Обгон через сплошную в 2018 году
Большинство водителей знает о том, что обгон через сплошную линию считается запрещенным приёмом. Но некоторые случаи допускают его совершение безнаказанно даже в свете российского законодательства.
Есть также и другие особенности, связанные с заездом на встречную полосу и пересечением сплошной черты. Какие бывают разновидности такой разметки, как понимать её действие, как она маркируется в своде стандартов.
Самое важное, что необходимо усвоить каждому участнику автодорожного движения, что следуя общим Правилам, можно максимально исключить все риски возникновения ДТП.
Здесь еще следует учесть, что нормы и требования в правовой сфере, а также меры наказаний для автомобилистов-нарушителей могут меняться из года в год.
Поэтому так важно присматриваться к тем обновлениям, что вносятся в ПДД (дорожные Правила) или КОАП РФ (Кодекс административно-правовых нарушений).
Что обозначает разметка
Определение назначения разметочной линии, которая рисуется сплошной – это указывать каждому водителю пределы территории полотна, которые он может использовать для перемещения по нему в свою сторону, а также, разделять потоки во избежание образования хаоса на дрогах и аварийный ситуаций.
Выезд на встречную полосу через пересечение на такую черту, или даже заезд на неё одним колесом, по указаниям ПДД и статьям Кодекса России об административно-правовых нарушениях, признают серьезным проступком автомобилиста.
Места расположения разграничительной линии сплошного исполнения на автодорожном полотне:
- по центру вдоль полотна, деля его на две части;
- вдоль полотна со сдвигом в ту или иную сторону, делая одну полосу шире, другую уже;
- барьерные линии у каждой из обочин, запрещающие выезд за пределы проезжей части.
Существуют несколько разновидностей сплошных линий:
Маркировка по ГОСТу | Тип | Пояснение |
1.1 | Одинарная | Одна сплошная разграничительная линия |
1.3 | Двойная | Две сплошные параллельные друг другу линии |
1.11 | Комбинированная | Сплошная и прерывистая идут рядом |
1.2 | Барьерная | Размещается по краям проезжей части |
1.12 | Стоп-линия | Перед пешеходным переходом |
1.16.1 – 1.16.3 | Островные | Обозначают часть дороги в виде некоего «островка» |
1.4 | Желтая | Запрет на остановку у края трассы |
1.17 | Зигзагообразная желтая | Только для остановки маршрутного автотранспорта. |
К первому варианту относят обыкновенную классическую сплошную линию белого цвета. Желтая раскраска обычно относится к разметке, которую делают временно, белая — постоянная.
И та, и другая считаются равно одинаковыми по функциональности – запрещают обе проделывать через них маневры.
Разметка четко обозначивает, где какие предусмотрены границы для едущих участников так, чтобы они не мешали друг другу.
Инфраструктура дорог бывает разной, и сдвоенная сплошная линия может быть отличающейся от двойной на другом участке. Например, бывает так, что между идущими параллельно друг другу линиями может быть придорожный газон.
Кроме того, дорога может оснащаться разными вариантами объединений разными линиями, но сплошной прорисовки.
К примеру, сдвоенная и барьерная, либо же – сдвоенная газонная, плюс – ограничитель обочин. Оба варианта являются сплошными линиями, только разными по функциям.
На схематическом рисунке ниже показано, что водитель «А» нарушает пересечение сплошной, так как по логике Правил он осуществляет действие со стороны, где начинается сплошная часть разметки.
А вот водитель «Б» не виноват в глазах полицейских потому, что он использовал участок полотна для разворота там, где с его стороны размещена прерывистая линия рядом со сплошной.
Точно также, если кто-то соберется совершать обгон – то это будет возможно сделать безнаказанно, только если на разметке будет участок с дополнительной прерывистой линией разметки по своему ходу движения. В этом случае нарушением это считаться не будет.
Барьерные линии указывают на запрет выезда на обочину дорожного полотна или съезда с проезжей части в данной зоне. Именно благодаря сплошной линии обозначается более четко ширина обочины.
На некоторых участках делают её достаточно широкой для свободного перемещения велосипедистов или пешеходов. На других же – узкой обочиной.
В любом случае совершать обгон справа или (что совсем нереально) слева, затрагивая барьерные линии – запрещается. Точно также нельзя ездить по обочине, если есть такого плана разметка.
Островки могут играть роль «постового регулировщика», указывая не только направление, но и тип езды без пересечений сплошных линий, которые предстоит встретить впереди.
Стоп-линия указывает на то, где требует автомобилисту остановиться. Обычно это участок дороги перед пешеходным переходом, оснащенным светофором, либо без наличия такового. За пределы стоп-черты нельзя заезжать ни при каких обстоятельствах.
Что говорится в новых правилах
В новом регламенте ПДД, который поправлялся летом 2017 года и действует теперь весь 2018 год, указываются случаи и места, где никогда нельзя будет пересечь сплошную линию.
Обгон через сплошную черту разметки никак не совершить, если:
- авто попадёт на регулируемый перекрёсток;
- машина выедет на нерегулируемый перекрёсток, но едет она по второстепенной дороге;
- скоро будет приближение к пешеходному переходу;
- пройдено уже расстояние более 100 м до ж/д переезда;
- движение осуществляется по мосту, эстакаде, тоннелю и другим опасным участкам;
- езда осуществляется в местах с ограниченной видимостью – путепроводы, подъемы, крутые завороты и др.;
- заезд на встречную полосу перемещения трамвая по своим путям;
- обгон завершается на сплошной разметке.
Новшества были определены 28 июня 2017 года путем издания Правительством России Постановления № 761.
Эти поправки вступили в силу 12 июля 2017 года, и они в своих пунктах определяют запреты и ограничения, связанные с движением автотранспортного средства через сплошные линии разметки.
Например, в п. 9.11 новых Правил четко говорится, что запрещено выезжать на встречную полосу, если она отделена сплошной чертой. И это несмотря на то, что обгоном считается маневр, выполняемый именно с кратковременным заездом на участок встречного потока.
В каких случаях разрешен
Исключения из общих Правил, конечно же, есть и в данном случае обгона. Только нужно понимать, что для грамотного использования таких возможностей, должны быть веские причины.
Причем они не, просто должны иметь место по обстоятельствам, но также желательно, чтобы их можно было бы легко зафиксировать придорожными аппаратами видеосъемки или фото.
Только тогда служба Госавтоинспекции не станет предъявлять никаких претензий к тому, кто осмелился пересекать запретную разметку.
В случае, если уважительную причину доказать труд но и нет документальных подтверждений того, что она была, дело все-таки доведут до суда и водителю назначат штрафы или иное наказание.
Вот несколько случаев, когда допускается пересекать сплошную разметочную линию, но только если их можно будет доказать:
- Узкое дорожное полотно, где трудно машинам совершать разъезд, но оно расчерчено сплошной разметкой.
- Разметка плохого качества, нанесенная краска истерлась и изображение утратило своё первоначальное значение.
- Сплошная черта периодические прерывается на пунктирные участки вдоль хода движения, затем, вновь приобретает свою непрерывную структуру.
- По пути следования на своей полосе образовалась помеха внезапно. Так, что автомобилисту пришлось срочно сдать левее, чтобы объехать ее, не допустим столкновения. В этом случае заезд или пересечение не прерывистой линии неизбежен.
- Водителю надо выехать со двора и попасть на проезжую часть через левый поток движения.
В первом и втором случаях, ответственность несут службы проектирования и благоустройства автодорожной инфраструктуры. Полицейские понимают такие недочеты.
Они могут, так сказать, «закрывать глаза» на пресечение норм Правил, если водитель совершил на плохо оборудованных участках дороги обгон с пересечением сплошной, либо заворот налево с наездом на черту.
Если начал на прерывистой, а закончил на сплошной
Но, чтобы понимать, о чем конкретно здесь идет речь, следует знать, из каких шагов состоит сама процедура маневрирования.
Общая схема обгона состоит из следующих этапов:
- Выезд из своей полосы.
- Заезд на встречную с целью быстрого возвращения на свой участок дороги.
- Опережение медленно едущего автотранспорта.
- Возврат на свою полосу спереди машины, которую обогнали.
Обычно выезд на «встречку» совершается в том месте, где нет сплошной разметочной полосы. Но бывает так, что водитель плохо рассчитывает расстояние до края, где начинается уже запретная разметка, либо не учитывает скоростной режим при движении своей машины.
Именно в этих случаях и происходит ошибочный наезд или пересечение линии на дороге, которая запрещает к ней вообще притрагиваться, даже одним колесом.
Наказать не могут в том случае, если:
- разметка была сделана не по ГОСТу и водитель сумеет это доказать;
- видеофиксаторы не успели снять нарушение, ведь оно по времени может занимать доли секунды;
- остановил инспектор, но доказать нарушение не может;
- была уважительная причина (препятствие не по вине водителя, к примеру).
Вообще по законодательству водитель имеет право не подписывать никаких протоколов виду того, что не согласен с мнением служащего автодорожного патруля.
Но если у дороги были запрещающие обгон знаки (напр., «3.20»), то тогда автомобилист получит справедливо наказание.
Здесь важно остановиться еще и на методах и типах оборудования видео или фотофиксации правонарушений, которые используются службой ГИБДД или даже самими водителями.
Сегодня используются следующие варианты фиксации:
- Видеорегистраторы, установленные в машинах участников движения.
- Мобильные установки комплексного типа, которые используются Госавтоинспекцией.
- Стационарные установки – камеры моделей «КРИС 1», «АРЕНА» и некоторые немецкие и белорусские экземпляры.
Оборудование после снятия происходящего на участке дороги в своем диапазоне видения после этого передаёт цифровую информацию на специализированный центр, где эта информация обрабатывается.
На её базе уже будут формироваться материалы, доказательства нарушений с указанием номеров машин. Оформляются постановления со штрафами и отсылаются обычной Почтой России по адресам автовладельцев.
Модели видеорегистрационнного и фиксационного оборудования постоянно обновляются и улучшаются.
Маневр с тихоходным транспортным средством
Низкая скорость движения впереди движущегося автотранспорта – это проблема для многих автомобилистов, которые следуют за ним.
На основании п.11.6 Главы 11 Правил, если есть сплошная полоса, то ни в коем случае нельзя делать обгон медленно едущей машины с выездом на встречную часть дороги.
Тихоходными называют автотехнику следующего типа:
- тракторы;
- асфальтоукладочные;
- снегоуборочные;
- мойщики;
- старые маломощные авто;
- груженые грузовики;
- специализированный пассажирский транспорт и прочие.
Скорость менее 30 км/ч считается уже низкой для нормального ритма общего автодорожного потока. На тихоходной машине обычно существует наклейка на заднем стекле, гласящая: «Тихоходное транспортное средство».
Обгон через двойную сплошную
Еще одним запретным разделителем полотна является двойная сплошная линия. Её автодорожные службы наносят обычно в тех местах, где присутствуют широкие дороги с 4-мя и полосами потоков.
Контроль над соблюдением правила не пересечения осуществляется организация ГИБДД. По государственному стандарту кодировка в маркировании этой разметки имеет обозначение – «1.3» (ГОСТ Р 52289-2004, Приложение №2).
Обгонять впереди едущие машины с заездом на встречную полосу через такие линии – запрещено.
Единственный случай, когда службы ДПС (дорожного патруля) могут проигнорировать допущенное нарушение – это когда водителю нельзя было никак объехать справа возникшее неожиданно препятствие на пути следования.
Поэтому ему пришлось это делать через левую сторону, где как раз может располагаться двойная разметка.
Но и здесь нужно понимать, что такое мероприятие обязательно следует зафиксировать на видео или фотооборудование.
Если не было придорожных камер на том участке, тогда следует воспользоваться видеорегистраторов автомобиля. Это сильно поможет исключить неприятность несения наказания в виде лишения права управлять авто, либо денежного взыскания.
На пешеходном переходе
До 2014 года разрешалось обгонять автомобили через пешеходный переход в том случае, если на нем не было людей.
Но позднее такие допущения прекратили своё действие и теперь маневр нельзя совершать через данный участок пути, даже, если он совершенно свободен. Такие изменения в законодательстве возникли из-за участившихся случаев наездов на пешеходов.
Вот поэтому теперь перед «зеброй» такого участка по ходу движения автотранспортного средства могут нарисовать сплошную линию с переходом в поперечную – линию стоп разметки, указывающую на то, что водитель обязан притормозить до начала разметки «зебры». Об обгоне в данном случае и речи не может быть.
Штрафы или лишение прав за нарушения правил
Все нарушения, которые могли бы быть произведены обгонщиком в неположенных для этого местах автотрассы, описаны в Правилах. Но вот наказание за это указывается в другом законе – Кодексе.
Для тех, кто пересекает неоправданно сплошную линию, ответственность предусмотрена в ст. 12.15 КОАП РФ.
Случаи нарушений обычно здесь затрагиваются следующие:
- Неверное расположение автотранспортного средства на проезжей части.
- Неправильно сделанный разъезд машин.
- Съезд на обочину при обгоне, либо движение по ней.
- Езда поперек колонны, неправильно занятое в ней местоположение.
- Не предоставление свободного пути проезда тем, кто обгоняет по Правилам.
- Заезда на велодорожки через сплошную, либо тротуару.
- Попадание на трамвайные пути встречного потока, либо на встречную полосу, переезжая сплошной ограничитель.
Типы ответственности, предусмотренные законом:
- денежное взыскание в национальной валюте;
- отстранение от езды на транспортном средстве на определенное время.
Рассмотрим размеры наказаний для тех, кто проигнорировал нахождение сплошной разметки на дорожном полотне:
Статья и пункты КоАП | Нарушение | Наказание | |
Штраф | Срок лишения прав | ||
Часть 4 ст. 12.15 | Пересечение с выездом на встречный поток движения | 5000 | 4 мес. |
Часть 2 ст. 12.16 | Разворот, поворот на сплошную с её дальнейшим пересечением | 1000-1500 | — |
Часть 5 ст. 12.15 | Вторичное нарушение – езда поперек разметки | 5000 | 12 мес. |
Как уже видно из табличных данных, не во всех случаях назначается отстранение от права управлять автотранспортным средством после проделанных нарушений Правил. Существует также практика наказания тех, кто не платит штрафы ГИБДД.
Если нарушитель не погасит счет, выставленный государством, в течение 60 дней, то размер санкции увеличивается в 2 раза. Кроме того, еще назначат дополнительно арест должника на 15 суток.
Но есть и своя система поощрений – скидка добросовестным плательщикам штрафов. Оплата санкций в течение первых 20 дней после вынесения судебного решения даёт право получить 50% скидки.
Однако это не распространяется на тех автомобилистов, кто был пьян за рулем, когда совершал обгон с пересечением сплошной линии. Когда бы такой водитель не оплачивал штраф, ему послабления не полагаются.
Конкретный размер ответственности, которая вменяется для автомобилиста-нарушителя, определяет в конечном итоге судья после того, как ему направят все документы по делу сотрудники службы ГАИ.
Суд на основании представленной доказательной базы, свода законов и степени вины водителя, определяет размер наказания.
На основании вынесенного решения судебной инстанцией, автомобилисту придется оплатить в указанный срок штраф и прекратить управлять авто в течение времени, указанного в судебном постановлении.
Какими бы ни были поправки в законах, сплошная черта – это своего рода, табу для всех водителей. Она для того и существует, чтобы указывать разграничение территории, где можно ездить, а где нельзя.
И лишь только при затруднительных обстоятельствах, могущих классифицироваться как уважительная причина, на короткое время можно пересечь такую разметку.
Но и здесь требуется для водителя подключать предельное внимание и смотреть, не будет ли он создавать помех для встречных машин.
Ведь каждый участник заинтересован в том, чтобы максимально обезопасить себя, прежде всего, от аварийного столкновения.
Видео: Могут ли лишить прав, если вы только завершили обгон через сплошную
avtopravozashita.ru
Начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной. Спорная ситуация на дороге
Автомобильное движение в крупных городах с каждым годом становится всё интенсивнее, а сотрудники ДПС всё хитрее, придумывая новые способы отъёма денег у населения. Очень часто, как правило, в проблемном месте, водитель сталкивается с ситуацией, когда он начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной линии разметки, и сам того не заметил. Либо заметил, но уже слишком поздно. В этот момент вверх взлетает полосатый жезл, и человек в форме приказывает вам в срочном порядке остановиться у обочины. Ну а далее уже дело техники.
Требуйте видеозапись
Но не спешите расставаться со своими купюрами. Прежде всего, попросите инспектора показать вам видеозапись вашего нарушения. Помните, что в суде принимаются лишь веские и чёткие доказательства вашей вины. Фразы, типа «Я зафиксировал ваше нарушение визуально», «Я всё видел своими глазами» и тому подобные отсекайте сразу на корню. Нет видеозаписи — нет доказательств. А значит — вы невиновны.
Любая спорная ситуация, согласно презумпции невиновности, описанной в Конституции РФ, всегда трактуется в пользу обвиняемого. И любой судья в любом суде даже не будет рассматривать ваше дело, если нет видеоматериалов, подтверждающих вашу вину.
Не согласен
Бывает так, что инспектор попадается слишком упорный, либо видит в вас слабину и хочет надавить посильнее (они же все психологи, прекрасно видят по поведению человека, в чём он виноват, и виноват ли он вообще). Видеозаписи нет, либо вам ее не показывают, но настойчиво предлагают подписать протокол. При этом сотрудник не теряет с вами зрительного контакта «глаза-глаза», ожидая от вас предложений по «разрешению ситуации на месте».
Ни в коем случае не идите на поводу. Берите ручку, но прежде чем ставить подписи, в примечаниях или на полях пишите: «С протоколом не согласен. Обгон не совершал. Видео доказательства отсутствуют, Инспектор (фамилия такая-то, номер значка такой-то, управление УГИБДД такое-то) отказывается представлять доказательства вменяемого мне нарушения. Прошу перенести процесс судебного разбирательства по месту моего жительства (регистрации, пребывания)». После такого поворота событий вас, в большинстве случаев, просто отпустят.
Ваша подпись
Завершение обгона через сплошную линию разметки, это, конечно же, нарушение ПДД, но и вам следует быть настойчивее в отстаивании своих прав. Почему нельзя ставить подписи до внесения примечаний? У вас банально могут вырвать протокол из рук до фиксирования вами ваших пояснений, и шантаж пойдёт уже совершенно на другом уровне. А протокол вы уже подписали.
Во-вторых, после того, как вас отпустили, вы можете быть уверенными, что этот протокол порвут и выкинут. С вашими комментариями, но без подписи он не действителен. Вот если бы вы просто его не подписали, тогда да. Суд рассмотрит это, как несоблюдение вами процедуры фиксации административного правонарушения (хотя вы и имеете конституционное право ничего не подписывать). Ведь по закону полицейский обязан вам объяснить содержание протокола, ознакомить вас с вашими правами, а вы, своей подписью, удостоверяете, что поняли смысл сказанного, либо вы должны потребовать объяснений заново, пока не проясните для себя все моменты.
Но подпись на протокол всё же лучше поставить. Иначе в суде это будет минус в вашу сторону.
Успели снять
Но что делать, если машина ДПС шла вам навстречу, либо стояла на обочине, и полицейские сумели зафиксировать ваше правонарушение на видеокамеру (или видеорегистратор). Попросите их показать вам съёмку.
Современный комплекс видеофиксации, установленный в машинах оперативных служб, позволяет чётко фиксировать нарушения даже в тёмное время суток или в пределах плохой видимости с расстояний более пяти сотен метров. Более того, такие системы неразрывно связаны со спутниковой системой ГЛОНАСС, позволяющей определить местоположение камеры и нарушителя с точностью до нескольких сантиметров.
Поэтому, если водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной и при этом оказался в прямой видимости объектива, то даже с большого расстояния это правонарушение будет зафиксировано с точностью, достаточной для признания судом его вины.
Без паники
Но вот вам показали видео. Как правило, это происходит уже в автомобиле ДПС. Там вы чётко увидели, как ваш автомобиль пересекает сплошную линию разметки. Если это не двойная сплошная (что практически равно лишению), то за свои права можно побороться, и, даже по признанию вас виновным, отделаться лишь штрафом.
Не дождавшись от вас дельных предложений, сотрудник, как правило, начинает оформлять протокол, куда он впишет номер видеорегистратора, сертификата о его последней поверке, тип и номер цифрового носителя информации с вашим правонарушением и т.д. На практике это занимает минут двадцать-тридцать, и всё это время вам не обязательно находиться в машине ДПС, да и не нужно. Расчехляйте смартфон либо фотоаппарат и отправляйтесь фотографировать.
Всё фотографируем
Фотографировать нужно всё: разметку, состояние дорожного полотна, место остановки автомобиля ДПС (про это мы ещё поговорим). Если было совершено экстренное торможение — сфотографируйте следы от покрышек. Сделайте панорамную фотографию с нескольких точек обзора. Если ваш смартфон не позволяет делать панорамные снимки, сфотографируйте участки дороги, дорожную обстановку с нескольких ракурсов. Чем больше фотографий — тем лучше. Найдите знак 3.20 «Обгон запрещён». Сделайте его фотоснимок на фоне разметки. Начинается ли сплошная разметка от места установки этого знака? Если нет — зафиксируйте этот момент.
Разметка по ГОСТ
Для чего это необходимо? Завершение обгона через сплошную линию разметки 1.1 — это, как говорят врачи, ещё не диагноз. Насколько корректно нанесена разметка? Совпадают ли параметры нанесения дорожной разметки с существующим национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289–2004? Согласно этому документу, прерывистая разметка 1.5, до того как перейти в сплошную 1.1 или 1.11, должна быть заменена разметкой 1.6, прерывистой линией, с длиной штрихов в 3 раза превышающих промежуток между ними (согласно ПДД РФ, Дорожная разметка и её характеристики, п.1 Горизонтальная разметка).А в ГОСТ указано и минимальное расстояние нанесения этой разметки до её смены на сплошную (100 метров за городом и 50 метров в населённом пункте).
Если водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной линии 1.1, но при этом разметка 1.6 отсутствует, либо длина её штрихов не соответствует установленным в ПДД либо расстояние её нанесения меньше минимального значения по ГОСТ — суд примет сторону автолюбителя. Однако эти нарушения необходимо грамотно зафиксировать, и подтвердить как можно большим количеством фотографий.
Измеряем штрихи
Измерьте длину штрихов на разметке 1.6. Измерьте расстояния между ними. Рулетку можно попросить у сотрудников ДПС. Зафиксируйте результат фотографией (фотографируйте вместе с рулеткой). Замерьте расстояние, на которое нанесена разметка 1.6.
Для этого не обязательно мерить её по всей длине. У вас уже есть длина штриха и длина промежутка. Посчитайте количество тех и других и умножьте на значение их длины. Занесите все измерения в протокол, в раздел комментарий водителя или в примечания. В крайнем случае — отразите их на полях документа.
В протоколе также допишите, что «в связи с тем, что разметка нанесена не по ГОСТ Р 52289-2004, у меня не было возможности безопасно завершить манёвр». При этом помните, что разметка 1.6 не может перейти в 1.3 (двойная сплошная), а она сама не может быть нанесена на дорогах, имеющих для движения три полосы и менее (то есть на дорогах по одной полосе для движения в каждую сторону).
Нарушил ли инспектор?
Теперь вам надо сделать привязку места нарушения ПДД к существующей местности. Найдите ближайший километровый столбик и шагами отсчитайте от него расстояние до автомобиля ДПС, до места, где вы начали обгон автомобиля, и до места, где остановили ваш автомобиль. Зафиксируйте все результаты вычислений в протоколе.
Теперь об автомобиле ДПС. Если вас остановили за пределами населённого пункта, то стоять он имеет право только по направлению движения. Если он стоит на вашей стороне, и повернут лобовым стеклом к вам, сделайте подтверждающие фотографии с разных ракурсов, а в протоколе отобразите, что «машина ДПС, установленная на стоянку в нарушение ПДД пункта 12.1, ввёла меня в заблуждение, вследствие чего у меня не было возможности безопасно завершить манёвр».
Ваши комментарии
В самом протоколе не пишите «я нарушил» или «я не соблюдал ПДД», а также похожие фразы. Не стоит также указывать, согласны ли вы с нарушением или нет. Решение в любом случае будет принимать судья, а не вы.
Если есть следы юза, не забудьте упомянуть о том, что вы совершили экстренное торможение (помеха, не пустили обратно в ряд, избегали столкновения с выезжающим из двора автомобилем или уходили от лобового), вследствие чего у вас не было возможности безопасно завершить свой манёвр.
Если инспектор ДПС не даёт вам возможности занести любые ваши комментарии в протокол — звоните в службу доверия ГИБДД. В московском регионе её телефон: 8 (495) 694-9229. Региональные номера должны быть указаны на дверях автомобиля ДПС.
Не смог вернуться
Что делать водителю, если он начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной, но при этом вся разметка нанесена без нарушений? В этом случае вам придётся доказывать в суде, что у вас не было возможности вовремя вернуться в свой ряд без создания аварийной ситуации на дороге.
Согласно КоАП, любой человек может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, если судом будет выявлено, что у него была возможность соблюдения всех установленных Кодексом норм и правил, однако им не были приняты к действию все меры по их соблюдению. Иными словами, вам нужно будет доказать, что вы использовали все попытки и возможности вернуться обратно в свой ряд, но безопасно это сделать у вас бы не получилось.
Можно упирать на то, что вас кто-то не пустил обратно в свой ряд, а это уже попадает под «опасное вождение» для того, кто вас не пускал. Лучше ещё добавить, что для безопасного завершения манёвра вам бы пришлось существенно увеличить скорость обгона или применить экстренное торможение, что намного опаснее той ситуации, при которой вы завершили обгон, вынужденно, пересёкши сплошную линию разметки.
Знаки
Как известно, знаки, особенно установленные на временной штанге, имеют приоритет перед дорожной разметкой. И многие недобросовестные полисмены этим пользуются, выставив его в неприметном месте, и собирая дань с тех, кто вынужденно «нарушил» правила.
В этом случае закон также на вашей стороне. Вы можете просто не увидеть этот знак, если его, например, закрыла листва или, обгоняемый вам грузовик. Более того, знак 3.20 «Обгон запрещён» подразумевает под собой запрет на начало осуществления манёвра по обгону, а никак не его процесс или завершение. Поэтому если вы уже на встречной полосе, разметка прерывистая, и тут вы проезжаете знак 3.20, вам законно разрешено продолжить обгон, и, убедившись в безопасности манёвра, спокойно вернуться на свою полосу.
Следует помнить также о том, что отбирать права на месте у вас никто не имеет право. Инспектора обязаны выписать вам протокол, отправить доказательства в суд, а вас отпустить. И не забывайте о том, что обгон на дороге и опережение впередиидущего автомобиля — это совершенно разные манёвры.
fb.ru
Завершение обгона через сплошную. Теория.
Всем известная ситуация при движении по узкой дороге за транспортным средством с более медленной скоростью. Выбор момента для начала совершения обгона очень не простой, а если дорога еще и извилистая, то найти участок на котором разрешен обгон еще сложнее.
И вот наконец виднеется знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона», мы начинаем искать «пробел» во встречном потоке, находим, и начинаем обгон. И все бы хорошо, но во время обгона перед нами прерывистая линия «удлиняется» и в конце концов превращается в сплошную. В итоге для завершения обгона нам приходится пересекать сплошную линию разметки.
С 12 июля 2017 года в связи с изменениями ПДД движение слева от сплошной линии разметки по встречной полосе прямо запрещено новым пунктом 9.1.1 Правил дорожного движения. Продолжать обгон при появлении сплошной запрещено.
Организация дорожного движения
Рассмотрим организацию дорожного движения на проезжей части данного участка:
- Дорожная разметка 1.5
- Дорожная разметка 1.6
- Дорожная разметка 1.1
1.5 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
1.6 — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;
1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.
Линии 1.2.2, 1.5-1.8 пересекать разрешается с любой стороны.
Таким образом прямого запрета совершать обгон на данном участке нет, есть только запрет пересечения сплошной линии разметки, а пересечение не обязательно связанно с обгоном (это может быть объезд препятствия, поворот, разворот, то есть маневры никак не связанные с обгоном). И функция сплошной линии в данном случае никак не запрет обгона, а разделение транспортных потоков противоположных направлений.
Совершение обгона
Теперь детально разберем маневр, совершаемый на данном участке.
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Из определения мы видим, что маневр обгон состоит из трех этапов:
- Выезд из занимаемой полосы на встречную полосу (Начало обгона)
- Опережение (Фактический обгон)
- Возврат в полосу попутного направления (Завершение обгона)
Маневр на иллюстрации полностью подходит под определение «Обгон»
Проверим наш маневр на соответствие требованиям Правил дорожного движения, мы выяснили, что обгон на данном участке не запрещен
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
Требование выполнено.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Требования выполнены.
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Нарушения данных требований нет.
То есть в нашей ситуации правила обгона не нарушены, однако для завершения обгона мы вынуждены пересечь сплошную линию, так как в противном случае придется двигаться по встречной полосе до окончания сплошной линии разметки. Это опасно и не разумно.
Вот так выглядит теоретическая часть данного маневра — обгон разрешен, но завершение обгона происходит вынуждено через сплошную линию с нарушением Правил дорожного движения.
Еще раз хочу обратить внимание, что требования разметки однозначны — сплошную линию 1.1 пересекать запрещается, прерывистые линии 1.5 и 1.6 пересекать разрешается.
Сплошная линия 1.1 в данном случае разделяет транспортные потоки, она не запрещает обгон, она прямо не запрещает движение по встречной полосе, нет требования, чтобы транспортное средство находилось справа от нее, но водитель знает, что выезд на встречную полосу на этом участке дороге запрещен.
Прерывистая линия 1.6 предупреждает о приближении к сплошной линии, никаких прямых требований к водителю разметкой 1.6 не предъявляется.
Важно! Данный материал отражает только теоретическую часть и указывает на недоработку Правил дорожного движения. На практике завершение обгона через сплошную линию запрещено равно, как и движение по встречной полосе на участке дороги со сплошной линией разметки, расположенной по середине проезжей части.
Никогда не продолжайте обгон, и тем более не начинайте, если началась разметка 1.6, а примите все меры, чтобы вернуться в свою полосу до начала участка со сплошной линией 1.1. В противном случае вы будете привлечены к ответственности по части 4 статьи 12.15 в виде лишения права управления.
Дорог вам без препятствий!
ruspdd.ru
Что делать, если обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной? | Авто-мото
Предположим, что произошло самое страшное: вы все-таки не успели завершить маневр на прерывистой и, закончив его уже на сплошной и вернувшись на свою полосу, были остановлены сотрудником ДПС.
Итак, вам вменяется нарушение Правил дорожного движения, влекущее за собой, согласно статьи 12.15 часть 4, лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спешите что-либо подписывать и давать объяснения — пусть инспектор составляет бумаги, которые он считает нужным составить, а вы займитесь изучением дорожной обстановки. Это важно сделать сразу, особенно в случае нарушения на трассе, поскольку в противном случае вам придется возвращаться на это место, а оно может находиться от вашего места проживания очень и очень далеко.
Важно сразу же зафиксировать ситуацию на камеруФото: pixabay.com
Во-первых, сделайте фотографии данного участка. Фотографии на мобильный телефон вполне достаточно. В поле зрения объектива камеры должно попасть все: дорога, разметка, знаки, автомобиль ДПС, ваш автомобиль. Возьмите себе за правило — все фотографировать. Не забудьте сделать фотографию, на которой начало сплошной линии разметки будет дублироваться знаком 3.20 «Обгон запрещен».
Во-вторых, разметке 1.1 (сплошная) всегда предшествует разметка 1.6, расположенная между 1.1. и 1.5 (прерывистая) и указывающая на то, что скоро и начнется та самая сплошная. На основании ГОСТ 52289–2004 между «прерывистой» (1.5) и «сплошной» (1.1) линиями разметки вне населенного пункта должно быть не менее 100 метров разметки «приближение к сплошной линии» (1.6), а в населенном пункте — 50 метров.
Разумеется, с рулеткой ходить не нужно. Чтобы вычислить протяженность, достаточно измерить две величины: длину одной линии 1.6 и расстояние между линиями.
Далее достаточно сложить получившиеся расстояния и получить протяженность разметки 1.6. Если она менее 100 или 50 метров соответственно, то это основание для четкого и однозначного утверждения: нарушение требований ГОСТ — соответственно, на невозможность завершить начатый маневр. Согласно ПДД, вы, оценив обстановку, начали безопасный маневр и были намерены его завершить, однако нарушение ПДД оказалось вынужденной мерой.
В-третьих, четко установите место совершения вменяемого правонарушения и, соответственно, место нанесения разметки. Найдите ближайший километровый столбик и шагами определите, какая разметка на каком участке — ведь инспектор в существе нарушения не будет указывать, что вы начали обгон на разрешенном участке и закончили в месте, где это запрещено ПДД. В протоколе вы увидите банальную фразу: «Совершил обгон с выездом на полосу встречного движения».
В-четвертых, в протоколе не указывайте, согласны вы с нарушением или нет. Не пишите, как вы заехали на сплошную и сколько ехали по встречной, а отразите все произведенные вами замеры и укажите о наличии фотографий.
На все необходимые процедуры потребуется 20 минут
Фото: pixabay.com
На первый взгляд, для выполнения этих четырех советов нужно много времени и сил, но это не так. Все это займет от силы 20 минут. Согласно практике, такое рвение водителя говорит о его юридической грамотности, что само по себе — редкость, поэтому многие инспекторы предпочитают с такими не связываться и отпускают со словами «Больше не нарушай». Помимо 20 дополнительно потраченных минут, это позволит вам сохранить свое водительское удостоверение.
Но что делать, если все соответствует ГОСТ и придраться просто не к чему? В данном случае на основании ст. 2.1 КоАП
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Все, что вы могли сделать для возврата на свою полосу, это применить экстренное торможение и, в худшем случае, вклиниться, допустим, в идущую колонну автомобилей, чем создали бы аварийную ситуацию и общественную опасность. Поэтому в протоколе об административном правонарушении вы можете сделать запись о том, что вы не согласны с вменяемым нарушением, без объяснения всей ситуации.
Обгон запрещен
Фото: pixabay.com
По статье 12.15.4 КоАП вас также могут привлечь, если вы завершили маневр обгона в зоне действия дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен». Позиция защиты в таком случае будет идентичной описанной выше, за исключением одного дополнительного нюанса.
Знак 3.20 запрещает обгон всех транспортных средств, но подразумевает под собой начало совершения такого маневра, а не его процесс или завершение.
Тем более что знак 3.20 может быть попросту не виден, например, из-за грузового автомобиля, обгон которого производился.
Перед совершением маневра всегда убедитесь в его безопасности и невозможности трактования сотрудниками ГИБДД в свою пользу. Удачного вождения!
Что еще почитать по теме?
Обгон или опережение? За что и как лишают прав
Какие существуют доказательства нарушения ПДД? Схема правонарушения
Как в ГИБДД вымогают взятку с помощью фотошопа и что нужно делать в такой ситуации?
shkolazhizni.ru
Завершение обгона через сплошную | AVTONAUKA.RU
Во время осуществления обгона нередко образуются ситуации, когда возвращение обгоняющего автомобиля на свою полосу по завершении обгона происходит через сплошную линию разметки 1.1. Автомобиль может пересечь сплошную линию как всеми колесами, так и только двумя левыми из них.
Собственно, к этой теме и относятся вопросы читателей.
Вопрос: при обгоне пересек прерывистую линию, заканчивая обгон, переехал сплошную разделительную линию. Будет ли нарушением или нет возврат в свою полосу через сплошную линию разметки.
Другой вопрос: Если при завершении обгона немного «зацепить» сплошную левыми колесами, то будет ли это являться нарушением – так называемый выезд на «встречку»?
Ответ.
Завершение обгона через сплошную линию разметки однозначно расценивается как нарушение ПДД, за которое может определяться наказание или в виде лишения прав за выезд на встречную полосу, или в виде штрафа за пересечение сплошной линии дорожной разметки. Все зависит от конкретных обстоятельств на дроге.
Нередки случаи, когда водитель на такое нарушение идет умышленно. Т.е. сплошная линия – это не препятствие, можно переехать. А дальше – если не пойман, значит, не виновен. Этот вопрос не рассматриваем.
По разным причинам завершение обгона через сплошную линию происходит вынужденно, т.е. сам водитель этого не хотел, но обстоятельства его вынудили. Например, обгоняемый мог не сбавить скорость, он, в общем-то, не обязан этого делать, но с точки зрения безопасности и водительской солидарности мог бы и сбавить ход, тем более, если видит впереди линию приближения (разметка 1.6 – удлиненная прерывистая).
Т.е. он (обгоняемый), видя эту «картину», понимает, что сейчас обгоняющий его водитель может «попасть» за нарушение обгона, и специально не сбавляет ход, вынуждая того завершить обгон через сплошную. Бывает.
Но бывает, что и сам обгоняющий изначально не может рассчитать «точку возврата» на свою полосу. Возможно, обогнав одного, ему захочется обогнать еще одну транспортную единицу, и он продолжает ехать по встречной половине проезжей части, потому что она свободна. Далее, что-то его задерживает, и он возвращается на свою полосу (завершает обгон) через сплошную линию 1.1.
Как видит со стороны подобную ситуацию инспектор. Факт пересечения сплошной линии разметки есть? – да, есть. Наверняка у инспектора есть и видеозапись, на которой запечатлен процесс пересечения сплошной после обгона.
В любом случае водителю придется доказывать сначала инспектору, а затем, возможно и в суде, что факт его проезда по участку встречной полосы по завершении обгона, являлся вынужденной мерой, или, как еще говорят, мерой крайней необходимости.
Именно вынужденной, потому что это сделано не по злому умыслу, а в целях безопасности, учитывая скорость обгоняемого, чтобы избежать «подрезания», избежать аварии, в общем, не было возможности безопасно вернуться на свою полосу ранее.
Если инспектор на месте не может определить степень вины водителя, то определять наказание будет суд. Ну а суд принимает к рассмотрению только факты. Поэтому, если видите, что свою невиновность придется доказывать в суде, т.е. суд неизбежен, следует позаботиться о доказательствах в свое оправдание.
Бывает и так, что сплошная линия во время обгона не пересекается вовсе, т.е. водитель выезжает для обгона через прерывистую линию 1.5, проезжает участок со сплошной разметкой 1.1 по встречной полосе, и возвращается на свою полосу также через прерывистую разметку 1.5. Т.е. нарушения сплошной разметки в данном случае, как бы, не происходит. Но возникает вопрос: являются ли такой маневр нарушением правил обгона?
Ответ – да, является, поскольку данный факт является 100%-ым проездом по встречной полосе в запрещенном для этого случае. Сплошной линией разметки 1.1 выделяется участок дороги, на котором выезд на встречную полосу запрещен.
Навигация по серии статейОбгон «паровозиком» >>avtonauka.ru