Глонасс vs gps – Сравнение глобальных систем позиционирования GPS и ГЛОНАСС

Содержание

GPS vs ГЛОНАСС

Что ожидает Россию, если остановят работу американских станций GPS?

С 1 июня Россия приостанавливает работу американских станций по передаче сигнала GPS, заявил 13 мая на брифинге в Москве вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Он подчеркнул, что гражданские пользователи от этой санкции не пострадают, однако эксперты ставят это утверждение под сомнение.

Рогозин напомнил, что американская сторона приостановила решение вопроса о размещении на территории США станций системы дифференциальной коррекции и мониторинга ГЛОНАСС, несмотря на то, что в десяти субъектах России станции передачи сигнала GPS работают.

«Поскольку у нас в последние месяцы не было никакого продвижения по аналогичному размещению системы ГЛОНАСС, то времени для разрешения этого вопроса остается до 31 мая. С 1 июня мы приостанавливаем работу этих станций на территории Российской Федерации», — заявил Рогозин.

Спутник ГЛОНАСС

Вице-премьер сообщил, что сформирована рабочая группа, которая состоит из представителей Роскосмоса, Академии наук и Министерства иностранных дел. «Мы приступаем к переговорам», ― сообщил Рогозин, добавив, что на все отведено три месяца. 

«Мы надеемся, что до конца лета нынешнего годав ходе переговоров будет найдено решение, которое позволит на условиях паритета и пропорциональности восстановить сотрудничество.Если же нет, с 1 сентября работа этих станций будет прекращена окончательно, ―сказал вице-премьер РФ.  ― Но гражданские пользователи GPS не пострадают, прекращение работы станций никак не скажется на навигационных услугах».

 

 

Спутник GPS

Однако, по информации агентства»Интерфакс», некоторые эксперты подвергают сомнению слова вице-премьера о навигационных услугах.

Так, источник «Интерфакса» в одной из компаний, оказывающих услуги геопозиционирования, заявил, что в случае отключения наземного сегмента GPS «лягут» все потребительские сервисы, основанные на геолокации. По словам собеседника агентства, ГЛОНАСС вряд ли сможет в короткое время на 100% заменить собой GPS.

Источник «Интерфакса» в одном из операторов «большой сотовой тройки» считает, что отключение наземной инфраструктуры GPS не должно отразиться на работе сотовых операторов, которые уже давно дублируют свои сервисы, например по мониторингу транспорта, двумя системами — GPS и ГЛОНАСС, а кроме того, осуществляют позиционирование по базовым станциям сотовой связи.

А глава аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков полагает, что погрешность в позиционировании в таких условиях может достигать километра. По его оценке, более 80% используемых в России навигаторов и большинство смартфонов оснащено чипами GPS, в то время как устройства с ГЛОНАСС-GPS массово начали продаваться в России только около года назад.

Напомним, всего на территории России работает 11 станций GPS. Они расположены в Калужской и Свердловской областях, Красноярском крае, Республике Саха-Якутия, Иркутске, Магадане, Южном Сахалине, Петропавловске-Камчатском.

Причиной приостановки работы GPSстала ноябрьская статья в газете TheNewYorkTimes, со ссылкой на неназванные источники в Госдепе и Белом Доме,  говорящая о том, что американские спецслужбы и Пентагон возражают против планов Госдепартамента выдать Роскосмосу разрешение на строительство на территории США нескольких станций ГЛОНАСС.

ЦРУ и Минобороны США опасаются, что в случае размещения станций «Россия получит плацдарм на американской территории, что позволит увеличить точность российских управляемых ракет». Кроме того, по их мнению, эти станции могут быть использованы для ведения разведывательной деятельности непосредственно на территории США.

По данным TheNewYorkTimes, попытки России добиться размещения на территории США станций дифференциальной коррекции и мониторингавызвали сильную озабоченность в конгрессе, особенно у республиканцев. При их активном участии, отмечает издание, и была принята запретительная мера.

 

scientificrussia.ru

Космические поводыри: ГЛОНАСС VS GPS — журнал За рулем

О ней часто говорят сегодня с самых высоких трибун, под нее выделяются колоссальные средства. ГЛОНАСС. Зачем она рядовому россиянину? На экскурсию по небесным сферам приглашает специалист по спутниковой навигации Марина Рожкова.

navi

Что такое ГЛОНАСС? Чем она лучше или хуже GPS?

ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) — российская система спутниковой навигации. Фактически это группировка спутников специального назначения. С околоземных орбит они передают сигналы, по которым навигационное устройство вычисляет свои координаты на местности. Затем они отображаются в виде метки на карте.

Спутник системы ГЛОНАСС с развернутыми солнечными батареями.

Спутник системы ГЛОНАСС с развернутыми солнечными батареями.

Спутник системы ГЛОНАСС с развернутыми солнечными батареями.

Проект запустили еще в СССР: первый спутник вывели на орбиту в 1982 году. Изначально систему планировали использовать для оборонных нужд — рядовым гражданам точная навигация на местности была недоступна. Нарушившего запрет могли запросто обвинить в шпионаже (такие случаи бывали!).

На экране двухсистемного навигатора Mio C725 доступные в данной точке спутники. Счет 11:6 в пользу GPS.

На экране двухсистемного навигатора Mio C725 доступные в данной точке спутники. Счет 11:6 в пользу GPS.

На экране двухсистемного навигатора Mio C725 доступные в данной точке спутники. Счет 11:6 в пользу GPS.

Известную и сравнительно давно используемую по всему миру систему ориентации GPS (Global Positioning System) создало и финансирует министерство обороны США. Ее сигнал стал доступен с 2000 года, и сегодня количество моделей навигационных устройств, работающих с ней, не поддается счету.

С точки зрения пользователя, ГЛОНАСС совершенно аналогична GPS, российская система не лучше и не хуже американской, просто они разнятся по некоторым техническим параметрам. Наша несколько поотстала в сложные 1990-е годы. И если сегодня сигнал GPS доступен в любой точке Земли, то с ГЛОНАСС можно работать не везде: на околоземную орбиту выведены пока 19 из 24 спутников, требуемых для полного локационного покрытия планеты, а полноценно функционируют только 17; кроме того, потребителям доступна всего одна модель навигатора.

Зачем России своя система?

Прежде всего, для оборонных целей. Представьте ситуацию: все наши танки, самолеты, ракеты ориентируются по сигналу американской системы навигации. А если в один «прекрасный» момент заокеанские партнеры возьмут да и нажмут (ну, захотелось!) кнопку «стоп» и сигнал исчезнет? Вся российская военная техника вмиг «ослепнет».

Нужна ли ГЛОНАСС кому-то еще?

Да, она может заинтересовать любую страну, которая не хотела бы зависеть от навигационной монополии Штатов. Всем нужна альтернатива GPS. Более того, собственные системы уже начинают разрабатывать Евросоюз (Galileo), Китай и Индия. Если поторопиться и завершить формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС, она может стать первой и главной альтернативой GPS, что даст возможность, помимо предоставления услуг навигации, экспортировать ее оборудование и технологии во многие страны.

Glospace SGK-70 — первый отечественный навигатор с ГЛОНАСС. Другого пока не придумали…

Glospace SGK-70 — первый отечественный навигатор с ГЛОНАСС. Другого пока не придумали…

Glospace SGK-70 — первый отечественный навигатор с ГЛОНАСС. Другого пока не придумали…

ГЛОНАСС тогда станет основой для одной из немногих успешно функционирующих несырьевых отраслей экономики России. Отсюда и мотив к инвестированию правительством России огромных средств в развитие системы. Цель — закончить развертывание спутниковой группировки в ближайшие два года.

Ориентация для экономики?

И на гражданке зависеть от кого-то — себе в убыток. Допустим, у некой транспортной компании есть 20 грузовых автомобилей и каждый ежедневно простаивает в многокилометровых пробках или делает крюки, тогда как возможны другие, оптимальные маршруты, пусть и объездные. Сколько убыточных километров проходит каждая машина в день? В неделю? За год? Сколько бензина сжигает впустую? А если подсчитать убытки транспортных компаний огромной страны… Повсеместное внедрение навигационных технологий способно повысить эффективность работы транспорта — сократить общий пробег, минимизировать холостой, повысить скорость передвижения, ускорить доставку товаров. А экстренные службы — милиция, пожарные, скорая помощь — станут прибывать на вызовы в разы быстрее, чем сейчас.

Может, козни американцев — всего лишь страшилки?

«Лада-Приора» со встроенным двухсистемным навигатором.

«Лада-Приора» со встроенным двухсистемным навигатором.

«Лада-Приора» со встроенным двухсистемным навигатором.

Предположения излишни — был прецедент. В 1999 году во время бомбардировок Югославии американцы вырубили сигнал GPS для чужих на довольно большой части Европы… Но дело не только в «рубильнике». Одновременное использование обеих спутниковых систем в ряде ситуаций может оказаться спасительным для любого рядового автомобилиста. Скажем, вы попали в ущелье или в район высотной застройки, где «ваш» спутник заслонен препятствиями, сигнал к прибору не проходит. А «их» спутник чуть в сторонке и в зоне видимости. Вот поэтому-то большинство приемников ГЛОНАСС изначально выполняют двухсистемными, то есть с поддержкой GPS 

www.zr.ru

Системы ГЛОНАСС или GPS – чем они отличаются и основные достоинства

В настоящее время невозможно представить транспортное средство без спутниковой системы. Навигатор помогает не только ориентироваться в незнакомой местности, но и быстро получать информацию о наличии пробок и подобного на дороге. Любой водитель сможет заранее продумывать маршрут, чтобы экономить собственное время и нервы. Многие автомобили оборудованы кнопкой sos, на случай чрезвычайного происшествия.

Каждый знает, что в мире существует две основные системы спутниковой связи:

1. ГЛОНАСС от российского производителя;

2. GPS – американский вариант.

Водитель может устанавливать любую систему, здесь нет каких-либо ограничений. Главное, чтобы было удобно и довольно практично. Что касается системы ГЛОНАСС, то она появилась не так давно, только набирает обороты распространения. GPS существует довольно давно, и в этом нет ничего удивительного. Ведь именно в Америке придумали подобную систему, чтобы улучшить жизнь водителей.

Основы спутниковой связи

Современная спутниковая система предназначена для точного определения местоположения транспортного средства и других объектов. В транспортном средстве подобное осуществляется за счёт специального устройства, которое помогает устанавливать координаты. Его название навигатор.

Спутники, которые находятся около космического пространства, взаимодействуют с конкретной системой навигации и отправляют персональный сигнал. Чтобы получить точные данные, навигатору достаточно четыре спутника. Если их количество будет больше, то это ещё лучше. Из этого следует вывод о том, что навигатор это не просто гаджет, а элемент сложной системы космического позиционирования. Во время передвижения транспортного средства координаты меняются. В связи с этим любая система имеет автоматическое обновление через равный промежуток времени. Происходит новый расчёт расстояния.

К главному преимуществу современной системы относят то, что она способна запоминать местоположение даже в выключенном состоянии. Подобное повышает эффективность прибора, так как не требуется по новой отыскивать орбиту спутника. Для автомобилистом придумали специальную функцию под названием «горячий старт». За счёт неё можно за короткий промежуток времени устанавливать связь со спутниками и получать информацию. Что касается холодного запуска, то требуется порядка 10-20 минут.


Создание систем

Хотя первым спутником Земли была советская разработка, вначале родилась именно американская GPS. Ученые обратили внимание на перемены в спутниковых сигналах, зависящие от его перемещения по орбите. Тогда они задумались над методикой расчета не только координат самого спутника, но и привязанных к нему земных объектов.

В 1964 году заработала исключительно военная навигационная система под названием TRANZIT, ставшая первой в мире разработкой такого уровня. Она способствовала запуску ракет с подводных лодок, но точность расположения объекта рассчитывала только на расстоянии 50 метров. К тому же объект этот должен был оставаться абсолютно неподвижным.

Следующая, модернизированная версия появилась спустя 3 года вместе с новым спутником Тиматионом-1 и его собратом Тиматионом-2. Совместно они поднялись на более высокую орбиту и объединились в единую систему, названую «Навстар». Начинала она так же, как военная разработка, но затем было принято решение сделать ее общедоступной для нужд гражданского населения.

Эта система функционирует до сих пор, насчитывая в своем арсенале 32 спутника, обеспечивающих полное покрытие Земли. Еще 8 аппаратов имеются в резерве на некий непредвиденный случай. Двигаясь на существенном расстоянии от планеты по нескольким орбитам, спутники завершают оборот почти за сутки.

Первый советский спутник 1967 года рождения должен был стать единственным, достаточным для расчета координат. Но скоро в космосе появилась целая оборудованная радиопередатчиками система, известная населению как Цикада, военные называли ее Циклоном. Ее задачей стало определение терпящих бедствие объектов, чем она и занималась вплоть до появления ГЛОНАССа в 1982 году.

Советский Союз был разрушен, страна находилась в бедственном положении и не могла изыскать резервы для доведения до ума высокотехнологичной системы. Вся система включала в себя 24 спутника, но из-за финансовых трудностей почти половина из них не функционировала. Поэтому в то время, в 90-х годах, ГЛОНАСС даже близко не могла конкурировать с GPS.

На сегодняшний день российские разработчики намерены догнать и обогнать американских коллег, что уже подтверждает более быстрое обращение вокруг Земли наших спутников. Пусть исторически российская спутниковая система ощутимо отставала от американской, из года в год этот отрыв сокращается.


Преимущества и недостатки

Многим гражданам безразлично, какую именно спутниковую навигацию использует его техника. Они обе доступны без ограничений и взимания платы всему гражданскому населению, в том числе для использования в автомобиле. Если смотреть с технической точки зрения, то шведская спутниковая компания официально заявила о достоинствах ГЛОНАСС, намного качественнее работающей в северных широтах.

Спутники GPS практически не появляются севернее 55-й параллели, а в южном полушарии, соответственно, южнее. Тогда как при угле наклона в 65 градусов и высоте нахождения в 19,4 тыс.км спутники ГЛОНАСС поставляют отличные, стабильные сигналы в Москву, Норвегию и Швецию, что так оценили зарубежные специалисты.

Хотя обе системы имеют большое количество спутников во всех орбитальных плоскостях, другие эксперты все же отдают пальму первенства GPS. Даже при активной программе усовершенствования российской системы на данный момент американцы имеют 27 спутников против 24 российских, что даёт большую чёткость их сигналам.

Достоверность сигналов ГЛОНАСС составляет 2,8 м по сравнению с 1,8 м у GPS. Однако эта цифра достаточно усреднена, потому что спутники могут выстроиться на орбите таким образом, что показатель погрешности возрастёт в несколько раз. Причём такая ситуация может постичь обе спутниковые системы.

По этой причине производители стараются оснастить свои устройства с двухсистемной навигацией, принимающей сигналы и GPS, и ГЛОНАСС.

ГЛОНАСС:

1) Во время смены небесной координаты происходит неточность определения координат;

2) Имеются прерывания сигнала;

3) Рельеф влияет на результат.

GPS:

1) Можно получить неточный сигнал в результате многолучевой интерференции;

2) Для гражданского пользования существует только ограниченная версия.


В общей сложности на орбите постоянно крутится более пяти десятков спутников обеих мировых держав. Как уже было сказано, для получения достоверных координат достаточно хорошего «обзора» 4 спутников. На ровном пространстве, в степи или в поле, любой приёмник сумеет зафиксировать одновременно до десятка сигналов, тогда как в лесу или горной местности связь стремительно исчезает.

Таким образом, цель разработчиков состоит в том, чтобы каждое принимающее устройство было способно связываться с максимальным количеством спутников. Это снова возвращает к идее совмещения ГЛОНАСС и GPS, что уже практикуют в Америке для служб спасения. Как бы ни складывались отношения государств, человеческая жизнь превыше всего, а двухсистемный чип с большей скоростью и чёткостью определит местоположение попавшего в беду человека.

24.11.2017

cartechnic.ru

Что выбрать – GPS или ГЛОНАСС?

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

НА ПЕРВЫЙ взгляд принцип действия спутниковой навигации довольно прост и сводится к решению не слишком сложной геометрической задачи. Если известны координаты нескольких спутников и точное расстояние от них до приемника, то вполне можно рассчитать местонахождение последнего. Расстояние до спутников автомобильный штурман высчитывает на основе сравнения времени между моментом излучения и моментом приема сигнала. Для корректной работы навигатору надо “поймать” минимум три спутника.

Пользуясь терминологией специалистов, система космического позиционирования состоит из трех сегментов. В первый входит орбитальная группировка навигационных космических аппаратов. Следующая часть включает в себя наземный комплекс управления спутниками. И третий сегмент – это сами навигационные приборы, в нашем случае – автомобильные.

Схема положения спутников на околоземной орбите называется альманахом. На его основе и проводятся геометрические вычисления. Разумеется, по мере движения автомобиля координаты приемника все время меняются, поэтому сигнал от спутников обновляется и перерасчитывается каждые несколько секунд. За счет этого можно отследить перемещения объекта, вычислить его скорость и пройденный путь.

Каждый навигатор держит в памяти альманах и после выключения. Это избавляет его от необходимости каждый раз искать спутники заново. Если прибор постоянно используется в течение дня, то привязка к спутникам осуществляется буквально в течение минуты. Это называется “горячим стартом”. Но при самом первом включении устройства или же если оно не использовалось в течение какого-то времени, поиск спутников может занимать десять-двадцать минут. Этот процесс получил название “холодный старт”.

GPS

История

ИДЕЯ создания системы глобального позиционирования NAVSTAR GPS (NAVigation Satellites providing Time And Range & Global Positioning System) возникла практически сразу после запуска первого советского спутника земли. Американские ученые под руководством директора лаборатории прикладной физики Ричарда Кершнера одновременно заметили, что частота сигнала от спутника меняется вместе с его перемещением и на этой основе можно вычислить как его координаты, так и свои собственные.

Уже в 1964 году в строй вступает первая американская навигационная система TRANSIT, у которой было сугубо военное назначение – с ее помощью c борта подводных лодок осуществлялись пуски баллистических ракет “Polaris”. Однако для гражданской навигации эта система не годилась. Точность определения координат неподвижного объекта у нее ограничивалась 50 метрами, а подвижного – в десять раз больше. Кроме того, TRANSIT не обеспечивал непрерывного определения координат из-за того, что спутник, находящийся на низкой орбите, был в поле зрения на конкретном участке планеты не более часа.

Чтобы исправить положение, в 1967 году был запущен спутник нового поколения с более высокой орбитой “TIMATION-I”, а через два года – “TIMATION-II”. В 1973 году обе эти системы были объединены в единую – NAVSTAR GPS. Первый тестовый запуск спутника, близкого к современному поколению, был осуществлен 14 июля 1974 года. Поначалу эта система также использовалась только военными. Предоставить гражданским организациям доступ к точному позиционированию помог печальный инцидент, когда в небе над Советским Союзом был сбит потерявший ориентацию южнокорейский “Боинг” с 269 пассажирами на борту. Тогда президент США Рональд Рейган разрешил использовать GPS не только в военных, но и в мирных целях, но точность определения для гражданских пользователей искусственно снизили.

Дальнейшее развитие программы было задержано катастрофой многоразового космического аппарата “Challenger” в 1986 году. Этот корабль помимо других задач должен был использоваться и для развертывания второй группы спутников проекта NAVSTAR GPS. Работы продолжились через пару лет. В 1990 году, во время операции “Буря в пустыне”, были временно отключены искусственные помехи, снижающие точность позиционирования для гражданских пользователей – военных приемников попросту не хватало. А в декабре 1993 года было принято окончательное решение о бесплатном предоставлении услуг GPS частным лицам.

Полностью система NAVSTAR GPS была готова в 1995 году, а через пять лет были сняты все ограничения в гражданском использовании, в результате чего точность позиционирования тогда выросла с 200 до 20 метров.

Технические особенности

Орбитальная группировка NAVSTAR GPS на сегодняшний день состоит из 32 спутников – 24 основных, которые обеспечивают полное покрытие земного шара, и восемь резервных. Максимально на орбиту можно вывести до 37 спутников этой системы. Космические объекты движутся на высоте 20.180 км по шести круговым орбитальным траекториям – по четыре спутника на каждую. Период их обращения вокруг планеты составляет 11 ч 58 мин.

Служба наземного обеспечения включает в себя порядка десяти станций слежения, разбросанных по разным частям света, и главной станции MCS (Master Control Station), которая находится на базе ВВС Шривер в американском штате Колорадо.

ГЛОНАСС

История

РАБОТЫ по созданию системы позиционирования в Советском Союзе начались одновременно с выводом на орбиту первого искусственного спутника Земли группой ученых во главе с известным деятелем науки Владимиром Котельниковым. Уже в 1958–1959 годах в нескольких ведущих НИИ страны начались масштабные исследования по этой проблеме, а в 1963 году начались работы по построению низкоорбитальной навигационной спутниковой системы “Циклон” (военный вариант) и “Цикада” (гражданский). Первый отечественный навигационный спутник “Космос-192” был выведен на орбиту в 1967 году. Одной из его особенностей было использование только одного спутника для определения координат. Впоследствии спутники системы “Цикада” оборудовались и приемниками для получения сигналов от объектов, терпящих бедствие.

Первый спутник собственно системы ГЛОНАСС был выведен на орбиту 12 октября 1982 года. Через 11 лет система была принята в эксплуатацию, а в 1995 году спутниковая группировка достигла оптимального количества – 24 объекта. Правда, из-за бедственного экономического положения в стране число работающих спутников сократилось, поэтому конкуренции заокеанскому комплексу GPS наша система составить не смогла. Серьезно взяться за возрождение ГЛОНАСС смогли лишь в 2001 году, когда была принята федеральная целевая программа “Глобальная навигационная система”. В то время она предполагала покрыть территорию России к 2008 году, а выйти на полную мощность – в 2010 году.

Технические особенности

Как и GPS, группировка ГЛОНАСС является системой двойного назначения – в первую очередь военного и лишь затем гражданского. На данный момент на орбите находятся 17 спутников, из которых два еще в стадии ввода в эксплуатацию. Объекты находятся на круговой геостационарной орбите на высоте 19.100 км. Время обращения спутника вокруг Земли занимает 11 ч 45 мин. Первоначально использовались спутники первого поколения ГЛОНАСС, срок службы которых составлял всего три года (последний был запущен в 2005 г.). Кроме того, в 2003 году начался запуск модернизированных моделей ГЛОНАСС-М, они служат по семь лет. На очереди последний проект – ГЛОНАСС-К, срок службы его спутников 10 лет, они излучают сигналы разных типов, в том числе совместимые с GPS. Первый запуск спутников третьего поколения намечен в 2010 году. Чтобы охватить весь земной шар, группировке потребуется 24 рабочих спутника и еще несколько резервных.

Наземный сегмент состоит из нескольких квантово-оптических измерительных и командно-измерительных пунктов, расположенных по всей территории России, а также командного пункта в Москве. Что касается гражданских наземных пользователей, в частности автомобилистов, то их процент на данный момент ничтожно мал в сравнении с владельцами GPS-навигаторов.

Европа и Азия

“Galileo”

ЕВРОПЕЙСКИЙ навигационный проект, который отличается своей сугубо гражданской направленностью. Он не принадлежит государственным и военным структурам. Разработкой занимается Европейское космическое агентство, в которое входит 18 стран. По замыслу создателей, система должна заработать на полную мощность в 2013 году. Тогда на орбите должно находиться 30 спутников – 27 работающих и три резервных. Общая стоимость проекта составляет 3,8 млрд евро.

Планируется, что точность бесплатного определения координат составит примерно один метр, а в коммерческом режиме – и вовсе 10 сантиметров. Кроме того, системой “Galileo” смогут пользоваться летчики, моряки, спасатели и агенты правительственных служб.

Первый спутник был выведен на орбиту 28 декабря 2005 года с помощью российского носителя “Союз-ФГ”. Что касается дальнейшего развития системы, то финансовые проблемы начались у Европейского космического агентства еще больше года назад, когда проект чуть не провалился из-за разногласий в схемах его финансирования. Нынешний экономический кризис поставил “Galileo” под еще большую угрозу. На данный момент говорить о его использовании в автомобильной навигации не приходится.

“Beidou”

КИТАЙСКИЙ вариант спутниковой навигационной системы. Само название означает “Северный ковш”, то есть созвездие Большой Медведицы. Система работает с 2000 года, за это время на орбиту выведено пять спутников. В будущем году планируется запустить еще 12 объектов. Всего же, по замыслу китайских властей, в космосе должно находиться около 30 спутников. Ожидается, что в полной мере группировка заработает уже в 2010 году.

Система должна стать бесплатной для гражданских пользователей и быть совместимой с ГЛОНАСС и GPS.

IRNSS

ИНДИЙСКИЙ проект (Indian Regional Navigation Satellite System), рассчитанный на покрытие самой страны и некоторых сопредельных государств. Всего на геосинхронную орбиту к 2011 году планируется вывести семь спутников. Система является государственной, а навигационные приборы будут разрабатываться и изготавливаться местными компаниями.

Коллеги-соперники

ЧТОБЫ наглядно представить сходства и различия автомобильных навигационных приборов, давайте сравним два устройства, близких по типу, функциям, размерам и ценовой категории. Одно из них разработано американской фирмой – крупнейшим поставщиком средств навигации, другое является детищем отечественной компании. Итак, заокеанский “Garmin nuvi 5000” против российского “Glospace SGK-70”.

Прибор от “Garmim”, как и все аппараты этой фирмы, использует исключительно спутники системы GPS. Устройство “Glospace” – первый в мире бытовой автомобильный навигатор, который может одновременно принимать сигналы от двух систем-конкурентов – ГЛОНАСС и GPS.

Что касается собственно навигации, то возможности аппаратов примерно равны. Многое тут зависит от встроенной программы-штурмана. Собственный гарминовский софт справедливо считается одним из лучших в мире. Он полностью русифицирован и использует русскоязычные карты “City Navigator NT”. Первоначально устанавливаемая на “Glospace SGK-70” программа “ПалмГИС ГЛОНАСС/GPS” от компании “Киберсо” менее наглядна и удобна, но в последнее время на аппарат ставится программа АВТОСПУТНИК от компании “Навигационные системы”, которая умеет работать с обеими спутниковыми системами. По своим возможностям и удобству интерфейса она может потягаться со знаменитым заокеанским софтом, а кроме того, способна работать с дорожными пробками, что гарминовские разработчики считают излишним для российских реалий.

О технической начинке “Garmin” традиционно не сообщает, многозначительно называя ее “абсолютно достаточной для всех задач”. Зато про российский аппарат известно, что оснащен он сразу двумя спутниковыми приемниками – 12-канальным ГЛОНАССовским и 20-канальным GPS-прибором. Теоретически это должно обеспечивать лучшую работу со спутниками, но рядовой автомобилист при прямом сравнении вряд ли найдет различия в поведении обоих навигаторов.

В общем и целом, приборы достаточно похожи, и однозначный выбор в пользу той или иной системы пока что сделать нельзя, да и особой необходимости в этом нет. Если все системы легальны и бесплатны, то при подборе навигатора следует руководствоваться собственными предпочтениями в пользу размера, сервисных функций и эргономики. А к месту назначения вас приведет практически любой современный навигатор. Кстати, есть сведения, что АвтоВАЗ в будущем году собирается устанавливать на свои автомобили мультимедийные навигационные устройства, одновременно использующие ГЛОНАСС и GPS. Предполагается, что их будут совместно производить российская компания “АвтоАудиоЦентр” и китайская “Shenzhen Hangsheng Electronics”. Основываясь на хорошей репутации этих фирм, можно предположить, что это навигационное оборудование будет достаточно качественным. Весь вопрос только в его стоимости.

ВЫБИРАТЬ ИЛИ НЕТ?

ГОВОРЯ прямо, рядовому российскому автомобилисту должно быть все равно, какая система применяется его навигатором. В идеале он даже не должен лишний раз забивать себе этим голову, потому что для гражданских лиц обе спутниковые группировки абсолютно равнозначны. Как и GPS, отечественная спутниковая система может без ограничения использоваться любыми пользователями, в том числе и для автомобильной навигации. В указе президента РФ “Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации” от 18 мая 2007 года прописано, что “доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС …предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений”. В то же время между российской и американской сторонами существует ряд договоренностей о совместном использовании обеих спутниковых систем для мирного применения. Для автомобилистов это означает, что в каждой стране можно изготавливать навигаторы с так называемой бинарной системой, которая использует сигналы от спутников того и другого типов.

Зато когда речь заходит о навигации в военной или государственной сфере, безусловно, такой крупной стране, как Россия, необходима собственная спутниковая группировка. Это вопрос безопасности. Ведь в некоторых случаях американская сторона может попросту отключить систему для всех пользователей, кроме собственной армии, как это уже было во время первой войны в Ираке. И если военных российские власти прямо обязывают пользоваться собственной навигацией, то всем остальным только рекомендуют. Более того, буквально на днях правительство РФ предложило внести в Государственную думу законопроект о том, что GPS-навигация может быть запрещена к использованию на автомобилях, принадлежащих государству.

Стефан Бернард, менеджер по маркетинговым коммуникациям представительства “Garmin” в Европе:– В НАСТОЯЩЕЕ время все навигаторы нашей фирмы, поставляемые в Россию, используют исключительно GPS-сигналы. Что касается российской системы ГЛОНАСС, то, по нашему мнению, в данный момент она развита не в той степени, чтобы удовлетворять нашим требованиям. Однако мы готовы к сотрудничеству, и как только ваша спутниковая группировка заработает в полном режиме, вполне возможно, что наши навигационные приборы будут использовать информацию от ГЛОНАСС. Все вышесказанное также относится и к европейскому проекту “Galileo”. Александр Казаков, генеральный директор компании ЗАО “Центр Навигационных Технологий”:– НАШИ программы и электронные карты одинаково совместимы и с GPS, и с ГЛОНАСС. Поэтому на маркетинговую политику более широкое распространение ГЛОНАСС вряд ли повлияет. Массовое использование отечественной системы мы рассматриваем как дополнительные технические и маркетинговые возможности, поскольку у потребителя появится возможность выбора и сравнения этих систем.

Конечно, система ГЛОНАСС еще не готова к использованию. В глобальном масштабе она может заработать только в 2012 году, как только государство выведет на орбиту полноценную спутниковую группировку. Наша компания заранее уже сегодня адаптировала свою навигационную программу “Навител Навигатор” под использование ГЛОНАСС.

Андрей Кузнецов, исполнительный директор компании “Навигационные Системы”, руководитель проекта АВТОСПУТНИК:– ОСНОВНОЕ техническое преимущество комбинированной GPS/ГЛОНАСС-системы – это радикальное повышение точности и надежности навигации. Сочетание двух навигационных систем не только увеличивает число одновременно видимых спутников, но и обеспечивает работу на нескольких частотах, компенсируя ионосферное искажение сигнала. Практически точность “потребительской” GPS/ГЛОНАСС- навигации – 1-5 метров, а современного массового GPS-навигатора – от 5 до 50 метров”.
Автор
Леонид ПАЩЕНКО
Издание
Клаксон №22 2008 год

www.motorpage.ru

GPS против ГЛОНАСС

Многие считают, что термин «спутниковая навигация» и аббревиатура GPS — это синонимичные понятия. Однако это не так, GPS — это только одна из нескольких систем глобального спутникового ориентирования, существующая в наши дни. Правда, она же — и самая совершенная из существующих, а значит, и самая распространенная. Несмотря на то, что создана и эксплуатируется эта система по сей день Министерством обороны США, ей активно пользуются по всему миру, в том числе и на территории бывшего СССР, и никого не удивляет карта беларуси на экране GPS-приемника.

С другой стороны, СССР тоже разрабатывал свою систему спутниковой навигации, но его работы в этом направлении начались позже, чем в США. Кроме того, развитию системы, которую назвали ГЛОНАСС, помешали события 1991 — 1993 годов, когда в стране произошли настолько глобальные перемены, что она перестала существовать, а наследницей ГЛОНАСС стала Россия. Экономические проблемы не позволили тут же приступить к активной работе над новой системой, и в результате она появилась в действующем виде только к концу девяностых годов, когда GPS уже была распространена повсеместно, а двухтысячном году функционал ее гражданского сектора сравнялся с военным.

Сейчас ГЛОНАСС активно развивается сразу в нескольких направлениях. Выпускаются навигаторы, рассчитанные на работу с этим стандартом, а также карты для него. Выбор карт, которые обеспечивает программа космической съемки, весьма обширен, в него входят карты стран, такие как карта казахстана, россии, украины и так далее, а также карты отдельных регионов этих стран.

Навигаторами ГЛОНАСС оснащаются единицы общественного транспорта, что в перспективе приведет к созданию общероссийской информационной системы, которая позволит в режиме реального времени получать информацию о движении городского транспорта и планировать свой маршрут. Кроме того, приемниками ГЛОНАСС оснащаются и траспортные средства различных экстренных служб, что позволяет оптимальным образом координировать их действия силами диспетчерской службы. В дальнейшем информационная система также станет единой.

В частном секторе ГЛОНАСС пока что менее популярен, чем его заокеанский конкурент, что во многом, конечно, объсняется инерцией мышления «американское — значит хорошее», а также и техническими причинами.

Один из спутников навигационной системы ГЛОНАСС вышел из строя. Как сообщил ТАСС, что аппарат №738 вышел из строя из-за механического повреждения. На сколько, сильно поврежден спутник не сообщается. На данный момент в состав навигационной системы входят 28 аппаратов, из них 22 используются по основной программе, а остальные спутники находятся на этапе летных испытаний, и на этапе ввода в систему. Все обязанности вышедшего

 

На Байконур доставлен грузовик «Прогресс М-24М». После всех таможенных процедур, целый состав с кораблем отправлен был на площадку космодрома №254. Непосредственно после выполненных всех операций по так называемому входному контролю, «Прогресс М-24М» переведен будет в режим хранения. Его запуск к Международной космической станции назначен на июль текущего года. Также на Байконуре на данный момент находится грузовой корабль

 

В среду, 2-го числа, российская навигационная система ГЛОНАСС дала единственный пока сбой за весь период собственного существования, сообщили сегодня российские издательства со ссылкой на официальный источник. Первые проблемы случились в системе около часа ночи по московскому времени 2-го числа текущего месяца и продолжались до 12:00 дня. Согласно официальным данным экспертов, работающих с навигационной системой, за весь период сбоя, она выдавала некорректную информацию, соответственно, не функционировала должным образом.

globalscience.ru

ГЛОНАСС и GPS, отличия и сравнение спутниковых систем

Каждый день наши специалисты сталкиваются с вопросами наших Клиентов чем отличается ГЛОНАСС от GPS и что лучше?

 

Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте углубимся в истории.

ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) – разработанна в первую очередь для повышения обороноспособности СССР, а далее и России, была принята в эксплуатацию 24 сентября 1993 года. Точность гражданского сигнала, без использования систем дифференцированных поправок на данный момент 3-6 метров, в уже наступающем 2015 году её планируют увеличить до 1,4 метра. С 2008 года слово «ГЛОНАСС» стало на слуху у всех. Дмитрий Медведев, на тот момент президент Российской Федерации, подписал федеральный закон «О навигационной деятельности» и положил начало глобальным проектам, таким как «ЭРА-ГЛОНАСС» , интеллектуальные транспортные системы и прочие. На данный момент спутниковая система ГЛОНАСС включает в себя 24 спутника и покрывает всю территорию нашей планеты.

GPS (Global Positioning System — система глобального позиционирования) – разработана и эксплуатируется министерством обороны США. Первоначально это был исключительно военный проект, но трагические события на Сахалине (в 1983 году советский истребитель сбил корейский самолет с 269 пассажирами на борту) , заставили президента Рейгана пересмотреть данный момент. Единственное , учеными был создан алгоритм, ухудшающий точность спутникового сигнала для гражданских. В 2000 году президент Клинтон отменил коррекцию сигнала, это дало невероятный толчок для развития огромного количества отраслей. Сигналы спутников стали применяться для строительных работ, сельского хозяйства, транспортной логистики и многого другого. Современные люди не представляют жизнь без спутника. На данный момент спутниковая система GPS включает в себя 29 спутников, это дает возможность получать точность без применения дифференцированных поправок 3-5 метров.

Теперь вернёмся к вопросу «Что же лучше?». Если брать только технические характеристики, то объективно GPS даёт более качественный сигнал приёма. Но есть одно НО. Практически все навигационные модули , устанавливаемые во все портативные устройства: мобильные телефоны, навигаторы , трекеры используют мультисистемные приемники. Т.е. они принимают сигналы и американской и Российской спутниковой систем одновременно. Модули ГЛОНАСС/GPS.

Т.е. одновременно современные приемники могут принимать 18-20 спутников, вместо 9-10 ранее(когда использовались только модули GPS). Это повышает качество сигнала, тем самым сокращается погрешность и практически сводится к 0 возможность ошибки. Но это не предел, в ближайшем будущем полностью вводятся в экплуатацию европейская и китайская спутниковые системы: Galileo и BEIDOU (компас).Теперь мы все сможем получать бесплатный сигнал с сантиметровой точностью и при развитии наземных базовых станций даст небывалый скачок для развития технологий для всех сфер нашей жизни,например, системы автопилотирования.

Видео обзор:

Как работают навигационные системы GPS и ГЛОНАСС


Вконтакте

Facebook

Twitter

blog.stavtrack.ru

ГЛОНАСС против GPS и война спутников-шпионов: тайны военного космоса

Как Россия защищает себя от излишнего внимания с орбиты и контролирует свои «космические рубежи», параллельно обеспечивая развитие вполне мирных и даже прикладных технологий.

«Глаза и уши» военного космоса

В «каталог» Главного центра разведки космической обстановки сейчас занесены более 20 тысяч космических объектов. При этом, как подчеркивает командующий войсками Космического командования Минобороны России генерал-майор Олег Майданович, всего в околоземном пространстве в настоящий момент находятся около ста тысяч объектов.

«20 тысяч — это те, за которыми военные вынуждены следить круглосуточно, — подчеркивает генерал, уточняя при этом, что собственная орбитальная группировка России составляет порядка 140 аппаратов.

В структуру Космического командования (КК), входящего в свою очередь в состав Войск воздушно-космической обороны Вооруженных Сил России, включены Главный испытательный космический центр им. Г.С. Титова, Главный центр предупреждения о ракетном нападении и Главный центр разведки космической обстановки. Генерал Олег Майданович, как командующий войсками Космического командования, — один из тех, кто знает о происходящем в космосе все. По его словам, контроль за всеми находящимися на орбите объектами не случаен: известны случаи, когда летательный аппарат годами выдавал себя за космический мусор, а в нужный момент начинал действовать, к примеру, как спутник-шпион…

В числе задач Главного центра разведки космической обстановки Минобороны России — выявление группировок космических аппаратов разведывательного назначения. Такие «формирования» создаются для ведения радиотехнической разведки за объектами на территории Российской Федерации. По словам генерал-майора Олега Майдановича, в этом в числе прочих состоит одна из задач войск Космического командования: уметь отличать просто летающий спутник от выстраивающейся группировки.

ГЛОНАСС-GPS: кто кого?

И все же космос – это не только разведка, не только противостояние силовиков. Это еще и широчайшие возможности прикладного и даже потребительского применения околоземного пространства. Правда, без военных тут тоже не обошлось. Мало кто знает, к примеру, что крайне востребованные сегодня пользователями во все мире системы спутниковой навигации создавались первоначально в интересах военных ведомств. Так, систему ГЛОНАСС когда-то разрабатывали по заказу Министерства обороны СССР. Сегодня она выполняет задачи по оперативному навигационно-временному обеспечению неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования. Доступ к гражданским сигналам ГЛОНАСС в любой точке земного шара на основании указа Президента РФ предоставляется российским и иностранным потребителям без ограничений и, что немаловажно, на безвозмездной основе. Основой системы являются 24 спутника, движущиеся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях. Но в чем отличие ГЛОНАСС от системы GPS? Оказывается, наши спутники при движении по орбите не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им более высокую стабильность. Группировка космических аппаратов ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования.

Сегодня в космосе находится 26 таких устройств. Непосредственно работу навигационной системы обеспечивают 24 из них, а еще два находятся в резерве, чтобы в случае отказа какого-либо из аппаратов можно было оперативно подключить запасной.

Разработкой и практическим изготовлением спутников для российской ГЛОНАСС занимается ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева, расположенное в Железногорске (Красноярский край). О возможностях аппаратов, выпущенных этим предприятием, говорят следующие данные. Скажем, точность определения объектов. Она в ряде случаев составляет… 10 сантиметров, при том, что сами спутники находятся на средневысотной круговой орбите высотой более 19 тысяч километров! К слову, благодаря такой феноменальной точности российских спутников удалось отследить перемещение земной коры. Выяснилось, что, например, Москва ежегодно сдвигается на восток на 25 миллиметров. А Америка (оба континента), наоборот, миллиметр за миллиметром, потихоньку уходит на запад.

Курсом… на Луну

80 процентов аппаратов для нашей орбитальной группировки делают сегодня в ОАО «Информационные спутниковые системы» — именно на этом предприятии создается основа орбитального флота России. Благодаря высокотехнологичным разработкам ИСС доступны видеоконференцсвязь и телевещание, телефония и широкополосный доступ в Интернет. «Информационные спутниковые системы» — это и единственный отечественный производитель так называемых координатометрических спутников, обеспечивающих решение не только навигационных, но и геодезических задач.

В планах предприятия – проработка вариантов создания навигационной системы уже для обслуживания лунной поверхности. Как подчеркнул первый заместитель генерального директора ИСС имени Решетнева Виктор Косенко, система для высокоточного определения координат на спутнике Земли будет необходима при более активном освоении Луны. Правда, пока это вопрос все же весьма отдаленного будущего. Сейчас же здесь готовят новые варианты гигантских космических антенн, благодаря которым спутниковая связь может стать не просто более доступной в самых отдаленных уголках нашей планеты, но и, что не менее важно для рядовых потребителей, — менее затратной. В производстве применяются самые современные технологии и материалы. Например, растягивающиеся конструкции из вольфрама, покрытого золотом. Толщина нити, из которой создается антенное полотно, составляет всего 15 микрон — это в три раза тоньше человеческого волоса! Несколько квадратных метров такой «ткани» можно запросто собрать в кулак…

Технологии совершенства

В прошлом году в интересах Министерства обороны России были произведены запуски ракет-носителей класса «Союз» с выводом на орбиту космических аппаратов «Меридиан» и «ГЛОНАСС-К».

«Меридиан» — это спутник двойного назначения. Он обеспечивает военные системы связи, а кроме того помогает налаживать связь морских судов и самолетов ледовой разведки, находящихся в районе Северного морского пути, с береговыми наземными станциями. Благодаря запуску «Меридиана» удается существенно расширить сеть спутниковой связи в Арктической зоне, в северных районах Сибири и Дальнего Востока. Аппарат запускается с космодрома «Плесецк», находящегося в ведении Минобороны России, и выполняет задачи, находясь на орбитах высотой до 40 тысяч километров.

Не менее практичен функционал запущенного по заказу военных аппарата «Глонасс-К». Он стал уже третьим поколением спутников этой серии, изготовлен полностью из российских комплектующих и имеет увеличенную гарантию на так называемое активное существование на

орбите. Стоит отметить, что обновление орбитальной группировки российских космических аппаратов является частью реализации Гособоронзаказа. Как подчеркнул заместитель министра обороны России Юрий Борисов, по итогам 2014 года поставки космических средств в интересах военного ведомства выполнены в полном объеме.

«Большинство руководителей предприятий оборонно-промышленного комплекса сумели наладить ритмичную работу и обеспечить без срывов все запланированные мероприятия в рамках ГОЗ, хотя нам пришлось параллельно решать задачи по импортозамещению продукции, которую мы раньше получали от партнеров из Украины и европейских стран», — сказал, выступая на расширенной Коллегии военного ведомства, Юрий Борисов.

По его словам, военными представительствами на предприятиях промышленности в интересах Войск воздушно-космической обороны были приняты две ракеты-носителя, два разгонных блока и один космический аппарат. Благодаря этим и другим мерам уровень оснащения войск ВКО новыми, современными образцами техники, в том числе космической, превысил на сегодня 40 процентов.

kv-journal.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *