этом не развивает полной мощности. Переобогащенная смесь, содержащая менее 5 кг воздуха на 1 кг топлива, не воспламеняется — работа двигателя на ней невозможна.
Теперь перейдем к системам:
ПОПЛАВКОВАЯ КАМЕРА
Все просто.
Принцип унитазного бачка и думаю рассказывать о том, как работает бачок унитаза нет смысла. Главная цель — поддерживать заданный уровень топлива. Исполнительные механизмы — поплавки и затыкающая игла.
СИСТЕМА ХОЛОСТОГО ХОДА (ХХ) / ЭКОНОМАЙЗЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХОЛОСТОГО ХОДА (ЭПХХ)
И на солексе система ХХ осложнена наличием электромагнитного клапана. Электромагнитный клапан иглой затыкает подачу топлива через жиклер ХХ в двух случаях:
1. Если выключено зажигание.
2. Если педаль газа отпущена, а на тахометре больше 1900 об/мин. Экономим бензин при спуске с горы, например.
Но на практике проблем от этой фигни больше, чем пользы. Поэтому если пропал холостой ход на солексе — 90% вероятность, что дело именно в этом. Жиклер ХХ имеет привычку забиваться какой-нибудь хренью, холостой ход при этом, естественно, пропадает. Но вся проблема решается за пару минут.
Канал выхода ХХ располагается под дроссельной заслонкой. Жиклеры ХХ имеют разные тарировки, от 39 до 50.
Можно просто откусить иглу кусачками, и тогда система ХХ превращается в принудительную. Кроме незначительно увеличившегося расхода топлива больше последствий не будет.
ГЛАВНАЯ ДОЗИРУЮЩАЯ СИСТЕМА (ГДС)
Она же самая сложная для быстрого понимания. Задача главной дозирующей системы — приготовить рабочую смесь для нормальной работы двигателя на основном режиме работы.
Главная дозирующая система состоит из топливных жиклеров первичной и вторичной камер карбюратора, воздушных жиклеров и эмульсионных трубок, трубок “вентури”, предназначенных для смешивания топлива с воздухом и приготовления рабочей смеси для нормальной работы двигателя.
Готовая смесь распыляется в СМЕСИТЕЛЬНОЙ камере.
Топливные жиклеры. Имеют шаг 2.5, есть 95/97.5/100/102.5/105/107.5 и т.п
Воздушные жиклеры 1 (3) соединены с эмульсионными трубками 2 (4). Могут разъединяться. ВЖ имеют шаг 5-10, т.е 100/125/135/145/150/155/160/165. Маркируются сверху.
Но система ГДС может работать только при достаточно плавном нажатии на газ, если же педаль вдавить резко — ГДС не может обеспечить достаточного обогащения и машина ткнет носом. Дабы этого избежать, в карбе придусмотрена следующая система:
УСКОРИТЕЛЬНЫЙ НАСОС.
В случае резкого нажатия на газ, для предотвращения провала, нужно кратковременно обогатить смесь.
Ускорительный насос работает от привода дроссельных заслонок. С одной стороны оси дроссельных заслонок — рычаг привода и тросик газа, с другой стороны — кулачек. Он давит на рычаг, который в свою очередь через мембрану продавливает по каналу бензин. Конец этого канала — распылитель ускорительного насоса, вспрыскивает топливо в смесительную камеру.
Самые популярные кулачки — четверка и семерка. Сравнение размеров. Чем больше кулачек — тем больше бензина продавится за одно нажатие на педаль.
Распылитель ускорительного насоса. Маркируется сбоку на срезе (35/35, 35/40, 40/40, 40/35, 45/40) и обозначает диаметр выходного отверстия. Бывает на две камеры, бывает на одну. Распылитель в одну камеру использовался преимущественно на нивах, где основной режим — тяга на низких оборотах и до второй камеры редко когда доходит.
Он же — самый любимый элемент «тюненгеров». Предназначающаяся для второй камеры трубка распылителя загибается в первую камеру. ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ.
«Мудрецы» говорят, что так можно прибавить мощности. На самом деле это дает обратный эффект и уводит все остальные показатели в минус. Тот, кто это придумал, очевидно, дурачок мало знаком с устройством и принципами работы карбюратора.
Пример народного тюненга.
Рассмотреные выше системы обеспечивают экономичную и надежную работу двигателя на малых и средних нагрузках, однако, чтобы обеспечить все режимы работы двигателя, карбюратор имеет обогатительные устройства. Такими устройствами в современных карбюраторах являются ускорительный насос, экономайзер, эконостат и пусковое устройство.
ЭКОНОМАЙЗЕР МОЩНОСТЫХ РЕЖИМОВ
Эта штуковина работает совместно с ГДС, увеличивая поступление топлива для смесеобразования.
Экономайзер служит для обогащения горючей смеси при полной нагрузке двигателя или при плавном разгоне. Дополнительное топливо подается в распылитель главного жиклера через специальный клапан с механическим или пневматическим приводом.
Дополнительная подача топлива в главное дозирующее устройство составляет обычно 10—20%. Это обеспечивает обогащение горючей смеси и переход работы двигателя со средних нагрузок на режим полной мощности.
ЭКОНОСТАТ
Эконостат выполняет такие же функции, как и экономайзер, т.е. обогащает смесь при полной нагрузке (режим «педаль в пол»). Только имеет куда более простую конструкцию. При максимально открытых ДЗ, на режиме полной мощности у носика создается разрежение, которое и вытягивает из него еще порцию топлива.
Тот самый носик, торчащий сверху второй камеры.
ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО
Пусковое устройство служит для обогащения смеси при пуске холодного двигателя.
Состоит из воздушной заслонки, управляемой водителем из салона (подсос) и пневматическим устройством.
Как только произойдет пуск холодного двигателя при полностью закрытой воздушной заслонке, смесь может очень сильно обогатиться. Поэтому воздушную заслонку рекомендуется приоткрывать сразу после начала работы двигателя.
Эту задачу и выполняет пусковое устройство, открывая заслонку на заданный регулировкой угол сразу после запуска двигателя.
Краткая схема включения систем на разных режимах работы.
Карбюраторы почти 100 лет безраздельно господствовали на всех автомобильных
бензиновых двигателях. Последние два десятилетия ушедшего века ознаменованы массовым переходом на впрысковые системы питания. Однако, классика обладает рядом преимуществ.
Карбюратор практически не отказывает. Даже с неисправным карбюратором, коптя и «чихая», на автомобиле удастся добраться до СТО.
Для того, чтобы отремонтировать карбюратор в поле, понадобится только мозг, отвертки и ключи.
Следующий пост будет о различиях в моделях солекса и подбор оного. Спасибо за внимание 😉
www.drive2.ru
Устройство карбюратора с ускорительным насосом
В российском автопарке ещё достаточное количество автомобилей с карбюраторными двигателями. В большинстве своём это модели ВАЗ. Карбюратор — это сложный механический узел, состоящий из нескольких малых систем. Нарушение работы одной группы, приводит к общим неполадкам системы впрыска топлива. Далее расскажем: что такое карбюратор с ускорительным насосом и как его ремонтировать в случае поломки.
Устройство карбюратора
Большинство современных карбюраторов имеют однородную конструкцию с небольшими различиями. Их принцип работы полностью идентичен друг другу. Наибольшее распространение получили карбюраторы Солекс (Solex). Эти модели представлены широким семейством и отличаются простой конструкцией дозирующих элементов.
Схема ускорительного насоса карбюратора: 1 — распылители; 2 — шариковый клапан подачи топлива; 3-диафрагма насоса; 4 — толкатель; 5 — рычаг привода; 6 — кулачок привода насоса; 7 — дроссельная заслонка первой камеры; 8 — обратный шариковый клапан; 9 — дроссельная заслонка второй камеры.
Solex начал производиться в СССР (Димитровград) с середины 80-х годов для модели ВАЗ 2108 «Спутник». Впоследствии новым карбюратором оснащалась почти вся линейка автомобилей ВАЗ, от классики до переднеприводных 2109-099 «Самара» и Нивы. Конструкция Солекса включает в себя несколько систем, которые отвечают за различные режимы работы двигателя. Кратко пробежимся по группам.
↑Поплавковая камера
Поплавковая камера карбюратора с ускорительным насосом
Её принцип действия можно сравнить со сливным бачком унитаза. Основная цель – поддержание необходимого уровня топлива в камере. К основным механизмам относятся сдвоенный поплавок и запирающая игла.
↑Система холостого хода (ХХ/ЭПХХ)
Данная группа взаимосвязана с электромагнитным клапаном. При необходимости, ЭК закрывает жиклёр холостого хода.
Схема системы холостого хода и переходных систем карбюратора: 1 — электромагнитный запорный клапан; 2 — топливный жиклер холостого хода; 3 — воздушный жиклер холостого хода; 4 — топливный жиклер переходной системы второй камеры; 5 — воздушный жиклер переходной системы второй камеры; 6 — выходное отверстие переходной системы второй камеры; 7 — главные топливные жиклеры; 8 — щель переходной системы первой камеры; 9 — регулировочный винт качества (состава) смеси.
Это может произойти в двух случаях:
- выключение зажигания;
- повышенные обороты (более 1900) при отпущенной педали газа (торможение двигателем, спуск с уклона).
↑Если пропал холостой ход, то причина в более чем 90% — засорении жиклёра ХХ. Это довольно частая проблема на Солексах.
ГДС: главная дозирующая система
Рассматриваемый узел является наиболее сложным в карбюраторе. Главная задача ГДС – создать рабочую топливную смесь для стандартной работы двигателя.
Ключевыми компонентами системы являются:
- топливные жиклёры первичной и вторичной камер карбюратора;
- воздушные диффузоры и эмульсионные трубки;
- трубки «вентури», обеспечивающие приготовление рабочей смеси из топлива и воздуха.
Данная система предполагает работу ДВС с плавным воздействием на акселератор. Резкое нажатие на педаль газа не позволит ГДС обеспечить процесс обогащения и двигатель начнёт работать с провалами или заглохнет. Чтобы этого не случилось, предусмотрена следующая система.
↑Ускорительный насос
Чтобы исключить провалы в работе двигателя, необходимо мгновенно обогатить рабочую смесь. Такая задача лежит на ускорительном насосе карбюратора. Он работает от привода дроссельной заслонки. На окончании канала есть распылитель, который подаёт дополнительное струи топлива в одну или две камеры сгорания.
Ускорительный насос
↑Такая схема работы ускорительных насосов применяется не только на карбюраторах Солекс, но и на многих других.
Экономайзер
Данная система предназначена для увеличения объёма топлива и работает совместно с ГДС. Задача экономайзера — обогатить горючую смесь при полной нагрузке двигателя или для плавного разгона.
Схема эконостата и экономайзера мощностных режимов карбюратора: 1 — дроссельная заслонка второй камеры; 2 — главный топливный жиклер второй камеры: 3 — топливный жиклер эконостата с трубкой; 4 — главный топливный жиклер первой камеры; 5 — дроссельная заслонка первой камеры: 6 — канал подвода разрежения; 7 — диафрагма экономайзера; 8 — шариковый клапан; 9 — топливный жиклер экономайзера: 10 — топливный канал; 11 — воздушная заслонка; 12 — главные воздушные жиклеры; 13- впрыскивающая труба эконостата.
↑Эконостат
Принцип работы этого узла, имеет аналогичную экономайзеру функцию. При полной нагрузке на мотор, у впрыскивающего сопла создаётся разряжение и вытягивается дополнительное топливо.
Пусковое устройство (подсос)
Используется для запуска холодного двигателя. Основная задача – обогатить смесь. Управляется вручную из салона. Таким образом водитель может регулировать рабочую смесь воздушной заслонкой.
↑Правильно настроенный карбюратор, практически не отличается по своим свойствам от инжектора. Более того, в тяге на низких оборотах — даже выигрывает. Стоит отметить, что вышедший из строя карбюратор позволит дотянуть до СТО.
Симптомы выхода из строя карбюратора
В период эксплуатации автомобиля, его механизмы могут подвергаться поломкам и выходить из строя. Это правило распространяется и на узел питания ДВС.
Понять, что причиной неисправности машины стал именно карбюратор, помогут следующие признаки:
- запуск двигателя осуществляется с трудом вне зависимости: тёплый или холодный ДВС;
- неустойчивая работа мотора на холостом ходу;
- завышенные или заниженные обороты;
- увеличение расхода топлива;
- плохое ускорение и потеря мощности ДВС;
- рывки и провалы при резком нажатии на акселератор.
↑Это наиболее распространённые неисправности карбюратора Солекс. Согласно рекомендациям работников СТО, регулировка узла подачи топлива ДВС должна происходить каждые полгода. Следует ежемесячно смазывать наружные подвижные узлы.
Диагностика ускорительного насоса своими руками
Если в работе двигателя появились рывки или провалы, значит виновником этих процессов стал ускорительный насос. Устранить неисправность можно самостоятельно. В большинстве случаев, вышедший из строя карбюратор ремонтируется на двигателе. Демонтаж необходим, если невозможно устранить неисправность на месте.
В этом разделе предметом обсуждения станет ускорительный насос карбюратора ВАЗ 2109. Для диагностики снимать узел питания ДВС не придётся.
Ускорительный насос карбюратора Солекс состоит из таких элементов, как:
- диафрагма с крышкой;
- всасывающий клапан;
- приводной рычаг;
- нагнетательный клапан;
- приводной рычаг;
- кулак на оси дросселя;
- распылитель;
- демпферная пружина;
- пружина хода всасывания.
↑Необходимо подготовить фигурную и шлицевую отвёртки, пассатижи, а также минимальный набор гаечных ключей (торцевых и рожковых) с зевами от 7 до 13 мм.
Снятие кожуха воздушного фильтра
Первое, что предстоит сделать – освободить верхнюю часть карбюратора от корпуса воздушного фильтра. Для этого, необходимо отпустить четыре защёлки, открутить центральную гайку рожковым ключом 10 мм и снять крышку корпуса. Затем вынуть элемент воздушного фильтра. Далее открутить 4 гайки на шпильках торцевым 8-мм ключом. Отсоединить наружный газоотводный шланг от корпуса воздушного фильтра. После этого можно снять «кастрюлю».
↑Проверка работоспособности ускорительного насоса
Выбираем удобное положение с правой стороны автомобиля (по ходу) и находим рычаг дроссельной заслонки. Для полноценной работы ускорительного насоса, необходимо резко нажимать на газ. Проверяем это, смотря в камеры карбюратора сверху.
Из двух носиков-распылителей УН должны подаваться сильные струи топлива на дно впускного колодца. Если продолжительность подачи: менее 1,5-2 секунд, имеет слабую силу, происходит с перебоями или распыление осуществляется на стенки смесительных камер, то это неестественная работа УН.
↑Аналогичную диагностику можно провести на снятом карбюраторе. Для этого, необходимо налить топливо из бензонасоса в поплавковую камеру, иначе распылителям нечем будет «стрелять». Неправильные сильные струи топлива, бьющие в стенки камер, возможно устранить пассатижами, направив носики распылителей ускорительного насоса в нужном направлении (вниз).
Ремонт ускорительного насоса на карбюраторе Солекс
Слабые и кривые струи топлива – признаки засорения топливных каналов. Необходимо снять распылитель УН, поддев за верхнюю трубочку шлицевой отвёрткой. Внутри форсунки есть шарик, выполняющий функцию нагнетающего клапана. Если потрясти распылитель рядом с ухом, то должно слышаться биение внутреннего тела.
Отсутствие звуков говорит о сильном засорении. Следует прочистить форсунку сжатым воздухом с помощью: компрессора, насоса или пневматического баллона. Если продувка не дала результата, то необходимо добавить к воздуху тонкую проволоку. Также допускается замачивать форсунку в ацетоне, на 1-2 часа. Отсутствие положительного результата после чистки говорит о том, что распылитель необходимо заменить на новый.
↑Каналы и клапаны ускорительного насоса
В то время, пока снята форсунка УН, можно проверить подачу топлива на неё. Для этого следует резко начать на рычаг заслонки акселератора. Из посадочного места распылителя выстрелит сильная струя бензина. Если это не произойдёт и напор будет слабым и кратковременным, значит забиты каналы и клапаны УН. Предстоит их почистить.
Для этого, следует в посадочное место распылителя налить немного ацетона. Взять небольшой ёршик (от пульверизаторов), зубочистку и почистить канал. Процесс сопровождается продувкой сжатым воздухом.
Можно открутить крышку УН (фигурной отвёрткой), закреплённой на четыре винта. Затем, аккуратно извлечь пружину и диафрагму. Таким образом появляется доступ к выходному отверстию.
Следует залить в отверстие ацетон или аэрозольный очиститель карбюратора и почистить канал проволокой. Затем подать в отверстие сжатый воздух.
В первой поплавковой камере, находится всасывающий топливо канал УН. Его необходимо прочистить аналогичным способом.
Демонтированную диафрагму следует проверить на предмет изношенности и дырок. Если признаки дефектов обнаружены, следует заменить этот элемент на новый.
Установка крышки УН на своё место, происходит в обратном порядке. Однако, при закручивании винтов следует повернуть рычаг насоса до упора. Таким образом диафрагма растянется и примет рабочее положение. Затем установить форсунку на место и проверить работоспособность насоса. Если УН функционирует исправно, то следует поставить корпус воздушного фильтра на место.
↑Конструкция ускорительного насоса карбюратора Солекс проста в ремонте и обслуживании. Данный факт заслужил особое внимание у мастеров тюнинга топливных систем.
Заключение
Как видно из материала статьи, большинству автовладельцев под силу самостоятельно заняться ремонтом ускорительного насоса на карбюраторе Solex. Не стоит прибегать к очистителям топлива в виде присадок в топливо. Эти химические соединения могут растворить накопившиеся смолы в бензобаке, и они отправится по топливной магистрали в карбюратор. Как следствие, каналы будут засорены и автомобиль встанет из-за нехватки горючей смеси.
prokarbyrator.ru
Советы по настройке и регулировке карбюраторов Солекс
Настройка карбюраторов Солекс своими руками.
Регулируем карбюратор своими руками Изучаем карбюратор Солекс, принцип и настройкаИтак, сбылась долгожданная мечта, солекс установлен на двигатель. Если вы думаете, что самое сложное позади, то ошибаетесь: основной кусок работы только начинается – это его настройка под двигатель УЗАМ. Если вы не можете (или не хотите ) найти карбюраторщика или же испытываете неподдельный интерес в приручении этого зверя – эта статья для вас. Перед употреблением данной статьи всем в обязательном порядке скачать мануал от Петровича по устройствам солекса, знать, где расположены жиклеры и основные узлы карбюратора, как снять крышку карба, не путать эконостат с экономайзером Начнем…
Первое, с чего надо начать – это выставление уровня в поплавковых камерах. В мануале уровень выставляется по положению поплавков относительно крышки карбюратора при помощи специального шаблона. Скажу сразу – этот метод можно смело посылать подальше, как и миф о том, что с завода там «все настроено». Дело в том, что у всех разные бензонасосы, разное количество прокладок под ними, кто-то делает обратку, у кого-то она заглушена, как результат – разное давление на запорный клапан (иглу карбюратора), что в большинстве случаев приводит к жестокому переливу. Поэтому методика выставления уровня бензина следующая:
- — Заводим двигатель, даем ему минут 5 поработать, аккуратно подгазовываем, т.к. может стрелять или в карбюратор или в выхлопную. Тут стоит отметить, что любой солекс на любом объеме должен завестись, даже при страшном переливе и бедных жиклерах. Мой солек
- – После того как двигатель поработал, глушим его.
- – Снимаем топливоподводящий шланг, осторожно из него брызнет бензин. Это необходимо делать, чтобы при снятии крышки карбюратора бензин из шланга под давлением не полился в камеру и не повлиял на показания.
- – Откручиваем 5 винтов, которые держат крышку карбюратора и снимаем трос подсоса.
- – Строго горизонтально(!) поднимаем крышку карбюратора, чтобы не повредить поплавки.
- – Замеряем штангенциркулем или линейкой расстояние от поверхности бензина в камерах до привалочной поверхности крышки карбюратора(см. фото выше). Оно должно лежать в пределах 23-25мм в обоих камерах, но уровни в камерах будут отличаться друг от друга т.к. коллектор у нас не горизонтален, так что меряем уровень в каждой камере и берем среднее. Если уровень больше или меньше заданного, аккуратно подгибаем язычок поплавков в нужную сторону, удаляем часть бензина из камер, чтобы старый уровень не помешал новому замеру, собираем все в обратной последовательности. Заводим и с фонариком смотрим в камеры карбюратора секунд 30 минимум, за это время с малых диффузоров не должно упасть ни единой капли бензина. Капанье с диффузоров свидетельствует о переливе. При этом ни в коем случае нельзя газовать, а то может чихнуть карбюратор, что может сказаться плачевно на ваших глазах!!! Далее снова замеряем уровень в камере, если все нормально, первый этап завершен. Я поймал нужный уровень с 3-го снятия крышки
Выставлять уровень не заводя двигатель, а только подкачивая ручкой не следует — получите перелив на заведенном двигателе (больше относится к тем, у кого заглушена обратка)
После того как выставили уровень, прогреваем двигатель до рабочей температуры, глушим и производим следующие действия:
1. Нащупываем плоской отверткой винт качества смеси в отверстии подошвы карбюратора (поз.7)
2. Заворачиваем его до упора по часовой стрелке, только без применения силы, а то сорвете резьбу!
3. От этого положения отворачиваем на 5-6 оборотов назад
4. Заводим двигатель, убираем полностью подсос и винтом количества (поз.6) устанавливаем минимальные обороты таким образом, чтобы двигатель устойчиво работал и в штуцере вакуумного опережения было минимальное разряжение (пробуем через трубку вакуумного опередителя на язык) Обороты должны быть в пределах 500-1200, это говорит об исправности карбюратора.)
5. Начинаем заворачивать винт качества до тех пор пока двигатель начнет неустойчиво работать и отворачиваем назад его на 1-1,5 оборота возвращая устойчивую работу. Винт качества надо крутить медленно.
6. Выставляем винтом количества обороты ХХ около 850-900. Если с этим проблемы и двигатель начинает глохнуть, то добавляем немного винтом качества, откручивая его
7. Пункты 5-6 повторяем до тех пор, пока не поймаем оптимальное соотношение, при котором двигатель будет устойчиво работать и будет иметь минимальное разряжение в трубке.
1. Двигатель никак не реагирует на закручивание винта количества. (По мере закручивания винта двигатель должен терять обороты, нестабильно работать и в конце-концов заглохнуть).
Это индикатор того, что в канал холостого хода поступает слишком много бензина и винт качества не в состоянии его перекрыть. Причины этого могут быть следующие:
- – Установлен слишком большой жиклер ХХ
- – Неплотно закручен электромагнитный клапан или заглушка, вследствие чего бензин подсасывается мимо жиклера ХХ
- – Деформировано посадочное место жиклера ХХ и/или сам жиклер.
Выявление причины и выход из ситуации:
- – На работающем двигателе на ХХ снять провод с электромагнитного клапана, двигатель должен сразу же заглохнуть. Если все ок – скорее всего установлен сильно большой жиклер ХХ и надо поставить меньший
Если двигатель не заглох (при переливе поплавковой камеры он еще лучше работать начнет ) – это говорит о том, что, бензин поступает мимо жиклера ХХ или вообще мимо системы холостого хода (последнее – если неправильно выставлен уровень). Делаем следующее:
- – Выкручиваем электромагнитный клапан (заглушку) и исследуем жиклер ХХ и посадочное место на предмет деформации. В случае выявления последней скорее всего придется менять крышку карбюратора Если деформации нету, надеть жиклер на клапан, смазать уплотнительное колечко маслом и закрутить его ключом, не прилагая особых усилий(зажимать ключом с помощью одного пальца руки!).
Перед тем, как начинать втупую менять жиклеры, надо понимать, зачем это надо как это влияет на мотор, поэтому немного теории. Через отверстие большого диффузора двигатель засасывает воздух, увлекая за собой через топливный жиклер некоторое количество бензина. Чем больше объем двигателя, тем большее количество воздуха будет проходить в единицу времени через диффузор и тем самым больше бензина засосет двигатель. Поэтому в карбюраторах под большой объем стоят маленькие жиклеры. Если установить такой карбюратор на двигатель меньшего объема (например солекс 21041 на 1,5л), то заводские жиклеры будут слишком бедными для него.
Подбор жиклеров всегда начинается с топливного жиклера, а потом к нему подбирается воздушный и начинать с первой камеры, пока не настроите первую камеру — во вторую не лезть!!! Перед началом следует найти заводской карбюратор солекс, который рассчитан на ваш объем или близкий к нему и ставить на свой жиклеры от него.
Для примера возьмем солекс 21041 (1,8л) и двигатель 1,5л: солекс 21041 имеет диффузоры 24х26, ТЖ первой камеры 102,5, что очень мало для двигателя 1,5л. Ищем похожую камеру и близкий объем среди других модификаций (совпадение диффузора имеет больший приоритет): самый близкий – это солекс 21073 (1,7л) имеет диффузоры 24х24 и жиклер 107,5, первые камеры этих карбюраторов совпадают. Далее немного логики: если диффузор одинаков, а объем двигателя меньше, значит и засосет он меньше бензина, поэтому такой жиклер может быть бедноват. Увеличиваем на один шаг значение ТЖ и получаем жиклер 110. Этот жиклер принимаем за «точку отсчета» и набираем жиклеров исходя из того, что хотим получить – прыткость или экономию. А далее дело техники – небольшое обеднение/обогащение достигается подбором большего/меньшего воздушного жиклера соответственно. Стоит отметить тот факт, что все солексы, кроме 21041 рассчитаны под жигулячие двигатели, поэтому ориентироваться на их жиклеры, как на единственно правильные – глубокое заблуждение. У кого-то они поедут сразу, у кого-то не пойдут ни в какую, помните, что поведение машины зависит не от только от карба, а в большой мере от зажигания, от совпадения меток на КВ и РВ, от качества топлива.
Пара слов про эмульсионные трубки (разг. – «флейта»). Они идут в сборе вместе с воздушным жиклером, нужны для того, чтобы изменять состав смеси в зависимости от оборотов двигателя, есть 3 типа эмульсионных трубок: ZD, ZC, 23. Для двигателя узам эмульсионные трубки должны быть в первую камеру – тип ZD, во вторую – тип ZC. Трубка 23 применяется для зубильных поперечных двигателей (карбюратор 21083) поэтому должна быть заменена на тип ZD.
Нужен для того, чтобы давать дополнительное количество бензина при открытии дроссельной заслонки для лучшего ускорения. Приводится в действие кулачком ускорительного насоса (поз. 8) Для двигателя УЗАМ на любом солексе кулачек ускорительного насоса должен быть №4 – самый большой. Носик (или носики) ускорительного насоса при открытии заслонок должны давать ровную и мощную струю бензина, никакого капанья или вялой струйки быть не должно даже при небольших открытиях дросселя! Кроме того, надо отрегулировать положение носика так, чтобы струя попадала аккурат между стенкой диффузора и дроссельной заслонкой – прямиком в коллектор. Если будет лить на заслонку или диффузор – при резком газе машина будет тупить. Для двигателя УЗАМ рекомендуется устанавливать двойной носик ускорительного насоса в разные камеры маркировка 40х40 (штатный для солекса 21041) или 40х45 для маньяков Для экономных – одинарный носик на 45 в первую камеру от солекса 21073.
При работе на холостых оборотах дроссельные заслонки закрыты и под ними получается область высокого разряжения, которое и высасывает из маленького канала ХХ через жиклер бензин для работы. При резком открытии заслонки разряжение так же резко падает, при этом оно сильно слабое, чтобы начала нормально работать главная дозирующая система первой камеры, а системы холостого хода и ускорительного насоса уже не хватает, чтобы поддерживать нормальную работу и получается провал. Для его устранения и используется переходная система – щелевидное отверстие, которое находится над дроссельной заслонкой первой камеры. Как только мы нажимаем газ – отверстие попадает в область сильного разряжения и из него подсасывается дополнительная порция бензина. Это отверстие получает бензин так же через жиклер ХХ.
Очень часто после установки карбюратора люди жалуются на провал при старте или же на тупление движка вплоть до того, что он просто чихает, стреляет и вовсе глохнет. Происходит это как раз из-за переходной системы. Вся хитрость состоит именно в подборе оптимального соотношения носика ускорительного насоса и жиклера ХХ. Суть в том, что на переходном режиме бензин дает и ускорительный насос и переходная система одновременно и получается либо сильно богатая смесь либо слишком бедная в итоге двигатель давится. Обращаю особое внимание, что жиклеры первой камеры тут не при чем и не надо лечить провал заменой жиклеров ГДС!!!
Подбирать жиклер ХХ и носик надо на прогретом до рабочей температуры двигателе и без подсоса! К этому приступать ТОЛЬКО после того, как все вышеописанное в этой статье будет выполнено!!!
Итак, двигатель работает на холостых, подсос убран, ручка КПП на нейтрали. Резко давим на педаль газа, не обязательно в пол, можно на половину хода или на четверть, но главное – резко. При этом двигатель должен сразу же набирать обороты без задержки и тем более без провала. Если все так и есть – поздравляю, это ваш джекпот, ничего настраивать не надо Если все же имеется провал или задержка, значит соотношение неправильное. Теперь нажимаем плавно на педаль газа, если обороты набираются нормально без провалов и ровно, значит надо копать в сторону жиклера холостого и носика УН, ГДС в порядке. Если и так обороты набираются паршиво, двигатель работает «дергано», трясется или же утробно гудит – неправильно подобраны жиклеры первой камеры – сильно бедная или богатая смесь на рабочем режиме.
Вот тут и начинается самое занудное – по-очереди перебирать жиклеры ХХ и/или носик УН до тех пор, пока уйдет провал и задержка. При этом может быть понадобиться немного подрегулировать холостые, т.к. меньший/больший жиклер ХХ влияет на холостой ход. Переобагащение на переходном режиме можно заметить по черному дыму из трубы во время резкого газования, а так же по вонючему выхлопу в этот момент. Я бы рекомендовал ставить носик УН 40х40 и подбирать к нему жиклер ХХ, он будет в районе 38-41. Может возникнуть ситуация, когда жиклер ХХ уже настолько большой, что нельзя настроить ХХ, а провал от бедной смести все еще есть, тогда можно попробовать взять двойной носик УН и загнуть обе трубки в первую камеру, очень распространенный вариант.
Как вы заметили, вторая камера вообще не трогается на этапе настройки карбюратора, в большинстве случаев достаточно заводских жиклеров, их недостаток компенсируется эконостатом – трубка которая торчит во второй камере под углом вниз. Суть эконостата в том, что при полном форсаже разряжение возникающее в карбюраторе высасывает через эконостат дополнительный бензин. Он включается в работу на высоких оборотах и обогащает смесь. Если хочется резкого ускорения от второй камеры – можно ставить жиклеры богаче, метод подбора аналогичен подбору первой камеры. К слову, на моем 1,5л отлично прижились заводские настройки второй камеры солекса 21041 для 1,8л.
Здесь я постарался описать лишь основную настройку карбюратора, т.к. нету предела маньячным улучшениям этого девайса, начиная с полировки МД, заканчивая засверливанием каналов и дроссельных заслонок, запаиванием эпульсионных трубок и так далее. Это руководство рассчитано на настройку в гараже своими руками, но все же лучше поехать и настроить все по газоанализатору. Все что здесь описано – это результат личного опыта, чтения огромного количества информации по мануалам и форумам. Свой первый солекс я настраивал почти месяц…
Для того чтобы эта статья была закончена, попрошу всех обладателей выкладывать сюда тарировочные данные ГДС первой и второй камер, жиклер ХХ, носик УН, номер кулачка, а так же те параметры, которые вы меняли относительно заводских (например жиклер ЭМР), заводские значения указывать не надо. Желательно указать примерный расход топлива. Указывайте вот в таком виде (начну с себя):
- Двигатель 1,5л
- Солекс 21041-10 (24х26)
- 1 камера: ТЖ 110, ВЖ135ZD
- 2 камера: ТЖ 120, ВЖ155ZC
- Жиклер ХХ 39
- Носик УН 40х40 в разные камеры, в первую камеру рассверлен сверлом 0.5мм
- Кулачек №4
- Расход:
- Трасса ~8л
- Смешанный цикл ~11л
- Бензин А92
- Двигатель 1,8л
- Солекс 21073 (24х24)
- 1 камера: ТЖ 115, ВЖ165
- 2 камера: ТЖ 115, ВЖ125
- Жиклер ХХ 41
- Носики УН 35х40, оба в первую камеру
- Кулачек не в курсе (не менял).
- Расход: Примерно в смешанном режиме литров 8-9, без балды.
- Бензин А92
- двигатель 1,6
- солекс 21083 (21/23)
- 1 камера: тж 95, вж 150 ZD
- 2 камера: тж 95, вж 135 ZC
- жиклёр хх 41
- распылитель ун самодельный — 2 короткие трубки от 2108, тоесть 2х35, обе трубки в 1ю камеру
- кулачёк №4
- ЭМР 40 (иногда при разгоне в горку чувствуется, что его не хватат..)
- расход: трасса ~8, смешанный цикл ~ 9-10
- бензин АИ95
- УЗАМ 3313
- 21073 (24X26.5 пилил вторую камеру.. )
- 1к 115тж 165zd вж(Нижний конец трубки запаян. Отв в паике 1,1мм )
- 2к 122,5тж 135zc вж
- ЭМР 60 (40 рассверлил сверлом 0,6)
- УН 45Х40 (45 в первую 40 во вторую)
- ХХ 41
- Кулачек №4
- Расход 13 по городу
- бензин А80
- Двигатель 1,5л Д
- Солекс 21083 (21х23)
- 1 камера: ТЖ 97, ВЖ145ZD
- 2 камера: ТЖ 95, ВЖ150ZC
- Жиклер ХХ 40
- Носик УН 35х35 в первую камеру
- Кулачек №4
- ЭМР-55
- Расход:
- Трасса ~8-9л(взависимости от скорости)
- Смешанный цикл ~10л
- Бензин А 80
- есть ещё на 21073 солекс
- под тот же двигатель
- 1 камера: ТЖ 115, ВЖ155ZD
- 2 камера: ТЖ 115, ВЖ135ZC
- Жиклер ХХ 41
- УН 35х40 первая камера
- Кулачек №4
- ЭМР 40
- Расход:
- Трасса ~10-11л(взависимости от скорости)
- Смешанный цикл ~12л
- Бензин А 80
- (динамика на этом карбюраторе была хуже)
- Двигатель 1.6
- 1- 150\115
- 2- 135\107.5
- Носики 45\40
- кулачок 4
- Карбюратор: 21073
- Двигатель 1,5л
- Солекс 2108 (21х23)
- 1 камера: ТЖ 95 , ВЖ150ZD
- 2 камера: ТЖ 122,5 , ВЖ155ZC
- Жиклер ХХ 40
- Носик УН 40х40 переделаный, трубка второй камеры вынута из носика и запаяна а трубка которая торчит в первую камеру рассвелрела сверлом 0.5мм
- Кулачек №7
- ЭМР 40 (хочу рассверлить сверлом 0.5мм)
- Расход:
- Город 8-10 в зав-ти от давления тапки в пол.
- Трасса: 7
- Бензин А92
- : Провалов нет, ХХ стабильный.
- Двигатель 1,5л
- Солекс 2108 (21х23)
- 1 камера: ТЖ 95 , ВЖ150ZD
- 2 камера: ТЖ 122,5 , ВЖ155 23
- Жиклер ХХ 38
- Носик УН 40х45
- Кулачек №7
- ЭМР 40
- Расход: Пока не известен.
- Бензин А92
- Провалов нет, ХХ стабильный.
vazclub.com