что это и как с ним бороться? — журнал За рулем
Даже с новыми шинами от именитого производителя при толщине слоя воды на асфальте сантиметров в десять машина может потерять контакт с дорогой на скорости и до 80 км/ч.

Golf на грани срыва в аквапланирование: водяной клин уже сформировался перед передними колесами.
Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося автомобиля от дороги. С точки зрения физики, объяснение следующее: когда колесо попадает на залитую водой поверхность, в зоне контакта увеличивается давление воды, когда же его величина становится больше, чем давление шины на опорную поверхность, шина всплывает.
Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.Этапы возникновения эффекта аквапланирования: а — сухой, б — мокрый, в — при сильном дожде, 1 — участок контакта, 2 — участок водяного клина.
Электронная энциклопедии «За рулем» наглядно иллюстрирует процесс. Взгляните на рисунок. На сухой дороге (а) пятно контакта шины с покрытием составляет величину 1. На мокрой дороге этот участок уменьшается из-за появления водяного клина (участок 2, рис. б). По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше всплывает над дорогой подобно мчащемуся катеру, поскольку возрастает подъемная сила клина и ей приходится выдавливать больше воды из зоны контакта за меньший промежуток времени. Наконец, когда скорость достигнет определенной величины, называемой критической, и между шиной и покрытием останется слой воды (рис. в), автомобиль, потеряв контакт с дорогой, станет неуправляемым. Опасность очевидна, поэтому аквапланирования следует избегать.
Факторы, влияющие на аквапланирование
Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1
www.zr.ru
Аквапланирование автомобиля, как избегать эффект аквапланирования
Аквапланирование — это очень опасное явление, возникающее при движении автомобиля по дорожному покрытию с присутствием водяного слоя (например, при проезде лужи), когда скорость автомобиля такова, что вода не успевает удаляться из-под пятна контакта шины с дорожным покрытием.
Вспомните, как в детстве вы пускали камешки по водной глади – при аквапланировании автомобиль уподобляется такому камешку, то есть он всплывает.
Даже при движении автомобиля по очень скользкому льду у шин сохраняется минимальное сцепление с поверхностью, а вот при аквапланировании такого сцепления нет вообще, соответственно автомобиль в этот момент абсолютно неуправляем и не реагирует ни на какие действия водителя. В этом и есть основная опасность аквапланирования.
Почему возникает такое явление?
Как показали исследования, перед катящимся по поверхности покрытой слоем воды колесом автомобиля, возникает водяной клин, то есть колесо буквально всплывает и машина движется как глиссер.
Конечно, не любой проезд автомобиля по луже закончится возникновением аквапланирования, ведь для этого нужны некоторые условия. Например, если даже скорость машины будет больше критической, то есть такой, при которой возможно возникновение аквапланирования, но лужа будет достаточно глубокой, то из-за сопротивления воды скорость быстро погасится и аквапланирование не возникнет.
Самые лучшие условия для возникновения аквапланирования, это высокая скорость машины и длинная лужа на асфальте, глубиной от трех до пяти сантиметров. Что касается скорости, то критической скоростью, при которой возникает это опасное явление, считается скорость более 70 км/ч., хотя на практике все зависит от многих разных факторов, таких как состояние дорожного покрытия, состояния шин, типа рисунка протектора, толщины водяного слоя, давления в шинах и т.д.
В некоторых случаях шина может «всплыть» даже при скорости 40 км/ч. Кстати, часто скорость с которой машина выезжает из лужи больше, чем скорость с которой она в лужу заехала.
Как избежать аквапланирование автомобиля
Чтобы избежать такой неприятной ситуации, как появление аквапланирования, нужно соблюдать некоторые правила при управлении автомобилем.
- Во-первых, если вы недостаточно хорошо чувствуете автомобиль, ввиду малого опыта вождения, не ездите со скоростью 70 км/ч. и более.
- Во-вторых, уменьшайте скорость заранее, перед прохождением поворотов и не въезжайте в поворот со скоростью более 90 км/ч, особенно если идет дождь.
Лужи проезжайте прямо, а лужи в повороте старайтесь объезжать или заранее сбрасывать скорость. Помните, от аквапланирования автомобиля при прохождении поворота, никаких контрмер не существует — надейтесь только на свое везение. В общем, на мокром асфальте будьте внимательны и осторожны.
1. Если вы «поймали» аквапланирование на прямом участке дороги и почувствовали, что руль стал «пустым», и «легким», не делайте никаких резких действий. Нужно плавно отпустить педаль газа (не отпускайте её резко) и снизив скорость продолжить движение.
Ни в коем случае не применяйте экстренного торможения, так как машину может закрутить. Когда скорость машины упадет, колеса вновь коснутся дорожного покрытия и управляемость автомобилем восстановится. В этот момент нужно фиксировать шины в прямолинейном направлении, крепко держа рулевое колесо, чтобы в момент касания шин дорожного покрытия автомобиль не «бросило» в сторону.
2. Особую опасность в плане возникновения аквапланирования представляет езда на шинах, с изношенным протектором. На таких шинах даже тончайшая пленка воды на асфальте может вызвать это явление. Также, широкие шины более подвержены возникновению аквапланирования, чем узкие.
Уменьшить риск возникновения аквапланирования могут специальные «дождевые» шины, имеющие направленное строение протектора (поэтому устанавливать их нужно только в соответствии с указанным на шине направлением вращения) и глубокие водоэвакуационные ламели.
Аквапланирование — видео:
Вот такие простые советы, помогут вам противостоять аквапланированию автомобиля. Удачи!
Загрузка…avto-i-avto.ru
Аквапланирование. Что это такое?
Необходимо отметить, что и тот, и другой термины приняты для обозначения одного и того же процесса. Разница присутствует только в названии.
Спросите опытного водителя: «Как часто у него возникают проблемы, связанные с управлением автомобилем на обильно покрытых водой весенних дорогах?» Ответ будет приблизительно следующим: «Проблемы могут появиться только у тех водителей, которые не пытаются объехать широкие лужи, а пролетают над ними на высокой скорости». Если внимательно проанализировать отчеты сотрудников ГАИ, можно обнаружить факт, подтверждающий увеличение количества ДТП в результате того, что водитель не смог справиться с управлением.
Любой автомобиль в условиях передвижения по мокрой трассе может оторваться от поверхности дороги и в буквальном смысле поплыть. Все зависит от скорости движения этого автомобиля, при более высокой скорости, вероятность возникновения аквапланирования увеличивается. При этом, скорость авто является не последним фактором, стимулирующим проявление этого процесса.
Что называют аквапланированием покрышек?
Если условно принять величину сцепления автомобильной покрышки, установленной на колесе автомобиля, с таким покрытием, как сухой асфальт, за единицу (1), то эта же самая шина в условиях мокрого асфальта будет обладать сцеплением с покрытием, величина которого уменьшится, в сравнении с предыдущими показателями наполовину, ее величина станет приблизительно 0,5. На ледяном покрытии коэффициент сцепления будет еще меньше, приблизительно 0,25 от начального значения. Понятие «аквапланирование» означает ситуацию, когда сцепление шин движущегося с высокой скоростью по поверхности воды автомобиля отсутствует полностью, в результате чего колеса, как бы, скользят по мокрому участку дороги. Подобная ситуация опасна тем, что находясь в ней, водитель теряет возможность эффективного управления автомобилем.
При каких условиях возникает подобная опасность? Как правило, аквапланирование имеет место при передвижении автомобиля по огромным лужам, возникшим на поверхности дороги после обильных осадков. При движении автомобиля по подобному покрытию, каждая из его шин будет выполнять роль своеобразного водоотвода жидкости из области контактного пятна, образуя впереди себя водяной вал высотой от 1до 3 см. Специально проведенные исследования позволили измерить величину давления, создаваемого этим валом, она составила 2 бара. Учитывая, что в среднем ширина колеса легкового автомобиля составляет 15 см, нетрудно подсчитать, что каждое из колес автомобиля стремится прижать водяной вал к дорожному покрытию с силой около 30 кг.
Понимая основу механизма описанного выше процесса, нетрудно догадаться, что каждая из покрышек способна успешно отводить воду из области контакта с дорожным покрытием только до определенного момента. Эффективность водоотведения непосредственно связана с такими факторами, как скорость передвижения автомобиля, рисунок протектора его шин, а также толщин слоя воды на дорожном покрытии.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что при движении автомобиля с лысой резиной по лужам на высокой скорости избежать очистки контактного пятна от воды не удастся. Не позволит сделать этого очень незначительная величина глубины канавок протектора. Шины, имеющие степень износа более среднего, не способны эффективно отводить воду из контактного пятна при движении автомобиля со скоростью 100 км/ч по поверхности воды толщиной всего лишь 1 мм. Казалось бы, совершенно незначительная по своим габаритам волна через незначительное время станет достаточно большим водяным валом, в результате чего сцепление колес автомобиля с дорогой исчезнет, и он будет скользить. Прекратить начавшееся аквапланирование невозможно даже в случае резкого торможения. Как правило, в подобных ситуациях экстренное торможение только усугубляет ситуацию, приводя к полной потере контроля над управлением автомобиля.
Особенности аквапланирования автомобилей с передним и задним приводом
У автомобилей, обладающих задним приводом, аквапланирование прежде всего возникает на передней оси. Основным признаком начинающегося гидропланирования является возникающая внезапно, едва заметная потеря контроля над управлением автомобилем. Как правило, опытные водители моментально оценивают сложившуюся ситуацию и производят соответствующие действия для ее исправления. В подобной ситуации резкое уменьшение скорости движения, к которому может прибегнуть начинающий водитель, не принесет желаемого результата. Скорость снижать нельзя. Для выхода из возможного заноса необходимо использовать рулевое управление.
Для автомобилей, имеющих передний привод, гидропланирование возникает в обратном порядке, т.е. оно проявляется, прежде всего, на задней оси. В данной ситуации даже опытному водителю нелегко определить начальный момент аквапланирования. В любом случае, независимо от того в какой момент времени автомобиль начинает терять управление, нельзя резко сбавлять скорость и тормозить, так как подобные действия обязательно приведут к заносу автомобиля.
Нельзя сказать, что риск возникновения гидропланирования может быть связан только с эксплуатацией изношенной резины. В дождливую погоду аквапланирование может возникнуть при управлении автомобилем, «обутым» в новенькую резину. Дело в том, что традиционный протектор при движении по воде не всегда способен справиться с возложенными на него обязанностями, и только резина, на которой присутствует логотип под названием «антидождь», при неизменной скорости движения, обеспечит надежное сцепление колес с дорогой.
Отсюда напрашивается вывод: каждый уважающий себя автомобилист просто обязан разбираться в маркировке покрышек. А если ему часто приходится ездить в дождливую погоду, выбирать покрышки, обладающие улучшенными водоотводящими характеристиками. Такие шины имеют достаточно глубокую продольную канавку по центру покрышки и множество поперечных многопрофильных разрезов. Максимального эффекта позволяет добиться рисунок протектора, имеющий форму елки. Ветви этой елки служат надежным водоотводом. В ходе передвижения по влажной поверхности вода отводится назад и в обе стороны от центра покрышки.
При монтаже покрышки с подобным рисунком на колесный диск очень важно установить направленный рисунок протектора в правильном направлении. Если покрышка будет установлена в противоположном направлении, потоки воды не будут отходить в строну, наоборот, они будут направлены к центру шины, что только увеличит риск возникновения гидропланирования. А как известно, в этом нет ничего хорошего.
Также, каждый водитель должен учитывать, что передвижение в дождливую погоду по идеально гладкой поверхности автобана скорее приведет к возникновению аквапланирования, чем аналогичная поездка в условиях шоссе с крупнозернистым покрытием на основе бетона и асфальта. Дело в том, что гидропланирование возникает в тех случаях, когда потоки воды полностью заливают все имеющиеся на дорожном покрытии неровности. Еще необходимо знать, что шины, обладающими улучшенными характеристиками водоотлива, в условиях сухой дороги изнашиваются быстрее своих традиционных аналогов, а также способствуют повышенному расходу топлива и увеличению продолжительности тормозного пути.
Как уже говорилось ранее, возникновению эффекта гидропланирования способствует одновременное наличие двух составляющих – чрезмерно высокого уровня воды на поверхности дороги, а также высокой скорости передвижения автомобиля. Необходимо отметить, что в настоящее время какие-либо методики контроля этих негативных факторов отсутствуют. Более того, в настоящее время нет никакой научно обоснованной теории, описывающей взаимосвязь этих составляющих. Однако, не стоит расстраиваться, сотрудники отечественных специализированных научно-исследовательских институтов занимаются решением этой проблемы.
Кроме этих двух основных составляющих, на вероятность возникновения эффекта гидропланирования может оказывать влияние множества случайных факторов, таких как техническое состояние амортизаторов, узлов подвески и рулевого управления автомобиля. Совершенно неожиданную отрицательную роль может сыграть неравномерность загрузки по осям, а также отсутствие правильной регулировки развала и схождения колес. Экспериментально было доказано, что даже амортизатор, изношенный только лишь наполовину, гораздо увеличивает риск гидропланирования.
Учитывая все сказанное выше, можно сделать один-единственный вывод: гидропланирование можно и нужно предотвратить, а вот остановить его невозможно. При определенных условиях, аквапланирование может быть более опасным фактором в сравнении с простым скольжением по ледяной поверхности. Для обеспечения надлежащей безопасности движения в условиях покрытой влагой дороги не стоит экономить на покупке соответствующей резины, в пути не нужно использовать методы агрессивного вождения, а встречающиеся на трассе лужи лучше медленно объезжать, чем пролетать над их поверхностью на высокой скорости.
Гидропланирование и скольжение
В условиях сухого асфальтового покрытия требуемая величина сцепления покрышки с дорогой обеспечена надежным контактом незначительных неровностей дороги со специальными элементами протектора. В дождливую погоду, на мокром асфальте надежность сцепления зависит от толщины слоя воды, с имеющимися в нем фракциями грязи и пыли, и особенностями рисунка протектора. Безусловно, контакт автомобильной резины с мокрой дорогой значительно хуже ввиду того, в данной ситуации в контактном пятне присутствует промежуточная структура – слой воды, которая уменьшает силу трения между колесом автомобиля и дорожным покрытием, значительно снижая их взаимодействие.
Если площадь контактного пятна шины с поверхностью сухой дороги принять за определенную величину А, то в условиях влажного покрытия значение данной величины А снизится на некоторую величину В. Это произойдет по причине влияния водяного вала, который возникает из присутствующей на поверхности дороги воды, отводимой протекторами при движении. Объем отводимой воды находится в прямой зависимости от скорости движения: чем быстрее едет автомобиль, тем большее количество воды находится под его колесами. В свою очередь, увеличение толщины водяной пленки приводит к ухудшению контакта дороги с шиной. В определенный период времени, при превышении скорости выше допустимого предела, между покрышкой и дорогой будет присутствовать сплошной слой воды. В этом случае автомобиль остается без какого-либо контакта с дорогой и теряет управляемость или, иными словами, переходит в режим аквапланирования.
Некоторые водители не замечают принципиальной разницы между скольжением и гидропланированием. А, тем не менее, разница существует довольно таки значительная. Прежде всего, необходимо сказать, что скольжение абсолютно не зависит от скорости движения. Скольжение возникает в результате присутствия слоя воды и дальнейшего снижения величины сцепления шины с дорожным покрытием. Скольжение может иметь место при резком повороте или экстренном торможении. Скольжение можно, так или иначе, контролировать.
В случае возникновения эффекта гидропланирования водитель не сможет изменить траекторию неуправляемо движущегося автомобиля до той поры, пока несущие силы вала воды не изменятся до минимальных значений. При попадании автомобиля в режим аквапланирования снижение скорости движения должно быть постепенным. Категорически запрещается резко вращать рулевое колесо или тормозить, так как по окончании действия эффекта гидропланирования развернутые колеса и зажатые колодки тормозов могут стать причиной сильного заноса.
Как правило, скольжение имеет место во время дождя, когда его капли смешиваясь с дорожной пылью, образуют грязь. При усилении дождя бурные потоки воды очищают поверхность дороги от грязи, улучшая, таким образом, качество контакта покрышки с дорожным покрытием. Возникновение эффекта аквапланирования абсолютно не зависит от стадии или силы дождя.
Гидропланирование может наблюдаться даже в сухую погоду при попытке проехать на высокой скорости огромную лужу.
Рассказать друзьям:
Все новости
bodryekolesa.ru
Аквапланирование в автомобиле – что это, и как его избежать?
Каждый водитель сталкивался с тем, что на мокрой дороге или во время гололеда машина совершенно не слушается, ее начинает самопроизвольно нести. Складывается впечатление, что машина «плывет», и вы полностью теряете контроль над ее управлением.
Этот неприятный момент называется аквапланированием. Случается такое, когда шины теряют сцепление с дорожным покрытием во время непогоды. Аквапланирование может начаться во время ливня, дождя, при попадании колесами в огромную лужу, когда дорога покрыта тонким слоем льда.
Понятие эффекта аквапланирования
Что происходит при аквапланировании? Аквапланирование – это своеобразное скольжение по поверхности дорожного покрытия, когда сцепление колес с твёрдой поверхностью сводится к минимуму. На шинах оттеснены канавки, по которым вода должна отводиться в сторону, если машина эксплуатируется в условиях непогоды. В случае, когда дорога покрыта большим слоем воды, эти канавки не успевают отводить воду в сторону, и возникает эффект аквапланирования. Водитель на короткое время теряет контроль над машиной.
Внимание! Не путайте понятия «скольжение» и «аквапланирование»! Скольжение возникает при резком торможении или повороте на дороге, покрытой тонким слоем льда или во время небольшого дождя. В этом случае сцепление шин с дорогой недостаточное (но не теряется полностью).
Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля
Аквапланирование автомобиля провоцируется рядом факторов:
• Большая скорость движения во время дождя, когда дорога покрыта слоем воды.
• Попадание в лужу на большой скорости.
• Сильный поток воды на дороге.
• Неравномерное водяное препятствие на дороге (в случае с неровной трассой).
• Небольшая остаточная глубина протекторов (лысеющие шины).
• Давление в шинах машины.
• Неисправная подвеска машины.
Рисунок шин
Аквапланирование возникает, если рисунок на шинах стирается (нормальным считается рисунок с глубиной канавок на шинах до 8 мм), уменьшается глубина бороздок. С лысыми шинами (глубина бороздок до 1 мм) и на сухом асфальте коэффициент сцепления падает, а на покрытой слоем воды – и подавно. При контакте с водой бороздки не успевают высвободить резину для хорошего сцепления с покрытием трассы, и машина «плывет».
Желательно ставить на машину шины с рисунком «дождевой» (в виде елочки). Это водоотталкивающие покрышки, которые снижают риск возникновения аквапланирования.
Переобувайте машину в протекторы «зима-лето». Зимние шины имеют более глубокие бороздки рисунка шин, потому что резине приходится бороться со снегом и снежной кашицей.
Интересно знать! Термин «аквапланирование» впервые появился в авиации.
Кроме рисунка на шинах, смотрите также на ширину протекторов: узкие или широкие. Преимущество остается за широкими шинами, так как у них большее напряжение сжатия. Необходимо следить и за давлением в шинах. Если протекторы проседают, то глубина бороздок уменьшается, а риск аквапланирования увеличивается.
Толщина водяной пленки
Эффект аквапланирования напрямую зависит от толщины водяной пленки. На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом лучше, чем на дороге с внушительным слоем воды (сильный дождь, ливень). Если дорога имеет перепады в покрытии, то слой воды на ней неравномерный. В этом случае попасть в аквапланирование можно запросто, потому как протекторы должны справиться с разным слоем воды на дороге.
Скорость движения
В непогоду очень важно следить за скоростью, не превышать ее. Аквапланирование шин начинается при скорости от 70 км/ч даже во время небольшого дождя (даже при условии хорошего рисунка на шинах и исправной ходовой части).
Если вы мчитесь на высокой скорости, то аэродинамика слегка поднимает машину над дорогой. В этом случае сцепление колес с основой и так падает. Если учесть, что в дождь на пути сцепления становится вода, то коэффициент сцепления снижается (вода не вытесняется из протекторов, и возникает аквапланирование).
Интересно знать! Второе название аквапланирования – «глиссирование» (момент всплытия колес на водяном клине).
Состояние подвески
Если ваша подвеска изношена, то риск аквапланирования повышается в плохих погодных условиях даже на скорости от 40 км/час.
Опасность аквапланирования для вас и вашего авто
Что делать при аквапланировании? Не паниковать – это главное.
Попав колесами в поток воды на асфальте или в огромную лужу, вы ощутите снижение скорости. Это происходит потому, что возрастает сопротивление движению. При попадании в лужу сцепление колес получается разным (одно колесо уже на более-менее сухой поверхности, а другое находится еще в луже), потому машину и заносит. Иногда может возникнуть небольшой удар, и машину непроизвольно начнет разворачивать. Чтобы этого не произошло, крепко держите руль в руках.
Внимание! Ни в коем случае не делайте резких рывков рулем в сторону (это только усугубит ситуацию). При аквапланировании руль поворачивайте короткими множественными движениями на маленький угол – так вы сможете выровнять машину.
Как предотвратить аквапланирование
Лучше предотвратить беду, чем бороться с аквапланированием. Важно прислушаться к некоторым советам:
• Правильно выбирайте покрышки (узор «елочка», водоотталкивающие, широкие/узкие, наличие пиктограммы: water или aqua – вода, rain – дождь).
• Переобувайте машину по сезону (зимняя и летняя резина).
• Следите за изношенностью покрышек (на «лысой» резине ехать нельзя).
• Следите за состоянием подвески.
• Проезжайте лужи по прямой.
• В дождливую погоду нельзя резко тормозить и поворачивать.
• В непогоду максимально снизьте скорость (должна быть меньше 70 км/час).
• Крепко и правильно держите обе руки на руле (ориентируйтесь по циферблату 10-2 или 9-3), чтобы его не выбило из рук при попадании в лужу.
• Исключите резкие маневры (колеса должны быть всегда прямо).
Какие действия предпринять, если аквапланирование началось
Как же бороться с аквапланированием? Никак. Если уж попали в «плавание», то остается только крепче держать руль прямо и ждать, когда машина проедет участок с толстым слоем воды.
Если попытаться резко повернуть руль, когда передние колеса еще в луже, а задние на асфальте (или наоборот), то может еще раз «кидануть» вплоть до переворота машины. Отбросьте свое психологическое желание тормозить, если машину уже несет.
Внимание! Тормозить надо до водной преграды, а не в ней.
Водители с большим опытом могут поймать и подкорректировать занос, но не всегда (а при касании с твердой поверхностью машину снова уведет в одну из сторон под тем углом, под которым она вошла в «занос»).
Внимание! В момент аквапланирования потихоньку отпускайте педаль газа, чтобы скорость снизилась.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
auto.today
Аквапланирование
Аквапланирование — ситуация, при которой автомобиль «всплывает» при движении по мокрой дороге, теряя сцепление с покрытием. Данная ситуация опасна, так как водитель при этом теряет возможность нормально управлять машиной. Как избежать таких ситуаций — рассмотрим ниже.
Механизм возникновения аквапланирования
Существует такое понятие, как «порог появления аквапланирования». Это скорость, при которой данный эффект начинает проявляться при движении в тех же условиях. То есть при движении в одних и тех же условиях (машина, используемые шины, глубина лужи) этот эффект не будет проявляться при скорости ниже порога и будет — при скорости выше порога.
Вызвано это тем, что после превышения данного порога из пятна контакта не успевает вытесняться вся имеющаяся там вода. Таким образом, между шиной и дорожным покрытием остается слой воды, по которому фактически скользит колесо.
Бороться с этой проблемой необходимо комплексно. Разумеется, рисунок протектора играет крайне важную роль в процессе удаления воды из пятна контакта. Тем не менее более важным является умение водителя избегать как самого аквапланирования, так и его последствий, так как сам по себе эффект никуда не исчезнет даже при использовании самых лучших шин — точно так же, как при движении по зимней дороге даже на самых лучших зимних шинах все равно не получится избежать скольжения, если ехать, не учитывая характеристики дорожного покрытия.
Как избежать аквапланирования на дорогах
Самой главной рекомендацией, безусловно, является соблюдение разумной скорости движения при проезде луж. Помимо этого рекомендуется:
Перед проездом лужи включить дворники на максимальную скорость, чтобы не двигаться «вслепую» при залитом водой лобовом стекле. Данный совет хоть и не связан с явлением аквапланирования, тем не менее имеет прямое отношение к безопасности движения.
Руль при въезде в лужу держать прямо, так как при возникновении аквапланирования машина начинает скользить прямо, независимо от того, куда повернут руль. А когда аквапланирование закончится, напротив, машина резко начнет слушаться руля, и если он будет вывернут в сторону — ее «рванет» в эту сторону неожиданно для водителя.
Руль при въезде в лужу удерживать крепко, двумя руками, так как при этом машину может повести в сторону.
Не бросать педаль тормоза при въезде в лужу, иначе передняя часть машины разгрузится, что существенно повысит шансы «всплыть». Правильнее будет плавно отпускать педаль тормоза, разгружая переднюю ось постепенно. Или вообще не трогать педаль тормоза, если скорость перед лужей и так невысока.
Решения, применяемые Мишлен в борьбе с аквапланированием
Несмотря на то, что правильный стиль вождения является главным способом избежать гидропланирования, нельзя забывать про правильный выбор шины. Как самому искусному ремесленнику нужен качественный инструмент, так и самому хорошему водителю необходимы качественные шины.
И вот какие решения предлагает MICHELIN для решения проблем аквапланирования:
Состав резиновой смеси реализуется также с учетом необходимости максимально качественного сцепления на мокрой дороге.
Широкие продольные водоотводные каналы, способствующие быстрому и эффективному удалению воды из пятна контакта.
Остается лишь определиться с выбором конкретной модели шин (среди предоставляемых MICHELIN или другими производителями) и наслаждаться уверенностью на дороге при любых погодных условиях.
tyreplus.ru
На какой скорости возникает аквапланирование. Что такое аквапланирование? Погода, толщина водяной плёнки
Во время дождя ситуация на городских и загородных дорогах становится опаснее. И дело не только в том, что потоки воды ухудшают видимость. Есть еще такое явление как аквапланирование, из-за которого произошла не одна авария.
Что такое эффект аквапланирования
При движении автомобиля шины и дорожное полотно соприкасаются друг с другом, создавая так называемое «пятно контакта». Эффект аквапланирования возникает тогда, когда между шиной и дорогой нет контакта, а между ними находится водная пленка. В этом случае автомобиль практически неуправляем, причем практически любые действия приводят только к ухудшению ситуации, а не к ее исправлению.
Как и отчего возникает аквапланирование
При движении по мокрой дороге шины выталкивают воду из-под себя, образуя пятно контакта с дорогой. Вода перед колесами автомобиля образует валик, который хорошо видно пешеходам. При определенных условиях шины не справляются с отведением воды и контакт с дорожным полотном теряется, машину «ведет», она не слушается руля.
Причин возникновения аквапланирования довольно много. Во-первых, это скорость. При большой скорости даже незначительное количество воды на дороге может вызвать потерю контакта с дорожным полотном. Потому в дождь или на мокрой дороге лучше ехать на умеренных скоростях. Тем более по хорошей дороге. Потому как гладкий асфальт может стать еще одной причиной появления аквапланирования. На такой дороге даже небольшая пленка воды сильно уменьшает сцепление с дорогой.
В-третьих, изношенные шины и малая глубина протекторов также часто приводят к тому, что вода из-под колес не уходит. Если вы едете на лысой резине, в дождь снижайте скорость и обязательно тормозите перед лужами. Четвертая причина также связана с шинами: неправильное давле
www.neftyanic.ru
Что такое аквапланирование?
В суровых российских реалиях водителям часто приходится бороться с условиями погоды и сложностями дорожного покрытия. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются автовладельцы — эффект аквапланирования. Скользкий лед, снег и глубокие лужи являются главными причинами возникновения аквапланирования и, как следствие, повышенный риск дорожно-транспортных происшествий. Так что же такое аквапланирование и как с ним бороться?

Эффект аквапланирования, или как его принято еще называть слэшплэнинг, представляет собой полную или частичную потерю сцепления шины с жесткой поверхностью дороги. Это возникает, когда между протектором шины и дорожным полотном остается водяная пленка. В этот момент автомобиль становится практически неуправляемым.
Стоит помнить, что не существует средства для полного избавления от аквапланирования, но если следовать простым правилам, то его можно минимизировать.
Пожалуй, основное, чем не следует пренебрегать, является соблюдение рекомендованного скоростного режима. Помимо этого, перед приближением к опасным участкам дороги, таким как лужи, лед или снежная каша, необходимо максимально сбросить скорость. Так же следует помнить, что чем больше у ваших шин остаточная глубина протектора, т.е. чем глубже канавки, тем эффективнее шины будут противостоять возникновению аквапланирования.
Принято считать, что лучше всего справляются с аквапланированием шины с направленным V-образным строением рисунка протектора. Тем не менее, современные технологии и компоненты обеспечили шинам с асимметричными рисунками протекторов сравнимые по эффективности показатели на мокрой дороге.
При выборе шин следует, прежде всего, обратить внимание на современные модели крупных производителей шин. Дело в том, что такие компании, как например Goodyear, Michelin или Nokian, давно и достаточно успешно внедряют в свои модели инновационные разработки, обеспечивающие эффективные характеристики шины на мокрых и скользких поверхностях.

В шинах компании Michelin на борьбу с аквапланированием брошено сразу несколько разработок. Современные V-образные рисунки протектора с расширяющимися во внешнюю сторону каналами позволяют оперативно отводить снег из-под шины. Ламели Stabili Grip и микропомпы удаляют водную пленку, подсушивая лед, и делают работу резиновой смеси шин максимально эффективной. Резиновая смесь Flex-Ice обладает улучшенными сцепными свойствами на мокрой дороге.

Компания Goodyear для борьбы с аквапланированием имеет в арсенале своих моделей технологию Active Grip. Она обеспечивает эффективное сцепление с дорогой за счет применения уникальных гибридных дренажных канавок, оперативно отводящих воду из пятна контакта. Помимо этого, эффективную борьбу с потерей сцепления ведет сеть 3D-ламелей 3D-Block Interlocking System, которая способствует эффективному впитыванию остаточной водной пленки, обеспечивая тем самым противостояние микро-аквапланированию, что весьма актуально в условиях переменчивого российского климата.

В арсенале компании Nokian есть целый ряд технологий, направленных на эффективное противостояние аквапланированию. Тут и полированные канавки для ускоренного отвода воды из пятна контакта, и строение ламелей Dry Touch, обеспечивающих вывод воды в широкие главные канавки, и оптимизированные рисунки протектора с особой формой тормозного усилителя и скошенными плечевыми зонами, способствующие улучшенному отводу снега и слякоти из пятна контакта, и легендарные ламели-насосы, убирающие остаточную влагу с поверхности дороги. Использование комплексного подхода позволил инженерам Nokian Tyres добиться высокого порога начала аквапланирования.
www.4tochki.ru