Профессиональное мастерство водителя и его оценка – 5. Проблемы надежности водителя. Поддержание и контроль состояния здоровья водителя

5. Проблемы надежности водителя. Поддержание и контроль состояния здоровья водителя

5.1. Профессиональное мастерство водителя и его оценка

Профессиональное мастерство водителя может быть определено как совокупность профессионального интеллекта и технических навыков управления автомобилем Профессиональным интеллектом нарывается способность водителя предупреждать возникновение опасных ситуаций в дорожном движении, а техническими навыками — умение выходить usопасных и критических ситуаций. Эти составляющие, в свою очередь, определяются качеством структурных: элементов модели управляющей деятельности водителя:

— восприятие обстановки,

— обработка информации,

— подготовка выбора решений по управлению автомобилем,

— принятие решений,

— техническое исполнение решения.

До настоящего времени среди практиков не существует единого подхода к вопросу объективной оценки профессионального мастерства водителя и в большинстве случаев оно оценивается субъективно. Одним из наименее изученных вопросов является выбор критериев качества подготовки и определения способов получения количественных оценок уровня выполнения этих критериев. Известные процедуры и способы оценки не позволяют с достаточной достоверностью оценить мастерство водителя

Количественная оценка профессиональных качеств может проводиться по ряду показателей, отражающих главную функцию перевозочного процесса: обеспечение быстрой и сохранной доставки грузов или пассажиров при минимальном расходе эксплуатационных материалов. В этом случае критериями являются: время и точность доставки, безопасность движения, эксплуатационная экономичность и комфортабельность, сохранность предмета перевозки.

Мастерство управления также может оцениваться по параметрам, характеризующим операторские качества водителя: точность отработки отдельных операций по управлению автомобилем, быстродействие и надежность, водителя.

Точность отработки определяется степенью приближения реальных параметров движения (траектория движения, скорость, соблюдение дистанции между автомобилями) к заданным. Количественно точность оценивается величиной погрешности, с которой водитель устанавливает или регулирует заданный параметр. Быстродействие определяется временем выполнения управляющих воздействии, диктуемых заданными тестами или конкретной дорожной обстановкой.

Надежность водителя может быть определена как способность к сохранению требуемых рабочих качеств в течение некоторого временив условиях возможного усложнения дорожной обстановки. Для ее количественной оценки можно использовать следующие параметры, среднее время работы между двумя ошибками, общее количество ошибок за данный промежуток времени, процент выполненных задают, вероятность безотказной работы в течение определенного промежутка времени.

Анализ работы водителя, кроме количественного подсчета нарушений и допущенных сбоев в управлении автомобилем должен включать качественный анализ ошибок по их характеру, важности, временному распределению и степени влияния на конечный результат деятельности водителя.

Один из вариантов классификации ошибок может быть представлен в следующем виде.

1. Ошибки «подмены»: смешивание одного органа управления с другим

2 Ошибки «регуляции»: чрезмерно медленное либо чрезмерно быстрое манипулирование органами управления; установка органов управления в неправильную позицию, несоблюдение последовательности пользования органами управления.

3 Ошибки по забывчивости: не переключение, рычага коробки передач движение с включенным ручным тормозом.

4. Ошибки «инверсии»: перемещение органов управления в противоположном направлении.

5 Непреднамеренные действия: случайные воздействия на органы-управления.

Определение уровня мастерства по указанным критериям может производиться при наличии показателей, позволяющих количественно оце­нить степень приближения профессиональных качеств конкретного водителя к некоторому сформированном эталону на основе обработки результатов определенных тестов- процедур.

Под тестом в данном случае понимается любое упражнение (или совокупность упражнений), выполняемое с целью идентификации качества рабочей деятельности водителя или его состояния в процессе этой деятельности. Соответственно, тесты разделяются на две группы тесты элементов управляющей деятельности водителя и тесты его физиологического состояния.

Тесты элементов рабочей деятельности в свою очередь, подразделяются на:

-тесты отдельных операций,

-тесты совокупности операций в условиях взаимодействия с неподвижными объектами;

-тесты совокупности операций в условиях взаимодействия с подвижными объектами,

-интегральные тесты деятельности водителя в реальных условиях дорожного движения,

-тесты поведения водителя в условиях имитации критических дорожно-транспортных ситуаций.

Кроме того, тесты можно разделить в зависимости от характера представления выходной информации:

-тесты, основанные на оценке времени выполнения операций (или совокупности операций) и количества допускаемых при этом ошибок,

-тесты, основанные на оценке статистических характеристик определенных параметров выполняемых операций.

Количественная оценка качества подготовки водителя может проводиться либо на Тренажерах, либо на определенных трассах учебного маршрута. Эти ограничения объясняются трудностями алгоритмизации деятельности водителя в условиях реального дорожного движения из-за случайного характера поведения его участников.

Практически из двух водителей лучшим может считаться тот, который в процессе движения оказывает меньшее количество воздействий на органы управления автомобилем, например, переключения муфты сцепления и коробки передачи, общее число торможений, количество «подруливаний». С учетом этого положения разработаны метод и устройство оценки уровня профессиональной подготовки водителей с использованием автотренажеров или учебного автомобиля.

В МАДИ разработан метод оценки мастерства управления, основанный на измерении продольных и поперечных ускорений автомобиля, на который устанавливаются специальные датчики (акселерометры) и счетное устройство. Текущие значения ускорений в процессе движения срав­ниваются с заданными пороговыми значениями Количество превышений пороговых значений

и их величина характеризуют комфортность движения

Для оценки мастерства водителя может быть использован метод сравнения текущих действий органами управления тестируемого водителя с эталонными действиями инструктора, однако этот метод требует использования специально оборудованных тренажеров или учебных автомоби­лей, в которых управление осуществляется непосредственно инструктором, а обучаемый лишь имитирует управление (поскольку рулевое колесо и педали отключены от исполнительных механизмов). Как показывает практика, необходимо учитывать индивидуальные особенности водителя раздельно по каналам управления скоростью движения и углом поворота автомобиля.

Диапазон допустимых значений ошибок по каждому каналу управления назначается путем осреднения результатов нескольких квалифицированных водителей

Для повышения достоверности оценки профессионального мастерства необходимо использовать не только ошибки, возникающие в процессе рабочей деятельности водителя, но также и динамику его физиологических показателей. Это, в частности, объясняется тем, что такая специфическая характеристика труда водителя как нервно-эмоциональная напряженность, не может быть адекватно оценена на основе только параметров процесса управления. В то же время известно, что напряженность тесно связана с надежностью работы водителя и определяет, в конечном итоге, уровень безопасности движения.

В этом плане мастерство управление автомобилем может быть оценено по следующим показателям:

-точность выдерживания заданной траектории;

-точность выдерживания заданной скорости и дистанции;

-время реакции водителя на предвиденное и непредвиденное событие;

-динамика изменения (относительно к фону) ряда физиологических показателей (пульс, давление и т. д.)

Анализ рассмотренных подходов к оценке мастерства управления автомобилем показывает, что при рассмотрении только отдельных элементов водительской деятельности, в целом ряде случаев исключаются инфор­мационно ценные параметры. Так, например, абсолютное число торможений не может служить критерием качества вождения без дифференциации по его интенсивности, динамика времени запаздывания также является недостаточно надежным показателем из-за неоднозначности ее характера, определяемого внешними воздействиями.

В ряде случаев предлагаемые решения имеют некоторые ограничения связанные с условиями их применения. Так, контроль отклонения траектории учебного автомобиля от заданной требует специально оборудованной площадки

Установление эталонных значений выбранных показателей, осуществляемое, как правило, экспертным путем, вносит в процедуру оценки заметный элемент субъективизма.

Таким образом, анализ структуры мастерства управления автомобилем позволяет принять в качестве рационального следующий алгоритм оценки качества подготовки водителей. На первом этапе проводится пооперационное тестирование рабочей деятельности. В качестве операций выступают как отдельные действия по управлению автомобилем (руление, переключение передач), так и сочетание таких действий в ходе выполнения отдельных простейших элементов вождения (трогание с места, разгон-торможение). Данный этап оценки имеет целью проверку навыков манипулирования органами управления автомобилем.

Качество руления и переключения передач количественно оценивается временем выполнения нескольких циклов данных действии.

Качество выполнения операции «трогание с местам» оценивается, с одной стороны, временем выполнения и правильностью действий водителя, а с другой — соблюдением заданного порогового значения продольного ускорения.

Выполнение операции «разгон — торможением» оценивается по тем же параметрам. При этом задается значение скорости, которое должно быть достигнуто при разгоне.

На втором этапе осуществляется тестирование совокупностей операций характерных для деятельности водителя в ситуациях взаимодействия с неподвижными объектами (сюда например, входят такие известные тесты, как «постановка в бокс», «скоростная змейкам» «проезд габаритных ворот» и т. д.)

Количественная оценка технического мастерства управления автомобилей по этой группе тестов проводится на основе оценки, как безопасности прохождения трассы, так и времени ее прохождения. Каждая ошибка «штрафуется» определенным дополнительным временем, которое суммируется с основным временам движения.

На третьем этапе тестируется правильность выполнения совокупности операций, характеризующих деятельность водителя в определенных ситуациях взаимодействия с другими транспортными средствами (сюда входят такие маневры, как обгон, перестроение, встречный разъезд, выдерживание дистанции и т. д.).

Оценка деятельности обучаемого на этом этапе может проводиться на специально оборудованном учебном автомобиле.

Мастерство управления автомобилем оценивается в этом случае по правильности, своевременности и интенсивности воздействия на органы управления. Такая оценка может быть получена на основе сравнения действий обучаемого с эталонной деятельностью водителя-инструктора.

На четвертом этапе оценивается правильность действий водителя в условиях реального дорожного движения. Такая оценка проводится путем проезда учебным автомобилем определенной эталонной трассы. При этом также оценивается правильность, своевременность и интенсивность воздействий водителя на органы управления.

По-видимому, наиболее эффективной является дифференцированная оценка управляющих действий, которая проводится раздельно по каждому из органов управления .автомобилем и позволяет инструктору непосредственно после выполнения задания не только оценить динамику обучения, но и выявить слабые места в системе управления, на которые следует обратить особое внимание.

Количественная оценка уровня мастерства водителя при дифференцированной оценке может быть, получена на основе использования ряда показателей, определяемых по отдельным органам управления (руль, тормоз, сцепление, акселератор, коробка передач) и по системе сигнализации.

При этом необходимо учесть тот фактор, что оценка мастерства управления автомобилем на основе только конечных результатов деятельности водителя не раскрывает динамику его поведения и не позволяет достаточно детально прогнозировать причины ошибочности или неэффективности его действий.

studfiles.net

Мастерство водителя

Специалисты трактуют мастерство водителя как набор качеств, определяющих уровень безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем. При этом под профессиональным интеллектом понимается способность водителя к восприятию информации и принятию решений с целью предупреждения возникновения опасных ситуаций в дорожном движении. Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных и критических ситуаций. Исследованиями установлено, что в обеспечении безопасности движения роль профессионального интеллекта наиболее велика.

Мастерство водителя определяется качеством следующих элементов:

  • восприятия и обработки информации;

  • подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;

  • принятия решений;

  • технического исполнения решений.

Профессионализм водителя в плане обеспечения безопасности движения в первую очередь определяется единством трех качеств: технического мастерства управления автомобилем; знаний и навыков поведения в дорожном движении; дисциплины и ответственности, включая морально-деловые качества и социально-психологическую устойчивость. При этом ключевыми и результирующими являются именно знания и навыки поведения в дорожном движении.

Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения обусловлена тем, что именно человек вносит в систему дорожного движения абсолютное большинство возмущающих субъективных факторов. Так, определение причины ДТП сводится главным образом к анализу действий человека, которые в большинстве случаев совершаются при нарушении Правил дорожного движения.

Приобретение опыта и развитие профессионального мастерства. Положительные и негативные навыки.

По данным различных исследований, для приобретения необходимых навыков прогнозирования опасных ДТС водитель должен проехать за рулем автомобиля около 100 тыс. км. На это требуется от 5 до 10 лет стажа управления автомобилем.

Характеристики водителя, основанные на навыках, играют подчас решающую роль; при этом на развитие навыков существенное влияние оказывает их интерференция — процесс торможения нового недавно приобретенного навыка старым, более прочно усвоенным. При этом старыми навыками водитель пользуется автоматически, не задумываясь. В условиях дефицита времени, расстояния, а также при отвлечении внимания, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками, например оценкой габаритов, тормозной и тяговой динамики автомобиля. При пересадке на автомобиль, имеющий другие характеристики, водитель постепенно приспосабливается к ним, однако опасность интерференции остается и в сложной дорожной обстановке может привести и к ДТП.

Среди задач повышения надежности водителей задача нейтрализации интерференции навыков занимает важное место. Следует обратить особое внимание на требуемые изменения в действиях по управлению автомобилем, а при малейшей неуверенности — пройти тренаж на закрытой площадке.

studfiles.net

alex427754 › Блог › Мастерство и БДД. Профессиональное мастерство водителя и безопасность движения. Особенности управления автомобилем в сложных дорожных и метеорологических условиях.

Уровень профессионального мастерства водителя является одним из факторов, определяющих надежность его работы, и представляет собой объективную характеристику водителя. Он определяет имеющиеся у водителя навыки и способности, необходимые для безопасного управления автомобилем.

Профессиональная подготовленность водителя требует особой ответственности, так как от нее зависят безопасность и жизнь участников дорожного движения.

Научиться безопасному вождению автомобиля можно при условии хорошей теоретической и практической подготовки. Конечно, иметь хорошие знания необходимо, но для мастерского управления надо приобрести, сформировать в личном опыте приемы вождения автомобиля в сложных дорожных и погодно-климатических условиях, научиться вести себя в аварийных, критических ситуациях.

Любой водитель, даже недавно севший за руль, выполняет действия по управлению автомобилем автоматически, без участия сознания. Благодаря этому, все его внимание сосредотачивается на объектах, составляющих непрерывно меняющуюся дорожную обстановку. Внимательный водитель быстро учитывает все изменения дорожной обстановки и реагирует на каждое из них соответствующим расчетом. По мере накопления опыта расчет производится все более подсознательно и все с меньшими ошибками. Именно в этом проявляется разница между новичком и мастером – высококвалифицированным водителем. У опытных водителей быстрый подсознательный расчет оборачивается автоматическим выполнением правил движения. Уровень профессионального мастерства определяется и психологической подготовленностью, наличием высоких моральных качеств. Если водитель не обладает чувством высокой ответственности за безопасность других людей, его нельзя допускать к управлению транспортным средством.

Современному водителю работать труднее, чем его коллеге 30-40 лет назад. Возросли интенсивность и скорость движения, увеличились нервно-психологические нагрузки. Соответственно, выше стали требования, предъявляемые к сидящим за рулем. Сейчас уже недостаточно только хорошо владеть автомобилем. Уровень профессионального мастерства определяется и умением водителя думать, анализировать, видеть и прогнозировать.

Какими же основными принципами должен руководствоваться водитель, чтобы обеспечить безопасность движения в любой, самой сложной дорожно-транспортной обстановке?

Видеть самому и быть видимым другим – в этой краткой формуле заключен важнейший принцип мастерства управления автомобилем. По статистическим данным около 27% ДТП происходит из-за невнимательного наблюдения водителем за дорожной обстановкой.

Исследования показывают, что в подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их возможности. Для этого он должен управлять автомобилем, используя свое зрение наиболее рационально. Ведь многие водители даже не задумываются над тем, правильно или неправильно они пользуются своим зрением, можно или нельзя совершенствовать свои навыки и умение наблюдать за дорожной обстановкой.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу. Для того, чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, водитель должен сконцентрировать свое внимание на наиболее важных элементах с точки зрения безопасности управления автомобилем. Можно выделить три основные группы таких элементов:

— поведение и состояние других участников движения;
— дорожные знаки, сигналы светофоров или регулировщика и дорожная разметка;
— дорожные условия.

Кроме того, водитель должен правильно оценивать положение своего автомобиля относительно выделенных элементов.

Водителям можно рекомендовать общие правила систематического наблюдения за дорожной обстановкой. Так, опытные водители выдерживают нужное направление своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Этот центр представляет собой условную точку, расположенную впереди по пути движения автомобиля. Обычно эта точка находится посередине полосы движения.

Как далеко следует смотреть водителю?

При нормальных условиях движения (хорошая погода, сухое покрытие) можно рекомендовать расстояние, которое пройдет автомобиль за 12 секунд. При скорости, например, 60 км/ч это расстояние равно, примерно, 200 метрам. Чем больше скорость, тем дальше вперед следует смотреть водителю.

Как показали наблюдения, водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко к центру дороги или к ее обочине.

Важным элементом наблюдения является также рациональное чередование быстрых осмотров дорожной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов.

Наиболее распространенная ошибка водителей – длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих собой особой важности с точки зрения безопасности движения (номерные знаки, внешность пешеходов, пассажиров и т.д.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часть ее только «пробегает» глазами. Ведь движение глаз водителя требует времени. Так, для перевода взгляда с одного объекта на другой нужно около 1,5 с., для фиксации взгляда на объекте и получения отчетливой видимости требуется еще 1 с., в ночное время и при искусственном освещении это время увеличивается. Водитель, рассматривающий второстепенные объекты, рискует наехать на другого участника движения, которого просто не заметил.

Для того, чтобы избежать таких ошибок необходимо использовать центральное зрение только для рассмотрения важных с точки зрения безопасности объектов. Но и на них не следует слишком долго концентрировать свое внимание. Всю информацию о предшествующей дорожно-транспортной обстановке нужно держать в памяти и не отвлекаться на объекты, не относящиеся к дорожному движению.

Много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущегося сзади транспортного средства. Причина заключается в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что водитель видит впереди своего автомобиля с тем, что он увидел в зеркало заднего вида. Опытный водитель тщательно отрегулирует зеркало заднего вида перед началом движения. Ведь тогда для наблюдения ему потребуется лишь незначительный поворот головы.

Наблюдение следует вести, когда впереди нет опасности, быстро взглянув в зеркало заднего вида. Особого внимания требует оценка расположения и относительной скорости следующих сзади транспортных средств. На основании таких оценок водитель может сделать вывод о величине дистанции между своим и следующим за ним автомобилем.

Надо помнить, что существует не просматриваемая в зеркало зона сзади автомобиля, которую водитель не может контролировать. Для ее осмотра необходим поворот головы назад.

Раскрывая данную тему, необходимо отметить, что молодые водители при восприятии обстановки ориентируются в основном по ее отдельным деталям и не могут создать целостной картины, что ведет к постоянным проблемам в ее восприятии. Они часто забывают о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля, концентрируют внимание непосредственно перед своим автомобилем и чрезмерно контролируют его движение.

Следующий принцип заключается в умении предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой движется водитель.

Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил и не успел переработать.

В противном случае при возникновении сложной дорожной ситуации, о возможном развитии которой у водителя нет необходимой информации, головной мозг запаздывает послать или вовсе не посылает исполнительные импульсы возбуждения мышцам рук и ног, а те в свою очередь, не воздействуют на органы управления автомобилем. Водитель с запаздыванием реагирует на возникшую опасность не потому, что он растерялся или невнимательно вел автомобиль (как обычно констатируется при разборе многих ДТП), а потому, что в его мозговых центрах не содержалась нужная информация для принятия правильного решения в данной критической ситуации.

Анализируя информацию, водитель только выявляет наиболее важные объекты и события, при прогнозировании он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.

Процесс прогнозирования можно представить, как ответы на следующие вопросы:

— что может произойти в ближайшее время?
— что произойдет с большей вероятностью?
— представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность?
— опасна ли ситуация в целом?

Можно выделить три основные причины ошибок водителя, связанные с прогнозированием:

— неправильная оценка опасности дорожно-транспортной ситуации;
— переоценка своих возможностей и мастерства управления автомобилем;
— сознательно повышенный риск.

Знание Правил дорожного движения и их соблюдение, конечно, повышает вероятность прогноза. Однако в большей степени на правильность прогноза влияет оценка наиболее важных пространственно-временных параметров, таких как скорость и ускорение, направление движения. По ним водитель может определить время и пространство, которым он располагает для выполнения маневра, оценить его безопасность.

Как показывают исследования, водители делают такие оценки с недостаточной точностью.

Так, например, водители особенно плохо определяют расстояние до встречного автомобиля, а вследствие этого неправильно определяется место встречного разъезда, а это уже опасно. Чаще всего водитель, движущийся с более высокой скоростью, недооценивает расстояние до точки встречи, а водитель медленно движущегося автомобиля переоценивает его.

Статистика аварийности показывает,
что наибольшее число ДТП происходит в ситуациях, когда потенциальная опасность (появление которой водитель считал маловероятной) вдруг становится непосредственной опасностью.

Примерами таких ДТП может быть наезд на пешехода, выбежавшего из-за стоящего автомобиля на дороге с малоинтенсивным движением или столкновение со встречным автомобилем, выехавшим из-за крутого поворота пустынной дороги.

Основная причина таких ДТП – это пренебрежение опасностью, появление которой водитель оценивал как маловероятное событие.

Вторая причина ошибок прогноза заключается в неправильной оценке водителями своих способностей и мастерства управления автомобилем. Как показали исследования, сильно переоценивают свои возможности водители со стажем работы от 2 до 5 лет.

Третья причина ошибок – сознательно повышенный риск со стороны водителя. Надо отметить, что сознательное рискованное поведение чаще всего является следствием индивидуальных качеств водителя.

Есть люди, которым нравиться рисковать просто так, из спортивного интереса. Про них можно сказать, что это черта их характера. Склонность к риску у водителей – очень опасная черта, так как она значительно повышает вероятность попадания в ДТП.

Следует сказать, что не все совершаемые водителями ошибки заканчиваются ДТП. Водитель, совершивший ошибку, может успеть сам ее исправить. Ошибку могут исправить другие участники движения. Кроме того, ошибка может не закончиться ДТП благодаря благополучным дорожно-транспортным обстоятельствам. В этом случае, водитель чаще всего не замечает своей ошибки. Это наиболее опасный вариант, так как водитель перестает правильно оценивать опасность своих действий.

Согласно Правилам дорожного движения водители должны принимать предупредительные меры в момент возникновения опасности.

Однако в силу различных обстоятельств (лимит времени, неправильные действия и т.д.) действия водителей часто приводят к ДТП. Как же поступать водителям в таких ситуациях? Необходимо, не дожидаясь наступления опасной обстановки, уже после обнаружения только признаков потенциальной опасности со стороны других участников движения, поступать по принципу ограниченного доверия. «Я не доверяю Вашим дальнейшим действиям и, поэтому предпринимаю предупредительные действия (снижаю скорость, готовлюсь к торможению и т.д.)». В этом заключается третий принцип мастерства управления автомобилем.

Более чем в четверти ДТП водители могли их избежать или снизить тяжесть последствий, если бы заблаговременно приняли меры безопасности до наступления кульминации опасной ситуации. Поэтому в процессе движения водители должны постоянно давать ответ на вопрос – имеются ли признаки потенциальной опасности.

Конечно, проще определить признаки, связанные с явным нарушением Правил (например, переход дороги в не установленном месте, нарушение правил обгона, остановки и стоянки и т.д.).

Для этого в большинстве случаев достаточно глубокого знания Правил дорожного движения.

Сложнее обстоит дело с так называемыми неординарными признаками, связанными, например, с усложненными погодными и дорожными условиями, поведением пешеходов, особенно детей. Для их обнаружения и оценки нужен определенный водительский опыт.

Зарубежные и отечественные исследования позволяют сделать вывод, что недостаток опыта поведения в условиях дорожного движения восполняется водителями за счет личного участия в конфликтных ситуациях на дороге, то есть путем самообучения. Процесс накопления такого опыта является случайным, длительным и далеко не всегда безопасным. Поэтому изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности позволит существенно сократить время приобретения водительского опыта.

www.drive2.ru

Всё просто :: Мастерство водителя

Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя

Специалисты трактуют мастерство водителя как набор качеств, определяющих уровень безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем. При этом под профессиональным интеллектом понимается способность водителя к восприятию информации и принятию решений с целью предупреждения возникновения опасных ситуаций в дорожном движении Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных и критических ситуаций. Исследованиями установлено, что в обеспечении безопасности движения роль профессионального интеллекта наиболее велика.

Мастерство водителя определяется качеством следующих элементов:

  • восприятия и обработки информации;
  • подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;
  • принятия решений;
  • технического исполнения решений.

Профессионализм водителя в плане обеспечения безопасности движения в первую очередь определяется единством трех качеств: технического мастерства управления автомобилем; знаний и навыков поведения в дорожном движении; дисциплины и ответственности, включая морально- деловые качества и социально-психологическую устойчивость. При этом ключевыми и результирующими являются именно знания и навыки поведения в дорожном движении.

Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения обусловлена тем, что именно человек вносит в систему дорожного движения абсолютное большинство возмущающих субъективных факторов. Так. определение причины ДТП сводится главным образом к анализу действий человека, которые в большинстве случаев совершаются при нарушении Правил дорожного движения.

Приобретение опыта и развитие профессионального мастерства. Положительные и негативные навыки.

По данным различных исследований, для приобретения необходимых навыков прогнозирования опасных ДТС водитель должен проехать за рулем автомобиля около 100 тыс. км. На это требуется от 5 до 10 лет стажа управления автомобилем.

Характеристики водителя, основанные на навыках, играют подчас решающую роль; при этом на развитие навыков существенное влияние оказывает их интерференция — процесс торможения нового недавно приобретенного навыка старым, более прочно усвоенным. При этом старыми навыками водитель пользуется автоматически, не задумываясь. В условиях дефицита времени, расстояния, а также при отвлечении внимания, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками, например оценкой габаритов, тормозной и тяговой динамики автомобиля. При пересадке на автомобиль, имеющий другие характеристики, водитель постепенно приспосабливается к ним, однако опасность интерференции остается и в сложной дорожной обстановке может привести и к ДТП.

Среди задач повышения надежности водителей задача ней грализа- ции интерференции навыков занимает важное место. Следует обратить особое внимание на требуемые изменения в действиях по управлению автомобилем, а при малейшей неуверенности — пройти тренаж на закрытой площадке.

Связь оценки опасности дорожно-транспортных ситуаций с опытом водителя. Оценка водителем собственной квалификации обычно бывает завышена. Величина превышения самооценки водительского мастерства и уровень опасности поведения в различных ДТС тесно связаны. Чем более завышена самооценка, тем больше рискованных действий может совершить водитель при управлении автомобилем. Установлено, что к завышенной самооценке мастерства тяготеют водители, которые проехали за рулем автомобиля около 40—80 тыс. км. Приобретенные к этому времени навыки позволяют управлять автомобилем без первоначального напряжения, что создает иллюзию высокого мастерства, особенно если стадия обучения прошла без происшествий. Фактический же уровень мастерства большинства водителей в это время еще далек от необходимого. Проявляется это у водителей в склонности к совершению различного типа ошибок, разнообразных как по характеру, так и по причинам. Отметим некоторые из них.

Ошибки восприятия выражаются в том, что признаки опасности обнаруживаются либо не полностью, либо с опозданием, а порой не обнаруживаются вовсе. Например, водитель не заметил знак, предупреждающий об опасности, или пешехода, вышедшего из-за стоящего автобуса и т. п. Когда признаки опасности ДТС обнаружены вовремя, могут возникнуть ошибки оценки параметров ситуации. Как правило,, ошибочно оцениваются скорос ти, ускорения (торможения) других автомобилей, дистанции или интервала, расположения транспортных средств на проезжей части, расстояния до объектов. Например, водитель заметил автомобиль, подъезжающий к нерегулируемому перекрестку справа, но недооценил его скорость, и вследствие этого сделал неправильное предположение о возможности проезда пересечения первым.

Еще одна группа ошибок связана с принятием решения. Можно вовремя замсшть признаки и верно оценить степень опасности, но при этом принять неверное решение. Например, начать обгон несмотря на близкое расстояние до встречного автомобиля или увеличить скорость движения перед крутым поворотом дороги. Причины таких ошибок чаще всего связаны с сознательным риском.

Наконец, ошибка выполнения действий. И опасность воспринята своевременно, и оценка верна, и решение принято правильное (скажем, объехать препятствие), но рулевое колесо было повернуто на недостаточный угол, что привело к столкновению.

Исследования подтверждают, что наиболее слабое место мастерства подавляющего большинства водителей связано с умением воспринимать и оценивать опасности дорожного движения.

Именно поэтому важно постоянно повышать уровень знаний и закреплять навыки поведения в различных ДТС.

Оставить отзыв к статье “Мастерство водителя”

vseprosto.com

5.3. Оценка индивидуальных психофизиологических особенностей водителей. Профотбор водителей.

Из сказанного в начале предыдущего раздела выяснилось, что при медицинских освидетельствованиях выявляются только клинические нарушения здоровья (болезни). Однако водители совершают ДТП или грубые нарушения правил дорожного движения не только из-за болезненного состояния, но и из-за недостатков несколько другого рода, к которым относятся:

1. Своеобразные личностные качества водителей или черты характера;

2. Неспособность к длительному поддержанию высокого уровня бдительности или готовности к экстренному действию;

3. Неспособность к правильному распределению и быстрому переключению внимания;

4. Неспособность к быстрому переключению с одного вида деятельности на другую;

5 Медленные зрительно-моторные реакции;

6. Слабая эмоциональная и монотонноустойчивость и др.

Диагностировать указанные недостатки призван психофизиологический профессиональный отбор или психофизиологическое освидетельствование.

Цель психологической оценки — выявление у человека своеобразных черт его личности, скрытых подчас под вполне благополучной картиной внешнего поведения. К таким чертам относятся «скрытая агрессивность», «жестокость», «лживость», «скрытая трусливость», «конфликтность». «неприятие ограничений», «авантюризм»

Психологи считают, что ярко выраженные проявления этих качеств являются криминогенными или социально опасными чертами личности.

Этому есть доказательства и из судебной практики эти качества в разнообразных их сочетаниях имели место у большинства водителей совершивших тяжелые дорожно-транспортные происшествия. Для выявления описанных свойств личности существует большой набор психологических тестов – опросников. Эти тесты состоят из большого количества на первый взгляд «невинных» вопросов, но так с оставленные и в таком сочетании расположенных, что ответы на них обследуемого позволяют «вытянуть» из человека, хотя он об этом и не подозревает, все эти неприятные свойства характера. Однако, необходимо сказать, что большинство этих качеств в той или иной мере поддаются коррекции (исправлению) воспитанием, психотерапевтическим воздействием, самовоспитанием и т. п.

Оценка психофизиологических качеств водителя сводится к диагностике индивидуальных особенностей его психомоторной сферы. В этом случае, чрезвычайную важность приобретает методологический подход к выявлению указанных особенностей.

Остановимся на этом обстоятельстве подробнее. В настоящее время отказались от принципа снятия физиологических характеристик, т. е. «фотографирования» отдельных функций или их показателей (время реакции, память, внимание и др.). Изучая свойства водителя его физиологические способности, прежде всего необходимо выявить скрытые дефекты, т е. дефекты, которые проявляются только при специфических условиях, характерных для данной профессии. Дело в том, что человек в условиях своей профессиональной деятельности никогда не испытывает изолированного влияния какого-то одного фактора, на него всегда действует комплекс нескольких факторов и он в ответ вовлекает многие свои функции или различные их комбинации, сочетания. Эти функции влияют друг на друга, улучшая или ухудшая свою деятельность. Так, например, известно, что некоторые люди теряются в обстановке нервного (эмоционального) возбуждения забывают то, что знали, начинают плохо соображать, неправильно действуют и т. д. Человек, обычно толковый и дельный, если на него «наваливается много каких-то дел или сведений, становится бестолковым, суетливым, допускает элементарные ошибки и т. д. Другие же люди, наоборот, в таких ситуациях могут мобилизоваться, собраться и проявляют себя порой даже лучше, чем в спокойной обстановке.

Кроме того, каждый человек обладает важнейшей характеристикой — способностью к поддержанию определенного уровня бдительности или готовности к экстренному действию (ГЭД). Эта характеристика особенно важна для водителя и заключается она в способности в сложных условиях дорожного движения быстро и правильно отреагировать на внезапное возникновение опасной ситуации.

Понятно, что снижение готовности к экстренному действию, замедление реакции в этих условиях чревато для водителя и окружающих отрицательными последствиями.

У современных психологов и физиологов есть, возможность достаточно точного измерения этой характеристики как в ее исходном уровне, индивидуально для каждого водителя, так и в различных условиях. Задача психофизиологического отбора или оценки и состоит в том, чтобы определить индивидуальную ГЭД и выяснить способен ли тот или иной водитель, поддерживать необходимую ГЭД в условиях наиболее характерных для профессии. Например: способен ли человек, претендующий на получение профессии водителя, длительное время сохранять необходимую ГЭД на однообразной, хорошо оборудованной дороге, движение по которой вызывает у него дремотное состояние, т. е. в условиях так называемой монотонной деятельности или, наоборот, в условиях сенсорные нагрузок, т. е. при сложной дорожной ситуации, где много отвлекающих моментов, отмечать и реагировать на которые тоже необходимо?

Набор тестов, разработанный в АО «Трансконсалтинг» совместно с лабораторией инженерной психологии ВНИИЖТ МПС, дает возможность проводить такие обследования. Тесты, выполненные на ЭВМ, легко усваиваются обследуемыми и позволяют за полтора-два часа получить представление как о психосоциальной, так и о психомоторной сферах водителя или кандидата в водители. Указанные тесты дают также возможность определить способность к правильному распределению и переключению внимания, к переходу с одного вида деятельности на другой, определить время зрительно-моторных реакций, а также монотонноустойчивость и эмоциональную устойчивость обследуемых.

Проведенные сотрудниками АО «Трансконсалгинг» исследования определили набор количественные критериев для такого рода психофизиологической профессиональной оценки. Сопоставление с профессиональной успешностью обследованных водителей показало, что избранные тесты вполне адекватны поставленным задачам. Причем оказалось, что из большой группы обследованных молодых стажированных водителей только 3 – 5 % обладают таким сочетанием психологических и психофизиологических характеристик, которое способно помешать им успешно работать в избранной профессии.

Если обобщенно описать эту группу, то с известным приближением можно сказать, что для людей, входящих в нее, как правило свойственны такие выраженные черты характера как лживость, желание представить себя в выгодном свете, импульсивность поведения, склонность к необдуманным поступкам, некритическое отношение к себе, стремление в своих неудачах винить других. Во время психофизиологического тестирования задание понимают плохо, но уверяют, что все поняли, выполняют тесты хотя и быстро, но делают много ошибок, быстро устают, часто отказываются от дальнейшего выполнения задания, ГЭД крайне неустойчива, как при монотонной работе, так и в условиях сенсорных нагрузок.

Другие представители этой группы обнаруживают низкий интеллект, повышенную тревожность поведения, тугоподвижность установок, склонность к депрессии, пессимизм, замкнутость, отсутствие инициативы, неуверенность в себе. При психофизиологическом обследовании задание понимают плохо, работают медленно с большим количеством ошибок, имеют низкую ГЭД.

Что касается остальных обследованных, то большинство из них (57 – 60 %) оказались абсолютно пригодными к профессии. Это люди, как правило, уравновешенные, энергичные, ответственные, с рациональным мышление м, они оптимисты, общительны и контактны. При психофизиологическом обследовании задание понимают быстро и правильно, работают с большой скоростью, ошибки встречаются редко ГЭД высокая в любых условиях. Некоторые из них работают медленнее, но зато ошибок практически не делают. Обладают высокой эмоциональной и монотонноустойчивостью.

Лица, отнесенные к промежуточной группе, имеют широкий спектр индивидуальных характеристик. В этой группе встречаются люди с некоторой степенью выраженности таких черт как тревожность, импульсивность поведения, тугоподвижность установок, у них недостаточная эмоциональная и монотонноустойчивостъ, ГЭД имеет тенденцию к снижению либо при монотонной деятельности, либо при сенсорных нагрузках, у некоторых плохо обстоит дело с распределением внимания. Все описанные недостатки не имеют ярко выраженной направленности. Однако они требуют особого внимания со стороны психологов, физиологов и педагогов. Некоторые из них безусловно подлежат коррекции и исправлению путем специальных индивидуально подобранных программ обучения и тренировок.

В заключении следует подчеркнуть, что психологический и психофизиологический профессиональный отбор или подбор водителей не имеет в настоящее время нормативно-правовой базы. В связи с этим результаты проводимого обследования должны носить рекомендательный характер. Проведение такого рода обследования может помочь руководителю предприятия получить представление об имеющемся у него контингенте водителей, правильно произвести расстановку водителей по маршрутам и видам перевозок с учетом их психофизиологических особенностей (не направлять, например, в дальние рейсы людей с резким снижением ГЭД в условиях монотонной работы и т п.), направить на дополнительное обучение некоторых водителей, произвести с ними тренажерные занятия по специальным программам и др.

Целесообразным является создание усилиями нескольких автопредприятий региональных центров надежности водителей, где можно было бы производить психофизиологическое обследование водителей и одновременно коррекцию выявленных недостатков.

studfiles.net

5.5. Влияние алкоголя на состояние здоровья и надежность водителя

Известно, что употребление алкоголя снижает работоспособность водителя и может значительно повысить риск возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Риск совершения водителем аварии и тяжесть, вызванных ею последствий находятся в определенной зависимости от концентрации алкоголя в крови водителя: при концентрации алкоголя в крови 0,1 % риск увеличивается в 2 — 9 раз, а при концентрации 0,15 % — в 8 — 30 раз.

Наибольшее влияние .этиловый алкоголь оказывает на центральную нервную систему, причем степень нарушения ее деятельности определяется количеством принятого алкоголя, временем, прошедшим с момента принятия последней дозы алкоголя., и исходным функциональным состоянием центральной нервной системы. В настоящее время хорошо известны и часто публикуются факты влияния .алкоголя на скорость и четкость так называемых сенсомоторных реакций, во многом обеспечивающих быстроту и правильность восприятия дорожной обстановки и действия водителя в ответ на ее изменения.

Наименьшую опасность представляют изменение настроения, ослабление под влиянием алкоголя способности контролировать и правильно оценивать свои поступки.. Даже при употреблении небольших доз алкоголя в начальном периоде легкого алкогольного опьянения повышается восприимчивость к внешним раздражителям при склонности к поверхностным суждениям. Реакции опьяневшего на внешние раздражители становятся неустойчивыми. Одновременно снижается способность к критическому осмысливанию, в большей или меньшей степени утрачивается способность, к ориентировке. Беспечность, благодушие нередко сменяются вспыльчивостью, раздражительностью, злобностью.

С помощью объективных методов при легком алкогольном опьянении (например, под воздействием алкоголя, принятого в количестве 1 грамма на килограмм массы тела) выявляется, что скорость зрительного восприятия снижается (в 4 — 7 раз), увеличивается время зрительно-двигательной реакции (на 40 — 70 миллисекунд) и время выбора логической информации (на 10 — 20 %), возрастает возможность локализационной ошибки при взаимодействии органов зрения и слуха (почти на 50 %).

Все это приводит опьяневшего к некритической оценке дорожной обстановки, превышению скорости, совершению действий, несоответствующих реальным условиям движения, особенно в экстренных и сложных случаях, что, в конечном итоге, приводит- к повышенному риску возникновения дорожных происшествий.

Для средней степени алкогольного опьянения характерно снижение яркости представлений, отчетливости восприятия окружающего, стройности и цельности процесса мышления. В результате снижения сознательного критического отношения к поведению окружающих и собственной личности опьяневшие нередко совершают неадекватные действия и поступки.

В результате наркотизирующего действия алкоголя на организм человека заостряются дли обнажаются характерологические особенности опьяневших. Раздражительные, несдержанные лица становятся еще более грубыми, склонными к немотивированной агрессии. В этой стадии опьянения легко в сплывают давние обиды, переживания Происходит еще более выраженное снижение скорости зрительного восприятия, увеличение времени зрительно-двигательной реакции, времени выбора логической информации, увеличение локализационной ошибки Постепенно снижается острота зрения, ухудшается ориентировка на месте и во времени Нередко возникают иллюзорные толкования окружающей действительности, нарушается оценка величины предметов, расстояний между ними

Длительность нахождения алкоголя в организме человека обусловлена в основном количеством принятого алкоголя и может быть определена с учетом окисления 7 — 10 г алкоголя в 1 час. Например, в 100 мл водки содержится около 40 мл алкоголя, т е алкоголь может определяться в выдыхаемом воздухе, слюне и крови в течение 4 — 5 часов с момента употребления напитка В моче алкоголь может быть определен и позднее, т. к. в ее составе он находится в мочевом пузыре неопределенно долгое время, вплоть до момента опорожнения.

При приеме большого количества алкоголя он содержится в организме до суток и более. При этом в конце срока действия алкоголя к нему присоединяются и изменения внутренней среды организма, вызываемые продуктами его распада, например, снижение уровня сахара в крови и повышение ее кислотности. Именно этим объясняют состояния, которые наблюдаются после того, как алкоголя в организме практически нет:

утомляемость, жажда, дрожание конечностей, головная боль, потливость, сердцебиение, колебание артериального давления, неустойчивое, а нередко депрессивное настроение — типичные проявления конечного этапа алкогольного опьянения при принятии больших доз алкоголя. При пробуждении от ночного сна опьяневший накануне человек может все еще находиться под влиянием действия алкоголя и продуктов его распада, которые оказывают на все ткани организма и особенно на нервную систему вредное влияние. Подобные явления представляют собой серьезные предпосылки для возникновения дорожных происшествий.

Определение алкоголя в крови или любой другой биологической среде организма не позволяет судить о степени опьянения человека, а является лишь дополнительным исследованием при проведении экспертизы алко­гольного опьянения, что связано с неодинаковой реакцией различных людей и непостоянной реакцией одного человека на одни и те же дозы алкоголя, а также фазой алкогольной интоксикации. Это обусловлено многими причинами: различными уровнями толерантности, состоянием здоровья, возрастом, характером человека, ситуацией и др.

studfiles.net

Надежность водителя и безопасность движения

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Реферат

По дисциплине «Транспортная психология»

Тема: «Надежность водителя и безопасность движения»

Новокузнецк 2012г

Содержание

Введение

Понятие надежности водителя

Мастерство водителя

Безопасность движения водителей

Заключение

Список литературы

Введение

По аналогии с определением надежности технических систем надежность водителя есть его способность в течение определенного промежутка времени работать без отказов, т. е. без дорожно-транспортных происшествий. Можно выделить четыре основные составляющие надежности водителя:

медицинская — отсутствие заболеваний, симптомы (проявления) которых могут привести к потере контроля над автомобилем в процессе движения;

психофизиологическая — комплекс личностных качеств водителя (свойства нервной системы, память, время реакции, качества внимания и т. п.), недостатки которых могут вызвать потерю времени в условиях его дефицита, например в опасной ситуации, или привести к ошибкам в принятии решений либо к их исполнению;

профессиональная — наличие опыта, совокупность навыков управления автомобилем, позволяющих реализовать наиболее рациональные приемы обеспечения безопасности в любых условиях движения, в том числе опасные и критические ситуации;

социально-психологическая — совокупность личностных качеств человека (уровень общей культуры, чувство ответственности, дисциплинированность и т. п.), определяющих характер поведения на дороге, представляющей собой своеобразную социальную среду.

Причины, влияющие на снижение надежности водителей, так или иначе связаны с ее составляющими. Например, неумение водителя безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низкими психофизиологическими качествами, болезнью, чрезмерным утомлением, стрессовым состоянием и т. п. Причинами нежелания водителя безопасно управлять автомобилем являются низкий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя.

Понятие надежности водителя

Незнание водителем правил безопасного управления автомобилем, связано, скорее всего, с тем, что у него имеются пробелы в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения.

Наконец, причиной неумения безопасно управлять автомобилем является недостаточное профессиональное мастерство водителя, в частности неправильно сформированные навыки или потеря таковых.

Водитель должен постоянно контролировать себя. Если он замечает, что регулярно становится виновником опасных ситуаций, ему следует либо пересмотреть свое поведение на дороге, либо отказаться от управления транспортным средством. Склонность к риску как один из показателей социально-психологической устойчивости в сочетании с мотивами деятельности оказывает решающее влияние на степень риска, принимаемую водителем. Часто бывает, что «приемлемый» для водителя уровень риска в дорожном движении может оказаться неадекватным его техническому мастерству и дорожно-транспортной ситуации.

Как определить, насколько опасна ситуация, возникшая на дороге из-за рискованного поведения водителя? Это можно сделать по своим субъективным ощущениям. Водителям известно «чувство пережитой опасности», связанное с резким повышением количества адреналина в крови. При этом возникают учащенное сердцебиение, прилив крови к конечностям, ощущение жара, а нередко и сложный спектр эмоций. При нормальной реакции организма на стресс это состояние через короткое время сменяется мобилизацией всех возможностей человека для безопасного управления автомобилем.

Недооценка опасности наряду со склонностью к риску является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приводящих к ДТП. Оценивая дорожную обстановку, водитель в силу накопленного опыта и имеющихся знаний прогнозирует развитие ДТС. Каждой типичной ДТС соответствует некоторый объективный уровень опасности, измеряемый частотой перерастания ДТС в ДТП. Рассогласование объективной опасности и ее субъективной оценки водителем приводит его к неадекватным действиям.

Водитель, недооценивший опасность, всегда неосознанно (в отличие от водителя, склонного к риску) совершает рискованные маневры либо не предпринимает необходимых предупредительных действий в условиях высокой вероятности опасного развития ДТС. Чересчур осторожный водитель делает много лишних торможений, «шарахается от каждого столба», что также создает рискованные ситуации на дороге.

Неустойчивость к монотонии. Монотонией называют состояние водителя, возникающее при езде по относительно свободной ровной дороге или на привычном, хорошо известном маршруте, где в течение продолжительного времени водителю приходится выполнять однообразные, многократно повторяющиеся действия. Монотония вызывает сонливость, замедление реакции, снижение остроты восприятия дорожной обстановки: возникает так называемый «дорожный гипноз».

Если преодолеть состояние «дорожного гипноза» не удается, следует сделать кратковременную остановку для выполнения нескольких физических упражнений (разминки), отдыха или приема пищи. Но лучшим «лекарством», конечно, послужит 15 -20-минутный сон. В дальней дороге подобные остановки рекомендуется делать не реже чем через каждые три часа движения, даже если состояние монотонии не наступило.

Пренебрежение состоянием «дорожного гипноза» наиболее часто ведет к съезду с дорог, опрокидыванию автомобиля, наезду на препятствие.

Мастерство водителя

Специалисты трактуют мастерство водителя как набор качеств, определяющих уровень безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем. При этом под профессиональным интеллектом понимается способность водителя к восприятию информации и принятию решений с целью предупреждения возникновения опасных ситуаций в дорожном движении. Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных и критических ситуаций. Исследованиями установлено, что в обеспечении безопасности движения роль профессионального интеллекта наиболее велика.

Мастерство водителя определяется качеством следующих элементов:

восприятия и обработки информации;

подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;

принятия решений;

технического исполнения решений.

Профессионализм водителя в плане обеспечения безопасности движения в первую очередь определяется единством трех качеств: технического мастерства управления автомобилем; знаний и навыков поведения в дорожном движении; дисциплины и ответственности, включая морально-деловые качества и социально-психологическую устойчивость. При этом ключевыми и результирующими являются именно знания и навыки поведения в дорожном движении.

Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения обусловлена тем, что именно человек вносит в систему дорожного движения абсолютное большинство возмущающих субъективных факторов. Так, определение причины ДТП сводится главным образом к анализу действий человека, которые в большинстве случаев совершаются при нарушении Правил дорожного движения.

Приобретение опыта и развитие профессионального мастерства. Положительные и негативные навыки.

По данным различных исследований, для приобретения необходимых навыков прогнозирования опасных ДТС водитель должен проехать за рулем автомобиля около 100 тыс. км. На это требуется от 5 до 10 лет стажа управления автомобилем.

Характеристики водителя, основанные на навыках, играют подчас решающую роль; при этом на развитие навыков существенное влияние оказывает их интерференция — процесс торможения нового недавно приобретенного навыка старым, более прочно усвоенным. При этом старыми навыками водитель пользуется автоматически, не задумываясь. В условиях дефицита времени, расстояния, а также при отвлечении внимания, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками, например оценкой габаритов, тормозной и тяговой динамики автомобиля. При пересадке на автомобиль, имеющий другие характеристики, водитель постепенно приспосабливается к ним, однако опасность интерференции остается и в сложной дорожной обстановке может привести и к ДТП.

Среди задач повышения надежности водителей задача нейтрализации интерференции навыков занимает важное место. Следует обратить особое внимание на требуемые изменения в действиях по управлению автомобилем, а при малейшей неуверенности — пройти тренаж на закрытой площадке.

Связь оценки опасности дорожно-транспортных ситуаций с опытом водителя.

Оценка водителем собственной квалификации обычно бывает завышена. Величина превышения самооценки водительского мастерства и уровень опасности поведения в различных ДТС тесно связаны. Чем более завышена самооценка, тем больше рискованных действий может совершить водитель при управлении автомобилем. Установлено, что к завышенной самооценке мастерства тяготеют водители, которые проехали за рулем автомобиля около 40 -80 тыс. км. Приобретенные к этому времени навыки позволяют управлять автомобилем без первоначального напряжения, что создает иллюзию высокого мастерства, особенно если стадия обучения прошла без происшествий. Фактический же уровень мастерства большинства водителей в это время еще далек от необходимого. Проявляется это у водителей в склонности к совершению различного типа ошибок, разнообразных как по характеру, так и по причинам. Отметим некоторые из них.

Ошибки восприятия выражаются в том, что признаки опасности обнаруживаются либо не полностью, либо с опозданием, а порой не обнаруживаются вовсе. Например, водитель не заметил знак, предупреждающий об опасности, или пешехода, вышедшего из-за стоящего автобуса и т. п. Когда признаки опасности ДТС обнаружены вовремя, могут возникнуть ошибки оценки параметров ситуации. Как правило, ошибочно оцениваются скорости, ускорения (торможения) других автомобилей, дистанции или интервала, расположения транспортных средств на проезжей части, расстояния до объектов. Например, водитель заметил автомобиль, подъезжающий к нерегулируемому перекрестку справа, но недооценил его скорость, и вследствие этого сделал неправильное предположение о возможности проезда пересечения первым.

Еще одна группа ошибок связана с принятием решения. Можно вовремя заметить признаки и верно оценить степень опасности, но при этом принять неверное решение. Например, начать обгон несмотря на близкое расстояние до встречного автомобиля или увеличить скорость движения перед крутым поворотом дороги. Причины таких ошибок чаще всего связаны с сознательным риском.

Наконец, ошибка выполнения действий. И опасность воспринята своевременно, и оценка верна, и решение принято правильное (скажем, объехать препятствие), но рулевое колесо было повернуто на недостаточный угол, что привело к столкновению.

Исследования подтверждают, что наиболее слабое место мастерства подавляющего большинства водителей связано с умением воспринимать и оценивать опасности дорожного движения.

Именно поэтому важно постоянно повышать уровень знаний и закреплять навыки поведения в различных ДТС.

Безопасность движения водителей

водитель надежность мастерство поведенческий

Проблема надежности водителей транспортных средств и прежде всего автомобилей является определяющей в системе; мер, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий. От уровня ее решения практически целиком зависит число преступлений и административных правонарушений, совершаемых на дорогах страны.

В конечном счете, надежность водителя определяется уровнем его возможностей и готовностью обеспечить безопасное управление транспортным средством. Понятие надежность часто отождествляется с профессионализмом, мастерством, дисциплинированностью и некоторыми другими терминами, определяющими необходимые для водителя качества по безаварийному управлению автомобилем.

Однако, как представляется, каждый из них отражает лишь определенную сторону надежности водителя, но не раскрывает его сути в целом. Больше того, при одностороннем подходе к толкованию надежности водителя можно впасть в крайность и сделать рекомендации, которые могут дезориентировать водителя и даже причинить вред.

Нередко трактовка мастерства доводит его до виртуозности, хождению по лезвию ножа. В отношении водителей проводится мысль о необходимости достижения такого уровня управления автомобилем, который бы позволил увернуться от неприятностей в любой сложной ситуации. Речь идет не об умении не создавать таких ситуаций, а об умении выходить из них без потерь.

Думается, что мастерство — не главная черта надежного управления автомобилем. Во всяком случае утверждение о том, что все зависит от мастерства предвидения и точного расчета водителя, а также знания дорожной обстановки нуждается в существенной корректировке. Точный расчет — это расчет с минимальными допусками в ту или иную сторону. Малейший сбой, отступление от расчета — и он может подвести. Вряд ли такая манера управления необходима каждому водителю в его повседневной практике. Значительно лучше, если допуски в сторону безопасности будут увеличены и надежно гарантированы. Не следует забывать и о том, что пределы всякого мастерства при управлении транспортным средством должны быть ограничены допустимыми нормами, определяемыми Правилами дорожного движения.

В последнее время появляется все больше и больше рекомендаций о том, как избежать ДТП в экстремальных ситуациях. Они основаны на результатах исследований, личном опыте либо исключительно на логических рассуждениях. Подробно описываются десятки способов расположения рук на руле и перехвата при его вращении, развороте автомобиля на 180° с применением тормозов, преодоления закруглений дороги без снижения скорости и многое другое. Видимо, все это знать полезно, и действительно каждому нужно уметь принять правильное решение, быстро и самым рациональным образом распорядиться в сложной ситуации. Однако еще более важно уметь управлять автомобилем таким образом, чтобы подобная ситуация не сложилась, чтобы не вынуждать себя к рискованным действиям при чрезмерных обстоятельствах. Этому нужно учить прежде всего. В этой науке можно достичь наилучших результатов в деле предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Человек, желающий получить водительскую квалификацию, должен обладать определенными физическими и психофизическими качествами, его здоровье должно удовлетворять установленным требованиям. Перечень противопоказаний, исключающих допуск лица к управлению механическими транспортными средствами или их некоторыми категориями, содержится в Инструкции о порядке медицинского освидетельствования лиц, желающих получить водительские удостоверения.

Кроме того, предусмотрены периодические переосвидетельствования лиц, управляющих транспортными средствами. Установлен также порядок определенных исключений в отношении инвалидов, у которых повреждены или даже ампутированы конечности.

Минимальные медицинские требования содержатся в международных документах, разрабатываемых с участием Всемирной организации здравоохранения.

В нашу задачу не входит детальное рассмотрение медицинских требований, предъявляемых к лицам, желающим получить водительское удостоверение. Отметим лишь некоторые связанные с ними проблемы.

В последние годы в целом отмечается тенденция ослабления некоторых медицинских требований с тем, чтобы расширить круг лиц, которые могли бы управлять транспортными средствами. Например, разрешить допуск к рулю дальтоникам. Это обеспечивается за счет улучшения средств и систем информации. Например, сигналы светофора теперь располагаются в строго определенной последовательности. Красный сигнал сверху, дорожные знаки помимо цветового различия имеют для каждой группы отличительную форму и т.п. Повышению надежности управления транспортным средством способствует также совершенствование конструкции автомобилей, а в необходимых случаях — внесение в конструкцию специальных изменений, дополнительного их оборудования. Например, для инвалидов без ног конструкция обеспечивает управление автомобиля только с помощью рук.

Бесспорно, что подобные допуски должны иметь определенные границы, так как человек, имеющий физические недостатки, при прочих равных условиях в критический момент может не справиться с управлением. Это совершенно очевидно. Менее очевидно то, что для надежного управления транспортным средством недостаточно только одного того факта, что человек психически здоров. Важна его индивидуальная психофизиология (возбудимость, реакция, склонность к употреблению алкоголя, к совершению необдуманных действий и т.п.). Однако психологические тесты до сих пор не имеют широкого применения.

В то же время не вызывает сомнения тот факт, что отдельным категориям людей не просто не рекомендуется садиться за руль транспортного средства. Им это противопоказано. Жизнь, дорожно-транспортные происшествия подтверждают такой вывод. Такие лица выявляются уже на стадии обучения. Видимо, пока при отборе водителей не введены психологические тесты, необходимо обеспечить методику приема экзаменов по практическому вождению таким образом, чтобы подобные люди сами могли убедиться в том, что водительское ремесло не для них. Такие обязанности, например, возлагаются на экзаменаторов в США и ряде других стран. Именно они и осуществляют на практике функциональную диагностику.

Экспериментальные исследования, которые были проведены ВНИИ БД МВД СССР при разработке единой программы по подготовке водителей транспортных средств категории В, убедительно показали, что лиц, претендующих на получение водительских прав, условно можно распределить на три группы. Первая группа усваивала предметы, включая навыки управления транспортным средством, с опережением установленного графика занятий. Она составила около 20% общего числа абитуриентов и успешно с первого раза сдала экзамены. Вторая группа, удельный вес которой составил до 70%, с некоторым разбросом по срокам и качеству усвоения материалов в целом удовлетворила предъявляемым требованиям. Что же касается третьей группы (не более 10% общего числа претендентов), то в отношении входивших в ее состав лиц можно было с достаточной степенью уверенности сделать вывод о том, что они непригодны к управлению автомобилем или нуждаются в особом режиме.

Однако обыденность автомобильного транспорта, в отличие, скажем, от авиации, где необходимость профессионального отбора не вызывает сомнения, мешает этим людям согласиться с таким выводом. Он воспринимается как заключение о какой-то неполноценности, почти как оскорбление.

Не секрет, что довольно распространено суждение о том, что главное — получить водительское удостоверение. Не знания и навыки, не объективную оценку фактической готовности к самостоятельному управлению транспортным средством, а документ, предоставляющий юридическое право на вождение автомобиля. Поэтому изыскиваются пути для достижения именно этой формальной цели. Это, как говорится, не от большого ума и не от глубокого понимания ответственности будущего водителя за безопасность дорожного движения. Подобные медвежьи услуги, связанные с тем, чтобы облегчить получение водительских прав (не квалификации, а удостоверения), впоследствии нередко заканчиваются тем, что новоиспеченный водитель оказывается виновником дорожно-транспортного происшествия, а подчас и жертвой его.

Существенное значение для решения вопроса о водительской квалификации имеет возраст. В нашей стране, как и в большинстве других стран, установлен минимальный возраст для получения права на управление мотоциклом в 16 лет, на управление автомобилем — 18 лет. Для некоторых категорий транспортных средств он еще выше. Так, категория Д (водитель автобуса) выдается лицам не моложе 20 лет и т.д.

Установление возрастных лимитов объясняется необходимостью как физической, так и психологической, гражданской зрелости лиц, которым разрешается управление источником повышенной опасности при перевозке большого количества людей.

Возрастные ограничения для водителей существуют во всех странах. Особенно высоки требования к водителям автобусов и водителям тяжелых грузовиков.

Так, для водителей автобусов в большинстве стран установлен возрастной минимум в 21 — 23 и более лет. Имеются также ограничения по уровню образования. Кроме того, во многих государствах в качестве условия введено обязательное наличие определенного предшествующего стажа работы водителем на легковых или грузовых автомобилях. Имеются на этот счет и рекомендации международных организаций.

Возможно, что порядок, установленный в нашей стране для водителей автобусов, следует пересмотреть. Полученные права на перевозку десятков пассажиров лицами, достигшими 20 лет и не имеющими предшествующего стажа управления транспортными средствами других категорий, представляется недостаточно обоснованным. Это подтверждается и анализом аварийности по вине водителей автобусов. Почти весь прирост дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненых на автобусах за последние, годы произошел из-за нарушений Правил дорожного движения молодыми, начинающими водителями со стажем работы до трех лет.

Социологические и криминологические исследования выявляют в целом прямое влияние на уровень аварийности возраста и стажа работы водителей. Лица со стажем до одного года в 3 раза чаще оказываются участниками дорожно-транспортных происшествий, чем водители, имеющие стаж управления транспортными средствами 5 лет. Наиболее часто в дорожно-транспортные происшествия попадают водители в возрасте от 18 до 22 лет. Причем, чем моложе водитель, тем он потенциально опаснее. Лица же в возрасте за 30 лет становятся участниками происшествий в 2 раза реже.

В последние годы довольно настойчиво высказывается предложение о том, чтобы пересмотреть требования к возрасту водителей транспортных средств категории А (мотоциклисты) и В (легковые автомобили) в сторону их снижения. Аргументируется это возросшим техническим совершенством транспортных средств, дорожных условий, организации движения в целом.

Вопрос этот представляется принципиальным и весьма важным в плане обеспечения безопасности дорожного движения. Чем моложе водитель, особенно до 20 лет, тем он относительно чаще оказывается участником дорожно-транспортного происшествия. В этой истине нас убеждают результаты исследований, проведенных в нашей стране и во многих других странах.

Особенно неблагополучно обстоит дело с подготовкой водителей в сельской местности. Поэтому многие проходят индивидуальную подготовку или занимаются самообразованием. Или вообще ездят без прав. Речь идет прежде всего о мотоциклистах.

О какой надежности этой категории водителей может идти речь? Они не обладают правильными навыками управления транспортными средствами, не имеют необходимой психологической подготовки. Они не понимают ни своей ответственности за безопасность дорожного движения, ни возможных последствий своих легкомысленных действий. Статистика убедительно подтверждает сделанный вывод.

Дороги, проходящие по сельской местности, поражены дорожно-транспортными происшествиями с участием мотоциклистов. Многие из этих происшествий кончаются трагически для самих водителей и являются, как правило, результатом грубых нарушений Правил дорожного движения, в том числе следствием управления мотоциклом без необходимых водительских навыков или в состоянии опьянения.

Помимо количественного охвата всех лиц, желающих получить водительские права, нуждаются в решении и вопросы, связанные с качеством обучения, подготовки.

Больше внимания должно уделяться изучению причин аварийности, анализу критических ситуаций, разбору механизма конкретных дорожно-транспортных происшествий. Знание законодательства, устанавливающего ответственность за нарушения правил дорожного движения (включая уголовно наказуемые правонарушения), умение оказать доврачебную помощь, понимание вопросов Дорожной этики в отношениях с другими участниками движения, а также с сотрудниками милиции — все это необходимые элементы, формирующие современного водителя. Словом, будущего водителя нужно не только обучать, но и воспитывать. Лишь при этом условии можно рассчитывать на его высокую надежность.

Важно сегодня также отрабатывать приемы экономного расхода горючего, охраны окружающей среды от токсичного и звукового загрязнения, в целом культурного вождения транспортных средств.

Кстати, давно уже вызывает сомнение целесообразность деления водителей на любителей и профессионалов. Это особенно зримо стало сегодня, когда поощряется индивидуальная трудовая деятельность, расширяются кооперативные, арендные и иные формы хозяйствования. И последствия неправильных действий и тех и других водителей аналогичны, и требования к ним должны быть тождественными.

Кульминационным моментом в подготовке водителей является экзамен. В некоторых странах требования к экзаменаторам и их ответственность за подготовку водителей настолько велики, что по существу они же осуществляют весь контроль за лицом, желающим получить водительские права. Экзаменатор проверяет знание Правил и других нормативных актов, умение управлять транспортным средством и одновременно контролирует физическое и психическое состояние абитуриентов.

Заключение

Таким образом, надежность водителя и ее уровень определяются целым рядом факторов. Она зависит от состояния здоровья, умственного и физического развития человека, от организации его труда и отдыха, на нее влияют возраст и многие обстоятельства, связанные с физической и интеллектуальной зрелостью личности, а также с состоянием водителя во время управления транспортным средством. Разумеется, в их числе — уровень подготовленности и профессионального мастерства водителя.

Причины невнимательного, беспечного и пренебрежительного отношения к соблюдению правил дорожного движения в основном обусловлены определенными отрицательными социальными позициями нарушителя, его взглядами, ориентациями, моральными принципами и привычками, которые определяют недостаточную значимость для него общественных интересов, безразличное отношение к безопасности окружающих, к общественному долгу и нежелание мобилизовать интеллектуальные и волевые возможности для выполнения установленных норм.

В связи с этим представляют интерес изучение личностных характеристик водителей, совершивших дорожно-транспортные преступления, криминологическая оценка их особенностей.

Водительская специальность до последнего времени в основном остается привилегией мужчин. Только среди водителей общественного электротранспорта удельный вес женщин довольно велик. Так, среди водителей троллейбусов в Москве 25%, а среди водителей трамваев 70% составляют женщины. Женщины-водители значительно менее склонны к лихачеству, грубому и иному виновному нарушению правил дорожного движения. Так, среди осужденных женщин удельный вес лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, в 1,5 раза меньше, чем среди мужчин. Распределение правонарушителей по возрастным категориям убедительно подтверждает то бесспорное положение, что молодые водители более всего склонны к несоблюдению установленных Правил. Говоря об особенностях отрицательного проявления этой возрастной группы, необходимо иметь в виду, что молодые водители одновременно являются и начинающими, т.е. не имеющими достаточного опыта в управлении транспортными средствами. В результате водители в возрасте до 20 лет в 3 раза чаще по сравнению с водителями старше 40 лет оказываются участниками дорожно-транспортных происшествий.

Список литературы

1.А.Н. Романов «Автотранспортная психология» — М.: Академия, 2002 — 244 с.

2.АВ.Н. Мишурин, А.Н. Романов «Надёжность водителя и безопасность движения» — М.: Транспорт, 1990 — 167 с.

.В.Н. Мишурин, А.Н. Романов, Н.А. Игнатов «Психофизиологические основы труда водителей автомобилей» учебное пособие МАДИ, — М.: 1982-254 с


Теги: Надежность водителя и безопасность движения  Реферат  Психология

dodiplom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *