Название тормозная жидкость – Тормозная жидкость. Стандарты на тормозные жидкости и особенности применения для различных тормозных систем и автомобилей.

Содержание

Классификация тормозных жидкостей DOT

Определенные требования предъявляются к абсолютно любой части машины, и не важно, что это: конструктивная составляющая (например, колесо) или моторное масло. В данной статье мы уделим внимание классам тормозных жидкостей, которые отмечены в американском стандарте безопасности DOT (Department of Transportation).

Происхождение стандарта DOT

Классификационные требования к тормозным жидкостям были созданы экспертами Департамента транспорта США (United States Department of Transportation или просто DOT). Этот центральный орган управления в области транспорта был основан в 1966 году и официально начал свою деятельность в 1967 году. Департамент возглавляет министр транспорта Америки, которым с 2013 года является Энтони Фокс.

Согласно данной классификации, все жидкости разделили на несколько специальных групп (классов), имеющих свой набор свойств. Поскольку именно этот вариант классификации сочетал в себе самые адекватные требования, то с ним согласились практически во всех уголках мира, выделяя классы тормозных жидкостей именно по DOT.

Интересный факт! Именно департамент транспорта США принял «Акт о безопасности Родины», PL 107—296 (2002 года), что стало ответной реакцией правительства на происшествие 11 сентября 2001 года.

Классы DOT и характеристики

Согласно американским стандартам и вышеуказанной классификации различают четыре основных класса тормозных жидкостей. Это DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Также существует и дополнительный пятый класс – DOT 5.1/ABS, использующийся в транспортных средствах с антиблокировочной системой. Более того, в нашей стране нередко встречаются и другие аналогичные жидкости, обозначенные маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Вся информация об их характеристиках и особенностях применения указывается в инструкции к ним. Однако следует отметить, что к американской системе эти жидкости не имеют никакого отношения.

DOT 3

Состав DOT 3 являет собой наиболее простое соединение гликолей, что и объясняет сравнительно низкую стоимость данного класса тормозной жидкости и его высокую популярность. Представители DOT 3 быстро впитывают в себя влагу, что вызывает стремительное снижение температуры кипения.

Средний срок службы таких жидкостей составляет меньше 2-х лет, причем их вязкость не самая высокая среди остальных вариантов (при температуре -40 она составляет 1500 мм2/с, что является средним показателем). DOT 3 по праву можно назвать «золотым стандартом» среди тормозных жидкостей. Температура кипения свежего (сухого) вещества равняется 205°C, а кипение мокрой (старой) жидкости достигает 140°C. Цвет DOT 3 бывает не только янтарным, но и прозрачным.

Зачастую тормозная жидкость DOT 3 используется в транспортных средствах, оборудованных либо барабанным типом тормозов, либо дисковыми тормозами на передних колесах. Но если на вашей машине установлены резиновые тормозные прокладки, тогда лучше поискать другой вариант, тем более, что агрессивность жидкости проявляется еще и по отношению к лакокрасочному покрытию. Хорошей альтернативой устаревшему стандарту DOT 3 является более современная жидкость под маркировкой DOT 4, хоть по популярности она пока не смогла вытеснить с рынка своего предшественника.

А знаете ли вы? Используя асбестовые тормозные накладки, вы вредите своему организму, так как пыль, образующаяся в результате трения о диск, оказывает отрицательное влияние на легкие человека.

DOT 4

Приставка в виде цифры «4» возле аббревиатуры DOT указывает на присутствие в составе соединений, связывающих конденсат воды. Если принимать во внимание ГОСТ, то тормозная жидкость никак не сертифицирована, а единственный действующий правовой документ в этой области – это ГОСТ 29200–91, регламентирующий графическое обозначение всех тормозных жидкостей, причем не важно, изготовлены они на нефтяной или не нефтяной основе.

В данном случае, нас больше интересует второй вариант, ведь DOT 4 является представителем именно этого класса. Данный символ представлен в виде желтого восьмиугольника, дополненного черной каймой, в центре которого находится схематическое изображение черной тормозной системы. Если символ полностью перечеркнут, значит, использовать такую жидкость нельзя.

В основе DOT 4 лежат простые линейные полиэфиры с двумя OH-группами. Обычно производители применяют полиэтиленгликоль, однако, учитывая характерные особенности жидких полимеров и различные добавки, которые создают комплексные соединения с гликолями, указанное на упаковке название может звучать по-другому.

Согласно требованиям стандарта, температура вскипания DOT 4 не должна быть ниже 250°C, а для состава, сорбирующего влагу из воздуха (до 3,5%), разрешается снижение указанного значения до 165°C. Показатели вязкости не должны превышать 750 м2/с, только не стоит путать этот показатель с понятием «плотности». Антикоррозийные свойства, которыми обладает данная жидкость, зачастую связывают с кислотностью, а безопасным диапазоном считается нахождение значений рН в пределах 7,0 – 11,5 единиц.

DOT 4 отличается от DOT 3 присутствием в составе специальных добавок (боратов, хотя могут использоваться и другие), которые способны связывать воду, попадающую в тормозную жидкость из воздуха. Если же добавить еще немного различных присадок, то мы получим тормозную жидкость под названием DOT 5.1 (применяется в спортивных автомобилях).

Обратите внимание! DOT 4 можно совмещать с DOT 3, DOT 4.5, DOT 5.1, но она не сочетается с силиконовыми составами DOT 5, DOT 5.1 (ABS).

DOT 5

Благодаря свойствам силикона (на его основе изготавливаются тормозные жидкости класса DOT 5), характеристики таких составов практически идеальны. Так, следует отметить высокую температуру кипения, стабильно низкую вязкость, способность к отталкиванию лишней влаги, отсутствие агрессивного влияния на детали, изготовленные из резины, металла или имеющие окрашенные участки. Более того, продукты этой категории могут похвастаться долгим сроком службы, достигающим 4-5 лет.

Правда, нельзя не упомянуть и о некоторых недостатках жидкостей DOT 5. К примеру, отталкиваемая вода не смешивается с жидкостью и может накапливаться в нижних отделах тормозной системы, а ее замерзание там при низких температурах часто мешает работе всех важных элементов. Более того, указанный класс тормозных жидкостей также отличается и высоким уровнем насыщаемости воздухом (аэрации), из-за чего DOT 5 нельзя использовать на транспортных средствах с установленной антиблокировочной системой.

DOT 5.1

Температура кипения тормозной жидкости DOT 5.1 является самой высокой среди всех остальных классов, причем вязкость состава несколько ниже, чем у других представителей описанной классификации, а значит, она может свободно перемещаться по системе, тем самым способствуя повышению рабочей эффективности тормозов автомобиля. Благодаря этой особенности состав DOT 5.1 используется в гоночных, спортивных машинах и даже мотоциклах. К сожалению, из-за активного впитывания влаги, срок службы данного состава не слишком высок (примерно 1 год), к тому же, как и другие представители гликолевых жидкостей, они способны разъедать краску, хоть резиновые детали и не страдают.

Интересно знать! Маркировка жидкости DOT 5.1 никак не связана с маркой DOT 5, что в понимании отечественных автолюбителей полностью лишено логики.

DOT 5.1/ABS

Отдельная группа тормозных жидкостей под названием DOT 5.1/ABS предназначается для транспортных средств с установленной антиблокировочной системой, а также для машин, работающих в тяжелых условиях.

Представители данного класса обладают смешанным составом и одновременно содержат силикон и гликоли. Такая тормозная жидкость может продемонстрировать хорошие смазочные свойства, а также она имеет высокую температуру кипения и дополнена специально разработанным пакетом присадок. В любом случае, наличие гликолей в составе этой жидкости делает ее более гигроскопичной, что ограничивает срок службы двумя годами.

Отличия классов тормозных жидкостей

Как мы уже упоминали выше, классификация тормозных жидкостей DOT распределяет все составы на виды в соответствии с температурой кипения и вязкостью сухой, а также содержащей влагу жидкости. В то же время, составы DOT 3 и DOT 4 представлены в виде минеральных масел, основанных на полигликолях, а основой жидкости DOT 5 выступает силикон, из-за которого состав нельзя смешивать с полигликолями. Проще говоря, в роли основы для всех тормозных жидкостей (кроме DOT 5) выступает полиэтиленгликоль, дополненный полиэфирами борной кислоты, что позволяет соединять эти составы между собой. В отдельных случаях производители DOT 3 могут использовать другую основу, которой чаще всего выступает полиалкиленгликоль.

Не стоит путать силиконовые составы DOT 5 с полигликолиевыми DOT 5.1, тем более что на каждой упаковке состава присутствуют дополнительные обозначения: для DOT 5 – это SBBF (указывает на наличие в жидкости силикона), а для DOT 5.1 – NSBBF (свидетельствует о том, что перед вами тормозная жидкость, основанная не на силиконе).

Не забывайте! Все описанные расходные материалы (а именно таким и является тормозная жидкость DOT) имеют одинаковую химическую базу, модификации которой появляются путем применения различных добавок. Именно пакет присадок определяет основные физико-химические свойства тормозной жидкости: гигроскопичность и температуру кипения.

Теперь давайте немного обобщим некоторые особенности тормозных жидкостей, принадлежащих к разным классам упомянутой классификации DOT:

1. Тормозная жидкость DOT 4 выделяется из остальных классов высоким уровнем поглощения влаги, а также агрессивностью к лакокрасочным покрытиям транспортного средства и резиновым элементам тормозной системы. Открытую упаковку состава необходимо использовать в течение одной недели.

2. DOT 5, благодаря наличию в составе силикона, имеет более высокую температуру кипения и низкую вязкость. Также жидкость инертна к РТИ покрытиям. Продукты этого класса запрещается использовать в машинах, оборудованных ABS.

3. Тормозная жидкость под номером DOT 5.1 разрабатывалась специально для антиблокировочных систем и хорошо подходит для гоночных автомобилей, а среди основных недостатков – быстрое поглощение влаги.

В соответствии с требованиями DOT, тормозные жидкости разных классов окрашивают в два цвета. Так, согласно нормам FMVSS №116, для DOT 4 и 5.1 предусмотрена желтая окраска, а для DOT 5 – розовая. Таким образом, производители побеспокоились об исключении возможности их спутывания.

Взаимозаменяемость разных классов

Составы класса DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 достаточно похожи между собой, ведь их состав основывается на гликолях и полиэфирах. Поэтому эти виды могут легко заменять друг друга. Правда, даже в этом случае различия все же имеются. Так, DOT 5 создают на основе силикона, в то время как DOT 5.1/ABS помимо силикона содержит в себе еще и гликоли, что делает эти две тормозных жидкости не способными взаимодействовать ни с какими другими.

Кроме того, при смешивании жидкостей следует придерживаться одного правила: состав высшего класса не должен добавляться в состав низшего, что является немаловажным условием. К примеру, если в системе вашего автомобиля уже находилась тормозная жидкость DOT 3, то использование DOT 4 или DOT 5.1 только улучшит ее характеристики, а значит, и всю работу тормозной системы. Однако, если к тормозной жидкости DOT 5.1 добавить состав классом пониже, то конечный результат будет непредсказуем.

Помните! Любую тормозную жидкость следует хранить только в герметичной емкости, не допуская ее контакта с атмосферным воздухом, что может привести к окислению, набору влаги и испарению.

Обычно все представители DOT являются легковоспламеняющимися составами, поэтому курить рядом с ними достаточно опасно. Также не забывайте, что все тормозные жидкости очень токсичны, и даже 100 мл, попавшие внутрь организма (некоторые составы имеют приятный запах, и их легко можно перепутать со спиртными напитками), чреваты смертельным исходом. Если заглатывание жидкости все же произошло (например, в результате попытки откачать определенную часть вещества из бачка главного цилиндра), нужно сразу же промыть желудок и обратиться в больницу. В случае контакта с глазами или кожным покровом рук – действия аналогичны.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?
Да Нет

auto.today

Тормозная жидкость — состав и свойства

Тормозная жидкость наиболее важный расходный компонент в системе авто. Для каких целей служит тормозная жидкость, когда производить замену и какую лучше использовать жидкость читайте в статье.

Назначение тормозных жидкостей

Передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии.

Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например “БСК”, изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Основа современных, наиболее распространенных, в том числе (“Нева”, “Томь” и РосДОТ, она же “Роса”), — полигликоли и их эфиры. Гораздо реже применяют силиконы. В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие — защищают металлические детали гидросистем от коррозии. Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

Основные свойства тормозных жидкостей

Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя. Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая — будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая — повышает вероятность течей.

Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление — неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.

Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.

Стабильность — устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.

Гигроскопичность — склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации — в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Тормозная жидкость имеет одно неприятное свойство: она впитывает влагу. Из-за постоянных перепадов температуры в ней образуется и накапливается конденсат. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее. Наличие в тормозной жидкости всего 2–3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.

Классы тормозных жидкостей

При разработке жидкостей, как правило, ориентируются на требования американской системы безопасности автомобилей FMVSS № 116 (DOT). Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости (см. таблицу), остальные их свойства близки.

Наименование показателяDОТ 3DОТ 4DОТ 5БСКНева АНева БТомь
Температура кипения,°C, не ниже230240260115200195220
Температура кипения увлажненной жидкости,°C, не ниже140155180140137160
Вязкость кинематическая при -40°C,мм/сек., не более15001800900150015001500

Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей, поэтому не следует применять отечественные жидкости на иномарках — и не потому, что наши хуже, а импортные лучше. Просто каждая машина сделана из своих материалов, и разные ТЖ могут на них по-разному воздействовать. Главное правило применения тормозной жидкости — это следовать рекомендациям прилагаемой к автомобилю инструкции.

Жидкости типа DОТ 3 предназначены для гидропривода тормозов барабанного типа, а также для дисковых тормозов при обычных условиях эксплуатации. Жидкости типа DОТ 4 используются на автомобилях с дисковыми тормозами, эксплуатирующихся в городских условиях ( на режимах «разгон-торможение»). Спирто-касторовая жидкость «БСК» не может рассматриваться как ТЖ для современных автомобилей. Она была разработана для старых автомобилей времен ГАЗ-21 и застывает уже при температуре — 20° С. Жидкость «Нева» марки «А» незначительно уступает требованиям DОТ 3, а марка «Б» — не соответствует им по температуре кипения как сухой, так и увлажненной жидкости. ТЖ «Нева» была разработана для применения в тормозных системах первых моделей «Жигулей». Тормозные жидкости DОТ 3, «Томь» и DОТ 4 могут применяться практически на всех отечественных автомобилях.Тормозная жидкость DOT5 также известна, как «силиконовая» тормозная жидкость («silicone»). Ее преимущества: не разъедает краску; не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой; является совместимой с любыми резиновыми частями. Недостатки: DOT5 нельзя смешивать с DOT3 или DOT4. Большинство проблем с DOT5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT5 является полная переборка гидравлической системы. Жалобы на то, что DOT5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были присущи, как правило, ранним формулам (композициям) DOT5. Считалось, что причиной этого было несоответствующее использование различных добавок. В последних формулах эта проблема была устранена. Так как DOT5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек. DOT5 является несколько компрессионной (что дает едва заметное ощущение «мягкой педали»). Точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.

Тормозная жидкость DOT5.1 является относительно новой, поэтому она постоянно вводит автолюбителей в заблуждение. Этого заблуждения можно было бы избежать, если бы эту тормозную жидкость назвали бы по-другому. Обозначение «5.1» может навести на мысль, что это модификация тормозной жидкости DOT 5 на силиконовой основе. Более естественно было бы назвать ее 4.1. или 6, так как DOT5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5. Что касается принципиального характера тормозной жидкости 5.1, его можно определить, как «высокотехнологичная» тормозная жидкость DOT4, нежели чем традиционная DOT5. Ее преимущества: DOT5.1 обеспечивает превосходную работу, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT3 или 4, как начальная, так и конечная. Фактически, конечная точка кипения (около 275 градусов С) почти такая же, как у гоночных тормозных жидкостей (около 300 градусов С), а начальная точка кипения тормозной жидкости 5.1 (примерно 175-200 градусов С) естественно значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (около 145 градусов). Считается, что DOT5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.

Недостатки: DOT5.1 — не силиконовые тормозные жидкости, следовательно, они поглощают воду. DOT5.1, как DOT3 и DOT4, разъедает краску. Жидкости класса DОТ 5.1, не содержащие силикона, иногда обозначают, как DОТ 5.1 NSBBF, а силиконовые ДОТ 5- ДОТ 5 SBBF. Аббревиатура NSBBF означает “non silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, не основанная на силиконе”), а SBBF — “silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, основанная на силиконе”).

Особенности эксплуатации тормозных жидкостей

Поглощение воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее для “сухих”, еще не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей — т.е. ограничивает только предельные значения. Интенсивность процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала активно, а потом — медленнее. Или наоборот. Но даже если значения температуры кипения у “сухих” жидкостей разных классов сделать близкими, например к DОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу. ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем своих машин.

Проверка состояния жидкости

Объективно определить основные параметры ТЖ можно только в лаборатории. В эксплуатации — лишь косвенно и не все. Самостоятельно жидкость проверяют визуально — по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру кипения. Поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах — нет. Зато там жидкость часто и сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается. Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет.

Совместимость и замена

ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать “силиконовые” жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы. Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми. Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.

avtonov.info

Тормозная жидкость — Энциклопедия журнала «За рулем»

Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует полной замены с периодичностью, предусмотренной производителем.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.


Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
— DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
— DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
— DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям. Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.
Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.
Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.
Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ИХ СОВМЕСТИМОСТЬ

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.


На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.
1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).

Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.

2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость. При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.
Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено. Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.

wiki.zr.ru

Тормозная жидкость — какую заливать, когда менять?

Одна из важных для нормальной эксплуатации автомобиля жидкостей – тормозная. О том, для чего нужна эта жидкость, с какой периодичностью она требует замены и какие именно тормозные жидкости применять для оптимальной работы тормозной системы машины – в нашей сегодняшней статье.

Роль тормозной жидкости в «организме» авто

Тормозная система, отвечающая за своевременную остановку автомобиля и потому играющая важную роль для безопасности пассажиров машины, не может работать без тормозной жидкости (ТЗ). Именно она выполняет главную функцию тормозной системы – передает через гидравлический привод усилие от нажатия педали тормоза к тормозным механизмам колес – колодкам и дискам, вследствие чего происходит остановка автомобиля. Поэтому еще в автошколах начинающим автолюбителям настоятельно рекомендуют периодически проверять уровни четырех сервисных жидкостей: моторного масла, антифриза, очистителя стекол и тормозной жидкости, от которых зависит оптимальная эксплуатация машины.

Состав и свойства тормозных жидкостей

Основой химического состава большинства тормозных жидкостей является полигликоль (до 98%), реже производители используют силикон (до 93%). В тормозных жидкостях, которые использовались на советских автомобилях, основа была минеральной (касторовое масло со спиртом в соотношении 1:1). Использовать такие жидкости в современных автомобилях не рекомендуется из-за их повышенной кинетической вязкости (густеют при -20°) и низкой температуры кипения (не менее 150°).

Оставшиеся проценты в полигликолевых и силиконовых ТЗ представлены различными присадками, улучшающими характеристики основы тормозной жидкости и выполняющими ряд полезных функций как то защита поверхностей рабочих механизмов тормозной системы или предотвращение окисления ТЗ в результате воздействия на нее высоких температур.

Мы не зря подробно остановились на химическом составе используемых в автомобилях тормозных жидкостей, так как многих автолюбителей интересует вопрос – «можно ли смешивать ТЗ с разными химическими основами?».

Отвечаем: минеральные жидкости для тормозной системы категорически не рекомендуется смешивать с полигликолевыми и силиконовыми. От взаимодействия минеральной и синтетической основ этих жидкостей могут образовываться сгустки касторового масла, которые забивают магистрали тормозной системы, а это чревато неисправностями тормозной системы. Если смешать минеральную и полигликолевую ТЗ, то эта «адская смесь» впитается в поверхность резиновых манжет деталей гидропривода тормозов, что приведет к их набуханию и потере герметизации.

Полигликолевые ТЗ хотя и имеют сходный химический состав, и могут быть взаимозаменяемыми, но смешивать их в одной тормозной системе все же не рекомендуется. Дело в том, что каждый производитель ТЗ может изменять состав присадок на свое усмотрение, и их смешение может привести к ухудшению основных эксплуатационных характеристик рабочей жидкости – вязкости, температуры кипения, гигроскопичности (способность поглощать воду) либо смазывающих свойств.

Силиконовые тормозные жидкости запрещается смешивать с минеральными и полигликолевыми, так как в результате рабочая среда засоряется выпавшими в осадок химическими веществами, что приведет к засорению магистралей тормозной системы и выходу из строя узлов тормозного цилиндра.

Классификация тормозных жидкостей

Сегодня в большинстве стран мира действуют единые стандарты тормозных жидкостей, известные как DOT (по названию ведомства, их разработавшего — Department of Transportation – Министерство Транспорта Соединенных Штатов Америки) – такую маркировку можно часто встретить на упаковках с тормозными жидкостями. Она означает, что продукт произведен в соответствии с регламентными федеральными стандартами по безопасности автомобилей FMVSS № 116 и может быть использован в тормозных системах легковых и грузовых автомобилей в зависимости от технических характеристик этих транспортных средств. Помимо американского стандарта, тормозные жидкости маркируют в соответствии с принятыми в ряде европейских и азиатских стран нормами (ISO 4925, SAE J 1703 и прочими).

Тормозная жидкость классификация

Но все они классифицируют тормозные жидкости по двум параметрам – их кинематическая вязкость и температура кипения. Первый отвечает за способность рабочей жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы (гидроприводе, трубках) при крайних эксплуатационных температурах: от -40 до +100 градусов Цельсия. Второй – за предотвращение образования паровой «пробки», которая образуется при высоких температурах и может привести к не срабатыванию педали тормоза в нужный момент. При классификации ТЗ по температуре кипения различают два ее состояния – температура кипения жидкости без примесей воды («сухая» ТЗ) и температура кипения жидкости, содержащей до 3.5% воды («увлажненная» ТЗ). «Сухая» температура кипения тормозной жидкости определяется по новой, только что залитой рабочей жидкости, которая не успела «набрать» воды и потому обладает высокими эксплуатационными характеристиками. «Увлажненная» температура кипения ТЗ относится к рабочей жидкости, которая эксплуатируется на протяжении 2-3 лет и содержит в своем составе определенное количество влаги. Подробнее об этом – в разделе «Сроки эксплуатации тормозных жидкостей».

В зависимости от этих параметров все тормозные жидкости делят на четыре класса.

DOT 3. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 205°, а «увлажненная» — не менее 140°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1500 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-желтый. Применение: предназначена для использования в автомобилях, максимальная скорость движения которых составляет не более 160 км/час, в тормозной системе которых использованы дисковые (на передней оси) и барабанные (на задней оси) тормоза.

DOT-3

DOT 4. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 230°, а «увлажненная» — не менее 155°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 1800 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – желтый. Применение: предназначена для использования в транспортных средствах, максимальная скорость движения которых составляет до 220 км/час. В тормозной системе таких автомобилей установлены дисковые (вентилируемые) тормоза.

Тормозная жидкость DOT-4

DOT 5. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 260°, а «увлажненная» — не менее 180°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – темно-красный. В отличие от указанных выше ТЗ в составе DOT 5 основой является силикон, а не полигликоль. Применение: предназначена для использования на специальных транспортных средствах, работающих в условиях экстремальных для тормозных систем температур, а потому на обычных легковых автомобилях не используется.

DOT 5.1. «Сухая» температура кипения у этой тормозной жидкости составляет не менее 270°, а «увлажненная» — не менее 190°. Кинематическая вязкость такой ТЗ при +100° — не более 1.5 мм²/с, а при -40 – не менее 900 мм²/с. Цвет этой тормозной жидкости – светло-коричневый. Применение: предназначена для использования в тормозных системах спортивных гоночных автомобилях, в которых температуры рабочих жидкостей достигают критических величин.

DOT 5.1

Плюсы и минусы тормозных жидкостей

Все указанные выше тормозные жидкости имеют свои достоинства и недостатки. Для удобства укажем их в приведенной ниже таблице:

Класс ТЗДостоинстваНедостатки
DOT 3Невысокая стоимость
  • Агрессивно воздействует на ЛКП авто
  • Разъедает резиновые тормозные прокладки
  • Обладает повышенной гигроскопичностью (активно поглощает воду), что приводит к коррозии узлов тормозной системы
DOT 4
  • Умеренная по сравнению с DOT 3 гигроскопичность
  • Улучшенные температурные показатели
  • Агрессивно воздействует на ЛКП
  • Хоть и умеренно, но поглощает воду, что приводит к коррозии узлов тормозной системы
  • Высокая, по сравнению с DOT 3 стоимость

 

DOT 5
  • Не портит ЛКП
  • Обладает низкой гигроскопичностью (не поглощает воду)
  • Оптимально воздействует на резиновые детали тормозной системы
  • Нельзя смешивать с другими ТЗ (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1)
  • Может вызывать локальную коррозию в местах скопления влаги
  • Низкая компрессия (эффект «мягкой» педали тормоза)
  • Высокая стоимость
  • Не подходит для большинства транспортных средств
DOT 5.1
  • Высокая точка кипения
  • Низкая степень вязкости при воздействии низких температур
  • Совместимость с резиновыми деталями тормозной системы
  • Высокая степень гигроскопичности
  • Агрессивно воздействует на ЛКП автомобиля
  • Относительно высокая стоимость

Когда менять тормозную жидкость?

Сроки работы тормозной жидкости напрямую зависят от ее химического состава.

Минеральная ТЗ в силу своих химических характеристик (низкой гигроскопичности, хороших смазывающих свойств) обладает довольно продолжительными сроками эксплуатации (до 10 лет). Но при попадании в жидкость воды, например, в случае разгерметизации тормозной системы, ее свойства изменяются (падает температура кипения, повышается вязкость), и она уже не может выполнять свои функции, что может привести к выходу из строя тормозов. Рекомендуется периодический осмотр (раз в год) тормозной системы и состояния жидкости, которое можно определить в лабораторных условиях.

Полигликолевая ТЗ обладает средней либо высокой степенью гигроскопичности, а потому проверка ее состояния должна проводиться два раза в год. Оценить состояние полигликолевой ТЗ можно визуально: если жидкость потемнела или в ней заметны осадки, то нужно провести ее полную замену. В год такая ТЗ способна абсорбировать до 3% влаги. Если этот показатель превысит 8%, то температура кипения тормозной жидкости может упасть до 100°, что приведет к закипанию ТЗ и выходе из строя всей системы тормозов. Автомобильные производители рекомендуют менять тормозную жидкость на основе полигликолей через каждые 40 тысяч километров или каждые 2-3 года. Обычно такую тормозную жидкость полностью меняют во время установки новых внешних тормозных механизмов (колодки и диски).

Силиконовая ТЗ отличается долговечностью эксплуатации, так как ее химический состав более устойчив к внешним влияниям (попаданию влаги). Как правило, замену силиконовых тормозных жидкостей проводят по истечении 10-15 лет с момента заливки в тормозную систему.

Читайте также: Самостоятельная замена тормозной жидкости

avtoexperts.ru

📝 Виды тормозных жидкостей и как правильно их выбирать. — DRIVE2

Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля. Виды и типы тормозных жидкостей

Бутиловый спирт с касторкой, силикон, гликоль, полигликоль… DOT 3, DOT 4, DOT 5…А какая жидкость циркулирует в трубках тормозной системы вашего автомобиля?

Основные характеристики тормозной жидкости

Температура закипания является, пожалуй, одним из главных параметров тормозной жидкости, поскольку в случае экстренного торможения жидкость в тормозной системе быстро нагревается.

В момент закипания тормозной жидкости в ней образуются пузырьки воздуха, вследствие чего жидкость утрачивает свойство несжимаемости.

Что произойдет при закипании «тормозухи»? Педаль тормоза будет мягко утапливаться до самого пола, а реакция тормозной системы на нажатие педали будет крайне слабой или же отсутствовать вообще.

В зимнее время особенно актуальным свойством тормозной жидкости становится температура ее застывания. Дело в том, что в очень сильные морозы жидкость становится густой и застывает, закупоривая просвет в трубках и шлангах тормозной системы.

В отсутствие циркуляции тормозной жидкости в системе педаль тормоза становится тугой, нажать ее практически невозможно. В этом случае тормозная система останется неисправной до тех пор, пока жидкость не оттает.

От степени агрессивности тормозной жидкости будет напрямую зависеть целостность резиново-технических изделий, которыми укомплектована машина, а от антикоррозийных и смазывающих свойств «тормозухи» — срок службы металлических деталей тормозной системы.

Значение гигроскопичности укажет на то, сколько влаги впитает в себя тормозная жидкость в процессе работы. Почему этот параметр так важен? Дело в том, что с попаданием влаги температура закипания тормозной жидкости стремительно снижается, а эксплуатационные свойства ухудшаются. Чем ниже этот показатель, тем более продолжительным будет ее срок службы.

Виды базовых основ

Смесь бутилового спирта с касторкой – именно такой является базовая основа тормозных жидкостей, использующихся в автомобилях, произведенных до 1985 года. Жидкость на основе бутилового спирта характеризуется высокими смазывающими свойствами и отсутствием агрессивности по отношению к резиновым изделиям.

Температурные характеристики такой тормозной жидкости, мягко говоря, не впечатляют: температура ее кипения составляет около 1200 С, а температура застывания примерно равна -200 С.
Намного лучше обстоят дела с тормозными жидкостями на основе гликоля или полигликоля. Их температура кипения достигает 2600 С, а температура застывания доведена до -400 С, чего с запасом хватает для климатических условий большей части постсоветского пространства. Однако имеется у них и существенный недостаток – высокое значение гигроскопичности.
За год службы такая тормозная жидкость впитывает количество влаги, составляющее 2% от ее объема и еще такое же количество воды – за второй год эксплуатации, после чего нуждается в обязательной замене.

Еще один вид тормозных жидкостей – на основе силикона. Высокая (до 3000 С) температура кипения, незначительный показатель сжимаемости и абсолютная негигроскопичность выделают ее среди остальных, однако из-за довольно высокой стоимости используется она лишь в спортивных автомобилях.

Классификация тормозных жидкостей по DOT

Чаще всего тормозные жидкости классифицируют, используя общеупотребительный стандарт DOT (Department Of Transportation). Именно с определения класса по DOT в большинстве случаев и начинается выбор жидкости при ее покупке. Цифра после аббревиатуры DOT означает ее класс допуска.

DOT 3 – тормозная жидкость на гликолевой основе, имеющая температуру закипания 2200 С для «сухой» жидкости и 1500 С – для «мокрой», достаточно агрессивная к лакокрасочным покрытиям. Срок службы – 2 года.

DOT 4 – жидкость на гликолевой основе с добавлением пакета антикоррозионных и смазывающих присадок, температура закипания «сухой» и «мокрой» жидкостей составляет 2400 С и 1600 С соответственно. Может разъедать краску. Срок службы – 2 года.

DOT 4.5, DOT 4 и DOT 4 SUPER – модификации DOT 4, имеющие еще более высокую температуру кипения 2600 С и 1800 С. Остальные характеристики идентичны тормозной жидкости класса DOT 4.

DOT 5 – жидкость изготовлена на базе силикона. Температура кипения составляет 2800 С и 1800 С (для «сухой» и «мокрой» жидкостей). Нейтральна к лакокрасочным покрытиям и негигроскопична. Требует замены раз в 5 лет.

DOT 5.1 – доработанная и усовершенствованная DOT 4.5, с рабочими температурами 2700 С и 1800 С. Срок службы – 1 год.
Выбирая тормозную жидкость для автомобиля, обязательно руководствуйтесь рекомендациями, изложенными производителем вашего транспортного средства.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!

www.drive2.ru

Тормозная жидкость состав. Основные свойства, нужная информация

Тормозная жидкость это очень важная составляющая любого автомобиля. Из названия понятно, что она заливается в тормозную систему и напрямую способствует торможению, то есть система работает на гидравлическом принципе. Но лить в систему, не пойми что нельзя! Этому есть очень много причин, здесь используется специальные составы с определенными свойствами. Сегодня я хочу вам рассказать — из чего они состоят и почему их обязательно нужно менять …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Кстати мне на блог приходили такие вопросы – «подскажите, а можно ли заливать в тормозную систему обычную воду? И что будет?» Видно молодой пытливый ум, как говорится — постигает мир! Читайте дальше и все поймете.

Пару слов о тормозной системе

Просто хочу напомнить, как она работает. В любом автомобиле есть педаль тормоза, если «грубо утрировать» она связана с тормозным рабочим цилиндром. После того как вы нажимаете эту педаль то в тормозной системе создается давление, оно давит на специальные поршни в тормозных суппортах (либо задних цилиндрах) которые сжимают (в случае с передним приводом) или разводят (в случае с задним) тормозные колодки. А уже они в свою очередь сдавливают тормозной диск или останавливают барабан изнутри, советую почитать – дисковые или барабанные тормоза.

Думаю, принцип работы этой системы все знают, в нашей статье это обязательно, для следующего понимания материала.

Разогрев системы

При торможении диски или барабаны очень сильно разогреваются. Собственно это закон физики, происходит трение — тормозные колодки трутся о металлическую поверхность, происходит большой выброс тепла. Колодки сделаны из специального «термо» и «износостойкого» материала, поэтому ходить могут очень долго, этот материал не так сильно нагревается, если сравнить с дисками или барабанами.

А вот у них разогрев может быть просто катастрофический (особенно у передней оси) в интернете очень много роликов где раскалятся до «красна».

И что получается – части тормозной системы, а именно поршни, цилиндры, да и сами суппорта испытывают огромные температурные нагрузки. При больших скоростях температуры могут доходить до 150 градусов Цельсия. Понимаете о чем я? Собственно сейчас начнем говорить про составы.

Что можно, а что нельзя заливать

Вот теперь хочется ответить читателю – давайте разберем обычную воду. Почему ее КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ЗАЛИВАТЬ. ДА собственно все просто – даже если не копать глубоко, вода ведь закипает и испаряется при высоких температурах, а при низких уже при -1 градусе замерзает. Приходите вы такой зимой, заводите авто, трогаетесь, а тормозов то и нет! Система замерзла! Также представьте — система кипит при торможении, из бачка системы валит пар, эффективность на нуле. Однако даже если гипотетически победить замерзание и кипение, то у воды есть еще ОДИН БОЛЬШОЙ НЕДОСТАТОК – она окисляет и провоцирует ржавчину, через не длительный промежуток времени, поршни в суппортах просто заржавеют, сальники которые призваны ходить по гладкой и чистой поверхности порвутся и вода вытечет.

Спирты (в чистом виде) также не подойдут, потому как они кипят, да еще и воспламеняются.

Масла трансмиссионные, моторные, ATF жидкости – масла могут подходить, однако опять же не все.

Испарение у них действительно низкое, также они прекрасно противостоят высоким температурам (особенно моторные), но при низких температурах они могут густеть (это негативно сказывается на текучести), а также они могут негативно влиять на резину сальников! То есть суппорта или цилиндры могут течь.

Различные составы тормозной жидкости

Так что же мы поняли — что тормозная жидкость должна обладать высокой текучестью, смазывать, защищать от коррозии, не замерзать, выдерживать температуры в пределах 150 — 170 градусов Цельсия, не кипеть! ТО есть такая – «супер жидкость».

Наверное, никого не удивлю, сказав что «тормозухи» до сих пор эволюционируют — НУ НЕТ СЕЙЧАС ИДЕАЛЬНОГО СОСТАВА, КОТОРЫЙ ОТВЕЧАЛ БЫ ВСЕМ ТРЕБОВАНИЯМ НА 100%.

Минеральные составы – начиналось все именно с них, скажу, что применялись они на старых автомобилях, на которых не было даже передних дисковых тормозов, только барабаны. ДА и скорости в то время редко когда превышали 60 км/ч.

Их состав уже давно известен – касторовое масло с добавлением бутилового или этилового спирта, это своеобразная основа, но многие производители подмешивали в состав другие минеральные вещества и нефтепродукты различной степени очистки. Идеальным такой состав назвать сложно, однако положительные моменты все же есть:

  • Они отлично смазывают
  • Практически не впитывают влагу, то есть если сказать «по-научному» у них низкая гигроскопичность

Однако минусов куда больше:

  • При температурах в 110 – 130 градусов закипают
  • При -20 градусах начинают густеть
  • Кроме того касторовое масло, отрицательно влияет на детали из латуни, алюминия, меди
  • Также долго не могли найти формулу которая, со временем, не разлагала бы резиновые изделия сальники, манжеты и прочее

Очень долго бились именно над формулой с касторовым маслом, добавляли всевозможные присадки и прочие вещества, но время ее уже прошло.

Гликолевые тормозные жидкости – сейчас применяются достаточно широко, можно знать под аббревиатурами (DOT3, DOT4, DOT 5.1). У них в составах полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты, соответствуют всем международным стандартам, а также прошли Российскую сертификацию ГОСТ.

Этот состав почти идеален, кипит при + 150, + 200 градусах, отлично смазывает, защищает от ржавчины, почти нейтрален к резиновым элементам.

Минус здесь один и достаточно большой – высокая гигроскопичность, очень сильно впитывают влагу, поэтому раз в 2 – 3 года менять полностью, ОБЯЗАТЕЛЬНО! Иначе начинают закисать и ржаветь суппорта.

Силиконовые тормозные жидкости (DOT5 и специальная версия DOT-5.1/ABS). Состав здесь совершенно отличается от собратьев, в основе кремниево-органические полимеры. Плюсов достаточно – не впитывает влагу, абсолютно нейтральны к резине и металлам, всегда текучая (не зависит от температуры).

Минусы также есть, а куда же без них – смазывающие свойства находятся на низком уровне, поэтому присутствует больший износ сальников (если сравнивать с собратьями). Такие составы редко используют на серийных вариантах автомобилей, как правило они заливаются в спортивные или гоночные авто, где разогрев суппортов намного выше.

Что же если подвести ИТОГ – получается, в ваших авто в 90% случаев будет залита тормозная жидкость на основе гликолей борной кислоты. Меняйте ее через два – три года, причем не смотря на пробег (если машина стоит, она также может поглощать влагу) – И ТОРМОЖЕНИЕ ВСЕГДА БУДЕТ НА 100%. А вот если будете филонить, то суппорта через три года дадут о себе знать.

НА этом все, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

avto-blogger.ru

Тормозная жидкость. Стандарты на тормозные жидкости и особенности применения для различных тормозных систем и автомобилей.

Функции тормозной жидкости в тормозной системе автомобиля

Тормозная жидкость — часть гидравлической тормозной системы. Это рабочее тело, передающее давление от главного тормозного цилиндра к колесным.

То есть жидкость проводит давление примерно так же, как провода проводят электрический ток. И поскольку провода делают не из первого попавшегося материала, а из того который подходит, так и жидкость должна иметь определенные свойства, чтобы быть хорошим проводником давления в системе торможения автомобиля.

Основные свойства тормозной жидкости при работе в тормозных системах:

— тормозная жидкость должна оставаться жидкостью, то есть при рабочих условиях не кипеть и не замерзать;

рабочая температура тормозной жидкости колеблется от — 50 (в сильный мороз) до + 150 при динамичном ускорении. В случае закипания тормозной жидкости пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ и в систему трубопроводов. В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то микроскопические пузырьки газа легко поддаются сжатию. При наличии газа в тормозной системе передаваемое давление в первую очередь пойдет на сжатие пузырьков во всем их суммаронм объеме и только после этого давление будет передаваться на жидкость. При таком исходе педаль тормоза станет мягкой, не будет чувствоваться резкого возрастания усилия, при этом торможение будет неэффективно.

— тормозная жидкость должна сохранять свойства в течение длительного времени;

по регламенту эксплуатации автомобилей тормозная жидкость должна заменяться раз в 12 месяцев и более, все это время тормозная жидкость должна быть готова к работе в черезвычайных ситуациях.

— не содержать влагу, что бы предотвратить коррозию элементов тормозной системы;

также влага влияет на температуру кипения тормозной жидкости, и с повышением концентрации воды температура кипения снижается. Все это связано с постоянным объемом растворенного газа в воде и закипанием воды при 100 градусах цельсия, температуре гораздо ниже чем верхний предел рабочей температуры тормозной жидкости. Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью (влагопоглощением). Влага в системе способствует коррозии тормозных цилиндров и поршней, а в холодное время — возможно возникновение гидратных пробок, непроходимость трубопроводов и как следствие отказ системы торможения. Кроме того при низких температурах даже если тормозная жидкость не замерзла, критичным параметром становится вязкость — если она увеличится, то заметно возрастет время срабатывания тормозов. Так в частности в стандарте, разработанном Международным объединением инженеров транспорта (SAE), прямо указано, что вязкость тормозной жидкости при -40oС не должна превышать1800 сСт (мм2/с). Кроме SAE, требования к тормозным жидкостям отражены в в нормативных документах Департамента транспорта США. Федерального общества по безопасности транспортных средств — U.S. Department of transprotation. Federal motor carrier safety administration. В них предусмотрены три нормативных класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1. но об этом далее.

На графике приведена зависимость температуры кипения тормозной жидкости Роса от объемного содержания воды.

— не реагировать с РТИ — резино техническими изделями, выполняющих роль уплотнений в тормозной системе;

При разбухании изменении форм и свойств резины возможны порывы, пропуски по уплотнениям (резиновым кольцам) и трубопроводам (резиновым шлангам), ведущие к отказу срабатывания тормозов.

— смазывать механически трущиеся пары, для увеличения срока службы и предотвращения задиров, чрезмерного износа.

Смазывающие свойства жидкости обеспечивают наиболее длительную и надежную эксплуатацию механичсеких систем тормозной системы.

Учитывая столь непростые требования, современная тормозная жидкость достаточно сложна по составу.

Основопологающие составы применяемые в тормозных жидкостях

Гликоль — основа для тормозной жидкости

Большинство современных продуктов (в том числе Нева, Томь и Роса) основано на гликолевых смесях. Гликоли (они же диолы) — это спирты, имеющие по две гидроксильные группы ОН. Простейший представитель семейства гликолей — хорошо известный этиленгликоль, применяемый в производстве антифризов и тосолов.

Бутиловый спирт + масло — основа для тормозной жидкости

Несколько десятков лет назад появилась БСК — тормозная жидкость красного цвета. Ее делают из бутилового спирта и касторового масла, смешивая их в пропорции 1:1 (отсюда и название тормозной жидкости — БСК). На сегодняшний день это история, так как свойства которые обеспечивает БСК далеки от современных требований к тормозным жидкостям. Основной минус — низкая температура кипения — всего 115оС. Кроме того и повышенная вязкость БСК при минусовых температурах. Единственный значительный плюс данной тормозной жидкости это то что БСК не поглощает воду.

Гликолевый эфир + полиэфир — основа для тормозной жидкости

Тормозная жидкость Нева имеет в основе гликолевый эфир в смеси с полиэфиром. Важный ингредиент этой жидкости — антикоррозионная присадка. Эта жидкость весьма гигроскопична и при эксплуатации быстро снижает температуру кипения. Сегодня эта жидкость считается устаревшей и не производится.

Рисунок 1 тормозные жидкости DOT-3, DOT-4, DOT-5.1

Томь — в состав этой жидкости тоже входит гликолевый эфир и пакет целевых присадок.
У Томи в сравнении с Невой улучшены основные эксплуатационные показатели. Поэтому ее причисляют классу, удовлетворяющему требованиям DOT-3.

Лучшая тормозная жидкость отечественного производства 

Наиболее совершенный массовый продукт отечественного гликолевого семейства — Роса. Эта жидкость основана на борсодержащем полиэфире со специальным пакетом присадок. Поэтому она удовлетворяет нормам класса DOT-4.
Роса DOT-4 полностью подходит для эксплуатации в тормозной системе современного автомобиля.

Наивысший стандарт тормозной жидкости DOT 5.1

Тормозная жидкость DOT 5.1 гигроскопична, не провоцирует коррозию и служит дольше тормозных жидкостей DOT-3, DOT-4 — имеющих гликолевую основу. Единственным минусом данной тормозной жидкости является низкая распространенность и высокая цена.

Параметры тормозных жидкостей в зависимости от стандартов.
Тормозная жидкость Изготовитель Нормативный документ по которому изготовлена тормозная жидкость Класс по стандарту DOT-3. Температура сухого / увлажненного кипения по станд-ту(+205 /+ 140) Класс по
стандарту DOT-4 Температура сухого / увлажненного кипения по стандарту
(+230 /+ 155)
Класс по стандарту DOT-5.1. Температура сухого / увлажненного кипения по стандарту(+260 /+ 180) темп-ра «Сухого» кипения темп-ра «Увлажненного» кипения
БСК нет информации нет информации не соответствует не соответствует не соответствует 115 нет инф-ции
«Нева» нет информации нет информации не соответствует не соответствует не соответствует 195 138
«Томь» ОАО «ХИМПРОМ» г. Кемерово ТУ 2451-076-05757618-2000 соответствует не соответствует не соответствует 220 150
«Роса» НПП «МАКРОМЕР» г. Владимир ТУ 2451-354-10488057-99 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует 260 165
РОСДОТ

ООО «ТОСОЛ-СИНТЕЗ»
г. Дзержинск

ТУ 2451-004-36732629-99 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует 260 165
HYDRAULAN 408 Фирма BASF Германия ТТМ 1.97.0738-2000 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует нет инф-ции нет инф-ции
ДОТ-4 ООО «Лукойл-Пермнефтео-
ргсинтез» г.Пермь
ТУ 2332-108-00148636-2000 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует 230 160
ТОРСА ДОТ-4 ЗАО «БУЛГАР-СИНТЕЗ» и ЗАО «Булгар Лада Плюс» г. Казань ТУ 2332-001-49254410-2000 эксплуатационные свойства более высокие соответствует не соответствует 230 160
ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ применяемые в автомобилях ВАЗ

С 1970 г. системы сцепления и тормозов автомобилей ВАЗ заправлялись тормозной жидкостью «НЕВА» с температурой кипения 195 0С. В 1983 г. была внедрена тормозная жидкость «ТОМЬ» с температурой кипения 215 0С, а в 1988 г. внедрена тормозная жидкость «РОСА» с температурой кипения 260 0С. Так как все эти жидкости гигроскопичны, то в процессе эксплуатации их температура кипения снижается, достигая пределов являющих опасными с точки зрения образования паровых пробок в системе тормозов. Такие предельные величины температуры кипения для ТЖ «НЕВА» могут быть достигнуты уже через один год эксплуатации, для ТЖ «ТОМЬ» через два года, а для ТЖ «РОСА» через три года.
По этой причине АВТОВАЗ исключил из технической документации применение ТЖ «НЕВА», ограничил применение ТЖ «ТОМЬ» автомобилями моделей ВАЗ-2101 … ВАЗ-2107 и ВАЗ-2121, ВАЗ-21213.
Технические требования на тормозные жидкости типа ДОТ-3 и ДОТ-4 изложены в ТТМ 1.97.0738-2000. ТТМ распространяется на тормозные жидкости, предназначенные для гидросистем тормозов и сцепления автомобилей ВАЗ различных моделей.

Рекомендации по применению тормозных жидкостей

Можно смешивать DOT 3, DOT 4 и DOT 5 на безсиликоновой основе. Все указанные ниже тормозные жидкости совместимы и могут смешиваться друг с другом.

1. РОСДОТ  ООО «ТОСОЛ-СИНТЕЗ» г. Дзержинск ТУ 2451-004-36732629-99
2. РОСА ДОТ-4 НПП «МАКРОМЕР» г. Владимир ТУ 2451-354-10488057-99 
3. ТОРСА ДОТ-4 ЗАО «БУЛГАР-СИНТЕЗ» и ЗАО «Булгар Лада Плюс» г. Казань ТУ 2332-001-49254410-2000
4. РОСА-ДОТ-3 НПП «МАКРОМЕР» г. Владимир ТУ 2451-333-10488057-97
5. ТОМЬ ОАО «ХИМПРОМ» г. Кемерово ТУ 2451-076-05757618-2000
6. ДОТ-4 ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» г.Пермь ТУ 2332-108-00148636-2000
7. HYDRAULAN 408 DOT-4 Фирма BASF Германия ТТМ 1.97.0738-2000
8. MOTUL Hydraulic DOT 5 (на основе полигликолей без силикона).

Не смешивать выше приведенные тормозные жидкости с тормозными жидкостями на минеральной основе (LHM) и силиконовой (DOT 5 silicone base).

То есть проще говоря, смешивать можно минеральные с минеральными, силиконовые с силиконовыми и безсиликоновые на основе полигликолей с аналогичными тормозными жидкостями, поэтому найдите на бутылке и внимательно прочтите наименование основы тормозной жидкости и после только добавляйте в тормозную систему.

Тормозная жидкость применяемая для тормозной системы с ABS

Для тормозных систем с ABS нет специализированных тормозных жидкостей и для них применяются стандартные жидкости с повышенными эксплутационными свойствами, то есть DOT-4 или DOT-5.1.

Требования по соблюдению мер безопасности при работе с тормозными жидкостями

Продукт хранить в плотно закрытой таре без доступа влаги.
Агрессивна по отношению к лакам, краскам и коже.
В случае контакта с кожей смыть водой.

Сроки эксплуатации и замены тормозной жидкости

Замена производится один раз в 12 или 24 месяца в соответствии с рекомендациями конструкторов. АвтоВАЗ регламентирует сроки — через два года или через 100 тыс. км пробега.

Стандарты на тормозную жидкость предназначенную для  транспортных средств.

Россия к сожалению по многим промышленным, технологическим процедурам и нормативам уже давно потеряла свой вес в мире и актуальность использования внутренних стандартов. На настоящий момент ГОСТы носят лишь рекомендательный характер, а ТУ может выпустить любой, зарегистрировать в центре стандартизации и работать по нему. В связи с этим на российском рынке тормозных жидкостей активно используется американский стандарт DOT (с англ. Department of transport), не что иное как стандарт Департамента транспорта США, о этой организации упоминалось ранее. Именно Стандарт № 116 на тормозную жидкость предназначенную для  самоходных транспортных средств является на настоящий момент наиболее популярным и востребованным при выборе тормозной жидкости.

autosecret.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *