Обж что такое дорога – Что такое дорога? (по ОБЖ)

Методическая разработка по ОБЖ (5 класс) по теме: План-конспект урока ОБЖ в 5 классе «Дорога и ее составные части»

Петрова Елена Изосимовна

учитель ОБЖ

Муниципального общеобразовательного учреждения –

Средней общеобразовательной школы №22

п. Беркакит Нерюнгринского района

Республики Саха (Якутия)  

План-конспект урока ОБЖ в 5 классе.

Тема урока: « Дорога и ее составные части»

Цели урока:

I. Образовательные:

  1. закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;
  2. формирование знаний о составных частях дороги, о самом понятии «дорога»;
  3. овладение умениями предвидеть и избегать опасности на дороге;
  4. продолжение формирования общих учебных умений и навыков: работать с текстом, анализировать.

II. Развивающие:

  1. развитие качеств личности, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.

III. Воспитательные:

  1. воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;
  2. выработать систему поведения на дорогах и тротуарах.

Оборудование:

  1. интерактивный комплекс;
  2. презентация «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах (карточки-задания)»;
  3. диск «Правила дорожного движения для школьников»;
  4. плакат «Дорога и ее составные части».

 Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Повторение основных понятий.
  2. Индивидуальная работа с карточками-заданиями.

III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Просмотр видеофрагментов.
  3. Рассказ учителя.

IV. Подведение итогов урока.

  1. Вопросы для закрепления полученных знаний.
  2. Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок.

V. Сообщение домашнего задания.

VI. Рефлексия.

Содержание урока:

I. Организационный момент.

  1. Готовность к уроку.
  2. Контроль посещаемости.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили об опасных ситуациях на дорогах и тротуарах. Прежде, чем перейти к теме нашего урока, мы с вами проверим, как вы подготовили домашнее задание.

  1. Фронтальный опрос.
  1. Какие виды транспорта различают? Что относится к общественному городскому транспорту?
  2. Перечислите основные рекомендации для пешеходов. С какого возраста разрешается детям выезжать на проезжую часть на велосипедах?
  3. Что такое тормозной путь?
  1. В это же время один ученик идет к доске и выполняет карточку-задание №1. (Приложение №1 слайд №1)

В этом задании вам необходимо вставить пропущенные слова, используя слова-подсказки. И тогда вы повторите правила дорожного движения и правила поведения пешеходов.

Слова-подсказки: красный, подземный и надземный переход, одежда, автомобиль, желтый, отъезд, проезжая, пешеходный переход, машина:

  1. Пересекать проезжую часть по подземному и наземному переходам.
  2. Нельзя переходить улицу на переходе, если сигнал светофора красный или желтый.
  3. Если есть тротуар, то нельзя идти по проезжей части.
  4. Не останавливайся в непосредственной близости от проходящего автомобиля, потому что выступающие детали машины могут зацепиться за одежду и потащить пешехода за собой.
  5. После выхода из общественного транспорта переходить улицу надо только по пешеходному переходу, а если нет специального перехода, то переходить дорогу надо после отъезда транспорта, когда проезжая часть будет хорошо просматриваться.

Учитель: сейчас на доске вы видите карточку-задание №2. Необходимо составить правильное утверждение, используя слова-подсказки. Кто первый правильно составит утверждение, тот и пойдет к доске, а все остальные учащиеся записывают у себя в тетради после темы прошлого урока. (Приложение №1 слайд №2)

Стоящий на остановке транспорт, сокращает обзор проезжей части.

Учитель: в задании №3 необходимо правильно прочитать свойство, которое есть у всех видов транспорта, о котором необходимо обязательно помнить. (Приложение №1 слайд №3)

Кто первый прочитал, идет к доске, и еще раз все вместе повторяем определение, что такое «тормозной путь».

Учитель: в задании №4 необходимо в зависимости от ситуации правильно раскрасить сигнал светофора. Один ученик идет к доске, а все остальные внимательно наблюдаем, правильно ли выполняется задание. По ходу выполнения задания все вместе проверяем, корректируем ответ (Приложение №1 слайд №4)

Учитель: молодцы, ребята, с заданиями вы справились, теперь перейдем к теме нашего урока.

III. Изучение нового материала.

Урок-беседа с использованием учебных видеофрагментов.

Учитель: ребята, мы с вами повторили основные правила поведения на дорогах. А что это такое «дорога», из чего она состоит? (Ребята обсуждают, приводят примеры, затрудняются ответить). Вот сегодня мы с вами и будем изучать  дорогу и ее составные части.

Открываем тетради и записываем тему урока «Дорога и ее составные части». Тема сегодняшнего урока очень актуальна, т.к. знания правил дорожного движения необходимы всем. На уроке мы еще раз закрепим знания правил безопасного движения на дорогах, и будем учиться ориентироваться на улице, предвидеть опасность.

Скажите, пожалуйста, кем мы становимся, выйдя из дома, оказавшись на дороге?

Ученики: пешеходами.

Учитель: а кто такой пешеход? Записываем в тетради:

Пешеход – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Теперь мы с вами просмотрим видеофрагменты «Дорога и участники дорожного движения» (диск «Правила дорожного движения для школьников»):

  1. дорога и ее составные части;
  2. пешеход.

Учитель: после просмотра видеофрагментов, ответьте: из каких частей состоит дорога? А также нужно выйти к доске и показать на плакате составные части дороги.

Ученик: дорога состоит из проезжей части, обочины, тротуара, разделительной полосы, трамвайных путей, на плакате показывает соответствующие части дороги.

Учитель: правильно, молодец! А теперь открываем тетради и записываем основные понятия и определения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Обочина – это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки, используемый для движения, остановки и стоянки.

Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками или разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

Движение пешеходов производится по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет – по обочинам и велосипедным дорожкам.

Вопрос: как нужно двигаться пешеходу, если нет тротуаров и пешеходных дорожек? (ребята отвечают, если ошибаются, то учитель корректирует их ответ)

По краю дороги с левой стороны, а по тротуарам – с правой стороны. Это одно из основных правил безопасного движения на дорогах.

IV. Подведение итогов урока.

1. Вопросы для закрепления полученных знаний:

  1. что такое «дорога»?
  2. из каких частей состоит дорога или какие составные части входят в дорогу?
  3. как правильно должен двигаться пешеход по краю дороги, обочине?
  4. как правильно должен двигаться пешеход по тротуарам?

2. Выставление оценок.

Анализ деятельности учащихся на уроке. Комментирование выставляемых оценок.

V. Сообщение домашнего задания.

Сообщение домашнего задания и его комментирование:

1. Повторить конспект урока.

2. В тетради зарисовать дорогу с указанием всех ее составных частей.

VI. Рефлексия.

  1. Что нового и полезного для себя вы узнали на уроке?
  2. Как вы считаете, то о чем вы сегодня узнали, вам необходимо в жизни?
  3. Вам урок понравился или нет?

Приложение №1

Презентация к уроку

«Опасные ситуации на дорогах и тротуарах (карточки-задания)»

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

nsportal.ru

План-конспект по ОБЖ на тему: Дорога и я

Тема: Дорога и Я.

Цель: Ознакомление учащихся с дорожными знаками, их названиями и назначением, закрепление имеющихся у детей знаний правил дорожного движения, элементов дороги.
Задачи:
— формировать представления о понятиях: дорога, проезжая часть, тротуар; познакомить детей с правилами перехода улицы и дорожными знаками: пешеходный переход, надземный переход, подземный переход;
— развитие логического мышления, внимания, речи;
— воспитание уважительного отношения к законам улицы, довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения.
Оборудование: презентации творческого проекта «Дорога и Я», памятка «Правила поведения пешеходов», «Письмо родителям», цифровой веер для обратной информации, карточки со слогами.

Ход урока: 
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Мы с вами каждый день ходим в школу, и каждый раз нам приходиться переходить дорогу. Чтобы жизнь наша была безопасной, мы с вами сегодня поговорим о дороге. Тема нашего урока «Дорога и Я».
Слайд№1
Вводная беседа
— Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мышонок Джерри. (показать рисунок мышонка). К нам пришёл он неспроста, если внимательно послушайте стихотворение, то сможете догадаться, чему хочет научиться Джерри сегодня на уроке. 
Слайд№2
По городу, по улице
Не ходят просто так
Когда не знаешь правил ты 
Легко попасть впросак
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.

— Кто из вас переходит улицу, когда идёт в школу?
— Кто вам помогает переходить улицу?
— Какие правила вы соблюдаете при переходе через улицу? 
Обобщая ответы детей:
— Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, чтобы не мешать движению транспорта, каждый человек должен строго соблюдать правила дорожного движения. Значит, мышонок хочет научиться правильно, переходить дорогу.
Актуализация опорных знаний.

— Отгадайте загадку: Слайд №3
Куда бежит – сама не знает
В степи ровна, в лесу плутает, 
споткнётся у порога
Что это? (дорога)

— Что такое дорога? (возможные варианты ответов детей)
Для учителя:
— Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения.
Формирование знаний, умений, навыков.

а) знакомство с элементами дороги.
Слайд№4
— Дорога включает в себя проезжую часть и тротуар.
— Ребята, мышонок Джерри не может понять, для чего люди разделили дорогу на проезжую часть и тротуар? 
Рассказ учителя о разделении дороги «Из истории..»
— Послушайте рассказ И.Серякова «Твой друг — тротуар» и попробуйте найти ответ на этот вопрос.
(Учитель зачитывает рассказ)
— Для чего люди разделили дорогу на проезжую часть и тротуар?
Слайд№5
Чтоб ходить, ничего не боясь.
Придумали люди проезжую часть.
И делать там нечего пешим…

— Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная для движения транспорта.
Слайд№6
У пеших своя, переходная часть,
Где нету дороги проезжим.

— Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов и примыкающая к проезжей части.
Мы по улице шагаем,
И ворон мы не считаем.
Смело, мы идём вперёд,
Где пешеходный переход.
Когда дорогу перешли, 
Можно и попрыгать: раз, два, три.

б) знакомство с видами переходов.
— Нашему мышонку Джерри тоже захотелось перейти дорогу, но только он не знает, как это сделать.
— Как перейти с одной стороны улицы на другую? (по пешеходным переходам)
-Переходить через улицу можно только в специально предназначенных для этого местах.
Слайд№7
— Переходы через улицу обозначены линиями разметки на проезжей части и такие переходы называются «зеброй». 
-Как вы думаете, почему? (именно так окрашена зебра)
— Я хочу предупредить вас о том, что переходить улицу надо спокойно, не выскакивать на проезжую часть. А внимательно посмотреть по сторонам, проверить, все ли машины уже остановились.
-На дорогах, где большое движение транспорта, пешеходные переходы делают над дорогой — это надземные переходы.
— В крупных городах на улицах, где большое движение, пешеходные переходы делают под землёй и называют подземным переходом.
— Места этих переходов указывают дорожными знаками.
Для учителя: Это знаки специального назначения, как правило, выполняются в виде прямоугольника с голубым фоном. Они сообщают об особенностях дорожной обстановки или расположения на пути следования обозначенных на этих знаках объектов.
в) знакомство со знаками.
Слайд№8
— Ребята, Джерри нашёл дорожные знаки. Но дело в том. Что он не может найти те, которые обозначают пешеходный переход.
— Какие знаки указывают на пешеходный переход? Почему?
Игра «Что лишнее?»

Рефлексия

а) работа по картине
слайд№9
— Наш гость – Джерри внимательно слушал, всё усвоил и решил выйти на улицу, но вдруг он увидел мальчика. Поведение мальчика очень возмутило Джерри.
-Почему? Ка вы думаете, ребята?
-Правильно ли поступает мальчик?
-Где нужно перейти дорогу?
Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, надземный,
Похожий на зебру
Знай что только переход
От машин тебя спасёт!

Физминутка. Игра на внимание «Пешеход» (дети выполняют за учителем только те движения, где есть слово «пешеход»).
б) об опасности проведения игр
слайд11
— В какие игры вы любите играть на улице?
— А можно ли играть на проезжей части и на тротуаре? Почему?
— Посмотрите на рисунки и скажите, верно ли выбрано место для игры?
-Покажите карточки с цифрами, которые указывают на правильный ответ.
Опасно играть на мостовой! Все игры должны быть лишь в отведённых для них метах (во дворе, на стадионе, детских площадках).
в) игра «Доскажи словечко»
Ребята дайте правильный совет мышонку Джерри:
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Иди, где весь народ
Там есть надпись…(переход).

Объяснить надо запросто, 
Будь ты мал или стар:
Мостовая для транспорта,
Для тебя…(тротуар).

Там, где есть машин поток
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит там…(дорога).

Если ты спешишь домой,
Не беги по мостовой, 
Не цепляйся за трамвай
И другим …(не разрешай).

г) повторение основных понятийслайд11
— Кого называют пешеходом?
— Что такое дорога?
— Для чего предназначен тротуар?
Подведение итогов урока.
-Наш урок подошёл к концу. Чему же научился мышонок Джерри?
-Какие важные правила дорожного движения мы должны знать? (Ответы детей)
— Ребята, запомните правила пешеходов!
слайд№12

1. будьте дисциплинированными на улице!
2. Ходите только по тротуару!
3.Переходите улицу только в специально предназначенных для этого местах.
4. Не устраивайте игры на проезжей части и тротуаре!

На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!

А запомнить эти правила вам поможет памятка

«Правила поведения пешеходов»,

Домашнее задание:
Нарисуйте картинку по теме «Дорога и Я».

А знаешь ли ты, что…
Когда-то давным-давно, когда ещё и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения являлись конные, в городах не существовало чёткого разделения улицы на тротуар и проезжую часть. Чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи, пространство между домами мостили булыжником. Кстати, отсюда и пошло название — мостовая, от слова «мостить». По ней ехали конные упряжки, шли люди.
Обычно на одной из лошадей сидел человек, кучер, который управлял конной упряжкой с помощью вожжей и кнута из добротной кожи. Едет такой экипаж по мостовой. Кучер размахивает этим кнутом, подгоняя лошадей, чтобы те бежали резвее. А что же делать прохожим? Жмутся они поближе к стенам домов. Да не тут — то было. Улочки тогда были узкие, кривые. Случалось, что кареты и наезжали на людей. Стали горожане жалобы царю писать на такое безобразие, просить навести порядок на улицах городов.
В 1720 году вышел указ петербургского генерал — полицмейстера. Который гласил: «Ездить на лошадях взнузданных, со всеми опасениями и осторожностью». Того же, кто не будет соблюдать этих правил-«бить кнутом и отправлять на каторгу».
Но даже строгие указы не помогали. Задумались люди, как помочь беде. И придумали.
В столице Франции — в Париже, на самых больших улицах, от мостовой стали делать узкие полоски земли и мостить их более мелким булыжником или кирпичом. Были они обязательно немного выше мостовой. Делалось это для того, чтобы экипажи не заезжали на них. Назвали эти полоски тротуарами. Это французское слово. В переводе на русский язык оно означает — «дорога пешеходов».
На узких улицах тротуары делались с одной стороны, на более широких- с обеих сторон мостовой. Затем повесили объявления. Вот содержание одного из них: «По указу Его Королевского Величества отныне всем людям, пешим образом ходящим, идти только по тротуарам, а каретам и всадникам пользоваться средней частью улицы — мостовой».
С тех пор количество несчастных случаев на улицах Парижа становилось всё меньше и меньше. Впоследствии не только во Франции, но и во многих других государствах стали отделять тротуары от проезжей части улицы. Как видите, делается это и сейчас.

Рассказ И.Серякова « Твой друг — тротуар».
Это случилось в старой Москве много — много лет назад. Был летний вечер. По Тверской улице, поднимая тучи пыли, мчались вперегонки две тройки. Бубенцы заливались на всю улицу. Развалившиеся на сиденьях купчики колотили кучеров кулаками в спины и кричали: — Гони, на чай получишь!
Рослые ямщики, привстав на облучке, нещадно хлестали лошадей. Тройки бешено мчались к перекрёстку, где толпились люди. Кучера махали кнутами и орали во всё горло: — Берегись!
Но уберечься удалось не всем. Улица огласилась воплями сбитых с ног, насмерть перепуганных людей. Когда взмыленные лошади остановились, разъярённая толпа начала колотить, чем попало и пассажиров и кучеров. На мостовой остались пострадавшие. «Как избежать несчастных случаев?» — гадали хозяева города. — Надо переделать улицу между конными экипажами и пешеходами, — предлагали разумные люди. Тогда и решено было мостовую отдать в безраздельное владение повозкам, экипажам, а тротуар — пешеходам. Французское слово «тротуар» так и переводится — дорога для пешеходов. Тротуар сделан намного выше, чем мостовая. Это для того, чтобы на него даже нечаянно не мог попасть автомобиль.
В тех местах, где особенно людно, тротуар отделяют от мостовой металлической оградой, чтобы пешеход случайно не зашёл на мостовую. Там же, где, почему то не сделали тротуара, для пешеходов вдоль домов отводят полоску улицы, которую ограничивают белыми линиями. Все пешеходы знают, что тротуар сделан специально для них, что там ходить совершенно безопасно. Знать это обязаны все.

Правила поведения пешеходов

Ребята, будьте дисциплинированными на улице!
1.Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода.
2. Переходя улицу, посмотрите сначала налево, а дойдя до середины — направо!
3. Ходите только по тротуару.
4. Идите, придерживаясь правой стороны.
5. Не бегите, идите только шагом.
б. Обходите препятствие на тротуаре, не выходя на проезжую часть.
7. Не останавливайтесь на середине тротуара. Отойдите в сторону ближе к домам.
8. Не играйте и не балуйтесь на тротуаре.
9.0боронив что-либо на проезжую часть, оставайтесь на тротуаре и обратитесь за помощью к взрослым.
10. Не перелезайте через пешеходное ограждение. Не подлезайте под него и не сидите на нём.

 

nsportal.ru

« Дорога и ее составные части»

План-конспект урока ОБЖ в 5 классе.

Тема урока: « Дорога и ее составные части»

Цели урока:

I. Образовательные:

  • закрепление знаний по правилам безопасного поведения на улицах и тротуарах;

  • формирование знаний о составных частях дороги, о самом понятии «дорога»;

  • овладение умениями предвидеть и избегать опасности на дороге;

  • продолжение формирования общих учебных умений и навыков: работать с текстом, анализировать.

II. Развивающие:

  • развитие качеств личности, таких как наблюдательность, сообразительность, внимание, уравновешенность, необходимых для обеспечения безопасного поведения на улицах и дорогах.

III. Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;

  • выработать систему поведения на дорогах и тротуарах.

Оборудование:

  • интерактивный комплекс;

  • презентация «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах (карточки-задания)»;

  • диск «Правила дорожного движения для школьников»;

  • плакат «Дорога и ее составные части».

 Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Повторение основных понятий.

  2. Индивидуальная работа с карточками-заданиями.

III. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и целей урока.

  2. Просмотр видеофрагментов.

  3. Рассказ учителя.

IV. Подведение итогов урока.

  1. Вопросы для закрепления полученных знаний.

  2. Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок.

V. Сообщение домашнего задания.

VI. Рефлексия.

Содержание урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили об опасных ситуациях на дорогах и тротуарах. Прежде, чем перейти к теме нашего урока, мы с вами проверим, как вы подготовили домашнее задание.

  1. Фронтальный опрос.

  • Какие виды транспорта различают? Что относится к общественному городскому транспорту?

  • Перечислите основные рекомендации для пешеходов. С какого возраста разрешается детям выезжать на проезжую часть на велосипедах?

  • Что такое тормозной путь?

  1. В это же время один ученик идет к доске и выполняет карточку-задание №1. (Приложение №1 слайд №1)

В этом задании вам необходимо вставить пропущенные слова, используя слова-подсказки. И тогда вы повторите правила дорожного движения и правила поведения пешеходов.

Слова-подсказки: красный, подземный и надземный переход, одежда, автомобиль, желтый, отъезд, проезжая, пешеходный переход, машина:

  1. Пересекать проезжую часть по подземному и наземному переходам.

  2. Нельзя переходить улицу на переходе, если сигнал светофора красный или желтый.

  3. Если есть тротуар, то нельзя идти по проезжей части.

  4. Не останавливайся в непосредственной близости от проходящего автомобиля, потому что выступающие детали машины могут зацепиться за одежду и потащить пешехода за собой.

  5. После выхода из общественного транспорта переходить улицу надо только по пешеходному переходу, а если нет специального перехода, то переходить дорогу надо после отъезда транспорта, когда проезжая часть будет хорошо просматриваться.

Учитель: сейчас на доске вы видите карточку-задание №2. Необходимо составить правильное утверждение, используя слова-подсказки. Кто первый правильно составит утверждение, тот и пойдет к доске, а все остальные учащиеся записывают у себя в тетради после темы прошлого урока. (Приложение №1 слайд №2)

Стоящий на остановке транспорт, сокращает обзор проезжей части.

Учитель: в задании №3 необходимо правильно прочитать свойство, которое есть у всех видов транспорта, о котором необходимо обязательно помнить. (Приложение №1 слайд №3)

Кто первый прочитал, идет к доске, и еще раз все вместе повторяем определение, что такое «тормозной путь».

Учитель: в задании №4 необходимо в зависимости от ситуации правильно раскрасить сигнал светофора. Один ученик идет к доске, а все остальные внимательно наблюдаем, правильно ли выполняется задание. По ходу выполнения задания все вместе проверяем, корректируем ответ (Приложение №1 слайд №4)

Учитель: молодцы, ребята, с заданиями вы справились, теперь перейдем к теме нашего урока.

III. Изучение нового материала.

Урок-беседа с использованием учебных видеофрагментов.

Учитель: ребята, мы с вами повторили основные правила поведения на дорогах. А что это такое «дорога», из чего она состоит? (Ребята обсуждают, приводят примеры, затрудняются ответить). Вот сегодня мы с вами и будем изучать  дорогу и ее составные части.

Открываем тетради и записываем тему урока «Дорога и ее составные части». Тема сегодняшнего урока очень актуальна, т.к. знания правил дорожного движения необходимы всем. На уроке мы еще раз закрепим знания правил безопасного движения на дорогах, и будем учиться ориентироваться на улице, предвидеть опасность.

Скажите, пожалуйста, кем мы становимся, выйдя из дома, оказавшись на дороге?

Ученики: пешеходами.

Учитель: а кто такой пешеход? Записываем в тетради:

Пешеход – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Теперь мы с вами просмотрим видеофрагменты «Дорога и участники дорожного движения» (диск «Правила дорожного движения для школьников»):

Учитель: после просмотра видеофрагментов, ответьте: из каких частей состоит дорога? А также нужно выйти к доске и показать на плакате составные части дороги.

Ученик: дорога состоит из проезжей части, обочины, тротуара, разделительной полосы, трамвайных путей, на плакате показывает соответствующие части дороги.

Учитель: правильно, молодец! А теперь открываем тетради и записываем основные понятия и определения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Обочина – это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки, используемый для движения, остановки и стоянки.

Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками или разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

Движение пешеходов производится по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет – по обочинам и велосипедным дорожкам.

Вопрос: как нужно двигаться пешеходу, если нет тротуаров и пешеходных дорожек? (ребята отвечают, если ошибаются, то учитель корректирует их ответ)

По краю дороги с левой стороны, а по тротуарам – с правой стороны. Это одно из основных правил безопасного движения на дорогах.

IV. Подведение итогов урока.

1. Вопросы для закрепления полученных знаний:

  • что такое «дорога»?

  • из каких частей состоит дорога или какие составные части входят в дорогу?

  • как правильно должен двигаться пешеход по краю дороги, обочине?

  • как правильно должен двигаться пешеход по тротуарам?

2. Выставление оценок.

Анализ деятельности учащихся на уроке. Комментирование выставляемых оценок.

V. Сообщение домашнего задания.

Сообщение домашнего задания и его комментирование:

1. Повторить конспект урока.

2. В тетради зарисовать дорогу с указанием всех ее составных частей.

VI. Рефлексия.

  • Что нового и полезного для себя вы узнали на уроке?

  • Как вы считаете, то о чем вы сегодня узнали, вам необходимо в жизни?

  • Вам урок понравился или нет?

infourok.ru

Урок по ОБЖ по теме :»Дорога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г.Россоши

Россошанского Муниципального района Воронежской области

Конспект урока по ОБЖ по теме:

«Элементы улиц и дорог»

для 5 класса

преподаватель ОБЖ

Острикова Анна Васильевна МКОУ СОШ №6 г.Россошь

г.Россошь

2015г.

Пояснительная записка

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Абсолютное большинство ДТП, как показывает практика, спровоцированных несовершеннолетними, происходит по одной и той же схеме. Неожиданно из-за препятствий, или из-за стоящего транспорта, или перед близко идущим транспортом выбегает малолетний гражданин, а водитель не успевает затормозить…

Любой ребенок быстрее понимает и запоминает правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине или слушая дорожную сказку. Используя подобные мероприятия в образовательном процессе, учитель выполняет основную цель — формирование готовности ребенка к адекватному участию в дорожном движении.

Данный урок разработан в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.

Принимая участие в проведении предлагаемого урока, каждый ученик 5-го класса получает реальную возможность проявить свои творческие способности, углубить и расширить багаж теоретических знаний о Правилах дорожного движения. Участвуя в общем деле, младшие школьники учатся радоваться успехам друзей, переживать из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждаются в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга. Интересная познавательная работа сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.

В результате проведения данного урока ученики должны знать/понимать:

Где должны ходить пешеходы.

Почему нельзя ходить на проезжей части.

Части улиц и дорог.

Как надо переходить улицу.

Свой путь в школу и обратно.

Для чего служит пешеходная дорожка.

Правила движения пешеходов на загородной дороге.

Уметь. Нарисовать свой путь в школу. Применять на практике полученные знания.

ТЕМА УРОКА: «Элементы улиц и дорог».

ЦЕЛИ:

1. Образования: закрепление и совершенствование знаний учащихся по правилам дорожного движения, безопасного поведения на дорогах; ознакомление с элементами улиц и дорог: проезжая часть, тротуар, обочина.

  1. Развития: формирование умения анализировать дорожную ситуацию, обосновывать своё мнение.

3. Воспитания: формирование культуры поведения на улице, дороге; умение работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Азбука дорожной науки. Казань, «Рут», 1999г.

  2. Азбука дорожной науки. Казань, «Элодея», 1998г.

  3. Альбомы для учащихся к занятиям по ПДД, М.: изд-во «АСТ», 1997г.

  4. Р.П. Бабина. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие. М.: «АСТ –ЛТД», 1997г.

5. Методическое пособие «Безопасность на дорогах», Казань, 2007г.

ОБОРУДОВАНИЕ: LCD проектор, ноутбук- 1, презентация из 15 слайдов по теме урока, тест (в компьютерном варианте) по теме «Правила поведения на дорогах», рисунок светофора, конверты с заданиями для индивидуальной работы и работы в группах, кружки красного, жёлтого, зеленого цвета; запись детской песни «Дорога добрая» (для проведения физкультминутки), CD диск. Цветные карандаши. «Методические материалы к занятиям по ПДД в школе».

ПЛАН УРОКА:

I. Организационный момент.

Добрый день, всем! Посмотрите по сторонам, на свои рабочие места. Всё ли на месте, нет ли лишних предметов?Проверим кто сегодня отсутствует.

Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.— Сегодня у нас не совсем обычный урок. Тема нашего урока «Элементы улиц и дорог». Необычен он тем, что мы с вами сегодня будем использовать компьютер, проектор, чтобы лучше усвоить ПДД. На этом уроке мы вспомним и повторим основные элементы улиц и дорог, правила безопасного поведения на них.

СЛАЙД 2 .А помогать во всём этом нам будет главный помощник любого пешехода на дороге. О ком идёт речь, вы узнаете отгадав кроссворд. СЛАЙД 3

II. Повторение пройденного материала. Актуализация опорных знаний.

1.Разгадывание кроссворда. (чтение вопросов детьми)

«Отгадай кроссворд» (СЛАЙД 3)

  1. Тот, кого везут в автобусе, троллейбусе, трамвае или автомобиле.

  2. Как еще называют водителя.

  3. Тот, кто управляет каким-либо транспортным средством.

  1. Транспортное средство, сделанное доброй феей из тыквы, на котором Золушка приехала на бал.

  1. Тот, кто идет по дороге пешком.

Двух или трехколесное транспортное средство, водителем которого вы можете стать.

Ответы: 1. Пассажир

2. Шофер

3. Водитель

4. Карета

5. Пешеход

6. Велосипед

2. Игра «Собери слово»

Но посмотрите и Кроссворд хранит тайну. Составьте из выделенных букв слово и вы узнаете кто пришёл к нам на урок.

С Ф Е О Т О Р СЛАЙД 4

-Так кто же пришёл к нам на урок? (Светофор) (вывешивается рисунок Светофора).

3.Работа над «письмом».

Ребята, Светофорик принес нам письмо, давайте его прочитаем. СЛАЙД 5

«Прежде чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись у … тротуара прислушайся! Посмотри внимательно сначала …, а потом … нет ли машин. Вот так ты научишься переходить…»

Что необычного вы заметили в письме? Да, нам необходимо вставить нужные слова.

(Дети читают письмо и вставляют слова вместо точек, слова для справок: безопасное, край, налево, направо, дорогу)

— а теперь давайте повторим виды светофоров.СЛАЙД6

4. Повторение значения сигналов светофора.

— Ребята, объясните, пожалуйста, что обозначает каждый сигнал светофора.

Учащиеся:

Красный сигнал означает: движение транспорта и пешеходов запрещено.

Желтый сигнал предупреждает о смене сигналов светофора. Онзапрещаетдвижение.

Зеленый сигнал разрешает движениипешеходов.

Вы прекрасно знаете, что означают каждый сигнал светофора.

Физкультминутка.

Сейчас мы немного отдохнем и закрепим сигналы светофора:

Красный –стоим без движения, тишина;

Желтый — хлопаем в ладоши;

Зеленый — шагаем на месте.

Будьте внимательны, чтоб не случилась с вами беда.

III. Работа над темой урока.

  1. Рассказ учителя по теме урока.

Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Как поехать в город к родным и друзьям без дороги? Без дорог нашим автомобилям, мотоциклам, грузовикам пришлось бы остаться в гаражах.

-Послушайте рассказ о том, как появилась дорога.

2. Доклад учащихся об истории появления дорог.

1-ый учащийся

1. Дорога — это жизнь — считали еще в древности. Археологические раскопки показывают, что хорошо оборудованные мощеные дороги появились несколько тысячелетий назад на территории современного Ирака. Там впервые изобрели колесо, которое потом применили для передвижения. Это повлекло за собой строительство дорог. Первой и самой известной была Аппиева дорога, построенная в 312 году до н.э. Она имела 11 метров в ширину и шла на юг от Рима до Капуи, ее протяженность- 260 км. Дороги были гордостью римлян. Они назывались именами великих людей.

2-ой учащийся

2. В нашей стране первые деревянные мостовые создавались в X-XIвв в период расцвета Руси. Великой называлась дорога, которая в XV веке связывала Москву с Владимиром. Пока люди только ходили по земле, все было просто, но стоило появиться всадником и повозкам, возникли проблемы. Пешеходом стало опасно ходить. Экипажи, беспорядочно лечащиеся по улицам, часто сталкивались между собой, люди попадали под колеса и копыта лошадей. Вот тогда и поделили дорогу на проезжую часть для транспорта и обочину для пешеходов.

Учитель:Дорога — это не только проезжая часть и тротуар. Она включает в себя другие составные части, которые называются элементами дороги. К ним относятся: обочина дороги, дорожная разметка, дорожные знаки, остановки общего транспорта, пешеходный переход.СЛАЙД 7

Учитель: Современная дорога, проходящая в городе, имеет следующие основные элементы: тротуар, проезжая часть, поребрик.Поребрик — это специальный каменный бордюр, которым край тротуара отделяется от проезжей части. Учитель объясняет учащимся значение новых терминов. СЛАЙД 8-12

Запись в тетрадь понятия «поребрик»

Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.

Пешеходная дорожка – это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.

Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Автомобили по тротуарам ездить не могут.

Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и транспортные средства.

IV. Закрепление изученного материала

  1. Работав группах.

2. Работа в группах группа — раскрасьте картинку, выделив тротуар серым цветом, поребрик красным, а проезжую часть — голубым, обочину – зелёным.(рисунки улицы и дороги)

2 группа — подпишите названия элементов дороги (те же рисунки улицы)

3. Проверка работы групп у доски. Показ и объяснение уч-ся.

Выбери из предложенных ниже ответов правильные. Нарисуй кружочки соответствующих цветов в тетрадь.СЛАЙД 14

Одно из опасных мест для пешеходов- перекрёсток.

На тротуаре, рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки, и только тогда переходить улицу.

Переходи улицу на жёлтый сигнал светофора.

Идти по обочине нужно друг за другом, не выходя на проезжую часть, причем обязательно навстречу движению машин.

Красный свет у светофора расположен снизу потому, что он самый важный.

-Давайте проверим. Посмотрите на экран. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями светофорика. Давайте подведем итоги.

V. Заключительная часть.

Итог урока и оценивание учащихся.

— Чем необычен был сегодняшний урок?

— Что вам особенно понравилось?

— О чем мы сегодня на уроке говорили, что нового узнали?

VI. Постановка домашнего задания.

Нарисовать на альбомном листке хорошо известные вам участки дорог нашей местности, обозначив чётко их элементы.

infourok.ru

Безопасность на дороге – ОБЖ.ру

Comment are off

По статистике, каждое десятое дорожно-транспортное происшествие в стране происходит с участием детей. Основными причинами ДТП чаще всего становятся:

— нарушение правил перехода проезжей части;

— неподчинение сигналам светофора;

— неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев;

— игра на проезжей части;

— неумелое управление велосипедом.

Правила поведения на дороге в различных ситуациях:

— играть следует там, где нет движения транспорта: на детских площадках, в парках, во дворах, на стадионах в скверах, на лужайках, во дворах;

— следует избегать игр вблизи дороги;

— на самокатах, роликах, коньках следует кататься там, где нет движения транспорта;

— детям до 14 лет нельзя выезжать на велосипеде на проезжую часть;

— во дворах домов следует избегать игр там, где возможен проезд транспорта;

— входить и выходить из транспорта можно только после полной остановки транспортного средства

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

При переходе через проезжую часть, следует соблюдать правила: необходимо остановиться на краю дороги, посмотреть налево, затем направо, чтобы выяснить, не приближается ли транспорт с другой стороны, при переходе через дорогу, смотри по сторонам и наблюдай, что происходит справа и слева

При переходе через дорогу нужно руководствоваться сигналами светофора.

Правила безопасности велосипедистов:

Даже при отсутствии поблизости автомобилей, не следует без причины выезжать на середину дороги

Необходимо помнить, что припаркованные машины очень опасны для велосипедистов. Водитель автомобиля, сдавая назад, плохо видит проезжающие транспортные средства. Следует снизить скорость, не приближаться к бамперам, следить за фонарями заднего хода;

Велосипедистам запрещается:

— ездить, не держась хотя бы одной рукой за руль;

— двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

— перевозить пассажиров, кроме детей младше 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном специальными подножками;

— перевозить груз, мешающий управлению или выступающий больше, чем на 0,5 м по длине или ширине;

— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

 

Источник: www.78.mchs.gov.ru

23.03.2014 9:47

www.obzh.ru

План-конспект по ОБЖ на тему: Город безопасных дорог

Город безопасных дорог

(занятие по ПДД для старших дошкольников)

Цели:

Образовательные.

В занимательной форме обобщить имеющиеся знания.

Предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.

Воспитательные.

Воспитывать внимание на дороге и культуру поведения, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к ПДД.

Развивающие.

Развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность, отзывчивость.

Способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге.

Тип занятий: обобщающий.

Учебно-методические пособия и оборудование:

Баннер со знаками.

Мяч.

Картинки автомобиля, велосипеда и автобуса.

2 руля, мешочки с крупой и 2 корзины.

Разрезанные на части знаки «Дети» и «Пешеходный переход».

Наградные дипломы.

Ход занятия

В зале д/с расстелен баннер, дети сидят на стульчиках, ведущие, члены отряда ЮИД, выходят и становятся перед ними

—  Здравствуйте, ребята!

—  Вас приветствуют члены отряда юных инспекторов движения…

ВМЕСТЕ: «Зеленый свет»!

—  Мы пришли вам сказать,

—  Что безопасность движения на дороге это важно!

—  Это нужно!

—  А еще это интересно и познавательно!

—  Вставайте вокруг нашей дороги (баннера). Давайте рассмотрим поподробнее, а что такое дорога.

_____________________________________________________________________________

Дорога — это искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Дороги, проходящие в городах, могут называться по-разному: улица, проспект, переулок, линия. Все они состоят из трёх составных частей — проезжей части, тротуара, поребрика (бордюра). Если проезжую часть разделяют зелёные насаждения, дорога называется бульваром.

Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная для движения транспорта. И называется она так потому, что по ней ездят автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи и другие транспортные средства.

Проезжая часть предназначена только для транспортных средств. Пешеходы не имеют права ходить по ней.

Зато для пешеходов предназначается тротуар. Слово это — французское, и в переводе оно обозначает «дорога для пешеходов». В городах тротуары, как правило, покрыты асфальтом.

Тротуары немного приподняты над проезжей частью дороги. Делается это для того, чтобы любой пешеход мог чётко определить границу между проезжей частью и тротуаром. Обозначают эту границу специальными камнями, которые образуют поребрик. На тех улицах, где особенно много пешеходов и машин, тротуары от проезжей части отделяются не поребриком, а металлическими ограждениями.

Пешеходы должны ходить по улице только по тротуарам.

Какие бывают дороги

Знаешь ли ты, что дороги бывают очень разными, в зависимости от того, как организовано по ним движение машин?

Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним. Нельзя сказать, что таких улиц очень много, но они есть. И ты должен знать, как вести себя на улице с односторонним движением.

На большинстве улиц машины едут как в одну, так и в другую сторону. Такое движение транспортных средств называется двусторонним. Чтобы машины не сталкивались и не мешали друг другу, такие улицы делят сплошной белой линией (одной или двумя). Эта линия разделяет проезжую часть дороги и нужна, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном.

Ещё одна особенность дорог состоит в том, в каком направлении движется по ним транспорт. В нашей стране движение транспорта по дорогам — правостороннее. Это значит, что все машины в России движутся вперёд по правой стороне проезжей части.

Правостороннее движение принято и в таких странах, как США, Франция, Китай и Германия.

В некоторых странах (например, в Великобритании, Австралии, Индии) принято другое движение транспорта по дорогам — левостороннее. Это значит, что все машины в этих странах движутся вперёд по левой стороне проезжей части.

В зависимости от того, какое движение в стране — правостороннее или левостороннее, — по-разному конструируют и общественный транспорт. В тех странах, где движение правостороннее, двери в автобусах, трамваях, троллейбусах, маршрутных такси для входа и выхода пассажиров всегда находятся справа.

_____________________________________________________________________________

—  Пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения.  Мы будем  бросать мяч, и задавать вопрос, а вы будете отвечать и возвращать мяч.

1. Для кого нужны тротуары? (для пешеходов)

2. Где люди ждут общественный транспорт (автобус)? (на остановке)

3. Кто называется «водителем?» (Человек, управляющий транспортным средством.)

4. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)

5. Почему опасно выбегать на дорогу перед машинами? (Т.к. транспортные средства не смогут сразу остановиться.)

6. Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (Надо подождать пока он отъедет.)

7. Можно играть детям около дороги? (нет)

8. Кто следит за порядком на дороге (полицейский, инспектор)

9. Можно ли тебе ездить по дороге на велосипеде (нет)

10.Как называются люди, которые едут в автобусе (пассажиры)

 

—  Молодцы! А умеете ли вы отгадывать загадки? Это мы сейчас и проверим!

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины,
И питается бензином   (автобус)

Руль, колёса и педали.
Транспорт для езды узнали?
Тормоз — есть, кабины — нет.
Мчит меня …(Велосипед) 

Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса. (Автомобиль)

—  Молодцы, ребята. О чём были загадки? (о транспорте)

—  Теперь вас ждет конкурс «Живые грузовички» 

Команды выстраиваются в 2 колонны и получают руль и мешочек на голову. Надо как можно быстрее «доехать» до корзины, оставить мешочек, вернуться к своей команде и передать руль. После игры садятся на свои места.

 —  А вы знаете, кто лучшие друзья  и помощники  пешеходов и водителей на дороге?

—  Это дорожные знаки. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге.

Если светофора  нет,

Знак дорожный даст совет.

Так давайте, выходите,

Быстро знаки соберите!

Команды  получают разрезанный на части дорожный знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены.

—  Молодцы, но никакие знаки вам не помогут, если вы на дороге невнимательны. Я  буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите.  А теперь мы вас проверим:

  • Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?
  • Кто от мамы убегает, на дорогу выбегает?
  • Кто из вас идет вперед только там, где переход?
  • По дороге кто идет, широко разинув рот?
  • Хорошо кто знаки знает, правила все соблюдает?

 —  И последнее задание – сейчас мы проверим, какая команда быстрее перебежит дорогу.

Смотрим, как отреагируют дети и объясняем: Дорогу перебегать нельзя!

В конце подводятся итоги и вручаются наградные дипломы.

nsportal.ru

что такое дорога ее составные части

дорога — это искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Дороги, проходящие в городах, могут называться по-разному: улица, проспект, переулок, линия. Все они состоят из трёх составных частей — проезжей части, тротуара, поребрика (бордюра) . А согласно ПДД — Дорога, ее составные части- проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка. Дорожная разметка и дорожные знаки. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Одностороннее и двустороннее движение.

болшое спасибо

Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры. Автомобильная доро́га — дорога, имеющая однопутное, многопутное, встречное…

Дорога-это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортныч средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения ( моста ).

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *