Как замерить сопротивление катушки – Сопротивление обмоток – каким оно должно быть, как проверить, измерить.

Содержание

Сопротивление обмоток – каким оно должно быть, как проверить, измерить.

 

 

 

Тема: что нужно знать про электрическое сопротивление намоток катушек, их проверка.

 

Достаточно большое количество электрических устройств имеет в своем составе катушки в виде намотки медной изолированной проволоки. Главным свойством, которым обладает электрическая катушка является взаимодействие с электромагнитным полем. Для одних устройств катушка выступает в роли электромагнита, притягивающая либо отталкивающая металлические части или другие катушки. В иных же устройствах электрическая катушка может служить генератором электрической энергии, по средствам электромагнитной индукции (если на катушку воздействовать внешним электромагнитным полем).

 

Любая электрическая катушка имеет свое внутреннее сопротивление. Причем, это сопротивление можно разделить на два типа, это активное и реактивное. Активным сопротивлением обладают катушки, через которые протекает только постоянный ток. Активное сопротивление катушки зависит от материала провода катушки, его сечения, длины. При протекании через катушку переменного тока мы уже будет иметь дело с реактивным сопротивлением, величина которого уже будет зависеть ещё и от частоты протекающего переменного тока (чем частота выше, тем больше реактивное сопротивление).

 

На практике, в большинстве случаев, приходится сталкиваться именно с активным электрическим сопротивлением катушек. Это сопротивление обусловлено внутренней структурой атомов, из которых состоит вещество проводника. У различных проводников внутреннее сопротивление имеет разные значения (при одной и той же длине и сечении). Это ещё называется удельным сопротивлением проводника (его обычно берут из справочников). Для нахождения сопротивления определенного проводника можно воспользоваться простой формулой: сопротивление равно удельное сопротивление материала проводника умноженное на его длину и это всё деленное на площадь поперечного сечения.

 

 

 

Более простым способом нахождения сопротивления обмоток, широко используемом на практике, является метод обычного измерения. Берём мультиметр, омметр, выставляем нужный диапазон измерения (Омы, килоОмы, мегаОмы) и прикасаемся щупами измерителя прямо к катушке, обмотке. Наш тестер с достаточно большой точность покажет имеющееся сопротивление. Как правило, обмотка катушек, рассчитанных на низкое напряжение имеет достаточно малое сопротивление (в районе единицы-сотни Ом). Обмотки под напряжение 220, 380 и выше уже имеют сопротивление в пределах от сотен Ом до десятков килоОм.

 

Зная сопротивление обмотки, как минимум можно судить о её работоспособности (если в ней нет короткозамкнутых витков), а как максимум её величину можно использовать в различных формулах. Наиболее известной и широко используемой является формула закона Ома, которая позволяет найти любую одну неизвестную величину (из трех – напряжение, ток, сопротивление) из двух известных. Учтите, в формулах нужно использовать основные единицы измерения физических величин. В законе Ома таковыми являются: для силы тока это ампер, для напряжения это вольт и для сопротивления это Ом.

 

Если при измерении сопротивления обмотки прибор ничего не показывает (пробник не реагирует), значит в этой катушке имеется обрыв. В этом случае катушку следует разобрать, хорошо визуально осмотреть (возможно обрыв произошел возле самих выводов катушки, что происходит достаточно часто), при необходимости её перемотать. Но бывают случаи, когда обрыва нет, тестер показывает какое-то сопротивление, сама же катушка не работает как надо. В этом случае, если вы уверены надёжности проводов и цепей, по которым подводится к обмотке напряжение, возможен вариант короткозамкнутых витков.

 

Короткозамкнутые витки – это витки обмоточного провода катушки, которые были накоротко замкнуты внутри самой обмотке между собой. Естественно, участок обмотки с короткозамкнутыми витками является нерабочим, более того, он является причиной возникновения дополнительного нагрева самой катушки (по причине самоиндукции, в цепях переменного тока). Причиной возникновения такого явления может послужить полое качество изоляции обмоточного провода, температурный удар (возникший сильный перегрев катушки), который был прежде, чрезмерное динамическое воздействие на катушку (удары, тряски и т.д.). Сопротивление обмотки, что имеет короткозамкнутые витки, будет меньше номинального значения, а это ведёт к ненормальной работе самой этой катушки.

 

Короткозамкнутые витки выявляются не просто. Для проверки обмотки якоря электродвигателя существует специальное устройство (можно сделать и самому, это трансформатор со специальным распилом на своем магнитопроводе, куда и ложится якорь для проверки). Если катушка до этого работала нормально, при этом особо не нагревалась, а потом вдруг начала, то скорее всего у неё появились эти самые бракованные витки. Хорошо если вы изначально знаете номинальное сопротивление своей катушки, будет с чем сравнить при измерении и выявлении неисправности обмотки. Либо же нужно сравнивать сопротивление с заведомо рабочей обмоткой другого устройства. Или же прибегнуть в вычислением сопротивления по формуле, если известны: мощность, сила тока, напряжение.

 

P.S. Далеко не во всех случаях при неисправности катушки виновата сама обмотка. Достаточно часто бывает так, что те провода, которые питают эту самую катушку находятся в плохом состоянии. Окисленные контакты соединяющие концы обмотки и питающие клеммы, провода, место спая значительно увеличивают сопротивление электрической цепи. Достаточно хорошо почистить подобные места, как тут же работоспособность катушки того или иного устройства полностью восстановится.

electrohobby.ru

Как пользоваться мультиметром | Заметки электрика

Уважаемые читатели, приветствую Вас на страницах сайта http://zametkielectrika.ru.

Сегодня я написал вторую часть статьи, где мы продолжим знакомиться с тем, как пользоваться мультиметром, тестером или цешкой. Вообщем, кому как нравится.

С первой частью статьи Вы можете ознакомиться вот здесь: «Как пользоваться мультиметром (часть 1)»

Итак, поехали.

 

Как пользоваться мультиметром при измерении сопротивления

Внимание!!! При проверке сопротивления в цепи необходимо убедиться в отсутствии в ней напряжения.

При измерении мультиметром величины сопротивления красный измерительный щуп вставляем в гнездо «V/Ω», а черный щуп — в гнездо «com».

Переключатель мультиметра ставим в диапазон (Ω). Он специально выделен красным цветом.

Далее нужно убедиться, что прибор (мультиметр) исправен. Для этого соединяем красный и черный щупы между собой. Мультиметр покажет следующее:

Мультиметр («тестер») исправен, а значит можно проводить дальнейшие электрические измерения.

В диапазоне (Ω) существует 7 пределов измерения: 200  (Ом), 2 (кОм), 20 (кОм), 200 (кОм), 2 (МОм), 20 (МОм) и 200 (МОм). Каждое значение — это и есть максимальное значение на определенном пределе измерения. Также в этом секторе имеется функция «прозвонки» цепей и проверки диодов, но об этом чуть позже.

Чаще всего мне приходиться пользоваться мультиметром именно при измерении сопротивления цепи электропроводки или обмоток (катушек) реле.

А сейчас проведем наглядные измерения сопротивления. В качестве примера возьмем катушку от реле с неизвестным нам номиналом.

Здесь я хочу сообщить Вам о небольшой тонкости, в отличии от измерения напряжения. Дело в том, что при измерении неизвестной величины сопротивления переключатель мультиметра можно устанавливать на любой предел. Мультиметр таким образом мы не повредим.

Ставим переключатель в положение «2М», что будет соответствовать пределу измерения мультиметра от о до 2 (МОм) и подсоединяем измерительные щупы к выводам катушки.

На дисплее мультиметра мы видим вместо показаний — одни нули. Это значит, что катушка обладает некоторым сопротивлением, но мы выбрали не правильный предел измерения.

Затем устанавливаем переключатель в положение «200К», что будет соответствовать пределу измерения мультиметра от о до 200 (кОм) и подсоединяем измерительные щупы к выводам катушки.

Измеренную величину сопротивления катушки смотрим на дисплее мультиметра («тестера»). Сопротивление катушки составляет 00,4 (кОм). Перед значением стоит один нолик, поэтому можно уменьшить предел еще на одну ступень.

Переключатель мультиметра устанавливаем на предел «20К», что будет соответствовать пределу измерения мультиметра от о до 20 (кОм), и снова проводим измерение. Сейчас на экране мультиметра мы видим величину сопротивления нашей катушки, которое составляет 0,63 (кОм). Это уже больше похоже на правду.

Если есть желание, то можно попробовать снизить предел измерений до «2К», что будет соответствовать пределу измерения мультиметра от о до 2 (кОм) и снова провести измерение сопротивления катушки.

На экране мультиметра мы видим еще более точное значение сопротивления катушки, которое составляет 0,649 (кОм).

На этом останавливаться не будем и попробуем снизить предел до «200», что будет соответствовать пределу измерения мультиметра от о до 200 (Ом). В этом случае мы увидим на экране цифру «1». Это значит, что сопротивление катушки больше, чем установленный предел, либо в проводе катушке обрыв. 

Еще несколько слов хотел упомянуть про режим «прозвонки». В этом режиме  при сопротивлении в цепи менее 70 (Ом) слышен звуковой сигнал. Очень удобная функция.

P.S. На этом вторую часть статьи о том, как пользоваться мультиметром я завершаю. Продолжение читайте в 3 части. Подписывайтесь на новые статьи и не пропускайте новые выпуски. Если материал этой статьи был Вам полезен и интересен, то поделитесь им с друзьями. Спасибо.

Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:


zametkielectrika.ru

Проверка катушек зажигания — DRIVE2

«Всем доброго вечера дорогие друзья, седня решил тронуть больную тему на Приоре и не только, а именно выхода из строя свечных катушек

катушки

В приоро двигателе используются индивидуальные катушки Бош, цена нынче 450 гр

катушка

Поэтому предлогаю несколько способов распознания не рабочей катушки
(кстати даже диагносты на станциях не всегда могут сказать какая катушка неисправна и предлагают метод тыка))
конечно же есть прибор проверяющий работоспособность катушки но его цена порядка 300 у.е

Набор

и не каждый диагност покупает такую вещь, думая о том что -когда он себя отработает)

Начнем самодиагностику, во первых осмотрим извлеченную катушку, резиновая часть должна бвть без трещин и разрывов, (вот это уже брак)

Порванная резиновая часть

так же пружинка распологающеяся в нутри катушки должна быть в правельном положении

Пружинка

Самый простой метод, обернуть катушки термолентой

Термоусадка на катушках

но если и это не помогло, значит из них какаято точно мертвая, после визуального осмотра катушек при их полной визуальной работо способности, переходим к вспомогательным методам, а именно банального тестера.
Многие говорят что катушку не провериш тестером, )проверишь зная лишь исходные показания)
Для начала проверяем внутреннее сопротивление мультиметра и его проводов, что б не сделать ложных измерений.
Для этого переключатель устанавливаем в положение 200 Ом и замыкаем щупы, у моего 0,3 Ом

Внутреннее сопротивление прибора

вполне нормально для такого изделия, в идеале должно быть 0,0 Ом
Прозваниваем первичную обмотку катушки, эта обмотка присоединена к контактам 1 и 3 разъёма.
Полярность подключения тут не влияет.
Мультиметр должен показать около 0,8 Ом

Сопротивление первичной обмотки

отнимаем его собственную погрешность 0,8 — 0,3 = 0,5 Ом — норма.
Если показаний нет, то проверяем качество подключения щупов к контактам катушки и правильность подключений (нам нужны крайние выводы разъёма катушки) и стараемся обеспечить лучший контакт, если всё равно нет показаний, то первичная обмотка в обрыве и ИКЗ неисправна.

Если с первичкой всё в норме, проверяем вторичную обмотку катушки. Для этого переключатель мультика переводим в положение 2000 кОм (или 2 МОм), тут щупы мультиметра необходимо подключить соблюдая полярность — красный к пружинке внутри резинового колпачка, чёрный к среднему (2) контакту разъёма.
Моя исправная катушка имеет сопротивление вторичной обмотки 342 кОм.

Сопротивление вторичной обмотки

Что касаемо 2-й катушки она в обрые, для полной уверенности снял резиновый колпачёк, протёр, постучал, но ничего не помогло — эта катушка неисправна и мультик показывает бесконечность.

Так что не спешим ехать к диагностам и отдавать деньги за совет проверить методом замены новой)) сначала можно попробовать свои силы и ум)

Всем спасибо за внимание удачи в жизни и на драйве))»

NIssan Primera

Лично я на Nissan Primera таким образом катушки проверить не смог. Измеряя мультиметром сопротивление между контактом, идущим к свече, и контактами на входе катушки показания были в бесконечности. Измерял во всех пределах: от 0 Ом до 2000кОм.
Однако три входящих контакта катушки, при измерении сопротивления, показывают данные. Причём все 4 катушки одинаково.

Такие вот катушки

Сопротивление между первым и вторым контактом 1.53кОм (именно Кило. Измерения производились на пределе 20к)

Сопротивление между первым и третьим контактами 6,25кОм

Сопротивление между вторым и третьим контактом 5, 77кОм


Показания на всех четырёх катушках примерно одинаковы.
Первым контактом считаю тот что слева, если смотреть в разъём. Третьим тот что справа.

Свечи под замену

На всякий случай всегда проверяю свечи и, если необходимо, провода вот такой вот приблудой.

Отличная статейка на тему «Почему ухудшилась искра. Поиск и устранение проблемы»
Ссылка на источник
Ссылка на автора

www.drive2.ru

Проверка Катушки Зажигания — 3 Основных Способа

Катушка зажигания предназначена для создания высокого напряжения, которое в дальнейшем используется свечой для образования искры. Поэтому ее исправная работа необходима для нормального функционирования системы зажигания. По сути катушка является небольшим трансформатором, на первичную обмотку которой приходит стандартные 12 В от аккумулятора, а выходит напряжение в несколько кВ. Она используется во всех системах зажигания — контактной, бесконтактной и электронной. Причины выхода из строя катушки типичны. Как правило, это обрыв провода, повреждение изоляции, механические деформации. Далее мы с вами рассмотрим признаки неисправности и методы диагностики катушки зажигания.

Содержание:

Как проверить катушку зажигания

Принцип работы катушки зажигания

Как упоминалось выше, катушка зажигания — это повышающий трансформатор напряжения, который преобразует полученное напряжение 12 В в напряжение со значением несколько киловольт. Конструктивно катушка состоит из двух обмоток — первичной и вторичной (соответственно, низкого и высокого напряжения). Однако в зависимости от типа катушки обмотки и их расположение отличаются.

Начнем описание с самой простой общей катушки. Здесь на первичной обмотке имеется 100…150 витков. Обмотка намотана изолированным медным проводом. Ее концы выведены на корпус катушки. Количество витков обмотки высокого напряжения составляет 30…50 тысяч (зависит от модели). Естественно, что используемый здесь провод гораздо меньшего диаметра. «Минус» вторичной обмотки подсоединен к «минусу» первичной. А «плюс» подключается к выводу на крышке. Таким образом обеспечивается отвод полученного высокого напряжения.

Чтобы увеличить магнитное поле, обмотки наматывают вокруг металлического сердечника. В некоторых случаях для избежания перегрева обмотки и сердечник заливают трансформаторным маслом (оно не только охлаждает систему, но и является изолятором).

Теперь перейдем к рассмотрению индивидуальной катушки зажигания. Здесь также имеются две обмотки, однако отличие состоит в их расположении. В частности, они намотаны в обратном порядке. Первичная обмотка имеет сердечник внутреннего типа, а вторичная — внешнего типа.

Индивидуальные катушки зажигания устанавливают в системах с электронным зажиганием. Поэтому их конструкция усложнена. Так, для отсечения значительного тока во вторичной обмотке предусмотрен диод. Также особенностью индивидуальной катушки является тот факт, что полученное высокое напряжение идет не на распределитель (как в классических системах), а непосредственно на свечи зажигания. Это стало возможным благодаря конструкции, в которую были включены изолированный корпус, стержень и пружина.

Еще один тип катушки — двухвыводная. Она подает напряжение сразу на два цилиндра. Существует несколько их разновидностей. Как правило, такие катушки объединяются в один общий блок, который по сути является четырехвыводной катушкой зажигания.

Независимо от типа катушки зажигания, основным их техническим параметром, на который стоит ориентироваться при диагностике — это сопротивление обмоток. В частности, сопротивление первичной обмотки обычно находится в пределах 0,5…3,5 Ом, а вторичной — 6…15 кОм (эти значения могут отличаться у разных катушек, поэтому лучше найти справочную информацию именно по той модели, которая используется в вашем автомобиле). Замеры производятся с помощью традиционных приборов — мультиметров или омметров. Если полученное значение сильно отличается от указанного, то велика вероятность того, что катушка вышла из строя.

Проверка катушки зажигания

Также нужно быть в курсе того, что каждая катушка имеет различные показатели:

  • сопротивление обмоток;
  • длительность искры;
  • энергия искры;
  • ток искры;
  • индуктивность первичной обмотки.

Поэтому для того, чтобы понять насколько показания катушки соответствуют норме, необходимо уточнить технические характеристики вашей отдельно взятой катушки. Это вам особенно пригодится если пропала искра, поскольку катушка зажигания является одним из первых элементов системы, которые подлежат проверке.

Признаки неисправностей

Существует несколько характерных признаков неисправности катушки зажигания. Среди них:

  • мотор начинает «троить», причем эта проблема усугубляется со временем;
  • на морозе мотор «троит», пока не нагреется;
  • перебои в работе двигателя во влажную погоду;
  • при резком нажатии на педаль акселератора наблюдается провал в работе мотора.

При неисправной катушке на машинах с ЭБУ на приборной панели активизируется значок Check Engine. Однако перечисленные признаки также могут свидетельствовать и о других неисправностях, в частности, со свечами зажигания. Но при появлении хотя бы одной из них нужно выполнить диагностику катушки (катушек) зажигания.

Причины неисправностей

Существует несколько причин, из-за которых катушка зажигания полностью или частично выходит из строя. Среди них:

  • Механические повреждения. Это может быть банальное старение, из-за которого происходит разрушение изоляции. Также существует вероятность протекания масла через уплотнители, которое попадает на изоляцию или корпус катушки и разрушает их. Ремонт в данном случае вряд ли возможен, поэтому лучшим вариантом будет полная замена узла.
  • Повреждения контактного соединения. В теплую погоду причиной этого может быть попадание влаги в подкапотное пространство. Например, во время сильного дождя, езде по глубоким лужам, мойке автомобиля. Зимой вероятно попадание на катушку состава, которым посыпают поверхность дороги для борьбы с гололедицей.
  • Перегрев. Ему зачастую подвержены индивидуальные катушки. Из-за перегрева может значительно уменьшиться срок службы катушек зажигания. Процесс перегрева сложно контролировать, однако старайтесь использовать качественную охлаждающую жидкость и следить, чтобы нормально работала система охлаждения двигателя.
  • Вибрации. Они особенно вредны для индивидуальных катушек зажигания. Вибрации, как правило, идет от головки блока цилиндров (ГБЦ). Чтобы уменьшить количество и амплитуду вибраций, следите за тем, чтобы двигатель работал в нормальном режиме (без детонации и с исправными подушками).

Катушки зажигания — достаточно надежные и долговечные узлы, и их выход из строя чаще всего связан со старением и/или пробоем изоляции. Далее рассмотрим методы диагностики катушек.

Как проверить катушку зажигания

Существует два основных способа, с помощью которых можно самостоятельно проверить работоспособность катушки зажигания. Перечислим их по порядку.

Проверка катушки зажигания ВАЗ

Проверка катушки зажигания Черри Тигго

Метод проверки «на искру»

Первый из них называется «на искру». Его преимущество — возможность выполнения в «походных условиях». Из недостатков же стоит отметить трудоемкость и неточность, поскольку причинами обнаруженных неисправностей может быть вовсе не катушка зажигания. Для выполнения диагностики вам понадобится свечной ключ, заведомо исправная свеча и плоскогубцы.

Для начала визуально проверьте целостность изоляции высоковольтной проводки. Начиная свечами зажигания и заканчивая катушкой. При этом зажигание должно быть отключено (ключ находиться в положении 0). В случае, если с изоляцией все в порядке, алгоритм дальнейших действий будет следующим:

  1. Снимите наконечник со свечи первого цилиндра и подсоедините его к заранее подготовленной рабочей свече.
  2. Самостоятельно или с помощью помощника поверните ключ зажигания в положение II (заводите машину).
  3. Если катушка исправна, то между электродами свечи появится искра. При этом нужно обращать внимание на ее цвет. Нормальная рабочая искра имеет ярко-фиолетовый оттенок. Если же искра желтоватая и слабая, значит, есть проблемы с проводкой или катушкой. Если же искры нет вовсе, значит, катушка зажигания неисправна.
  4. Повторите описанные действия для всех катушек в случае, если в машине они индивидуальные.

При работе с системой зажигания соблюдайте осторожность. Не прикасайтесь к токоведущим частям, находящимся под напряжением.

Если у вас нет заведомо рабочей запасной свечи, вы можете выкрутить любую свечку из двигателя. Для этого отсоедините ее и воспользуйтесь свечным ключом. В этом случае можно проверить катушку на всех имеющихся свечах. Тем самым вы заодно проверите состояние свечей зажигания.

В случае, если в двигателе установлены индивидуальные катушки, то проверить их можно, переставляя на другие свечи. При этом проводку лучше не трогать, чтобы не повредить ее целостность.

Индивидуальные катушки зажигания

Модуль катушек зажигания

Метод «искры в шприце»

Процесс проверки катушки с помощью такого самодельного устройства достаточно прост. Для этого нужно подсоединить поочередно катушки к свече получившегося «прибора». Крепеж-крокодил присоединить к «массе» корпуса машины. На время смены тестируемых катушек двигатель необходимо глушить и запускать потом заново.

Изначально с помощью поршня нужно выставить минимальный зазор между проволокой на поршне и электродом (1…2 мм). И путем регулирования расстояния от проволоки на поршне до электрода на свече визуально смотреть на процесс появления между ними искры. Максимальное расстояние в данном случае у разных машин будет разным, и зависит оно от качества и состояния свечи зажигания, состояния электросистемы машины, качества «массы» и других факторов. Обычно искра при таких испытаниях должна появляться при расстоянии между электродами от 1…2 мм до 5…7 мм.

Перед каждым тестированием работы получившегося аппарата нужно обязательно отсоединять разъем с каждой форсунки с тем, чтобы топливо не заливало цилиндр во время проверки.

Главное, о чем можно точно судить при таких испытаниях — сравнение состояния разных катушек по цилиндрам. Если имеет место неисправность или пробой — это будет видно по длине искры по сравнению с более-менее исправными катушками.

Проверка сопротивления изоляции

Еще один популярный метод проверки заключается в измерении значения сопротивления изоляции проводов в обмотках катушки. Для этого вам понадобится мультиметр, способный измерять сопротивление. Катушку зажигания лучше демонтировать с автомобиля, чтобы работать было удобнее. Процедура замера несложна. Главное знать, где расположены выводы первичной и вторичной катушек, так как измерять сопротивление необходимо проверить на них обеих.

Перед началом работы убедитесь в исправности мультиметра. Для этого включите режим измерения сопротивления и замкните щупы между собой. На экране должен быть 0.

Два щупа мультиметра попарно подсоединяют (касаются) к выводам первичной обмотки. Значение сопротивления должно находиться в пределах 0,5…3,5 Ом (у некоторых катушек может быть больше, точную информацию вы найдете в справочной литературе). Аналогичную процедуру необходимо провести и со вторичной катушкой. Однако тут диапазон значений будет другим — от 6 до 15 кОм (аналогично информацию уточняйте в справочной литературе).

Измерение сопротивления катушки

Процедура замера сопротивления изоляции катушки зажигания

Если значение будет мало, значит, в обмотке повредилась изоляция, и вы имеете дело с коротким, скорее всего межвитковым, замыканием. Если же сопротивление слишком велико, то это означает, что провод обмотки оборвался и нет нормального контакта. В любом случае необходимо выполнять ремонт, то есть перематывать обмотку. Однако в большинстве случаев лучше попросту заменить катушку зажигания, так как этот способ избавит вас от лишних хлопот и затрат. Это касается практически любого автомобиля, ведь стоимость ремонта будет превышать цену самой катушки.

Если вы имеете дело с индивидуальными или двухвыводными катушками, то здесь дело обстоит несколько иначе. Значение на первичной обмотке должны быть аналогичными. А что касается «вторички», то значение сопротивления будут идентичными на обоих выводах. Если на машине установлена катушка с четырьмя выводами, то проверку нужно делать на всех выводах.

Также учтите, что при измерении сопротивления на вторичной обмотке важно учитывать полярность. В частности, черным щупом мультиметра коснитесь центрального вывода («массы»), а красным — стержня наконечника.

Осциллограф покажет все

Самый профессиональный метод проверки катушки — воспользоваться осциллографом. Только он способен дать полную информацию о состоянии системы зажигания, и в частности, катушек зажигания. Поэтому в сложных случаях имеет смысл воспользоваться электронным осциллографом и дополнительным программным обеспечением. Особенно это актуально когда имеет место так называемое межвитковое замыкание на катушках вторичного напряжения (с высоким напряжением).

Проверка зажигания осциллографом

Проверка системы зажигания осциллографом позволяет выявить неисправность конкретного узла или просто прдиагностировать состояние по импульсах осциллограммы.
Подробнее

 

Если с помощью осциллографа снять график значений рабочих напряжений в динамике (видно на рисунке), то по нему можно понять, что причиной возможных описанных выше неисправностей будет именно катушка зажигания. Дело в том, что при возникновении межвиткового замыкания во вторичной катушке уменьшается энергия, которая могла бы потенциально запастись в этой самой катушке, а это, в свою очередь, приводит к уменьшению времени горения искры, то есть, пропускам воспламенения. Особенно это заметно при резком нажатии на педаль акселератора.

Катушка целая

Катушка пробитая

Итоги

Проверить катушку зажигания совсем несложно. Это может сделать любой, даже начинающий, автолюбитель. Самый простой и эффективный метод — измерение сопротивления изоляции на первичной и вторичной обмотках. Для этого лучше снять катушку для удобства проведения работы.

Помните, что при выявлении неисправности редко имеет смысл проводить ремонт, в частности, перематывать одну или вторую обмотки. Гораздо проще купить и заменить новую катушку зажигания целиком.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru

Как замерить сопротивление мультиметром

Измерительный инструмент

Мультиметр – это незаменимый помощник в деятельности любого электрика. Возможности его чуть не безграничны. Помимо всего прочего, данный прибор умеет измерять сопротивление. Удивляться этому факту не стоит, поскольку инструмент оборудован встроенным омметром, при помощи которого и происходит измерение сопротивления. Так что при желании мульметр позволит измерить сопротивление таких элементов, как конденсаторы, плавкие предохранители, катушки индуктивности, трансформаторы, различные радиодетали, кабельные линии и многое другое.

1

Мультиметр – как измеряется сопротивление

Ничего сложного в том, как замерить сопротивление мультиметром, нет. В первую очередь необходимо найти раздел на самом приборе, который отвечает непосредственно за измерение сопротивления. Так как мультиметр является многофункциональным прибором, то различных панелей здесь достаточно много. На нужной нам панели имеется буква латинского алфавита «омега», которая обозначается таким значком — «Ω». Данный символ как раз обозначает сопротивление в физике.

На сегодняшний день количество мультиметров просто зашкаливает. Существуют и аналоговые модели, и цифровые, которые пришли на смену первым. В связи с разнообразием модификаций прибора, расположение панели, отвечающей за сопротивление, может отличаться. Найти ее не составит труда по значку, описанному выше. Там же обычно располагается ручной переключатель, а также шкала с указанием пределов измеряемых параметров. В зависимости от модели, может быть до 7 границ проведения замеров. Все обозначения указаны цифрами и буквами.

Мультиметры оснащаются встроенным  омметром для измерения сопротивления

Например, вы выбрали предел в 200 Ом, то на мультиметре данное значение будет отражено как число «200». Если был выбран больший предел, к примеру, 2000 Ом, то обозначение может быть как с использованием цифр, так и букв – «2000» либо «2к», что имеет одно и тоже значение. Значения, превышающие несколько миллионов, чаще всего сопровождаются буквой М, обозначающая «миллион». То есть лимит в 20 М, выбранный на панели мультиметра, говорит нам о том, что измерения будут проводиться в пределах до 20 миллионов Ом.

Чтобы лучше разобраться с тем, как проверить сопротивление при помощи мультиметра, можно привести пример. Предположим, необходимо узнать сопротивление какой-либо детали или обычной катушки. Предположительно данный параметр составляет около 1000 Ом или 1кОм. В таком случае на приборе необходимо выставить предел, превышающий ориентировочный. Поэтому требуется переключатель перевести в положение, например, «2000». Если такого нет, выбираете следующее по величине. Лишь после этого можно приступать непосредственно к измерениям.

Сами же замеры проводятся специальными щупами. Необходимо правильно вставить их в соответствующие гнезда – черный в гнездо с подписью «com», красный щуп в отверстие «V/Ω». Убедиться в том, что все подключено верно, достаточно просто. Следует всего лишь соединить щупы друг с другом и проверить экран на мультиметре. Правильно подключенные щупы покажут нулевое сопротивление.

2

Измеряемые показатели – важные особенности тестера

При измерении сопротивления важно правильно читать полученные данные. Так, если результат на табло показывает значение, которое было выставлено в качестве ограничительного предела, то возможны два варианта развития событий. Либо прибор вышел из строя, что случается очень и очень редко. Либо предел указан неправильно, и, соответственно, требуется выставить следующее по величине ограничение. Поэтому переключатель переводится на одну позицию вверх. После чего можно еще раз выполнить измерения.

Чтобы результат был максимально точен, следует быть аккуратным и осторожным при работе с тестером. Особое внимание следует уделять оголенным участкам щупов. Не следует прикасаться к ним и измеряемым механизмам одновременно. В теле человека также имеется сопротивление, поэтому прибор покажет суммарный показатель – сопротивление человека и детали. Если этого не заметить, то неправильные расчет сопротивления могут привести к очень плачевным результатам в дальнейшем.

Измеряя сопротивление тестером, необходимо принимать во внимание следующие важные особенности работы с прибором:

  • Определение сопротивления запчасти, которая впаяна в какую-либо плату, — это процесс достаточно сложный, новичкам может быть даже не под силу. Проблема заключается в том, что мультиметр будет показывать общий показатель всей платы, поскольку проверяемая деталь напрямую связана с другими элементами сети. Чтобы выполнить измерения правильно, следует отсоединить один элемент с электрической платы, то есть отпаять его.
  • Тестирование многовыводных элементов сопровождается их обязательным предварительным  демонтажом. Лишь после этого можно начинать замерять сопротивление при помощи встроенного омметра. В противном случае результат будет зафиксирован неверный.
  • Огромное значение имеют щупы, а также их целостность и исправность. Несколько абзацев выше мы рассказывали, как проверяется работоспособность прибора в целом. Соединив щупы, мы не только узнаем, работает ли тестер, но и целостность самих щупов. Так, необходимо водить одним щупом по другому, не разъединяя их. Гарантией правильных и точных измерений будет неизменный ноль на дисплее. Если же во время подобных манипуляций значение постоянно изменяется и прыгает, то со щупами имеются определенные проблемы.
  • Аккумулятор также очень важен для выполнения точных измерений. Необходимо постоянно контролировать, чтобы встроенная батарея была заряжена, причем желательно до максимума. Как показывает практика, разряженный аккумулятор приводи к тому, что измерения получаются не совсем точными. Причем погрешность увеличивается по мере уменьшения заряда в батарее.

Если вы уже знаете, как измерить сопротивление при помощи мультиметра, то должны знать об одной интересной особенности. Тестер способен измерять напряжение, силу и тока и многие другие параметры. При этом измерения начинаются с высоких показателей ограничивающего предела.

Измеряя сопротивление, важно правильно читать полученный результат

Однако в случае с сопротивлением дело обстоит совсем наоборот, поскольку мы выставляем сначала низкий предел, постепенно перемещаясь к более высоким, если табло показывает в качестве результата единицу. Причина заключается в том, что такой метод замеров позволяет постепенно продвигаться вверх по шкале лимитов, дойдя наконец до нужного ограничителя, который и выдаст нам правильный и достоверный результат.

3

Сопротивление изоляции – как измерить показатель тестером

Померить сопротивление в обычных деталях достаточно просто, если придерживаться советов и рекомендаций, приведенных выше. Отдельного упоминания заслуживает лишь изоляция кабелей. Здесь ситуация обстоит несколько иным образом, поскольку неправильные действия могут привести к трагическим последствиям. В первую очередь необходимо предупредить начинающих электриков, что проведение подобных замеров должно выполняться исключительно в теплых и обогреваемых помещениях.

Если делать это на улице в холодное время года, то велик риск появления крошечных льдинок внутри кабельной оплетки. Вода является диэлетриком, то есть ее проводимость минимальна. По этой причине измерители сопротивления не смогут определить это водяные вкрапления. К тому же после помещения кабеля с холодной улицы в теплой комнате может появиться влажность внутри проводки.

Непосредственно измерение сопротивление изоляции кабелей выполняется следующим образом. Один щуп устанавливается на конце нулевого провода, который находится в распределительном щитке. Второй же щуп накладывается на конец фазного кабеля, находящегося в том же щитке. Концы при выполнении замеров рекомендуется отсоединить от клемм. Теперь остается только найти правильный предел и узнать значение сопротивления.

Полученное значение необходимо сравнить с эталонными параметрами, приведенными в Правилах устройства электроустановок. В таблицах, приведенных в ПЭУ, указаны данные в зависимости от различных факторов, включая сечение кабеля, его марку и многое другое. Если полученное значение изоляции находится в диапазонах, предусмотренных таблицами ПЭУ, значит, целостность проводки не нарушена, соответственно, никаких проблем выявлено не было.

obustroen.ru

Как измерить сопротивление тестером — Всё о электрике в доме

Как проверить сопротивление тестером?

Тестер (он же мультиметр) – весьма полезный в хозяйстве инструмент, позволяющий проверить все ключевые характеристики постоянного и переменного электротока:

Ряд приборов может быть оснащен оснащен функцией прозвона цепи, измерения индуктивности, температуры, электроемкости и т.д. Выбор измеряемого параметра осуществляется переключателем.

Тестеры могут быть аналоговыми или электронными. В первом случае показания определяются отклонением стрелки от нулевой отметки, во втором – указываются уже в цифровом виде на дисплее. Непосредственно к исследуемому устройству подключаются два изолированных щупа, внешне немного напоминающие отвертку, которые соединяются с прибором проводами со штекерами.

Измерение сопротивления

Сопротивление проверяется в отсутствие электрического тока, и измеряемый участок должен быть отсоединен ото всей остальной цепи. Перед работой следует проверить исправность прибора, соединив два щупа между собой. Показания устройства при этом должны быть нулевыми или максимум в несколько десятых Ома.

Сектор измерения сопротивления имеет несколько положений переключателя – для малых, средних и больших показателей сопротивления. Это позволяет получать точные данные для небольших значений сопротивления. А при попытке измерить, например, большое сопротивление, выставив переключатель на малое, устройство выдаст сигнал о перегрузке.

В технической документации к любой аппаратуре указывается ее сопротивление. Для чего-то простого вроде лампочки, не сопровождающейся инструкцией, примерные данные можно посмотреть в интернете. В случае значительного отклонения реального сопротивления от заявленного имеет место быть какая-то неисправность. Если тестер показывает бесконечное сопротивление, это говорит о разрыве электрической цепи.

Что обычно проверяют тестером?

Чаще всего измерение сопротивления необходимо для резисторов, конденсаторов и диодов, встречающихся почти в каждом электронном устройстве.

При проверке конденсаторов их необходимо выпаять из общей платы устройства и обязательно разрядить во избежание повреждения тестера. Прибор подключается к выводам конденсатора. Если он исправен, то стрелочный тестер покажет резкий скачок сопротивления, а затем возврат к отметке бесконечного сопротивления, а цифровой – сначала небольшое, а затем все возрастающее значение. Если прибор показывает только нулевое значение, то в обмотке катушки конденсатора имеется пробой, а если сразу бесконечное – обрыв. В обоих случаях конденсатор не подлежит ремонту.

При проверке диодов, щупы сначала подключают в проводящем положении, и прибор показывает некую величину сопротивления. Затем проверка повторятся в закрытом положении, когда диод не пропускает ток, и тестер выдает бесконечное сопротивление. Случай, когда диод проводит ток в обе стороны, говорит о его неисправности.

Как проверить мультиметром сопротивление: инструкция по измерениям

В статье рассказывается о том, как проверить мультиметром сопротивление. Кроме этого, с его помощью измеряют силу тока, напряжения между двумя точками, а также прозванивают электрические цепи. В зависимости от типа устройства, с его помощью можно проверять диоды, транзисторы и многие другие радиодетали.

Какие бывают мультиметры?

Ранее применялся мультиметр стрелочный (аналоговый), но сейчас многие перешли на цифровой, как более удобный.

Стрелочный прибор до сих пор применяют профессионалы. Он лучше работает в зоне действия радиоволн и электромагнитных полей, не нуждается в автономном питании, без которого цифровые мультиметры не могут работать. При этом на точность их показаний в значительной степени влияет износ элементов питания. Они могут выйти из строя от электростатического разряда, что не грозит аналоговому тестеру.

Мультиметр стрелочный работает как микроамперметр, снабженный переключателями, шунтами и делителями напряжения, позволяющими переключать его в режимы работ различных приборов. В отличие от него цифровой прибор выводит на дисплей результаты сравнения и вычисления разницы между измеряемыми параметрами и эталонами.

Основы эксплуатации приборов

На каждый мультиметр, характеристики которого отличаются от других, есть своя специфика измерений, но существуют обязательные правила для всех типов устройств.

Для перехода на определенный встроенный прибор, а также на необходимый диапазон измерения его параметров применяется один переключатель.

Замеры производятся путем прикосновения металлических щупов с изолированными ручками к проводникам.

Измеряемая величина параметра должна находиться в пределах установленного переключателем диапазона. Измерения производятся сначала на более высоких диапазонах, а затем переключателем регулируется необходимая точность.

Вольтметр подключают к двум точкам с разными потенциалами.

Для измерения силы тока создают разрыв в электрической цепи и подключают в него амперметр.

Сопротивление измеряют на элементе, отключенном от цепи, путем пропускания через него электрического тока от встроенного в прибор элемента питания.

Щуп с черным проводом подключается к гнезду COM с полюсом «-«, с красным — к гнезду VΩmA с положительным полюсом.

Выпускаются разные модели мультиметров, отличающихся особенностями работы. К каждой из них прилагается инструкция изготовителя: как производить измерения и переключать режимы работы.

Устройство цифрового мультиметра

Основа функционирования у большинства моделей одинаковая. Здесь могут немного отличаться значки, пределы измерения и дополнительные функции. Все элементы управления и контроля расположены на лицевой панели: переключатель режимов и диапазонов, ЖК-дисплей, разъемы для щупов.

Наиболее совершенные устройства автоматически выбирают пределы измерений.

Щупы предназначены для передачи сигнала от элементов электрических цепей прибору. Для них в приборе предназначены три рядом расположенных гнезда. При измерении всегда следует держаться только за изолированные ручки.

Принцип работы

Мультиметр электрический в большинстве бюджетных моделей работает на микросхеме 1CL7106.

Когда измеряется напряжение, сигнал подается с переключателя на вход 31 через резистор R17.

Чтобы измерить величину постоянного тока, в разрыв цепей подключается мультиметр. Сила тока воспринимается резисторами в зависимости от установленного диапазона, после чего падение напряжения с них поступает на вход 32.

На схеме изображены только основные функции. Многие модели имеют дополнительные. Какой мультиметр лучше, каждый пользователь решает в зависимости от специфики измерений.

Схема измерения сопротивлений

Какого бы типа ни был мультиметр, применение омметра есть практически в каждом. Чаще всего с его помощью проверяются сопротивления резисторов, трансформаторов, катушек индуктивности и исправность плавких предохранителей. Ниже приведена упрощенная схема измерения сопротивлений.

Здесь применяются опорные резисторы R1. R6 и токозадающие R101 и R103. В режиме измерения сравниваются опорное и входное напряжение, равные отношению измеряемого и опорного сопротивлений.

Прибор применяют для обнаружения обрывов в цепи, пробоя обкладок конденсаторов, проверки целостности печатных проводников на электронных платах.

Как измеряется сопротивление?

Как проверить мультиметром сопротивление, можно прочитать в инструкции, но способ общий для многих моделей. На тестере секция сопротивлений обозначена значком «Омега». У распространенных моделей типа M832, M83х, MAS83x установлено 5 пределов измерения: 200 Ом, 2 К, 20 К, 200 К, 2 М. Кроме того, 6-е положение служит для прозвонки цепей. Зуммер срабатывает при сопротивлении между щупами менее 50 Ом. При их соединении между собой прибор показывает величину сопротивления немного выше нуля. Когда измеряется величина небольшого сопротивления, это значение вычитается из показаний.

Например, при наличии резистора, сопротивление которого составляет приблизительно 1,5-7 К, для измерения мультиметром М832 следует выбрать диапазон с пределом 20 К.

В отличие от других приборов, омметром можно измерять неизвестное сопротивление на любом диапазоне, это не приведет к выходу его из строя. Если установка не соответствует необходимым пределам, на экране будет зафиксирована единица или ноль. В первом случае надо увеличить верхний предел диапазона измерений, а во втором — уменьшить.

Обратите внимание! Перед тем как проверить мультиметром сопротивление, новички обычно касаются обеими руками токоведущих выводов деталей и щупов. В результате измеряется сопротивление резистора и тела, что вносит погрешность в показания прибора. Особенно она велика, когда номинал измеряется в мегаомах. Вывод детали и щуп можно придерживать только одной рукой. Это требование следует соблюдать при проверке любых радиодеталей.

Когда производится ремонт электронной аппаратуры, часто требуется измерить сопротивление впаянного в схему резистора. Чтобы получить точные показания, надо выпаять один из выводов. Измерительная цепь должна состоять только из омметра и резистора. Если он впаян в схему, сопротивления между выводами и другими радиодеталями будут суммироваться. Если деталь имеет много выводов, для проведения измерений ее следует сначала полностью выпаять.

Пример измерения сопротивления

Требуется измерить сопротивление катушки, номинал которой неизвестен. Обычно верхний предел выбирают максимальный. При установке переключателя в положение «2М» и подсоединении к выводам катушки измерительных щупов на экране появятся одни нули. Это значит, что электрическое сопротивление витков есть, но пределы измерения выбраны неверно.

Тогда нужно установить переключатель в положение «200 К», что соответствует диапазону 0-200 К и снова подключить щупы мультиметра. На экране появится величина сопротивления, равная 00,5 кОм. Если в показаниях впереди запятой есть нули, значит, требуется уменьшить пределы измерения еще. При следующем положении переключателя прибор покажет 0,73 кОм. Это значение уже больше соответствует действительности.

Если есть необходимость получить более точный результат, надо снизить диапазон до 0-2 кОм и повторить измерение. На экране появится 0,751 кОм.

Если переключиться на пределы измерения 0-200 Ом, прибор покажет «1», что означает, что измеряемая величина выходит за верхнюю границу.

Перед тем как прозванивать мультиметром катушку на наличие в ней обрыва, надо установить переключатель в этот режим, а затем подключить щупы к ее выводам. Наличие звукового сигнала свидетельствует о том, что цепь исправна. Если зуммер «молчит», значит, в катушке обрыв.

Щупы для мультиметра

Щупы в бюджетных тестерах не отличаются высоким качеством, несмотря на то что некоторые из них эффектно выглядят. При покупке следует выбирать такие, чтобы провод был эластичным и плотно держался в месте входа.

Токопроводящие концы сделаны в виде игл, чтобы можно было прокалывать изоляцию провода или находить выводы в микросхемах с малым шагом. В качестве материала применяется бронза, которая плохо держит заточку. Кроме того, иглы обламываются в местах заделки.

На холоде изоляция проводов становится жесткой и прибором неудобно пользоваться.

Еще один недостаток — ненадежный контакт в гнезде прибора. При прозванивании схем он часто теряется.

Щупы для мультиметра часто приходится доводить до кондиции своими руками. Для этого провода припаиваются к наконечникам, а разъемы в гнезда подбираются другие. Наконечник следует залудить, чтобы при нажатии на проверяемую точку величина сопротивления не зависела от усилия нажима.

Целесообразно заменить провода на большее сечение, чтобы уменьшить их сопротивление. Провода в комплекте имеют сопротивление 0,2-0,5 Ом, а порой и выше.

Проверка омметра перед работой

В процессе эксплуатации мультиметра токоведущие жилы измерительных щупов изнашиваются, что отрицательно сказывается на результатах измерения («скачут» показания). Перед работой их следует проверять. Для этого переключатель прибора устанавливают на самый нижний диапазон и замыкают щупы между собой накоротко. После прощупываются его изолированные проводники. При плохом контакте внутри на дисплее начнут сбиваться показания. Можно также проверить щуп в режиме прозвонки. Если звуковой сигнал зуммера будет пропадать и вновь появляться, это говорит о ненадежных контактах.

Питание прибора

В прибор вставляется элемент питания «Крона» на 9 В. Если на экране мультиметра появился значок батарейки, это сигнализирует о том, что она разрядилась и требуется замена. В противном случае показания прибора будут некорректными.

На некоторых мультитестерах есть кнопка HOLD. При ее нажатии показания прибора фиксируются для удобства считывания. Чтобы снова вернуться в рабочий режим, надо отжать кнопку.

Заключение

Каждая модель мультиметра продается с инструкцией, которую следует тщательно изучить, поскольку у каждого вида прибора есть свои особенности.

Перед тем как проверить мультиметром сопротивление, следует определить его приблизительное значение. Если величина составляет несколько ом, деталь можно не выпаивать из платы. При размерности в мегаомах резистор следует выпаивать и измерять, не касаясь выводов руками.

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

20 фото кошек, сделанных в правильный момент Кошки — удивительные создания, и об этом, пожалуй, знает каждый. А еще они невероятно фотогеничны и всегда умеют оказаться в правильное время в правил.

Как правильно измерить напряжение, сопротивление, силу тока мультиметром

Практически каждый человек дома сталкивается с проблемой измерения напряжения, сопротивления, а также других параметров проводки и электроприборов. Бытовых ситуаций масса: торчащие из стены провода, узнать силу тока зарядного устройства, проверить лампочку и т. д. Всю эту работу можно выполнить специальным измерительным прибором – мультиметром. Большой сложности в работе с тестером нет, главное, надо знать, как и что мерить.

Правила измерения сопротивления

Прежде чем мерить сопротивление любой детали, необходимо ознакомиться с ее паспортными данными. Надо иметь точное представление о величине этого показателя у работоспособной детали, иначе полученный результат замера сопротивления не даст никакой пользы. Все обмотки трансформатора или электродвигателя имеют определенное сопротивление. Чтобы проверка мультиметром прошла правильно, необходимо сравнить эталонный показатель с полученным результатом.

Когда происходит монтаж электрической цепи, часто для ограничения тока применяется установка дополнительного резистора. Чтобы получить требуемое выходное напряжение, надо точно знать его сопротивление. Обычно оно написано на корпусе цифрами. Однако бывает маркировка в виде цветных полос, которая расшифровывается по справочнику. Если такой книги под рукой нет, сопротивление резистора придется мерить мультиметром.

Выполнить измерение можно в следующем порядке:

  1. На тестере переключатель устанавливают в режим замера сопротивления. Прибор имеет несколько диапазонов, так вот надо выбрать самый меньший. У большинства моделей мультиметров он составляет 200 Ом.
  2. Вначале надо проверить сам прибор. Щупы мультиметра замыкают между собой. На экране должно засветиться значение не больше 0,7. В противном случае провода щупов придется заменить.
  3. Если с мультиметром все в порядке, начинают измерение. Для удобства работы, особенно если мерить приходится мелкие детали, на щупы надевают зубчатые зажимы – крокодильчики. Щупами касаются двух выходящих концов детали и смотрят результат на дисплее мультиметра. Если на дисплее тестера с левой стороны шкалы указана единица, значит, неверно выбран диапазон. Переключатель надо перевести на шаг вперед и выполнить новое измерение.

Чтобы проверка мультиметром сопротивления показала точный результат, деталь необходимо положить на сухую диэлектрическую поверхность. Выводы надо зачистить до металлического блеска. Налеты из краски, лака или просто окисленная пленка имеют собственное большое сопротивление, мешающее получить правильный результат.

Если мерить мультиметром приходится в диапазоне от 20 кОм, нельзя руками касаться металлических концовок щупов и выводов измеряемого резистора. Тело человека обладает большим сопротивлением, что повлияет на получение правильного результата.

Как разобраться со шкалой мультиметра?

Взяв первый раз в руки тестер, чтобы измерить сопротивление резистора, человек может растеряться в переключении диапазонов. Стандартная шкала большинства бытовых мультиметров имеет 5 диапазонов со значениями от 200 Ом до 2000 кОм. Проверка резистора в Омах на дисплее высветится значением этой же величины. Устанавливая переключатель в диапазон 200 Ом, получится замерить сопротивление резистора не больше такого значения. Установленный переключатель в позицию 2000 Ом позволяет мерить резисторы сопротивлением до 2 кОм. Надо знать, что каждый резистор имеет допуск ±10%. Например, деталь с маркировкой на корпусе 1К5 при измерении может показать значение от 1350 до 1650 Ом.

Что касается следующих диапазонов, выраженных в кОмах, то здесь все то же самое, только большие величины. Например, позиция 2000 кОм позволяет измерить сопротивление резистора до 2 мОм, а результат на дисплее, естественно, высветится в кОмах. Учитывая тот же допуск ±10%, замер резистора с маркировкой 1мОм выдаст на дисплее тестера результат от 995 до 1000 Ом.

А что же будет, если в позиции 2000 кОм проверить резистор с маркировкой 5K6? Вот здесь дисплей покажет только значение 5 кОм, а дробное число после запятой не отобразится. Узнать более точный результат, можно провернув переключатель мультиметра на меньшую позицию. Так, в диапазоне 20 кОм сопротивление резистора 5K6 высветится на дисплее точным числом 5,61.

При измерении сопротивления мультиметром существует одно правило. Когда измеряют силу тока, например, в розетке, на тестере выставляют больший диапазон, чтобы не сгорел прибор, и постепенно двигаются вниз до получения результата. Замер сопротивления происходит в обратном порядке с меньшего диапазона в сторону большей позиции. Это связано с тем, что ток в резисторе отсутствует и мультиметр сгореть не может, зато такие шаги позволяют получить точный результат с дробными числами.

Измеряем мультиметром сопротивление домашнего заземления

По правилам техники безопасности все электроприборы не должны использоваться без заземления. Новые многоквартирные дома оборудуются контуром, а вот для частных строений прокладка шины ложится на плечи хозяина. Но в любом случае будь то готовый или изготавливаемый контур, периодически необходима проверка сопротивления заземления.

Бытовые электроприборы при поломке имеют свойство давать на корпус пробой. Попадающий на шину заземления ток вызывает срабатывание защитного автомата УЗО. Когда сопротивление одного из участков заземления будет выше нормы, ток не будет протекать по шине и УЗО не сработает. Это уже грозит поражением током человека.

Вначале сопротивление заземления замеряют мультиметром на участке от корпуса каждого электроприбора до шины. Значение не должно быть более 1 Ом. Растекание тока по земле замеряют на участках, длина которых больше глубины заземления в пять раз. Данное сопротивление должно быть не больше 5 Ом.

Замер сопротивления заземления в своем доме не требует особо точных данных. Это позволяет использовать для работы любой недорогой мультиметр.

Если говорить о производстве, то замер заземления тестером проводят очень редко. Это связано с низкой точностью прибора. Кроме того, результаты испытаний мультиметром нельзя официально оформлять. Дело в том, что сведения не считаются точными, так как тестер не проходит госповерку. Даже технически невозможно выполнить правильные измерения заземления, ведь к тестеру не получится подключить 4 контакта от стержневых электродов.

Учимся измерять тестером силу тока

При необходимости узнать силу тока надо взять тот же мультиметр и запомнить одно важное правило: ампераж измеряется щупами, соединенными последовательно с нагрузкой, а во всех остальных измерениях щупы подключают параллельно исследуемому объекту.

Чтобы научиться дома измерять силу тока мультиметром, можно провести маленький опыт. Надо создать цепь из источника питания, нагрузки и тестера. Для таких испытаний оптимально применение зарядного устройства с дисплеем индикации. Оно дает постоянный ток, поэтому ручку тестера ставят в соответствующую позицию. На зарядном устройстве выставляют напряжение 12 вольт. К нему последовательно подключают мультиметр, электромоторчик от детской игрушки и смотрят показания на обоих дисплеях. Например, тестер показывает значение 0,18. Такие же амперы высвечиваются на табло зарядного устройства.

Если по сети протекает переменный ток, измерение ампеража происходит точно так. Единственное отличие в позиции мультиметра. Переключатель прибора надо установить на диапазон измерения переменного тока.

Иногда у людей возникает вопрос, какой ампераж в розетке или аккумуляторе? С технической точки зрения, вопрос неправильный. В источнике питания можно измерить напряжение, но никак не силу тока. Как уже выяснили, для определения ампеража надо создать цепь. Хотя для справки, в розетку больше 16 А не может поступать. На такую силу тока она и рассчитана.

Измеряем постоянное напряжение

Чтобы измерить тестером постоянный ток, необходимо соблюдать полярность. Хотя, если перепутать щупы, ничего страшного не случится. Прибор просто покажет значение со знаком минус, что укажет на необходимость перемены местами щупов.

Попробовать измерить постоянное напряжение можно на обычной батарейке. На мультиметре выставляют переключателем самый меньший диапазон постоянного напряжения. Подключают красный щуп к плюсу, а синий к минусу. Дисплей высветит значение 1,8. Но почему, ведь на батарейке написано ее напряжение 1,5 вольта? Все правильно, новый источник питания должен выдавать немного больше указанного. Аналогично можно замерить напряжение у зарядного устройства или любого другого источника постоянного тока, главное, начинать замеры с большего диапазона на тестере, чтобы не сжечь прибор.

Измеряем переменное напряжение

Чтобы замерить напряжение в розетке или у выступающих из стены оголенных концов провода, на тестере выставляют диапазон переменного тока. Домашняя сеть выдает 220 вольт и выставленного диапазона на приборе 750 вольт будет достаточно. Так как переменный ток не имеет плюса и минуса, а только фазу и ноль, щупы можно вставить в розетку как угодно. На дисплее высветится показание, например, 210 или 225 вольт. Это нормально, так как напряжению допускаются небольшие погрешности.

Как измерить частоту мультиметром?

Измерение частоты в домашних условиях практически не требуется. И так известно, что в розетке она равна 50 Гц. Однако продаются мультиметры с функцией измерения частоты. Взять, например, тестер с частотомером диапазоном до 30 мГц. Он обладает низкой чувствительностью и служит просто индикатором частоты. Замерить, например, прибором частоту выходов колонок автомобильного магнитофона не удастся из-за малого напряжения. А если щупами подключиться к вторичной обмотке трансформатора, покажет те же 50 Гц, что и в розетке.

Радиолюбители практикуют измерение частоты через разделительную емкость. Для этого последовательно собирают цепь из мультиметра, конденсатора емкостью 0,1 мкФ и измеряемого объекта. Однако такие опыты непосвященным людям не нужны и опасны.

Все что требуется уметь дома измерять мультиметром – это напряжение, сила тока и сопротивление. Чаще всего просто требуется сделать прозвон провода или ТЭНа на целостность. Все остальные параметры лучше оставить специалистам.

Источники: http://samanka.ru/kak-proverit-soprotivlenie-testerom.html, http://fb.ru/article/254514/kak-proverit-multimetrom-soprotivlenie-instruktsiya-po-izmereniyam, http://sarstroyka.ru/remont/elektrika/kak-izmerit-soprotivlenie-napryazhenie.htm

electricremont.ru

Как измерить сопротивление мультиметром, методика проверки резисторов

У многих из нас может возникнуть ситуация, когда потребуется проверить целостность электрического кабеля, провода, или наличие или отсутствие контакта. Это может быть шнур питания от любого устройства, кабель для интернета или электрическая спираль бытового прибора. Для решения этих задач, трудно обойтись без мультиметра. Конечно, для разовой акции не стоит бежать в магазин за не самым дешёвым прибором. Достаточно одолжить на время устройство у друзей или знакомых.

Необязательно быть специалистом по электронике, чтобы справиться с подобной тривиальной задачей. Каждый может выполнить простую работу, руководствуясь некоторыми правилами и инструкциями, описанными ниже.

Устройство мультиметра



Мультиметр представляет собой прибор для измерения сопротивления, напряжения, тока, возможно, ёмкости. С помощью него можно проверить различные электронные компоненты: резисторы, диоды, транзисторы, конденсаторы, а также измерить значения электрического тока и напряжения, установить целостность электрических проводов.

Практически любой мультиметр состоит из следующих составных частей:

  • В верхней части устройства располагается жидкокристаллический экран, на котором будут отображаться результаты измерений. Существуют и стрелочные приборы, но они в настоящее время встречаются редко.
  • В центральной части мультиметра располагается поворотный переключатель, с помощью которого устанавливается вид измерения и его диапазон.
  • В нижней части гнёзда, в которые вставляются шнуры с острыми наконечниками (для прокалывания изоляции), идущие в комплекте с прибором.

Питание цифрового прибора с жидкокристаллическим экраном осуществляется от батарейки (крона) напряжением 9 В, или аккумулятора того же номинала. Следует следить за значком батарейки на экране дисплея. Если он замигал, батарейку надо менять, иначе показания прибора будут недостоверны. Принцип действия такого мультиметра основан на сравнении измеряемых величин с эталонными, и вычисления истинного значения. Для аналоговых стрелочных приборов питание не нужно, они работают по другому принципу.

Конечно, цифровые мультиметры удобнее, но у стрелочных есть одно неоспоримое преимущество, они работают в условиях сильных электромагнитных полей, где цифровые приборы бессильны.

Порядок действий при измерении сопротивления



Единицей сопротивления является Ом. При измерении нагрузки различных приборов и резисторов, показания прибора могут составлять: доли ома, омы, килоомы (кОм), мегаомы (МОм).

Прозвонка электрических проводов

Для прозвонки любых электрических проводов необходимо выполнить следующий порядок действий:

  1. Вставить шнуры в гнёзда, как правило, справа внизу. Чёрный провод в гнездо с надписью COM, красный в гнездо VΩ.
  2. Включить прибор. На некоторых мультиметрах для этого достаточно повернуть переключатель. Есть мультиметры, которые имеют дополнительную кнопку включения.
  3. Установить диапазон измерения, переместив переключатель в сектор Ω, и выбрав минимальное значение для прозвонки провода, или нужный диапазон для проверки сопротивления.
  4. Проверить исправность прибора, прикоснувшись наконечниками щупов, друг к другу. На экране должны появиться цифры от 0.2 до 0.6, сопротивление собственных проводов. Разъединить щупы, на дисплее появится единица в крайнем левом положении, что означает бесконечное сопротивление, или обрыв.
  5. Убедившись в исправности прибора, можно приступать к прозвонке электрического провода, для чего следует прикоснуться к нему, щупами с противоположных сторон, при необходимости проколов изоляцию.

Осталось сделать вывод об исправности объекта измерения. Если на дисплее слева единица, значит, проверяемый провод, неисправен (в обрыве). При проверке, например, сетевого шнура, показания прибора должны быть в пределах 0.6–1.5 Ом. Если надо просто убедиться в исправности линии, можно повернуть переключатель на прозвонку (значок диода и громкости). Тогда о целостности провода будет сигнализировать звуковой сигнал.

Проверка сопротивления электрических спиралей

Иногда может возникнуть необходимость замерить сопротивление электрической спирали (ТЭНа), например, в электроплите, чайнике, утюге, стиральной машине и т. д.

При проверке электрической спирали, например, мощностью 1 кВт, показания мультиметра должны быть около 50 Ом, в идеале 48.4 Ом. Вспомнив закон Ома I=U/R и определение мощности электрического тока W=I*U из школьного курса физики, можно легко рассчитать сопротивление любой электрической спирали прибора, зная его мощность.

Измерение значения сопротивления резисторов

Резистором называется электронный компонент с фиксированным или изменяемым значением электрического сопротивления. Это простейший радиоэлемент, единственной функцией которого является сопротивление электрическому току. Потребность в проверке резистора может возникнуть, например, при ремонте автомобиля или бытовой техники. Зная его номинал, можно установить пригодность элемента для дальнейшего использования.

Основными неисправностями резистора бывают: нарушение контакта между корпусом резистора и выводами или выгорание токопроводящего слоя. В результате значения сопротивления могут выйти из параметров либо уйти в бесконечность (обрыв). Иногда подозрения в исправности резистора могут возникнуть по его внешнему виду – потемнение корпуса, но так бывает не всегда. Да и потемнение резистора ещё не говорит о неисправности, а сигнализирует о его, в какой-то момент времени, перегреве. В любом случае не помешает проверить резистор мультиметром.

Чтобы измерить сопротивление резистора, надо прикоснуться наконечниками щупов к противоположным выводам этого элемента, предварительно установив переключатель на нужный диапазон, и снять показания на экране. Чтобы дать заключение о его исправности, нужно сравнить эти показания с маркировкой на корпусе сопротивления. К сожалению, надписи на корпусе резистора сделаны не в явной форме и неспециалисту разобраться с ними самостоятельно не так просто, но здесь на помощь может прийти соответствующий справочник или интернет.

Величины сопротивлений резисторов регламентированы. Отличия от номинала (разброс) в процентном отношении зависит от класса точности и может составлять от 0.1% у высокоточных до 20%.

Маркировка зарубежных резисторов выполнена в виде цветных колец различной ширины, опоясывающих корпус. В интернете также можно найти таблицы, по которым её можно расшифровать либо воспользоваться калькулятором цветовой маркировки в режиме online.

Проверка сопротивления резистора неизвестного номинала

Если сопротивление резистора неизвестно, лучше поставить переключатель на верхний предел чувствительности, например, 2 МОм и, поворачивая рукоятку переключателя вправо, найти нужный диапазон. В принципе, при измерении сопротивления, порядок не так важен. Если поставить минимальную чувствительность, на экране появится единица, вращая рукоятку влево, также можно найти нужный диапазон.

И всё-таки правильнее поступать так, как сказано в первом случае. Ведь при измерении напряжения или тока порядок важен, и можно вывести прибор из строя, поступая, как сказано во втором способе. Лучше сразу привыкать к определённой, универсальной последовательности действий.

Следует быть аккуратным при измерениях, и не касаться руками неизолированных частей щупов, иначе, вместо резистора, можно измерить сопротивление собственного тела.

Измерение сопротивления мультиметром. Переменные резисторы

Переменный или подстроечный резистор имеет, по сравнению с обычным, ещё один подвижный контакт (бегунок). Распространённой неисправностью такого радиоэлемента, является плохой контакт, или отсутствие контакта бегунка с подложкой. Поэтому при проверке такого резистора, необходимо проверить не только сопротивление подложки, но и контакт бегунка с подложкой.

Сделать надо следующее:

  1. Установить переключатель в сектор измерения сопротивления Ω, выбрать нужный диапазон в зависимости от номинала резистора.
  2. Одним щупом встать на подложку с любой стороны, другим — на подвижный контакт. Если плавно перемещать бегунок, также плавно должны изменяться показания прибора.

Если значения сопротивления на дисплее не меняются, или изменяются скачкообразно, значит, резистор неисправен. Многим, наверное, знаком неприятный характерный треск при изменении громкости на старой видео или аудиоаппаратуре. Он как раз и указывает на плохой контакт бегунка и подложки. Конечно, на современных бытовых приборах и аппаратуре сейчас в основном применяется электронная регулировка, но можно встретить и механические регуляторы.

Заключение

В настоящее время различных видов мультиметров великое множество. Некоторые из них могут конструктивно отличаться от описанных выше. Но методика проверки сопротивления бытовых приборов и резисторов одинакова для всех устройств.

instrument.guru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *