Принцип работы egr – Клапан ЕГР (EGR) – назначение, расположение, принцип работы, диагностика, инструкции по очистке и заглушке устройства.

Содержание

что это такое и как работает

Среди систем современного автомобиля, есть и такие, которые можно смело назвать экологическими.  Это к примеру, сажевый фильтр, катализатор, а так же система EGR. Что такое EGR в дизельном двигателе, какова ее польза и может ли она приносить вред, мы сейчас и разберемся.

Что такое EGR в дизельном двигателе

Схематичное изображение работы системы ЕГР.

Система EGR или другими словами система рециркуляции отработанных газов (Exhaust Gas Recirculation), призвана снизить температуру сгорания топливной смеси в цилиндрах автомобильного двигателя. Таким нехитрым образом снижается процент вредных окислов азота, содержащихся в  выбросах, как бензиновых моторов, так и двигателей на дизельном топливе.

Реализуется эта система достаточно просто. Из выпускного коллектора выводится специальная трубка, которая посредством клапана вводится во впускной коллектор. Клапан ЕГР управляется электронным блоком управления двигателя и в нужное время подает строго дозированную порцию выхлопных газов во впускной коллектор. Благодаря этим газам температура горения топливной смеси снижается, что приводит к  уменьшению количества окислов азота в автомобильном выхлопе. Казалось бы все просто и понятно. Но это лишь на первый взгляд.

Аргументы против EGR

Прокладка для заглушки ЕГР (с одним отверстием) и штатная (Chevrolet Lacetti).

Не смотря на всю простоту и кажущуюся полезность системы EGR, ее часто глушат на бензиновых автомобилях и несколько реже на автомобилях оснащенных дизельными двигателями. Особенно эта практика распространена в нашей стране и других государствах бывшего советского союза. И дело здесь не только в том, что к экологии у нас относятся с долей пренебрежения. Проблема в том, что вместе с отработанными газами в цилиндры вашего двигателя попадает сажа, иные твердые частицы и грязь, и всему этому там уж точно не место. Особенно  эта проблема актуальна для наших мест, где качество топлива, в особенности дизельного, оставляет желать лучшего. Говоря проще, система EGR потихонечку убивает двигатель и дизельный двигатель в первую очередь. Это связано и с особенностями нашей солярки и с гораздо более высокой компрессией в дизельных двигателях и с другими особенностями их конструкции.

Кроме того, сам клапан системы рециркуляции отработанных газов, часто выходит из строя. Он забивается той самой сажей и грязью, он может банально прогорать, а замена этого мелкого узла на современных иномарках удовольствие очень и очень не дешевое.

Ну и последним доводом против системы EGR, характерным в основном для дизельных моторов является снижение среднего расхода топлива.

Подводные камни

Все выше написанное может сподвигнуть тут же искать знакомого умельца или ехать в мастерскую, дабы заглушить систему EGR окончательно и бесповоротно. Но спешить здесь, тоже не стоит. Во-первых, клапан ЕГР на разных автомобилях глушится по-разному и доверяя эту работу умельцу из соседнего гаража, вы должны быть уверены, что он сделает все правильно. В противном случае, полезут ошибки, которые вам абсолютно ни к чему. Кроме того, у системы EGR в дизельных агрегатах в зимний период есть и своя полезная функция. Она поддерживает температуру двигателя в оптимальном режиме. Вы стоите на светофоре или в пробке, а мотор ваш не остывает. Если же клапан EGR заглушен, порой не помогает ни догреватель ни  какие-то другие ухищрения. Температура двигателя падает, повышается расход топлива,  снижаются эксплуатационные характеристики. Поэтому, глушить или нет систему ЕГР на дизельных двигателях, решать конечно же вам, но взвесить все нужно очень и очень хорошо.

Читайте также: Что такое ДПДЗ и какие функции он выполняет.

Симптомы неполадок ЕГР

На дизельных двигателях как собственно и на бензиновых, существует два основных вида неполадок системы EGR. В первом случае, клапан не закрывается, либо он прогорает и не может перекрывать поток газов, а во втором случае, он наоборот не открывается. Бывает так же, что забивается сама трубка и хотя клапан открывается и закрывается исправно, газы в двигатель не поступают. Реже выходит из строя управляющий элемент системы EGR, но здесь определить поломку значительно сложнее.

Выражаются проблемы с системой рециркуляции отработанных газов такими симптомами:

  • щелчки и стук;
  • провалы в работе двигателя;
  • падение мощности;
  • появление ошибок без видимых причин;

В том случае, когда вам диагностировали какую-то поломку системы ЕГР, вы можете либо ремонтировать или менять эту систему полностью или некоторые ее узлы, либо же заглушить EGR.

Есть информация, что дизельные моторы с отключенной системой рециркуляции отработанных газов ходят значительно дольше, как раз из-за того, что в них попадает меньше той самой сажи, грязи и других непотребств. А некоторые умельцы научились отключать эту систему на теплое время года, а на зиму, когда EGR приносит серьезную пользу, ее включают. И это, пусть в некотором роде, половинчатое решение тоже имеет право на жизнь. 

Итог

Система EGR на дизельных двигателях чуть менее бесполезна, чем на  моторах бензиновых. Она не приносит никакой реальной пользы автомобилю или его владельцу, кроме поддержания температуры двигателя в холодное время года. В то же время,  работа этой системы может быть вредной для двигателя, особенно если используется топливо низкого качества. Глушение EGR, это решение, которое следует принимать, взвесив все за и против, а выполнять эту работу должен знающий специалист.

Ничего серьезного с отключением ЕГР, вы не потеряете и мировая экология тоже. А проблем может и поубавиться.

Похожие статьи

avtonov.com

EGR в дизельном двигателе: что это такое?

Система рециркуляции отработавших газов ЕГР (англ. Exhaust Gas Recirculation) является решением, которое снижает уровень оксидов азота в отработавших газах бензинового или дизельного двигателя. Данная система применительно к современным ДВС отсутствует только на бензиновых турбомоторах.

Для дизельных двигателей выдвигаются различные требования касательно стандартов токсичности отработавших газов. По этой причине EGR дизельного мотора может быть реализована по различным схемам. Система рециркуляции отработавших газов ЕГР дизельного двигателя может быть:

  • системой высокого давления;
  • ЕГР низкого давления;
  • комбинированной системой EGR;
Рекомендуем также прочитать статью об особенностях эксплуатации дизельного двигателя зимой. Из этой статьи вы узнаете о присадках в дизтопливо, свечах накала, подогреве солярки, а также о профилактических мерах для уверенного запуска дизельного мотора при отрицательных температурах.

Читайте в этой статье

Для чего нужна система EGR

Главной функцией системы EGR становится частичный возврат отработавших газов назад во впускной коллектор двигателя для дожигания. ЕГР дизельного двигателя позволяет сделать работу моторов подобного типа более мягкой и плавной, бензиновые агрегаты с EGR меньше страдают от детонации. Система рециркуляции отработавших газов способна улучшить эксплуатационные показатели дизельного или бензинового ДВС, понизить расход топлива. Выхлоп мотора с ЕГР становится менее токсичным.

Главной задачей системы EGR является эффективное понижение уровня оксидов азота в выхлопе. Образование оксидов азота в процессе работы мотора вызвано высокой температурой. Рост температуры в камере сгорания ДВС приводит к активному увеличению содержания оксидов азота в топливно-воздушной смеси. Высокая температура в камере сгорания ДВС приводит к тому, что кислород и азот, которые содержатся в подаваемом воздухе, начинают взаимодействовать между собой.

Воздух попадает в разогретую камеру сгорания двигателя, где далее активно образуются окиси азота. Это означает, что кислород, который необходим для полноценного сжигания бензина в агрегатах данного типа начинает замещаться указанными оксидами азота. Рабочая смесь при условии недостатка кислорода сгорает не полностью, в результате чего теряется мощность двигателя, заметно повышается расход топлива, а также возрастает токсичность выхлопных газов ДВС.

Если вернуть часть отработавших газов во впускной коллектор, это позволяет немного снизить температуру сгорания топливно-воздушной смеси. Понижение температуры автоматически уменьшает интенсивность образования оксидов азота.

Попадание части отработавших газов обратно во впуск практически не изменяет требуемого соотношения  базовых компонентов для получения качественной топливно-воздушной смеси, сам двигатель не теряет мощности на различных режимах, а также наблюдается экономия топлива.

Отключение клапана ЕГР

В Европе и других развитых странах к вопросам экологии подходят достаточно строго. На территории СНГ по вопросу ЕГР существует множество споров. Темами обсуждения среди автолюбителей становятся топики касательно того, как «заглушить» ЕГР дизельного или бензинового мотора, нейтрализовать систему рециркуляции отработавших газов, отключить клапан ЕГР дизеля и т.д.

Многие уверены, что система рециркуляции «душит» мотор и ЕГР отнимает мощность, не позволяя цилиндрам двигателя наполняться чистым воздухом в полной мере. К таковым относятся любители тюнинга дизельного мотора. Не менее частой причиной отказа от рециркуляции становится сильное загрязнение впускного коллектора и быстрый выход из строя датчиков системы, а также клапана EGR.

Все элементы системы рециркуляции страдают от нагара в условиях эксплуатации мотора на топливе низкого качества. Ремонт системы требует определенных финансовых затрат. Некоторые водители по этой причине немедленно «глушат» рециркуляцию отработавших газов и не заботятся о целесообразности такого решения.

Рециркуляция отработавших газов: клапан ЕГР

Главным элементом системы рециркуляции отработавших газов выступает клапан EGR. На указанном клапане основана вся система. Именно клапан ЕГР является решением, которое позволяет определенной части отработавших газов попадать обратно во впускной коллектор, где они далее снова перемешиваются с очередной порцией поступившего во впуск воздуха.

Чем больше кислорода оказывается в камере сгорания, тем большей получается температура горения топливно-воздушной смеси. Добавление части отработавших газов в состав смеси означает принудительное уменьшение количества кислорода. Так достигается снижение температуры сгорания рабочей смеси в камере. Меньшее количество кислорода означает менее интенсивное взаимодействие с азотом, что и снижает в итоге количество оксидов азота в выхлопе.

Клапан EGR дизельного или бензинового двигателя работает не одинаково, что зависит от особенностей конкретного типа ДВС. Дизельный двигатель имеет клапан ЕГР, который открывается в режиме холостого  хода, ограничивая вдвое впуск свежей порции воздуха. С увеличением нагрузки на двигатель EGR пропускает меньшее количество отработанных газов во впуск, а в моменты пиковых нагрузок клапан полностью закрыт. Данный клапан закрывается также в режиме прогрева дизельного двигателя. Что касается бензиновых ДВС, клапан EGR закрыт на холостом ходу, а также во время выхода двигателя на максимальный крутящий момент. Если нагрузка на мотор низкая или средняя, тогда клапан обеспечивает всего до 10% впуска воздуха.

Системы рециркуляции работают по принципу замкнутого контура, а сам клапан EGR может управляться:

  • электрическим контроллером;
  • электропневматическим способом;

Для первого решения система опирается на данные, которые поступают от датчика положения в контроллер ДВС. Именно контроллер посылает управляющий сигнал на клапан. Во втором случае регулировка работы клапана ЕГР происходит на основании показаний от датчика давления во впускном коллекторе, датчика массового расхода воздуха и датчика температуры воздуха на впуске.

Встречаются конструкции двигателей, которые подразумевают улучшенное охлаждение отработавших газов в процессе работы системы рециркуляции. Клапан EGR в таких конструкциях интегрируют в систему охлаждения двигателя. Система становится более сложной, но уровень оксидов азота уменьшается еще более эффективно.

По зваерениям производителей, система рециркуляции отработавших газов имеет определенный ряд преимуществ в процессе эксплуатации ДВС. Для моторов на бензине плюсами ЕГР становится меньший перепад давления в области дроссельной заслонки. Сниженная температура горения уменьшает детонацию, позволяя установить ранее зажигание для повышения моментной характеристики двигателя. Дизельный мотор с ЕГР работает мягче и тише в режиме холостого хода, так как меньшее содержание кислорода приводит к понижению давления в момент сгорания топливно-воздушной смеси.

Виды систем рециркуляции отработавших газов дизельного двигателя

EGR высокого давления устанавливается на дизельных моторах, которые соответствуют требованиям Евро 4. Допустимое содержание оксида азота в отработавших газах согласно этим требованиям не должно превышать 0,25 г/км. Система рециркуляции высокого давления частично отводит отработавшие газы из выпускного коллектора турбодизеля, отбирая их перед турбиной. Далее система перенаправляет указанные газы в канал, откуда они попадают во впускной коллектор.

Система имеет следующие элементы в своем устройстве:

  • клапан рециркуляции с электро или пневмоприводом;
  • патрубки для отвода отработавших газов;

Клапан рециркуляции (клапан EGR) перепускает отработавшие газы из системы выпуска во впуск. Пневматический клапан работает благодаря разряжению, которое создается во впускном коллекторе бензиновых ДВС. В дизельных агрегатах такое разрежение создает вакуумный насос. Разряжение, которое воздействует на клапан рециркуляции,  в свою очередь регулируется посредством управляющего электромагнитного клапана.

Процесс рециркуляции отработавших газов становится более или менее интенсивным зависимо от разных режимов работы силового агрегата. Степень интенсивности напрямую зависит от разницы давлений на впуске и выпуске. Давление во впускной системе регулируется посредством дроссельной заслонки. Закрытый дроссель означает, что давление на впуске падает. В этот момент рециркуляции отработавших газов протекает более интенсивно. Большая рециркуляция приводит к уменьшению потока отработавших газов, который направлен в турбокомпрессор. Получается, что в момент активной рециркуляции отработавших газов немного падает давление турбонаддува дизельного ДВС, который оборудован ЕГР подобного типа.

Система ЕГР не активна в режиме холостого хода, в момент полного открытия дросселя, а также во время прогрева двигателя и до выхода мотора на рабочую температуру. Контроль за работой системы рециркуляции осуществляет ЭБУ двигателя. Клапан рециркуляции вступает в работу по сигналу электронного блока управления ДВС, который контролирует положение дроссельной заслонки при помощи потенциометрического датчика.

Дизельные ДВС, которые соответствуют стандарту Евро 5, подразумевают такой  уровень содержания оксида азота в отработавших газах, который не должен превышать показатель 0,18 г/км. Такие моторы имеют систему EGR низкого давления. Особенностью данной системы является то, что отвод отработавших газов происходит за сажевым фильтром дизельного двигателя. Далее газы попадают в радиатор системы рециркуляции для дополнительного охлаждения. Следующим этапом становится пропуск газов через клапан рециркуляции и проникновение во впуск перед турбиной.

Система ЕГР низкого давления обеспечивает следующие преимущества:

  • снижение количества частиц сажи;
  • температура отработавших газов эффективно понижается;
  • существенное снижение уровня содержания оксидов азота в выхлопных газах;

Дополнительным плюсом становится то, что отработавшие газы проходят через турбокомпрессор. Это позволяет данной системе рециркуляции эффективно работать без снижения давления наддува. Получается, двигатель работает без потерь мощности.

Интенсивность рециркуляции реализована посредством ЭБУ двигателя. Контроль осуществляется при помощи следующих элементов:

  • дроссельная заслонка;
  • заслонка рециркуляции;
  • выпускная заслонка;

Все заслонки функционируют благодаря наличию электрического привода. Открытие заслонок на одну или другую величину измеряется потенциометрическими датчиками. Степень уровня открытия заслонки основывается на специальной программе. Данная цифровая схема зашита в ЭБУ, учитывает наполнение цилиндров двигателя, показатель давления турбонаддува и степень интенсивности работы системы ЕГР применительно к различным режимам работы ДВС.

Дизельные моторы стандарта Евро 6, согласно которому содержание оксида азота в выхлопе не должно быть выше 0,08 г/км, получают комбинированную систему рециркуляции. Особенностью такой системы становятся две обособленные магистрали, по которым осуществляется рециркуляция отработавших газов. Одна из магистралей комбинированной системы EGR представляет собой магистраль высокого давления, а другая является магистралью низкого давления.

Комбинированная система работает подобно системе рециркуляции на моторах Евро 5. Дополнительно может осуществляться подача отработавших газов из магистрали высокого давления, которая задействуется на отдельных режимах работы силового агрегата. Главной задачей становится максимально возможное снижение уровня оксидов азота в выхлопе. Стоит отметить, что радиатор охлаждения отработавших газов в комбинированной системе отсутствует применительно к магистрали высокого давления.

Основные причины неисправностей ЕГР

Наиболее частой причиной неисправностей системы EGR является нагар. Интенсивное образование нагара затрагивает гнездо или пластину клапана ЕГР. Нагар образуется в результате эксплуатации ДВС на топливе низкого качества. Система рециркуляции также выходит из строя по причине неисправностей и сбоев в работе системы питания дизельного двигателя, неполного сгорания топливно-воздушной смеси, отклонений в функционировании системы вентиляции картерных газов и т.д. Система ЕГР страдает от нагара в результате механического износа турбокомпрессора, поршней и цилиндров, закоксовки инжекторных форсунок, а также от различных сбоев в работе датчиков, которые передают на ЭБУ сигналы для управления клапаном EGR.

Если клапан ЕГР засорился, тогда он может работать некорректно или заклинить. В первом случае отмечается несвоевременное срабатывание клапана, что заметно в режиме холостого хода и не имеет явных симптомов и последствий для ДВС. Во втором случае клапан EGR может клинить в момент открытия или закрытия. Бензиновые агрегаты с заклинившим клапаном системы рециркуляции работают на холостом ходу крайне неустойчиво, увеличивается расход топлива. Дизельные моторы с неработающим клапаном EGR теряют мощность, работают более грубо и шумно.

Для выявления неисправностей системы рециркуляции отработавших газов необходимо провести визуальный контроль состояния трубопрводов, электрических разъемов датчиков и других систем. Углубленная диагностика подразумевает электронное сканирование и ряд процедур для проверки функциональности приводов и самого клапана EGR.

Необходимо проверить сопротивление, а также наличие управляющих  сигналов. Для этого используется осциллограф и мультиметр. Если сканирование показало, что давление на впуске отличается от нормы, а также имеет место повышенный расход воздуха, тогда возможно заклинивание клапана. Замена клапана EGR параллельно требует тщательной очистки сопутствующих магистралей и разъемов, так как остатки нагара в системе могут привести к повторному возникновению неисправностей системы рециркуляции отработавших газов через небольшой промежуток времени.

Читайте также

krutimotor.ru

Система EGR: назначение и принцип действия

Как известно, наиболее токсичными составляющими выхлопных газов автомобилей являются углеводороды, оксиды углерода и оксиды азота. С первыми двумя довольно эффективно справляется каталитический нейтрализатор, оксиды же азота «отсеиваются» им недостаточно. Для уменьшения вредных выбросов оксидов азота и была создана EGR (Exhaust Gas Recirculation) – система рециркуляции выхлопных газов. Она не предназначена для улучшения технических характеристик мотора, а устанавливается исключительно из экологических соображений.

Идея заключается в том, чтобы на определенных режимах работы двигателя подавать некоторую часть отработанных газов из выпускного коллектора во впускной. Повышенное содержание окислов азота в выбросах ДВС вызывается высокой температурой в камере сгорания. Катализатором реакции горения является кислород: чем больше кислорода – тем выше температура. А если подмешать к воздуху выхлопные газы, то содержание кислорода в нем уменьшится. В результате температура сгорания смеси и, соответственно, токсичность выхлопных газов понижаются.

EGR устанавливается и на бензиновые (кроме турбированных), и на дизельные двигатели. За счет избытка воздуха в дизеле образуется большее количество оксидов азота. Кроме улучшения экологических показателей (выброс NOx снижается до 50%), имеются еще некоторые «побочные» положительные последствия. В бензиновых моторах порция выхлопных газов, снижая разряжение во впускном коллекторе, уменьшает насосные потери, что способствует снижению расхода топлива на 2-3%. Работа при пониженной температуре в бензиновых двигателях снижает риск возникновения детонации, а работа дизельных моторов становится более мягкой. Выброс сажи у дизелей с системой EGR уменьшается на 10%.

Алгоритм работы EGR зависит от типа двигателя. В дизелях клапан открывается на холостом ходу и подает до 50% объема воздуха на впуске. С ростом оборотов клапан пропорционально закрывается до полного закрытия при максимальной нагрузке. При прогреве мотора клапан также полностью закрыт. В бензиновых двигателях EGR не включается на холодном двигателе, на холостом ходу и на оборотах максимального крутящего момента. При низкой и средней нагрузке система обеспечивает 5-10% подаваемого на впуск воздуха.

Стоит отметить, что EGR зачастую превращается в головную боль для наших автомобилистов. Система довольно капризна, при ее работе (особенно на отечественном топливе) клапан EGR, впускной коллектор и находящиеся в нем датчики покрываются нагаром, что приводит к нестабильной работе двигателя. Клапан EGR – деталь дорогостоящая, поэтому многие автовладельцы вместо его замены прибегают к глушению всей системы.

А почему EGR не устанавливается на бензиновые турбодвигатели? На атмосферных двигателях система работает практически только на средних оборотах. А на моторах с турбонаддувом рабочий диапазон еще меньше — и выходит, что цель не оправдывает средства. Поэтому производители применяют другие способы снижения выбросов NOx: жидкостное охлаждение наддувочного воздуха (что снижает температуру в камере сгорания) и бесступенчатую систему изменения фаз газораспределения (обеспечивающую внутреннюю рециркуляцию отработавших газов). При внутренней рециркуляции часть выхлопных газов попадает обратно в цилиндр в моменты перекрытия клапанов, когда одновременно открыты и впускной и выпускной клапаны. Технически перекрытие можно организовать и с помощью подбора формы кулачков распредвала, но в этом случае рециркуляция будет осуществляться на всех режимах работы двигателя. В системах же бесступенчатого регулирования перекрытие клапанов по команде блока управления происходит только в необходимых режимах.

Типы конструкций систем рециркуляции выхлопных газов

Хотя принцип работы всех систем одинаков, их конструктивное исполнение отличается большим разнообразием. В любой системе EGR главной деталью является клапан. Отличия состоят в способе управления его работой и, соответственно, составе элементов. Впервые EGR появились на американских автомобилях еще в начале 70-х годов прошлого века. Они были пневмомеханическими, то есть управлялись только разряжением впускного коллектора. Как и любая механическая система, она не отличалась высокой точностью работы. С внедрением электронных систем управления двигателем EGR стали электропневматическими (Euro-2 и -3), а в дальнейшем появились и полностью электронные (Euro-4 и -5).

Клапан EGR может устанавливаться на впускном коллекторе, во всасывающем тракте, или непосредственно на блок дроссельных заслонок. Так как в дизельных двигателях система EGR перепускает большее количество отработанных газов, то и клапаны в таких системах имеют перепускное отверстие большего диаметра по сравнению с бензиновыми. В некоторых дизелях, особенно турбированных, давление на впуске может превышать давление на выпуске, что делает невозможным рециркуляцию выхлопных газов. В таких случаях для создания необходимого пониженного давления во впускной трубопровод устанавливаются регулирующие (вихревые) заслонки.

В пневмомеханических системах клапан удерживается в закрытом состоянии пружиной. При подаче разрежения в вакуумную полость мембрана преодолевает сопротивление пружины и открывает клапан. Выхлопные газы по каналу проходят в задроссельную зону впускного коллектора. Патрубок клапана EGR подключается к впускному коллектору в области дроссельной заслонки. На холостых оборотах и при торможении дроссельная заслонка закрыта, разрежение над заслонкой практически отсутствует, клапан EGR закрыт. При средних нагрузках двигателя дроссельная заслонка приоткрыта, и так как под ней возникает разрежение, то клапан EGR открывается. При полной мощности дроссельная заслонка открыта, разрежение в области дроссельной заслонки слабое, клапан EGR будет закрыт.

В электропневматических системах работой клапана управляет контроллер двигателя на основании показаний датчиков. В зависимости от того, какой датчик является основным, различают четыре типа систем:

• с датчиком противодавления выхлопных газов;
• с датчиком температуры выхлопных газов;
• с датчиком положения клапана EGR;
• с датчиком давления на впуске МАР (либо датчиком массового расхода воздуха МАF) вместе с датчиком кислорода (лямбда — зондом).

Кроме того, используются и другие датчики системы управления двигателем, например: датчик положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости и др. На разных двигателях состав датчиков может меняться. ЭБУ в нужные моменты подает управляющие сигналы на электроклапан, который подключает или отключает источник разрежения к пневмоклапану EGR, Электроклапан имеет только два положения: открыт и закрыт. В более совершенных системах используется электропневматический преобразователь, который обеспечивает плавное регулирование степени рециркуляции. Для создания разряжения в некоторых конструкциях EGR может использоваться вакуумный насос.

В электронных системах EGR управление клапаном осуществляет непосредственно блок управления двигателем без использования вакуума. Существует две основные конструкции цифровых клапанов EGR: с тремя или двумя разновеликими отверстиями. Отверстия закрываются соленоидами в разных комбинациях. При трех отверстиях можно получить 7 различных уровней рециркуляции, при двух отверстиях – три уровня. Еще более совершенным является клапан, степень открытия которого определяет ЭБУ через шаговый электродвигатель. Таким образом, получается плавное регулирование потока выхлопных газов.

На некоторых двигателях в системе EGR применяется дополнительное охлаждение газов. Для этого клапан рециркуляции включается в штатную систему охлаждения. Такая мера позволяет еще больше снизить выброс оксидов азота.

Неисправности и обслуживание системы EGR

Со временем детали системы EGR даже в исправном двигателе покрываются нагаром. Больше подвержены этому явлению дизеля из-за содержащейся в их «выхлопе» сажи. Частые поездки на короткие расстояния ускоряют процесс загрязнения. А в неисправном двигателе он усиливается многократно. Причинами могут быть применение некачественного топлива, нарушения в работе системы питания, общий износ двигателя, повышенное содержание масла во впускном тракте. Излишек масла появляется при неисправностях системы вентиляции картера, изношенных маслосъемных колпачках или направляющих клапанов, неисправностях турбокомпрессора (износ подшипников, забитая маслосливная магистраль), завышенном уровне масла или применении масла, несоответствующего двигателю.

От отложений нагара в первую очередь страдает клапан EGR. Нагар мешает клапану плотно закрываться, нарушает подвижность штока. В конечном итоге клапан в каком-то положении заклинивает, что приводит к нарушениям в работе двигателя. Проявляются эти нарушения по-разному, в зависимости от того, в каком положении «завис» клапан. Кроме того, последствия заклинивания клапана разнятся в зависимости от типа двигателя и особенностей конструкции самой системы EGR. Чаще всего неисправности системы EGR приводят к неравномерному холостому ходу (плаванье оборотов, заниженные или завышенные обороты) и двигатель часто глохнет. Также могут наблюдаться рывки и хлопки в глушителе при разгоне и дергания и хлопки на впуске при сбросе оборотов, падение мощности, затрудненный запуск. На бензиновых моторах появляется детонация и пропуски воспламенения, а работа дизелей становится «жесткой». На турбодизельных моторах незакрывающийся клапан EGR снижает производительность турбины. На некоторых автомобилях блок управления при нарушениях в работе системы EGR переводит двигатель в аварийный режим.

Иногда клапан EGR под воздействием высоких температур прогорает, что равносильно его заклиниванию в открытом состоянии. Причинами прогара могут быть неправильная работа системы управления клапаном, высокое противодавление выхлопных газов, неисправный перепускной клапан турбокомпрессора. Иногда к таким последствиям приводит тюнинг двигателя с целью поднятия давления наддува.

Необходимо отметить, что все вышеописанные неприятности характерны для пневмоклапанов, управляемых разряжением. Электрические же клапана гораздо меньше подвержены закоксовыванию. Парадоксально, но их ресурс ниже, чем у пневмоклапанов из-за механического износа подвижных деталей. Увеличившиеся зазоры забиваются сажей, причем очистке клапан не поддается, необходима только замена.

Однако не во всех проблемах, связанных с пневмо — EGR, повинен клапан. Иногда виноваты детали вакуумной системы или управляющие элементы. Поэтому не стоит торопиться демонтировать клапан, вначале нужно проверить, подается ли на него разряжение. На большинстве автомобилей вакуумом управляются не только клапан EGR, но и, например, клапан регулирования давления турбокомпрессора, заслонки во впускном коллекторе, заслонки климатической установки, усилитель тормозов и т.д. (все зависит от конкретной модели). Повреждение любой вакуумной трубки или заедание клапана, подсос воздуха во впускном коллекторе скажется на работе EGR. К нарушениям может приводить и неисправный управляющий электроклапан, подающий разрежение на пневмоклапан, и неисправный датчик, входящий в систему управления EGR.

Ресурс различных систем EGR составляет от 70 до 100 тысяч километров (в отечественных условиях около 50 тысяч). После этого ее компоненты подлежат замене. Это в идеале. Однако желающих платить немалые деньги находится немного. Несложное и своевременное обслуживание системы поможет продлить ей жизнь. В пневмоклапане EGR необходимо периодически очищать седло и шток от нагара с помощью жидкости для очистки карбюратора. Делать это нужно осторожно, чтобы жидкость, агрессивная к резине, при попадании на диафрагму клапана не повредила ее. В системах с управляющим электроклапаном в нем, как правило, имеется фильтр, защищающий вакуумную систему от загрязнения. Его необходимо очищать.

Когда EGR начинает давать сбои, многие автовладельцы предпочитают заглушить ее. Как правило, это делается с помощью вырезанной из тонкой жести прокладки, устанавливаемой под клапан. Среди специалистов мнения о глушении системы расходятся. Одни считают его совершенно безвредным, а некоторые даже полезным. Вторые же полагают, что в результате повышается температура в камере сгорания, а это увеличивает риск появления трещин в головке блока цилиндров.

Простое механическое глушение клапана и удаление вихревых заслонок (там, где они есть) не всегда приводит к желаемым результатам. На турбодизелях возможны проблемы с регулированием давления наддува и повышенным износом турбины. На современных двигателях клапан EGR необходимо «удалять» и программно – перепрошивкой блока управления. В противном случае контроллер будет постоянно выдавать ошибку или даже переводить двигатель в аварийный режим.

www.avtostart.kg

Система рециркуляции выхлопных газов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2014; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2014; проверки требуют 15 правок.

Система рециркуляции выхлопных газов (англ. Exhaust Gas Recirculation, EGR ), она же система рециркуляции отработавших газов СРОГ — в двигателях внутреннего сгорания — система снижения вредных выбросов в атмосферу, представляющая собой клапан, соединяющий на некоторых режимах работы задроссельное пространство впускного коллектора с пространством выпускного коллектора.

Применяется на бензиновых, дизельных и газовых двигателях. Предназначается для снижения токсичности отработавших газов (содержания оксидов азота NOx: NO и NO2) в режиме частичных нагрузок.

Часть отработавших условно инертных газов попадает в цилиндры как балласт, что вызывает снижение максимальной температуры горения и, как следствие, уменьшение выбросов оксидов азота, образующихся при высоких температурах и являющихся одними из самых токсичных веществ. Работа системы вызывает снижение эффективной мощности двигателя[источник?].

Простейшая механическая система представляет собой клапан, соединяющий впускной и выпускной коллекторы, который открывается под действием разрежения во впускном коллекторе. Для стабильной работы двигателя в режиме холостого хода система отключается. Это достигается тем, что порт, соединяющий герметичную камеру клапана с впускным коллектором, находится в задроссельном пространстве, когда

ru.wikipedia.org

Клапан ЕГР: устройство, неисправности и отключение

Количество автомобилей на дорогах возрастает, и с этим ничего не поделать. Однако каждый отдельно взятый автомобиль представляет собой опасность для здоровья человека, выбрасывая в атмосферу вредные вещества. Инженеры регулярно придумывают все новые и новые решения, как сделать автомобиль экологичнее, и в принципе им это удается. Одним из таких решений стала система EGR. К сожалению, она явно не прижилась в нашей стране. Почти на каждом сервисе можно встретить предложение об отключении этой «важной» системы.

Клапан ЕГР

Exhaust Gas Recirculation (EGR). Как это работает.

В результате работы двигателя возникают далеко небезобидные вещества, наиболее опасными среди них считаются окись азота. Причина образования данных веществ обусловлена высокими температурами в камере сгорания. Система ЕГР должна снизить температуру сгорания горючей смеси и, таким образом,уменьшить токсичность выбросов.

Система рециркуляции выхлопных газов — именно так расшифровывается EGR – возвращает отработанные газы во впускной коллектор. После этого содержание кислорода в горючей смеси значительно уменьшается, и температура сгорания снижается. Казалось бы, все прекрасно: токсичность выхлопных газов стала меньше, а эксплуатационные характеристики двигателя ничуть не ухудшились. Что же не нравится автовладельцам?

Устройство клапана ЕГР

Основной элемент системы

Работа всей системы базируется на работе клапана EGR. Он управляет рециркуляцией, открывая в нужный момент путь отработанным газам. При этом на клапан регулярно оказывается нагрузка со стороны горячих газов, и рано или поздно он не выдерживает. Сначала клапан обрастает нагаром, а потом и вовсе выходит из строя, переставая выполнять свою основную функцию.

Клапан ЕГР на примере Daewoo Nexia. Фото пользователя PaulDolpman Drive2.ru

Причины выхода из строя клапана

Топливо в нашей стране не отличается высоким качеством, а это ведет к засору клапана и образованию на нем нагара. Но даже если Вы уверены, что Ваш автомобиль ездит на лучшем топливе, то неисправность какого-то одного элемента системы ЕГР, например, датчика даст тот же эффект: на клапане образуется нагар, сигнал от блока управления он не воспринимает, нарушается герметичность, что приводит к полной дисфункции системы.

Этот клапан, что на фото требует очистки, замены или полного удаления.

Все детали в автомобиле время от времени требуют замены, и клапан EGR в этом плане не исключение. При условии, что автомобиль ездит на очень хорошем топливе, уже через 100.000 км пробега элементы системы ЕГР потребуется заменить. В России топливо далеко не всегда обладает нужным качеством, поэтому не удивительно, что клапан ЕГР ломается раньше, обычно уже при 50.000 км пробега.

Клапан ЕГР не работает. Ну и что?

Если система ЕГР перестает функционировать, то потери несет не только окружающая среда. В работе двигателя также возникают проблемы.

  • Водитель видит, что с двигателем что-то не так, но часто решение проблемы не лежит на поверхности. То слишком часто приходится менять свечи зажигания, то постоянно засоряются топливные форсунки, то двигатель потребляет слишком много топлива и т. д.
  • Когда автомобиль ускоряется, то чувствуются рывки.

Но самое худшее, что все эти неприятности чреваты более серьезными последствиями. Если вовремя не принять никаких мер, то через какое-то время автомобиль может остаться без холостого хода или, наоборот, холостой ход начнет зашкаливать, а это нередко вызывает поломку АКПП.

Принятие мер

В данной ситуации автовладельцу приходится принимать одно из решений. Например, регулярно чистить клапан EGR, что потребует времени и некоторых денежных вложений. Однако даже регулярное техобслуживание системы не всегда дает нужный результат. И тогда нередко предлагают отключить всю систему ЕГР. Уставший от проблем с клапаном автолюбитель начинает понимать, что забота об окружающей среде обходится слишком дорого.

Новый клапан

Нюансы отключения клапана

Прежде всего, нужно отметить, что простое решение – механическое отключение клапана ЕГР – будет недостаточным. Можно сделать прокладку в форме клапана, которая закроет отверстие для газов и станет гарантией герметичности. Но компьютер, контролирующий все системы автомобиля, сразу поймет, что что-то не так. На панели управления загорится лампочка CHECK ENGINE. Махнуть на нее рукой – это значит, остаться без системы оповещения. И если случится серьезная неисправность, то автовладелец, привыкшей к постоянно горящей лампочке, ее просто не заметит. В результате рано или поздно появятся крупные поломки, которые не только потребуют серьезных вложений, но и могут создать угрозу безопасности пассажиров.

Таким образом, отключение системы ЕГР требует и программного вмешательства. Выполняется прошивка электронного блока управления.

Что дает отключение системы EGR

Обычно кардинальное решение проблемы приносит свои плоды. Отпадает необходимость регулярно чистить клапан, что является существенной экономией времени и денежных средств. Автомобиль становится динамичнее. Также замечено, что замену масла можно выполнять реже. Правда, токсичность выхлопных газов увеличивается, но это, наверное, один существенный минус данного мероприятия.

В остальном можно сделать вывод, что обслуживание системы ЕГР –  удовольствие, которое по карману почти каждому автовладельцу, однако, расходовать свои средства на это, готов далеко не каждый. Менять его, чистить, или полностью глушить — решать только вам.

avtoexperts.ru

Система рециркуляции отработавших газов (EGR), в чем её польза для двигателя

Рециркуляция отработавших газов, или Exhaust Gas Recirculation (ЕGR), – это использование выхлопных газов для повторного образования рабочей смеси.

Принцип работы следующий: система EGR отбирает часть выхлопных газов (10-12%) из выпускного коллектора и направляет их к системе впуска. В результате введения в рабочую смесь негорючего газа, уменьшается температура сгорания смеси, что провоцирует снижение оксидов азота в выхлопе. Максимальную эффективность система проявляет в режимах работы агрегата на обогащенной смеси.

Главное преимущество EGR в том, что эта система придает плавность работе дизельных двигателей и оберегает бензиновые моторы от детонации топлива.

Из каких элементов состоит ЕGR

Конструктивно системы рециркуляции отработавших газов на разных моделях автомобилей имеют некоторые отличия. Однако основная и неизменная деталь любой из них – это перепускной клапан ЕGR. Он перепускает выхлопные газы из выпускного коллектора во впускной. Клапан находится под постоянным влиянием высоких температур, потому очень уязвим. Чаще всего, он теряет герметичность.

Клапаны EGR

Клапаны EGR бывают с электронным(цифровым) либо с пневматическим(вакуумным) управлением (см. фото). Отметим, что последний вариант клапанов является более распространенным. Множество современных моделей авто оснащены данной системой, в частности, находящиеся в автопрокате на сайте megarent.ua.

Клапан ЕГР всегда закрыт только в трёх случаях — при холодном пуске двигателя, при холостых оборотах разогретого двигателя, при полностью открытой дроссельной заслонке. Во всех других случаях клапан ЕГР открыт и система функционирует.

Важная деталь систем с пневматическим управлением клапана – это соленоид. Он также подвержен постоянным нагрузкам, потому часто выходит из строя. Проявление его поломки – нарушение герметичности клапана. В результате мотор работает с открытым клапаном ЕGR.

Еще одна важная деталь системы рециркуляции – датчик степени открытия клапана (датчик положения его штока).

Электронное управление (системой EGR в том числе) осуществляет электронный блок управления силовым агрегатом (ЭБУ). Он получает данные от датчиков (датчика положения коленвала, датчика положения дроссельной заслонки и датчика температуры двигателя) и по ним определяет степень и момент открытия клапана.

Работа клапанов EGR

Что делать, если система ЕГР вышла из строя

Как уже говорилось выше, элементы системы рециркуляции выхлопных газов, как и другие детали двигателя, подвержены неисправностям. При негерметичном клапане происходит поступление во впускной коллектор дополнительной порции воздуха. В зависимости от установленных на агрегате датчиков поступления воздуха, это приводит либо к обеднению, либо к переобогащению смеси. Но в любом случае нарушается нормальное смесеобразование. Кроме вышеописанного, поломка клапана провоцирует повышенную дозу выхлопных газов, поступающих во впускной коллектор. Это провоцирует провалы и рывки при разгоне машины. В более длительной перспективе такая поломка способна вызвать появление нагара на впускных клапанах, коллекторе, изоляторах свечей и др. В случае резкого нажатия на акселератор во впускном коллекторе могут появиться характерные хлопки. Обороты холостого хода будут либо завышенными, либо заниженными.

Временно нормализовать работу двигателя при невозможности ремонта сломавшейся системы EGR можно путем её деактивации. Для этого нужно из тонкой жести вырезать прокладку под клапан и не прорезать отверстия для пропуска газов. Если же шток клапана выступает за посадочную плоскость, необходимо проделать отверстие под ним. Конечно ЭБУ двигателя может информировать владельца о неисправности системы рециркуляции, но двигатель будет работать нормально. Ввиду нестабильной работы системы EGR на подержанных автомобилях, на автосервисах существует даже услуга по удалению клапана EGR и установке на его место заглушки.

Как продлить срок службы системы ЕGR

Вообще ресурс системы ЕGR – до 100 тыс. км. Однако, учитывая качество нашего топлива, эту цифру нужно снизить до 50 тыс. км. При достижении этого пробега необходимо заменить все ключевые элементы системы. Но существуют методы, позволяющие несколько продлить жизнь системы. Необходимо иногда очищать шток и седло клапана, чтобы он свободно двигался и закрывался герметично. Для этого отлично подходит аэрозоль для очистки карбюраторов. При наличии в системе соленоида, требуется регулярная очистка его фильтра. Это защитит вакуумную систему от загрязнений. Такие несложные действия способны продлить срок службы элементов системы ЕGR.

С этой статьёй читают:

autocarinfo.ru

Что такое клапан EGR и для чего он нужен?

Почему так много уделяется внимания какому-то клапану?

Многие владельцы автомобилей, особенно с современными дизельными двигателями часто сталкиваются с проблемой, связанной с некорректной работой клапана EGR. Во-первых, неисправность это достаточно неприятная в плане диагностики. В некоторых автомобилях, она проявляется не всегда, а лишь периодично, поэтому поймать её сложно.

Почему клапан EGR выходит из строя, почему ломается?

Качество топлива, как дизельного так и бензина, в Украине далеко от идеала, и со временем, увеличенный нагар, из-за разных примесей, просто закупоривает, засоряет клапан EGR. Дальше клапан начинает «жаловаться» о своем состоянии , выдавая ошибку «чек» на панели приборов, а машина, при этом,  ведет себя необычно. Мотор у неё может троить, то тяга пропадает, то опять все возвращается, лампочка «чек» может периодически загораться. Одна головная боль. Мало того, не понятно, может, в какой-то момент, мотор вообще заглохнет и придется вызывать эвакуатор. Не каждый мастер-электрик найдет проблему, такой сканер с программой, что четко покажет ошибку, не везде есть.

Принцип работы клапана EGR и системы рециркуляции отработавших газов

EGR дословно, это Exhaust Gas Recirculatiоn, или Система рециркуляции отработавших газов, предназначена уменьшить токсичность выхлопа, в первую очередь убрать оксид азота – самый токсичный гад в выхлопе автомобиля.

Работа клапана, с одной стороны, довольно проста. Он возвращает определенную часть отработавших газов во впускной коллектор, они, оказывается, могут еще пригодиться. Далее, эти газы смешиваются с воздухом и топливом, и отравляются, опять, сгорать в цилиндрах, и так по кругу.

Некоторые специалисты и умельцы, в гаражных СТО, научались изымать из системы Клапан EGR, но проблема в том, что получается это далеко не у всех, и часто проблемы возникают опять. Только уже «ловить новый чек» приходится в другом месте. Клапан EGR , это как «аппендицит у человека», когда-то сказал мне один опытный механик. Без него можно жить, но лучше когда все работает без операций.

Вся проблема в том, что на клапан EGR подвязано огромное количество всевозможных датчиков,  дроссельная заслонка и расходомер. Они все работают как единый организм и перенастроить на корректную работу их, при изъятии датчика, могут только лучшие специалисты, которые, кстати, делать это не рекомендуют.

Парадокс, но как раз хорошие механики, рекомендуют не избавляться от клапана EGR, а покупать новый. Только в таком случае можно быть уверенным, что мотор будет работать нормально.

Важно! Обычно, проблема с EGR диагностируется на прогретом двигателе, потому что «на холодную» в работу он не вступает. Поэтому, если мотор у вашей машины глохнет в не прогретом состоянии, то подозревать проблему с EGR нужно не в первую очередь. Клапан EGR чистить бесполезно. Если и будет результат, то кратковременно. Самый лучший способ вернуть полноценную жизнь мотору – замена клапана EGR, благо сейчас появились вполне достойные производители, на замену дорогому оригиналу.


Плюсы и минусы двигателя FSI


Тоже по теме:

Двигатели VAG 1.2 TSI: проблемы, неисправности и ресурс

Какие надежные запчасти, а какие нет. Рейтинг надежности автозапчастей

Шаровая опора подвески автомобиля: конструкция и причины износа

blog.autonovad.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *