Как правильно дороги или дороги – на дороге или на дороги, по дороге или по дороги?

Содержание

Как правильно пишется слово ДОРОГА. Ударение в слове ДОРОГА

доро́га

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: процеживать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Предложения со словом «дорога»:

  • Отец пропадал на службе, на железную дорогу выпала в тот период колоссальная нагрузка, и он был в этих жерновах практически всю войну.
  • Я была, так сказать, заблудшей овцой, окончательно испорченной этим миром с его фальшью и лицемерием, неспособной найти дорогу домой.
  • Возражений, как ни странно, не поступило, поэтому мы, быстренько оседлав коней, цепочкой двинулись по лесной дороге в северо-восточном направлении.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Дополнительно:

Слово «дорога» входит в списки слов:

kartaslov.ru

Spirit-xxx › Blog › Ох уж эти дороги или всё таки направления? Или как правильно действовать на разбитых дорогах.

Судя по теме записи наверно каждый с уверенностью может сказать что лучше такие дороги объезжать, но что делать если с каждым днём их становится всё больше, а мы хотим чтобы наши машины выглядели всё лучше на литых дисках и низкопрофильной резине и меньше средств тратить на ремонт ходовой. Данная тема обговаривалась многими, но как говорится «Повторение – мать учения», вот и я решил напомнить некоторые детали, и собственные выводы.

Поездив немного на летней низкопрофильной резине по нашим дорогам на которых снег сошёл вместе с асфальтом решил напомнить о том, как правильно проезжать всевозможные ямы и бугры, также «лежачие полицейские» и самые страшные самодельные «лежачие полицейские» — так называемые «Убийцы подвески». А также как действовать в других сложных дорожных условиях. Для безопасности рекомендуется, чтобы начальная отработка элементов проводилась на закрытой площадке.

Также вот что говорят по этому поводу ПДД:

В Правилах дорожного движения ухабы обозначены как препятствия. Здесь мы найдём несколько пунктов, которыми должен руководствоваться водитель при вынужденных маневрах (10.1, 11.4, 11.11, 12.3, 13.3). Так, ямы и возвышенности нельзя объезжать по встречной полосе, если автомобилист двигается по дороге с двухсторонним движением, которая имеет, по меньшей мере, две полосы для движения в одном направлении. Однако при появлении на горизонте препятствия водитель должен немедленно принять меры для уменьшения скорости – вплоть до полной остановки транспортного средства или объезда препятствия, которая будет безопасна для других участников движения.

А теперь ближе к сути самого вопроса. Наиболее частая ошибка, которую допускают не только новички, но и продвинутые водители при преодолении ям, выбоин, ухабов или лежачих полицейских — это то, что они проезжают эти неровности «на тормозах».

Не заметив вовремя выбоину или бугор на дороге, человек начинает тормозить прямо перед ней. Результат всегда один: ускоренный износ подвески и преждевременная поломка ее важных узлов.
Нужно не забывать о том, что во время замедления, так же как и во время движения на автомобиль действуют всем хорошо известные силы инерции. А поскольку передние тормоза схватывают при торможении раньше задних, передняя ось машины нагружается, а задняя – напротив разгружается. Из-за этого движущийся автомобиль клюет носом, принимая удар без демпфирующего действия амортизаторов.

Намертво зафиксированное тормозным механизмом колесо со всей силы ударяется о неровность, вместо того чтобы проглатывать ее. Из-за этого энергию столкновения через колесо получают остальные узлы и элементы ходовой. Кстати, повреждения резины и диска в таких случаях квалифицируются как дорожно-транспортные происшествия (ДТП) хоть и виноват в нём будет «УкрАвтоДор», но доказать это нашим сотрудникам ГАИ неимоверно сложно, они в первую очередь всю вину и как результат протокол составят на вас. Поэтому желательно научиться выходить из «неровных» дорожных ситуаций с наименьшими потерями и без последствий в виде протокола. Но чтобы это уметь избегать таких неприятностей нужно для начала, научится разгружать подвеску автомобиля.

Очень правильно понимать и знать правильную развесовку автомобиля, которой можно управлять. Если при прямолинейном движении нажать на газ — вес авто переместиться назад, загружая задние колеса и разгружая передние. При нажатии на тормоз происходит противоположное явление, вес уходит вперед. Так же вес пойдет к передним колесам при сбросе газа с высоких оборотов, но не так кардинально, как при торможении.
При повороте в одну сторону вес перемещается на противоположную. Например, при повороте вправо загружаются левые колеса. Если при этом произошел сброс газа, наиболее загруженным будет левое переднее колесо, а так как в большинстве случаем без сброса газа войти в поворот невозможно, по причине недогруженности рулевых колес, говорят что автомобиль в повороте едет на одном переднем колесе. Все вы наверное видели, как кренится автомобиль в повороте. Если удается ровно держать тягу или аккуратно сбрасывать газ, можно добиться езды на двух внешних колесах.

Важно понимать что делая маневр рулем, всегда убедитесь в том, что никому не помешаете – все-таки последствия удара колес о неровность обычно более бюджетные, чем в случае возможной аварии при неосторожном маневре. Недавно я чуть не скупился на ремонт Лексуса, когда решил пропустить яму между колёс и немного выехал на соседнюю левую полосу, где не ожидав такого манёвра с моей стороны совершенно спокойно меня опережал данный автомобиль, спасибо водителю Лексуса за то что он среагировал мгновенно, и удалось избежать ДТП. За этот манёвр опустив стекло я извинился, и мы поняли друг друга без обид. Так что при маневрах всегда

ОБЯЗАТЕЛЬНО СМОТРИМ НАЗАД И ПО БОКАМ!

При проезде лежачих полицейских необходимо резко затормозить перед препятствием, загрузив переднюю часть автомобиля, а непосредственно перед ним отпустить тормоз. Если есть навык, в этот же момент можно поддать немного газ. При этом, во время торможения передняя подвеска сильно сложится, а при отпускании тормоза начнет быстро амортизировать, вес пойдет на задние колеса, а передок фактически подпрыгнет. Увеличение тяги увеличит этот эффект. Передние колеса проедут мягко. Далее вес начнет возвращаться на передние колеса, которые к тому времени будут уже на ровной дороге. Если вы нажимали газ, отпустите его, можно немного нажать на тормоз. Разгруженные задние колеса пройдут неровность так же мягко. Все это касается стандартных лежачих полицейских, в случае затяжных или слишком высоких, рекомендуется сильно сбросить скорость и проехать их максимально аккуратно, не допуская раскачки автомобиля, так как это может привести к задеванию полицейского днищем автомобиля.

Еще один важный момент: ни в коем случае не стоит тормозить, выжимая при этом педаль сцепления – независимо от погоды или дорожных условий. Это связано с тем, что колеса, к которым не подводится крутящий момент, нагружаются неравномерно и легче блокируются. Помните: во всех случаях вам необходимо избежать блокировки колес. В автомобилях, оснащенных ABS, достаточно просто нажать на тормоз. А вот на машинах, не оснащенных такой системой, нужно быть предельно внимательным.

Если вы вынуждены ехать через серию канав и бугров, то пересекать их следует не по прямой, а под углом. Чем меньше угол прохождения. тем лучше. Ваш автомобиль переваливается, как утка, то на одни колеса, то на другие, подвеска работает попеременно, то распрямляясь, то сжимаясь, что опять-таки способствует сохранению в целости вашей машины. И если вы видите, что перед вами какой-нибудь дед на стареньком «москвиче» виляет по неровной дороге то вправо, то влево, то опять вправо, — то это он не злобствует, не желая вас пропускать вперед. Просто он опытный водитель и едет змейкой или «крестит дорогу», жалея свой старенький автомобильчик и желая добраться до своего огорода, до любимой бабки и сытного ужина без проблем с техникой!

Теперь о ямах. Если яма широкая, то есть в проезде участвуют и правое и левое колеса, можно воспользоваться методом преодоления лежачих полицейских. Так же необходимо поступать в плотном потоке при проезде маленьких (одна сторона авто) ям и неровностей, когда боковые автомобили не дают маневрировать. На очень большой скорости можно не тормозить, а только резко увеличить тягу, не допуская пробуксовки колес. Но после проезда неровности передними колесами необходимо сбросить газ.
Если машин нет, а яма небольшая, например, при езде в небольших населённых пунктах и по просёлочным дорогам, или там где все заранее маневрируют между ямками змейкой «крестят дорогу», есть смысл воспользоваться смещениями веса в боковые стороны. Если яма попадает под правое колесо, резко крутим руль в право. Вес перейдет на левые колеса, а правое практически перепрыгнет неровность. Если змейка так и уходит вправо, едем по такому маршруту, если поток идет ровно, то после резкого поворота руля вправо, необходимо сразу же вернуть рулевое колесо в положение прямо. В этом случае вес переместиться на левую сторону, но машина продолжит прямой путь.

Ещё одна довольно большая опасность в весеннюю и осеннюю погоду – это лужи. Лужи опасны потому что, если дорога закрыта водой, вы не можете знать — то ли там маленькое углубление, то ли яма до центра Земли. Поэтому лучше посмотреть на те следы, которые уже есть рядом с этой лужей. Кто-то вляпался и выбирался. А кто-то нашел удачную траекторию и проехал сразу. Поэтому лужи, если есть такая возможность, лучше объезжать. Если вдруг у вас не получилось объехать лужу или она очень большая, тогда её необходимо проезжать на включенной передаче и отпущенной педали газа, также необходимо выбрать оптимальную скорость. После проезда глубоких луж необходимо «просушить тормоза» небольшим нажатием на педаль и удерживанием её 7-10 сек. чтобы колодки нагрелись и просохли для дальнейшей нормальной работы.

Также в виду грядущих майских праздников многие выедут на шашлыки в посадки и ближе к воде, но там их подстерегает очередная неприятность в виде песка. Для более менее опытного водителя в этом нет ничего страшного, но для новичка это может закончиться плачевно и очень дорого, так как вы можете оказаться очень далеко от хоть какого-то населённого пункта и соответственно помощи.
Песок по технике прохождения напоминает снежную целину. Разгон — на сброс газа. Самое главное — набрать ход и поддерживать движение. Здесь надо помнить о водном лыжнике, который, пока имеет ход, — стоит на волне, а когда ход теряет — погружается в воду. Нельзя совсем бросить газ — утонете, и нельзя дать слишком сильный газ — утонете. Надо выбрать некий компромисс. Если песок ожидает вас после хорошей дороги, то заранее переключитесь на пониженную передачу. На песке важно иметь тягу. Также очень опасен песок после дождя так как покрыт небольшой влажной коркой, которая вмиг прилипнет на ваши шины, и вы будете ехать песком по песку.

Надеюсь описанное мной кому то пригодится, и поможет избежать ненужных затрат времени и средств.

www.drive2.com

Spirit-xxx › Блог › Ох уж эти дороги или всё таки направления? Или как правильно действовать на разбитых дорогах.

Судя по теме записи наверно каждый с уверенностью может сказать что лучше такие дороги объезжать, но что делать если с каждым днём их становится всё больше, а мы хотим чтобы наши машины выглядели всё лучше на литых дисках и низкопрофильной резине и меньше средств тратить на ремонт ходовой. Данная тема обговаривалась многими, но как говорится «Повторение – мать учения», вот и я решил напомнить некоторые детали, и собственные выводы.
Поездив немного на летней низкопрофильной резине по нашим дорогам на которых снег сошёл вместе с асфальтом решил напомнить о том, как правильно проезжать всевозможные ямы и бугры, также «лежачие полицейские» и самые страшные самодельные «лежачие полицейские» — так называемые «Убийцы подвески». А также как действовать в других сложных дорожных условиях. Для безопасности рекомендуется, чтобы начальная отработка элементов проводилась на закрытой площадке.

Также вот что говорят по этому поводу ПДД:

В Правилах дорожного движения ухабы обозначены как препятствия. Здесь мы найдём несколько пунктов, которыми должен руководствоваться водитель при вынужденных маневрах (10.1, 11.4, 11.11, 12.3, 13.3). Так, ямы и возвышенности нельзя объезжать по встречной полосе, если автомобилист двигается по дороге с двухсторонним движением, которая имеет, по меньшей мере, две полосы для движения в одном направлении. Однако при появлении на горизонте препятствия водитель должен немедленно принять меры для уменьшения скорости – вплоть до полной остановки транспортного средства или объезда препятствия, которая будет безопасна для других участников движения.

А теперь ближе к сути самого вопроса. Наиболее частая ошибка, которую допускают не только новички, но и продвинутые водители при преодолении ям, выбоин, ухабов или лежачих полицейских — это то, что они проезжают эти неровности «на тормозах».
Не заметив вовремя выбоину или бугор на дороге, человек начинает тормозить прямо перед ней. Результат всегда один: ускоренный износ подвески и преждевременная поломка ее важных узлов.
Нужно не забывать о том, что во время замедления, так же как и во время движения на автомобиль действуют всем хорошо известные силы инерции. А поскольку передние тормоза схватывают при торможении раньше задних, передняя ось машины нагружается, а задняя – напротив разгружается. Из-за этого движущийся автомобиль клюет носом, принимая удар без демпфирующего действия амортизаторов.

Намертво зафиксированное тормозным механизмом колесо со всей силы ударяется о неровность, вместо того чтобы проглатывать ее. Из-за этого энергию столкновения через колесо получают остальные узлы и элементы ходовой. Кстати, повреждения резины и диска в таких случаях квалифицируются как дорожно-транспортные происшествия (ДТП) хоть и виноват в нём будет «УкрАвтоДор», но доказать это нашим сотрудникам ГАИ неимоверно сложно, они в первую очередь всю вину и как результат протокол составят на вас. Поэтому желательно научиться выходить из «неровных» дорожных ситуаций с наименьшими потерями и без последствий в виде протокола. Но чтобы это уметь избегать таких неприятностей нужно для начала, научится разгружать подвеску автомобиля.

Очень правильно понимать и знать правильную развесовку автомобиля, которой можно управлять. Если при прямолинейном движении нажать на газ — вес авто переместиться назад, загружая задние колеса и разгружая передние. При нажатии на тормоз происходит противоположное явление, вес уходит вперед. Так же вес пойдет к передним колесам при сбросе газа с высоких оборотов, но не так кардинально, как при торможении.
При повороте в одну сторону вес перемещается на противоположную. Например, при повороте вправо загружаются левые колеса. Если при этом произошел сброс газа, наиболее загруженным будет левое переднее колесо, а так как в большинстве случаем без сброса газа войти в поворот невозможно, по причине недогруженности рулевых колес, говорят что автомобиль в повороте едет на одном переднем колесе. Все вы наверное видели, как кренится автомобиль в повороте. Если удается ровно держать тягу или аккуратно сбрасывать газ, можно добиться езды на двух внешних колесах.

Важно понимать что делая маневр рулем, всегда убедитесь в том, что никому не помешаете – все-таки последствия удара колес о неровность обычно более бюджетные, чем в случае возможной аварии при неосторожном маневре. Недавно я чуть не скупился на ремонт Лексуса, когда решил пропустить яму между колёс и немного выехал на соседнюю левую полосу, где не ожидав такого манёвра с моей стороны совершенно спокойно меня опережал данный автомобиль, спасибо водителю Лексуса за то что он среагировал мгновенно, и удалось избежать ДТП. За этот манёвр опустив стекло я извинился, и мы поняли друг друга без обид. Так что при маневрах всегда ОБЯЗАТЕЛЬНО СМОТРИМ НАЗАД И ПО БОКАМ!

При проезде лежачих полицейских необходимо резко затормозить перед препятствием, загрузив переднюю часть автомобиля, а непосредственно перед ним отпустить тормоз. Если есть навык, в этот же момент можно поддать немного газ. При этом, во время торможения передняя подвеска сильно сложится, а при отпускании тормоза начнет быстро амортизировать, вес пойдет на задние колеса, а передок фактически подпрыгнет. Увеличение тяги увеличит этот эффект. Передние колеса проедут мягко. Далее вес начнет возвращаться на передние колеса, которые к тому времени будут уже на ровной дороге. Если вы нажимали газ, отпустите его, можно немного нажать на тормоз. Разгруженные задние колеса пройдут неровность так же мягко. Все это касается стандартных лежачих полицейских, в случае затяжных или слишком высоких, рекомендуется сильно сбросить скорость и проехать их максимально аккуратно, не допуская раскачки автомобиля, так как это может привести к задеванию полицейского днищем автомобиля.

Еще один важный момент: ни в коем случае не стоит тормозить, выжимая при этом педаль сцепления – независимо от погоды или дорожных условий. Это связано с тем, что колеса, к которым не подводится крутящий момент, нагружаются неравномерно и легче блокируются. Помните: во всех случаях вам необходимо избежать блокировки колес. В автомобилях, оснащенных ABS, достаточно просто нажать на тормоз. А вот на машинах, не оснащенных такой системой, нужно быть предельно внимательным.

Если вы вынуждены ехать через серию канав и бугров, то пересекать их следует не по прямой, а под углом. Чем меньше угол прохождения. тем лучше. Ваш автомобиль переваливается, как утка, то на одни колеса, то на другие, подвеска работает попеременно, то распрямляясь, то сжимаясь, что опять-таки способствует сохранению в целости вашей машины. И если вы видите, что перед вами какой-нибудь дед на стареньком «москвиче» виляет по неровной дороге то вправо, то влево, то опять вправо, — то это он не злобствует, не желая вас пропускать вперед. Просто он опытный водитель и едет змейкой или «крестит дорогу», жалея свой старенький автомобильчик и желая добраться до своего огорода, до любимой бабки и сытного ужина без проблем с техникой!

Теперь о ямах. Если яма широкая, то есть в проезде участвуют и правое и левое колеса, можно воспользоваться методом преодоления лежачих полицейских. Так же необходимо поступать в плотном потоке при проезде маленьких (одна сторона авто) ям и неровностей, когда боковые автомобили не дают маневрировать. На очень большой скорости можно не тормозить, а только резко увеличить тягу, не допуская пробуксовки колес. Но после проезда неровности передними колесами необходимо сбросить газ.
Если машин нет, а яма небольшая, например, при езде в небольших населённых пунктах и по просёлочным дорогам, или там где все заранее маневрируют между ямками змейкой «крестят дорогу», есть смысл воспользоваться смещениями веса в боковые стороны. Если яма попадает под правое колесо, резко крутим руль в право. Вес перейдет на левые колеса, а правое практически перепрыгнет неровность. Если змейка так и уходит вправо, едем по такому маршруту, если поток идет ровно, то после резкого поворота руля вправо, необходимо сразу же вернуть рулевое колесо в положение прямо. В этом случае вес переместиться на левую сторону, но машина продолжит прямой путь.

Ещё одна довольно большая опасность в весеннюю и осеннюю погоду – это лужи. Лужи опасны потому что, если дорога закрыта водой, вы не можете знать — то ли там маленькое углубление, то ли яма до центра Земли. Поэтому лучше посмотреть на те следы, которые уже есть рядом с этой лужей. Кто-то вляпался и выбирался. А кто-то нашел удачную траекторию и проехал сразу. Поэтому лужи, если есть такая возможность, лучше объезжать. Если вдруг у вас не получилось объехать лужу или она очень большая, тогда её необходимо проезжать на включенной передаче и отпущенной педали газа, также необходимо выбрать оптимальную скорость. После проезда глубоких луж необходимо «просушить тормоза» небольшим нажатием на педаль и удерживанием её 7-10 сек. чтобы колодки нагрелись и просохли для дальнейшей нормальной работы.

Также в виду грядущих майских праздников многие выедут на шашлыки в посадки и ближе к воде, но там их подстерегает очередная неприятность в виде песка. Для более менее опытного водителя в этом нет ничего страшного, но для новичка это может закончиться плачевно и очень дорого, так как вы можете оказаться очень далеко от хоть какого-то населённого пункта и соответственно помощи.
Песок по технике прохождения напоминает снежную целину. Разгон — на сброс газа. Самое главное — набрать ход и поддерживать движение. Здесь надо помнить о водном лыжнике, который, пока имеет ход, — стоит на волне, а когда ход теряет — погружается в воду. Нельзя совсем бросить газ — утонете, и нельзя дать слишком сильный газ — утонете. Надо выбрать некий компромисс. Если песок ожидает вас после хорошей дороги, то заранее переключитесь на пониженную передачу. На песке важно иметь тягу. Также очень опасен песок после дождя так как покрыт небольшой влажной коркой, которая вмиг прилипнет на ваши шины, и вы будете ехать песком по песку.

Надеюсь описанное мной кому то пригодится, и поможет избежать ненужных затрат времени и средств.

www.drive2.ru

Как правильно выбрать бордюр для дороги или тротуара

Бордюр – это бетонное изделие, которое зачастую устанавливают на отмостках проезжей части дороги либо тротуаров. Он бывает тротуарный, дорожный или садовый. Подробнее можно узнать по ссылке http://www.vibroplita.dp.ua/plitka8.htm.

Размеры тротуарного или садового бордюра: 1000*190*70 мм, 500*210*60 мм, 500*210*40 мм. Дорожный вариант массивнее и имеет размеры: 1000*300*150 мм.

Как выбрать нужный тип?

 

Масса пролёта тротуарного бордюра составляет — 33 кг, масса пролёта дорожного бордюра примерно 100 кг.

Подбирать Вы должны товар, соответствующий Вашему основному дорожному либо тротуарному полотну.

Когда у бордюра верхняя часть закруглённая, это значительно предотвращает появление сколов, и соответственно увеличивается его срок службы.

Еще одна рекомендация, не забывайте о том, что при покупке определенного объем бордюра, прибавьте примерно 5% погрешность в случае каких либо повреждений при установке.

При выборе и покупке, какого либо бордюра, не забудьте потребовать у продавца документ качества, в котором будет указан вид производства, его размеры, и ГОСТы. Этим Вы сможете исключить покупку некачественной продукции.

Доставка бордюров происходит на специальной деревянной таре, на усиленных поддонах. Они упакованы специальной стрейч-лентой. Доставка происходит специальной техникой.

Цена тротуарного бордюра составляет $2 за погонный метр, а вот дорожный бордюр дороже. Цена его в среднем $5 за погонный метр.

Технические характеристики:

Марочная прочность — М300

Морозостойкость — F150

Влагопоглощение — 5-6%

Три главных предназначения бордюра:

1. Разграничение пешеходных зон от проезжей части, дорожный бордюр предотвращает выезд транспорта на пешеходные зоны.

2. Благодаря бордюру сохраняется целостность городского тротуара. С помощью его происходит удерживание плитки на пешеходных дорожках, во избежание ее расползания.

3. Так же бордюр служит как дизайнерское, декоративное украшение.

Поделиться ссылкой:

www.moipros.ru

Как правильно «читать» дорогу

Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности дорожного движения.

Действительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, и он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи. А ведь подобные ситуации возникают очень часто. В чем же здесь причина?

Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно опередило развитие возможностей человека по управлению ими.

Информационная насыщенность современного дорожного движения и высокие скорости автомобилей значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию обстановки.

Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей практически не изменились за последние несколько тысяч лет. В условиях интенсивного городского движения у водителя все чаще наступает информационная перегрузка — он начинает пропускать важную информацию, в результате чего принимает неверные решения, приводящие порой к дорожно транспортному происшествию.

Можно ли считать причиной происшествий недостатки зрительных возможностей водителя и напряженность дорожного движения? Очевидно, нет. И вот почему.

В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомобилем так, чтобы избежать ситуаций, требующих чудес восприятия, т.е. использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Многие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой.

Что же дают рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности движения?

Во-первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать ее, имея необходимые для этого время и пространство.

Во-вторых, гарантировать себя от пропуска важных объектов дорожно транспортной обстановки. И наконец, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением автомобилем.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринимать всю обстановку сразу. Чтобы осмыслить дорожно транспортную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомобилем элементах.

К ним относятся:
— дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожная разметка;
— дорожные условия;
— поведение и состояние других участников дорожного движения.

Хотя их расположение и характер в различных ДТС различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно транспортной обстановкой. Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров дорожно транспортной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный контроль обстановки сзади и сбоку автомобиля.

Представьте путь движения своего автомобиля как полосу пространства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него. Исследования показали, что опытные водители выдерживают нужное направление движения своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения.

Центр пути движения представляет собой условную точку, расположенную впереди на пути движения автомобиля, в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка становится как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля.

При наблюдении за различными элементами дорожно транспортной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдельных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обычно он находится посередине полосы движения, если автомобиль движется по прямому участку дороги. При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда водитель закончит прохождение данного участка дороги.

Итак

Первое правило: выдерживайте траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения. Подтверждением правильности использования центра пути движения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части являются результаты нескольких специальных исследований, которые были проведены при помощи киносъемки. Полученные результаты показали, что водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине.

Правило второе. Смотрите как можно дальше вперед. Это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность. Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредственно перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди. Нужно с самого начала заставлять себя отрывать взгляд от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед так, чтобы перед возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль. Это значит, что смотреть надо на расстояние больше, чем остановочный путь вашего автомобиля. Ведь вам нужно успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее и решить, что делать, реализовать свое решение.

Определим более точно расстояние опережающего наблюдения.

В городе достаточно смотреть на 1–2 перекрестка вперед. При движении за городом рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, которое вы пройдете за 12 с, двигаясь с имеющейся скоростью. Возможно, такой способ измерения для вас несколько непривычен, но, научившись им пользоваться, вы сможете точно определять расстояние, правильно наблюдать и контролировать дистанцию. Этот способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется.

Итак, учимся определять расстояние в секундах.

Для этого замечаем какой нибудь неподвижный объект в области, где располагается наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и т.д.), и начинаем считать: «одна тысяча один, одна тысяча два» и так далее до одной тысячи двенадцати. Получим 12 с. Если вы доехали до объекта, не досчитав до «одна тысяча двенадцать», то надо перевести взгляд еще дальше вперед. Почему опытные водители стараются висеть обстановку впереди на расстоянии, равном 12 с? 12 с — это то время, которое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения до того, как объект опасности попадет в зону вашего торможения.

Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с. При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного торможения автомобиля может увеличиться вдвое. После вычитания из 12 с времени неприкосновенного запаса, требуемого водителю для полного торможения (примем его равным 4 с), остается 8 с. Но ведь объект опасности может двигаться навстречу вашему автомобилю. Допустим, что он движется со скоростью, равной вашей. Тогда на восприятие, оценку и принятие решения остается 4 с. Это тот минимум, который обычно стараются иметь в запасе опытные водители.

Вторая составляющая правильного наблюдения — это рациональное чередование быстрых осмотров обстановки с более длительным рассмотрением наиболее важных объектов. Причем наблюдение ведется не только за проезжей частью дороги, но и около нее. Это позволит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих дорог. Основная цель наблюдения — поиск опасностей. Поэтому ваши глаза должны быть активны, т.е. находиться в постоянном движении. Они как бы «ощупывают» всю окружающую обстановку.

Отсюда правило третье. Активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и около нее. Четкое восприятие возможно только при использовании центрального зрения. Область центрального зрения ограничивается конусом с углом 3° в горизонтальной плоскости. Однако острота зрения достаточно хороша в пределах 10-15°. В вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше. Объекты, не попавшие в поле центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового зрения, которое, правда, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако позволяет быстро обнаружить движущийся объект.

Наиболее распространенная ошибка при наблюдении в дорожно транспортной обстановке — это длительная концентрация внимания

(рассматривание) на объектах, не представляющих особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомобилей, внешность водителей, пассажиров и т.п.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто только пробегает ее глазами. Ведь движение глаз требует времени.

Например, для перевода и фиксации взгляда с крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 с. В ночное время, а также при искусственном освещении еще больше. За это время автомобиль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные объекты, вы рискуете наехать на другого участника движения, которого просто не заметили. Чтобы избежать таких ошибок, используйте центральное зрение только для рассматривания важных, с точки зрения безопасности движения, объектов. Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание. Если вы на длительное время (более 1 с) сконцентрировали свое внимание на каком-то одном, пусть даже очень важном, на ваш взгляд, объекте, вы рискуете пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность.

Правило четвертое. Не задерживайте свой взгляд длительное время на одном объекте.

Довольно много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущееся сзади транспортное средство. Причина в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что вы видите впереди своего автомобиля, с тем, что увидели в зеркале заднего вида.

Наблюдать за обстановкой сзади надо несколько раз в минуту с помощью быстрых взглядов в зеркало заднего вида. При этом обращать внимание на следующее:

а) не слишком ли мала дистанция до транспортного средства, движущегося за вами;
б) нет ли транспортных средств, водители которых начинают обгон или опережение вашего автомобиля;
в) нет ли транспортных средств, догоняющих вас на большой скорости.

Не стоит смотреть в зеркало заднего вида слишком долго, особенно если вы движетесь за лидирующим автомобилем, ведь он может неожиданно и резко начать тормозить. Взгляд в зеркало заднего вида должен быть быстрым.

Всегда проверяйте обстановку сзади и сбоку перед началом движения или перестроением. Не создаете ли вы своим маневром помех для движения других участников ситуации. Наблюдать за обстановкой сбоку надо с помощью зеркала бокового вида и поворота головы. Особое внимание обращайте на присутствие транспортных средств в «слепой» зоне.

Перед торможением всегда проконтролируйте обстановку сзади через зеркало заднего вида.

Особенно это важно в следующих случаях:
а) вы замедляете движение, увидев на дороге опасность, которая, может быть, не видна водителю автомобиля, следующего за вами. Например, вы поворачиваете за угол дома и видите автомобиль, стоящий на полосе вашего движения,
б) вы собираетесь свернуть на примыкающую дорогу или во двор;

в) вы останавливаетесь, чтобы заехать на стоянку.

Правило пятое. Постоянно наблюдайте за обстановкой сзади и сбоку своего автомобиля. Это позволит вам иметь целостное представление о том, что происходит вокруг вас. Особенно важно знать о присутствии, направлении и скорости движения всех участников, находящихся рядом, хотя они в данный момент и не пересекают путь вашего движения.

Правило шестое. Перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу по крайней мере два раза проконтролируйте, свободно ли место, которое вы хотите занять. Наблюдая за автомобилем, движущимся по дороге или полосе, на которую вы хотите выехать, вы можете не заметить то, что движущийся впереди вас автомобиль остановился, и наехать на него при повороте.

Правило седьмое. Чем больше ваша скорость, тем больше должна быть область дороги, которую вы контролируете. При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается. Поэтому на больших скоростях ваш взгляд должен быть более подвижным. Не концентрируйте его в одной точке. Осматривайте обстановку сбоку.

Правила наблюдения в типичных дорожных ситуациях

А теперь более подробно о наиболее важных моментах, связанных с наблюдением в типичных дорожно транспортных ситуациях: на перекрестках, вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей, когда вы вливаетесь в транспортный поток, когда вы перестраиваетесь, когда вы видите или слышите что-либо необычное.

Когда вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку, посмотрите налево направо налево, затем опять направо. Такой порядок наиболее правильный при проезде нерегулируемого перекрестка, потому что транспорт, приближающийся слева, первым пересекает вам путь. Повторное наблюдение слева и особенно справа нужно вам для того, чтобы проверить, не изменилась ли обстановка (она ведь меняется очень быстро) со времени вашего предшествующего наблюдения.

Наблюдение вблизи пешеходных переходов и в других местах, где возможно появление людей. При наблюдении за дорогой всегда ищите места возможного появления людей: пешеходные переходы, примыкающие дороги, боковые улочки, переулки, торговые и деловые центры, входы в метро и выходы из метро, строительные площадки, детские площадки и школьные дворы.

Наблюдение при перестроении. Порядок наблюдения при смене полосы движения в принципе тот же, что и при въезде на автомагистраль. Проверяйте «слепые» зоны, собирайте как можно больше информации об автомобилях, движущихся по вашей полосе, по соседней и по той, на которую вы собираетесь перестраиваться.

Особенно внимательными нужно быть при обгоне. Здесь требования к вам повышаются: нужно держать в поле зрения и обгоняемый автомобиль, и встречный, и движущийся сзади вас. Только видеть дорогу недостаточно, надо еще ее слышать. Не увлекайтесь слушанием радиоприемника, «слушайте» лучше дорогу (во всяком случае, приемник, если уж он вам так нужен, должен звучать негромко, приглушенно, чтобы не отвлекать вас от вождения). Кстати, обгоняющий вас автомобиль вы скорее «услышите» по нарастающему шуму мотора слева.

Имейте в виду, что «плывущий» звук магнитофона, работающий с помехами радиоприемник, по данным зарубежных исследований, оказывают значительное влияние на внимание водителя, сильно рассеивая его. Прислушивайтесь к звуковым сигналам, свисткам, скрипу или визгу шин. Непривычный или резкий звук должен привлечь ваше внимание и заставить мобилизоваться, искать опасность и, может быть, приготовиться к действиям в критической ситуации. Постоянное наблюдение необходимо вести за профилем дороги, а также типом и состоянием дорожного покрытия. Когда дорога прямая и ровная, она хорошо просматривается на достаточно большом расстоянии. Если она поворачивает или ведет в гору (под гору), видимость становится ограниченной и опережающее наблюдение невозможно. Поэтому внимательно следите за дорогой и предупреждающими знаками, они заблаговременно предупредят вас об опасности, и вы сможете к ней приготовиться.

Тип и состояние дорожного покрытия имеют важное значение для безопасности движения. Какое покрытие — цементобетонное или гравийное? В хорошем ли состоянии дорога? Нет ли ям? При попадании колеса в выбоину рулевое колесо может выбить из ваших рук. При движении по плохому покрытию почаще переводите взгляд на дорогу непосредственно перед автомобилем. Но не забывайте и о том, что надо еще смотреть и на 12 с вперед. Снизьте скорость, тогда вам будет легче совместить одно с другим и вероятность попадания в неприятную ситуацию значительно уменьшится.

О некоторых опасностях, связанных с дорогой, вас проинформируют предупреждающие знаки, но невозможно поставить знаки у каждой выбоины, так что следите сами, будьте внимательны. Итак, тип и состояние покрытия надо учитывать при выборе не только скорости, но и способа наблюдения за дорожной обстановкой. Итак, мы рассмотрели общие принципы правильного Наблюдения, а теперь еще несколько слов о типичных проблемах начинающего водителя.

Смотреть и видеть

Согласны ли вы с тем, что смотреть и видеть — не одно и то же? Подтверждением этому служит эксперимент, проведенный психологами. Группе испытуемых была показана фотография, изображавшая довольно оживленную улицу города. После чего каждого из них попросили перечислить несколько запомнившихся ему объектов или событий, изображенных на фотографии. Полученные ответы сильно различались. Наибольшее влияние на то, что увидит человек в той или иной ситуации, оказывает целевая направленность его внимания, т.е. то, какую информацию он хотел бы получить из окружающей обстановки. Для водителя основная цель наблюдения — получение информации о наиболее важных, с точки зрения безопасности движения, объектах и событиях дорожно транспортной обстановки.

При движении на автомобиле водитель сталкивается с большим числом самых различных объектов и событий. Его мозг не в состоянии переработать всю получаемую информацию. Кроме того, далеко не все из того, что он видит, важно для него с точки зрения безопасности движения. Поэтому надо научиться из всего потока информации быстро и правильно отбирать и анализировать наиболее важную. Отсутствие такого умения приводит к большой трате времени на обработку сведений, ценность которых, с точки зрения безопасного движения, незначительна.

Умение анализировать — это прежде всего умение классифицировать все встречаемые объекты по определенным категориям в зависимости от их влияния на безопасность движения автомобиля.

Можно выделить три основные категории объектов.

— Объекты, угрожающие безопасности движения автомобиля. К ним могут относиться неподвижные препятствия, такие, как стоящие автомобили или столбы, движущиеся препятствия — пешеходы, автомобили, велосипедисты и препятствия, закрывающие обзор, — холмы, строения, деревья.

— Объекты информационного характера. К ним относятся дорожные знаки, разметка, сигналы светофора и регулировщика.

— Объекты, не представляющие опасности для движения автомобиля, — реклама, пешеходы, идущие по тротуару и т.д. Дорожно транспортная обстановка постоянно изменяется, что требует от водителя непрерывного и быстрого анализа информации.

Однако, несмотря на многообразие информации, количество объектов, которые могут влиять на возникновение ДТП в каждый конкретный момент времени движения, не так уж велико. Поэтому прежде всего надо выявить наиболее важные объекты. Затем на основе более подробного анализа определить степень важности каждого из них.

Особого внимания требуют пешеходы и велосипедисты.

Поведение этой категории участников дорожного движения наименее предсказуемо. Надо быть очень внимательным по отношению к детям. Ребенок не может правильно оценить скорость автомобиля, навыки наблюдения за дорожной обстановкой у него развиты очень плохо.

Перечислим некоторые признаки, которые следует учитывать водителю при взаимодействии с пешеходами и велосипедистами: возраст, пол и физическое состояние, расположение их на проезжей части, обочине или тротуаре, движение в группе или по отдельности, направление взгляда.

Перейдем к третьей группе — дорожным условиям.

Крутые повороты, подъемы и спуски, сужения. На криволинейных участках дороги условия движения осложняются. Здесь возникает боковая инерционная сала, которая стремится сместить, а в некоторых случаях и опрокинуть автомобиль в сторону, противоположную повороту. Чем круче поворот, чем меньше радиус закругления, тем он опаснее. Напротив, закругления с большими радиусами — 1000–2000 м — практически не требуют изменения режимов движения автомобиля, а потому не опасны.

Многочисленные статистические данные ряда стран позволяют выявить характерную зависимость: чем меньше закругления дороги, тем выше аварийность этого участка. Так, при радиусе кривой менее 100 м относительная аварийность почти в 4 раза выше, чем на закруглениях с большим (1000 м и более) радиусом. Особенно опасен поворот в конце суженного спуска. Сверху из-за искажения в восприятии водитель не может точно определить кривизну поворота в конце спуска, поэтому реальные условия могут застать его врасплох. На таких участках водители часто не могут вписаться в поворот, теряют управляемость.

Подъемы и спуски также являются неблагоприятными участками движения автомобилей, причем зависимость прямая: чем круче подъем или спуск, тем выше аварийность. Подъемы опасны тем, что автомобили из-за неправильного выбора предшествующего режима движения не могут преодолеть подъем, иногда скатываются назад из-за отказов тормозной системы иди скользкой дороги и т.п. Кроме того, подъемы опасны из-за ограничения видимости на переломе подъема.

Спуски опасны в основном тем, что автомобиль под действием силы тяжести стремится увеличить скорость. Кроме того, водители на спусках неправильно оценивают скорость своего автомобиля (обычно меньше, чем на самом деле) и других автомобилей. Часто торможения двигателем (вспомогательным тормозом) бывает недостаточно, приходится применять рабочую тормозную систему. На продолжительных крутых спусках, если часто пользоваться колесным тормозом, он может отказать из-за перегрева тормозных барабанов. Совершенно недопустимо на крутых спусках использовать накат.

Особенно опасны неожиданные сужения дороги, о которых водитель не был предупрежден. Часто ДТП случаются на мосту во впадине, когда водитель на большой скорости съезжает под уклон. Здесь также происходит неправильная оценка габаритов встречного транспорта и ширины проезжей части, поэтому возникает боковое столкновение.

Еще большую безопасность обеспечивают транспортные развязки в разных уровнях, где число конфликтных точек сведено к минимуму. Опасным местом является пересечение автомобильных и железных дорог. На железнодорожных переездах, особенно неохраняемых, происходит до 40% от общего числа происшествий на железных дорогах. Частая причина столкновений — плохая видимость и обзорность на участке железнодорожного переезда. Устройство направляющих островков, широких разделительных полос и обочин, краевых полос, кюветов с пологими откосами, а также ограждений на опасных участках значительно повышает безопасность дорог.

Источник: subscribe.ru

Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!

rb7.ru

Как «читать» дорогу?

Знаете ли вы краткую формулу, в которой заключен важный принцип безопасного движения? По словам инструкторов по вождению, это «видеть самому и быть видимым другим». Как же читать дорогу, чтобы не попасть в неприятную ситуацию?

Правила «чтения»

Как оценивать дорожную обстановку правильно, как всегда быть на чеку и в любой момент суметь выйти из экстренной ситуации без ущерба жизни и здоровья себе и другим участникам дорожного движения? Главное — знать несколько правил «чтения» дороги. О чем сегодня и расскажут нам автоинструкторы.

Правило первое:

траектория движения автомобиля должна быть выдержана с учетом центра пути. Автомобилисты, использующие для ориентировки правый край дороги или центральную разделительную полосу, двигаются, как правило, близко к обочине или к центру дороги.

Правило второе:

смотрите вперед как можно дальше. Так, вы заранее увидите опасность. Начинающие водители смотрят на дорогу прямо перед капотом, поэтому часто не успевают затормозить в случае непредвиденной ситуации. То есть смотреть нужно на расстояние, которое больше, чем остановочный путь вашей машины.

Определимся с более точным расстоянием опережающего наблюдения. Если говорить о городских условиях, то смотреть лучше на 1–2 перекрестка вперед, при этом, не забывая переводить взгляд ближе.

При движении по загородной трассе рекомендуется оценивать расстояние, которое ваш автомобиль пройдет за 12 секунд с имеющейся скоростью. Такой способ измерения намного точнее, чем расстояние в метрах, так как скорость периодически меняется.

Правило третье:

постоянно наблюдайте за изменениями в дорожной обстановке как на проезжей части дороги, так и на обочине. Четкое восприятие возможно лишь при использовании центрального зрения. А вот остальные предметы можно наблюдать боковым, которое позволяет быстро обнаружить движущийся объект.

Правило четвертое:

никогда не задерживайте свой взгляд на одном объекте длительное время. Как показывает практика, довольно много аварий происходит из-за того, что автолюбитель не заметил транспортное средство, движущееся сзади.

Причина — неумение пользоваться зеркалом заднего вида, а также неумение объединять в целостную картинку то, что вы видите впереди, с тем, что есть в зеркале заднего вида.

Правильное наблюдение за обстановкой сзади — это быстрые взгляды в зеркало несколько раз в минуту. При этом всегда обращайте внимание на следующие моменты:

  • какова дистанция до транспортного средства, которое движется позади вас;
  • нет ли сзади вас транспортных средств, которые начали обгон или опережение;
  • нет ли сзади транспортных средств, которые двигаются со слишком высокой скоростью.

Не советуем смотреть в зеркало заднего вида очень долго, особенно если перед вами движется другой автомобиль. В любой момент он может резко затормозить, и вы не успеете среагировать.

Обязательно проверяйте обстановку сбоку и сзади перед перестроением или началом движения.

Возможно, вы создаете своим маневром помехи другим участникам движения. Наблюдать за обстановкой сбоку следует с помощью быстрого поворота головы или зеркала бокового вида. Особое внимание следует уделять, так называемой, «слепой» зоне.

Перед тем, как начать торможение, проконтролируйте обстановку сзади, для чего посмотрите в зеркало заднего вида. В частности, это важно в следующих ситуациях:

  • Вы начинаете тормозить, увидев впереди опасность, которая, возможно, не видна водителю, который движется непосредственно за вами. К примеру, вы поворачиваете за угол дома, а там прямо на вашей полосе стоит другой автомобиль с включенной аварийной сигнализацией.
  • Вы собираетесь свернуть во двор или на примыкающую территорию.
  • Вы собираетесь остановиться, чтобы заехать на стоянку.

Правило пятое:

чтобы иметь представление, что происходит вокруг вас, постоянно наблюдайте за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля.

Опытные автомобилисты говорят, что крайне важно знать о присутствии рядом с вами других транспортных средств, об их направлении, скорости движения, пусть даже они не пересекают ваш маршрут движения.

Правило шестое:

перед тем как перестроиться, повернуть или выехать на главную дорогу, несколько раз проверьте, свободно ли то место, которое вы хотите занять. И это касается не только автомобилей, движущихся сзади. Контролируя ситуацию только позади вас, выезжая в другую полосу, вы можете не заметить, что транспортное средство, движущееся впереди вас, остановилось.

Правило седьмое:

чем выше ваша скорость, тем большая область дороги должна быть под контролем. При увеличении скорости область обстановки, видимая впереди, уменьшается.

Именно поэтому на больших скоростях взгляд должен быть максимально подвижным. Осматривайте обстановку сбоку, сзади и не стоит концентрировать взгляд в одной точке.

Проезжаем перекресток правильно

Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, сначала посмотрите налево, затем направо, а потом снова налево и снова направо. Именно такой порядок считается самым правильным для проезда нерегулируемого перекрестка. Повторное наблюдение слева и справа позволит проверить, не изменилась ли дорожная обстановка (ведь меняется она очень быстро).

Если справа произошли какие-то изменения, быстрый взгляд позволит вам скорректировать действия. Следите за сигналами, которые подают другие водители.

Зачастую бывает, что кто-то забыл выключить поворотник, отсюда — ДТП. Перед маневром убедитесь, что водитель, подающий сигнал, действительно намерен осуществить данный маневр.

Вообще на перекрестках следует снижать скорость, тем более, что оценить обстановку правильно мешают деревья, кусты, здания и т.д. К тому же, наши перекрестки часто оборудованы пешеходными переходами, а здесь нужно быть внимательным вдвойне.

Видео о том, как правильно проезжать перекрестки:

Спокойного и внимательного движения!

В статье использовано изображение с сайта vse-sekrety.ru

spokoino.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *