При торможении автомобиля – Правильное торможение автомобиля

Содержание

Правильное торможение автомобиля

От умения водителя правильно снижать скорость автомобиля во многом зависит дорожная ситуация. Если он будет неправильно действовать органами управления, когда необходимо снизить скорость движения или затормозить, то ситуация на дороге будет ухудшаться для всех участников и может произойти столкновение. Чтобы быть готовым к самым неожиданным изменениям обстановки на дороге, следует освоить и закрепить навыки всех возможных вариантов торможения автомобиля в различных условиях состояния дорожного покрытия. Лучше всего навыки отрабатывать на полигоне или пустой площадке.

Виды торможения машины

data-full-width-responsive=»true»>

Различают два основных вида торможения машины в различных ситуациях – штатное и экстренное. Под штатным торможением понимается плавное уменьшение скорости автомобиля в стандартных и ожидаемых дорожных ситуациях. Несмотря на отсутствие неожиданностей, его нужно выполнять без всякого пижонства, нажимать на педаль всей стопой, а не пяткой или носком. Это гарантирует надёжное и уверенное движение педали без соскальзывания и остановок. При этом свод стопы обладает большей чувствительностью, чем пятка или носок, необходимой для ощущения обратной реакции педали. Кроме того, выработанная привычка способствует развитию автоматизма движений ноги при работе с педалью тормоза. Давление ноги нужно увеличивать плавно. Резкий и сильный пинок в педаль тормоза может привести к блокировке колёс.

Экстренное торможение производится в нештатной ситуации, которое возникает внезапно для водителя, характеризуется коротким промежутком времени и требует быстрого принятия решения. Оно может производиться разными способами по интенсивности – плавно, резко, прерывисто, ступенчато. Инстинктивная реакция организма, выраженная в резком давлении на педаль от испуга при возникновении неожиданной ситуации на дороге, является вредным фактором, который приводит к длинному пути торможения или заносу. Нужно, в первую очередь, научиться удерживаться от такого непроизвольного движения. Большинству женщин и некоторым мужчинам также присуще свойство путать педали тормоза и газа от испуга.

Плавное нажатие на педаль тормоза позволяет достичь наименьшего значения тормозного пути, которое зависит не только от способа торможения, но и других факторов:

  1. состояния и характера дорожного покрытия;
  2. скорости движения до начала торможения;
  3. времени срабатывания тормозной системы автомобиля;
  4. состояния и типа покрышек.

При изготовлении автомобилей на заводе проводится тестирование эффективности действия системы торможения. Она определяется как быстрота падения скорости при нажатии на педаль тормоза. Этот показатель автомобиля учитывается при проведении подсчёта тормозного пути на месте столкновения автомашин для оценки действия водителей.

Как происходит торможение автомобиля

Зависимость тормозного пути от скорости автомобиля

Давление, прикладываемое ногой к педали тормоза, усиливается гидравлическими цилиндрами и передаётся на колодки, которые, выдвигаясь, сжимают тормозные диски или барабаны, замедляя вращение колёс за счёт трения. При достижении определённой силы сжатия происходит полная блокировка колёс, и они перестают вращаться. Под действием силы инерции шины начинают проскальзывать по дорожному полотну, оставляя на нём тормозной след. При истирании покрышки под ним образуются резиновые катышки, которые как ролики увеличивают почти в 2 раза тормозной путь машины.

Таким образом, для эффективного торможения нельзя допускать полной блокировки колёс. При ускоренном торможении важно в момент начала проскальзывания отпустить педаль, чтобы колёса провернулись, а затем снова нажать на неё. Таким ступенчатым способом можно достичь минимального тормозного пути и при этом не потерять управления. При торможении по закону механики основная нагрузка инерции ложится на передние колёса. Сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, и они блокируются раньше передних.

Видео: Торможение автомобиля

Следовательно, водитель при нажатии на педаль тормоза должен ориентироваться на то, как себя ведут задние колёса. Разный износ или разный рисунок протекторов на них может привести к появлению боковых сил, под действием которых начинается занос задней части машины. В таком случае следует отпустить тормоз и, поворачивая плавно руль в сторону заноса, выровнять направление движения машины. Для водителя важно эти навыки управления отработать и приобрести ещё на этапе обучения вождению, чтобы на практике они усовершенствовались до автоматизма и не вызывали растерянности в случае необходимости.

Более легко поддаётся освоению прерывистый способ торможения, хотя по своей эффективности он уступает ступенчатому методу. Его смысл заключается в периодическом нажимании и отпускании педали тормоза с определённой частотой. Чем быстрее нужно остановиться, тем больше частота нажиманий. Исполняя этот способ торможения, нужно приготовиться к движению рывками, удерживать корпус и гасить рывки его наклонами. При этом способе затормаживания заноса машины обычно не возникает.

При движении по извилистой дороге, чтобы машину не заносило на поворотах, и она не создавала помех для других автомобилей, нужно перед поворотами заранее снижать скорость ещё до того, как начали поворачивать руль. На закруглениях дорог машина должна не тормозиться, а двигаться с постоянной скоростью, достаточной для уверенного сцепления шин с полотном дороги. В этом случае машину не занесёт, и она не врежется во встречный автомобиль или дорожное ограждение.

При движении по скользкой дороге в гололёд или на заснеженной трассе применяется способ торможения автомобиля двигателем. Смысл его заключается в постепенном уменьшении скорости движения за счёт понижения передачи и слабого нажатия на педаль тормоза, не выключая сцепления. При переключении передачи сцеплением нужно управлять плавно, чтобы избежать рывков, приводящих к проскальзыванию шин и потере управления.

Всегда перед тем, как начинать торможение, следует убедиться в наличии достаточного места для выполнения манёвра. Для привлечения внимания идущего сзади транспортного средства можно несколько раз слегка нажать на тормоз, чтобы замигали задние красные огни. Резкие торможения противопоказаны автомобилю, так как приводят к повышенному износу протекторов, тормозных колодок, трансмиссии, элементов подвески, большому расходу топлива. Повышается риск прокола или разрыва шины, что может привести к потере управляемости.

Видео: Как правильно тормозить.Виды и способы торможения на механической коробке передач.

Почему свистит автомобиль при затормаживании

Причиной появления свиста или скрипа при торможении может быть:

  • некачественные или изношенные тормозные колодки, которые следует заменить;
  • попадание посторонних предметов на поверхность колодок;
  • попадание воды на барабан или диски, которая удаляется после нескольких интенсивных торможений на пустой дороге;
  • иногда визжат тормоза при несовместимости материала фрикционной накладки с материалом диска или барабана. Чтобы избежать этого, следует использовать колодки только фирменного образца.

Неприятный звук сам по себе не ухудшает эффективность торможения автомобиля за исключением, когда он является следствием изношенности колодок, но доставляет дискомфорт и может послужить причиной несвоевременного принятия решения о начале затормаживания, что отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения.

avtomotoprof.ru

Что нужно знать про правильное торможение машины

Тормоза в автомобиле предназначены для замедления и остановки. Большинство водителей привыкли пользоваться тормозами просто – чем сильнее нажимаешь на педаль, тем сильнее тормозишь. Вместе с тем, более глубокое умение пользоваться тормозами может спасти от многих неприятных ситуаций на дороге и не только в плане предотвращения аварий, для сохранения целостности автомобиля, а самое главное для сохранения жизни и здоровья водителя и пассажиров.

Для начала стоит разобраться, какими тормозами оборудованы автомобили, которые ездят по современным дорогам. По типу конструкции, тормоза могут быть дисковыми и барабанными. В давние времена существовала также конструкция ленточного тормоза, однако ее применение на современных автомобилях в качестве тормозного механизма, замедляющего автомобиль, не встречается. Однако такой тормоз используется в иных областях техники, в том числе, автомобильной. Например, ленточный тормоз используется на многих российских внедорожных грузовых автомобилях в качестве устройства для предотвращения самопроизвольного разматывания механической лебедки. Но вернемся к обычным автомобильным тормозам.

Восемь преимуществ дисковых тормозов перед барабанными

Барабанные тормоза обычно ставят на заднюю ось автомобилей недорогих моделей. Этот тип тормоза способен создавать значительное тормозное усилие при очень небольших размерах, что дает ему преимущество в стоимости. Однако такие механизмы срабатывают достаточно резко, а тормозные усилия в них возникают с определенной разницей, как по времени, так и по величине усилия. Поэтому применение их на передней оси можно встретить крайне редко. Обычно такие тормоза на передней оси встречаются на грузовых автомобилях. Из легковых автомобилей с такими тормозами на передней оси можно найти разве что некоторые УАЗы до 2003 — 2005 годов выпуска.

Дисковые тормоза работают гораздо мягче и четче барабанных, однако для создания таких же тормозных усилий им необходим больший диаметр, что делает их несколько более громоздкими. Однако важно отметить, что дисковые тормоза имеют целый ряд преимуществ перед тормозами барабанными, такие как:

  1. техническое обслуживание требуется реже;
  2. тормозная способность данных тормозов не снижается при перегревах, так как охлаждение дискового тормоза эффективнее, чем барабанных;
  3. поверхность трения больше чем у барабанных тормозов;
  4. сопротивление к воздействию воды и загрязнениям выше;
  5. дисковые тормоза срабатывают быстрее, чем барабанные;
  6. эпюра давления в дисковом тормозе равномерней, что служит равномерному изнашиванию накладки;
  7. повышенная чувствительность при торможении;
  8. учитывая выше сказанное, тормозной путь с дисковыми тормозами уменьшается по статистике на 20%, а это очень важный показатель.

Но и есть минусы, в частности, на автомобилях УАЗ при переходе от барабанных тормозов к дисковым, пришлось увеличить диаметр колесного диска с 15 до 16 дюймов для того, чтобы дисковым тормозам хватило места.

Правильное торможение автомобиля с системой ABS

Тормозная система автомобиля может быть снабжена антиблокировочной системой (ABS). Данная система предотвращает блокировку колес при экстренном торможении и при торможении на скользкой дороге. Следовательно, самым важным преимуществом автомобилей с установленной ABS – это предотвращение заноса автомобиля при торможении, а соответственно это самое важное в работе данной системы, так как в случае отсутствия заноса машины, водитель не теряет управление транспортным средством. На деле, при нажатии на педаль тормоз, в случае, когда колесо начинает блокироваться, эта система принудительно немного отпускает тормоз, что водитель чувствует обратными ударами по педали тормоза.

Следует немного сказать про правильное торможение с системой ABS. И приведём некоторые правила при торможении с данной системой:

  • наверняка каждый владелец автомобиля, особенно при покупке первого автомобиля при торможении будет чувствовать удары и характерный треск во время торможения, поэтому этого бояться не надо и следует продолжать торможение до желаемого результата.
  • ни в коем случае не надо бить по педали ногой, а осуществлять нажатие на педаль необходимо по возможности плавнее и нарастающе;
  • во время экстренного торможения с ABS не думайте о тресках и стуках в педаль, а подруливайте (не резкими движениями), избегая столкновений. И если взять Руководства по эксплуатации на автомобили с ABS, то производители говорят, что при экстренном торможении нужно с силой нажать на педаль, удерживать и не на мгновение не ослаблять усилие.

Торможение в зависимости от ситуаций и условий эксплуатации

Правильное использование тормозов – залог безопасной езды. В повседневных торможениях при подъезде, например, к светофору, торможение лучше начинать заранее. Часто, видя светофор еще вдалеке и понимая, что на нем придется остановиться, имеет смысл подкатываться к нему по инерции. Тогда большая часть энергии движения автомобиля будет погашена вообще без участия тормозов, что значительно сохранит их ресурс.

Торможение зимой

В зимнее время на скользких дорожных покрытиях лучше тормозить, не отключая двигатель от колес. Особенно это актуально для автомобилей без ABS. В данном случае, следует нажать на тормоз, не нажимая сцепление – и таким образом начать торможение. Сцепление же следует выжать только в тот момент, когда обороты двигателя упадут почти до холостых. В эти подробности можно не вдаваться владельцам автомобилей с АКПП любых конструкций. Вообще в зимнее время применять торможение нужно плавнее и еще более заблаговременно, чем летом. Стиль езды зимой должен принципиально меняться на более плавный.

В случае с экстренным торможением, есть принципиальная разница, оборудована машина системой ABS, или нет. В случае отсутствия системы ABS, водителю самому нужно будет ловить тот момент, когда колеса сорвутся в юз. В данном случае, необходимо надавить на педаль тормоза до начала блокировки колес, после чего часто прерывисто немного отпускать и снова нажимать педаль, позволяя колесам немного проворачиваться. Тормозить с ABS с одной стороны проще, но с другой стороны, в этом есть определенная психологическая трудность. Необходимо нажать на педаль до упора – до того момента, как она начнет вибрировать. В этот момент многие люди рефлекторно немного отпускают педаль. Этого делать не надо. Держите педаль нажатой до полной остановки. Если педаль перестает вибрировать – торможение не максимальное. Дожмите педаль до устойчивой работы системы ABS. Проще говоря – нажмите на тормоз со всей силы и держите до полной остановки. В этом случае, ABS, вопреки расхожему мнению, способна даже сократить тормозной путь по сравнению с тормозной системой без нее.

Пересеченная местность

Отдельной темой для рассмотрения является торможение внедорожников на пересеченной местности. Особенно, на спусках. Система ABS на бездорожье будет только мешать, поэтому если автомобиль не оборудован системой помощи при спуске, будет полезным сделать возможность принудительного отключения ABS для внедорожной езды, если это не предусмотрено на автомобиле с завода. В частности, на песчаном спуске для полной остановки часто просто необходимо заблокировать колеса, чтобы они врылись в песок и создали перед собой небольшие песчаные горки. Также при движении в сыпучем песке или рыхлом снеге, торможение с полной блокировкой колес гораздо более эффективно, чем простое торможение. Вообще, на бездорожье, чаще всего, заблокированное колесо начинает врываться в грунт, тем самым создавая значительное тормозное усилие.

Вывод.

Тормоза – одна из тех систем автомобиля, которые обеспечивают вашу безопасность и безопасность остальных участников дорожного движения. Помимо их исправности, за которой, безусловно, необходимо тщательно следить, на безопасность также влияет готовность водителя правильно воспользоваться тормозами в той или иной ситуации на дороге. Данная статья дает всего лишь первоначальное представление о том, как правильно использовать тормоза. Для того чтобы почувствовать машину и научиться эффективно тормозить, лучше всего почувствовать и понять этот процесс собственноручно на специальной площадке.

polomkiauto.ru

причины, что это может быть?

Среди неисправностей ходовой части автомобиля довольно часто встречается такое явление, как ощутимые рывки при торможении. Особенно явно они проявляются, когда водитель нажимает на педаль тормоза при спуске с горки. Данная поломка, кроме причинения неудобств водителю в процессе управления транспортным средством, свидетельствует о неисправностях в тормозной системе, а с ней, как известно, шутки плохи.

1 Рывки при торможении — причины и первичная диагностика

Причин такому поведению авто может быть несколько, чтобы точно определить конкретную из них, необходимо «прислушаться» к автомобилю в разных режимах движения и применения тормозной системы. Перечислим наиболее вероятные из них:

  1. Деформация тормозных дисков или барабанов.
  2. Некачественные тормозные колодки или их чрезмерный износ.
  3. Износ или повреждение ступичного подшипника колеса.
  4. Подклинивание поршня в тормозном суппорте колеса вследствие загрязнений.
  5. Попадание инородных тел или образование ржавчины на тормозном суппорте.
  6. Низкий уровень тормозной жидкости или потеря ею эксплуатационных характеристик в результате эксплуатации свыше рекомендуемого срока.

Основной причиной того, что при торможении машина тормозит рывками обычно является проблема с дисками или барабанами. При интенсивной езде эти элементы имеют свойство нагреваться, причем их температура может доходить до 100 градусов. Если в этот момент колесо автомобиля попадет в воду (лужу, ручей), то вполне вероятен неблагоприятный исход — деформация или искривление тормозного диска. В простонародье еще называют «диск яйцом».  Искривление влечет за собой неравномерное прилегание тормозных колодок к поверхностям и, как следствие, одна сторона будет тормозить хорошо, другая — хуже. Это и является основанием для рывков на маленькой скорости.

Проверить на искривление диск самостоятельно можно следующим образом: необходимо поддомкратить автомобиль с обеих сторон одной оси, чтобы колеса свободно вращались над землей. Затем, предварительно включив нейтральную скорость, как можно сильнее раскрутить колесо и очень плавно нажимать на педаль тормоза. В случае деформации диска неравномерность торможения можно легко выявить без специальных приспособлений. Такую диагностику лучше проводить вдвоем.

Ремонт данной неисправности в условиях гаража невозможен, поэтому необходимо обратиться на хорошую станцию техобслуживания, где на специальном стенде или прямо на автомобиле произведут проточку диска. В некоторых случаях целесообразнее заменить диски на новые, но нужно помнить, что они меняются парами.

Приобретая комплектующие для тормозной системы автомобиля, необходимо придерживаться известных производителей и не обольщаться дешевой ценой. Нагрузка на элементы здесь довольно внушительная и стоит позаботиться о своей безопасности и безопасности окружающих.

Второй наиболее распространенной причиной появления рывков в процессе торможения является чрезмерный износ колодок, а точнее, одной из пары на колесе. Износ проявляется в том, что тормозящий фрикционный слой со временем стирается и начинает разрушаться под воздействием большого давления и крутящего момента колеса. При этом торможение может сопровождаться скрежетом или скрипом, по которому и можно распознать данную неисправность.

Для того чтобы убедиться в неисправности колодок, нужно снять колеса передние колеса, ослабить тормозной суппорт и извлечь из него детали. Визуальный осмотр стопроцентно позволяет убедиться в их техническом состоянии. Если фрикционный слой неравномерен, на нем имеются борозды и рытвины, или он менее 4 мм, колодки обязательно нужно заменить. Они так же, как и тормозные диски, меняются попарно на обоих колесах. Проверке нужно подвергнуть и задние колеса автомобиля.

Износ ступичного подшипника как причина появления рывков проявляется редко, но все же стоит произвести диагностику этой детали. Для этого необходимо снять колесо и руками пошевелить в разные стороны тормозной диск. При наличии люфта замена подшипника обязательна. Но даже если люфт не выявился, нужно внимательно осмотреть ступицу на предмет посторонних смазочных материалов, которые может выдавить из подшипника, по возможности простучать ступицу деревянным молотком и постараться заметить ее хождение на подшипнике. Если есть малейшие подозрения в неисправности этого узла, нужно обратиться в автосервис, поскольку самостоятельно заменить подшипник проблематично.



2 Тормозной суппорт — возможная причина неисправности

Тормозной суппорт представляет из себя механизм, который служит для удержания тормозных колодок на своем штатном месте и прижимания их к тормозному диску, вследствие чего и происходит торможение. В своей конструкции он имеет гидравлический поршень, который выходит наружу при надавливании на педаль тормоза. Поршень передает усилие непосредственно на колодку.

autoexpert.today

Виды и способы торможения автомобиля

Торможение принято считать одним из труднейших автоманевров. Уметь правильно и вовремя применить различные варианты торможения в связи со сложившейся дорожной обстановкой – это один наиболее важных моментов безопасного вождения. К несчастью для себя самих, а иногда и для окружающих, сегодня некоторые водители в экстренных случаях предпочитают использовать резкое торможение. В большей части случаев это приводит к небезопасным последствиям: авто теряет управление и увеличивает свой тормозной путь.

Поэтому, и не только, каждый водитель в обязательном порядке ознакомиться и желательно проверить на практике, различные типы торможения авто. Лучшее торможение – это не только лишь способность правильно воспользоваться сцеплением покрышек с трассой и удерживать нужное направление движения авто, но и умение пользоваться торможением с использованием мотора или даже в случае отказа тормозной системы.

Виды торможения

Торможение можно условно поделить на виды:

  • частичное — выглядит как некоторое понижение скорости до определенного предела. Такой тип торможения, в отличие от полного торможения, исключает полную остановку автомобиля.
  • Полное;
  • Служебное — используется при обычной езде на автомобиле. Оно так же может быть частичным или полным. При выполнении такого торможения, водителем целиком контролируются замедление, время и способ которым будет тормозиться автомобиль. Так же водитель должен проследить за усилием, оказываемым на систему тормозов и за комфортом перевозимых им людей и общим состоянием машины.
  • Экстренное — используется в основном тогда, когда остро не хватает времени и места. Такая надобность чаще всего возникает в экстренных случаях, либо из-за ошибочных действий самого водителя. Исходя из условий, по которым возникла необходимость в этом виде торможения, и учитывая другие влияющие на это внешние факторы, экстренное торможение применяют, обычно, для обеспечения максимального замедления машины. Общее состояние машины, перевозимых людей и сидящего за рулем, при этом при этом в расчет не берутся.
  • Стояночное – применяется для того, чтобы зафиксировать машину. этот тип торможения выполняется при помощи ручного тормоза.
  • Аварийное – используется если не получается затормозить при помощи остальных стандартных типов торможения. Иначе говоря, когда система тормозов выходит из строя. Торможение производится непосредственно частями кузова автомобиля. При этом лучше постараться чтобы автомобиль тормозил при помощи касательного, а не лобового удара кузовом.

Способы торможения

Отталкиваясь от разнообразных моментов, которые влияют на траекторию движения авто на трассе, и от которых зависит предпочтительный тип торможения, можно выделить некоторые основных способы торможения:

  • двигателем;
  • силовое;
  • прерывистое;
  • газ-тормоз.

Если у едущей с некоторой скоростью машины, на конкретной передаче, прекратится топливная подача (то есть снизится двигательная тяга, передаваемая от коробки передач к колесам), то получится достаточно плавное понижение скорости движения. При торможении двигателем, он выступает в качестве главного механизма торможения, так как имеется прямая связь между мотором и колесами. Кроме того, динамика самого торможения будет повышаться при понижении передачи.

Силовое торможение так же осуществляется при помощи мотора. При использовании этого способа, передача понижается принудительно. Причем в большинстве случаев это делается таким образом, что получившаяся передача становится ниже чем должна была быть по соответствию скоростей. Таким образом провоцируется более активное замедление авто. Используется такой способ торможения обычно тогда, когда применение исправной системы тормозов позволительно, либо может привести к блокированию ведущих колес.

Прерывистое торможение иначе принято называть импульсным или ступенчатым. Это наиболее часто используемый способ торможения, который осуществляется штатной системой торможения, при условии нахождения ее в рабочем состоянии. Оно представляет из себя неоднократное, различное по времени и количеству надавливание на педаль тормоза. Наибольшего эффекта можно достигнуть, если применять этот способ торможения в совокупности с обыкновенным и силовым способом.

Прерывистый способ имеет два «продвинутых» подтипа. Один из них – с повышением усилия, второй – с понижением.

Первый используется, когда автомобиль движется по трассе с низким коэффициентом сцепления. Такая дорога может быть покрыта снегом или льдом, грязью и им подобным. По мере того, как авто замедляется при помощи прерывистого торможения, усилие и время затраченное на надавливание педали тормоза, будут увеличиваться. При помощи такого торможения водителем производится своеобразное «прощупывание» трассы, для проверки наличия возможности у машины принять маневр торможения. При этом не стоит забывать о необходимости соблюдения дистанции, потому что тормозной путь при использовании такого способа торможения становится длиннее (в особенности, если дорога имеет очень низкий коэффициент сцепления).

Прерывистое торможение с понижением усилия используется на больших скоростях автомобиля, когда трасса обладает хорошим коэффициентом сцепления. Известно, что длительное давление на тормоз приводит к понижению эффективности самого процесса торможения. В этом случае, лучше будет воспользоваться таким методом: первое нажатие на тормоз должно быть наиболее длительным. Это обеспечит наибольшее замедление авто. Все последующие нажатия на педаль тормоза должны быть более короткими по времени. Такое дотормаживание необходимо для того, чтобы обеспечить необходимый контроль за процессом торможения.

Самый редко используемый способ торможения – это газ-тормоз. Он заимствован у водителей-спортсменов, и считается одним из наиболее действенных (за исключением заднеприводных авто) с сложнейших способов. Выполнить такое торможение можно если одновременно, с небольшими перерывами (примерно в пол секунды) надавить на обе педали (газа и тормоза). Нажатием на газ обеспечивается тяговая подача к ведущим колеса.

Такого усилия мало, чтобы машина начала разгоняться, но хватает для исключения блокирования колес. Одновременно с этим прилагается наибольшее тормозное усилие (нажатием теперь уже на тормозную педаль). Все это работает, если скорость будет снижаться более чем на 20 км/ч, иначе мотор может заглохнуть. Предотвратить это можно, если выжать в этот момент сцепление.

Post Views: 1 726


www.hunt-guns.com

Виды и приемы торможения на автомобиле

Умение применять на практике различные приемы торможения в зависимости от конкретной ситуации является одним из важнейших аспектов безопасного управления автомобилем. В большинстве случаев, обычный водитель в экстремальных ситуациях использует резкое торможение с полной блокировкой колес как своеобразный защитный рефлекс. Но такое экстренное торможение в некоторых случаях оборачивается блокировкой и последующим скольжением колес, вследствие чего автомобиль резко заносит, а тормозной путь только увеличивается.

Результатом такого экстренного торможения может быть и выброс автомобиля в кювет, и даже опрокидывание. Поэтому водителям крайне рекомендуется изучить на практике различные приемы торможения и области их применения. В целом, грамотное торможение предполагает умение водителя использовать максимальное сцепление колес с дорогой и сохранять прямолинейное направление движения автомобиля при осуществлении торможения.

Различают несколько приемов торможения, которые могут использоваться как при служебном (штатном) торможении автомобиля, так и в критических ситуациях (экстренное торможение). Наиболее безопасным из них по праву считается плавное торможение, осуществляемое с помощью медленного и постепенного нажатия на педаль тормоза. Плавное торможение применяется в спокойной дорожной обстановке, когда скорость движения машины не слишком высокая, а качество дорожного покрытия обеспечивает хороший уровень сцепления колес.

Плавное торможение обычно не вызывает каких-либо неприятных толчков или увеличения износа шин, поэтому в школах вождения для начинающих его указывают как самое удобное и желательное. Все же стоит иметь в виду, что во многих случаях качество дорожного покрытия может быть не идеальным, особенно в российских условиях, что существенно уменьшает коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием, а значит, ухудшает эффективность плавного торможения.

Другой распространенный прием торможения – резкое торможение, предполагающее резкое нажатие педали тормоза («педаль в пол») практически до упора и последующее удержание педали в этом положении. Следствием такого торможения является образование характерных следов на дорожном покрытии в виде черных полос, отмечающих тормозной путь автомобиля. Поскольку контроль за осуществлением подобного резкого торможения производится, главным образом, с помощью так называемого «мышечного чувства», у разных водителей эффективность резкого, экстренного торможения может быть различной.

На это влияет и умение водителя сохранять устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении, а также общая эффективность тормозной системы автомобиля и качество дорожного покрытия. Резкое торможение применяется в критических ситуациях, являясь, по сути, рефлекторным ответом водителя на внезапное изменение дорожной обстановки. К сожалению, резкое торможение чревато не только блокировкой колес и резким износом шин. Оно способствует снижению коэффициента сцепления  колес с дорожным покрытием и даже возникновению эффекта, подобного аквапланированию.

Потеря сцепления колес с дорожным полотном в данном случае происходит фактически на расплавленной резине. В результате, возникает ощущение бокового увода автомобиля и происходит увеличение тормозного пути. Поэтому следует свести к минимуму применение резкого торможения на дороге, а также точно знать реакцию своего автомобиля на подобное торможение, в частности, примерную длину тормозного пути на различных дорожных покрытиях.

Следующие два приема торможения относятся к так называемому импульсному торможению. Это прерывистое и ступенчатое торможение. Прерывистое является по существу сочетанием резкого торможения с растормаживанием. В этом случае водитель выполняет периодическое нажатие на педаль тормоза и полное ее отпускание. Причем подобная процедура — резко нажать на педаль газа, полностью отпустить — повторяется вплоть до полной остановки машины.

Прерывистое торможение рекомендуется использовать на неровных, ухабистых дорогах или на участках дорог с различным состоянием дорожного покрытия. При высокой скорости движения автомобиля не следует применять интенсивное первоначальное тормозное усилие, поскольку нельзя допускать полной блокировки колес. Устойчивость автомобиля при осуществлении прерывистого торможения производится за счет небольшого поворота руля в сторону возможного заноса.

Что касается ступенчатого торможения, то оно больше подходит для экстренного торможения в критических случаях, поскольку может обеспечить минимальную длину тормозного пути. При ступенчатом торможении педаль тормоза после полного нажатия до упора, не отпускается до конца, а обеспечивается «прокачка» от полной блокировки колес до последующей разблокировки.

Таким образом, при ступенчатом приеме изменяется лишь интенсивность торможения, но оно никогда не прекращается. Здесь также рекомендуется, чтобы первоначальный тормозной импульс был достаточно коротким, но последующие импульсы можно увеличивать по собственному усмотрению как по их интенсивности, так и по продолжительности торможения. Восстановление устойчивости автомобиля на дороге обеспечивается за счет растормаживания, то есть уменьшения давления на педаль тормоза.

Существует также торможение двигателем и торможение коробкой передач. Первый прием предполагает  отпускание педали газа при включенном сцеплении на той передаче, которая была включена. Опускается педаль газа, выжимается педаль сцепления, выключается повышенная передача. Затем отпускается педаль сцепления, нажимается педаль акселератора при выключенной передаче. Далее выжимается сцепление, включается пониженная передача и, наконец, опускается педаль сцепления.

Этот прием торможения основан на том, что двигатель автомобиля, не получая горючей смеси, но получая при этом крутящий момент от трансмиссии, становится потребителем энергии. Он начинает тормозить трансмиссию, а через нее и колеса машины. Несмотря на игнорирование большинством водителей такого способа торможения, оно имеет свои преимущества. В частности, равномерное распределение тормозящего усилия между ведущими колесами автомобиля и повышение устойчивости к заносу. Торможение двигателем может быть рекомендовано при выполнении маневра в условиях низкого коэффициента сцепления колес с дорожным полотном, например, на скользких дорогах.

Торможение коробкой передач требует постепенного переключения на низшие передачи для снижения скорости автомобиля. При этом можно сразу «перескочить» через несколько передач, правда, это чревато небольшим рывком «на месте», что может привести к потере управляемости автомобиля, если водитель оказывается не готовым к такого рода ситуации. В данном случае водителю приходится работать сразу на двух педалях (газа и тормоза) правой ногой, а левая нога используется для контроля педали сцепления, чтобы оперативно переключать передачи.

Такой способ торможения может использоваться для плавного снижения скорости на спусках или на мокром дорожном покрытии. В ряде случае могут применяться и комбинированные варианты торможения, например, сочетание торможения двигателем и импульсного торможения, когда во время торможения двигателем дополнительно нажимается педаль тормоза.

Каждому водителю следует иметь в своем арсенале все эти вышеперечисленные, базовые приемы торможения. Их следует применять в зависимости от конкретной ситуации, качества дорожного покрытия и скорости движения автомобиля.

Источник: AnyTyres.ru – тесты и обзоры шин (при перепечатке активная ссылка обязательна)

www.anytyres.ru

Торможение автомобиля виды и способы

Торможение автомобиля. История из жизни. Все способы торможения автомобиля в различных ситуациях.

Первой моей машиной был Volkswagen Passat B6. И если учесть тот факт, что в автошколе доводилось ездить на 10-летнем ВАЗ 2104, привык я к Пассату достаточно быстро.

Торможение автомобиля превосходное, переключать передачи и крутить руль можно буквально одним пальцем. К слову, Пассат был куплен в салоне, поэтому пребывал в идеальном состоянии. Инженеры немецкой компании удачно сочетали турбированный силовой агрегат на 1,8 литра с 6-ступенчатой КПП – идеальный тандем.

Новичков, каким я тогда и являлся, радует противооткатная система – ручной тормоз. Вместо стандартного ручника слева от руля имеется кнопка. Принцип действия: подъехал к светофору, нажал кнопочку, когда начинаешь движение, ничего не нужно выключать, ведь система автоматически деактивирует ручник, что обезопасит водителя даже от минимального отката.

Однажды благодаря ручному тормозу сумел избежать немалого штрафа. Дело было так. Зима. На дворе 20-сантиметровый слой снега. Решив сократить путь домой, поехал по крутому спуску, под знак. Из-за поворота увидел доблестных сотрудников дорожной полиции. Они премило общались с двумя такими же нарушителя, как и я. Ну, думаю, нет у меня лишних денег.

Дорога узкая, развернуться негде. Благо позади меня не было машин. Вбил заднюю передачу. Понемногу гребу. Машина начинает буксовать. Включаю ручник, снова трогаюсь и удачно преодолеваю несколько десятков метров. Такие махинации позволили добраться до вершины горки, развернуться и направиться домой, но уже по другому маршруту. Разумеется, это было рискованное мероприятие, повторять которое не стоит. В то же время мой опыт – реальный пример того, как торможение ручником может помочь в сложной ситуации.

Тормоза придумали трусы

Именно такие слова звучат в песне известного исполнителя Гриши Заречного, которую вы услышите, дочитав статью до конца. «Но ведь это глупость!» — скажете вы. И будете абсолютно правы. Итак, основные причины нажатия на тормоз:

  • Совершение манёвра (разворот, парковка).
  • Определённая дорожная обстановка (затор, пешеходный переход, светофор, неровности дорожного полотна).

В первом случае всё ясно: включаем поворотный сигнал, притормаживаем, производим нужный манёвр. А во втором —   всё несколько сложнее. Нужно руководствоваться сложившейся дорожной ситуацией. Только опыт позволяет водителю считывать обстановку, нажимая на педаль тормоза ранее, чем это сделает автомобилист, едущий впереди него.

Виды торможения

1. Полное. Подразумевает замедление транспортного средства до полной остановки.

2. Частичное – снижение скорости до нужного уровня.

3. Служебное включает в себя как частичное, так и полное торможение. Выполняется регулярно, в штатных условиях, при полном контроле со стороны водителя, без чрезмерной нагрузки на все системы авто. Также не должен быть нарушен комфорт водителя и пассажиров.

4. Стояночное – фиксация авто с помощью ручного тормоза (торможение ручником).

5. Экстренное торможение требует от водителя мгновенного принятия решения. Такая необходимость возникает в сложной дорожной обстановке, при воздействии внешних факторов (помеха на дороге) либо в случае водительской ошибки. Цель – максимальное замедление авто. Нарушение комфорта всех людей, пребывающих в машине, второстепенно.

СОВЕТ: Если в связи с чрезвычайной ситуацией на дороге нужно резкое торможение автомобиля, стоит забыть о сцеплении, просто используйте педаль тормоза.

6. Аварийное – нужно при повреждении одного элемента тормозной системы или всей конструкции. Главное в данном случае – избежать сильного лобового столкновения либо бокового удара. Для этого используют всевозможные способы, начиная с торможения внешним полотном дверей и заканчивая незначительным ударом крыльями о преграду. Приходится чем-то жертвовать, чтобы не попасть в серьёзную аварию. Некоторые водители практикуют торможение о бордюр. Нужно быть предельно осторожным, чтобы не совершить наезд на пешехода.

 Основные способы торможения

1. Торможение двигателем и КПП.

Предполагает использование дополнительного тормозного момента, возникающего при работе мотора на холостых оборотах. То же самое простыми словами: включаете пониженную передачу, и автомобиль интенсивно замедляется.

2. Стандартное торможение прерывистого типа.  

Обыкновенное нажатие на педаль тормоза. При этом количество и длительность нажатий могут отличаться. Этот способ используется чаще остальных. Но его можно комбинировать с торможением двигателем.

А) Ступенчатое торможение автомобиля при повышении нажимного усилия.

Отлично подходит при езде по снегу, дождю или грязи. Используя торможение прерывистого типа, постепенно увеличивают нажимное усилие и длительность воздействия на педаль. Такой способ позволяет прочувствовать сцепление с дорожным полотном.

Б) Ступенчатое торможение при понижении нажимного усилия.

Зачастую применяется на больших скоростях, при хорошем сцеплении с дорожным полотном. Первое нажатие на педаль сильное и продолжительное. Далее подтормаживают по мере надобности, полностью контролируя процесс замедления.

3. Тормоз-газ 

Это эффективный способ. Его изобрели спортсмены-гонщики. Годится только для машин с передним или полным приводом. Водителю нужно одновременно нажать педаль тормоза и газа. На тормоз нажимают левой ногой. Ритмичные нажатия повторяются через каждые полсекунды.

ПРИМЕЧАНИЕ: при снижении скорости ниже двадцати километров в час, нужно выжать сцепление, чтобы двигатель не заглох.

Тормоз-сцепление или наоборот?

Нужно ли выжимать сцепление при торможении? Что стоит сделать в первую очередь: выжать сцепление или нажать педаль тормоза? Давайте попробуем разобраться в данном вопросе, смоделировав две ситуации.

1) Небольшая скорость, в пределах 50 км/ч.

Двигаясь на небольшой скорости, рациональней всего резко выжать сцепление. Далее отпустить газ и нажать тормоз. Результат – плавное и эффективное торможение.

2) Скорость свыше 50 км/ч.

Ногу перемещаем с педали газа на педаль тормоза. За этим идёт плавное нажатие и постепенное торможение автомобиля. После снижения скорости следует выжать сцепление и, используя тормоз, замедлить машину до 0 км/ч.

Вспомогательные системы торможения

Торможение ручником актуально и сегодня, в то же время этого можно избежать благодаря вспомогательным системам, используемым в современных машинах.

1. АБС.

Под данной аббревиатурой подразумевают антиблокировочную систему тормозов, которая в наше время устанавливается на 90% новых авто, независимо от их класса и стоимости. АБС должна обеспечить не просто эффективное, но устойчивое и управляемое торможение автомобиля.

АБС предотвратит возникновение юза, а также колёсного стопора.

2. Электронная программа EBD (распределяет тормозные силы).

Как правило, данная программа успешно сочетается с системой АБС.

3. ESP (восстанавливает траекторию движения).

4. MSR – система, контролирующая торможение автомобиля мотором.

5. HBA – «помощник», усиливающий торможение.

Гидравлическая система поможет (отсюда «помощник») водителю в том случае, когда нужно экстренное торможение. В большинстве случаев при возникновении аварийной ситуации водитель теряется и не до конца выжимает педаль тормоза. Система это мгновенно распознает, гарантируя мгновенное замедление.

Идеальны ли современные системы торможения?

Новые иномарки, стоимость которых перевалила отметку в 20 тыс. дол., могут быть оборудованы инновационными системами экстренного торможения. Системы работают по схожей схеме:

  • Сигнализируют водителю о препятствии. Это могут быть вибрации руля, сигнальные огни на приборной панели.
  • Происходит постепенное снижение скорости, вплоть до полной остановки.

В суперкарах премиум-класса (S-class 2014 г.) данная система функционирует практически безупречно. Но в менее дорогих автомобилях, таких как Audi A6, Opel Insignia или Ford Focus, уповать на систему, доверившись ей на все 100%, нельзя. В особенности это касается движения на высоких скоростях.

Согласно итогам испытаний, отлично проявил себя «помощник», дополняющий активный круиз-контроль BMW 750i. Это реализовано благодаря радарному сенсору и камере.

P.S. Как вы успели убедиться, торможение автомобиля находится под воздействием многих факторов. Одним из них является реакция водителя на прохождение тормозного пути. Поэтому водителю стоит быть предельно внимательным.

Очень полезным является и  прохождение контраварийной подготовки в автошколах.

Дельные советы по сокращению тормозного пути:

1. Следите за исправностью тормозной системы и всех электронных помощников.

2. Своевременно меняйте износившиеся шины.

3. Не превышайте скоростные ограничения, особенно при плохих погодных условиях. Если разогнаться по снегу до 150 км/ч, экстренное торможение  вряд ли поможет.

Буду благодарен если оставите отзыв к статье,поделитесь информацией в социальных сетях,нажав кнопочки ниже.

wmeste.su

Устойчивость автомобиля при торможении

Строительные машины и оборудование, справочник

Устойчивость автомобиля при торможении

Категория:

   Тормозное управление автомобиля




Устойчивость автомобиля при торможении

Обеспечение устойчивости тормозящего автотранспортного средства в любых условиях движения является основной задачей совершенствования тормозных систем. По данным английских исследователей, число дорожно-транспортных происшествий, причиной которых явилась потеря устойчивости при торможении, составляет до 50% от общего их числа.

Под устойчивостью автомобиля понимается его свойство сохранять в заданных пределах направление скорости движения и ориентацию своих продольной и вертикальной осей. Различают траекторную и курсовую устойчивость автомобиля. Не вдаваясь в подробности, мы будем понимать под траекторией устойчивостью свойство автомобиля с достаточной точностью следовать по заданной криволинейной траектории (поворачивать), под курсовой — следовать по прямой (не изменять направление движения).


Рис. 22. Динамические характеристики торможения колеса

Ясно, что чем больше Rx, т. е. чем сильнее тормозится колесо, тем хуже его устойчивость, а следовательно, хуже устойчивость самого автомобиля.

Мощность современных тормозов такова, что даже на самой хорошей дороге водитель может заблокировать колеса автомобиля.

При этом возможны следующие случаи: потеря траекторной устойчивости в случае блокирования передних колес. Эти колеса теряют возможность передавать на автомобиль боковые реакции и, следовательно, он не может поворачивать и движется только прямо, несмотря на поворот рулевого колеса водителем. При блокировании колес передней оси может возникнуть се занос со скоростью v3 (рис. 23,6).

Рис. 23. Схема заноса мостов автомобиля:
а — занос заднего моста; б — занос переднего моста

Максимальная величина коэффициента сцепления фтах является функцией многих переменных. Определяющее влияние на величину фШах оказывают тип и состояние дорожного покрытия. Трудно себе представить способ регулирования этого фактора. Правда, определенным шагом в этом направлении можно считать применение шипов противоскольжения, сезонных шин или шин из специальной гидрофильной резины. Однако все эти решения дороги и эффективны только в постоянных погодных условиях. Кроме того, шипы изнашивают покрытие дороги, уничтожают разметку, образуют колеи.

В конце 60-х годов у отечественных и зарубежных изобретателей стал популярным другой способ влияния на сцепление колеса с дорогой — автоматическое выбрасывание под колеса специальных ковриков, обладающих высокими фрикционными свойствами. Главный и далеко не единственный порок этого способа заключается в том, что скольжение колеса, которое, как будет показано ниже, можно регулировать, подменяется здесь скольжением по дороге коврика, что регулированию не поддается.

В качестве курьеза следует упомянуть и о предложениях выстреливать в полотно дороги мощный штырь, тросом или цепью связанный с автомобилем.

Нормальная реакция дороги Rz зависит от массы автомобиля, положения его центра масс, конструкции подвески, характера дорожных неровностей и т. п. Если не рассматривать динамику взаимодействия колеса с неровностями, приводящего к ощутимым колебаниям Rz, около величины, соответствующей нормальной нагрузке колеса Pz, можно считать, что реакция Rz целиком определяется соответствующей долей массы автомобиля.

Нормальная нагрузка колеса Pz является величиной переменной. Кроме массы автомобиля и положения центра масс, яа нее влияет и режим движения. Так, при разгоне задние колеса дополнительно нагружаются, а передние — разгружаются, при торможении — наоборот. На повороте к тому же происходит бортовое перераспределение массы. Свои коррективы вносит и уклон дороги. Ясно, что величины такого перераспределения массы, а значит, и величины нормальных нагрузок колес зависят от ускорения автомобиля. Единственный практически достижимый способ регулирования нормальных нагрузок —регулирование ускорения автомобиля.

Таким образом, единственно целесообразным способом обеспечения неравенства выражающего собой требование одновременного обеспечения достаточной тормозной эффективности и хорошей устойчивости движения, является регулирование тормозного момента с помощью изменения давления в тормозном приводе.

Рассмотрим возможные пути осуществления такого регулирования. Для упрощения вопроса ограничимся прямолинейным движением автомобиля. Надо сказать, что фактически прямолинейная траектория представляет собой последовательную совокупность сопряженных криволинейных участков, кроме того, на колесо постоянно действуют боковые силы, вызванные неровностями дорожного покрытия, воздушными потоками, биением колес и т. п. При торможении за счет неравномерности действия тормозных механизмов на автомобиль начинает действовать поворачивающий момент, который в пределах запаса по сцеплению компенсируется действием боковых реакций дороги. Таким образом, даже при внешне прямолинейном движении автомобиля торможение может привести к потере устойчивости.

Первый и самый простой путь регулирования заключается в изменении водителем усилия на тормозной педали исходя из субъективной оценки сцепления колес с дорогой. Опытные водители при торможении на скользких дорогах иногда добиваются успеха, применяя импульсное торможение, т. е. быстро блокируя и разблокируя колеса (лучше всего тормозить на грани блокирования, но практически это невозможно). Способ этот ненадежен, так как слишком многое зависит от квалификации и внимания водителя, быстроты изменения внешних условий и т. д.

Следует отметить, что некоторые возможности облегчить задачу водителя могут быть реализованы при конструировании транспортного средства.

Рис. 24. Расчетное распределение тормозных сил и нормальных нагрузок по осям грузового автомобиля

При этом возможен случай, когда задние колеса вообще не заблокируются. При фжтах=у—0,28 колеса обоих мостов заблокируются одновременно. При флтах= =у>-0,28 первыми будут блокироваться задние колеса. Поскольку последний случай представляется более опасным, можно, изменяя соотношение тормозных сил, уменьшить соответствующую зону.

Автостроители широко применяют этот путь повышения устойчивости и эффективности торможения. Задние колеса грузовых автомобилей обычно несут большую нормальную нагрузку и поэтому их тормозные механизмы делают мощнее. Например, применяя тормозные камеры с большей эффективной площадью диафрагмы. Наоборот, у легковых автомобилей статические осевые массы примерно одинаковы, а это значит, что даже при самом малоэффективном торможении передняя нормальная нагрузка гарантированно становится больше задней. Передние тормоза легковых автомобилей, как правило, мощнее задних (обычно это достигается выбором схемы тормозного механизма).

Недостатки этого способа очевидны: он эффективен только при том коэффициенте сцепления, той полезной нагрузке и тех координатах центра масс, на которые рассчитывали конструкторы.

На рис. 24 пунктиром показаны отношения для того же автомобиля в снаряженном состоянии. Видно, что в этом случае во всем диапазоне коэффициента сцепления задние колеса будут блокироваться первыми.

Таким образом, можно констатировать, что выбор нужной величины тормозных сил путем регулирования давления в приводе водителем малоэффективен из-за изменения нормальных осевых нагрузок. Очевидно, что этот недостаток можно преодолеть, меняя в соответствии с изменением условий торможения (в том числе и нормальных осевых нагрузок) распределение тормозных сил.

Этот способ оказался исключительно перспективным. Он позволил реализовать второй путь повышения устойчивости автомобиля при торможении — автоматическое регулирование тормозных сил автомобиля. Средствами такого регулирования являются специальные приборы тормозного привода — Регуляторы тормозных сил и сложные противоблокировочные системы.

Реклама:


Читать далее: Противоблокировочные системы

Категория: — Тормозное управление автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *