Что такое дизельное топливо определение – Дизельное топливо — Википедия

Что такое дизельное топливо ?

Дизтопливо представляет собой жидкий продукт, применяемый в дизельных двигателях. Не так давно его также стали использовать и в газовых дизелях. Данный вид топлива получают путем перегонки нефти, используя прямую перегонку из керосино-газойлевых частиц.

Экскурс в историю

Несмотря на то, что изобретатель Рудольф Дизель был одним из талантливейших новаторов и инженеров, в том, чтобы наладить свою жизнь, это ему особо никак не помогло. Одной из важнейших разработок Дизеля стал двигатель внутреннего сгорания, коэффициент полезного действия которого составлял 26%. Этот показатель был в 2 раза выше, чем коэффициент паровых двигателей тех времен. К всеобщему удивлению, ученому удалось создать двигатель с невероятно высоким КПД – 75%, использовавший вместо топлива арахисовое масло. 1913 год стал роковым для изобретателя, так и не удалось установить доподлинных причин его смерти. По одной из версий это было самоубийство. Известно лишь, что по пути в Англию на пароходе, куда мужчина направлялся для налаживания производства и продажи двигателей, он оказался за бортом. Некоторое время спустя планету сотрясла Первая Мировая война, в которой дизельные двигатели активно устанавливались на подлодки немецких войск, обладавших страшной разрушительной силой и мощью. Дело выдающегося ученого не погибло вместе с ним. Так, в 1919 году простой служащий Камминс Л. Клесси учредил компанию по выпуску двигателей на базе работ Дизеля. Признание пришло к Камминсу в 30-х годах, когда было запущено массовое производство двигателя «Н», широко применяемого в железнодорожной технике. Нефтяная промышленность в те годы только начинала набирать обороты в своем развитии. Появлялись все новые нефтяные магнаты, способствующие быстрому развитию технологий дизельной техники. Для современных дизелей, в отличие от их предшественников, характерна высокая мощность, экономичность, коэффициент полезного действия, их снабдили турбонаддувом. Все это стало возможным создать благодаря широкому применению электроники, в то же время, сделав необходимым использование топлива и масла качественно нового уровня.

В вопросе использования топлива существует множество нюансов. Освоив все тонкости, можно не допустить появления неисправностей и избежать траты приличной суммы денег при эксплуатации машины. Все характеристики дизтоплива взаимосвязаны и отражают продуктивность его работы. Но сказать, какая из характеристик важнее других, невозможно. Без каждой из них невозможно правильно организовать процесс сгорания топлива. Какие же функции выполняет топливо? Конечно же, в первую очередь, топливо дает энергию двигателю. Однако это не единственная его задача. Топливо также служит субстанцией, охлаждающей камеру сгорания, обеспечивая смазку трущихся поверхностей и очистку форсунку. Из многочисленных характеристик дизтоплива следует рассказать о таких:

— цетановое число. Отражает способность вещества воспламеняться при попадании в двигатель. Иными словами, определяет задержку, с которой происходит воспламенение смеси после того, как топливо было впрыснуто в цилиндр. Более высокое цетановое число означает, что смесь загорится быстрее, с меньшей задержкой, а сам процесс горения будет спокойным и плавным. Считается, что для нормальной работы двигателя стоит применять дизельное топливо, имеющее значение ЦЧ свыше 40. Данный показатель влияет на пусковые качества (холодный пуск), уменьшая или увеличивая время на прогрев двигателя и определяя равномерность дальнейшей работы. Интересно, что согласно европейским стандартам, в этих странах производят дизтопливо с показателем ЦЧ примерно 51. Для Японии нормой считается 50;

— фракционный состав. Продуктивность двигателя во многом зависит от состава смеси. Иногда, для улучшения качества функционирования при пониженных температурах, используют керосин, как топливный разбавитель. Как известно, он состоит из более легких частиц, а температура кипения у него намного ниже. Но, вместе с этим, мощность работы техники падает, а потребление топлива наоборот растет, при этом увеличивается и износ механизма. Особой чувствительностью к таким разбавленным смесям отличаются турбодизели, в которых выполняется прямой впрыск;

— вязкость. Этот немаловажный параметр часто называют степенью «жирности» топлива. Использование более тягучего вещества лучше сказывается на функционировании двигателя, ведь именно вязкость определяет форму факела, которая распыляется форсункой. А форма непосредственно влияет на сгорание смеси. Когда этот процесс протекает плавно, а во всей камере отсутствуют «холодные» или «горячие» зоны, снижается токсичность отработавших газов, но не ухудшаются другие характеристики двигателя. Использование смеси с меньшей вязкостью имеет не только положительный эффект. Слишком жидкое вещество не может обеспечить достаточную вязкость для смазывания всех узлов топливного насоса(ТН), что может привести к его поломке;

— смазывающая способность. Как говорилось выше, топливо обладает способностью смазывать и снижать трение деталей двигателя, форсунок и поршня о зеркало цилиндра. Любые инородные частицы снижают эту способность. Особо негативно на функционировании всей системы сказывается вода. На сегодняшний день разработаны и применяются только два способа проверки смазывающего свойства топливной смеси: метод стендовых испытаний и тест, проводимый посредством трения шарика в цилиндре. Стоит отметить, что ни первый, ни второй способ не позволяет получить точный результат. Как показали исследования, гидроочистка, целью которой является отфильтровывание соединений серы из топливной смеси, негативно сказывается на смазывающей способности последнего. Ситуация в странах Европы и Америке сегодня такова, что количество поломок оборудования растет в геометрической прогрессии. Это связано с ужесточением норм касательно уровня серы в дизтопливе. Сера вредит не только окружающей среде, оседая на землю вместе с выхлопными газами, но и мотору. При ее сгорании появляются вещества, вызывающие разрушение металлических элементов механизмов, а взаимодействие моторного масла с серой провоцирует образование твердых отложений. Ряд отечественных нефтяных компаний уже приступил к выпуску дизеля, содержащего не больше 0,035%. Впрочем, столько высокий уровень очистки российского нефтепродукта приводит к низким показателям смазывающей способности, поэтому для исправления положения изготовители дополняют формулу противоизносными смесями;

— коэффициент фильтруемости. Величина, которая показывает присутствие воды, смол, парафинов и инородных примесей в топливной смеси. Все эти составляющие пагубно сказываются на функционировании топливной аппаратуры. Дизтопливо высшего качества отличается намного меньшим показателем, чем для обычного  — менее 2,0. Стоит отметить, что самой большой чувствительностью обладают дизели иностранного производства. Логично, что количество инородных примесей в топливе сказывается на сроке работы фильтра в значительной степени. Согласно некоторым данным, если снизить коэффициент от отметки 3,0 до 2,0, то можно увеличить срок пригодности фильтра более чем в 2 раза.

Часть инородных примесей проникает в топливо на этапе нефтепереработки, другие же находятся там еще до нее. Не все знают, что засорение может происходить также при распространении в дизельном топливе бактерий и микроскопических водорослей. В случае масштабного разрастания колоний микроорганизмов, возможно даже засорение топливной установки, поломка насосов и форсунки. Конечно же, такой неблагоприятный исход возможен при невыполнении норм и требований к чистоте цистерн для транспортировки и хранения нефтяных продуктов. В числе работ, обязательных к выполнению при эксплуатации топливных емкостей, должны быть меры, препятствующие размножению живых организмов. Тем не менее, важно удостовериться, что эти процедуры не окажут негативного воздействия на качество дизеля.

Наряду с вышеуказанными веществами, наличие парафина так же негативно сказывается на полезных характеристиках нефтепродукта. Система питания засоряется, со временем приходя в негодность. Важно помнить, что смесь дизтоплива и спирта взрывоопасна, хотя некоторые «умельцы» растворяют парафин в соляре именно при помощи спирта. Кроме того, даже малое количество спирта снижает способность топлива смазывать узлы системы в несколько раз. Отрицательным моментом является и увеличение цетанового числа.

Среди всевозможных примесей, наиболее часто встречаются частички твердых веществ, например, таких, как пыль. Попадание пыли возможно при несоблюдении эксплуатационных норм топливозаправщиков.

Как избежать поломок механизмов и избежать проблем, связанных с топливом? Первое и главное, что может застраховать от возникновения проблем такого рода, — это правильно составленный договор с поставщиком. Организация, выполняющая поставки топлива,  обязана нести ответственность за качество доставляемого продукта, а значит, обязана контролировать выполнение всех норм и требований от завода и до покупателя.

Сегодня руководство парков техники научилось отстаивать свое право на получение качественной продукции. Поставщики не готовы терять своих клиентов, особенно крупных, поэтому подходят к вопросам качества очень ответственно. Потребитель не станет покупать топливо у поставщика, если при взятии проб для проверки в лаборатории (а сегодня такие проверки проводят сами хозяйства, чтобы знать наверняка, за что они платят деньги), обнаружится некондиция.

Порой возникают ситуации, когда поступает некачественный нефтепродукт, но отследить по чьей вине это произошло, невозможно. Во многих случаях стороны отправляются в суд для разбирательств, но не исключено, что обе стороны так и останутся неудовлетворенными. Нередки случаи использования топливной организацией арендованного транспорта, что лишь усложняет поиск «виновного». Кроме того, возможно, что топливо загрязняется уже на месте доставки, если емкости, куда его сливают, очищают недостаточно хорошо.

К сожалению, стремление конкурировать на рынке вынуждает непорядочных поставщиков продавать клиентам низкокачественный продукт. Самыми надежными способами улучшить топливо и избежать неполадок техники в будущем, являются:

— фильтрация и отделение;

— введение присадок.

Разновидности дизельного топлива

Современные требования, предъявляемые к топливу, постоянно ужесточаются. И хотя в каждой стране эти требования несколько разнятся, но все они солидарны в одном – содержание серы не должно быть слишком высоким. Новатором в данной области стала Швеция, которая ввела новые параметры для 1-ого и 2-ого классов дизтоплива еще в 1991 году. А чтобы поддержать производителей и покупателей, были введены налоговые льготы.

Примеру Швеции последовали и США. Начав борьбу за топливную чистоту в 1993 году. Уже в конце 20-ого века страна полностью переориентировалась на выпуск продукта, часть серы в котором была равна 50 мг/кг. Были введены многие новые характеристики, такие, например, как окислительная стабильность, уровень полициклических аром. углеродов.

Однако не только производители дизтоплива вносят коррективы в его состав, автомобилестроительные заводы также заинтересованы в ужесточении норм качества. Именно от них поступило предложение снизить действующие нормы для серы и полициклических аром. углеродов.

Нельзя не отметить, что нормы, ужесточившиеся с 2005 года, позволили создать экологически безопасную смесь, благодаря которой выбросы опасных веществ в окружающую среду стали на порядок меньше. Впрочем, есть и последствия этих новшеств. Как показывает практика, топливные насосы очень быстро теряют свою пригодность из-за коррозии. Причина заключается в том, что топливо, очищенное от активных веществ не образует защитную пленку на деталях механизмов.

 

neftebaza.org

Характеристики дизельного топлива – Основные средства

С. Подгурский

Дизельное топливо – это та субстанция, которая заставляет работать движители машин. Без него промышленность попросту встала бы. Именно это топливо, которое мы каждый день заправляем в бак автомобиля, приносит нам порой большие проблемы.

Рудольф Дизель (1858–1913) был талантливым изобретателем и инженером, но удачи в жизни это ему не принесло. В 1893-м он разработал и изготовил двигатель внутреннего сгорания с к.п.д. 26%. Это более чем вдвое превышало к.п.д. паровых двигателей того времени. В 1898 г. он продемонстрировал двигатель, который работал на арахисовом масле и имел к.п.д. 75%. В 1913 г. Р. Дизель внезапно погибает при странных обстоятельствах, возможно, это было самоубийство, но это только одна из версий. Дизель направлялся в Англию, чтобы организовать там производство и эксплуатацию своих двигателей, и упал за борт парохода. Вскоре после гибели изобретателя началась Первая мировая война, и немецкие подводные лодки с дизельными двигателями стали сеять смерть и разрушение в рядах флота Антанты.

Работы Дизеля продолжили другие первопроходцы, в частности Клесси Л. Камминс. До 1920-х гг. дизельные двигатели были в основном стационарными и работали на биотопливе. В 1920-х годах стали применяться и двигатели, работающие на более жидких видах топлива, которые производила зарождающаяся нефтеперерабатывающая промышленность. Началось время нефтяных магнатов и быстрого развития дизельных технологий.

Современные дизели имеют более высокую мощность и к.п.д., оборудованы турбонаддувом и более экономичны, чем их далекие предшественники. Эти усовершенствования стали результатом широкого применения электроники и в свою очередь сделали необходимым применение топлива и масел более высокого качества.

Использование топлива – непростой вопрос. Разобравшись во всех тонкостях, можно предотвратить неисправности и сэкономить немало средств за время эксплуатации машины. Дизельное топливо характеризуется рядом качеств, которые в совокупности и определяют эффективность его работы. Нельзя сказать, какое из них более важное, чем другие. Все они способствуют выполнению функций топлива в процессе сгорания. Каковы же эти функции? Прежде всего топливо – источник энергии, но этим его функции не ограничиваются. Топливо охлаждает камеру сгорания, а также смазывает трущиеся поверхности деталей и очищает форсунку. Рассмотрим некоторые характеристики дизельного топлива.

Цетановое число. Этот показатель характеризует способность дизельного топлива воспламеняться после впрыска в камеру сгорания двигателя, т. е. определяет период задержки воспламенения смеси от впрыска в цилиндр до начала горения. Чем выше цетановое число, тем легче топливо воспламеняется, тем короче задержка и тем более спокойно и плавно горит топливовоздушная смесь.

Большинство производителей двигателей рекомендуют использовать дизельное топливо с цетановым числом не менее 40. От величины цетанового числа зависят пусковые качества при холодном пуске, скорость прогрева двигателя и равномерность его работы. В Европе выпускают дизельное топливо с цетановым числом около 51, в Японии – приблизительно 50.

Согласно российскому стандарту цетановое число летнего и зимнего дизтоплива должно быть не менее 45, поэтому мощность современных дизелей зарубежного производства (которыми оснащают и зарубежную, и отечественную технику), рассчитанных на «европейское» или японское дизельное топливо, может несколько снижаться при работе на российской солярке. К тому же на дизтопливе с более низким цетановым числом двигатели работают жестче.

Удивительный факт: налоговая политика в нашей стране такова, что чем выше цетановое число дизтоплива (и октановое – бензина), тем выше акцизный налог, т. е. ситуация парадоксальная – государство не поощряет промышленность к производству высококачественного топлива! Если же предприятие все-таки производит высокоцетановое топливо, цена его для потребителей резко возрастает по сравнению с низкокачественным топливом. Таковы «гримасы» неразумной налоговой политики.

Фракционный состав. Иногда, чтобы улучшить низкотемпературные качества, дизтопливо разбавляют керосином, т. е. более легкими фракциями нефти, имеющими более низкую температуру кипения. Использование разбавленного керосином топлива приводит к повышенному расходу и снижению мощности, двигатели работают жестче, сокращается их ресурс. Особенно чувствительны к такому топливу турбодизели с непосредственным впрыском.

Вязкость. Это еще один важный параметр, мера «жирности» дизельного топлива. Частицы вязкого топлива меньше разлетаются, т. е. от этой характеристики зависит форма распыляемого форсункой факела, а от формы факела зависит протекание процесса сгорания топлива. Процесс сгорания должен идти как можно более равномерно. Это означает, что температура по всей камере сгорания должна быть одинаковой, без «холодных» и «горячих» зон. Это в свою очередь означает снижение уровня токсичности отработавших газов (ОГ) при сохранении прочих рабочих характеристик двигателя. Уровень токсичных окислов азота NOx повышается, когда сгорание происходит при высоких температурах, поэтому понижение температуры позволяет понизить их содержание в ОГ и продлить ресурс двигателя, поскольку «горячие точки» порождают зоны концентрации напряжений. В результате такого перегрева поршни и гильзы могут разрушиться. К сожалению, переход на менее вязкое топливо наряду с положительным эффектом имеет и отрицательные последствия. Чтобы обеспечить смазывание деталей топливной аппаратуры, вязкость дизтоплива должна быть не ниже 1,3 сСт. Чрезмерно жидкое топливо не обладает достаточной вязкостью, чтобы смазывать детали топливного насоса, и это может стать причиной проблем: топливный насос может выйти из строя либо продукты износа деталей топливного насоса – твердые частицы – попадут в топливо и повредят детали системы питания, располагающиеся после насоса. И то, и другое нежелательно.

Смазывающая способность и содержание серы. Топливо уменьшает силу трения деталей в топливных насосах и форсунках, а также поршня о зеркало цилиндра. Загрязняющие вещества также снижают смазывающую способность топлива. Особенно сильное влияние в этом плане оказывает вода.

Твердые частицы могут стать причиной ускоренного износа деталей и выхода из строя агрегатов системы питания. Методики определения смазывающих свойств топлива не настолько глубоко разработаны, как это должно быть. Существует две стандартные методики проверки этого свойства: методы HFRR (стендовые испытания на высокочастотное возвратно-поступательное движение) и SBLOCLE (трение шарика в цилиндре), однако ни один из методов не дает однозначно точных результатов.

Исследования показали, что побочным эффектом процессов гидроочистки, использующихся для удаления из топлива соединений серы, является снижение содержания соединений, от которых зависят смазывающие свойства топлива. В Европе и США особенно обострилась проблема смазывающих свойств в последние годы в связи с ужесточением норм содержания серы в топливе: сразу же возросло количество неисправностей топливных насосов высокого давления.

Содержание серы – главный «экологический» показатель дизтоплива. Продукты сгорания серы при взаимодействии с водой образуют кислоты. Сера причиняет ущерб не только природе, но и двигателю – продукты ее сгорания провоцируют коррозию металла, а при контакте их с моторным маслом образуются твердые отложения (двигатель закоксовывается).

Согласно российскому ГОСТу содержание серы в дизтопливе не должно превышать 0,2%. Европейские и московские городские требования жестче – не более 0,05%. Некоторые отечественные нефтеперерабатывающие заводы уже начали выпуск дизтоплива с содержанием серы не более 0,035%, однако считается, что российское дизтопливо с низким содержанием серы обладает плохой смазывающей способностью, и для компенсации этого недостатка производители вводят в него противоизносные присадки.

Коэффициент фильтруемости. Исключительно важный параметр, характеризующий наличие в дизтопливе механических примесей, воды, смолистых веществ и парафинов, влияющих на эффективность и надежность работы топливной аппаратуры. Он определяется по степени засорения тарированного бумажного фильтра после пропускания через него 20 мл топлива при атмосферном давлении. По российскому ГОСТу коэффициент фильтруемости дизтоплива должен быть не менее 3,0. У дизельного топлива высшего сорта коэффициент фильтруемости не превышает 2,0. Как вы понимаете, особенно чувствительны к чистоте топлива дизели зарубежного производства. Срок службы бумажных топливных фильтров сильно зависит от степени загрязнения топлива. По некоторым данным, при изменении коэффициента фильтруемости от 3,0 до 2,0 срок службы фильтров увеличивается более чем вдвое.

Посторонние примеси в топливе. Некоторые посторонние вещества присутствуют в топливе изначально (например, сера), другие появляются после переработки нефти. В дизельном топливе могут размножаться микроводоросли и бактерии! Если микроорганизмы сильно размножатся, они могут засорить топливную систему и вывести из строя форсунки и насосы. Это случается, если цистерны топливозаправщиков не проходят регулярную обработку. В перечне работ, выполняемых при обслуживании топливных цистерн, обязательно должны быть предусмотрены меры по предотвращению размножения микроорганизмов. И все же следует точно убедиться, прежде чем применять средства уничтожения микроорганизмов, что они не повлияют отрицательно на полезные свойства дизельного топлива.

Еще одно вещество, оказывающее отрицательное влияние на качества дизельного топлива, – это парафин. Он ухудшает сгорание и засоряет систему питания. Для растворения парафина в солярку иногда добавляют спирт, но делать это категорически не рекомендуется! Смесь спирта с дизтопливом взрывоопасна! Кроме того, добавка небольшого количества спирта ухудшит смазывающую способность. Надо отметить также, что при добавлении спирта увеличивается цетановое число топлива.

Наиболее часто встречающийся вид посторонних примесей – твердые частицы, например пыль. Пыль может попадать в топливо, если не соблюдать правила эксплуатации топливозаправщика, например, использовать грязную палку в качестве топливоизмерительного щупа.

В поисках панацеи. Какие же меры нужны, чтобы предотвратить неисправности машин, связанные с использованием топлива? Как выстроить отношения с компанией, поставляющей топливо? Проще всего застраховаться от этих проблем – четко указать в договоре, что поставщик отвечает за качество доставленного (а не полученного на нефтеперерабатывающем заводе!) топлива. Многие руководители парков техники применяют эту меру довольно успешно. В настоящий момент поставщики топлива дорожат клиентами, особенно крупными, и готовы взять на себя ответственность за качество, тем более что хорошее топливо стоит дороже. В хозяйствах, где обращают должное внимание на качество топлива, его регулярно проверяют в лаборатории и в случае обнаружения некондиции меняют поставщика.

Если топливо поступает некачественное и применить описанные выше меры невозможно, будет сложно «найти виноватого» и все может окончиться неприятным судебным разбирательством, после которого, скорее всего, обе стороны останутся неудовлетворенными. Бывает и так, что топливная компания не имеет собственного транспорта и пользуется услугами стороннего автоперевозчика, который вносит неизвестное слагаемое в данное уравнение. Условия хранения топлива на месте доставки также могут быть неудовлетворительными, и если цистерны, в которые сливают топливо, плохо очищают, топливо будет попадать в баки машин уже грязным.

В стремлении выдержать рыночную конкуренцию мелкие поставщики топлива идут на поставки некачественного топлива. Даже если топливо не загрязнено, оно может не соответствовать требованиям стандарта по иным характеристикам.

Итак, есть масса возможностей, при которых качество топлива может ухудшиться, а выход в том, чтобы улучшать качество топлива как можно ближе к моменту его заправки в баки машин. Организовать и контролировать этот процесс должен тот, кто больше всего заинтересован, – конечный пользователь. Известно два способа решения проблемы, и каждый имеет сторонников и противников. Один способ – это фильтрация и сепарация, второй – применение присадок. Эти методы мы рассмотрим в следующей статье.

os1.ru

Дизельное топливо — это… Что такое Дизельное топливо?

        жидкое нефтяное топливо, применяемое в дизелях (См. Дизель). Выпускаются две группы Д. т.: 1) дистиллятные маловязкие, применяемые в быстроходных форсированных двигателях; 2) высоковязкие остаточные, используемые в тихоходных дизелях.

         Для производства дистиллятных Д. т. используют керосино-газойлевые фракции прямой перегонки нефти и частично (до 20%) газойли каталитического крекинга. Топлива для тихоходных дизелей вырабатывают из смеси мазутов с керосино-газойлевыми фракциями нефти.

         В табл. 1 и 2 показаны основные свойства дизельных топлив, выпускаемых в СССР.

         Табл. 1. — Дистиллятные топлива

        ——————————————————————————————————————————————————————

        | Топлива                          | Вязкость при  | Цетановое       | Содержа-ние   | t заст0С         | t всп0С          |

        |                                       | 20°С, сст1      | число               | серы, %          |                      |                      |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | Для автотракторных двигателей                                                                                                              |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | Малосернистые:             |                       |                         |                        |                      |                      |

        | арктическое ДА              | 2,5-4,0            | 40                    | 0,2                  | -60                | 35                  |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | зимнее ДЗ                      | 3,5-6,0            | 40                    | 0,2                  | -45                | 50                  |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | летнее ДЛ                       | 3,5-8,0            | 45                    | 0,2                  | -10                | 60                  |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | специальное ДС              | 2,5-4,02          | 50                    | 0,2                  | -15                | 90                  |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | Сернистые:                     |                       |                         |                        |                      |                      |

        | арктическое А                 | 1,5-2,5            | 45                    | 0,4                  | -55                | 30                  |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | зимнее З                         | 2,2-3,2            | 45                    | 0,6                  | -35                | 35                  |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | летнее Л                         | 3,0-6,0            | 45                    | 1,0                  | -10                | 40                  |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | специальное С                | 4,5-8,0            | 50                    | 1,0                  | -15                | 90                  |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | Для тепловозных и судовых двигателей                                                                                                  |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | Зимнее ТЗ                      | 2,2-5,0            | 45                    | 0,5                  | -35                | 40                  |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | Летнее ТЛ                      | 3,5-6,5            | 45                    | 0,5                  | -10                | 65                  |

        ——————————————————————————————————————————————————————

        

        11cm = 10-4м2/cek.

         2 Вязкость при 50°C.

         Табл. 2. — Остаточные топлива

        ——————————————————————————————————————————————————————

        | Топлива                          | Вязкость при  | Коксуе-мость,  | Содержа-ние   | t заст0С         | t всп0С          |

        |                                       | 20°С, сст1      | %                     | серы, %          |                      |                      |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | Топливо ДТ                     | 36                  | 3,0                   | 0,5-1,5             | -5                  | 65                  |

        |—————————————————————————————————————————————————————-|

        | Топливо ДМ                    | 150                | 10,0                 | 3,0                  | 10                 | 85                  |

        ——————————————————————————————————————————————————————

        

        

         Лит.: Нефтепродукты. Справочник, под ред. Б. В. Лосикова, М., 1966; Технические условия на нефтепродукты, М., 1969.

         Н. Г. Пучков.

dic.academic.ru

Что представляет собой дизельное топливо?

Дизельное топливо (солярка, дизтопливо, ДТ) представляет собой нефтяное топливо, применяющееся в дизелях.

Солярка производится путем перегонки нефти из КГФ (керосиново-газолиевых фракций). Дизтопливо состоит по большей части из углерода, является трудноиспаряемой, вязкой жидкостью.

Используется в газотурбинных и дизельных двигателях судовой и наземной техники. Условия, при которых протекает смесеобразование и воспламенение в цилиндре дизельного двигателя, отличаются от карбюраторного.

В дизелях может быть осуществлена высокая степень сжимаемости (до 18 в быстроходных моторах), благодаря чему удельный расход топлива в них снижается на 25-30% по сравнению с карбюраторным двигателем, что является неоспоримым преимуществом. Недостатком дизеля является то, что его сложнее изготовить, и он занимает больше площади.

По уровню расхода топлива и надежности работы дизельные двигатели успешно конкурируют с карбюраторными.

Сферы применения дизтоплива

Дизельное топливо, которое в народе называют «солярка», применяется во многих отраслях.

По большей части, солярку используют в:

  • Сельcкохозяйственной технике (тракторах и т.д.)
  • Железнодорожном транспорте (дизельные поезда)
  • Водном транспорте
  • Грузовых автомобилях
  • Военной технике
  • Дизельных генераторах

Помимо этого, в последнее время солярка активно используется для легковых автомобилей. Связано это с тем, что сейчас научились производить дизтопливо, соответствующее самым жестким экологическим стандартам, стоимость которого дешевле бензина. Да и производство дизельных двигателей для «легковушек» не стоит на месте, они показывают высокую производительность.

Соляровое масло (остаточное дизельное топливо) – фракция нефти, подвергшаяся очистке щелочью.

Соляровое масло находит применение как топливо для котельных, ею пропитывается кожа, она входит в состав закалочных и смазочно-охлаждающих жидкостей. Соляровое масло используется при термической, либо механической металлообработке.

Из чего состоит дизтопливо?

Как отмечалось выше, дизельное топливо является трудноиспоряемым, вязким жидким продуктом, состоящим в основном из углеродоводородов (парафиновых – 10-40%, нафтеновых – 20-60%, ароматических – 15-30%). Также в состав дизтоплива входят такие элементы, как:

  • Сера (до 0,5%)
  • Азот
  • Кислород
  • Водород

Основные характеристики солярки

Если разобраться во всех тонкостях применения дизтоплива, то можно сэкономить немало денежных средств за период эксплуатации автомобиля, а также избежать различных неисправностей.

Неправильно ставить вопрос, какие конкретно характеристики солярки играют наиболее важную роль, поскольку они все отвечают за полезную работу топлива в процессе сгорания.

В первую очередь топливо является источником энергии, но это не единственное его свойство. Солярка также является смазкой для трущихся поверхностей деталей двигателя. Она обладает свойством охлаждения камеры сгорания.

Безусловно, одним из важнейших показателей дизтоплива считается цетановое число.

Цетановое число показывает время задержки воспламенения смеси, в момент от впрыска в цилиндр до начала горения. Другими словами, оно характеризует способность солярки к воспламенению после поступления в камеру сгорания дизеля.

Чем больше цетановое число, тем лучше происходит процесс воспламенения топлива, тем меньше будет эта временная задержка, и тем плавне и спокойнее будет происходить горение топливо-воздушная смесь.

Производители дизельных двигателей советуют использовать дизельное топливо, число которого будет не менее 40.

От значения этой характеристики воспламеняемости дизтоплива будет зависеть качество работы при холодном пуске, равномерность работы и скорость прогревания двигателя.

В европейских странах производят солярку с цетановым числом не меньше 51, в Японии – 50. Согласно отечественным ГОСТам, цетановое число для летней и зимней солярки не должно быть меньше 48 единиц, так что мощность дизельных двигателей, изготовленных в Европе (которые используются и в технике отечественного производства), и, соответственно, заточенных под японское или европейское топливо, может быть снижена при работе на дизельном топливе российского производства. Такие двигатели работают жестче на дизтопливе с пониженным цетановым числом.

Низкотемпературные свойства солярки

Порой в дизтопливо добавляют керосин, для улучшения низкотемпературных свойств дизтоплива, т.к. более легкие фракции «черного золота» имеют более низкую точку кипения. При таком подходе дизели работают жестче, снижается их мощность, повышается уровень износа. Так что можно сделать вывод, что фракционный состав – одна из важнейших характеристик для солярки, особое внимание ему надо уделять, если вы планируете использовать чувствительные турбодизели с непосредственным впрыском.

Почему так важна вязкость солярки?

Значимым параметром будет вязкость дизтоплива, которая определяется его химическим и фракционным составом, и определяет меру однородности и распыливания рабочей смеси. Если топливо «слишком» жидкое, т.е. не обладает достаточным уровнем вязкости, оно не будет в достаточной степени смазывать детали топливного насоса, что в свою очередь «аукнуться» чередой проблем. Например, твердые частицы (продукты амортизации деталей топливного насоса) могут попасть в топливо и привести к поломке деталей системы питания, которая расположена после насоса. Или же топливный насос может сломаться. В любом случае, это нежелательные последствия, поэтому повторим: на характеристики дизтоплива следует обращать пристальное внимание.

Источник: ng-logistic.ru

ng-logistic.ru

Дизельное Топливо что это? Значение слова Дизельное Топливо

 

Дизельное Топливо в Энциклопедическом словаре:

Дизельное Топливо — жидкое нефтяное топливо: в основномкеросино-газойлевые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходныхдизелей) и более тяжелые фракции или остаточные нефтепродукты (длятихоходных дизелей). Важнейшая характеристика дизельного топлива -цетановое число.

Определение «Дизельное Топливо» по БСЭ:

Дизельное топливо — жидкое нефтяное топливо, применяемое в дизелях. Выпускаются две группы Д. т.: 1) дистиллятные маловязкие, применяемые в быстроходных форсированных двигателях. 2) высоковязкие остаточные, используемые в тихоходных дизелях.
Для производства дистиллятных Д. т. используют керосино-газойлевые фракции прямой перегонки нефти и частично (до 20%) газойли каталитического крекинга. Топлива для тихоходных дизелей вырабатывают из смеси мазутов с керосино-газойлевыми фракциями нефти.
В табл. 1 и 2 показаны основные свойства дизельных топлив, выпускаемых в СССР.


Табл. 1. — Дистиллятные топлива
















ТопливаВязкость приЦетановоеСодержа-ниеtзаст, °Ctвсп, °C
20°С, сст1числосеры, %
Для автотракторных двигателей
Малосернистые:
арктическое ДА2,5-4,0400,2-6035
зимнее ДЗ3,5-6,0400,2-4550
летнее ДЛ3,5-8,0450,2-1060
специальное ДС2,5-4,0І500,2-1590
Сернистые:
арктическое А1,5-2,5450,4-5530
зимнее З2,2-3,2450,6-3535
летнее Л3,0-6,0451,0-1040
специальное С4,5-8,0501,0-1590
Для тепловозных и судовых двигателей
Зимнее ТЗ2,2-5,0450,5-3540
Летнее ТЛ3,5-6,5450,5-1065

11cm = 10&minus.4 мІ/cek.
І Вязкость при 50°C.

Табл. 2. — Остаточные топлива




ТопливаВязкость приКоксуе-мость,Содержа-ниеtзаст, °Ctвсп,
20°C, сст1%серы, %
Топливо ДТ363,00,5-1,5-565
Топливо ДМ15010,03,01085

Лит.: Нефтепродукты. Справочник, под ред. Б. В. Лосикова, М., 1966. Технические условия на нефтепродукты, М., 1969.
Н. Г. Пучков.

Расскажите вашим друзьям что такое — Дизельное Топливо. Поделитесь этим на своей странице.

xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai

Дизельное топливо

Дизельное топливо (солярка) представляет собой нефтепродукт, являющийся результатом перегонки нефти. Смешивание гидроочищенных и прямогонных фракций в определенных пропорциях (компаундирвание) определяет конкретную марку солярки. Обычно смесь делается из прямогонного дизельного топлива прямой и первичной перегонки и легкого газойля, получаемого путем каталитического крекинга. В соответствии с ГОСТ, при перегонке нефти могут получаться три марки дизельного топлива: Л (летнее дизельное топливо) – для температуры выше 0 °С; З (зимнее дизельное топливо) для температуры до -20-30 °С; А (арктическое) для самых низких температур, до -50 °С.

Каждый вид солярки предполагает нормированное содержание серы и серных соединений, а также определенную температуру замерзания.

Помимо этого, существует множество различных параметров и характеристик дизельного топлива: фракционный состав, кинематическая вязкость, температура перегонки, цетановое число, густота при 20 °С, йодистое число, коэффициент фильтрации, содержание воды, массовая часть серы и серных соединений, концентрация смол, содержание механических примесей, предельная температура фильтрации, температура замерзания, химическая стабильность, кислотность, температура вспышки, коксуемость, зольность и другие. Рассмотрим более подробно самые основные характеристики дизельного топлива.

  • Цетановое число (детонационная стойкость) характеризует работу двигателя с точки зрения воспламенения дизельного топлива и его сгорания. От цетанового числа, в свою очередь, зависит мощность, дымность и шумность двигателя. Эталоном определения детонационной стойкости или цетанового числа является цетан или н-гексадекан. Значение цетанового числа для цетана при этом устанавливается на уровне 100, а аналогичный показатель альфаметилнафталина – на уровне 0. Для солярки обычный диапазон значений цетанового числа колеблется от 40 до 50. Фактически, эта цифра означает срок задержки возгорания (отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения). Более высокое цетановое число означает меньший период воспламенения, и, соответственно, лучшее горение топлива. Более высокое цетановое число повышает экологичность выхлопа. Однако если этот показатель превышает 60, то не происходит прирост мощности двигателя. В свою очередь, солярку с низким цетановым числом производить проще, поэтому на практике изготавливают дизельного топливо с цетановым числом не менее 40-45. Оно определяется аналогично октановому числу бензина, то есть, используя моторный или же исследовательский метод. Корректировать цетановое число можно с помощью специальных технологий.
     
  • Плотность и вязкость дизельного топлива определяют процесс испарения и образования смесей в двигателе.
     
  • Низкотемпературные характеристики дизельного топлива (предельная температура фильтрации, температура застывания, температура помутнения) также являются важными параметрами. Что касается температуры застывания, то она составляет порядка -10 °С для летних марок и не выше -35 °С для зимних марок, в соответствии с ГОСТом. Температура помутнения составляет обычно около -5 °С.
     
  • Химическая стабильность дизельного топлива – это его способность к сопротивлению окислению в процессе хранения. Окисление приводит к образованию осадка на дне бака с топливом, во избежание чего добавляются специальные присадки.
     

Тем не менее, качество топлива определяется не только вышеприведенными показателями. Попадание в топливо, а соответственно, в двигатель, воды, различных механических и прочих примесей приводит к негативному эффекту. Самой простой способ борьбы с этой проблемой – заправляться только на надежных автозаправочных станциях, успевших хорошо себя зарекомендовать. Такие АЗС заинтересованы в приобретении только качественной продукции, чтобы гарантировать неизменно высокое качество конечному потребителю.

Приобретение солярки в сомнительных местах, на собственный страх и риск, к сожалению, редко является лучшим вариантом, и отстаивание с фильтрацией в этом случае не поможет, поскольку оно требует определенное время, оборудование и опыт.

Если говорить о присадках, то их ассортимент огромен, некоторые из них направлены на модификацию цетанового числа, другие – на очищение или антикоррозийную защиту. Но использовать их надо строго в определенном количестве и составе, которое может определить только квалифицированный специалист, имеющий нужное образование и навыки работы с присадками в частности и с дизельным топливом вообще.

Если подойти к этому вопросу чисто теоретически, то можно добавить к бензину Аи-76, имеющему цетановое число 35, присадку, увеличивающую его до уровня 45, залить в двигатель и использовать как солярку. А можно и наоборот: превратить с помощью присадок солярку до бензина. Но при этом у вас не будет никаких гарантий, что это не повредит двигателю, тем более, необходимо учитывать особенности двигателей разных моделей автомобилей. Риск необходимо минимизировать. В крайнем случае, нужно помнить, что лучше приобрести узкоспециализированную присадку от известного производителя, чем неизвестную универсальную присадку.

 

Дизельное топливо и его свойства.

В 1892 немецкий изобретатель Рудольф Кристиан Карл Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания. Особенностью этого двигателя был высокий КПД и впервые применяемое новое топливо. Оно состояло из частично очищенной нефти.

Производство дизельное топливо (дизтопливо) сложный процесс и осуществляется на заводах переработки нефти. Во время прямой перегонки нефть разделяется на отдельные фракции. Этот процесс происходит при высоком атмосферном давлении и при определенных температурах. Полученный продукт относится к светлым нефтепродуктам, таким как бензин, нафта, керосин. Все эти виды топлива используются в двигателях внутреннего сгорания, в основном в железнодорожном или грузовом транспорте и сельскохозяйственной технике. Дизельное топливо бывает арктическим, зимним или летним. Основное отличие в температуре предельной фильтруемости, помутнения и застывания. Летнее топливо зимой (уже при −20 °C) может замерзать и использование затруднительно. Дизтопливо характеризуется несколькими параметрами. Это цетановое число, прокачиваемость, вязкость и низкотемпературные свойства.

Под цетановым числом подразумевается воспламеняемость дизельного топлива. Это промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала горения. Более высокое число способствует быстрому воспламенению и плавному сгоранию топлива. Цетаное число дизельного топлива определяется в специальной моторной установке. От цетанового числа зависит и температурная характеристика дизтоплива. Именно ЦЧ разграничивает дизтопливо на зимние и летнее. Зимнее ДТ имеет число в 50-65 единиц, а летнее – около 45. В международных стандартах вместо цетанового числа используют дизельный индекс (diesel index) и цетановый индекс (cetane index).

Вторым важным свойством дизтоплива является прокачиваемость. Это свойство обеспечивает необходимую подачу топлива в цилиндры. Прокачиваемость зависит от количества в топливе механических примесей, смол, влияющих на прохождение топлива через фильтр.

Очень важной характеристикой дизельного топлива является вязкость. Слишком большая вязкость повышает выделение дыма в процессе сгорания топлива и увеличивает потребление топлива, что снижает экономичность двигателя. Это объясняется тем, что из-за повышенной вязкости снижается прокачиваемость топлива через фильтры и ухудшается процесс смесеобразования. И наоборот, топливо с пониженной вязкостью хуже герметизирует и смазывает зазоры плунжерных пар в топливном насосе высокого давления (ТНВД). Дизтопливо пониженной вязкости иногда становиться причиной выхода из строя ТНВД.

Следующим показателем качества топлива является его низкотемпературные характеристики. Выделяют три категории, которые определяют место и время использования топлива. Первая категория, это арктическое дизтопливо, которое способно проходить через фильтр при температуре -50 градусов Цельсия. Такое топливо используется в странах, в которых температура воздуха крайне низкая, и использование другого дизельного топлива невозможно. К следующей категории относится зимнее дизтопливо. При крайне низких температурах происходит процесс кристаллизация парафина. Температура, при которой топливо сохраняет свои рабочие свойства, не превышает -35°C. И третья категория – летнее дизтопливо, которое при температуре ниже 10 °C полностью теряет свою работоспособность.

Часто дизельное топливо называют солярой или соляркой. Это абсолютно неправильно. Солярка (соляровое масло) — фракция нефти, прошедшая щелочную очистку. Служит топливом для тракторных и судовых дизелей, а также, смазкой для некоторых механизмов.

Самые популярные у потребителя марки дизтоплива: Л-0,2-62. Топливо дизельное летнее, высшего сорта.

топливо дизельное автомобильное (ТДА) сорт С,Е, марка (EN 590), топливо дизельное экологическое ДЭК-3. Имея улучшенные экологические показатели, это топливо обычно применяется в городских условиях.

Для улучшения свойств топлива в них часто добавляют различные присадки. Они очищают топливную систему от воды, маслянистых отложений, что способствует увеличению работоспособности двигателя.

Наша компания поставляет на рынок дизельное топливо. Все марки, о которых было сказано выше, мы рады предложить потребителю. Дизельные двигатели автомобилей экономичнее бензиновых. Более высокий КПД двигателей на дизельном топливе способствуют более лучшей работе двигателя, а значит, улучшают управляемость машиной.

asbten.ru

Дизельное топливо — это… Что такое Дизельное топливо?


Дизельное топливо

Дизельное топливо – жидкое нефтяное топливо, применяемое в дизельных двигателях внутреннего сгорания. Основной показатель дизельного топлива – это цетановое число (Л-45), характеризующее способность топлива к воспламенению в камере сгорания.

Дизельное топливо – более экономичное и экологически чистое, чем бензин. Основные потребители дизельного топлива – железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт и сельскохозяйственная техника. Различают так называемое зимнее и летнее дизельное топливо. Основное отличие в температуре предельной фильтруемости и температурах помутнения и застывания, указанной в стандартах на это топливо. Производство зимнего топлива обходится дороже, но летнее топливо невозможно использовать без предварительного подогрева при температуре ниже -20°C.

Дизельное топливо занимает третье место после нефти и газа в структуре экспорта России.

Краткий электронный справочник по основным нефтегазовым терминам с системой перекрестных ссылок. — М.: Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина. М.А. Мохов, Л.В. Игревский, Е.С. Новик. 2004.

  • Гудрон
  • Прошлое и настоящее

Смотреть что такое «Дизельное топливо» в других словарях:

  • Дизельное топливо — (устар. соляр, разг. солярка, соляриум)  жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания. Обычно под этим термином понимают топливо …   Википедия

  • Дизельное топливо — нефтяное топливо, применяемое в дизелях. Различают дизельное топливо: маловязкие для быстроходных двигателей; высоковязкие остаточные (моторные) для малооборотных дизелей. Используется также в судовых газотурбинных установках. EdwART. Толковый… …   Морской словарь

  • дизельное топливо — дизтопливо Жидкое нефтяное топливо для использования в двигателях с воспламенением топливо воздушной смеси от сжатия. [ГОСТ 26098 84] Тематики нефтепродукты Синонимы дизтопливо EN diesel fuel …   Справочник технического переводчика

  • ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО — ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО, жидкое нефтяное топливо: в основном керосино газойлевые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходных двигателей) и более тяжелые фракции или остаточные нефтепродукты (для тихоходных дизелей). Главная характеристика… …   Современная энциклопедия

  • ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО — жидкое нефтяное топливо: в основном керосино газойлевые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходных дизелей) и более тяжелые фракции или остаточные нефтепродукты (для тихоходных дизелей). Важнейшая характеристика дизельного топлива цетановое …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дизельное топливо — жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия;… Источник: Постановление Правительства РФ от 27.02.2008 N 118 (ред. от 11.10.2012) Об утверждении технического регламента О требованиях к автомобильному и авиационному… …   Официальная терминология

  • Дизельное топливо — ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО, жидкое нефтяное топливо: в основном керосино газойлевые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходных двигателей) и более тяжелые фракции или остаточные нефтепродукты (для тихоходных дизелей). Главная характеристика… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Дизельное топливо — (Diesel) Определение дизельного топлива, разновидности и характеристики дизельного топлива Информация об определении дизельного топлива, разновидности и характеристики дизельного топлива Содержание Содержание 1. Что такое и как с ним бороться 2.… …   Энциклопедия инвестора

  • дизельное топливо — 27 дизельное топливо: Любой жидкий нефтепродукт, который может быть применен для выработки мощности в дизельных двигателях с самовоспламенением от сжатия. Источник: ГОСТ Р 53905 2010: Энергосбережение. Термины и определения оригинал документа 3.2 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • дизельное топливо — жидкое нефтяное топливо: в основном керосиногазойлевые фракции прямой перегонки нефти (для быстроходных дизелей) и более тяжёлые фракции или остаточные нефтепродукты (для тихоходных дизелей). Важнейшая характеристика дизельного топлива  цетановое …   Энциклопедический словарь


neft.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.