Свечи зажигания нагар – Автомобильные свечи зажигания и их состояние по цвету нагара на электродах

Нагар на свечах зажигания — причины, черный, красный, коричневый

Для диагностики состояния двигателя автомобиля необязательно ехать на СТО, можно воспользоваться простыми методами. Прежде всего судить о состоянии системы можно по цвету выходящего из трубы дыма: если он не бесцветный, а черный, белесый, голубоватый, значит в цилиндро-поршневой группе есть поломки, из-за которых увеличивается расход топлива, потребляется больше масла.

Кроме того, любой водитель поймет, что с двигателем что-то не то, если он сам по себе глохнет, пропадает тяга, слышны посторонние звуки. Мы уже достаточно много писали на нашем портале для водителей Vodi.su о том, что нужно делать в тех или иных случаях: отрегулировать сцепление на ВАЗ 2109, прочистить дроссельную заслонку, перейти на более качественное масло или топливо.

В данной статье хотелось бы поговорить о диагностике по цвету нагара на свечах зажигания. После того, как они выкручены из своих колодцев, вы можете обнаружить, что на резьбе, юбке и на самих электродах могут быть отложения черного, красного или коричневатого оттенков.

Более того, даже на двух соседних свечах или на одной может быть разная накипь — с одной стороны черная и маслянистая, с другой — красная или коричневая.

О чем свидетельствуют данные факты?

Когда проводить диагностику?

Сначала вам нужно выбрать правильный момент для демонтажа свечей. Многие начинающие водители делают одну распространенную ошибку — заводят двигатель, дают ему поработать некоторое время и после этого, сняв свечи, пугаются, что на них присутствуют различные отложения, следы бензина, масла и даже встречаются мелкие отложения металлических частиц.

Это отнюдь не говорит о том, что с двигателем есть какие-то серьезные проблемы. Просто во время холодного старта смесь принудительно обогащается, масло не нагрелось до нужной температуры и образовывается вся эта копоть.

Диагностику следует проводить после длительной работы двигателя, например вечером, когда вы целый день ездили, желательно не по городу, а по трассе. Только тогда цвет копоти отобразит реальное состояние двигателя.

Идеальная свеча

Если с расходом масла или топлива проблем никаких нет, двигатель работает нормально, то свеча будет иметь следующий вид:

  • на изоляторе копоть коричневатая, с оттенком кофе или серая;
  • электрод выгорает равномерно;
  • нет никаких следов масла.

Если вы обнаружили именно такую картину, то вам волноваться не нужно — с вашим мотором всё ОК.

Светло-серый, белый, белесый нагар

Если вы увидели, именно такой цвет копоти на электродах и изоляторе, то это может говорить сразу о нескольких проблемах.

  1. Перегрев, система охлаждения работает ненормально из-за чего свечи перегреваются.
  2. Вы используете бензин с неподходящим октановым числом. Обедненная топливно-воздушная смесь.
  3. Как вариант можно еще предположить, что вы неправильно подобрали свечу — разберитесь с маркировкой свечей зажигания. Также причина может крыться в опережении зажигания, то есть необходимо настроить систему зажигания.

Если меры не принять вовремя, это может вылиться в постепенное оплавление электродов свечи, прогорание камер сгорания, стенок поршней и клапанов.

Обратите также внимание на консистенцию самой копоти: если она лежит толстым рыхлым слоем, это прямое свидетельство низкого качества масла и бензина. Просто очистите свечи, поменяйте масло, перейдите на другой бензин и ситуация должна измениться. Если же поверхность глянцевая, то тогда следует учитывать все указанные выше причины.

Отложения красного, кирпично-красного, желтовато-коричневого оттенка

Если изолятор и электроды приобрели подобный оттенок, значит вы используете топливо с высоким содержанием различных присадок, в состав которых входят металлы — свинец, цинк, марганец.

Решение в таком случае только одно — сменить топливо, начать ездить на другую заправку. Свечи менять не обязательно, достаточно их очистить от нагара.

Если долго ездить на таком бензине, то со временем пуск двигателя осложнится из-за образования металлического налета на изоляторе и он начнет пропускать ток, свечи перестанут давать искру. Также возможен перегрев двигателя со всеми вытекающими последствиями — прогорание клапанов и камер сгорания.

Черный нагар

Если вы видите именно такую копоть, то обращать внимание нужно не только на цвет, но и на консистенцию.

Бархатисто-черный сухой — слишком обогащенная смесь. Возможно проблемы связаны с неправильной работой карбюратора или инжектора, вы используете топливо с более высоким октановым числом, оно полностью не сгорает и образуются посторонние продукты его сжигания. Также такая накипь может говорить о забитом воздушном фильтре, неотрегулированной подаче воздуха, датчик кислорода врет, некорректно работает воздушная заслонка.

Черный маслянистый, копоть не только на юбке и электродах, но и на резьбе есть следы масла или золы — такое возможно после долгого простоя автомобиля, особенно зимой, либо сразу же после пуска на холодном моторе.

Если же машина постоянно на ходу, то такое состояние свидетельствует о:

  • масло попадает в мотор, его расход постоянно увеличивается;
  • выбранные свечи имеют более низкое калильное число;
  • поршневые кольца не снимают масло со стенок;
  • втулки клапанов разбиты.

Свечи залиты бензином — ищите проблемы в карбюраторе или инжекторе, опережение зажигания — искра подается чуть раньше, соответственно несгоревшие остатки бензина оседают на свечах.

Также такое состояние возможно после холодного старта при минусовой температуре окружающей среды — бензин не успевает испаряться.

Если же вы видите не только сероватый, черный нагар, остатки масла и бензина, но и следы металлических вкраплений в этих загрязнениях, то это тревожный признак, говорящий о разрушениях в самих цилиндрах: трещины, сколы, поршневые кольца, разрушения клапана, попадание металлических частиц под седло клапана.

Если на изоляторе и электродах есть толстые отложения копоти, причем цвет ее может быть от белесого до черного, это говорит о том, что возможно разрушена перегородка между кольцами, или кольца уже полностью выработаны. Из-за этого выгорает масло и следы его сгорания оседают внутри двигателя, в том числе и на свечах.

Возможны и такие варианты, когда мы наблюдаем следы разрушения изолятора и центрального электрода.

Можно в таком случае предположить, что свеча попалась бракованная.

Это также может говорить о:

  • ранних детонациях, ненастроенных фазах газораспределения;
  • бензине с низким октановым числом;
  • слишком раннем зажигании.

В таких случаях вы почувствуете симптомы неисправностей: двигатель троит, слышны удары и посторонние звуки, расход топлива и масла, пропадание тяги, голубовато-сизый выхлоп.

Эрозия электродов — цвет копоти не играет особой роли. Это свидетельствует о том, что вы давно не меняли свечи.

Если же они новые, то скорее всего в бензине есть присадки, приводящие к коррозии.

Если вы сняли свечи и увидели, что они не в самом лучшем состоянии, то необязательно их выбрасывать. После полной очистки их можно проверить, например в специальной барокамере, или просто поднося к блоку цилиндров, чтобы увидеть будет ли искра. В магазинах же их проверяют подачей напряжения на свечу.

vodi.su

Диагностика работы двигателя по нагару свечей зажигания — DRIVE2

На фото №1 изображена свеча, вывернутая из двигателя работу которого можно считать отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены.

На фото №2 типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора или неисправность инжектора), засорение воздушного фильтра.

На третьем фото наоборот пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Здесь есть повод для беспокойства. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева, как самой свечи, так и камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания прямой путь к прогару выпускных клапанов. Юбка центрального электрода свечи изображенной на фото

№4 имеет характерный красноватый оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича. Это покраснение вызвано работой двигателя на топливе содержащем избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл. Длительно использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.

Фото № 5. Свеча имеет ярко выраженные следы масла особенно в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной стоянки, имеет обыкновение после запуска «троить» некоторое время, а по мере прогрева работа стабилизируется. Причина этого неудовлетворительное состояние маслоотражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп.

Свеча на фото № 6 вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель «троит» уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один — ремонт.

Фото № 7 это полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причиной данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким октановым числом, очень раннее зажигание, и просто бракованная свеча. Симптомы работы двигателя такие же, как в предыдущем случае. Единственное на что можно надеяться так это на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не избежать ремонта головки блока цилиндров. Но это зависит от человека, грешен он или нет (шутка). Если говорить об этой конкретной свече, то ее хозяина Бог миловал.

Фото № 8 последнее в этом обзоре. Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синие дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный. Если вы хотите, чтобы с работой вашего двигателя было меньше проблем, не вспоминайте о свечах только тогда, когда мотор отказывается работать. Производитель гарантирует безотказную работу свечи на исправном двигателе 30 тыс. километров пробега. Но и вы в свою очередь не забывайте с каждой заменой масла или в среднем каждые 10 тыс. километров пробега проверять состояние свечей. Прежде всего, это регулировка зазора до требуемой величины, удаление нагара. Нагар удалять лучше металлической щеткой, от пескоструйной обработки разрушается керамика центрального электрода, и вы рискуете получить копию с фото № 7. Так же я бы рекомендовал менять свечи местами, это связано с разными температурными режимами работы цилиндров.

www.drive2.com

Возникновения нагара на свечах зажигания: фото, рекомендации по устраннению

Мало кто знает, что нагар на свечах зажигания – это один из наиболее верных способов определить состояние внутренних систем двигателя. Дело в том, что свеча в силу своих функций – обеспечения возгорания топливной смеси и отвода излишнего тепла, полученного от детонации, размещается в очень «удачном» месте. В свечные колодцы при работе поршневой выбрасываются различные продукты деятельности мотора, которые и оседают на поверхности свечей. Таким образом, свеча играет роль своеобразной лакмусовой бумажки, помещенной в двигатель.

Замена свечей зажигания производится либо, согласно рекомендациям производителя, либо в соответствии с их состоянием. В России очень распространена замена свечей перед зимней эксплуатацией авто, ведь новые свечи помогут облегчить пуск двигателя в мороз. Именно в момент замены вы и получаете возможность диагностировать состояние старых свечей, определить характер налета на ней и сделать соответствующие выводы о работе ДВС. Цвет и характер отложений может рассказать очень и очень многое о состоянии внутренних систем мотора, так что простая замена свечей может указать на необходимость капитального ремонта двигателя или, как минимум, проведения комплексной диагностики.

Причина возникновения нагара на электродах свечей зажигания

Один из факторов возникновения нагара на электродахэто жестко-агрессивная среда, в которую помещены свечи. В свечных колодцах на них воздействуют высокие температуры и химические вещества. Самый распространенный налет – это серый. Если свеча покрыта таким налетом, то вы можете быть спокойны – двигатель работает исправно. Однако существуют и другие виды отложений – черного, красного или белого цвета. При наличии налета такого цвета свечи однозначно необходимо менять, а также следует провести диагностику ДВС.

Полезная информация:

Именно цвет и структура отложений на контактах и резьбе свечи указывает на то, что происходит в моторе и какие сбои в нем могли случиться. Как правило, проблемы с ДВС, на которые указывает состояние свечей, связаны с температурным режимом в камере сгорания, составом топливо-воздушной смеси, процессом искрообразования и т.д. Специалисты компании «Engine-Repairing» расскажут вам о каждом из видов нагара и о том, на какие неисправности они указывают.

Как проверить состояние двигателя по нагару свечей

Итак, проверка состояния двигателя по нагару свечей основывается на анализе характера и цвета отложений. О том, что все системы двигателя работают без перебоев говорит серый нагар или нагар легкого кофейного оттенка. А теперь перейдем к «цветным» отложениям, указывающим на неисправности.  Первая группа – это нагары черного цвета, которые делятся на два типа.

Черный нагар с консистенцией, напоминающей масло, как правило, располагается, как на электроде, так и на резьбе свечи. Очень часто при таком симптоме вы можете наблюдать также и сизый или синеватый цвет выходящих из выхлопной трубы газов. Оба этих сигнала указывают на то, что в камеры сгорания в большом количестве, превышающим норму, попадает моторное масло. Это ведет к ремонту двигателя и замене: маслосъемных колпачков, поршневых колец, направляющих клапанных втулок. Таким образом, подобный нагар черного цвета напрямую указывает на износ составляющих элементов цилиндро-поршневой группы.

Существует и черный нагар более сухой консистенции, имеющий бархатистый вид сажи. Он располагается исключительно на электроде. Такой нагар дает сигнал о переобогащенном составе топливной смеси, в которой преобладает бензиновая составляющая. Такой тип нагара может указывать на: неверную работу самой свечи, низких показателях компрессии в цилиндрах, неверной регулировке инжекторной системы или карбюратора, неисправности воздушного фильтра, ограничивающего подачу воздуха.

Далее идет нагар красного цвета. Он характерен для двигателей, в которые заливались химические присадки – в топливную систему или в систему смазки. Первое, что необходимо сделать – это промыть все системы, в которых находились химические добавки и установить новый комплект свечей. Через 100-200 километров следует проверить свечи, если нагара больше не было, то все в порядке. Красный цвет нагара – это остатки сгоревшего марганца или свинца, которые входят в состав некоторых присадок.

Нагар белого цвета также, как и налет черного оттенка, может быть разделен на две разновидности.

Глянцевый плотный белый налет говорит о том, что свеча перегревается, а значит и поршни и клапаны работают в режиме повышенных температур. Это очень опасно для двигателя. Также подобный нагар говорит об излишне обедненной смеси, подсосе воздуха со впускного коллектора, неверной регулировке зажигания, несоответствии свечи зажигания данному ДВС. Также в белом нагаре могут присутствовать металлические частицы. Эксплуатировать такой авто нельзя – срочно в «Engine-Repairing» на ремонт!

Легкий же налет белого цвета говорит о том, что в авто залито низкокачественное топливо. Его необходимо заменить.

Как это делают наши специалисты

Мастера компании «Engine-Repairing» помогут вам провести диагностику по состоянию свечей зажигания. Вопреки расхожему мнению, нам не помогут ваши старые свечи, которые отходили 5-10 тысяч километров. Мы производим диагностику следующим образом:

  1. производится выемка старых свечей и установка нового комплекта,
  2. автомобиль проходит 150-200 километров пробега,
  3. свечи демонтируются и производится анализ отложений на корпусе и электродах свечей.

Это единственно правильный метод, позволяющий проверить состояние ДВС на конкретно взятый момент. Свечи же прошедшие 5-10 тысяч километров отражают проблемы автомобиля на всем указанном промежутке времени, так что такая диагностика не будет достоверной.

Консультация от Engine-Repairing

Вы можете записаться на диагностику или получить консультацию квалифицированного специалиста по телефону: +7 (499) 397-81-29.

Кроме этого вы всегда можете написать нам на электронную почту: [email protected].

ОСТАВЬТЕ ВАШ ТЕЛЕФОН
и мы свяжемся с вами через 15 минут

С уважением, команда специалистов engine-repairing

engine-repairing.ru

Нагар на свечах зажигания

По нагару на свече зажигания можно определить самочувствие двигателя. Давайте вместе разберемся, как по цвету и структуре нагара определить неполадку. Принцип действия двигателей внутреннего сгорания одинаков, поэтому данная статья будет полезна не только владельцам мопедов и газонокосилок.

Что значит «нормальный» нагар?

 

Свеча песочно-серого цвета, без сгустков нагара, электроды не эрродированы. Свеча работает в штатном тепловом режиме, двигатель в норме

Свеча покрыта сажей.

Сажа — основной признак переобогащенной бензо-воздушной смеси. Причиной может стать грязный воздушный фильтр, сломанный обогатитель, или нуждающийся в настройке карбюратор. Так же сажа на свече может быть косвенным признаком низкой компрессии и низкой энергии искры.

Маслянистый нагар.

На двухтактном двигателе, понятно, перелили масла в бензин. На четырехтактном — изношены маслосъемные поршневые кольца или маслосъемные колпачки клапанов.

Нагар в виде пепла.

Нагар остается от масла и грязного топлива. Такой нагар не страшен, но свечу надо почистить, иначе скоро пропадет искра.

Изменение цвета изолятора.

Не происходит самоочистки свечи. Как правило изолятор меняет цвет, если он был перегрет при длительном разгоне.

Нагар между электродами.

Нагар перекрыл воздушный промежуток между электродами и пропала искра. Бывает, если двигатель находится долгое время под серьезной нагрузкой. Продукты сгорания, налипшие на электроды, расплавляются и стекают на один из электродов.

Перегретая свеча.

Белый изолятор и следы эррозии на электродах — признак перегрева, который мог произойти из-за обедненной бензо-воздушной смеси, плохого охлаждения двигателя, «раннего» зажигания.

 Налипшие частички.

Когда двигатель долго не эксплуатируется, то после прогрева, частички нагара могут отлететь от свечи, и разогревшись прилипнуть обратно на свечу.

Выгорание электродов.

Скорее всего использована свеча с неправильным калильным числом. Выгорание электродов частенько происходит из-за слишком раннего зажигания.

Механиеческое повреждение. 

Если на свече видны механические повреждения — дело плохо. Скорее всего это обломок поршневого кольца или стопор поршневого пальца.

Разрушение при детонации.

Разрушен изолятор центрального электрода, причина — детонация из-за позднего зажигания или использования бензина с низким октановым числом.

Источник: http://www.classic-car-magazine.co.uk/


Обсуждение статьи «Нагар на свечах зажигания»


www.magazinmopedov.ru

Откуда красный нагар на свечах зажигания

Много у кого можно увидеть характерный красный нагар на свечах зажигания. Мне было всегда интересно узнать причину такого красного цвета. На рисунке 1 можно увидеть цвет обыкновенной рабочей свечи. И сравнить ее с фотографией свечи с образовавшемся в результате работы красным нагаром. Вроде бы, пусть будет красная, завернул и дальше поехал. Но не многие догадываются, что в принципе свечи в таком плачевном состоянии можно смело выбрасывать, как бы не было жалко потраченных денег.

Поэтому стоит выяснить причину такого ужасного нагара. Ваши свечи краснеют из-за того, что производители бензина добавляют марганцево-железистые антидетонационные присадки в топливо.

Разве это нормально, спросите вы. Конечно нет, ведь добавлением таких присадок в бензин недобропорядочные продавцы повышают октановое число бензина. И продают его как дорогой высокооктановый качественный бензин премиум класса. Такая практика характерна для 95 и 98 бензина, который получают из 92го.

Длительное использование паленого бензина приводит к отложениям металла на рабочую поверхность свечи, вследствие чего кончик окрашивается в кирпичный цвет. Но это лишь верхушка айсберга, так как на свече образуется токопроводящая пленка (налет), и как результат значительно падает изоляция свечи между электродами. Току намного проще пройти по изоляции, чем пробивать зазор на свече зажигания. Такие свечи становятся абсолютно бесполезными.

Иными словами, когда в следующий раз будете менять свечи обратите внимание есть ли на них красный нагар и если да, то задумайтесь, на какой заправке в следующий раз стоит заправлятся.

Полазив в интренете можно прочитать советы автолюбителям, о том что мертвые свечи оживляют с помощью полоскания в очистителе унитаза, типа силит бенг. После проведения данной процедуры конечно нет гарантии положительного результата, но попробовать стоит.

Интересно почитать:

diaginfo.ru

Нагар на свечах зажигания — Коронный разряд

Причины возникновения нагара и коронного рязряда на свечах зажигания.

Прорыв газов и черный налет на свечах.

Черный налет на свечах зажигания появляется из за прорыва газов в камеру сгорания. Прорыва газов у оригинальных свечей не бывает а если и бывает то случай редкий который даже рассматривать мы с вами не будем. Черная копоть на свечах зажигания именно этим характеризуется прорыв газов. Знающие люди и те кому приходилось лезть в выхлопную систему знают что это такое – черная копоть. Если вы не поленитесь и воспользуетесь гуглом – прорыв газов и черный налет на изоляторе, а выглядит наглядно это так:

Копоть будет присутствовать и во внутренних частях.

Коронный разряд или ореол свечей зажигания.

Коронный разряд — это явление, часто наблюдаемое вокруг изолятора свечи.
Воздух, окружающий свечу, становится сильно ионизированным, что ослабляет изоляционные свойства. Возникает частичный электрический разряд, который создает слабо голубое свечение вокруг изолятора свечи.
Материал, из которого сделан наконечник, свечи со временем отвердевает, именно это и ослабляет плотность крепления наконечника к изолятору, и увеличивает вероятность разрядного напряжения. При плохой посадке от разрядного напряжения остаётся след.
Вы должны понимать, что свечной наконечник — это запчасть которая со временем выходит из строя и она требует периодической замены.
В этом можно убедится, если сравнить старый и новый наконечники. У старого диаметр кольца, прикосновения с изолятором свечи, больше.

Так как коронный разряд — явление относительно нормальное, такие следы зачастую остаются в том случае, когда наконечник старый, треснутый и т.д. Т.е. неплотно облегает изолятор свечи.
Именно это дает коронному разряду разгуляться.
Даже при новых наконечниках разряд тоже есть, просто он очень маленький и белого цвета. Внимание цвет разряда при старом наконечнике, при условии того что двигатель не есть масло и в свечном колодце масла тоже нет, светло желтый, светло коричневый.

Самое часто встречающееся это коричневые следы на свечах

Коричневые следы у изолятора свечей зажигания.

Коричневый или темно коричневый цвет у изолятора свечи зажигания появляется при неплотном прилегании наконечников и при наличии масла в свечном колодце. Масло пригорает к изолятору и даёт такой цвет. Выглядит это следующим образом.

Вывод:

Возникает это по причине прорыва газов – явление довольно редкое.

Неисправные наконечники – неплотное прилегание к свечи, дает место разгуляться коронному разряду.

Жор масла и наличие масла в свечных колодцах – прилипание частичек масла в следствии высокого напряжения.

Рекомендация в большинстве случаев одна – замена наконечников т.к. для некоторых двигателей попадание масла в колодец не устранить.

autozona54.ru

нагар на свечах зажигания

Нагар на свечах зажигания может многое рассказать опытному водителю или мастеру о состоянии его двигателя. И хотя сейчас уже довольно распространено специальное диагностическое оборудование, некоторые мастера, всего лишь осмотрев свечи зажигания, способны определить состояние двигателя не хуже дорогого диагностического стенда и исходя из этого, решить что делать дальше. В этой статье мы рассмотрим, что означает цвет нагара на свече зажигания, и это разумеется поможет определить некоторые неисправности двигателя или его систем, которые следует устранить.

Для начала хочу заметить, что цвет нагара на свечах зажигания может быть ненормальным от плохого бензина, и некачественный бензин может даже вывести из строя свечу (свечи) зажигания. Такой нагар обычно цвета красного кирпича и подробно об этом будет написано ниже. А как самостоятельно определить некачественный бензин, без специальной лаборатории, советую почитать вот тут.

И ещё: распространённой ошибкой многих новичков является несвоевременная диагностика двигателя по свече зажигания (точнее по нагару на свече). Говоря проще, многие новички, заводят холодный двигатель, дают ему поработать несколько минут, а после этого выкручивают свечи и начинают осматривать их и делать неправильные выводы, не зная о том, что холодный двигатель работает первые минуты на обогащённой смеси.

При этом многие автовладельцы и не догадываются, что серийный мотор даже скромного рабочего объёма (всего 1,5 литра), в первые минуты после холодного старта (особенно зимой) потребляет более 20-ти литров бензина! Так какой при этом может быть нагар? Конечно же он будет ненормального цвета, но ведь выводы делать рано.

Для того, чтобы точно определить состояние двигателя по нагару на свече, эта свеча должна очиститься в поездке (от нагара, который образуется при холодном пуске и прогреве мотора). И лучше чтобы эта поездка была по загородной трассе, и не менее двухсот километров. При этом свеча нормально очистится только в том случае, если правильно подобрано калильное число для конкретного двигателя (о калильном числе и выборе свечей читаем тут).

Калильное число важный нюанс (об этом ссылка чуть выше), ведь не зря же заводы производители автомобилей, рекомендуют использовать на своих марках машин только свечи с определённым калильным числом (каждый водитель должен знать какие свечи рекомендует завод изготовитель конкретно для его двигателя). Только после того, как будут соблюдены вышеописанные условия, можно выкручивать свечи и осматривая их, определять по нагару техническое состояние двигателя, или его системы питания. Итак поехали.

Нагар на свечах зажигания — что означает цвет нагара.

  • Цвет нагара на электродах свечи и на керамическом изоляторе светло-коричневого цвета, как на фото A чуть ниже. Именно такой цвет означает, что с двигателем и его системами всё в порядке и водителю автомобиля с такими свечами можно быть спокойным.

 

 

И по отсутствию малейших следов масла на свече, можно сделать вывод, что мотор его не «ест» и это как правило подтверждается тем, что водителю не приходится доливать масло весь период от замены до замены масла (если конечно все сальники и прокладки двигателя в порядке и нет следов утечек масла из двигателя).

 

 

 

  • Нагара на электродах и изоляторе свече зажигания вообще нет (белый изолятор как на фото Б чуть ниже) или он еле заметного светло-серого цвета. Такое состояние свечи говорит о том, что система питания автомобиля (карбюратор или система впрыска) «готовит» и слишком бедную горючую топливно-воздушную смесь бензина с воздухом.

Подтверждение: подтвердит бедную смесь не только нагар на свече выше указанного цвета, но и потеря мощности двигателя (потеря динамики разгона и тяги — плохо тянет на горку), выстрелы (хлопки) в карбюраторе, перегрев мотора. Выстрелы в карбюраторе происходят из-за того, что бедная смесь горит слишком медленно.

И когда в цилиндре мотора после выпуска отработанных газов начинается следующий такт впуска, в камере сгорания продолжается догорание рабочей смеси. И поступающая в цилиндр свежая порция смеси воспламеняется и её горение распространяется по впускному каналу до карбюратора.

Такие же признаки могут быть и при слишком раннем зажигании, но именно цвет на свече зажигания подтверждает, что все эти проблемы происходят из-за обеднения топливно-воздушной смеси.

Получается что воздуха больше (по отношению к бензину) , чем его положено для нормального горения горючей смеси. В таком случае следует обязательно обогатить топливно-воздушную смесь. Иначе, кроме потери мощности мотора, возможен перегрев двигателя, а тем более его головки (её может повести), а так же возможно пригорание тарелок и сёдел выпускных клапанов, и даже возможно прогорание поршней. Для обогащения топливной смеси, следует немного ( 1/4 — 1/2 оборота) закрутить винт качества карбюратора. На инжекторных моторах, для настройки системы впрыска желательно обратиться к специалистам.

Но следует учесть, что разрегулирование карбюратора или системы впрыска не так часто, как более частая и банальная причина обеднения горючей смеси, при которой где то во впускном тракте происходит подсос воздуха. Это обычно происходит из-за потрескавшихся от времени или порванных впускных резиновых патрубков, или неплотного прилегания воздушного фильтра или крышки воздушного фильтра (глушителя впуска).

Ну или плоскость прилегания карбюратора к впускному коллектору поведена, или порвана прокладка и через тонкую щель подсасывает воздух. Или испорчена прокладка впускного коллектора к головке мотора. И достаточно устранить подсос воздуха и состав горючей смеси нормализуется. Бывает что обеднение смеси происходит из-за засорения топливных жиклеров главной дозирующей системы  (если мотор плохо тянет на средних и полных нагрузках). Или возможно засорение жиклера холостого хода (если мотор глохнет при сбавлении оборотов до холостых).

Обеднение может быть вызвано ещё и заеданием поплавка в поплавочной камере и понижении уровня топлива в ней, или засорением игольчатого клапана карбюратора. Все эти причины несложно обнаружить визуально даже новичку и устранить (продуть). Ну и самая распространённая причина обеднения смеси — это засорение топливного фильтра, из-за несвоевременной его замены или слишком грязного бензина в баке (бак следует промыть).

  • На электродах свечи зажигания и на керамическом изоляторе отложен чёрный сухой (бархатный) нагар, без следов масла — как на фото B чуть ниже. Это верный признак богатой топливовоздушной смеси и повышенного расхода топлива. 

Богатая смесь помимо повышенного расхода топлива и потери мощности двигателя (потеря мощности возникает из-за медленного горения богатой смеси) ещё вредна тем, что возможно разжижение масла в картере двигателя, образование нагара не только на свечах, но и в камере сгорания, тарелках клапанов, седлах и на поршнях. 

Подтверждение: богатая смесь подтверждается чёрным дымом из глушителя (как определить состояние двигателя по цвету выхлопа — читаем здесь), выстрелами из глушителя, потеря мощности мотора, перегрев, перерасход топлива и разжижение масла в картере.

Разжижение масла в картере происходит от того, что пары не сгоревшего топлива конденсируются на стенках цилиндров двигателя и стекает в картер, смывая масляную плёнку с стенок цилиндров, а это уже грозит повышенным износом цилиндро-поршневой группы.

А появление чёрного дыма из глушителя происходит от того, что частицы топлива не полностью сгорают (обуглившиеся частицы топлива). А выстрелы из глушителя происходят от того, что некоторая часть топлива (из-за недостатка воздуха в цилиндрах) не сгорает и при выходе из глушителя, соединяясь с кислородом в воздухе, воспламеняется. Но выстрелы из глушителя могут происходить и по другой причине — от неплотного закрытия выпускного клапана.

Но уточнит причину переобогащения смеси, всё тот же чёрный нагар на свечах. При этом приходится ещё и часто чистить свечи зажигания, что довольно утомительно. Ясно одно — от обогащения смеси, как и от обеднения, следует избавляться, а чтобы знать как это сделать, следует знать причины обогащения.

О причинах обогащения карбюраторного двигателя я напишу ниже, а если обогащение происходит на моторе с системой впрыска, то желательно поехать к специалистам, так как потребуется спецоборудование. Но перед этим следует заменить грязный воздушный фильтр, так как это самая первая причина обогащения на любом моторе.

Ведь наши дороги не моют с пенным составом как это делают в Европе и значит на машине иномарке следует менять фильтра в два раза чаще (ведь завод изготовитель импортной машины дает рекомендации по замене фильтров для европейского водителя, а не для нашего).

Причины богатой смеси могут быть вызваны: износом и неплотным закрыванием игольчатого клапана поплавкового механизма карбюратора, или ослаблением посадки его седла. Также от износа или заедания клапана экономайзера, или заедания рычага привода диафрагмы экономайзера мощностных режимов, наполнением поплавка топливом из-за трещин в нём, или задевание поплавка за стенки поплавковой камеры и от этого повышенный уровень топлива в поплавковой камере.

Так же переобогащение может быть из-за износа калибровочных отверстий жиклеров (проявляется на машинах с большим пробегом), от неполного открытия воздушной заслонки. Или от неправильной регулировки винта качества карбюратора, для устранения переобогащения следует выкрутить винт на полоборота (иногда и больше), чтобы добавить воздуха, конечно если другие причины (описанные выше) устранены.

Ну и незабываем о том, что при этом воздушный фильтр должен быть чистым, так  как самая распространённая причина переобогащения, как я уже говорил — это несвоевременная замена воздушного фильтра (грязный фильтр).

  • Электроды и изолятор свечи зажигания рыжего цвета или цвета красного кирпича (как на фото Г чуть ниже). Такой цвет является следствием применения бензина плохого качества. И основная пробема состоит в том, что такой нагар проводит электрический ток и от этого искра убегает на массу, вызывая перебои в работе двигателя.

 

 

Подробно об этом я написал отдельную статью, которая называется «Почему отказывают свечи зажигания» (статью читаем вот здесь). А как проверить свечу и определить в каком цилиндре вышла из строя свеча зажигания, а так же как правильно чистить свечи, советую почитать вот тут.

 

 

 

 

  • Электроды, изолятор и даже резьба свечи зажигания имеют чёрный маслянистый нагар, как на фото Д ниже. Причина такого нагара как правило является повышенный износ направляющих втулок клапанов или износ сальников клапанов.

При таких неисправностях холодный мотор (особенно после долгой стоянки) сразу после запуска работает с перебоями, но по мере его прогрева перебои пропадают и работа нормализуется.

Подтверждение: синеватый (сизый) цвет выхлопа (особенно в первые минуты работы мотора, пока он не прогрелся) и повышенный расход масла (подробнее о повышенном расходе масла советую почитать вот эту статью). Разумеется эти проблемы устраняются заменой изношенных деталей.

 

 

 

 

  • Электроды и изолятор покрыты маслянистым чёрным слоем в перемешку с частицами не сгоревшего топлива и мелкой металлической пыли, от микроразрушений деталей (перегородок поршневых колец или тарелок клапанов, или их сёдел) — как на фото Е чуть ниже.

 

 

 

Такая свеча обычно отличается от свечей, находящихся в других цилиндрах, у которых детали в нормальном состоянии (но бывают такие проблемы и в нескольких цилиндрах). При этом проблемный цилиндр не работает, мотор троит и разумеется теряет мощность, а расход топлива увеличивается. Вывернув все свечи, проблемная свеча покажет детали какого цилиндра следует ремонтировать.

 

 

  • Электроды и изолятор обросли хлопьями золы (как на фото Ж чуть ниже), причём цвет может несколько отличаться на разных моторах. И цвет зависит от состояния системы питания конкретного мотора и от качества моторного масла, но причина одна. Причина в слишком большой выработке или в залегании маслосъёмных поршневых колец (обычно залегают и компрессионные кольца тоже).

Подтверждение: синеватый выхлоп, особенно при повышении оборотов и перегазовках, а запах выхлопных газов похож на запах выхлопа двухтактного мотоцикла. Ну и разумеется повышенный расход моторного масла, ведь изношенные или залёгшие маслосъёмные кольца не снимают излишки масла со стенок цилиндров и масло попадая в камеру сгорания, горит вместе с топливно-воздушной смесью.

 

Если пробег у машины не большой, то скорей всего кольца залегли (особенно если машина долго стояла) и поможет раскоксовка двигателя. Если же пробег у машины значительный, то скорей всего следует менять кольца или ремонтировать цилиндр. Что конкретно делать, подскажет разборка и замеры цилиндра, ну и осмотр деталей цилиндро-поршневой группы. А как сделать правильный капитальный ремонт двигателя, советую узнать вот в этой статье.

 

  • Ну и последнее состояние свечи, которое может повергнуть некоторых начинающихся  водителей в шок — это картина, показанная на фото чуть ниже.

Полное разрушение керамического изолятора и центрального электрода свечи (как на фото З чуть ниже), может произойти от работы мотора с слишком ранним зажиганием, на бензине с неподходящим для мотора октановым числом (или просто очень плохой бензин) , от детонации или от калильного зажигания (детонация или калильное зажигание? — об этом узнаём вот тут), а как предотвратить детонацию, я написал вот в этой статье. Но при детонации или калильном зажигании может пострадать не только свеча зажигания, но и поршень.

К тому же частицы центрального электрода или керамики изолятора, могут повредить тарелки клапанов, их сёдла, и даже цилиндр с поршнем. В редком случае обломки проскакивают между седлом и тарелкой выпускного клапана и вылетают в выпускной коллектор при работе двигателя. Поэтому если вы обнаружите такую свечу как на фото, то желательно разобрать мотор и заменить повреждённые детали.

Ну и ещё одна причина (но гораздо реже) — это просто свеча зажигания очень плохого качества. Советую покупать свечи зажигания только от авторитетного производителя (как отличить потделку читаем тут). Переплатить стоит, так как купив качественные свечи, у вас не будет проблем с деталями двигателя, описанными выше и вы сэкономите на ремонте мотора.

К тому же современные импортные свечи, не смотря на их более дорогую цену, всё равно окупятся, так как ресурс современных свечей может достигать двухсот тысяч километров !(о таких свечах можно почитать вот здесь). А самые современные лазерные свечи зажигания, вообще не имеют электродов и нагару негде откладываться.

Но всё же обычные свечи зажигания, имеющие электроды и изолятор, хороши тем, что многое могут рассказать водителю, о состоянии его двигателя, если конечно он будет знать, что означает нагар на свечах зажигания, и приобрести эти знания, я надеюсь, поможет эта статья, успехов всем.

suvorov-castom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *