Датчик холостого хода для чего нужен – Регулятор Холостого Хода (РХХ) — Устройство, Неисправности, Проверка

Содержание

Регулятор Холостого Хода (РХХ) — Устройство, Неисправности, Проверка

Смысл назначения РХХ — регулятора холостого хода, вытекает из его названия — стабилизация оборотов двигателя на холостом ходу.

Содержание

Регулятор холостого хода

Принцип работы и местонахождение РХХ

Вкратце, все происходит следующим образом. Когда двигатель работает на холостых, в него поступает определенный объем воздуха, который позволяет ему ровно функционировать.

ДПКВ учитывает количество оборотов, эти данные поступают на блок управления, с которого на РХХ дается команда уменьшить или увеличить подачу воздуха. Что он и делает, игнорируя прикрытую дроссельную заслонку.

Устройство регулятора холостого хода

Устройство РХХ: 1) клапан; 2) корпус регулятора; 3) обмотка статора; 4) ходовой винт; 5) штекерный вывод обмотки статора; 6) шариковый подшипник; 7) корпус обмотки статора; 8) ротор; 9) пружина.

Если прогреть двигатель до рабочей температуры, контроллер автоматически начинает поддерживать обороты холостого хода. Если же двигатель не нагрелся до нужного градуса, тогда сам контроллер за счет РХХ увеличит обороты, тем самым обеспечив прогрев двигателя на повышенных оборотах. Такой режим работы двигателя разрешает начать движение автомобиля сразу, без прогрева.

Где находится регулятор холостого хода? Да в корпусе дроссельной заслонки — там крепится двумя винтами. Встречаются автомобили, головки крепежных винтов на которых могут быть рассверлены или же сами винты посажены на лак, что, безусловно, может значительно усложнить замену или прочистку воздушного канала РХХ. В таких случаях крайне сложно обойтись без демонтажа корпуса дроссельной заслонки.

В настоящее время автопроизводители используют следующие типы регуляторов холостого хода:

  • соленоидный;
  • шаговый;
  • роторный.

Рассмотрим каждый из перечисленных типов более детально.

Соленоидный регулятор холостого хода работает, используя электромагнитную силу. Так, когда на его катушку подается напряжение, сердечник втягивается, а механически связанная с ним заслонка поднимается, открывая тем самым воздушный канал. Когда напряжение пропадает (то есть, соленоид отключается), заслонка возвращается на свое место, перекрывая канал.

Регулировка работы соленоидного РХХ выполняется путем изменения частоты подачи командных сигналов на исполнительный орган. Для того чтобы пропустить через себя точно отмеренное количество воздуха, на рабочий орган подаются сигналы большой частоты. Это позволяет подавать воздух небольшими порциями.

Шаговый регулятор холостого хода имеет в своей конструкции кольцевой магнит, а также четыре электромагнитные обмотки. На них поочередно подается напряжение, благодаря чему создается вращающееся магнитное поле, заставляющее вращаться управляющий ротор. Он соединен с исполняющим механизмом, который и запирает или отпирает воздушный канал.

Что касается роторных регуляторов холостого хода, то они управляются с использованием частотных импульсов. Алгоритм работы схож с соленоидным типом, однако вместо соленоида в данном случае используется именно ротор.

Неисправности регулятора холостого хода

Как и любая другая деталь, РХХ не застрахован от поломок. При этом признаки выхода из строя во многом сходны с теми, которые возникают при проблемах с датчиком положения дроссельной заслонки. Только в отличии от ДПДЗ, уведомление об ошибке (чек энджин) — не появится, поскольку регулятор ХХ — устройство исполнительное.

О неисправности РХХ можно судить по таким признакам:

  1. Неустойчивость оборотов двигателя на холостом ходу, в некоторых случаях отключение двигателя (если не поддерживать обороты с помощью педали акселератора).
  2. Снижение или повышение оборотов без причины.
  3. Полная остановка двигателя в момент включении передач или при трогании машины с места.
  4. При холодном запуске двигатель работает не на повышенных оборотах.
  5. Падение оборотов двигателя на холостом ходу при включении фар или печки.Далее рассмотрим причины неисправности регулятора холостого хода. Их всего две:
  • естественный износ направляющей иглы регулятора;
  • обрыв электрических контактов внутри корпуса регулятора.

Как проверить регулятор холостого хода

Исходя из этих симптомов, можно сделать вывод, что регулятор холостого хода нуждается в проверке. Существует несколько методов.

Проверка мультиметром

Несколько способов проверить РХХ

Самый известный способ. Сначала надо выключить зажигание и отсоединить фишку жгута от регулятора. Затем мультиметром померить сопротивление обмоток. Если между С и В, А и D показывает обрыв цепи, не стоит волноваться, так и должно быть. А вот между А и В или С и D сопротивление должно находится в пределах 40-80 Ом.

Проверка самодельным тестером

На впрысковых авто от проверки мультиметром мало толку. Зачастую поломка РХХ кроется в том, что регулятор заедет в открытом или закрытом состоянии.

Если вышло так, тогда подойдет и самодельный тестер, который можно смастерить своими руками из трансформатора переменного тока на 6В (подойдет от обычной зарядки для мобильного телефона). Играя выключателями, следует проверить ход штока регулятора холостого хода. При исправном штоке лампочка будет еле светиться, а яркий свет говорит о том, что шток где-то заедает.

Визуальный осмотр

Самая простая и, пожалуй, первоочередная диагностика — визуальный осмотр. Он проводится после демонтажа узла из посадочного места. При визуальном осмотре можно выявить дефекты корпуса, износ иглы или другие, видимые глазу, неисправности. Однако если в процессе такой проверки вы выявили повреждение останавливаться лишь на этом этапе нельзя. Необходимо продолжить проверку для выявления возможных причин поломки.

Если в случае выполнения визуальной проверки вы обнаружили значительное загрязнение корпуса или внутреннего объема регулятора, то рекомендуем вам выполнить его очистку. Причем независимо от того, находится ли РХХ в исправном или неисправном состоянии.

РХХ и дроссельная заслонка

Снятие/замена РХХ

Рассмотрим детальнее процесс демонтажа и замены регулятора холостого хода. Стоит сразу отметить, что на разных автомобилях процесс может отличаться в некоторых деталях, однако в целом же алгоритм будет состоять из следующих этапов:

  1. Все работы необходимо выполнять при выключенном двигателе. Также желательно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
  2. Отсоединить разъем (фишку) контакта, идущего к регулятору.
  3. Открутить монтажные болты, с помощью которых крепится корпус регулятора. При этом следите, чтобы открученные болты не упали в двигательный отсек.
  4. Извлечь непосредственно регулятор из посадочного места.

Установка нового регулятора выполняется в обратной последовательности. Однако перед тем как выполнять монтаж, необходимо смазать уплотнительное кольцо фланца моторным маслом. Марка в данном случае неважна, главное, чтобы оно было неагрессивным по отношению к резине. Также проверьте расстояние от фланца до крайней точки конусной иглы. Оно должно составлять 23 мм. Такой зазор нужен для того, чтобы при монтаже РХХ его конусная игла не смогла упереться в седло на корпусе дроссельной заслонки. Значение зазора можно регулировать с помощью специального мультитестера или формирователя управляющих импульсов.

Как не попасться на подделку при выборе РХХ

Если проверка показала поломку регулятора, стоит быть готовым к его замене, о которой было упомянуто чуть выше. Если говорить о РХХ на ВАЗ, то по качеству и надежности выделяются регуляторы холостого хода ОМЕГА и КЗТА (Калуга). Разумеется, речь идет об оригинальных деталях, а не подделках.

Выявить поддельный РХХ можно уже по коробке, в которую он упакован. Дешевая упаковка, странный шрифт, плохая, размазанная печать — все это указывает на подделку.

Сама поддельная деталь тоже имеет изъяны. Как правило, это люфт направляющей втулки и самой шляпки. Со временем люфт только увеличивается, что негативно сказывает на работе РХХ. Кроме этого на корпусе регулятора может быть зазор, из-за которого появится подсос воздуха. Не исключена и плохая припайка контактов.

Уберечься от подделки можно и с помощью самого производителя, который применяет меры защиты. Это может быть уникальный код запчасти, который можно сверить по СМС или на сайте.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru

что это такое и для чего он нужен

Сегодня, героем нашего повествования станет еще один незаметный и скромный компонент системы автомобиля, который называется регулятор холостого хода, или РХХ. Что такое РХХ, зачем нужно регулировать холостой ход, какими бывают  подобные устройства и какие проблемы с ними возникают, обо всем об этом, мы и поговорим.

Для чего нужен РХХ

Каждый раз, когда вы выключаете передачу и отпускаете педаль газа, по логике вещей, двигатель должен бы остановиться, но этого не происходит. Более того, мотор продолжает работать на определенных оборотах, самостоятельно поддерживая их. Если вам захочется включить печку,  что-либо из электрооборудования машины на холостом ходу, то обороты двигателя будут автоматически увеличены. А педаль-то газа никто не трогает. Следовательно, подача воздуха в двигатель осуществляется в обход дроссельной заслонки. Вот за эту подачу, как раз и отвечает РХХ. И хотя это устройство характерно для двигателей с непосредственным впрыском топлива, у карбюраторных систем существует отдаленный аналог. Он называется электромагнитный клапан.  Вот только регулирует этот клапан подачу топлива через канал холостого хода. А подача воздуха на холостом ходу в карбюраторных автомобилях регулируется руками, при помощи специальных винтов на карбюраторе. И для этой процедуры нужно дополнительное оборудование, ну и необходимые знания, конечно.

Как выглядит РХХ для Лада Калина

Помимо поддержания стабильности работы двигателя на холостом ходу, РХХ отвечает за прогревочные обороты мотора. Так, если двигатель холодный, то он на холостом ходу работает на более высоких оборотах, благодаря чему, осуществляется быстрый прогрев системы, а значит, вы быстрее сможете ехать. Кроме того, регулятор холостого хода включается в работу, когда вы бросаете педаль газа, чтобы нажать на тормоз. Именно благодаря РХХ, двигатель не глохнет в подобных ситуациях.

Еще одна важная функция регулятора холостого хода заключается в том, что с его помощью электроника предотвращает работу мотора на обедненной смеси. Что очень вредно как для самого двигателя, так и негативно сказывается на расходе топлива. Вот таковы в общих чертах, функции регулятора холостого хода.

Виды регуляторов холостого хода

По своей сути, регулятор холостого хода, это клапан который открывает или закрывает подачу воздуха в систему, по так называемому, «байпасному каналу». Название происходит от английского bypass – идти в обход. В данном случае, воздух подается в обход дроссельной заслонки. Собственно разновидности РХХ, это различные способы открывания и закрывания такого клапана. Сам клапан представляет собой конусообразную иголку, которая входит в отверстие, перекрывая его, или же напротив выходит из отверстия, соответственно открывая доступ воздуху.

Как выглядит РХХ на Chevrolet Lanos

В современных автомобилях в основном применяются три типа регуляторов холостого хода:

  • соленоидный;
  • шаговый;
  • роторный;

Соленоидные РХХ, имеют достаточно простое устройство и принцип работы. Когда на соленоид подается рабочее напряжение, его сердечник втягивается, тем самым, открывая канал подачи воздуха. При отключении соленоида сердечник возвращается на место, перекрывая bypass канал. Но такие устройства имеют лишь два положения – открыто и закрыто. А потому, для тонкой регулировки подачи воздуха в них используется изменение частоты подачи управляющих импульсов. Сердечник с высокой скоростью двигается вперед и назад, тем самым обеспечивая нужное количество воздуха.

В роторных РХХ для открывания и закрывания клапана применяется   ротор. Для тонкой регулировки подачи воздуха, здесь так же используют частотно-импульсный тип управления. Просто, вместо соленоида клапан приводит в движение, вращающийся ротор.

Ну а шаговый регулятор холостого хода в своей конструкции имеет кольцевой магнит и четыре обмотки. Вот на эти-то обмотки поочередно и подается напряжение, благодаря чему, вращается управляющий ротор. Собственно, шаговый электродвигатель известен давно и широко применяется в различной технике.

В принципе, нельзя однозначно сказать, какой из типов РХХ лучше или хуже. Это часть сложной и вариативной системы, а потому, оценивать стоит именно надежность и эффективность всей системы, а не отдельного ее элемента. 

Видео о проблемах с РХХ

О поломках и проблемах с РХХ

Для начала, давайте разберемся с признаками того, что регулятор холостого хода работает не штатно или не работает вообще. В целом, симптоматика нарушений здесь сходна с поломками датчиков:

  • положения дроссельной заслонки;
  • массового расхода воздуха;
  • положения коленвала;
  • положения распредвала;

Достаточно выразительным отличием в случае поломки РХХ, является отсутствие светового сигнала – Check Engine. А в общем, симптомы достаточно распространенные. Изменение оборотов или вообще остановка двигателя на холостом ходу. Отсутствие реакции мотора при включении печки, кондиционера, или иного навесного оборудования, опять-таки на холостом ходу. Остановка двигателя при отпускании педали газа. При появлении одного или нескольких подобных симптомов, имеет смысл проверить работу регулятора холостого хода. Но помните, контроль его работы, другими словами, обратная связь осуществляется обычно при помощи датчика коленвала или датчика распредвала, а значит, проблемы возможно возникают в них.

Грязный РХХ на Daewoo Matiz

Основными причинами отказа регулятора холостого хода, следует считать проблемы с проводкой,  собственно выход из строя самого датчика – когда сгорает обмотка или происходит механическая поломка, а так же причиной отказа РХХ может быть то, что он банально засорился. Промывают регулятор холостого хода, обычно при помощи средства для промывки карбюраторов, но подойдет и WD 40. Если вы снимали РХХ или даже меняли его, необходимо произвести калибровку датчика. Для этого, как правило, нужно обесточить электронный блок управления двигателем, установить и подключить  РХХ, а затем подать напряжение на ЭБУ. После этого, включаете зажигание на пять – десять секунд,  за это время, электроника откалибрует РХХ.

Вообще говоря, считается, что регулятор холостого хода должен пройти весь моторесурс двигателя без проблем, но реальность, как это обычно бывает, далека от идеала.

Похожие статьи

avtonov.com

Регулятор холостого хода

Холостой ход — режим работы двигателя внутреннего сгорания, при котором коленчатый вал вращается с минимально возможной скоростью,

Зачем нужен регулятор холостого хода?

Как ни парадоксально звучит, но именно работа на минимальных оборотах является одним из самых сложных и тяжелых режимов для двигателя. Этому есть несколько причин. Во-первых, на холостом ходу, вследствие низкой скорости подачи топливно-воздушной смеси в системе впуска, смесеобразование не отличается эффективностью. Во-вторых, низкое давление во впускном коллекторе приводит к нестабильности сгорания смеси. Кроме того, из-за разницы давления между впускным коллектором и выпускным на холостом ходу происходит заброс продуктов сгорания обратно в цилиндры.  Все это снижает КПД двигателя, ускоряет износ его деталей и увеличивает токсичность выхлопных газов.

Несмотря на то, что инженеры рассчитывают, что регулятор холостого хода проходит весь срок службы двигателя, но на деле он может выйти из строя. Чаще всего это вызвано неполадками с проводкой

Чтобы обеспечить стабильность работы двигателя на холостых оборотах, низкий уровень расхода топлива, а также минимальную токсичность, в зависимости от типа двигателя и конструкции впрыска применяются различные устройства, в том числе, механический регулятор холостого хода (РХХ).

Как регулируется холостой ход?

В «карбюраторную эру» настройка холостого хода производилась вручную с помощью регулировочных винтов карбюратора. Процесс был достаточно трудоемким и требовал наличия газоанализатора и тахометра.

С появлением систем электронного впрыска эта задача была автоматизирована. В инжекторных системах роль управления возложена на «мозги» двигателя, а исполняющим механизмом является регулятор холостого хода. Регулятор входит в замкнутую систему с обратной связью. Эту систему можно представить в виде трех составляющих – собственно РХХ, блока управления двигателем и устройства сбора данных, показывающего реальную величину оборотов двигателя. В качестве телеметрического устройства может быть использован датчик коленвала, распредвала или скорости.

На дизельных двигателях при настройке холостого хода регулируется подача топлива, а не воздуха, так как у них нет дроссельной заслонки

Процесс автоматической регулировки происходит следующим образом. От датчика на блок управления двигателем поступает информация о величине оборотов. Процессор сравнивает полученные данные с заложенным в него целевым значением. В случае расхождения этих данных, от блока подается команда на регулятор холостого хода увеличить или уменьшить подачу воздуха во впускной коллектор, обедняя или обогащая топливно-воздушную смесь. Благодаря этому частота вращения коленвала на холостых оборотах постоянно поддерживается на необходимом уровне.

В дизельных системах впрыска с применением электронного ТНВД реализована похожая схема, с той разницей, что в обход пускается часть топлива, а не воздуха. Обусловлено это тем, что в конструкции дизельного впуска дроссельная заслонка отсутствует, и вместо объема воздуха регулируется подача топлива.

Принцип работы регулятора холостого хода

Для возможности реализации описанной схемы, подача воздуха через РХХ бензинового двигателя производится в обход дроссельной заслонки по так называемому байпасному каналу (от англ. bypass – «идти в обход»).  От величины открытия этого байпасного канала и зависит количество воздуха, подающегося для холостых оборотов.

В случае поломки регулятора холостого хода подсказки в виде загоревшейся лампочки CHECK ENGINE ждать не приходится

У байпасного регулятора холостого хода есть один недостаток – стремление в любой ситуации стабилизировать обороты. Однако во время движения автомобиля стабилизация нужна только когда водитель отпускает педаль газа, поэтому нажатии на педаль контакты регулятора холостого хода размыкаются и отслеживание оборотов двигателя прекращается. Более того, параллельно блок управления двигателем дает команду регулятору прибавить обороты. Это делается на случай, если педаль газа будет резко отпущена (например, при торможении). Сразу после этого система регулировки холостого хода обеспечивает частоту вращения коленвала на уровне 1200-1500 об/мин, а затем плавно опускает обороты до установленного минимума. Такой алгоритм не позволяет двигателю заглохнуть при резкой смене режимов. Также регулятор холостого хода обеспечивает более высокие обороты при запуске холодного двигателя, что позволяет исключить необходимость прогрева мотора.

Виды регуляторов холостого хода

На современных автомобилях чаще всего применяются три типа регуляторов холостого хода:

  1. Соленоидный РХХ. Принцип работы таких регуляторов прост. При подаче напряжения на соленоид он втягивает сердечник, открывая тем самым байпасный канал. РХХ соленоидного типа допускают только два положения канала – открытое и закрытое. Поэтому для тонкой регулировки подачи воздуха применяется высокая частота управляющих импульсов открытия и закрытия клапана. Благодаря этому, клапан не успевает закрываться и открываться полностью, а балансирует в каком-либо промежуточном значении – необходимом в данный момент.
  2. Роторный РХХ. По принципу действия данный тип регулятора схож с соленоидными РХХ — здесь также используется широтно-импульсная модуляция. А основным отличием является использование ротора, который при вращении либо открывает, либо закрывает байпасный канал.
  3. Шаговый РХХ. Конструкция таких регуляторов включает в себя кольцевой магнит и четыре обмотки. Импульсы напряжения подаются на обмотки поочередно, благодаря чему вращается управляющий ротор и происходит открытие или закрытие байпасного канала.

Неисправности РХХ

При диагностике двигателя своими силами и возникновении подозрения на поломку РХХ, можно ориентироваться на характерные симптомы.

К ним относятся нестабильные обороты на холостом ходу, «зависание» оборотов после отпускания педали газа, остановка двигателя при переходе на нейтральную передачу, проблемы с запуском двигателя, снижение оборотов при включении дополнительной нагрузки (электроприборы, печка и пр.).

Неисправности в работе регулятора холостого хода необязательно говорят о необходимости его замены, во многих случаях достаточно очистки байпасного канала

Неисправности в работе регулятора холостого хода необязательно говорят о необходимости его замены. Во многих случаях бывает достаточно очистки байпасного канала.

blamper.ru

Регулятор холостого хода – устройство, неполадки, ремонт + видео » АвтоНоватор

Почему важно знать, как проверить регулятор холостого хода (РХХ)? Все дело в том, что к его функциям относится повышение стабильности оборотов холостого хода, а от этого процесса зависит и расход топлива, и работа двигателя без нагрузки. Нарушение работы приведет к проблемам с самыми значимыми узлами автомобиля, поэтому давайте разберемся, в чем суть диагностики.

Проверка регулятора холостого хода – устройство узла

Данное устройство состоит из шагового электродвигателя и подпружиненной конусной иглы. Таким образом, в то время, когда двигатель работает на холостых оборотах, количество воздуха, нужное для его полноценной работы поступает за счет изменения сечения проходного канала, игнорируя закрытую заслонку дросселя. Датчик регулятора холостого хода учитывает это количество воздуха, и контроллер, осуществляющий подачу топлива, регулирует воздушный напор.

Как только температура движка достигает рабочей отметки, контроллер отвечает за поддержание оборотов холостого хода. В случае, когда движок не прогрет до нужной температуры, количество оборотов увеличивается за счет РХХ, таким образом, осуществляется достаточный прогрев двигателя, что позволяет начать движение немедленно. Согласитесь, роль этого узла тяжело переоценить, но что случается, когда он ломается?

Как определить, что нужен ремонт регулятора холостого хода?

Неисправности регулятора холостого хода довольно легко обнаружить, в этом случае на панели приборов обязательно загорится лампа «CHECK ENGINE». Произойти это может по ряду причин, самая простая из них – это обрыв провода, однако, чаще всего, причиной может послужить выработка привода конусной иглы или же ее направляющих. Что же относительно симптомов, указывающих на то, что срочно нужен ремонт регулятора холостого хода, так они будут следующими:

  • во время включения передачи двигатель перестает работать;
  • обороты движка во время работы холостого хода достаточно неустойчивы, возможно даже их непроизвольное снижение или же повышение, иногда вибрация;
  • во время запуска не прогретого двигателя будут отсутствовать повышенные обороты;
  • как только включается дополнительная нагрузка, сразу же наступает снижение оборотов.

Как проверить регулятор холостого хода – приспособления

Проверка регулятора холостого хода – это не какой-то сложный технологический процесс, так что сделать это самостоятельно не составит никакого труда. Предложить мы можем как минимум два подхода, для первого понадобится специальный прибор – мультиметр. Предварительно следует выключить зажигание и отсоединить жгут от РХХ. После этого осуществляется проверка сопротивления на всех обмотках регулятора с помощью мультиметра.

Сопротивление должно быть следующим: между обмотками С и В, а также A и D – обрыв цепи, а между С и D, А и В – 40-80 Ом.

Также можно сделать прибор для проверки сопротивления и самостоятельно, используя трансформатор переменного тока на 6 В. Проверяем ходы РХХ, переменно используя включатели. Яркий свет свидетельствует о том, что должна делаться чистка регулятора холостого хода. Для этой процедуры понадобится только лишь очиститель карбюратора и ВД-40.

Чистка регулятора холостого хода – как это делать?

Сначала отсоединяется колодка проводов от самого датчика, и с помощью ватной палочки, смоченной в специальном средстве, производим зачистку контактов. Затем с помощью крестовой отвертки снимаем датчик, чтобы оценить его состояние. Но для этого мы должны знать, где находится регулятор холостого хода, найти же его можно на корпусе дроссельной заслонки. Иногда датчик посажен на лак, тогда не обойтись без снятия всего дроссельного узла.

В случае, когда весь датчик покрыт маслом, прочистить следует и дроссельную заслонку, также с помощью ВД-40 очищается конусная игла с пружиной. Если после очистки никаких изменений в работе двигателя нет, значит, мог произойти обрыв проводов, или же в негодность пришли направляющие конусной иглы. В первом случае провода можно запаять, место пайки обезжирить спиртом и покрыть лаком (таким образом можно предотвратить коррозию контакта). Во втором же случае неотвратима замена регулятора холостого хода.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru

Датчик холостого хода. Принцип работы и ремонт.

Регулятор холостого хода (иногда его называют еще датчиком холостого хода) на Ваз 2114, как и на других автомобилях семейства Самар, установлен для автоматической регулировки и стабилизации холостого хода мотора автомобиля. Регулятор холостого хода по сути представляет собой своеобразный клапан (небольшой электродвигатель с конусной иглой), который посредством запорной иглы контролирует необходимое количество воздуха в камере сгорания двигателя, которое обходит дроссельную заслонку. Таким образом, при полностью закрытой заслонке, если появляется необходимость поднять обороты двигателя, работающего на холостом ходу, контроллер посредством РХХ приоткрывает или открывает полностью впускное отверстие, чем обедняет топливную смесь. Благодаря этому на холостом ходу двигатель машины не глохнет.

При включении зажигания шток с конусной иглой РХХ полностью выдвигается и упирается в отверстие на дроссельном патрубке, предназначенное для калибровки. После отсчета определенного количества шагов датчик возвращает клапан на исходную позицию, которая зависит от прошивки (прошивка январь 5,1 имеет 120 шагов, BOSH около 50-ти и т.д.). Изначально на горячем двигателе датчик находится на 30-50 шагах.
При покупке нового РХХ особое внимание требуется уделить на расстояние от фланца до крайней точки головки штока. Для этого его нужно очень внимательно измерять. Оно не должно превышать 230 мм.

Какие признаки неисправностей или «смерти» ДХХ?

Регулятор холостого хода, будучи достаточно простым устройством, не имеет никаких диагностических систем, поэтому ни бортовой компьютер автомобиля, ни чек эйндж не сможет сообщить о его неисправности. Но если встретятся последующие проблемы, это может означать, что требуется замена, ремонт или чистка датчика холостого хода:

  • двигатель отказывается работать на холостом ходу, глохнет;
  • холостой ход имеет не постоянные (плавающие) обороты;
  • во время запуска холодного мотора нет повышенных оборотов;
  • в момент отключения передачи на коробке двигатель глохнет.

Эти причины также может вызвать неисправность ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки). Только дело в том, что о неисправности ДПДЗ даст знать бортовой компьютер автомобиля.

Местоположение датчика холостого хода.

Двигатели семейства Ваз 2114 оснащены датчиком холостого хода, размещенным на специальном посадочном месте непосредственно на дроссельном узле. Чистка РХХ невозможна без снятия датчика. Процесс демонтажа этого элемента двигателя достаточно простой. Это объясняется тем, что датчик крепится к патрубку двумя крепежными винтами под крестовик. В зависимости от модели двигателя он может находиться как в свободно доступной зоне, так и нуждаться в снятии всего дроссельного узла.

Как осуществить демонтаж РХХ?
Как упоминалось выше, чистка регулятора холостого хода невозможна без его предварительного демонтажа. Для того чтобы произвести демонтажные работы для регулятора, автомобиль необходимо поставить на стояночный (ручной) тормоз и снять клемму «минуса» с АКБ. После этого необходимо отключить все провода от датчика и вычистить от грязи его посадочное место, чтобы она не попала внутрь дроссельного узла. Далее откручивается два винта при помощи «трещотки» или отвертки и готово, датчик снят.
Процесс чистки датчика холостого хода на Ваз 2114.
Как только появляются какие-либо проблемы в работе двигателя (выше они были приведены) свое внимание нужно обратить на датчик холостого хода, возможно, его нужно чистить. И тут многие задаются вопросом: как почистить клапан холостого хода?
Процесс чистки, на самом деле, весьма простой и не занимает много времени и для этого требуется всего лишь смесь для чистки карбюраторов или же широко распространенную WD-40.
Итак, как почистить регулятор холостого хода на Ваз 2114:
1. Самое первое, что нужно сделать — это отключить все подходящие к датчику провода (при этом можно заодно и почистить контакты).
2. С помощью крестовой отвертки выкручивается два винтика на датчике. (В том случае, если крепежные винты отсутствуют, это явный признак того, что регулятор посажен на лак. Для чистки такого РХХ требуется демонтаж всего дроссельного узла.)
3. Вытаскиваем ДХХ и оцениваем его состояние. При этом следует обратить внимание на состояние клапана. Наличие масла и черной грязи на нем явный признак необходимости чистики дроссельной заслонки целиком.
4. Берется жидкость для очистки (WD-40 или очиститель для карбюраторов) и обильное брызгается на конусную иглу и пружину, что позволяет их очистить. Далее датчик высушивается и устанавливается на место. Перед возвращением датчика на его место стоит также проверить длину высунутого штока. Она не должна быть больше 23 мм.
Как почистить датчик холостого хода на Ваз 2114 с 1,6 литровым двигателем с 8 клапанами:
На Ваз 2114 оснащенных 1,6 л двигателем процесс демонтажа датчика холостого хода отличается первым шагом. Нужно предварительно отсоединить дроссельный узел от ресивера. Для этого необходимо немного открутить две крепежных гайки таким образом, чтобы была возможность отсоединить дроссельный узел от торцовой части ресивера хотя бы на 1 см. При этом дроссельный узел снимать полностью не нужно. Далее весь процесс точно такой же, как было описано выше.
Как почистить регулятор холостого хода на Ваз 2114 с двигателем 1,6i:
Для того чтобы снять на таком двигателе датчик холостого хода требуется полный демонтаж дроссельной заслонки. Это объясняется тем, что РХХ размещен таким образом, что один винт легкодоступен, а вот второй – нет (невозможно просунуть отвертку для его откручивания). В остальном процесс чистки аналогичен с двумя другими двигателями.

После того как датчик был почищен и установлен на свое место и никаких изменений в работе двигателя не произошло, это может означать выведение датчика холостого хода из строя и необходимость в его замене или ремонте. Причинами выхода из строя ДХХ могут быть как изнашивание направляющих конусной иглы, так и обрыв какого-либо провода внутри датчика и прочее.

Опубликовано: 23 июня 2015

automend.ru

Что такое датчик холостого хода и как он работает?

Оглавление:

Что такое датчик (регулятор) холостого хода?

Датчик холостого хода — это прибор в двигателе автомобиля, поддерживающий его постоянство оборотов при запуске (обычно 700-900 оборотов в минуту), а также на ходу и при движении на выбеге с отпущенной педалью газа.

Это устройство не работает только тогда, когда двигатель автомобиля заглушен, отсюда и возникают столь высокие требование к его надежности и регулировкам.

Как выглядит датчик (регулятор) холостого хода?

Датчик холостого хода представляет из себя обычный коллекторный электрический шаговый двигатель, работающий обычно от постоянного тока напряжением 6-14 вольт. На двигателе имеются 4 клеммы, две из них служат непосредственно для его питания.

Электрический двигатель датчика холостого хода управляется от электронного блока, который подает ему напряжение нужной полярности и величины, и производит перемещение конусовидной подпружиненной иглы, которая обеспечивает подачу воздуха во впускной коллектор в обход закрытой дроссельной заслонки, и обеспечивает автоматическое постоянство оборотов.

Объём поступающего воздуха рассчитывается датчиком массового расхода воздуха, и в зависимости от его значений, контроллер подает необходимое количество топлива в камеры сгорания.

Как работает датчик (регулятор) холостого хода?

В момент включения зажигания, игла датчика выходит и упирается своим концом в калибровочное устройство патрубка. Затем, датчик возвращает иглу в обратное положение, тем самым определяя оптимальную подачу воздуха.

В зависимости от оборотов коленчатого вала, которые фиксирует датчик оборотов, от показаний датчика температуры охлаждающей жидкости, электронный блок выставляет иглу в зависимости от данных параметров.

При запуске автомобиля,после прокрутки стартера, по тахометру можно наблюдать как обороты начинают падать по мере прогрева двигателя и масла.

Датчик нужен для того, чтобы сгорание топлива происходило полнее, а также для снижения износа коренных и шатунных подшипников скольжения коленчатого вала. При этом сильного падения оборотов на холостом ходу не должно происходить вследствие включения фар, подогревателя воздуха, кондиционера, и других устройств.

Конусовидная игла датчика холостого хода рассчитывается компьютером обычно на 120 шагов, и изменению каждого шага соответствует изменение температуры охлаждающей жидкости.

При начале работы двигателя и прогреве, игла начинает смещаться с полностью открытого положения (120 шагов), до положения примерно 50 шагов (зависит от индивидуальных настроек двигателя и особенностей автомобиля).

По мере прогрева, игла ограничивает поступление воздуха, и уменьшает проходящий секундный объём. Ход иглы составляет примерно 20 шагов в этом режиме. Если же запуск двигателя производится на прогретом автомобиле, то игла возвращается практически сразу в свое рабочее положение (20 — 30 шагов).

При движении с полностью выжатой педалей газа, игла на некоторых автомобилях смещается в открытое положение, тем самым поступление воздуха во впускной коллектор и камеры сгорания увеличивается и происходит более полное сгорание топлива.

Где стоит датчик (регулятор) холостого хода? Неисправности датчика

Обычно датчик холостого хода устанавливают в дроссельной заслонке, закрепляя двумя болтами через резиновое уплотнительное кольцо.

Если датчик холостого хода неисправен, двигатель начинает работать нестабильно, с перебоями. Возможно также резкое увеличение или снижение оборотов, по независимым от водителя или топлива причинам.

Причем, датчик холостого хода — исполнительный элемент, и табло check engine не загорается (в отличие от неисправности датчика положения дроссельной заслонки).

Если датчик температуры двигателя исправен, тогда необходимо разобрать датчик и прочистить воздушный канал.

Довольно часто, болты крепления прикипают, их приходится высверливать, а затем нарезать резьбу метчиком для установки новых болтов — в таком случае без демонтажа дроссельной заслонки не обойтись.

Процедура это не сложная, но долгая, и отнимает много времени.

Монтаж производиться в обратном порядке относительно снятия; обязательно проконтролировать выход штока, он не должен быть больше номинала, а болты и прокладку рекомендуется смазать смазкой.

Из вышесказанного следует, что следует почаще менять воздушный фильтр, двигатель будет работать лучше и значительно дольше.

mashin-ko.ru

Регулятор холостого хода (РХХ) ВАЗ

Регулятор холостого хода обеспечивает равное число оборотов двигателя на холостом ходу с минимальной нагрузкой на двигатель и самым оптимальным расходом топлива. Помимо этого правильно выставленный холостой ход продлевает срок службы двигателя.

РХХ устанавливается с левой стороны в дроссельном блоке и включает в себя три важных элемента:

1. Шаговый электрический двигатель.

2. Пружина.

3. Шток с конусообразной иглой на самом конце.

Принцип работы РХХ

Принцип действия регулятора холостого хода заключается в том, чтобы при определенных случаях открывать или закрывать клапан, положение которого абсолютно не зависит от дроссельной заслонки.

При вращении коленчатого вала, датчик положение вала принимает информацию об его угловом расположении и передает информацию на регулятор холостого хода. Регулятор, в свою очередь, путем арифметических вычислений решает открыть или закрыть клапан и передает нужное действие на исполнительный орган, который открывает или закрывает клапан, в зависимости от числа оборотов коленчатого вала. Исполнительный орган представляет собой шаговый двигатель, который выдвигает или задвигает шток со специальной иглой.

Видео — Обзор регуляторов холостого хода ВАЗ

Неисправности регулятора холостого хода

  • неустойчивая работа двигателя или неравномерные обороты коленчатого вала ;
  • двигатель часто глохнет на холостом ходу;
  • после прогрева двигателя обороты повышаются или понижаются;
  • затруднен запуск двигателя, даже при нажатой педали газа;
  • снижение оборотов коленчатого вала при использовании фар, стеклоочистителей и прочих электрических потребителей;

Следует отметить, что данные признаки могут указывать не только на неисправный регулятор холостого хода, но и другие элементы автомобиля: бензонасос, свечи зажигания или топливный фильтр. Кроме того, влияние на работу двигателя в пределах этих симптомов может указывать и на неисправность катушки зажигания. Поэтому, прежде чем менять РХХ, проверьте все вышеперечисленные узлы.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ

После обнаружения вышеперечисленных симптомов и проверки остальных узлов, можно смело приступать к замене РХХ. Данная процедура несложная и может выполняться в пределах гаража со стандартным набором инструментов.

Порядок действий

1. В первую очередь, отсоедините минусовую клемму аккумулятора. Рекомендуется делать это всегда, когда работа связана с заменой или ремонтом электрической части автомобиля. Эта мера безопасности позволит избежать случайных коротких замыканий и порчи электроприборов.

2. Найдите штекер с проводами, который подсоединяется к регулятору холостого хода. Эти провода выходят из дроссельного патрубка, так что обнаружить их не составит особого труда. Данный штекер нужно отсоединить, нажав на пластиковую защелку.

3. Открутите небольшие болты, предназначенные для крепления РХХ, и вытащите его. Будьте осторожны и работайте магнитной отверткой, так как бывают случаи, когда один из болтов падает вниз и найти его потом становится весьма проблематичным занятием.

4. Установите новый датчик и закрутите болты крепления. Подсоедините штекер с проводами и подключите минусовую клемму аккумулятора снова. После этого включите зажигание и дождитесь калибровки прибора (достаточно будет подождать 10 секунд).

Как только новый регулятор будет установлен, проведите его проверку. Запустите двигатель на холостом ходу и дайте поработать, примерно, минут 5. Если признаки неисправностей отсутствуют, это означает что замена регулятора холостого хода прошла успешно, и вы все сделали правильно. Удачи на дорогах!

vipwash.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *